Предварительный усилитель Dynavox TPR-1: моя первая лампа

ТEКСТ: Комментарии (42)
77.48 дБ
Предварительный усилитель Dynavox TPR-1: моя первая лампа

Решение попробовать ламповый предварительный усилитель у меня возникло, когда я столкнулся с тем, что мой усилитель Atoll IN 100SE заиграл заметно интереснее, после включения в тракт предварительного усилителя. Причем я не скажу, что Atoll играет плохо — у него много положительных качеств, как динамика, точность и контроль АС, но высоким немного не хватает воздуха. Возможно именно поэтому его рекомендуют в пару акустике с ленточными твитерами, но это тема для отдельного разговора. А сейчас пойдет речь, что я решил попробовать именно ламповый предусилитель.

С лампой до этого я дела не имел, поэтому было особенно интересно попробовать. Покупать что-то дорогое не хотелось, а Dynavox отвечал моим требованиям, к тому же его рекомендовал один хороший знакомый. Мало того, конструкция этого Dynavox так и напрашивается на апгрейд, но об этом позже.

Конструкция

В предварительном усилителе — аж три лампы 6N3, которые представляют собой не что иное, как китайский вариант наших 6Н3П. У преда четыре входа, выход на запись и два регулируемых выхода. Три входа переключаются с передней панели, а вот четвертый, подписанный как Line, идет напрямую, минуя регулятор громкости и переключатель входов, сразу на среднюю лампу, которая выступает в качестве лампового буфера.

Dynavox TPR-1, вид спереди

Регулируемых выходов тоже не один, а два. Один выход обозначен как А, и сигнал на него идет с одной из ламп — на каждый канал используется своя лампа. Второй выход обозначен как F, и сигнал на него дополнительно проходит через третью, среднюю лампу. На этот же выход нужно подключаться в случае использования преда как лампового буфера с входа Line.

Конструкция корпуса аппарата выполнена в классическом дизайне для ламповой техники. Корпус крепкий: под пальцами ощущается металл, а не фольга. На борту — два трансформатора. Один обеспечивает рабочее напряжение лампы в 310 В, а второй — напряжение накала. Предварительный усилитель получился довольно увесистым — 7 кг. Вообще, при внешнем знакомстве остаются приятные впечатления. С одной стороны, понятно, что вещь бюджетная, а с другой — видно, что сделано все качественно, и поставить в стойку с аппаратурой это изделие не стыдно.

Прослушивание

Для прослушивания я использовал свой сетап: усилитель Atoll IN 100SE, источник Oppo 101 CI и акустику Arslab Emotion 1.5 SE.

Подключение к усилителю с выхода А

Звук, который дает этот пред, можно охарактеризовать, как светлый. Сразу после включения была некая колючесть в СЧ-диапазоне, но по мере прогрева ее становилось меньше. Бас не очень глубокий, но достаточно фактурный. В сравнении с Atoll — чуть меньше верхнего баса и нижней середины. Зато ВЧ стали заметно живее, и появилось больше воздуха. В случае с Atoll был лишь намек на звучание инструментов в верхнем диапазоне: они как бы играют на втором плане, и их присутствие можно не заметить — здесь же это присутствие становится более явным, и можно услышать больше нюансов.

Dynavox TPR-1, вид сзади

Звук и в целом приобрел большую живость, присущую лампе. Сцена стала шире, но с меньшей глубиной. К колонкам звук не привязан. Слушал я самые разные жанры, и лучше всего удаются легкие. Джаз, вокальные партии, блюзы — звучат интересно. Рок и тяжелые направления несколько теряют в основательности — не хватает «мяса» — но при этом с энергетикой все в порядке, и нет ламповой медлительности.

Подключение к усилителю с выхода F

Здесь звук становится как бы плавнее и спокойнее. Появляется больше ламповой теплоты. Если с выхода А на джазе иногда возникала небольшая назойливость в звучании, например, духовых, то с выхода F этого почти нет. ВЧ более смягченные, и есть общее ощущение, что звук стал менее ярким. Может, даже и некая ламповая неторопливость тут тоже присутствует, но не явно.

Подключение как ламповый буфер

Попробовал и этот тип подключения, и вот тут меня ждало разочарование. Звук получается невыразительный и мутный. В основном, слышны лишь средние частоты, а высокие и басы пропадают. Слушать получаемый звук не интересно, хотя, возможно, этот тип подключения и может подойти, например, к цифровому усилителю с излишне резким звуком, но это уже нужно пробовать отдельно.

Достоинства: Чем мне понравился этот предварительный усилитель, так это основательностью конструкции и хорошим звуком за эти деньги. Отсутствие выраженного лампового характера и приятная уху гармоника делают свое дело. В случае, если хочется оживить звук чуточку скучного усилителя, он отлично подходит.

Недостатки: Основной недостаток этого устройства — технический, но он может испортить вам впечатление от покупки и прослушивания. Это регулятор громкости низкого качества. Во-первых, на небольших уровнях есть ощутимый перекос по балансу, а во-вторых — регулировка очень грубая. Отрегулировать нужный уровень громкости становится непросто, особенно учитывая некие дискретные положения регулятора. Хорошо хоть он и между ними фиксируется. В остальном, аппарат не вызвал никаких вопросов.

Выводы

Аппарат у Dynavox получился интересный. Он действительно может хорошо сработаться с усилителями не самого высокого класса — думаю, до 1000 у.е. — и выдать вполне приличный звук с небольшим ламповым окрасом, но без явного лампового характера. Что касается недостатков, то либо выбирайте себе экземпляр, чтобы не было разбаланса по каналам, либо вас ждет увлекательное приключение с заменой регулятора громкости и кое-чего еще — но об этом читайте во второй части теста.

77.48 дБ +

Комментарии

#

Хорошо написали! Почти как мануал)))

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

:))) Спасибо! Мануал там как раз довольно скудный и я нашёл только на немецком. Хорошо электронный переводчик есть.

- 60 дБ +
#

Сергей, спасибо за интересную статью по ламповому предусилителю DYNAVOX TRP-1!

Для своей относительно невысокой стоимости аппарат,более, чем достойный по звучанию.

Вполне понятно, что есть некоторые недочеты, касающиеся класса регулятора громкости, но при желании и умении регулятор можно сменить, например, на Алпс. Кроме этого можно поработать и над заменой проходных конденсаторов, поставить элементы более высокого класса, да и сеточные резисторы, так же имеет смысл поменять на танталовые и тогда аппарат выдет совсем на другой качественный уровень!

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

Спасибо, Алексей! Во второй части будет про замену всего, до чего руки дошли и окончательные выводы!

- 60 дБ +
#

Поздравляю с публикацией! Планируется продолжение?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Спасибо! Конечно, вторая часть же заявлена:)

- 50 дБ +
#

Обзор ништяк. Просто и лаконично

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Старался. Спасибо!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Краткость-сестра таланта!

- 50 дБ +
#

Спасибо. Ждём вторую часть. Всегда интересно читать практиков :)))

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Вторая в процессе:)

- 50 дБ +
#

Отлично! Лампа наше всё! Сам хочу переехать на лампу! Только на авторскую.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Да уж. Лампа - это интересно :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Вы хотите приобрести авторский ламповый предусилитель, или ламповый усилитель мощности? Или и то и другое?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rolanddark #

И то, и другое!)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Могу предложить Вам и то и другое, авторское :). Как с Вами связаться?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rolanddark #

Автор для аппаратуры уже выбран. Я слушал его изделия и преклоняюсь перед этим Мастером.

- 50 дБ +
#

Благодарю. Очень интересно и познавательно. Ожидаю продолжения...

- 50 дБ +
#

понравилось про ламповый буфер, спасибо за опыт

- 50 дБ +
⇡ в ответ @OZ #

Да эта схема есть в интернете. Пользовался ей, но она имеет некоторые неточности. Во второй части я выложу исправленный вариант.

- 50 дБ +
#

И лампы поменять

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Чуточку терпения и про лампы тоже расскажу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Большое спасибо за статью! Актуально, тоже хочу попробовать ламповый предусилитель. Точнее он у меня был, брал у знакомого, понравилось. Интересный звук был. Вообще очень благодарен Leo и Alex за "наводку" в лампу. После того как попробовал T.A.C. 34 хочу приобрести хороший ламповый усилитель в качестве альтернативного варианта. Буду ожидать вторую часть.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

Да, это интересный опыт. С удовольствием поделюсь всем, что смог узнать и выяснить по данному устройству.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

Отличная идея! Кстати, у Dynavox есть такой "рояль в кустах"!!! DYNAVOX VR-20 Black

Рекомендую послушать! Уверен, будете очень приятно удивлены.

- 53.01 дБ +
#

Зачёт!!!

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Спасибо! :) Катя, это и благодаря тебе!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Ну может капельку :)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Доброе утро Сергей,поздравляю Вас с входом в ламповый мир!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex_el34 #

Спасибо!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Наслаждайтесь.....!У Вас в впереди еще много будет открытий чудных.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex_el34 #

Это точно:)))

- 53.01 дБ +
#

хотите хороший звук, поменяйте лампы на TungSol 2C51 (aka 396) black anode

или на 6H30Pi EH GOLD

- 50 дБ +
⇡ в ответ @slava_jazz #

думаю это лишнее

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leo #

нет конечно. еще с5 и шунт к нему поменять и всё, нормальное устройство получится

- 50 дБ +

Шунт там знатный

- 50 дБ +
#

Интересный эксперимент. Спасибо, что делитесь опытом. Интересно будет почитать как замена различных элементов данного аппарата будет влиять на звук.

- 50 дБ +
#

Уточните пожалуйста, каким образом Вы подключали данный усилитель "как ламповый буфер". Судя по опубликованной здесь схеме усилитель имеет два выхода - А - с анода лампы V2 и выход F - катодный повторитель на лампе V3. А "ламповый буфер" - это куда? :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rolanddark #

а это внимательнее читать. Схема имеет неточности. В обзоре написано "куда" :)

Вы правы в том, что буфер получается неправильный.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Да, действительно, в Вашем обзоре сказано, что буфер - это с входа Line на выход Rec out. Просто на опубликованной здесь схеме нет таких входов/выходов, поэтому я и попросил уточнить.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rolanddark #

и снова нет, буфер - это с входа line на выход F. Rec out же, как и должен, является сквозным каналом с любого из скоммутированных входов.

- 50 дБ +
#

а катодные резисторы они принципиально не шунтируют?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.