Аудиофилы со стажем от четверти века и больше их еще не забыли. Это были полноформатные хайфайные компоненты с трудно исчислимым количеством ползунковых регуляторов, занимающих всю переднюю панель. Со звуком они могли творить совершенно удивительные вещи, причем далеко не всегда в позитивном смысле слова. И вот — они возвращаются… Впрочем, стоп. Судить о детях по делам отцов — последнее дело. Давайте лучше внимательно вглядимся в черты абсолютно нового приборчика, казалось бы, с навсегда забытым функционалом.
Если говорить начистоту, то на излете ХХ века эквалайзеры и не думали умирать. Просто они стали эксклюзивным достоянием профессиональной аппаратуры, главным образом — студийных и концертных микшерских пультов и аппаратных стоек. А все потому, что разработчики домашней техники в едином порыве решили лишить пользователей возможности менять АЧХ на свой вкус. И в самом деле! Нарегулируют черти-чего, а потом жалуются, что крутые новейшие аппараты звучат как-то не так. Да и потом, на то он и хай-фай, что все изначально воспроизводится с высокой верностью. Одним словом, уверуйте и не лезьте руками куда не надо.
С другой стороны, в таком злостном ущемлении прав конечного пользователя действительно были серьезные резоны. Во-первых, подавляющее большинство меломанов игралось с многочисленными ползунками не из осознанного и компетентного стремления подправить АЧХ тракта, а из чистого баловства. Раз ручки есть, чего бы их не покрутить — глядишь, и музыка красивее станет.
Однако была и другая, куда более глубокая причина. Она заключалась в том, что технически несовершенные регуляторы тембра заметно снижали качество звука вне зависимости от опыта и грамотности настройщика. Росли шумы, калечилась фазовая структура сигнала, и, наконец, просто начинали хрипеть забитые пылью ползунки линейных резисторов. Неудивительно, что прекратить такое безобразие разработчики были готовы даже ценой сокращения набора компонентов в среднестатистической хайфайной стойке, а значит, и своих доходов от их продажи.
Операция была проведена блестяще, и в какой-то момент широкие меломанские массы попросту забыли не только об эквалайзерах, но даже о немудреных тембр-блоках в интегральных усилителях. Домашний саунд в массе своей сделался чуть более осмысленным и предсказуемым, однако комнаты в наших квартирах акустически совершеннее не стали, как не стали прямее и руки у некоторых звукорежиссеров, отвечающих за мастеринг музыкальных альбомов.
Одним словом, предпосылки для возвращения эквалайзера на новом витке технического развития индустрии имеются, и первыми отважились их реализовать предводители калифорнийской компании Schiit — Джейсон Стоддарт и Майк Моффет.
Камбэк получился как бы двойным, поскольку модель Schiit Loki существовала и раньше. Несколько лет назад под таким названием был представлен ЦАП, обладавший уникальным для аппаратуры данного бренда свойством. Он был целенаправленно заточен на работу с цифровыми потоками DSD и, судя по отзывам на форумах, играл очень даже не плохо. Однако формат этот в Schiit недолюбливали перманентно, а потому, когда решили отказаться от него вовсе, то даже броское название передали другой модели. Опять же, имя Локи в германо-скандинавской мифологии носит бог плутовства и обмана, так что подобные двуличные выходки вполне в его стиле.
Маленький Локи
Несмотря на удивительный для нашего времени функционал, внешне Loki полностью соответствует линейке недорогих микрокомпонентов, в которую помимо него входят АЦП Jil, пассивный предусилитель SYS, ламповый усилитель Vali, а также связка из ЦАПа Modi 3 и усилителя для наушников Magni 3, с которыми я, собственно, и испытывал новый эквалайзер.
Компактная коробочка с отштампованным из стального листа шасси и нарочито грубо шлифованной крышкой (она же передняя панель) выглядит знакомо и привычно, так что особое внимание на себя обращает лишь необычный набор из четырех одинаковых алюминиевых барабанчиков. Собственно, с их помощью и выполняется настройка АЧХ сигнала. Рядом обнаружился рычажок полного обхода корректирующих цепей — штука для подобного устройства крайне важная. Подчеркну, что в данном случае отключение действительно радикальное — механическое реле напрямую перемыкает вход с выходом.
На задней панели все оказалось просто: пара тюльпанов линейного входа, еще пара линейного выхода плюс тумблер питания. Впрочем, один по-настоящему интересный элемент тут все же имеется. Это не коннектор, а надпись, которая гласит, что полное название аппаратика — Loki Mini. То есть в будущем не исключено появление более взрослой версии регулятора тембра. Кстати, намеки на возможность такого поворота событий обнаружились и на официальном сайте Schiit.
Зона регуляции
С точки зрения схемотехники наш герой представляет собой активный эквалайзер, единственный усилительный каскад которого собран на дискретных элементах по симметричной схеме с обратной токовой связью. Постоянная составляющая отслеживается сервосхемой, а значит сигнальный тракт избавлен от конденсаторов.
Регулировки выполняются с помощью индуктивно-емкостных фильтров переменной добротности. Если точнее, то таким образом организована обработка только на трех верхних полосах, а за самую нижнюю часть спектра отвечает емкостной гиратор — схема, способная придавать фильтрующим цепям индуктивность без применения реальной катушки. Кстати, при внимательном рассмотрении печатной платы в данном модуле был обнаружен высококлассный малошумящий операционный усилитель OPA1662 от Texas Instruments.
Ни засечки значений, ни рабочие частоты фильтров на фронтальной панели Loki не обозначены. Их заменяют пиктограммки, показывающие, за какую именно часть диапазона отвечает та или иная ручка. Выглядит лаконично и наглядно, но, с другой стороны, точно восстановить измененные значения настроек будет очень не просто.
Зоны регулировки следующие: 20 Гц, 400 Гц, 2 кГц и 8 кГц. Слово «зоны» я употребил неспроста. Дело в том, что применение пассивных фильтров переменной добротности приводит к интересной особенности — частотный диапазон каждой регулировки непостоянен, и при увеличении глубины фильтрации полоса регулируемого участка сужается. Поэтому, слегка сдвигая ручку 20 Гц, мы получаем подъем АЧХ на пару-тройку децибел в весьма широких пределах — думаю, герц до трехсот. Ну а выкрутив ее на максимум, поднимаем на 12 дБ уже куда более узкий (но все равно далеко не точечный) участок примерно до границы 50 Гц.
Очень похожая история происходит и с остальными участками регулировки, с той лишь оговоркой, что степень фильтрации у разных фильтров тоже не одинаковая. Если на краях диапазона (20 Гц и 8 кГц) глубина настройки составляет ±12 дБ, то ближе к центру (400 Гц и 2 кГц) — только ±8 дБ.
Держите себя в руках
Ну а теперь непосредственно о характере обработанного сигнала. Самое ценное свойство Loki заключается в том, что, внося коррективы в тональный баланс фонограммы, он практически не нарушает ни фазовые, ни динамические ее параметры. По этой причине музыкальная сцена не теряет прозрачности и фокусировки, если, конечно, «придавленными» не оказываются основные диапазоны ее ключевых элементов. А ведь именно деградация легкости, объема и динамики в свое время и послужила одной из главных причин изгнания эквалайзеров с меломанского Олимпа.
Отдельного реверанса заслуживают две крайние ручки, отвечающие за коррекцию на 20 Гц и 8 кГц. Даже если щедро крутануть их вправо, ни басы, ни средне-высокие частоты не начинают казаться болезненно гипертрофированными. Однако чувство меры здесь в любом случае не повредит, ведь 12 дБ — это очень много. И если появилось непреодолимое желание загнать ручку на максимум, это, скорее всего, означает, что у вас что-то совсем не в порядке или с сетапом, или с музыкальным вкусом. Одним словом, получив новую игрушку, держите себя в руках.
Меломанская вольница
А игрушка, между тем, действительно удалась. Я, например, не смог отказать себе в удовольствии переслушать с оперативной коррекцией все четыре пары оказавшихся под рукой наушников — от планарных монстров Audeze LCD-2 Classic до арматурных затычек Shure SE425. И, что характерно, меняясь от фонограммы к фонограмме, положения регуляторов никогда не застывали в центральных позициях.
Теперь осталось только понять, чего в этой меломанской вольнице больше — возможности улучшить линейность тракта, не прибегая к бесконечному перебору проводов и наушников, или банальной вкусовщины, то есть подсознательного желания сделать скорее красивее, чем правильнее. Но ответ на этот непростой вопрос каждому, понятное дело, придется искать самостоятельно.
В любом случае, я абсолютно не сомневаюсь, что в нынешней меломанской действительности эквалайзеры однозначно имеют право на существование. Во-первых, потому что в Schiit показали, какого класса саунд они могут выдавать даже при стоимости в 18 500 рублей, а во-вторых, поскольку идеальных музыкальных сетапов в реальной жизни не существует, так же как и сферических коней в вакууме.
Разумеется, ортодоксальные пуристы на это лишь криво усмехнутся и продолжат рассуждать о несовместимости темных записей с темными наушниками. Но у всех остальных теперь появился чертовски соблазнительный выбор.
Низкий уровень собственных искажений, бережное отношение к фазовой структуре сигнала, разумно подобранные диапазоны регулировки.
Деления вокруг ручек помогли бы лучше ориентироваться в изменении настроек.
18 500 рублей
Рабочие частоты: 20 Гц — 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц — 850 кГц (-3 дБ)
Макс. амплитуда вых. сигнала: 10 В (RMS, на нагрузку 10 кОм)
КНИ (20 Гц — 20 кГц): <0,002/<0,01% (среднее/любое положение регуляторов)
Интермодуляционные искажения: < 0,002% (CCIF)
Сигнал/шум: >109 дБ (относительно 1 В RMS, невзвешенный)
Взаимопроникновение каналов: -80 дБ (20 Гц — 20 кГц)
Полное выходное сопротивление: 75 Ом
Центральные частоты регулировки: 20 Гц, 400 Гц, 2 кГц, 8 кГц
Диапазон регулировки: ±12 дБ на 20 Гц и 8 кГц; ±6 дБ на 400 Гц и 2 кГц
Потребляемая мощность: 4 Вт
Габариты (ШхВхГ): 127х89х32 мм
Масса: 0,45 кг