Винтажный эксклюзив 70-х: интегрированный усилитель Technics SU-V10

ТEКСТ: Комментарии (64)
77.78 дБ
Винтажный эксклюзив 70-х: интегрированный усилитель Technics SU-V10

Усилитель Technics из «старой гвардии» — 1979 год выпуска, топовая модель, усилитель постоянного тока (УПТ), стоимостью 198 000 иен, то есть, около 900$ на тот год. От некоторых почитателей этой фирмы слышал, что делали Technics раньше хорошие усилители, но те аппараты, что периодически попадали ко мне, были все более поздние и играли один «мыльнее» и «ватнее» другого. У меня уже сформировалось устойчивое мнение, что все усилители мощности Technics такие.

Открыв верхнюю крышку, я сразу понял, что это не тот Technics, который мне приходилось видеть раньше — это что-то определенно другое. Попытка найти документацию к этому аппарату не увенчалась успехом.

К нему нет ничего, кроме фотографий и характеристик, нет даже элементарной пользовательской инструкции, не говоря уже о сервис мануале, причем, даже на платных сайтах. Нашел только информацию, что модель SU-V10 является переизданием более раннего и отлично зарекомендовавшего себя интегральника SU-8099, на который найти сервис мануал проблем не составило.

Схема похожа, действительно, но отличия есть в области смещения и термостабилизации оконечного каскада. SU-V10, в отличие от своего предшественника, имеет на передней панели надпись «New Class A» — тут, видимо, расхождения и пошли.

На плате усилителя есть крышечки с надписью «Synchro-bias circuit», под которыми спрятались 4 германиевых диода, пара керамических конденсаторов и терморезистор — этого в SU-8099 нет точно. Про ток покоя в японском интернете пишут, что он работает практически без него, но коммутационные искажения отсутствуют.

В общем, ток покоя установил 20 мА — при этом значении минимальный уровень постоянки на выходе (около 10 мВ), а 20 мА, по моему мнению, это и есть «практически ничего». Пробовал устанавливать ток покоя меньше 1 мА, но искажений все равно не слышно — хорошо работает их схема New Class A.

Технические параметры УМ по данным от производителя:

Конструкция усилителя основательная: прочное шасси, наглухо залитый компаундом экранированный сетевой трансформатор, 4 емкости по 15000 мкФ, объединенные в пары, все блоки закрыты стальными крышками — внутри усилитель выглядит так, будто дизайн внутренностей разрабатывался специально.

Компоновка в духе того времени: блоки расположены более-менее грамотно, но экранированные провода к РГ и другим элементам управления тянутся через весь корпус от входов, хотя некоторые элементы коммутации расположены на местах и с передней панели управляются дистанционно (посредством плоского тросика).

Интересно сделаны шины подвода питания и выходная шина — они плоские, и плотно прижаты друг к другу через диэлектрические пластины толщиной менее 1 мм. Путь сигнала от выходных транзисторов до терминалов АС получается достаточно коротким. В оконечном каскаде по две пары транзисторов с граничной частотой 50 МГц, в металлическом корпусе ТО-3.

Набор коммутации стандартный: два входа для проигрывателей с ММ- и МС-головками, два линейных входа и управление двумя магнитофонами. Тембры отключаемые, с возможностью выбора частоты регулировки, тонкомпенсация присутствует, тоже отключаемая. Сабсоник фильтр и ограничение по ВЧ имеется.

Есть еще непонятный переключатель Straight DC/Via Tone — судя по всему, когда отключены тембры усилитель является УПТ, при включенных тембрах сигнал идет через разделительный конденсатор.

Корректор RIAA на дискрете, насколько я понял, но без особых наворотов. Экранирован очень хорошо.

Выходные терминалы винтовые, но рассчитаны на тонкий провод, бананы подключить нельзя. Все входные гнезда RCA — позолоченные.

Прослушивание

Подключив усилитель к своей аудиосистеме, я немного выпал в осадок, если честно. Этот аппарат не просто хорошо звучит, он поет! Сразу слышно породистое звучание серьезного усилителя — высокое разрешение, УМ построил широкое и глубокое музыкальное пространство, внутри которого развертываются музыкальные события, звук совершенно отвязан от АС, он мягкий, но в тоже время с очень хорошей микродинамикой и мощной эмоциональной подачей.

Тональный баланс нейтральный, АЧХ на НЧ диапазоне ровная, инфраниз не обрезан. Макродинамические показатели в норме — не выдающиеся, но вполне приличные. У усилителя достаточно высокая заявленная выходная мощность — 160 Вт/4 Ом на канал, БП вполне может ее обеспечить, поэтому музыкальное разрешение при повышении громкости не страдает и АЧХ на краях диапазона тоже.

Не буду выделять в отдельный пункт подключение к винилу, а просто скажу, что корректор у него так себе, так что супер качеством аналогового звука Техниксу блеснуть не удалось — хорошо корректор играет, звук приятный и не утомляющий, то есть, слушать его со встроенного корректора очень даже можно — он неплохой, но внешний все равно попросится в аудиосистему через какое-то время.

Вывод

Отличный аппарат, как по звучанию, так и по конструкции, дизайну. С моей точки зрения, претендует на звание одного из лучших винтажных интегрированных УМ. RIAA корректор среднего уровня для встроенного — слушать можно, но на качество отдельного компонента не претендует. Усилитель довольно редкий, найти его в хорошем состоянии очень сложно. К нему нет никакой документации.

Статья подготовлена по материалам моего обзора на сайте Вегалаб, на основе личного опыта. Все фото мои.

Еще мои статьи про усилители и ресиверы:

Marantz 4300 Quadro Receiver

Мощный двухблочный усилитель: Оконечник Adcom GFA-555 II и пред Adcom GFP-555

Оконечный усилитель из 80-х: Onkyo Integra M-506

Оконечный усилитель из 80-х: Onkyo Integra M-508

Оконечный усилитель из 80-х: Onkyo Integra M-509

Могучая пара: Accuphase P-300X + Accuphase C-200X

Винтажные усилители и их место в современном аудио

Интегрированный усилитель из 70-х: Technics SU-8099

Ламповые моноблоки Jadis 845SE

Рожденный в СССР: Двухблочный усилитель мощности Корвет УП-028С и Корвет УМ-048С


Мой канал на Яндекс Дзен


С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)

ТЕГИ:#Technics
77.78 дБ +

Комментарии

#

Шикарно, Олег! Всегда удивляли бренды, что на общем, вполне посредственном фоне, иногда рождали вот такие аппараты. Довелось его слушать как-то у приятеля. Давно правда. Но я тогда опять поверил в то, что Текникс это всё же хорошо:))

- 59.03 дБ +

Еще, его предшественник хорош - Technics SU-8099

- 60 дБ +

Такой у моего друга был, который мне кассеты с винила писал:-) Целый комплект одной серии, усь, дека, вертак. Вот как звучит не помню, писали в основном ночью, контроль вели через наушники.

- 59.03 дБ +

Да, Олег - культовый агрегат... И спасибо Вам!

- 61.46 дБ +
И спасибо Вам!

За что?:)

- 60 дБ +

За хранение корней

- 60.79 дБ +

Да, корни бывают довольно интересные:)

- 50 дБ +

- 50 дБ +
#

Не,надо новые брать,а то у старых конденсаторы высохли,лучше уж 720 денон куплю,все новенькое,чистенькое только с завода))))

- 46.99 дБ +

и не сомневайтесь

- 50 дБ +
#

Отличный усилитель. Жаль, что только 100v бывает, т.к. именно эта модель выпускалась только для японского рынка.

Была она основана на базе SU 8080, но уже лишь с одним трансформатором в блоке питания и без технологии Waveform Fidelity.

Уже на базе этого V10 появились более доступные по цене, а так же поставлявшиеся не только на японский рынок усилители SU 8099, 8088 и 8077.

- 50 дБ +
#

алхимия:

У усилителя достаточно высокая заявленная выходная мощность - 160 Вт/4 Ом на канал, БП мощностью 300 Вт вполне может ее обеспечить,
- 50 дБ +
⇡ в ответ @Uh #

Толерантно будет "магия".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

магия- когда кпд около 100%

Когда больше- алхимия, ближайшее не оскорбительное определение лжи

- 50 дБ +

Алхимия и Магия, это когда один трансформатор 200 Вт, два кондера по 10000 мкФ и выход 7 х 150 Вт, как в каком-нибудь ресивере.

Когда мощность трансформатора сопоставима с суммарной выходной мощностью усилителя, то при наличии 60000 мкФ в блоке питания, на музыкальном сигнале усилитель легко выдаст свои заявленные 160 Вт. Нагрузить синусом оба канала - будет меньше, естественно.

В моих усилителях БП имеет четырехкратный запас по мощности, но у меня свои прибамбасы, у разработчиков промышленной аппаратуры - свои:)

- 61.46 дБ +

Кстати, почему то у всех усилителей для Японского и Североамериканского рынка, любых производителей, потребляемая мощность заявлена почти в 2 раза ниже чем у вропейских версий тех же моделей. Вы не знаете почему?

- 50 дБ +
Кстати, почему то у всех усилителей для Японского и Североамериканского рынка, любых производителей, потребляемая мощность заявлена почти в 2 раза ниже чем у вропейских версий тех же моделей. Вы не знаете почему?

Тоже заметил это, но точного ответа не знаю - выходная мощность и токи покоя одинаковые при этом. Возможно, что в одном случае принято указывать максимальную, а в другом среднюю потребляемую мощность.

- 50 дБ +

А фактическая мощность трансформаторов у них тоже одинаковая, не знаете?

- 50 дБ +
А фактическая мощность трансформаторов у них тоже одинаковая, не знаете?

Да

- 50 дБ +

+++

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

там есть разные значения

По дин 300

По хайфай 500

По хайэнд 1900

Все не уследишь

- 60 дБ +

Вот, вот, разово он может и выплюнет 160 ватт. О чём и ёрничаем.

Впрочем, тогда технику делали честнее.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

техника честная

Бумажка лживая

- 50 дБ +

а вы им об этом не сказали )))

Жальц

- 50 дБ +
#

где-то я читал что данные решения применяются в усилителях студийных мониторов... там не А класс в чистом виде а гибрид мощного АБ и маломощного А... т.е. на тихих уровнях у него режим А за счет дополнительного усилителя, а когда громкость повыше там уже как бы сигнал сам в диапазон А вышел на АБ усилке... но насколько я понял особенности построения транзисторных усилителей в классе А их делают вовсе не с целью получить максимальную точность сигнала... их цель получить "ламповые" гармоники на выходе... при этом одновременно получив качественный контроль баса... чтобы на вч-сч звучал как лампа а на басах как транзистор... в какой то мере эта тема должна переигрывать лампу... в глазах тех кому нравится ламповый верх и середина а бас не нравится это решение самое то...

- 50 дБ +

Уж лучше правильный гибридник :))

- 58.45 дБ +
Уж лучше правильный гибридник :))

У гибридника есть разделительный конденсатор, которым и ограничен весь его звук. Этот Техникс УПТ, и даст фору многим гибридникам:)

- 50 дБ +

+++

- 59.03 дБ +

Олег, есть как минимум три схемы построения гибридного усилителя. Две из них используются подавляющим большинством производителей. Третью почти не используют, видимо из-за сложности согласования. Хотя она самая правильная. Не буду говорить какая.

- 59.03 дБ +
Не буду говорить какая.

Я не интересуюсь гибридниками.

- 50 дБ +

Я знаю :)) Но тем не менее они существуют:)) Твой усилитель мне на выставке понравился. Честно-честно. Гораздо больше Профиля.

- 62.55 дБ +

Спасибо:)

- 50 дБ +

с точки зрения потребителя в плане качества красоты звука пожалуй соглашусь... гибридник да еще с активным кроссовером да еще и три-ампинг(я вроде понял как запомнить после той вашей подсказки кто из них ампинг а кто вайринг :) ) да еще и в басу транзисторы а на сч лампы... но с точки зрения прогресса тех лет актуальность внедрения транзисторов в обществе да еще и с позиций того что они пригодны к качественному звуковоспроизедению... это как шим усилки лет 5 назад... тема важная а аудиофилы не признают... чую пока гибрид лампа-шим не выйдет так и будем сопротивляться...

- 50 дБ +

Так уже есть. Стоит правда........ Но есть.

- 59.03 дБ +
где-то я читал что данные решения применяются в усилителях студийных мониторов... там не А класс в чистом виде а гибрид мощного АБ и маломощного А...

Нет, тут другая конструкция - использованы схемотехнические приемы, позволяющие заметно снизить коммутационные искажения оконечного каскада при совсем небольшом токе покоя.

- 50 дБ +

+++

- 59.03 дБ +

так... беру огонь на себя!!! до меня вдруг дошло... все что я знаю про у УПТ это то что у меня есть книжка про УПТ... но она на харде а не в моей голове... расскажете в общих чертах что это за штуки такие? а то все мои представления о них как о стабилизаторах в блоках питания да зарядниках аккумуляторов... а о применении его к переменному сложному сигналу я и не в курсе... *краснеет*

- 50 дБ +

УПТ - усилитель постоянного тока. На пути сигнала нет разделительных трансформаторов или конденсаторов. Диапазон частот таких усилителей начинается с 0 Гц. Звуковой диапазон начинается с 20 Гц, но если на пути сигнала установлен разделительный конденсатор или трансформатор, то даже если он режет НЧ ниже 20 Гц, то фаза сигнала в НЧ области звукового диапазона уже теряет линейность. Мои усилители все УПТ, даже корректор для винила:)

- 50 дБ +

а схемку приведете? Хочу понять за счет чего он так работает?

- 50 дБ +
а схемку приведете? Хочу понять за счет чего он так работает?

На V10 сервис мануала нет, недавно удалось раздобыть схему из какого-то каталога Тechnics, но она была сфотографирована оттуда с большим разрешением и не факт, что будет видно, если при вставке фото уменьшить размер.

http://forum.vegalab.ru/showth...

Есть сервис мануал на SU-8099, который тоже УПТ и схема очень близка.

http://forum.vegalab.ru/showth...


- 50 дБ +

Если действительно интересно то еще схему SU 8080 то6де можно посмотреть. Ее найти вообще не проблема.

- 50 дБ +
#

интересные кстати частотые характеристики у него... DC-200кгц это ж и пред получается какой-то не стандарнтый чтобы постоянку пропускать и в источник током смещения не искрить?

- 50 дБ +
интересные кстати частотные характеристики у него... DC-200 кГц это ж и пред получается какой-то не стандартный чтобы постоянку пропускать и в источник током смещения не искрить?

В преде нет смещения по постоянке, точнее, оно такое малое, что не влияет ни на что и искрить там нечем в источник:)

- 50 дБ +
#

900 долларов это неверная оценка. Если вы проследить курс доллара, то увидите, что цена усилителей в Японии не изменена при любом курсе доллара. Просто она такая. Реальное соотношение 198000 йен по звуку с другими странами на тот момент будет 1998 долларов

- 46.99 дБ +

Я ориентировался на таблицу курса доллара к Йене, которая есть в сети.

http://forum.vegalab.ru/showth...

- 50 дБ +
#

по таблице да, но реально конкурентов смотреть как 2000. Потому что для японского так-то рынка свои правила.

Я вообще калькулятор спи писал

http://hifi-audio.ru/cpicalc

- 46.99 дБ +

Может быть, я не знаю. В любом случае, даже 900$ в 1979 году - это большие деньги.

- 50 дБ +
#

Интересно было бы сравнить с современными аппаратами, например, из Аудиомании: Denon PMA-1600NE, Roksan K3, Cambridge Audio Azur 851A и т.п. ценой возле $2000.

- 50 дБ +

Согласен.

- 50 дБ +
#

Отличный усь. Пользовался. Но он проигрывает моему Pioneer A-90D, на котором я и остановился. У Пионера и шикарный ММ-МС корректор и раздельные на канал ЦАПы.

- 50 дБ +
он проигрывает моему Pioneer A-90D

Если только по внешнему виду:) У этого Пионера электронная коммутация входов, насколько я помню, а звук чистый, прозрачный, но стерильный (именно из-за электронной коммутации), с эмоциональной подачей у него беда. А V10 живой и у него с этим все в порядке. Слушал Pioneer A91D - не думаю, что они сильно отличаются.

- 53.01 дБ +

+++++

- 50 дБ +

В плане стерильности звука Вы правы. Поэтому я предпочитаю слушать систему в другой комнате на базе усилителя Victor JA-S300 - очень тёплый и живой звук (германий всё таки). Но в той комнате жена обитает - редко удаётся послушать. Но там слушаю джаз и блюз. А Muse, Black Sabbath всё же на Pioneer.

- 50 дБ +

Если абстрагироваться от чисто технических отличий между данными усилителями, то у Pioneer просто получается другой звуковой характер и он вам нравится больше.

Например, мне не нравится характер Pioneer и это нормально - каждому свое.

- 53.01 дБ +

Точно. Обожаю упругие Пионеровские басы.

- 50 дБ +

А ещё иногда и на STK люблю.

https://www.youtube.com/watch?v=E0H0XL4JTh0

- 50 дБ +
Например, мне не нравится характер Pioneer и это нормально - каждому свое.

У Пионера есть усилители, которые мне нравятся. Мне не нравится, когда электронная коммутация и еще хуже - электронная регулировка громкости на микросхемке, они у любого усилителя убивают звук.

- 50 дБ +

"... электронная коммутация и еще хуже - электронная регулировка громкости на микросхемке, они у любого усилителя убивают звук." - полностью согласен.

- 50 дБ +

Понятия не имею какая коммутация и регулировка громкости у A-90D. Я инженер по энергетическим установкам и ядерным реакторам, а не электронщик. Оставил этот усилитель ибо звук понравился для рока.

- 50 дБ +
#

Красивое и романтичное прошлое, но по моему оно безвозвратно ушло, и традиции тех лет потеряны. В последних выпусках усилителей Technics этот "new classA" переместился в ультра бюджет, и звучал там резко и неинтересно.

- 50 дБ +
#

Блин, сколько написал. "Душу вложил" и ничего не осталось. Печально......

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Show #

Сайт или интернет заглючили? Вроде бы никто не стирал ничего.

Сетевые глюки бываю. Я когда большой текст пишу перед тем, как нажать ответить нажимаю cmd+a и cmd+c на всякий случай, вдруг что - тогда можно быстро перезалить.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Сразу видно у кого MacOS... ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Копипаст на винде не сильно отличается. Написал так, на автомате, потому что привык к осевой раскладке. А по сути разницы никакой.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.