Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Часть 4. Звук. Новый поворот

ТEКСТ: Комментарии (26)
76.43 дБ
Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Часть 4. Звук. Новый поворот

Можно ли построить хороший домашний кинотеатр с масштабным звуком и большой картинкой в стандартной маленькой гостиной в обычной квартире, да еще и не за 100500 миллионов?

В предыдущей серии:

Первая часть: Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Визуальная история

Вторая часть: Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Изображение

Третья часть: Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Звук и мебель. Классика

Все отлично. Системой полностью удовлетворен и счастлив. Никаких апгрейдов не планирую, наслаждаюсь кино и концертами. Но случилось страшное...

Этап 3. Переходный

Начал я читать зарубежные форумы на AVSForum и Blu-ray.com

И обнаружил огромное количество отлично структурированной и внятно изложенной информации по построению ДК. Особенно впечатлили темы по сабвуферам с инфрабасом и построению ДК на базе специализированной киноакустики. Естественно, захотелось все это попробовать.

Был приобретен сабвуфер MK MX-150THX MKII (Пушпулл 2х12 дюймов, 150 Вт, 20–125Hz ± 3 dB, ЗЯ, 59x40x50, 34 кг)

И тут я впервые услышал и почувствовал БАС.

Оба Audiovector Mi Sub были отправлены в отставку на продажу.

Но с большим басом пришли и большие проблемы — на высокой громкости комната загудела. Отказаться от БАСА я уже не мог и начал пытаться как-то исправить ситуацию. Все варианты перестановки саба, включая лежа на боку под экраном, не помогли. Остановился на установке саба сзади, справа от стола.

Создал комнату в симуляторе REW-EQ и начал двигать саб и место прослушивания. Оптимальным вариантом, как ни странно, оказался центр комнаты. Подвинув диван, получил к сожалению только небольшое улучшение по басу, но зато расстояние просмотра в 3 метра оказалось для меня идеальным — очень пожалел, что не сделал этого раньше.

Но смена места принесла проблем, откуда не ждали.

Звук из центрального канала пошел четко снизу, и при просмотре полулежа ступни ног залезали на изображение. Решил поднять экран и центральный канал с 40 см до 60 см. Перекрасил экран, заодно сделал 60-см рамку черного цвета. Так как сзади дивана освободилось место, перевез туда свою библиотеку, заодно и подглушил комнату.

Подъем центрального канала на 20 см проблему со звуком снизу не решил. Попробовал отказаться от него полностью — не понравилось. Дыра в середине, вдвоем смотреть вообще не вариант.

Пока занимался перестановками, появился на Авито и был куплен второй сабвуфер MK MX-150THX MKII. Сабвуферы установлены фронт-тыл по диагонали и настроены.

Гудеж ушел.

Параллельно продал стереосистему в спальне и решил сделать там малый зал ДК для сериалов и ТВ-шоу. Кстати, напишите в комментариях, интересен ли будет рассказ про постройку ДК в 11,62 квадратах.

Туда был куплен на eBay 5.0 комплект Atlantic Technology System 250.


Который по приезду был немедленно опробован в большой системе. И эти крайне скромные колонки выдали в кино отличный звук.

Фронты и центр, установленные под экраном на одной высоте, полностью решили проблему неравномерности звука по высоте. Audiovector все-таки звучали более масштабно за счет мидбаса, да и в музыке явно превосходили Atlantic Technology.

Система отправилась в спальню и начались поиски акустики.

Требования были просты: ЗЯ мониторы от 80 Гц с СЧ\НЧ не менее 2х4,5 дюймов от специализирующейся на акустике для кино производителя. Первым кандидатом были МК, но ценник и стоимость доставки заставили отказаться от этой идеи. Поиски продолжались, и появился неожиданный вариант собрать комплект из акустики для центрального NHT VS-1.2a, что и было сделано.

Бомж версия ДК.
Еще одна NHT VS-1.2a пока едет с eBay.

Собрал комплект и начал экспериментировать с расстановкой акустики.

Фронты и центр были установлены на уровне ушей, surround и rear surround — выше головы на 50 и 90 сантиметров, колонки не наклонены на слушателя. Звук окружения идет сверху, и это сильно заметно, причем разницы между 50 и 90 практически не ощущается.

Все колонки установлены на высоте ушей слушателя. Лучший вариант — бесшовное звуковое полотно в одной плоскости. Комната просто исчезает.

Понял, что надо однозначно делать звукопрозрачный экран.

Продал комплект Audiovector.

Казалось, вот он финал.

Небольшое отступление: когда смотрел акустику MK Sound очень заинтересовала их S-серия с вертикальным массивом твитеров. Особенно заинтриговал ценник :)


И тут на Авито появился очень необычный лот: пара Kenwood LS-X1F за очень небольшие деньги.

Купил из любопытства, и когда послушал приехавшие колонки — понял, что попал.

Данные колонки впервые показали, что главное в ДК — это не музыка и эффекты, а передача обычного человеческого голоса.

И вот новый поворот.

Этап 4. THX ULTRA2 и DBA

Был приобретен комплект Kenwood THX

Колонки 95 года выпуска в идеале. Сделаны как танк.

Сделал стойки с наклоном на место прослушивания для фронтов и центра и симметрично установил колонки.

При обычном кинопросмотре вообще перестал слышать, что звук идет снизу, заметно только на специализированных демо-роликах.

Сразу скажу, что при использовании диполей, как сурраундов и монополей, так
и тылов в системе 7.1, рекомендую выключить апмикс 5.1 саундтреков до 7.1. А
вот при колонках-монополях как раз лучше его оставить или включить.

Есть вроде как общепринятые рекомендации по размещению диполей — 90° по направлению на слушателя по параллельным стенам на высоте 60
см от ушей.

Рекомендации по размещению в 90° соблюдать следует однозначно. Сначала, чтобы не мешать проходу, я установил диполи на стойки чуть позади места прослушивания, потом повесил ровно под 90°. Улучшение звука было очень заметным.

А вот в разницы в размещении на разной высоте от 15 до 50 см над точкой прослушивания особо не заметил, только на крайней точке звук заметно пошел сверху и стал выделятся в нативных 7.1 саундтреках. Разместил по итогу сурраунды-диполи и тылы монополи на высоте 15 см от ушей.

Повесил боковые экранные шторы, больше конечно для картинки, но и высокие чуть приглушило.

Для того, чтобы убрать все проблемы с басом решил сделать DBA.

Был приобретено и установлено еще два MK MX-150THX MKII.

Четыре саба дали прибавку в качестве, но не настолько огромную, как добавление второго сабвуфера, зато при куда более серьезных финансовых затратах.

Этап 5. Оранжевый уходит в ночь

Продал один саб и проектор Optoma HD200X.

Решил сменить диван, ковер и проектор JVC DLA RS-1 на JVC DLA-X9.

Перерыв на кино

Этап 6. Перфекционизм и ручная настройка

Продал еще один саб и проектор JVC DLA RS-1.

Купил еще одну пару Kenwood LS-X1F, теперь все колонки стали одинаковыми.

Установил сурраунды и тылы на засыпные стойки высотой 110 см.

Решил я все-таки отказаться от ресиверного усиления и использовать свою Yamaha RX-A3010 чисто как процессор.

Приобрел Adcom GFA 7707.

Мощность — 7х200 (8 Ом)

Вес — 35,5 кг

Потребляемая мощность — 2 700 ВА

Adcom раздавил Yamaha, не оставив ей ни единого шанса.

Масштаб, детальность и динамика звука поразили.

Сменил шторы на темно-синие blackout-гардины Майгул ИКЕА

И, главное, пригласил человека, который вручную с помощью UMIC-1, REW-EQ и параметрического эквалайзера Yamaha RX-A3010 настроил мне звук.

Смена акустики и сабвуферов, ее расстановка, акустическая обработка комнаты и покупка усилителя мощности давали улучшение звука, но кардинальный прорыв случился только после этого.

Комментарий настройщика

Итак, по звуку могу сказать, что система играет просто великолепно. Чисто и слаженно, что не мудрено, все колонки одинаковые. На ВЧ очень высокая детальность и разборчивость, середина большая, оторвана от колонок и, главное, несмотря на то, что стоят колонки на полу, а ощущение, что звук на экране при просмотре. Если, конечно, сильно прислушиваться, то можно услышать, что они ниже, но это в уши не бросается.

Удар в колонках для их размера неплох, но тут, понятно, смотря, с чем сравнивать. Для их размера 2х5 дюймов работают на мидбасе достойно. НЧ после настройки стали вообще отличные. И, главное дело, на площади всего дивана.

По итогу — замечательный звук. Дополнительный УМ дает возможность без проблем слушать на референсе, система держит. Многоканальность шикарная и без каких-либо различий в звуке каналов. Комната акустически очень неплохая. Шторы по бокам фронтов и сзади на окнах, плюс стеллажи с книгами. На полу толстый ковер на пол комнаты. Комната незвонкая. В общем, очень понравилось .

Все автонастройщики считают своим долгом влезть в СЧ/ВЧ-диапазон. Ручной настройкой мы это обходим. Конкретно у bacative выше 300 Гц коррекции нет вообще, эдакий пурдирект с подавленными модами помещения + басменеджментом. Это если в комнате беда совсем, тогда да, и СЧ и ВЧ надо править. Так же если колонки разные — подгонять друг под друга. Но у него и помещение не звонкое, с СЧ и ВЧ и так проблем нет, и колонки все одинаковые, «сшивать» их не нужно.

Получилось настроить систему SBA из двух сабов. График прилагаю. Синий — один саб, без коррекции. Красный — два саба по SBA. С небольшой коррекцией (точно не помню, то ли 4 то ли 5 Дб в одной точке в районе 50 Гц с острым Q, типа 8 или что-то такое).

Можно было оставить и вообще без коррекции, но коль уж в одной точке, да такую малую, подумали, почему бы и нет.

На слух просто супер. Если у меня например на односабовой системе плюс минус пол метра, и хоть заново все корректируй, то у него я сидел с краю дивана, и там было на слух ооочень ровно. Наверно все же SBA не работает на всю площадь комнаты, не слушал всю ее и не мерил. На всю площадь — это наверно уже к DBA. Но диван покрывает (на слух). В общем, даже SBA по эффективности затыкает за пояс любой саб. Однозначно рекомендую.

Сабвуферы

Пока остановился на этом этапе.

В планах — построение звукопрозрачного экрана и размещение за ним акустики.

Возможна смена ресивера на полноценный процессор или на ресивер с ATMOS.

Смена стеллажей и стола.

Часть 5: Стоимость всего этого праздника. Мягкая мебель в ДК. (скоро будет)

76.43 дБ +

Комментарии

#

Дмитрий, поздравляю! Всё супер! Побольше бы таких увлечённых людей :)) Ждём часть пятую.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Спасибо.

- 53.01 дБ +
#

Читаю с интересом.. Есть и вопросы.. А не рассматривали варианты,что бы вместо Ямахи поставить отдельный АВ-пред/проц и добавить "высотные" каналы ?? Я читаю в последнее время разные тесты ДК на www.areadvd.de Oособенно мне интересен тест 13.4 канальный режим Auro-Matic. Понятно,что вам из-за размера комнаты нужно меньше. Тест от 12.03.2019г.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #
А не рассматривали варианты,что бы вместо Ямахи поставить отдельный АВ-пред/проц и добавить "высотные" каналы ??

Вроде как писал.

В планах - Возможна смена ресивера на полноценный процессор или на ресивер с ATMOS.

Процессор с атмосом и мощником для него пока не потяну финансово.

- 53.01 дБ +
#

Круто! Выбор АС удивил. А музыка как слушается в такой комнате на этом оборудовании?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #
Выбор АС удивил.

Сам не ожидал :)

А музыка как слушается в такой комнате на этом оборудовании?

Неплохо, концерты отлично.

Но музыку, к сожалению, слушаю только фоном.

Если бы более требовательно подходил, то поставил бы пару активных мониторов возле стола и слушал бы в ближнем поле.

- 50 дБ +
#

Дмитрий - супер! А почему не рассматривали сабвуферы SVS или Ritmix? И я не совсем понял как могла пройти настройка аудио. Вы же не добавили эквалайзер. И аппаратура у Вас вроде не позволяет "заливать" коррекционные аудиофайлы. И конечно интересно сколько это стоит.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BG #
А почему не рассматривали сабвуферы SVS или Ritmix?

Почему не рассматривались, вполне себе рассматривались, а кроме них Velodyne и BW, чуть было не купил BW ASW4000, но цене\качеству и главное доступности был выбран M&K.

И я не совсем понял как могла пройти настройка аудио. Вы же не добавили эквалайзер.

Настраивалось параметрическим эквалайзером ресивера Yamaha RX-A301, у ямахиодни из самых больших возможностей ручной корректировки среди ресиверов.

- 53.01 дБ +
#

Спасибо, Дмитрий, слежу с интересом за Вашим рассказом. Скажите, пользуетесь ли Вы какими-нибудь режимами пространственного звучания Yamaha на разных фильмах?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Нет, не пользуюсь.

- 50 дБ +
#

Очень интересно, спасибо. Отлично, что есть фото и мнение профессионального настройщика. И конечно ждем расклада по ценам всего этого хозяйства.

- 50 дБ +
#

Дмитрий приветствую! Попробуйте добавить в систему тактильный сабвуфер "ButtKicker" LFE. Очень рекомендую, поверьте, это будет самый ощутимый тактильный низкочастотный отклик от 5 Гц. Перед покупкой думал баловство, но эта штука)) даёт настоящую возможность, чисто физически почувствовать мощный бас, в некоторых случаях не повышая общую громкость звука. Мозг в некоторых сценах просто впадает в панику, ощущения непередаваемые. Насколько я знаю "ButtKicker" одобрен самыми требовательными клиентами в мире - студиями IMAX, Disney, Universal Studios, есть так же отдельная категория проф. продукции компании для музыкантов и пр. "Саб" явно не для игрушек и не просто трещетка. Вес прибора 5 кг, сердечник внутри 1.7 кг, качает любой диван )) будь здоров.

- 57.78 дБ +
#

Маньяк! :)

- 53.01 дБ +
#

не, круто, конечно! Молодца! :)

- 50 дБ +
#

Конечно, интересно читать про такое постепенное приближение к идеалу, все классно! В ожидании 5-й части : я думаю, что если бы на начальном этапе вы связались бы с профессиональным инсталлятором, то такой результат был бы достигнут быстрее и дешевле , или в те-же деньги , но лучше по качеству. Но сам процесс приближения , конечно , может быть очень занятным:-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Так ведь построение (и затраты) растянуты по времени. Если бы он сразу связался с профессиональным инсталлятором, то ему предложили бы финальный вариант за деньги, которых у него в начале не было.

Тем более автор покупал-продавал обородуование б/у, поэтому, как он пишет, терял относительно немного.

Я сейчас тоже строю ДК и хотел бы, чтобы инсталлятор сделал мне проект (чтобы я мог постепенно докупать и строить ДК), но инсталляционным компаниям интересен полный пакет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @artemf #
Если бы он сразу связался с профессиональным инсталлятором, то ему предложили бы финальный вариант за деньги, которых у него в начале не было.

Уточню, за деньги которых у меня и сейчас нет :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #
В ожидании 5-й части: я думаю, что если бы на начальном этапе вы связались бы с профессиональным инсталлятором, то такой результат был бы достигнут быстрее и дешевле , или в те-же деньги , но лучше по качеству.

Быстрее - да, дешевле , или в те-же деньги , но лучше по качеству - нет.

Какой инсталлятор возьмется делать проект в жилой 18 метровой комнате с б/у техникой?

Да еще с таким смешным бюджетом.


Думаю 5 часть никому тут не нужна.

Поэтому напишу кратко здесь.


Стоимость всей системы в первой итерации составила:

Проектор Optoma HD200X (новый 2011) - 39 000

Кронштейн Kromax projector-10 (новый 2011) - 1000

Ресивер Onkyo TX-NR818 (Б/У 2014) - 26 000

Акустика Audiovector Ki 5.0 (новый 2013) - 17 000

Сабвуфер Monitor Audio Radius R370HD (новый 2013) - 10 000

Lenovo Multimedia Remote n5901 (новый 2012) - 600

Универсальный пульт ресивер/проектор Philips SRU9600 - 1400

Кабели акустические и HDMI Belsis (новые 2014) - 4 000

Рольшторы (новый 2014) - 4000

Итого: 103 000 или 3000$

Плюс моноблок Lenovo B520 (новый 2011) - 26 000 в качестве источника.

DAS 4TB - 6 000


Стоимость всей системы в последней итерации составила:

Проектор JVC DLA-X9 (Б/У 2018) - 96 000

Кронштейн WIZE PR-UNV - 2 500

Ресивер Yamaha RX-A3010 (Б/У 2016) - 38 000

Усилитель мощности 7 канальный Adcom GFA 7707 (Б/У 2018) - 62 000

Акустика 7 х Kenwood LS-X1F (Б/У 2017) - 50 000

Сабвуферы 2 x M&K MX-150THX MKII (Б\У 2017) - 50 000

Lenovo Multimedia Remote n5902 (Б/У 2016) - 700

Универсальный пульт ресивер/проектор Philips SRU9600 - 1 400

Кабели акустические и HDMI Belsis (новые 2014-2016) - 5 000

Сетевой фильтр APC PF8VNT3-RS (новый 2015) - 1 500

Рольшторы (новый 2014) - 4000

blackout гардины Майгул ИКЕА - 2500

Итого: 313 000 или 4800$

Плюс моноблок Lenovo B520 (новый 2011) - 26 000 в качестве источника.

DAS 10TB - 15 000

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BACATIVE #

Вынужден согласиться, - никакой инсталлятор не будет тратить время на поиски для вас б\у аппаратуры по не очень понятным критериям. Вот , смотрю, достаточно "свежий" проектор вам достался за 96000 . в то время, как розница еще пытается продать свои остатки за 350000. Очень хорошая получилась скидка, почти в 4 раза, но , думаю, это из разряда счастливых случайностей. Купить эти МК сабвуферы за 50000 (неужели это за пару?) тоже из того же разряда большой удачи. Но б\у аппаратура всегда может оказаться со скрытыми недостатками - зачем инсталлятору брать на себя ответственность за них?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #
Вынужден согласиться, - никакой инсталлятор не будет тратить время на поиски для вас б\у аппаратуры по не очень понятным критериям.

Именно, инсталляторы работают и зарабатывают с несколько другой клиентурой.

Так что приходится рассчитывать только на свои весьма скромные знания и опыт.

Да еще и при ограниченном бюджете.

тоже из того же разряда большой удачи.

Не удача тут не причем, проектор мне достался по вполне средней цене на eBay, люди куда более свежие JVC по той же цене брали. А сабами это вопрос времени, обычная авитовская цена на них 35 000 плюс минус 5 000. Один из них просто убитый по косметике сильно дешевле достался.



- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #
Вот , смотрю, достаточно "свежий" проектор вам достался за 96000

Он не очень "свежий", JVC DLA-X9 проектор 2011 года, поэтому такая цена.

Купить эти МК сабвуферы за 50000 (неужели это за пару?) тоже из того же разряда большой удачи

Вот один продается за 40 тыс с торгом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BACATIVE #

Спасибо! Напишите еще про свой опыт с мягкой мебелью в ДК, пожалуйста.

- 50 дБ +
#

С удовольствием прочитал все 4 части "на одном духу". Самому предстоит построение ДК, много чего можно подчерпнуть из вашего опыта, спасибо. Жду 5ю часть))

- 53.01 дБ +
#

А будет пятая?

- 50 дБ +

А смысл? Если только атмос сделаю и звукопрозрачный экран, но все это на статью не тянет.

- 50 дБ +
#
- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.