В каталоге акустики Tannoy более ста моделей — от портативной акустики до профессиональных студийных мониторов. Но стоит только упомянуть название Tannoy, как люди, знакомые с этой маркой, тот час же представят крупные колонки в ретродизайне с большими динамиками Dual Concentric. Неудивительно, что колонки GFR 90 выполнили именно в таком стиле. Это юбилейная модель, посвященная 90-летию фирмы — в 1926 году инженер Гай Фонтейн (Guy Fountain) основал Tannoy.

Верность традициям

Технологическую базу линейки Tannoy заложили в 1948 году в момент создания первого коаксиального излучателя Dual Concentric. Сегодня коаксиальным динамиком сложно удивить, но тогда это было новаторство в чистом виде. Производители понимали, что одним широкополосным драйвером не обойтись и приходилось делать многополосные системы, однако возможности по созданию кроссоверов и излучателей в то время сильно отличались от современных.

Сейчас с помощью компьютера несложно спроектировать точный кроссовер, рассчитать корпус, но тогда проектирование акустики не сильно отличалось от изготовления музыкальных инструментов — многое делалось на слух. Согласовать динамики путем объединения их акустических осей было не менее сложно, но зато таким образом снимается значительная часть проблем, эффективно выравнивается фазовая характеристика и контролируется дисперсия. Нужно лишь поработать над линейностью АЧХ.

Дорогая деревянная мебель и соответствующий интерьер должны окружать GRF90 со всех сторон. В современном дизайне они будут смотреться инородным предметом из прошлого

В течение прошедших с тех пор 70 лет разработчики времени даром не теряли и значительно продвинулись в развитии собственной технологии. Сейчас технология Dual Concentric используется в различных моделях Tannoy от сравнительно недорогих комплектов для домашнего кинотеатра до суперакустики Kingdom Royal. Юбилейная модель GRF90 призвана продемонстрировать технологическое наследие компании и фирменное звучание в том виде, каким мы его помним по винтажным моделям Tannoy.

История и технологии

Здесь стоит сделать лирическо-техническое отступление с тем, чтобы объяснить, о чём конкретно идёт речь. Если вам приходилось слышать, как звучит ламповая радиола, вы наверняка помните удивительную гармоничность и выразительность звучания на средних частотах и вкусный, бархатистый верхний и средний бас. Одна из причин — ламповое усиление, другая — большие широкополосники с диффузорами из бумаги. Даже современные бумажные динамики звучат тембрально богато, и такой звук сложно получить с другим материалом диффузоров. Тот факт, что один излучатель воспроизводит весь слышимый диапазон, избавляет конструкцию от кроссовера и сопутствующих этому проблем с согласованием полос. Таким образом, производители добивались достойного качества в основном диапазоне частот, на который приходится большая часть музыкальной информации. И именно с такого звука началась история домашних аудиосистем высокого класса качества.

Шильдик GRF90 это обязательный признак юбилейной модели. GRF — инициалы основателя компании Гая Ричи Фонтейна, а 90 — возраст компании Tannoy, основанной в 1926 году

Индустрия High-End-аудио развивалась, появилась многополосная акустика с динамиками из современных материалов, по механическим свойствам превосходящих бумагу. Новая музыка и новые стандарты звукозаписи требовали глубокого баса, большего количества верхних частот, большей динамики, но при этом ещё и компактности, соответствующей новым требованиям дизайна. Эта гонка в духе «быстрее, выше, сильнее» привела к тому, что год от года акустика становится стройнее и сложнее технически. Бумагу сменил полипропилен, металл, кевлар и другие современные материалы. Изменился и сам подход к созданию акустики, акценты сместились в сторону буквально математической точности и нейтральности звучания. Производители отошли от старого винтажного звука, возможно, не точного, но волнующего, вызывающего у слушателя эмоции. И именно эти старые традиции компания Tannoy смогла сохранить и развить в линейке акустики Prestige.

Классический подход и криогеника

Отмечу, что сохранение традиций — не пустая маркетинговая фраза, а справедливое и заслуженное описание конструкции акустики серии Prestige. У колонки большой корпус объемом 210 литров — раньше только так добивались глубокого баса и масштабного мощного звука.

Корпус изготовлен из берёзовой фанеры с использованием элементов, сделанных из ДВП высокой плотности, и отделан натуральным шпоном ореха. С какой стороны ни взгляни — современной эта модель не выглядит, а похожа скорее на идеально отреставрированную винтажную мебель. В комплект поставки входит даже специальный воск, которым время от времени надлежит натирать поверхность корпуса для защиты натурального отделочного материала от агрессивной внешней среды.

ВЧ излучатель спрятан глубоко в узком медном рупоре за решеткой, напоминающей крышку солонки или перечницы

Конус коаксиального излучателя изготовлен из бумаги, его подвес — гофрированный тканевый. По схожей технологии делали динамики 50 и даже 70 лет назад. Магнит — редкоземельный из сплава альнико (AlNiCo). Этому типу магнитов приписывают рельефное и музыкальное звучание, лучше традиционных ферритовых. Высокочастотное звено — самая технологичная часть коаксиального излучателя. 52-мм купол из алюминиево-магниевого сплава расположен в глубоком тоннеле-волноводе с названием PepperPot, оригинальная рассеивающая решетка которого напоминает крышку солонки или перечницы.

Бумажный диффузор диаметра 300 мм работает в широком диапазоне частот. Обычно крупным драйверам доверяют самый нижний бас, реже — спектр до 250-300 Гц. Но у Tannoy GRF90 основной излучатель охватывает и часть среднечастотного диапазона. Частота раздела кроссовера составляет 1,1 кГц и крутизна среза фильтра при этом сравнительно невелика — на НЧ и ВЧ работают фильтры 2-го порядка с плавным спадом 12 дБ на октаву.

Дополнительная пятая клемма используется для заземления акустики

Кроссовер собран из тщательно отобранных элементов. Благодаря тому, что конструкция колонки простая, каждый компонент и каждая деталь, через которую проходит звуковой сигнал, влияют на звучание. В конструкции кроссовера используются конденсаторы ICW ClarityCap МС (сделаны по спецификации Tannoy), катушки индуктивности с многослойными сердечниками, обладающими малыми потерями сигнала, и мощные толстоплёночные резисторы. Присутствуют два регулятора частот: первый поднимает или опускает отдачу ВЧ излучателя целиком, а второй дает плавный подъём или спад ВЧ с отметки 5 кГц и до предела возможностей твитера. Сама процедура регулировки сводится к перестановке специальной резьбовой шпильки из одного отверстия в другое. Внутри корпуса она замыкает соответствующие контакты.

Полированная медная панель с регуляторами АЧХ слегка просвечивает сквозь гриль

Было бы несправедливо забыть о главной технологической «фишке» Tannoy — криогенной обработке кроссовера. Он в буквальном смысле замораживается до сверхнизких температур, что, по мнению инженеров, положительно сказывается на звуке. За неимением криогенной установки полезность такой процедуры сложно проверить, но можно предположить, что эффект действительно есть.

Высшее общество

Внешность акустики вызовет если не благоговейный трепет, то, по крайней мере, уважение опытного аудиофила. Корпус большой, на его фоне даже модель Canterbury выглядит довольно скромно. Натуральная отделка и классический дизайн обязывают к соответствующему интерьеру и атмосфере. Невольно ищешь глазами пышные кресла с резными ножками в викторианском стиле и столик с припасённой бутылкой 12-летнего односолодового виски. Электронику, разумеется, тоже следует ставить равную: нечто тёплое, ламповое, винтажное, обязательно аналоговое.

В этом тесте компанию GRF90 составил комплект McIntosh с аналоговыми зелёными индикаторами и стрелками. Тот факт, что слушали мы вовсе не винил, а цифровой CD, оставим за скобками, так как визуальная составляющая соответствовала образу на все 100%. Техническая тоже: двухсот ватт на канал при долговременной мощности акустики 140 Вт и чувствительности 95 дБ хватит, чтобы устроить ураган в отдельно взятом помещении.

Для понимания габаритов акустики: размеры звукопоглощающих панелей на стенах 50х50 см

Тот факт, что крупным и мощным колонкам нужно помещение большого объема, понятно, думаю всем. Но не всем очевиден другой факт, а именно: фирменный коаксиальный излучатель, пусть он и точечный источник звука, имеет узкое рассеивание звуковой волны — по паспорту всего 90 градусов. Поэтому звучание в точке фокуса и вне её получается разным. Касается это, в первую очередь, верхних частот, ведь узконаправленность обусловлена глубоко запрятанным твитером.

По факту же нельзя сказать, что звук вне VIP-зоны получился хуже. На мой взгляд, даже наоборот: из-за того что в точке фокуса больше высоких частот, звучание получается острее и начинаешь невольно вслушиваться в аудиофильские тонкости, искать нюансы. Находясь вне точки легче сосредоточиться на музыке, эмоциях, и слушать не то, как твитер справляется с воспроизведением хай-хэта, а как точно барабанщик играет свинговый ритм, и насколько гармонично на него ложится непринужденный вокал великого Фрэнка Синатры. Это натолкнуло меня на мысль, что регуляторы частот на фасаде акустики полезны — с их помощью акустику подстраивают под разную музыку, можно смещать акценты с высоких на средние частоты и наоборот.

Наиболее любопытен тот факт, что даже при сильном смещении относительно точки фокуса остаётся вполне естественное ощущение звуковой сцены. В большинстве случаев уход из VIP-зоны приводит не только к искажению тонального баланса, но и к полной потери ощущения объёма и глубины, а в случае с GRF90 можно довольно свободно перемещаться по комнате и не теряя при этом масштаб и пропорции звуковой картины.

Бумажный диффузор на тканевом подвесе — абсолютная классика, а как изыскано оформлен фланец динамика!

Что же касается воспроизведения баса, здесь у меня сложилось ощущение, что даже большой и подготовленный шоурум оказался не в полной мере готов к поведению акустики на средней громкости. Бас был живой, бархатистый, тёплый, буквально обволакивающий со всех сторон, но при увеличении громкости ему словно не хватало места в комнате, хотелось расставить акустику пошире, отсесть подальше, включить погромче и ощутить его в полной мере. Это вопрос потенциала, до полного раскрытия которого добраться мне не удалось. Не менее удивительна обратная ситуация, когда акустика играет негромко. Сложно поверить в то, что такие монстры способны играть аккуратно, тонко и деликатно.

Отмечу рельефную и быструю середину, смягчёный верх (при условии установки регуляторов в «ноль») с естественной передачей нижней части ВЧ-диапазона и насыщенный, размеренный бас. Сцена выстраивается кучно и не выходит за пределы стереобазы.

Наедине с музыкой

То, что Tannoy Prestige — акустика атмосферная и жанровая, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. Однако за время прослушивания я постарался пройтись по разным музыкальным направлениям, включая современные, требующие от акустики иных талантов.

Априори GRF90 красиво играет вокал и классику. Будь то старый альбом Фрэнка Синатры или последний релиз Норы Джонс, можно быть уверенным в полном погружении в атмосферу и настроение записи. Чем выразительнее и эмоциональнее исполнение, тем эффектнее оно прозвучит. Песня «Only a woman's heart» Элеонор МакЭвой (Eleanor McEvoy) играет живо, ощущается и нежность, и печаль. Фразы оседают медленно, словно осенние листья, и сложно сдержать скупую мужскую слезу.

Мемориальная табличка не просто несёт на себе перечень технологий, но и напоминает откуда эта акустика родом. Серию Prestige по-прежнему делают в Великобритании

На знаменитом дуэте Лучано Паваротти и Лючио Далла — «Caruso», голос Далла звучит утонченно, игриво, мелодично и порывисто, заставляя, затаив дыхание, следить за мельчайшими оттенками и нюансами исполнения. Четкий, прямой и пронзительный вокал Паваротти буквально пришивает к креслу. После прослушивания в душе словно что-то меняется. Похожие ощущения я получал на живых выступлениях и замечу, что при прослушивании записи такая полнота эмоций передаётся крайне редко.

Симфоническая классика звучит выразительно и впечатляюще. «Фантазия Кармен» в исполнении Anne-Sophie Mutter звучит тонко, нежно, чувственно. Скрипка играет мягко, без характерной для этого инструмента резкости на высоких частотах. Подача композиции располагает к созерцательному прослушиванию, хочется неспешно наслаждаться каждой нотой.

«Солдат фортуны» Deep Purple — это увлекательное прослушивание даже не с самых первых звуков голоса, а с первого выдоха, который отчетливо слышно до того как запел Дэвид Ковердейл. Композиция удерживает внимание до последнего звука.

Однако опыт прослушивания тяжелой музыки показался мне не столь успешным: в композициях Black Sabbath чуть не хватило быстроты и напора, хотя медленные и спокойные фрагменты играли интересно.

Не подумайте что на переднем плане какая то современная модель. Эти фазоинверторы принадлежат GRF90

Если бы перед прослушиванием Tannoy GRF90 я добыл стакан виски со льдом, то прослушивание Горана Бреговича непременно обернулось бы расплескиванием напитка. Согласитесь, слушать зажигательные балканские ритмы, сидя с каменным лицом, просто невозможно. Так и хочется пуститься в пляс со стаканом, как это делает на концертах сам маэстро! Что удивительно — аудиофильская составляющая исполнения танцевальных хитов Бреговича имела некоторые вопросы: духовая секция недостаточно четкая и разборчивая. Но при этом энергетика и драйв хлещут через край, и звучит альбом по-балкански разухабисто и весело.

В заключении включил композиции, записанные с преобладанием синтетических ритмов. АВВА удивила даже не столько красивыми голосами, сколько непривычной живостью и теплотой электронных звуков. В исполнении GRF90 аналоговые синтезаторы и драм-машины звучали тепло, округло и живо, без намёка на скучные компьютерные «петли», используемые в современной музыке.

Несмотря на то что проигрыватель винила стоящий на стойке справа даже не был подключен, впечатления от прослушивания были очень аналоговые

Ещё один вариант комбинации живых и синтезированных инструментов, дебютный альбом группы Guru Groove Foundation, порадовал ритмичностью драм-машины и естественностью вокала. Обработанные на компьютере живые инструменты сбросили налёт синтетики и прозвучали довольно естественно. Учитывая то, что альбом записывался уже по современным канонам звукозаписи, его подача оказалась непривычна —акценты сместились в вокальную область.

Итог

Акустика Tannoy GRF90 в полной мере оправдывает ожидания, которые возникают при одном только взгляде на эту модель. Звук оригинальный, вкусный, именно такой, каким он должен быть. При подборе соответствующего усилителя и источника, которые обязаны быть высшего класса, результат получится поистине впечатляющим. И последнее: эта акустика может активно нравиться или столь же активно не нравиться, но едва ли кто-то останется равнодушным.

Комфортный и объёмный звук, высокое качество изготовления

Узкий угол рассеивания, жанровость

Мощность: 140 Вт (долговременная), 20-280 Вт (рекомендуемая), 560 Вт (пиковая)

Диапазон частот: 24-27000 Гц (-6 дБ)

Чувствительность: 95 дБ

Импеданс: 8 Ом (минимальный уровень 5 Ом)

СЧ/НЧ-динамик: 300 мм, бумажный конус

ВЧ динамик: 52 мм, алюминиево-магниевый купол

Частота раздела кроссовера: 1,1 кГц

Коррекция АЧХ: наклон АЧХ на -6/+2 дБ в пределах 5-27 кГц, изменение уровня +/-3 дБ в диапазоне 1,1-27 кГц

Габариты: 1240х550х465 мм