Можно ли построить хороший домашний кинотеатр с масштабным звуком и большой картинкой в стандартной маленькой гостиной в обычной квартире, да еще и не за 100500 миллионов?
В предыдущей серии:
Первая часть: Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Визуальная история
Вторая часть: Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Изображение
Третья часть: Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Звук и мебель. Классика
Все отлично. Системой полностью удовлетворен и счастлив. Никаких апгрейдов не планирую, наслаждаюсь кино и концертами. Но случилось страшное...
Этап 3. Переходный
Начал я читать зарубежные форумы на AVSForum и Blu-ray.com
И обнаружил огромное количество отлично структурированной и внятно изложенной информации по построению ДК. Особенно впечатлили темы по сабвуферам с инфрабасом и построению ДК на базе специализированной киноакустики. Естественно, захотелось все это попробовать.
Был приобретен сабвуфер MK MX-150THX MKII (Пушпулл 2х12 дюймов, 150 Вт, 20–125Hz ± 3 dB, ЗЯ, 59x40x50, 34 кг)
И тут я впервые услышал и почувствовал БАС.
Оба Audiovector Mi Sub были отправлены в отставку на продажу.
Но с большим басом пришли и большие проблемы — на высокой громкости комната загудела. Отказаться от БАСА я уже не мог и начал пытаться как-то исправить ситуацию. Все варианты перестановки саба, включая лежа на боку под экраном, не помогли. Остановился на установке саба сзади, справа от стола.
Создал комнату в симуляторе REW-EQ и начал двигать саб и место прослушивания. Оптимальным вариантом, как ни странно, оказался центр комнаты. Подвинув диван, получил к сожалению только небольшое улучшение по басу, но зато расстояние просмотра в 3 метра оказалось для меня идеальным — очень пожалел, что не сделал этого раньше.
Но смена места принесла проблем, откуда не ждали.
Звук из центрального канала пошел четко снизу, и при просмотре полулежа ступни ног залезали на изображение. Решил поднять экран и центральный канал с 40 см до 60 см. Перекрасил экран, заодно сделал 60-см рамку черного цвета. Так как сзади дивана освободилось место, перевез туда свою библиотеку, заодно и подглушил комнату.
Подъем центрального канала на 20 см проблему со звуком снизу не решил. Попробовал отказаться от него полностью — не понравилось. Дыра в середине, вдвоем смотреть вообще не вариант.
Пока занимался перестановками, появился на Авито и был куплен второй сабвуфер MK MX-150THX MKII. Сабвуферы установлены фронт-тыл по диагонали и настроены.
Гудеж ушел.
Параллельно продал стереосистему в спальне и решил сделать там малый зал ДК для сериалов и ТВ-шоу. Кстати, напишите в комментариях, интересен ли будет рассказ про постройку ДК в 11,62 квадратах.
Туда был куплен на eBay 5.0 комплект Atlantic Technology System 250.
Который по приезду был немедленно опробован в большой системе. И эти крайне скромные колонки выдали в кино отличный звук.
Фронты и центр, установленные под экраном на одной высоте, полностью решили проблему неравномерности звука по высоте. Audiovector все-таки звучали более масштабно за счет мидбаса, да и в музыке явно превосходили Atlantic Technology.
Требования были просты: ЗЯ мониторы от 80 Гц с СЧ\НЧ не менее 2х4,5 дюймов от специализирующейся на акустике для кино производителя. Первым кандидатом были МК, но ценник и стоимость доставки заставили отказаться от этой идеи. Поиски продолжались, и появился неожиданный вариант собрать комплект из акустики для центрального NHT VS-1.2a, что и было сделано.
Собрал комплект и начал экспериментировать с расстановкой акустики.
Фронты и центр были установлены на уровне ушей, surround и rear surround — выше головы на 50 и 90 сантиметров, колонки не наклонены на слушателя. Звук окружения идет сверху, и это сильно заметно, причем разницы между 50 и 90 практически не ощущается.
Все колонки установлены на высоте ушей слушателя. Лучший вариант — бесшовное звуковое полотно в одной плоскости. Комната просто исчезает.
Понял, что надо однозначно делать звукопрозрачный экран.
Продал комплект Audiovector.
Казалось, вот он финал.
Небольшое отступление: когда смотрел акустику MK Sound очень заинтересовала их S-серия с вертикальным массивом твитеров. Особенно заинтриговал ценник :)
И тут на Авито появился очень необычный лот: пара Kenwood LS-X1F за очень небольшие деньги.
Купил из любопытства, и когда послушал приехавшие колонки — понял, что попал.
Данные колонки впервые показали, что главное в ДК — это не музыка и эффекты, а передача обычного человеческого голоса.
И вот новый поворот.
Этап 4. THX ULTRA2 и DBA
Был приобретен комплект Kenwood THX
Колонки 95 года выпуска в идеале. Сделаны как танк.
Сделал стойки с наклоном на место прослушивания для фронтов и центра и симметрично установил колонки.
При обычном кинопросмотре вообще перестал слышать, что звук идет снизу, заметно только на специализированных демо-роликах.
Сразу скажу, что при использовании диполей, как сурраундов и монополей, так
и тылов в системе 7.1, рекомендую выключить апмикс 5.1 саундтреков до 7.1. А
вот при колонках-монополях как раз лучше его оставить или включить.
Есть вроде как общепринятые рекомендации по размещению диполей — 90° по направлению на слушателя по параллельным стенам на высоте 60
см от ушей.
Рекомендации по размещению в 90° соблюдать следует однозначно. Сначала, чтобы не мешать проходу, я установил диполи на стойки чуть позади места прослушивания, потом повесил ровно под 90°. Улучшение звука было очень заметным.
А вот в разницы в размещении на разной высоте от 15 до 50 см над точкой прослушивания особо не заметил, только на крайней точке звук заметно пошел сверху и стал выделятся в нативных 7.1 саундтреках. Разместил по итогу сурраунды-диполи и тылы монополи на высоте 15 см от ушей.
Повесил боковые экранные шторы, больше конечно для картинки, но и высокие чуть приглушило.
Для того, чтобы убрать все проблемы с басом решил сделать DBA.
Был приобретено и установлено еще два MK MX-150THX MKII.
Четыре саба дали прибавку в качестве, но не настолько огромную, как добавление второго сабвуфера, зато при куда более серьезных финансовых затратах.
Этап 5. Оранжевый уходит в ночь
Продал один саб и проектор Optoma HD200X.
Решил сменить диван, ковер и проектор JVC DLA RS-1 на JVC DLA-X9.
Перерыв на кино
Этап 6. Перфекционизм и ручная настройка
Продал еще один саб и проектор JVC DLA RS-1.
Купил еще одну пару Kenwood LS-X1F, теперь все колонки стали одинаковыми.
Установил сурраунды и тылы на засыпные стойки высотой 110 см.
Решил я все-таки отказаться от ресиверного усиления и использовать свою Yamaha RX-A3010 чисто как процессор.
Приобрел Adcom GFA 7707.
Мощность — 7х200 (8 Ом)
Вес — 35,5 кг
Потребляемая мощность — 2 700 ВА
Adcom раздавил Yamaha, не оставив ей ни единого шанса.
Масштаб, детальность и динамика звука поразили.
Сменил шторы на темно-синие blackout-гардины Майгул ИКЕА
И, главное, пригласил человека, который вручную с помощью UMIC-1, REW-EQ и параметрического эквалайзера Yamaha RX-A3010 настроил мне звук.
Смена акустики и сабвуферов, ее расстановка, акустическая обработка комнаты и покупка усилителя мощности давали улучшение звука, но кардинальный прорыв случился только после этого.
Комментарий настройщика
Итак, по звуку могу сказать, что система играет просто великолепно. Чисто и слаженно, что не мудрено, все колонки одинаковые. На ВЧ очень высокая детальность и разборчивость, середина большая, оторвана от колонок и, главное, несмотря на то, что стоят колонки на полу, а ощущение, что звук на экране при просмотре. Если, конечно, сильно прислушиваться, то можно услышать, что они ниже, но это в уши не бросается.
Удар в колонках для их размера неплох, но тут, понятно, смотря, с чем сравнивать. Для их размера 2х5 дюймов работают на мидбасе достойно. НЧ после настройки стали вообще отличные. И, главное дело, на площади всего дивана.
По итогу — замечательный звук. Дополнительный УМ дает возможность без проблем слушать на референсе, система держит. Многоканальность шикарная и без каких-либо различий в звуке каналов. Комната акустически очень неплохая. Шторы по бокам фронтов и сзади на окнах, плюс стеллажи с книгами. На полу толстый ковер на пол комнаты. Комната незвонкая. В общем, очень понравилось .
Все автонастройщики считают своим долгом влезть в СЧ/ВЧ-диапазон. Ручной настройкой мы это обходим. Конкретно у bacative выше 300 Гц коррекции нет вообще, эдакий пурдирект с подавленными модами помещения + басменеджментом. Это если в комнате беда совсем, тогда да, и СЧ и ВЧ надо править. Так же если колонки разные — подгонять друг под друга. Но у него и помещение не звонкое, с СЧ и ВЧ и так проблем нет, и колонки все одинаковые, «сшивать» их не нужно.
Получилось настроить систему SBA из двух сабов. График прилагаю. Синий — один саб, без коррекции. Красный — два саба по SBA. С небольшой коррекцией (точно не помню, то ли 4 то ли 5 Дб в одной точке в районе 50 Гц с острым Q, типа 8 или что-то такое).
Можно было оставить и вообще без коррекции, но коль уж в одной точке, да такую малую, подумали, почему бы и нет.
На слух просто супер. Если у меня например на односабовой системе плюс минус пол метра, и хоть заново все корректируй, то у него я сидел с краю дивана, и там было на слух ооочень ровно. Наверно все же SBA не работает на всю площадь комнаты, не слушал всю ее и не мерил. На всю площадь — это наверно уже к DBA. Но диван покрывает (на слух). В общем, даже SBA по эффективности затыкает за пояс любой саб. Однозначно рекомендую.
Пока остановился на этом этапе.
В планах — построение звукопрозрачного экрана и размещение за ним акустики.
Возможна смена ресивера на полноценный процессор или на ресивер с ATMOS.
Смена стеллажей и стола.
Часть 5: Стоимость всего этого праздника. Мягкая мебель в ДК. (скоро будет)