Дело против сабвуферов: забудьте про басы [перевод]

ТEКСТ: Комментарии (58)
76.02 дБ
Дело против сабвуферов: забудьте про басы [перевод]

В нынешнее время сабвуферы с их мощными басами слышны отовсюду. Музыкант Дэймон Круковски (Damon Krukowski) уверен, что для многих музыкальных жанров сабвуферы противопоказаны: низкочастотный «слоновий топот» портит нашу музыку.

Моя первая группа Galaxie 500 была не совсем обычной рок-группой, но для конца 80-х наш состав был весьма типичным: гитара, бас, барабаны. Когда мы ездили по клубам, никто из публики и не задумывался о наших музыкальных инструментах — людей смущала наша манера игры. Позже, в середине 90-х, образовался дуэт Damon & Naomi. Мы играли на акустической гитаре и индийской фисгармонии, вот тогда и начались недопонимания. Ребята, работавшие в клубах, настолько привыкли к громкой музыке, что просто не понимали, каким образом можно завести толпу такими «шепчущими» инструментами. На саундчеках, когда нас пытались подзвучить, сигнал начинал заводиться. Чтобы избежать такого эффекта, мы просили выключить все оборудование полностью, но нас никто не хотел слушать.

Начался новый век, появились новые люди. Чем длиннее становились бороды, тем скромнее выкручивали громкость. Наши саундчеки стали гораздо более спокойными. Кстати, за пультами появилось больше женщин. Прошло еще немного времени — и все вернулось на круги своя, но только на этот раз все стало намного серьезнее.

Складывается впечатление, будто в период снижения популярности фолк-рока и подъема электронной танцевальной музыки (EDM) почти все рок-клубы установили себе сабвуферы (зачастую они стоят прямо под сценой, а их громыхание отдается в акустических инструментах). На концертах нам часто приходилось использовать колонки, разработанные для гораздо более низкого звучания, чем наше. И мы не одни такие.

«Может быть, вся проблема в сабвуферах?» — вежливо спрашивал я на саундчеках, параллельно настраивая звук. «Неа, они у нас всегда работают», — отвечали мне повсеместно.

Вот именно!

Сабвуферы — это специализированные колонки для усиления низкочастотных вибраций. Такие системы получили широкое распространение в 1974-м году, когда в кинотеатрах показывали фильм-катастрофу «Землетрясение». Тогда же придумали технологию Sensurround, которая предполагала подачу на сабвуфер громкого низкочастотного сигнала, заставляющего кресла трястись в буквальном смысле.

«Пожалуйста, имейте в виду, что вы услышите и почувствуете реалистичные эффекты, сравнимые с настоящим землетрясением. Мы не несем ответственности за физическое и эмоциональное восприятие происходящего зрителем», — гласило предупреждение на постере. Нью-йоркский кинокритик Джудит Крист (Judith Crist) сравнила кинотеатральный НЧ-эффект с тем, как работает дешевая массажная кровать в мотеле, но люди бежали на просмотр толпами.

Физическая и эмоциональная реакция на сверхнизкий звук всегда интересовала военных и голливудских звукорежиссеров. В книге «Экстремальная громкость: звук как оружие» Джульетт Вольклер (Juliette Volcler) утверждает, что все эти военные исследования подобны бестолковым предупреждениям на постере: теории о существовании частот, которые способны взрывать глаза или сводить желудок, на деле являются лишь извращенными фантазиями. (Все же звуковое оружие уже существует: полиция использовала дальнодействующее акустическое устройство LRAD во время протеста, получившего название «Захвати Уолл-стрит», также это нелетальное оружие было задействовано против активистов Black Lives Matter).

Есть особая индустрия, где «низкочастотные фантазии» имеют право на существование — видеоигры. Игровая индустрия прекрасно подходит для голливудских эффектов с трясущимися креслами. Одной из причин, по которой практически в каждом американском доме появился сабвуфер, стали именно игры.

Это все замечательно, но где же объяснение необходимости использования сабвуферов в музыкальных системах? В 70-е сабвуферы не произвели особого впечатления на музыкальную индустрию: низкочастотные системы не заинтересовали ни продюсеров, ни потребителей. Хотя есть один звукорежиссер, который утверждает, что сам собрал сабвуфер, так как он понадобился ему для сведения альбома «Pretzel Logic» группы Steely Dan.

Раньше музыкальные записи выпускались чаще всего на виниле типа LP. Такие пластинки не предназначены для использования с сабвуферами хотя бы потому, что картридж с иглой мог прыгать по канавкам от громких сабвуферных эффектов. Это значит, что альбом «Pretzel Logic», вышедший именно на LP, никаким образом не выиграл от того, что его сводили на системе с сабвуфером.

В середине 70-х популярностью начали пользоваться 12-дюймовые пластинки-синглы. Их широкие канавки позволяли слушать музыку с повышенными низкими частотами. Винил такого типа использовали для записи музыки в стилях диско, регги, хип-хоп и рок. Изначально синглы нарезались специально для клубов, где использовались низкочастотные колонки. В легендарном нью-йоркском клубе Paradise Garage стояли сделанные на заказ «басовые колонки» Levan Horn, названные в честь диджея Ларри Левана (Larry Levan).

За пределами дискотечных площадок найти музыкальную систему с сабвуфером или чем-то вроде колонок Levan Horn было невозможно. Аналоговая эра закончилась тем, что никто кроме самих Steely Dan никогда не слышал Steely Dan на сабвуфере.

Цифровые музыкальные записи сильно отличаются от аналоговых LP-записей — частотный диапазон практически не ограничен. Как только CD пришли в наши дома и автомобили (в середине 80-х), так сразу же появилась тенденция делать звучание более басовитым. Потом настала эра DVD, и вместо стерео стандартом стал окружающий звук 5.1, который признали идеальным вариантом для домашнего кинотеатра. Цифра «1» здесь обозначает сабвуфер. Нужен всего один сабвуфер, так как он воспроизводит настолько низкие звуки, что мы не можем локализовать их, нам кажется будто басы идут отовсюду. Наш слух устроен так, что звуки низкочастотного спектра не поддаются анализу, позволяющему точно определить точку излучения. Таким образом, одного сабвуфера достаточно, чтобы бас нас «окружил».

Некоторым нравится использовать несколько сабвуферов одновременно (как в кинотеатрах во время проката «Землетрясения» или как в клубе Paradise Garage). И смысл не в том, чтобы сделать НЧ-звучание более качественным, смысл в том, чтобы создать большое звуковое давление, которое физически ощущается всем телом. Иногда доходит до экстрима.

Гитарист группы Sunn O))) Стивен О’Мэлли (Stephen O’Malley) известен своей любовью к пониженным строям, высокой громкости и пронзительным звуковым волнам (даже в названии его группы нашлось место для визуализации звуковой волны). Когда я спросил его об использовании сабвуферов, он вспомнил об одном из метал-фестивалей в Великобритании: «У некоторых охранников из носа шла кровь от высокого звукового давления. Мы не пытались изувечить кого-то, мы старались передать как можно больше энергии».

Сабвуферы нужны там, где они нужны: на музыкальных фестивалях, в ночных клубах и в автомобилях. О’Мэлли считает, что звуковое давление — это настоящая энергия, которую нужно передавать через музыку.

Вы удивитесь, но О’Мэлли, будучи королем низкочастотного мира, не использует сабвуферы для прослушивания музыки дома. «Только не в моем доме. Правильно настроенная Hi-Fi-система не нуждается в отдельном сабвуфере… Как правило, все эти басы негативно влияют на остальной звуковой спектр», — говорит О’Мэлли.

Я согласен со Стивеном, но мне на ум приходит еще одна группа, когда я говорю о высоком звуковом давлении, группа Earth. В начале 90-х гитарист Earth Дилан Карлсон (Dylan Carlson) установил свою собственную планку низкочастотности, но недавно выяснилось, что Дилан считает сабвуфер «худшим изобретением всех времен». Музыкант утверждает, что рок-музыка основана на СЧ-спектре. Его ответы на вопросы достаточно ясно передали его отношение к сабвуферам:

Важен ли для тебя сабвуфер в качестве музыкального инструмента?

«Нет»

Ты всегда используешь сабвуферы на концертах?

«Нет»

Ты используешь сабвуферы, когда слушаешь свои записи дома?

«Нет»

Тебе не кажется, что сабвуфер делает звучание более качественным?

«Нет»

Музыканты, творчеством которых ты вдохновляешься, используют сабвуферы?

«Нет»

Если знатоки низких частот вроде Дилана Карлсона и Стивена О’Мэлли не слушают музыку на сабвуферах, то почему все остальные так любят это?

Фильмы и игры стали популярнее музыки, поэтому большинство аудиосистем разрабатываются именно под такой контент. Сабвуферы в составе компьютерных аудиосистем появились из-за того, что маленькие настольные колонки не справлялись с эффектами в играх. В наушники встроить сабвуфер невозможно, но, например, в Beats есть эффект усиленного баса, и надо признать, что с таким подходом фирма не прогорела.

Как только Beats появились на рынке, аудиофилы начали высмеивать их. «Они просто ужасны», — сказал главный редактор Inner Fidelity в интервью The New York Times в 2011 году. С ним согласно бесчисленное множество экспертов (видео «Правда о наушниках Beats by Dre!» собрало 8 млн просмотров). Проблема наушников Beats полностью соответствует тому, что сказал О’Мэлли: усиление басов негативно влияет на воспроизведение других частот. В Beats система бас-буста основана на повышении громкости низких частот, но не на расширении диапазона. То есть все работает примерно так же, как если бы в наушниках было установлено много одинаковых сабвуферов. Это делается не ради ушей, ради вибраций.

Ветеран музыкальной индустрии Джимми Айовин (Jimmy Iovine), который вместе с Dre основал компанию Beats, тоже когда-то дал интервью The New York Times, в котором отметил, что «музыкальные компании слышат музыку совсем не так, как ее слышат обычные люди». После того, как Apple купила Beats, слушать музыку «совсем не так» стало, по сути, нормой.

Я считаю, что наушники Beats с их приподнятыми басами и системы ДК нужны для фильмов и игр, но не для нормального прослушивания музыки. Мое понимание «нормального» прослушивания основано на личном опыте живого взаимодействия с музыкальными инструментами (как акустическими, так и электрическими). Возможно, в мире музыки произошли большие изменения.

Вернусь к моей проблеме с саундчеками. На площадках, где мы выступаем с Наоми, не играют в игры и не смотрят фильмы, но там регулярно проигрывают музыку на обычных компьютерах и ноутбуках (они появляются на сцене не реже традиционных музыкальных инструментов). Любой музыкальный формат вносит свои изменения в звучание, носитель всегда окрашивает то, что мы записали в студии. На сегодняшний день аудиофайлы содержат музыкальную информацию с неограниченным частотным диапазоном, а большинство музыкальных треков создаются на компьютерах и для компьютеров. Возможно, для такой музыки сабвуферы нужны — они добавляют реализма.

Как сказал Дилан Карлсон, рок — гитара, барабаны, бас — это среднечастотный спектр. Для акустических дуэтов такое видение вопроса еще более актуально. Поэтому выключайте свои сабвуферы и уберите подальше Beats, если вы слушаете музыку докомпьютерной эры, где используются традиционные музыкальные инструменты. Без НЧ-усиления вы услышите более качественный и чистый звук. Также у вас появится шанс испытать настоящие эмоции.

Оригинал: Drop the Bass: A Case Against Subwoofers

ТЕГИ:#бас
76.02 дБ +

Комментарии

#

Спасибо! Свой давно отключил )))

- 59.03 дБ +
#

мне то же больше по душе звучание без сабвуфера, но колонки должны при этом уметь хорошо басить, может это от того, что мне так ни разу неудалось настроить сабвуфер раз и навсегда правильно, то есть на разных композициях всегда надо было эти сабвуферы подстраивать, то звук на них прибавить или убавить то уровень баса, вообщем мне сабвуфер не заходит, хотя люблю когда есть хороший бас, но предпочитаю что б этот бас воспроизводили колонки без помощи саба, ибо постоянная возня с ним утомляет.

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #
ибо постоянная возня с ним утомляет.

Именно )))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Полностью согласен(ибо постоянная возня с ним утомляет)https://stereo.ru/qa/5y76h-tri...

- 50 дБ +
#

У меня стоит пара двухполосных профов, они и вуфер, и твиттер выдают нормально. Слушать одно удовольствие. Всё на своих местах. А вообще суб-бас дело хорошее, но его должно быть в меру. Жлобцов прет выкрутить так, чтоб стены долбило, и статусно похрюкивать. Они и в машинах так делают. Басы в композиции как правило идут по центру, эти же лохи строят так, что бас забивает вообще всю панораму.

Кстати в этом же диапазоне работает бочка, так что отказ от низких частот влияет и на ударные.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @RYO #

Поддержу ваше мнение..

- 50 дБ +
#

Видимо у каждого свое мнение.. Для меня правильно настроенный саб-когда его вроде бы нет,а отключить,сразу понимаешь,что потерял.. Просто не нужно злоупотреблять г ромкостью!! С ним человеческие голоса и музыкальные инструменты,которые и близко не опускаются в глубины баса,с сабвуфером добавляют "мяса" в звуке.. Есть колонки,которые могут обойтись и без саба,но на мой вкус это активные колонки,как правило студийные в основном и желательно 3х-полосые,где на каждую полосу частот стоит свой отдельный усилитель.. Дальше не буду продолжать..

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @george #

всегда стрался настроить сабвуфер именно так как вы и говорите, но незнаю может я такой криворукий, но вот незадача настроишь вроде нормально все прям как надо, но ставишь другую музыку и тут на тебе, настройки уже неустраивают нужно снова крутить ручки, вобщем мне оказалось проще без саба,



- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Записи разные есть,иногда и есть нужда немного убавить или добавить громкости-главное знать меру.. Сабвуфер желательно выбирать с пультом,тогда не нужно бегать с кресла/дивана туда-сюда..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

предлагаю идеальное решение- слушать мп3!

Всегда есть возможность нарезать себе любимому ништяк из лослесса.

Там всегда всего хватает.

И технику подешевле.

Любой шаг к хаэнду- каторга!

Пс. Моя фонотека в аас. Это почти мп3, но мороки куда меньше с универсальностю

- 50 дБ +
#

Если у тебя не огромные колонки с 30-сантиметровыми НЧ динамиками, то домашний саб для музыки необходим. Иначе невозможно слушать даже классику, она звучит, как из мыльницы (или советского громкоговорителя на кухне) Без саба можно слушать только бардов под гитарку.

Что касается концертов с колонками выше человеческого роста, кинотеатров и автомобилей, тут я согласен с автором. Акустические условия там таковы, что сабы портят музыку, и вообще любой звук. Поэтому я не хожу в кино.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Afil19 #

ну 30см.динамик конечно дело хорошее, но довольно плотного баса можно достичь и с колонками имеющими длиноходные динамики более скромных размеров, на презентации комплекта из усилителя и сд проигрывателя маранц, Кен Ишивата воспользовался колонками q acoustics concept 500, и вроде на недостаток баса никто нежаловался, хотя помещение где проходила презентация было не маленьким, а динамики у той акустики 6.5 дюймов, инфра баса на них конечно нет но и недостатка в басе нет так же, как пишут те кто эти колонки слышал,

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

У меня PMC TB2, не просто с "длинноходными" басами, а специальными "лабиринтами". Но на средней и малой громкости, увы, мне требуется саб.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1971 #

Плюсую , слушал эту связку, очень хорошо звучало.

- 50 дБ +
#

А как же «навалить» басов?:))

Я уже год пытаюсь привыкнуть к правильному отыгрыванию НЧ своей системы и не сказать что плохо, но после многолетнего обладания АС от Клипш хочется жирного баса. Для себя решил что буду брать музыкальный саб (возможно сразу два). «Навалить» под рок и электронику хочется, а родные АС так сильно не могут....

- 50 дБ +
#

В-о-о-о-т!

То, что я всегда пытался донести - для фильмов - да, это подчеркивает эффект восприятия взрывов, выстрелов, как "рубят" воздух лопасти пропеллеров и т.д. и т.п.

Музыку все эти "мяса", "удары под дых" только извращают.

Правильно подобранный кроссовер для как минимум 12-инчевого "басовика" в закрытом корпусе и 15-инчевого (можно двух) или 18-инчевого в OPEN BAFFLE системе - на мой взгляд слух самое правильное восприятие ТОГО.

Просто наболело...

Спасибо Kirill Shipakin за статью.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #

Возможно я неправильно выразился про музыку и "мясо",попробую по другому и напишу "полнокровный" звук.. А про "удар под дых"-это не ко мне.. Для кино совсем другой вопрос.. А статья эта"просто личное мнение"-каждому свое..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #

"Правильно подобранный кроссовер для как минимум 12-инчевого "басовика" в закрытом корпусе и 15-инчевого (можно двух) или 18-инчевого в OPEN BAFFLE системе - на мой взгляд слух самое правильное восприятие ТОГО." - согласен. Очень жаль, такие современные АС сейчас недоступны большинству, т.к. стоят ооочень дорого.

- 53.01 дБ +
#

Здравствуйте друзья! О наболевшем хочу высказаться )). Когда то давно у меня были S-90 и усилитель Бриг 001 Стерео. Так вот, так как я был молод и мне хотелось очень много баса, тембры на усилителе были выкручены на максимум и ещё на постоянку была включена тонкомпенсация!!! Так вот в таком режиме басы были офигенные, а на остальное по сути мне было тогда плевать )). Потом мне подвернулся ресивер Yamaha HTR-5940, я думал что это круто, продал Бриг. И каково же было моё разочарование-басов больше не было!!! Даже с выкрученными тэмбрами S-90 как будто бы умерли. Затем продал и S-90...Потом у меня был кинотеатральный комплект Tannoy, в формате 5.1 с огромным сабвуфером Klipsh (басы, наконец-то!!!). Но счастье так и не приходило, всё было что-то не то. Потом я понял что не возможно нормально состыковать по частотам огромный саб и маленькие сателлиты-всё было продано! Я понял что нужны хорошие стерео колонки-были куплены Dynaudio DM2/6. Вот оно счастье! Но баса мне всё равно не хватало!!! Докупил саб Yamaha. Вроде бы всё встало на свои места, саб удалось состыковать с полочниками! Но со временем достала проблема постоянного подкручивания саба-где то баса было в самый раз (например на Pink Floyd), а на других записях слишком много и бас начинал перебивать всё остальное! Потом я решил попробовать слушать стерео просто в режиме Direct, но чуть погромче...Сначала казалось как-то суховато, но потом я привык и понял, что ушло всё лишнее, я начал слушать именно МУЗЫКУ а не бас-я как будто бы прозрел. Сейчас у меня нет дома сабвуфера-я вообще отказался от многоканалки. Скоро приедет мой впервые за много лет СТЕРЕО усилитель для моих Динов-Emotiva PT-100/A-300. Таким образом около 15 лет я потратил на понимание того, что дома, если вы слушайте в основном РОК музыку, инструментал, вокал-сабвуфер НЕ НУЖЕН!!! Не повторяйте моих ошибок, вложитесь в нормальную акустику и усиление. И слушайте музыку а не только басы!

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Grom #

Это всё так, но не у всех есть возможность слушать громко ) А вообще правильный путь - большие колонки с высокой чувствительностью и первоклассный мощник в режиме директ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Grom #

Да,слушать нужно музыку,а не только басы,тут вы правы.. Про остальное..Я джазовый музыкант прежде всего и соответственно у меня и подбор музыки такой.. Есть много вокала в "а-капелла",там только голоса и никаких инструментов !! Без поддержки сабвуфера-нет в голосах той полнокровности в звуке,что мне надо.. У меня две системы,одна для кино и многоканальной музыки(люблю очень),другая стерео,на активных студийных мониторах+саб. Слушать сами мониторы-просто смешно,хоть они формально и начинают работать с частоты 55гц,но это в области "легкого пука"..

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Grom #

так хорошо и красиво начал )) ..если это реклама продукта то я могу это еще понять....но для себя ...с учетом пройденных ошибок...(((( печалька..не понять мне этого ..как кризис так обязательно фирма рождается ..а то что саб не нужен я согласен на 200...


- 50 дБ +
#

Статья интересная, но посыл статьи спорный. Войну стоит объявлять неправильному тональному балансу, а не сабвуферу как устройству. Многим нравится жирок нч и этого жирка и от АС бывает больше чем надо. Тут тема гораздо шире нежели просто выключил саб и всё ок. Сам использую саб давно, но никуда не бегаю и ничего не подстраиваю. Возиться с настройками долго - согласен, но потом только слушать. Если мало баса, то значит такая запись, чего ж саб то отстроенный крутить? Хотя многие и тембры покрутить любят, чего говорить. И тут нужно понимать, что звук дома у всех разный и складывается из разных факторов. Только прослушивание может дать ответ о правильности тонального баланса. И тут опять же возникает вопрос вкуса и опыта слушателя.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Поддерживаю. Сам хотел это написать)

Я скорее за отсутствие нижнего баса, чем за его перебор, т.к. он собой забивает все остальное.

Как выше уже написали, саб должен быть незаметен в стереосистеме. Он должен дополнять звучание колонок, но не в коем случае не тянуть одеяло на себя.

В принципе, я за сабвуфер в музыке, особенно в помощь полочным колонкам, но на минимальной громкости, чтобы он никак не мешал воспринимать СЧ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Переборщить с басом на сабе очень легко. Да, ковыряний с ним немного больше, чем без него. Но если суть понять (методом проб и ошибок) и усвоить, что от записи многое и многое зависит, то можно добиться отличного результата. Ну и саб должен быть грамотным и соответствовать объему комнаты.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Думаю, настроить саб гораздо быстрее, чем годами подбирать усилитель и колонки с вечными претензиями "мало баса" или "много баса") Другое дело что саб должен быть хороший, "музыкальный". Но саб это не панацея, т.к. при его интеграции в стереосистему есть еще проблема. И эта проблема в том, что и колонки при этом должны быть подходящие, либо не играть низкий бас вообще (как мониторы) либо играть, но качественно, пускай и тихо. Ведь в обычном стереоусилителе не ограничить басы на колонки, как на ресивере. И если колонки, простите, "пердят" на басах, то саб может все только усугубить.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Тут мне судить сложно. У меня были либо полочники (ну где-то до 60 Гц более менее) или небольшие напольники до 55Гц. С полноразмерными напольниками не пробовал-но теоретически и их с усем можно связать по высокому уровню. Главнее-саб должен быть правильным и от правильного производителя. Ну и чувство меры, конечно, с понимаем в какой объем комнаты что запихивать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #
до 60 Гц более менее) или небольшие напольники до 55Гц

Вот это и хорошо! Потому как частенько бывает, что даже у полочных колонок фазик настроен слишком низко и на 40 Гц присутствует невнятный бубнеж вместо качественного баса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Согласен и поддерживаю!

Тоже, кстати, саб не кручу, хоть и долго его настраивал.

Да и зачем в системе вообще что-то крутить, да ещё и постоянно - это ж замучиться можно...

- 50 дБ +
#

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Max_bcaa #

Хоть сейчас и не пользуюсь сабвуферами, но такой сабвуфер не возможно не оценить)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

А вот и современный монстр

- 53.01 дБ +
#

здравствуйте а вот скажите. почему во многих ультимативных high-end стерео-системах которые я видел на фото и они сами говорили об этом в статьях владельцы используют сабвуферы . стереопары у них итак как сабы умеют долбить . но все равно они пользуются дополнительном басовым звеном . сразу оговорюсь это только в самых дорогих системах . может мы чего-то не знаем

- 50 дБ +
⇡ в ответ @avariya #

Ответ очевиден. Не во всех high-end колонках есть динамики по 12-15 дюймов и достаточный объем корпуса на басовую секцию, чтобы "правильно" отыграть самый низ.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

так сейчас низов и в записи уже давно нету...


- 46.99 дБ +
#

Я не понимаю, как музыкант может быть настолько безграмотен в своей профессии? Не знать что такое звук, частотный диапазон, спектр инструментов, возможности аппаратуры звуковоспроизведения и пр.

"Ребята, работавшие в клубах, настолько привыкли к громкой музыке, что просто не понимали, каким образом можно завести толпу такими «шепчущими» инструментами. Чтобы избежать такого эффекта, мы просили выключить все оборудование полностью, но нас никто не хотел слушать."

Играть в рок клубе на флейте наверное не самый правильный путь, если ты не Битлз, конечно.

"Сабвуферы — это специализированные колонки для усиления низкочастотных вибраций."

На самом то деле сабвуферы это специализированные колонки для ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ низкочастотных звуков.

При правильной настройке таких колонок они воспроизводят лишь то, что должны воспроизводить и ничего лишнего.
Для правильного использования сабвуфера необходимо согласовать его с основной акустикой, правильно разместив и настроив.

Краткая инструкция по настройке саба:
http://www.hifinews.ru/advices...
https://www.pult.ru/articles/s...

Понять, что без сабвуфера дома обойтись крайне тяжело можно, если посмотреть на частотный спектр инструментов и соотнести его с имеющимися в хозяйстве акустическими системами.

Частотный спектр инструментов:
https://www.otsema.ru/interesn...

http://www.lexamusic.com/sound...

Тяжело придётся аудиофилам без сабвуфера, ой тяжело!

Поэтому включайте свои сабвуферы и уберите подальше Beats.

И да прибудет с вами бас!

- 56.02 дБ +
#

"Хороший саб слышен, когда он выключен". Все верно, "скрипач не нужен, дядя Вова". Саб не должен выпячиваться, например в трифонике, где сателлиты бас просто не воспроизведут (как у меня) он очень даже нужен, но забивать квартиру или машину глушащей все бухалкой - непонятно, зачем? Нормально подобранная акустика в соответствующем помещении будет отлично звучать и без саба, вот частая ошибка - в небольшие комнаты люди покупают напольники, которые и без нч-модуля забивают все. Правда у AnegiN (?) 4 саба стоит (4 саба, Карл!), может помещение там 100 кв. м? ))

Насчет клубов - в рф вообще перестал ходить давно, вкручивают громкость такую, что голова потом гудит еще несколько часов. Зачем это делают? Прикрывают свою бездарность громкостью? На больших концертных площадках еще ничего, и то, когда гранды приезжают.

Правильно настроенная нч часть (с сабом или без) это как бас-гитарист в группе на сцене - вроде чтото там перебирает, а вроде и не слышно его, но без него музыка сразу теряет сочность и драйв.

Про интерес военных - немудрено, давно известно что инфранизкие частоты вредны для организма, и часто вызывают чувство паники и страха. Ходили истории что в позднем средневековье обнаруживали безлюдные корабли в море безо всяких следов борьбы, как будто люди просто попрыгали в воду и утонули. Одна из версий была про инфра нч природного происхождения.

А попсовые Beats фтопку. Статья очень нужная.

- 50 дБ +
#

Мне кажется,внимание к басу требуется в определенных музыкальных жанрах,довольно узких,где он генерируется искусственным образом. Опыт посещения концертов говорит о том,что повышенный интерес к низким частотам-это скорее дело вкуса слушателя и зачастую не соответствует реальному звучанию инструмента.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @kovalivnicheg #

Ну, в тех жанрах, где бас не нужен особо, саб и стоит в сторонке, курит. А в жанрах, где бас очень необходим-трудится в поте лица. Так что противоречий с жанрами и сабом нет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @kovalivnicheg #

У меня в многоканале стоят напольники Дали Айкон-6,слушаю к примеру CD Blues Voice(Audiophile impressive Voice). Включаю к примеру певицу Beegie Adair,поет известную песню Love Me Tender в а-капелла.То есть сама,без всяких инструментов.. Без саба звук из самих колонок меня не устраивает.. Что тут генерируется ?? Женский голос в инфра бас ?? Просто голос у нее становится более "сочный",даже не знаю как ЭТО описать..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @kovalivnicheg #

плюсик мой это...а то ставлю а другие пользуются )))))))))

- 46.99 дБ +
#

в двух канальном стерео,с большими колонками он может и не нужен,но не забывайте про SACD, DVD-AUDIO,DTS-HD MASTER, CD-DTS,ИЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПРО ЭТИ ФОРМАТЫ

- 50 дБ +
⇡ в ответ @kramskoi07 #

Я не забыл,люблю слушать стерео(трифоник),есть и куча многоканала,одних дисков SACD видимо больше 100шт. Есть и другие..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @kramskoi07 #

Интересно, а какое отношение, по вашему, форматы имеют к тональному балансу и наличию сабвуфера? Вы имеете ввиду многоканальную музыку?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

К тональному балансу саб тоже не особо имеет отношение. Тут наши ухи виноваты, наверно. При обилии баса средние и высокие хуже воспринимаются. Это же и мидбасом можно сделать, без саба.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

хуже? Вы так считаете, а некоторые с точностью до наоборот!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Ну не знаю...По мне так если чуть переборщишь-только бас и воспринимается, просто давит на уши и все. Какая там мелодия или тарелки уже и не понимаю, хочется бас убавить и все.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Согласен

- 50 дБ +
#

а что собственно он должен воспроизводить? Просмотрел фонотеку - практически единственный альбом где в спектре присутствует что-то сабвуферное

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #
Просмотрел фонотеку - практически единственный альбом где в спектре присутствует что-то сабвуферное

Bassotronics попробуйте, там и 20 Гц ровненько вполку наковыряете. Nigel и другие коллективы играющие электронную музыку, например исполнитель Aes Dana-Bam . И даже Петр Ильич Чайковский с увертюрой 1812 год оркестр Цинциннати от 11 Гц стреляет. На каких АС возможно такое воспроизвести в относительно небольшом помещении? Посмотреть следует в шоу Японских барабанов, там у больших бочек полюбому инфраниз имеется.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Uran_tkachev #
Посмотреть следует в шоу Японских барабанов, там у больших бочек полюбому инфраниз имеется.

имеется, но, как ни странно, в крайне незначительных количествах


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #
имеется, но, как ни странно, в крайне незначительных количествах

Спасибо! Точно, совсем чуток. Но какой же адский труд так по бочкам колошматить!

- 50 дБ +
#

В статье (как это всегда бывает при пренебрежении чувством меры) в очередной раз вместе с водой выплескивают и ребенка. А именно: умышленно путая понятия "наличие в звуке пропорционального количества качественного баса (вплоть до инфры)" и "акустический экстремизм б̶е̶з̶м̶о̶з безруких крутильщиков ручек усилителей/пультов на обдолбанных концертах", призывают при прослушивании отказаться от баса вообще. Бас - важная часть музыки, другое дело, что получить его непросто. Но возможно. Просто трудно объяснить большинству людей, что у 12" динамиков в обычной комнате существуют и другие режимы работы, кроме сотрясения перекрытий и выдавливания окон. А приводить в пример рок-концерты или подпрыгивающие в такт сабвуферу "приоры" не надо. Я вообще в жизни не слышал ни одного концертного выступления, где бы звук не раздражал. И в том числе и по причине, которую адепты ПВП-шнуров радостно приводят как доказательство своей "правоты": " Профессионалы не заморачиваются шнурами, наконечниками и прочим ...". Да не не заморачиваются они, а пофигу им. Вот и концертное звучание в 98% случаев соответствующее : невыносимый среднечастотный скрежет, буханье перегруженного баса и желание поскорее убежать подальше.

- 57.78 дБ +
#

Мог бы -поставил бы всем плюсы. Тема "горячая ", интересная, особенно в разрезе: делать трифоник или нет? Для меня "нет" и это пришло с возрастом, хотя мне 46 лет. ИМХО. Автору и участвующим благодарность. Всем хорошего настроения и звука,!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Show #

трифоник это уже другая тема))

- 50 дБ +
#

Ну да. Сабвуфер выперающий, ощущаемый как отдельный музыкальный инструмент, штука быстро надоедающая. Спорить будут только школьники, чья фонотека ограничена одним жанром или даже исполнителем;) а вот если саб позволяет расширить диапазон снизу, да кто против то будет?!

Бас-гитара начинается от 35Гц, собственно контрабасы и рояли не сильно выше. И если мы говорим об аудиофильстве, как о техническом виде спорта, то это вполне себе способ добиться полнодиапазонной системы. Меломанам оно не так нужно, так как записей, где есть что-то ниже 60Гц раз два и обчелся. Винилофилам ещё меньше. А аудиофилу вполне, опять таки кино можно погонять с ним.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Контробас начинает работать с частоты 40гц,рояль с 27,5гц. Только я не припомню за всю свою многолетнюю практику,что бы брал хоть одну ноту в суб-контр октаве..

- 53.01 дБ +
#

Только собираю трифоник ! всегда должен быть выбор !

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.