Старый новый класс D
Усилители NAD всегда были весьма интересными с точки зрения звучания и схемотехники, поэтому пафосные эпитеты вроде «легендарный» или «культовый» в данном случае применимы на все 100%. Когда-то усилители 3020, а затем 320 были мечтой многих ценителей Hi-Fi. Что примечательно, эта схемотехника используется компанией и сейчас, но рядом с ней в линейке представлены и совсем другие усилители. Наиболее известные из них творения Питера Лингдорфа — усилители Master Series с технологией Direct Digital. Их техническое совершенство по-прежнему впечатляет, но рядового ценителя Hi-Fi не меньше впечатлит и их стоимость. Поэтому рядом с недорогими классическими усилителями NAD на полках чаще всего стоят совсем другие модели, оборудованные технологией Hybrid Digital.

Несмотря на замысловатое название и явную ассоциативную отсылку к технологиям Master Series, технология Hybrid Digital представляет собой не что иное, как привычный нам класс D, когда на вход ШИМ усилителя подается аналоговый сигнал. В С338 используются усилители фирмы Hypex, но это не стандартные платы, они модифицированы специалистами NAD. Из особенностей схемы стоит отметить отсутствие конденсаторов на пути сигнала, что позволяет снизить потери и различного рода искажения.

Одним из ключевых элементов схемы является фирменный импульсный блок питания с низким уровнем шумов и пульсаций. При малых габаритах он обеспечивает мгновенную отдачу высоких токов, что в сочетании с усилителем класса D обещает быстрый и динамичный звук. И кстати, всем, кто любит называть класс D «цифрой», напоминаю: если речь не идет о технологии Direct Digital, усилитель класса D является аналоговым устройством и с цифровым сигналом не работает. И это повод заглянуть внутрь, хотя бы для того, чтобы понять, какой же ЦАП там используется.
Куда мы попали?
Если же заглянуть под капот NAD C338, опознать в нем усилитель можно с большим трудом, от чего возникают смешанные чувства. Вскрывали-то мы вроде усилитель, а внутри: импульсный блок питания, материнская плата с процессором АРМ, три антенных фидера, идущих к Bluetooth- и Wi-Fi антеннам, торчащим снаружи, много электроники, экранированных радиомодулей, шлейфов, но крайне мало привычного аудиофильского.

Впрочем, вот с краю, поближе к разъемам, пристроился блочок фонокорректора, прикрытый толстым алюминиевым кожухом. А вот и ЦАП нашелся: Burr-Brown PCM1796, установленный на отдельной плате вместе с выходным каскадом. На выходе ЦАП, в аналоговой части платы используются операционные усилители Burr-Brown OPA623 и L49725. А перед ЦАПом установлен цифровой приемник совсем другой марки — CS8416 от CirrusLogic, поддерживающий (как и PCM1796) максимальную частоту дискретизации 192 кГц.
Вход и выход
Коммутация — тема, требующая особого изучения, потому что помимо привычного набора интерфейсов у подобного рода устройств обязательно обнаруживается нечто особенное.

У NAD C338 есть два оптических и два коаксиальных входа, еще два входа обычных аналоговых, а третий аналоговый вход подключен ко встроенному фонокорректору ММ-типа. На этом список более или менее типовых входов заканчивается и начинается самое интересное. Усилитель имеет встроенный Bluetooth и Wi-Fi, причем обеспечивает исключительно работу с протоколом Chromecast. Последнее делает сетевое подключение именно входом. Встроенный приемник выполняет исключительно функцию средства воспроизведения, а выбор файлов и управление ими происходит в планшете, смартфоне или компьютере, с которого осуществляется Chromecast трансляция.

Примечательно, что порта LAN у усилителя нет, есть только Wi-Fi. Нет и функции USB-ЦАП, которую мы уже привыкли видеть практически везде, наряду с обычными цифровыми входами. Зато в активе С338 имеется отдельный выход для сабвуфера, что удобно: не нужно будет использовать переходники и дополнительные кабели, неизбежно нарушающие гармонию звучания.
Прогрессивное управление
В комплектацию усилителя NAD С338 входит очень простой и явно недорогой пульт ДУ. Желание язвительно прокомментировать этот факт пропадает сразу, стоит только узнать о наличии фирменного приложения NAD Remote. После установки приложение само подключается к усилителю посредством Bluetooth и позволяет не только выбирать входы и управлять громкостью, но также производить настройки, до которых никак иначе не доберешься. Например, автоматический выбор входов и автоматический уход усилителя в режим ожидания устанавливаются исключительно с помощью приложения.

Описанию работы усилителя с беспроводными источниками я хотел посвятить отдельный раздел, однако новый и пока не всем понятный Chromecast оказался еще более простым, чем старый добрый Bluetooth. С Bluetooth нужно было хотя бы подключать телефон к усилителю, а с Chromecast все еще элементарнее. Если смартфон и усилитель находятся в одной Wi-Fi-сети, нужно просто выбрать NAD C338 из списка устройств в любом имеющемся Chromecast-приложении. Причем совместимое приложение мне устанавливать не пришлось. В своем смартфоне я насчитал таких целых шесть: браузер Chrome, приложение Youtube, Chromecast-плеер в составе файлового менеджера ES files, DLNA/UPNP-приложение Bubble UPnP, Google Фильмы и Google Музыка. А дополнить список можно приложениями Spotify, Pandora, Netflix, TuneIn и многими другими. Учитывая, что Chromecast — это фактически очередная версия UPNP, количество совместимых программ весьма и весьма велико.

Соответственно, основным источником для теста стал смартфон с трансляцией контента CD-качества через Wi-Fi. А альтернативой ему выступил сервер Bluesound Vault 2 (90 000 рублей), имеющий встроенный проигрыватель и коаксиальный выход для подключения к усилителю. Но об этом чуть позже, мы же еще с акустикой не познакомились.
Близкие родственники
PSB, как и NAD, входит в группу Lenbrook, но в отличие от NAD компания имеет исконно канадские корни. Главный разработчик Пол Бартон активно сотрудничает с Национальным Исследовательским Советом Канады в области акустики. В своих исследованиях они искали ответ на вопрос: как люди слушают акустику, что они слышат и воспринимают на самом деле? Иными словами, задача была получить некоторое усредненное мнение о том, как должна звучать акустика, чтобы она могла понравиться большинству слушателей при работе в естественных условиях. Именно с этим звуковым эталоном, равно как и со своим музыкальным опытом, Пол Бартон и его команда инженеров соотносят звучание акустики PSB.

Конкретно модель Imagine X1T выглядит как узкий напольник с большой глубиной и необычным на вид выпуклым фасадом. Акустика имеет 25-мм титановый твитер с неодимовым магнитом и феррожидкостным охлаждением. Средние и низкие частоты озвучивают два одинаковых излучателя со 133-мм диффузорами из полипропилена, усиленного добавлением глины и стекловолокна. Не спрашивайте меня, почему вдруг такой необычный коктейль. Производитель считает, что так надо, и точка.

СЧ/НЧ-излучатели включены по схеме 2,5 полосы. По мнению разработчиков, 2,5-полосная схема наиболее оптимальна с точки зрения распространения звуковых волн в помещении. Акустическое оформление — фазоинверторное, порт выведен на фасад акустики под басовым динамиком.

Как и NAD, PSB предоставляет весьма обстоятельные спецификации на свою продукцию. Так, например, частотный диапазон указан по результатам трех различных измерений с разными допусками и отклонениями от оси, а чувствительность имеет два значения: в безэховой камере и обычной комнате. Практической пользы в этом не много, однако столь обстоятельных подход вызывает уважение.
Располагайтесь удобнее
Акустика ростом не высока, и слушать ее лучше всего сидя на низком диване, ну, или лежа на боку, как советовал персонаж известной сказки. Расположившись изначально в высоком кресле, я уже было составил впечатление о том, как акустика выстраивает сцену, но стоило мне сесть чуть ниже, и мое мнение сильно изменилось. Когда уши оказались на уровне твитеров, а не сильно выше их, сцена стала восприниматься не просто реалистичной, но еще и безгранично широкой. Эхо вокала и инструментов в записи «Angel of Small Death & the Codeine Scene» Hozier улетало в бесконечность, далеко за пределы комнаты прослушивания. А уже в следующем треке «Jackie and Wilson» ударная установка расположилась на переднем плане, прямо перед слушателем.

Похоже, что овальная акустическая линза, расположенная напротив центральной части твитера, расширяет звуковую картину по горизонтали и несколько сужает угол рассеивания по вертикали.
В звучании Imagine X1T довольно неожиданным образом уживаются два, казалось бы, несовместимых качества: открытость, воздушность верхней середины и верхних частот и весьма глубокий, мощный бас. Получается очень светлый, свободный звук, стоящий на очень основательном низкочастотном фундаменте. В среднечастотном диапазоне ощущается подъем с повышением частоты, поэтому верхняя середина ярковата, а нижней середины и верхнего баса можно было бы и добавить. Иногда это совсем не критично, а иногда происходят забавные казусы.

Например, в композиции «Slow» глубокие и низкие тембры голоса Леонарда Коэна отведены на дальний план, и в момент, когда вступают бэк-вокалистки, голос мэтра перестает быть солирующим. Зато Bee Gees, особенно эпохи диско, звучат превосходно, словно записывались специально для этой системы. Удовольствие от прослушивания «You Should be Dancing» ни с чем не сравнимое!
Вечный двигатель
После хорошо знакомого мне NAD C320BEE с его плотным и теплым звучанием, новый усилитель NAD С338 воспринимается как значительно более ровный и сбалансированный. Но общее тоже есть. По энергичности и способности контролировать акустику аппараты NAD разных поколений весьма близки.

Еще одна характеристика, касающаяся уже системы в целом, — исключительная динамика. Ни симфоническая классика, ни металл, ни японские барабаны не смогли загнать парочку NAD+PSB в угол. Самые резкие макродинамические всплески и самая тончайшая микродинамика были одинаково хороши. Причем даже басовая область остается под полным контролем, каким бы сложным ни был контент. Не стало проблемой воспроизведение «Acid Rain» Liquid Tension Experiment, требующей разборчивости и четкости во всем диапазоне, включая НЧ. Быстрая отбивка бас-бочки и не менее скоростная басовая партия Тони Левина не были смазаны и не смешались в гудящую кашу.
Высокая верность
Среди особенностей звучания системы стоит отметить высокое разрешение, а также сочетание общей музыкальности с педантичностью и вниманием к деталям. В хите «Key to the Highway» дуэта Eric Clapton и B.B. King характеры гитар мэтров блюза были узнаваемы не меньше, чем их голоса. Очень понравилось звучание «хора», состоящего из многократно повторенного Александра Градского в финале песни «Мы спасемся сами». Голоса очень хорошо разделены и разнесены в пространстве, каждая партия разборчива и четко слышна на фоне других. Способность системы передавать оттенки эмоций и интонационные ходы также была примечательна, поскольку на подобном материале она особенно хорошо заметна.

Очень гармонично звучит Michael Jackson, особенно энергичные композиции типа «Beat It» и «Billy Jean». Прекрасно были воспроизведены альбомы «V» группы Maroon 5 и «Tour De France» Kraftwerk, а вслед за ними — практически вся припасенная для теста классика и джаз. Вокал предпочтителен женский или высокий мужской. Из тяжелой музыки понравилось звучание Halestorm и Liquid Tension Experiment. Меньше понравилось, как система справляется с Depeche Mode образца «Ultra» и «Exciter», и ZZ top любого года выпуска. В обоих случаях звучание было излишне аккуратным, собранным, не хватало густого и насыщенного баса, который присутствовал в записи. От этого характер получался слишком легким и каким-то интеллигентным. Такой грации и такта в голосе и гитаре Билли Гиббонса я услышать никак не ожидал.

И именно в этот момент пришло время вспомнить о наличии на усилителе кнопки с незатейливым названием Bass — рудимента темброблока, усиливающего отдачу в низкочастотной области. Казалось бы, куда уже больше баса? Но все дело в том, что вместе с нижним и средним басом, которого у Imagine X1T и так предостаточно, нажатие этой кнопки добавило насыщенности и плотности в верхнем басе. А это как раз то, чего мне так не хватало в звуке. Не скажу, что стало идеально, но и гитары зазвучали побогаче, а тембры низких мужских голосов стали более наполненными. Ну а для танцевальной музыки нажатие этой кнопки — обязательное условие, и особых комментариев, я думаю, тут не требуется.
Выводы
Отличные динамические характеристики и достаточно высокий уровень детализации обеспечивают выразительность на совершенно различных музыкальных жанрах. Можно, конечно, пожелать чуть более длинных послезвучий или чуть более богатых тембров, но в таких случаях не лишним бывает сверяться с ценником. Я сверился, поэтому претензий не имею.

Акустика и усилитель хороши каждый по-своему. NAD C338 вполне может претендовать на роль универсала, а вот PSB Imagine X1T — модель, выдающаяся в своей ценовой группе, но с характером. В целом же комплект порадовал удачным балансом между музыкальностью и мониторностью. Связка NAD + PSB удерживает ту самую золотую середину, когда можно и от мелодии удовольствие получить, и почувствовать себя истинным аудиофилом, наслаждаясь быстротой звука и идеально выстроенной сценой.
Достоинства: отличная динамика, высокое разрешение, хорошо выстроенная сцена, компактность системы
Недостатки: у усилителя нет портов LAN и USB-ЦАП, узкая направленность акустики по вертикали, у всех расцветка только черная
Официальный сайт: NAD C338, PSB Imagine X1T
Цена: NAD C338 — 49 000 рублей, PSB Imagine X1T — 70 000 рублей
Паспортные данные
NAD C338
Мощность: 2х 50 Вт (номинальная), 2х 150 Вт (пиковая) на 4 Ом
Диапазон частот: 20-20000 Гц
Искажения: менее 0,03%
Соотношение сигнал/шум: 98 дБ
Демпинг-фактор: более 300
Входы: 2х коаксиальных, 2х оптических, 2х аналоговых стерео, фонокорректор, Wi-Fi (Chromecast), Bluetooth
Выходы: для сабвуфера
Габариты: 435х70х285 мм
Масса: 4,85 кг
PSB Imagine X1T
Тип: напольная
Количество полос: 2,5
Акустическое оформление: фазоинвертор
ВЧ излучатель: 25 мм, титановый купол
СЧ излучатель: 133 мм, полипропиленовый конус
НЧ излучатель: 133 мм, полипропиленовый конус
Диапазон частот: 35-23000 Гц (+/- 3 дБ)
Чувствительность: 88 дБ (безэховая камера), 90 дБ (обычная комната)
Импеданс: 8 Ом (номинальный), не ниже 4 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 20-200 Вт
Частота раздела кроссовера: 800 и 1800 Гц
Габариты: 208х874х395 мм
Масса: 17,3 кг
Комментарии
george
Максим,а почему бы вам не сравнить их с активными колонками Hedd Type 05,а то и 07. Там тоже стоят усилители класса "D",последнего поколения,только в каждой колонке стоят по 2-усилителя,а цена на 05 заметно ниже.. Я надеюсь вы помните,о чем мы говорили ??
Soundcheck
Наверное сравнивать профессиональные студийные мониторы "ближнего боя" и напольную акустику для домашнего использования, будет не совсем корректно. А вот сделать сравнение среди одноклассников, обоими руками ЗА.
zome_bear
Да, действительно.
Ещё не надо забывать, что студийные мониторы вообще-то планируется использовать в акустически подготовленной студии.
Конечно, если идёт речь о мониторе ближнего поля, то влияние КДП немного нивелируется, но всё же...
Igor-I
Усилители класса D это от лукавого )
george
А вы их лично слушали ?? Я давно предложил Максиму сравнить hi-fi с равными по цене студийными мониторами.. Они ведь там разные.. Одни я лично не могу долго слушать,другие для дома-самое то.. В свое время перешел от традиционного hi-fi,на "профи",живу в Москве и имел возможность переслушать все варианты-выбрал студийные колонки.. И если кому интересно,я пианист,сел играть примерно с 1957г. Больше всего люблю играть джаз.,
Igor-I
Слушал много чего разного и на разном , но не об этом , меня удивляет ваш подход к звук произведению , музыканта с вашем талантом и опытом я просто в ужасе что вы иногда говорите !)
george
Мы очень разные,особенно в качестве звука.. Я к примеру классику на церковном органе могу сыграть,типа "токката и фуга ре-минор Баха",а
могу мгновенно перейти на джаз,там кроме пальцев,буду играть и ногами. У меня двоюродный брат сидит давно в Германии-великолепный джазовый пианист,но основной зароботок,только в церкви,играет там на органе... Вот и сами судите...
Ъ
Nicolas638
Продолжайте пожалуйста,не останавливайтесь.
george
Могу и продолжить,я вообще не люблю играть по нотам,просто закрываю глаза и потом играю.. Мой заочный учитель-это Рэй Чарлз,правда я петь не умею..А так по манере игры,я очень похож(это не копия),добавляю и свое.. Лучше всего меня слушать в "живую".. Но я концерты давно не даю,сказалась травма,в детстве мне собака порвала правую руку и теперь в любой момент-может отказать.. А так для себя и друзей-вполне могу еще сыграть..
w-oleg
Максиму за тест, спасибо! Но, блин, опять в тесте один комплект акустики! Я понимаю, что прослушать разные комплекты - требует много больше времени, но это же гораздо интереснее!
Serg_E
Несколько странный усилитель и наличие выхода на сабвуфер его не спасает, тем более этот выход не нужен, как правило. За обзор спасибо! Тесты же, увы, теперь в прошлом, а без сравнения это все скорее реклама.
Hansen
Спасибо за обзор. Я бы сказал, что это один из лучших сетапов за подобную сумму.
А про сравнительную составляющую статьи согласен. В этой ценовой категории плюс минус можно купить 356й, Кембридж тот же. Вот я например не слышал этот усилок. Предполагаю что раз это NAD, то в звучании будет немного различий, но хотя бы абзац посвятить можно было, чем отличается звук. Хотя бы вкратце.
keds
Действительно, интересно было бы узнать разницу в схемотехнике, на примере одной фирмы и, примерно, одинаковых ценовых категорий.
george
Это бесполезно обсуждать,только нужно самому слушать..
george
Очень интересно,я написал более развернутый ответ-получил,Извините,доступ запрещен,похоже и тут цензура !!
Katerina
Нет. Видимо вы редактировали свой пост более 30 минут. Напишите то, что хотели в новом посте. Но имейте ввиду, что после того, как Вы нажимаете кнопку "ответить", на редакцию у Вас есть 30 мин. Если не уложитесь в это время, то пост будет выведен в первоначальном виде и редакция будет не доступна, что и случилось в Вашем случае.
george
Возможно,я лично не проверял..А так,я очень люблю Львов,тем более,что ученик моего отца -выиграл кубок мира по баяну,просто забейте в поистовик,к примеру Владимир Стецун. У него был отец-обычный шахтер,тяжко трудился в своей жизни,а потом сделал своему сыну такой подарок!! У него был инструмент от МАСТЕРА ФИГАНОВА,это ручная работа.,,
!!!
Он мне с большой грустью потом передал мне,как его потом поимели-сейчас работает,насколько помню-водителем троллейбуса,вот парадокс судьбы ?? Мне лично обидно,иметь такой талант,а потом проср... Я ведь его знаю совсем мальчиком,был старше их и видимо опытные..
,
Djaz3
Katerina и George! И все любители музыки! Ураа! Удалось вновь зарегистрироваться на любимом сайте stereo! Очень рад и счастлив! Извиняюсь,что не по теме,но все же Максим при возможности поясните про глину.О слюде,льне и прочих материалах наслышан,а вот о глине
allkef
Спасибо, интересно... А тест NAD C388 намечается?
Soundcheck
Тест NAD был в ином издании
http://www.salonav.com/arch/20...
allkef
Да, спасибо, я это видел, но там про звук усилителя практически ничего нет. . . В основном техническое описание.
Le_Duk
Тест NAD C388 с измерениями (зарубежное издание). Честно говоря, лично я впечатлён - по измерениям в жизни не признал бы в нём даже намёка на D-класс, сказал бы даже, что это, наверное, какой-то весьма солидный очень недешёвый АВ-класс! Даже вынужден был расстаться со своей предвзятостью к D-классу (не ко всему в целом, конечно).
К слову, на том же сайте есть такой же тест С368 - видно, что даже между этими двумя моделями есть заметное преимущество в сторону С388 (даже не говоря о мощности), из чего можно предположить, что отрыв от 338-го будет ещё более существенный (измерений по нему, к сожалению, не нашёл, хотя специально и не искал). ЦАПы в этих двоих, кстати, тоже постарше будут - PCM1795.
Obermaneken
внутри, как я понимаю, несерьёзно пусто? как и топазы?
JaroslavS
Так это младшенький. c316bee не многим умнее был, а он АВ, а не D: