"Викинг", Россия, 2016
Очередной исторический супер проект отечественного кинематографа, в котором поучаствовал продюсером Константин Эрнст. Первой его посмотрела мой жена в кино, вернулась одухотворенная, и поделилась впечатлениями, сказав правда, что «не очень хорошо знает историю». Передам ей слово:
«Пришел князь жениться и родителей жены убил, а невесту изнасиловал»
«При этом все махались, в грязи валялись и волосатыми бегали»
«Потом пошел в Киев на брата. Приходит, а там одни кришнаиты, брата нету. Но он нашел его и убил»
«Потом пришли печеньги. Воевать было некому, одни викинги, но они только за деньги, а денег тоже нету. Тут приплыли какие-то ромеи, и печеньги сразу куда-то подевались»
«Потом решили идти на юг, но по пути опять топорами махались и в грязи валялись. Иногда топоры куда-то улетали, и они кулаками дальше в грязи махаться продолжали»
«Приходит князь в монастырь, и монах ему начал фокус показывать. Типа исповедуйся. Тот: кораблик у брата украл, брата убил, невесту изнасиловал, родителей ее убил, потом еще много кого хорошего убил. Монах налил воду в чашу, и начал туда масло капать. Вот смотри: это ты кораблик у бата украл, это брата убил, это родителей жены убил, изнасилование не считается за грех видимо, и дальше поджигаем, пшик, и душа твоя очистилась»
Снабженный такими инструкциями к просмотру, я уже не мог смотреть этот фильм серьезно. Не «Викинг», а «КиВиНг», право слово! Но все персонажи в нем изо всех сил старались сохранять серьезное выражение лица. Основной вопрос, викинг – это кто? Главный герой, наверное, викинг и есть, поначалу служит князю Олегу, но тот показал себя полным неадекватом, и поссорился с тут же оказавшимся братом Ярополком, перерезав, ни зачем, горло его слуге. Потом драпать от брата в Полоцк, тот его сразу тоже убить захотел, поскольку неадекват такой же, но там был такой бардак, что ворота закрыли, не заметив, что приехал князь, от неожиданности он упал на колья и умер. Ярополк хотел казнить главного героя, но передумал и отпустил. Тот замыслил недоброе и переметнулся к его брату Владимиру. Владимир решил жениться на дочери полоцкого князя Рогволода, поэтому с войском из викингов больше чем полностью пришел под стены города. Затем взял курицу в руки и предложил княжне себя в мужья. Рядом дружина викингов сыпет сальными шуточками. А она ему сама гадкое со стены вещает в ответ, назвав сыном рабыни, поэтому он обиделся и пошел приступом на город прямо сразу. Давай биться, раз никак жениться. Викинги город взяли, в нем князь изнасиловал княжну, которая при этом сама и легла на пол перед ним, а родителей ее потом убил. Все это выглядит опять гадостью и неадекватом. В реальной истории никогда князь лично с курицей в руках под стеной не стоял и о женитьбе лично не беседовал, а посылал сватов, как положено. «И пришли отроки Владимира и поведали ему речи Рогнеды» - написано в летописи. На деле больше всех обиделся на это брат матери Владимира Добрыня, наставник князя. Он и победил Рогволода на поле, потом взял город и подговорил князя в ответ на оскорбление при родителях изнасиловать Рогнеду. Раз тут в фильме этот викинг трется, а больше никого нету, стало быть, он Добрыня и есть? Но нет никаких сведений о том, что когда-либо Добрыня служил его брату Олегу. Добрыня Никитич, богатырь русский – викинг? Хехе. На деле ситуация была немного хуже. Рогволод в усобице братьев примкнул к Ярополку, и дочь хотел выдать за него замуж, но тут Добрыня приперся с войском и не срослось. Скорее всего, это был этап военного похода на Киев, а тут все выглядит, как будто Владимир все решает спонтанно, на месте. Да еще хлебнув отвара мухоморов вместе с викингами. И вообще, в таких делах обычно мнение дочери не особенно спрашивают, тут политика.
Дальше большая часть экранного времени отведена деяниям православного святого князя Владимира, которого сыграл Данила Козловский. Викинг тут иногда вылезает откуда-то, и предлагает что-то типа «давай князь совершим какую-нибудь подлость» или «давай кого-нибудь убьем, что ли, а то скушно». Прибыв в Киев, они там никого не застают, кроме зачем то лысых языческих священников, которые, и правда, смахивают на кришнаитов. Почему их так изобразили, не понятно. Ярополк куда-то утопал с дружиной, зато его беременная жена приехала «домой», где никого нету, и внезапно попала к Владимиру. Киев того периода, по мнению кинематографистов, напоминает острог, размещенный на голой равнине рядом с холмом (никто так цитадели не строит, всегда на холме). Все еще и дымится, зачем-то. Вокруг голая степь до горизонта. В «Повести временных лет» об основании Киева читаем «и стоял вокруг бор велик», а не пустыня. За века все деревья в округе спилили? Почему тогда дома и стены из бревен, а не из глины? Деревенька на берегу Днепра больше напоминает курортные коттеджи в Тайланде, чем русскую деревню, у нас обычно так не строили. При этом вокруг Киева сухая степь, лето, жара, а внутри частокола грязища по колено. Как такой свинарник развели, не понятно.
Ярополка подло убили, и один его военачальник решил отомстить, для чего сговорился с печенегами, пообещав незнамо что. Печенеги напали на Киев, и ту выяснилось, что защищать его некому. Под началом князя Владимира, теперь Великого, раз он последнего брата убил, рота ополченцев под началом взятого напрокат у убиенного Ярополка воеводы-христианина, и полроты викингов, которые драться не хотят, а хотят денег. И тут женщины тоже решили добавить своих украшений, чтобы помочь князю в святом деле. Родителей он убил у одной, мужа у другой, но они за него готовы до конца стоять и себя отдать целиком. И вообще, в фильме даже есть эротическая сцена с Рогнедой (!), при этом актриса, как положено, голышом, а Козловский почему-то в кальсонах. Хорошо, хоть лыжи снял. Рогнеда же то зарезать пытается, то пылает страстью, то опять зарезать пытается. В общем, сплошные чудеса.
Положение становится критическим, потому что печенегов отогнать не удается, но тут приплывает иноземный корабль «ромеев». На парусах мальтийские кресты, можно подумать, что это крестоносцы-госпитальеры приплыли. Оказывается – византийцы. Почему «ромеи», тоже не понятно, на Руси всегда их именовали «греки». И ситуация сразу разрулилась, печенеги куда-то подевались, зато ромеи привезли зачем-то князю чемодан денег. Но князю этого мало, он хочет себе сестру императора Анну в жены (Ларысу Иванну хачу). После согласия на брак, он радостно объявляет: все, посылайте гонцов во все города, идем на Корсунь! И народное ликование. Хотелось спросить: ты что, грезишь, князюшка? Какие города, ты только что отмахаться от печенегов не мог, некем было! И получается, греки привезли сундук золота только затем, чтобы князь на него нанял войска для взятия их же города! Логики во всем ноль. Как водится, тут сценаристы свалили все в одну кучу. Владимир стал князем Киевским в 978 году, в 988 крестился, и вроде бы только спустя три года пошел на Корсунь, но тут мнения историков расходятся. Прошло 10 лет в Киеве, а не пара недель, как кажется по фильму! Причины этого похода до конца не понятны. Зато известно, что император византийский Василий II заключил союз с Владимиром против восставшего военачальника Варды Фоки. Владимир прислал ему в помощь пеший отряд в 6000 человек, и повстанец был побежден. Так сундук денег становится понятен, да? Но в фильме об этом ни слова. На Корсунь же поход был то ли потому, что город примкнул к повстанцам, то ли император не хотел выдавать Анну за князя замуж, а после взятия стал сговорчивее, и Корсунь получил назад. Нападение же печенегов на Киев было много позже, в 997 году.
При взятии Корсуни действительно житель Анастас послал стрелу с запиской, что надо перекрыть водопровод, а так осада шла от 6 до 9 месяцев (в фильме максимум неделю). Позже предатель стал попом у Владимира и участвовал в крещении Руси. Никаких данных о том, что в этом лично участвовала бывшая жена Ярополка, нет. Сама же откопанная в фильме труба идет из грязной лужи в метр диаметром, как они там, в городе не передохли, не понятно. Концовка фильма еще тупее всего содержимого. Викинг, то есть Добрыня, возмутился тем, что князь решил перейти в христианство, и чуть его не зарезал. Потом уходит насовсем. Как то обычно наемники мало интересовались, во что верит хозяин, хоть в брахмапутру, лишь бы платил. А зарезать – князья на дороге не валяются, кто потом платить будет?
Тут надо сказать о типичном историческом заблуждении. Обычно при упоминании «варяги» сразу думают, что это викинги. На эту тему в спорах лбов расшиблено немало. Но в русских летописях варяги упоминаются особняком от остальных скандинавов, как «наемные профессиональные воины X-XI века». То есть грубо варяги – это военные наемники, солдаты удачи, без определенной национальной принадлежности, чаще иностранные. Это могли быть не только викинги, но, и даны, и свеи (шведы), и готы (немцы) и франки, и прибалты, и наши русские рожи тоже. Например, упоминается, что во время гонений князя Владимира в Киеве погибли «варяги Фёдор и Иоанн». Соответственно, варяжские земли – области, в основном северные, захваченные иностранцами. Считается, что изначально чаще всего варягами называли купцов с военной охраной, потом термин прижился. В Византии был сходный термин «фаранги», означающий иностранцев наемников в X-XI веках, при этом русских воинов на службе императора называли там варягами тоже. Кто у кого слово стащил, еще вопрос.
Резюме. Опять сборник чуши и винегрета из исторических событий, когда царит неадекват и передернуто все, что можно. Видимо, для сценариста Википедия – слишком сложный текст, он вдохновлено нес отсебятину, пытаясь всячески вытащить всю грязь для имитации «исторической реалистичности». А именитому продюсеру тоже историю почитать было недосуг. Посмотреть это можно, но отсутствие логики, утерянные важные фрагменты и множественные ляпы всю картину портят, в результате действие производит впечатление полной ерунды.