Все проекторы, что мы описывали до этого момента, можно условно назвать «гражданскими», потому что они рассчитаны на камерные домашние системы и залы на 3–5 человек. Но Wolf Cinema TXF-4000 MKII — не такой. Он для тех, кто хочет себе личный, но большой кинотеатр. Как в мультиплексе, но High-End-уровня.

Думаете, такие заказы — редкость? Отнюдь! Во множестве домов к западу от Москвы найдется помещение метров 70–80 под кинозал. И в такие помещения владельцы домов хотят экраны дюймов 200, не меньше, потому что даже экраны в 150 дюймов по диагонали в таких залах выглядят недомерками. А для двухсот дюймов, да еще и со звукопрозрачным полотном нужен проектор с потоком никак не меньше 5 000 люмен. А если хочется и есть возможность поставить экран еще большего размера? Тут уж нужен проектор с потоком 8–10 тысяч люмен, не меньше, потому что в зале будет еще присутствовать подсветка проходов — иначе в нем совсем некомфортно будет ходить.

Проблема в том, что проекторов с таким потоком (яркостью) и качественным изображением не просто мало, а чрезвычайно мало. Большинство производителей аппараты с потоком больше 5 000 лм настраивают под всякие коммерческие проекты: обратная и прямая проекция на выставках, в театрах, на концертах — в общем, не для показа кино в затемненных залах. Для настоящих мультиплексов и больших коммерческих кинотеатров используются другие модели — значительно более яркие, которые для домашних проектов излишни.

В итоге, в мире существуют единицы производителей (одной руки для пересчета хватит с запасом), выпускающих столь яркие и, одновременно, приспособленные к бытовым условиям модели. Под бытовыми условиями в данном случае понимаются коммутация с медиаплеерами, относительно небольшой шум вентиляции при работе и, конечно, соответствие современным стандартам вроде поддержки 4К-видео с HDR разных форматов — ведь коммерческим моделям это, по большей части, не нужно.

Задняя панель целиком отдана под вентиляционную решетку. Именно сзади проектор засасывает воздух для охлаждения, поэтому ставить его вплотную к стене категорически не рекомендуется

Но проекторы со всеми этими свойствами, которые при этом еще и выглядят прилично и, что называется, на свои деньги, выпускает сегодня по сути одна компания — американцы Wolf Cinema.

Это только кажется, что для проектора не имеет значения его внешний вид. На самом деле далеко не всегда его можно спрятать в нишу, «кинобудку» позади зрителей или красивый бокс на потолке, потому что мощный проектор — это, прежде всего, огромный проектор. Например, данный Wolf Cinema TXF-4000 MKII внешне, если судить по фотографиям, мало отличается от других моделей фирмы, о которых мы не раз писали. На деле же сходство дизайнерских решений и отделки при очной ставке замечаешь во вторую очередь. А в первую — его размеры. Он в высоту больше 25 см! А в длину, то есть глубину — 66! Он весит почти 55 кг — и в этом не возникает никаких сомнений. Однако из-за дизайна, точеных панелей и дорогой отделки массивность не пугает, а скорее вызывает уважение.

Все разъемы расположены на боковой панели. Среди них есть и экзотические SDI - интерфейс, по которому передается непреобразованный видеосигнал. Жаль, что плееров с таким выходом больше не достать

Почему же он такой большой? Ведь сейчас применяются новые технологии, которые, по идее, все делают более компактным. Однако думать так — по меньшей мере наивно. От физики не уйдешь. 10 000 ANSI-лм — это не только высокая яркость даже на пятиметровом по ширине экране, но и очень мощное тепловыделение. Wolf Cinema TXF-4000 MKII, к примеру, тоже использует современные технологии — лазерно-фосфорный источник света, но столь мощный, что требует внушительной системы вентиляции, которая и делает его таким большим.

Более того, столь мощный световой поток требует применения и других элементов с большими размерами. Даже чипов! Скажем, в отличие от недавно рассмотренного Wolf Cinema TXF-500, здесь применяется другая сборка — один 0,66-дюймовый DMD-чип с одинарной системой XPR, с помощью которой на экране и формируется 4К-изображение. Более компактная сборка с 0,47-дюймовым чипом и двойной системой XPR, которая применяется в бюджетных проекторах, просто не выдерживает столь высоких световых потоков и банально плавится.

Объектив достаточно легко заменить другим, но дорого

Оптическая система тоже адаптирована к большому световому потоку и проекции на большие экраны. В ней все элементы, включая все линзы объектива, изготовлены только из минерального стекла, а детали крепления, включая тубус и регулировочные кольца — только из металла. Пластиковые бы испортились после продолжительной работы, да и искажения на больших полотнах были бы видны невооруженным глазом, поэтому только стекло и металл. Естественно, все регулировки оптики сделаны моторизованными и управляются с пульта. И конечно, при заказе оговаривается, какой именно объектив будет установлен на проектор: широкоугольный, средний или дальнофокусный.

Лишь в плане коммутации этот проектор больше напоминает «гражданские» модели. Только наличие Display-Port говорит о том, что его корни — из профессионального сектора. Но вряд ли он станет основным разъемом для подключения. Эту роль будут выполнять входы HDMI. Их два, оба версии 2.0, но поддерживают лишь прием 10-битного 4К-видео с HDR — по крайней мере, с нынешней версией прошивки. Впрочем, на воспроизведение любых фильмов с Dolby Vision и HDR10+, то есть c 12-битным видео, это никак не влияет. Проектор производит ремаппинг, то есть коррекцию яркости, и в итоге фильмы отображаются, как и должны — с нормальными светлыми градациями и без провала в тенях.

Все линзы из минерального стекла и с просветлением

«Улучшайзеров» для обработки динамичных сцен нет, поэтому движения в кадре отображаются максимально естественно без эффекта мыльной оперы и без нарочитого смазывания, которое иногда вводят для подчеркивания «положительных» свойств «улучшайзеров». В DLP-технологии используются чрезвычайно «быстрые» матрицы, поэтому такая обработка и не нужна.

А вот с цветами на изображении не все однозначно. Если смотреть проектор с заводскими настройками, выставив по привычке лишь понравившийся — скажем, нейтральный цветовой режим или «Кино» и теплую цветовую температуру в меню — то и насыщенности явно будет не хватать, и реальная температура будет далека от «теплой». Дело в том, что проектор настроен для реализации максимальной заявленной яркости, в чем нет ничего необычного — так делает большинство производителей. Но у этого аппарата яркости — с запасом, поэтому его можно и нужно калибровать, закачав с помощью профессионального ПО свой цветовой профиль, и тогда характеристики придут в норму. Охват, правда, не станет эквивалентен BT.2020, но rec.709 точно покроет, что для столь яркого аппарата — очень достойный результат.

Измерения

Все замеры проводились вне стен лаборатории в офисе компании «Техинтерьер», поэтому абсолютные данные не стоит напрямую сравнивать с замерами, сделанными в других помещениях. В данном случае показательны относительные результаты измерений.

Экран для первоначальной настройки использовался с коэффициентом отражения 0,8, диагональ — 110 дюймов. Помещение полностью затемнялось. Чтобы по максимуму исключить влияние полотна и помещения на результаты, проводились измерения не отраженного света, а «в потоке», при этом датчик располагался по центру изображения.

Чтобы получить приемлемое отображение градаций яркости на краях динамического диапазона в таких условиях, был выставлен на минимум режим работы лазера и деактивирована система динамического управления яркостью. При этом яркость белого фона составила — внимание! — 2400,3 кд/м2! Это абсолютный рекорд яркости, измеренный нами в ходе работы за всю историю Stereo&Video. Соответствует потоку примерно в 6 300 лм. Уровень черного при этом закономерно получился также высоким — 2,123 кд/м2.

Несмотря на столь впечатляющие характеристики, все градации отображаются корректно, а гамма идеальна — 2,22.

Цветовой охват при заводских настройках и выставленном нейтральном цветовом профиле по площади не превышает стандарта rec.709 и смещен в синюю зону.

Крайняя точка синего попала на край локуса — это реакция датчика на когерентный свет лазерных диодов. Крайняя точка красного — внутри локуса, а значит, когерентного красного излучения в источнике света нет.

Цветовой баланс с вышеописанными настройками и выставленной «теплой» цветовой температурой выглядит так:

Реальная цветовая температура при этом составляет примерно 9000К в среднем по диапазону. То есть калибровать проектор нужно однозначно.

Выводы

Wolf TXF-4000 MKII — фактически, безальтернативный вариант на сегодняшний день, если нужен очень яркий, но красивый проектор в кинозал с экраном дюймов 200–250 по диагонали. Все остальные либо не столь мощные, либо выглядят так, что их нужно однозначно прятать от зрителей.

Шикарный дизайн, поддержка HDR, высокая яркость, большой срок службы источника света.

Цена

71 000 долларов

Технология проекции: один 0,66-дюймовый DMD-чипсет Texas Instruments

Разрешение на экране: 3840x2160 пикселей

Объективы: 6 на выбор, с моторизованной регулировкой и проекционным соотношением 0,85-10,15:1

Сдвиг линз: по вертикали ±70%, по горизонтали ±30>#/p###

Источник света: лазерно-фосфорный BluHD с двумя типами диодов: синими и красными, ресурс до 30 000 ч

Диагональ изображения: от 100 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 10 000 ANSI-лм

Динамическая контрастность: 2 000 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 3840 x 2160/60p, HDR10

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/60р

Входы/выходы: 2 х HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (10 бит), DisplayPort 1.4, Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный)

Акустический шум: 32 дБ в экономичном режиме работы

Габариты: 65,5х58х25 см

Вес: 55,4 кг