Что такое эталонная громкость: слишком громко или слишком тихо? [перевод]

Что такое эталонная громкость: слишком громко или слишком тихо? [перевод]

Представьте, что производители высококлассной аудиотехники начали выпускать предусилители, усилители и другие подобные устройства с постоянно включенным блоком тембральной регулировки. И не было бы никаких шкал, крайних положений ручек и индикаторов — просто «крутите эквалайзер на свой слух» и все. Вот тогда бы аудиофилы отчаялись по-настоящему, их возмущению не было бы предела.

На самом деле у разного рода ресиверов и усилителей есть одна гораздо более важная, по сути, «главная» ручка — это ручка регулировки громкости. Спросите у любителя музыки, на какой громкости он предпочитает слушать записи, и многие ответят, что им нравится выкручивать громкость «до правильного исходного уровня, чтобы играло максимально реалистично». И где же этот уровень? Насколько это громко или тихо? Допустим, мы знаем «исходную» громкость Девятой симфонии Бетховена на концерте под управлением Фуртвенглера в Карнеги-холл в 1951 году. Но есть ли от этого знания реальная польза? Между нашей стереосистемой и микрофонами в концертном зале слишком много промежуточных звеньев, поэтому добиться изначального звука не получится. Одно из самых существенных препятствий — это отсутствие какого-либо референсного значения для записей, получаемых конечным слушателем. Нет никакой эталонной громкости и однозначной тембральной окраски для наших с вами усилителей, комнат и колонок.

В эпоху аналоговых технологий ситуация была еще хуже. Тогда условная референсная точка «0 дБ» могла быть на каком угодно уровне. Если говорить об акустической музыке (джаз, классика, фолк и т.д.), то для нее нужен динамический диапазон в 85 дБ, а у LP-пластинок этот показатель ограничивался всего 55 дБ (в лучшем случае). У каждого мастеринг-инженера было свое понимание точки баланса: работники студий на свой вкус определяли, насколько громко должны звучать тихие пассажи и насколько тихо громкие. Как правило, это «художественное» понимание сказывалось на конечном продукте, поэтому один и тот же концерт мог звучать по-разному в зависимости от лейбла. Зачастую пластинки нарезались далеко не по стандарту кривой RIAA — низкие частоты срезались, чтобы канавки занимали меньше места, и на пластинку вмещалось больше композиций. Таким образом, даже если бы на каждой пластинке указывались оптимальные (исходные) параметры звука для настройки домашней системы, потребителям бы это мало помогло, ведь у каждого издания был свой «исходный уровень громкости» с разницей в ±10 дБ.

Сигнал в районе 0 dBFS (полная шкала) находится в зоне риска

С появлением компакт-дисков и других цифровых носителей мы получили еще 20 дБ полезного динамического диапазона и фиксированную референсную точку 0 dBFS, которая используется для представления полной шкалы или максимального уровня сигнала преобразователя. То есть значение в 0 дБ на одном диске и проигрывателе должно полностью совпадать с этим значением на любом другом диске и любом другом проигрывателе. На практике звукоинженеры все равно допускают некоторые отклонения при работе с записями, но эта разница уже не настолько велика, как в эпоху аналогового звука.

Теперь о звуке в кино. Для правильного звучания фильма многое было сделано компанией THX, ее подразделением Home THX, и в частности аудиоэкспертом Томлинсоном Холманом (Tomlinson Holman), который стоял у истоков THX вместе с Джорджем Лукасом (сейчас Холман работает в Apple). С самого начала стандартизация по THX предполагала референсные параметры звука для кинотеатров: зритель в центре зала должен был слышать примерно то же, что слышал режиссер в студии. Когда была запущена программа Home THX, все требования адаптировали под домашние кинотеатры. С появлением DVD и Blu-ray на рынок пришли ресиверы с сертификацией THX. Такие устройства могут быть точно откалиброваны до нужного уровня громкости.

По сертификату THX звуковое давление в зоне комфортного прослушивания должно составлять 75 дБ. Сначала все настраивалось вручную при помощи пульта и шумомера, а нынешние AV-ресиверы снабжаются автоматическими системами комплексной настройки звука. С годами стандарты THX стали общепринятыми. Теперь редко встречаются устройства, параметры калибровки которых отличаются от THX. Другими словами, почти любой современный кинотеатральный предусилитель или ресивер (вне зависимости от производителя) сможет обеспечить должную «исходную» громкость, если система правильно откалибрована. Это важнее, чем кажется: правильно настроенная громкость влияет не только на восприятие ухом эффектов в кино, но и на нюансы в диалогах, тембральную окраску и ощущения от фоновой музыки. В целом сегодня уже можно говорить о способности домашних кинотеатров передавать звук таким, каким его задумал режиссер. К сожалению, к прослушиванию музыки все это имеет мало отношения.

Как бы там ни было, в индустрии до сих пор нет единого стандарта громкости для музыкальных записей. Если речь идет об R'n'B-хите, то уровень громкости искусственно поднят еще на стадии мастеринга, и поэтому можно сделать потише. Если же вы решили послушать «Пять пьес для оркестра» Антона Веберна, то вам однозначно захочется сделать уровень громкости выше какого-нибудь «правильного» значения, чтобы услышать все нюансы этого сложного сочинения.

Где же правильная громкость? Пока этого не знает никто. Когда вы приходите в Карнеги-холл или IMAX-кинотеатр, у вас нет пульта: громко — значит громко, а тихо — тихо. Больше здесь нечего сказать.

Никто из нас не может настроить громкость музыки на «тот самый» уровень. Может быть, нужно просто подключать источники напрямую к усилителям мощности? Хорошая идея! Разве современные технологии не позволяют задавать референсную громкость для музыкальных записей? Пришло время RIAA (или кому-то еще) заняться этим вопросом.

Оригинал: "V" is for Volume

69.03 дБ +

Комментарии

#

"Чем громче музыка играет, тем меньше нам она слышна". Спасибо, интересно было почитать )).

- 50 дБ +
#

Мне бы очень хотелось отказаться от регулятора громкости. Даже однажды пошел на это и усилитель мощности был подключен напрямую к проигрывателю дисков, но столкнулся с тем, что разные диски имеют разный уровень громкости, поэтому слушал не все, а те, которые были записаны тише. А вот с пластинками намного лучше - все здорово играли при подключении напрямую к фонокорректору. Усилитель мощности был ламповый SE.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

- 50 дБ +
#

Товагищи, простите за оффтоп, но сегодня, оказывается, всемирный международный день джаза. Так что поздравляю поклонников ))

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

И день рождения у моего собака! :)

Уууу!!! :)

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Гав-гав! ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Так он у Вас телец?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Он у меня Питбуль :)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Философичный получился перевод. Точно. Есть такой оказывается праздник Международный день джаза с чем всех тоже поздравляю! И заодно Катиного четвероногого друга :)

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #
И заодно Катиного четвероногого друга :)

Благодарю :)

- 50 дБ +
#

Я всегда считал, что громкость должна выставляться в диапазоне с минимальными искажениями АЧХ, т.е. очень приблизительно в р-не 30% максимальной громкости. Если при этом звука недостаточно, надо менять аппаратуру на более мощную.

- 56.02 дБ +
#

Вот это тема... Ну вот честно... Как по мне, так тут всё просто: какой хочешь в данный момент уровень громкости в пределах того, что можешь себе позволить, тот и ставишь.

Кино же - немного другое дело, тут почти всегда есть единый оптимальный уровень, который сразу выставил и не крутишь во время фильма (естественно, тоже индивидуальный), поэтому очень хорошо, что есть единый стандарт.

P.S. Естественно, я тоже за стандартизацию громкости во всей музыке, с учётом того, что я ярый противник "войны за громкость" и чрезмерной динамической компрессии.

- 50 дБ +
#

Тут неразрешимое противоречие. Еще Аткинсон указывал на то, что чем сильнее сигнал сдерживается ручкой громкости, чем тише она повернута, тем звук хуже. Оно и понятно, ослабление на регуляторе громкости в тысячи раз с последующим разгоном на каскадах напряжения в те же тысячи не украсит звук. И предлагал крутить как можно громче, что опять таки в наших условиях мало возможно, так как сотни ватт, которыми оснащают даже "середнячков" не позволят слушать на комфортной громкости, это будет овер 100Дб.

Как только не пытаются это решить аудиофилы, и резисторныйе сборки перед АС, и ламповые задохлики с кучей искажений со своим звучанием, и самоделки с небольшим коэффициентом усиления...

А виной всему желание производителя поставить цифру ватт побольше, так чтоб с размахом, хотя более пяти вот они никому нафиг в условиях квартир не уперлись.

ЗЫ и кстати для того чтобы достигнуть 75дБ на 25-ти квадратных метрах ресивера с суммарной мощностью каналов в 0.1 ватт хватило бы за глаза (если бы такие делали конечно же). С низкими частотами все гораздо сложнее, но для этого и предусмотрены стандартом сабвуферы. Так что рассказы про то, что "в ваших условиях нужен ресивер от 200ватт на канал..." продиктованы как раз желанием продать но никак не реальными потребностями покупателя.

- 50 дБ +

Я слушаю громко, стараюсь выставлять громкость, "как на концерте". Как пример - слушаю концерт McLaughlin на средней громкости 85дБ, в пиках, понятно , получается больше. Музыка все таки заходит не только через уши.. При этом у меня активный биампинг, усилители по 4х150Вт. Работают на пределе. Комната 24м2. Не "орет". При таком прослушивании можно разговаривать достаточно спокойно.

- 50 дБ +

Дайте угадаю, 2 x 150 ватт тратятся для того, чтобы поднять нижние басы из НЧ динамиков, у которых там спад более 12дБ, а ещё 2 x 150 чисто для симметрии прикручены и не на пределе ?..

- 50 дБ +

Не угадали! В основном проблемы в СЧ-ВЧ полосе, в компрессионнике , немного выше частоты раздела, около 750Гц, там, но все равно совсем немного коррекции , около +5-6 дБ... Люблю духовые\ большие джазовые оркестры, а там весь основной выхлоп на этих частотах... При превышении порога , первым ограничивает усилитель, а не динамики.

На НЧ динамике в точке прослушивания по -3дБ при уровне 85дБ Spl имею ок. 32 Гц с коррекцией и ок. 38 без коррекции.

- 50 дБ +

85дБ - 6дБ коррекции имеем 79дБ чувствительности в "проблемных местах". Чтобы получить 85дБ (+6дБ) нужно 4 Ватта. На четырех метрах от колонки надо будет уже 80Ватт. Складываем пару получаем еще +3дБ про запас. Ну и еще про запас у вас остается +6дБ при мощностях 150Ватт четырех аппаратов. Это вот можно смело необработанные пультовки слушать. Это я считаю как будто комната у вас переглушено и от стен не прилетает. Собственно ну не сказать что на пределе, а во вторых это уже как я понимаю крайне сильная эквализация звука которая в стерео ну не применяется. Да и были бы не такие тупые колонки, 85дБ это как бы нижний край по мне, жить было бы проще.

То есть без эквалайзеров и при чувствительности в 90дБ четырех одноваттников вполне б хватило;)

- 50 дБ +
#

Вы забыли про запас на пиковые уровни - порядка 20ДБ, которые как минимум надо добавить. Пики тоже должны быть неискаженные! При прослушивании в 85дб SPL , пиковые уровни достигают 105дБ и больше. При чу. АС в 91 дБ, а у меня JBL4429 , ( в активе можно добавить чу. до 92-93 за счет прямого подключения, без пасс. фильтров). На дистанции 3 метра надо добавить потери на дистанции 9дБ ( 81дБ) , получаем необходимое усиление до 105 дБ порядка +24дБ, итого усилитель получается порядка моих 150Вт, с запасом на коррекцию +6дБ имеем уже необходимость 600Вт. , которых у меня сейчас нет, поэтому и имею слышимые перегрузки на некоторых режимах :-)

- 50 дБ +

Пара 92дБ на 3 м при 150 Ваттах это будет 104дБ. Дальше вы вольны мудрить как хотите. -6дБ на эквалайзеры, -20дБ про запас, -30дБ на помощь детям сомали... очень специфические потребности, требующие увеличить мощность усилителя аж в пицот раз.

Вот даже интересно где берете записи с таким диапазоном и глухих соседей. (Но это уже совсем другой разговор не имеющий отношения к максимальной громкости)

- 50 дБ +

ничего специфического, чистый расчет. Так, чтобы поддержать разговор о полной достаточности 0,1Вт ( по вашим словам выше) в системе звуковоспроизведения на 25м2 с нормированным уровнем громкости:-)

Так, для противоположного примера, -студийные мониторы JBL M2 тем не менее зачем то имеют 4 канала усиления по киловатту на стереопару, тоже в активном биампинге . чувствительность НЧ канала 92дБ, компрессионника в ВЧ канале- еще больше.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Все верно. Более того, для настоящего High-Enda с автоматической компенсацией АЧХ помещения прослушивания, УНЧ должен иметь еще больший запас по неискаженной мощности - до 10 000 Вт. Так, что вслушиваться в искажения якобы High-Enda на ламповых усилках мощностью 5 - 10 Вт по цене автомобиля, это просто нонсенс, на три порядка далеко от качественного звука и даже не смешно)))



- 50 дБ +
#

Очень интересная статья!

- 50 дБ +
#

Это долгий, нудный разговор, который требует много времени. Все эти задачи решены и запатентованы в РФ еще в прошлом веке. За громкостью в любом помещении со случайными параметрами могут следить специальные роботы - звукооператоры - анализаторы спектра и корректоры сигналов "в одном флаконе". В популярной форме общая идея системы с обратной акустической связью и оптимальным согласованным фильтром, работающем в режиме реального времени, изложена на моей стр. в ФБ и на канале High-End в Ютубе ( в адресную строку Ютуба забейте фразу High-End Владимир Ефремов ). Там есть ссылки, можно найти всю информацию и номера патентов РФ. Вот отрывок по существу работы такой системы;

"

Этот детальный, текущий, полнопараметрический анализ передаваемого и принимаемого сигналов позволяет в реальном времени, автоматически формировать передаточную характеристику, так называемого, согласованного фильтра, входящего в состав блока обработки сигналов в качестве одного из основных укрупненных узлов.Он может быть реализован в виде DSP – специализированного процессора или персонального компьютера с соответствующим программным обеспечением.Процессор может быть удаленным.

Основное назначение согласованного оптимального фильтра заключается в том, чтобы предысказить энергетические и фазовые ( временные) параметры компонентов, передаваемого через него полезного, информационного сигнала. И компенсировать за счет этого все заранее неизвестные искажения спектра передаваемого сигнала во всем (сквозном) канале связи, включающего в себя собственно сам канал связи (например, помещение прослушивания с плохими акустическими свойствами или иную линию связи низкого качества). А также другие электронные устройства системы передачи сообщений (например, усилитель мощности, колонки, динамики системы воспроизведения звука).Искаженные по уровню (энергии) компоненты подгоняют за относительно небольшое время (отрезок реализации узкополосного сигнала зависит от частоты оптимизируемой компоненты и времени задержки его распространения в канале) под требуемую величину в соответствующих узлах регулировки уровней компонентов согласованного фильтра.

Эти регулировки осуществляются посредством автоматически работающих управляемых усилителей или аттенюаторов, работа которых очень напоминает общеизвестные системы автоматического регулирования в радиоприемных устройствах или системы автоматического регулирования уровня записи в магнитофоне. С той лишь разницей, что уровень сигнала (энергию сигнала за небольшое время анализа), для каждой узкой полосы анализа, подгоняют под текущий уровень энергии тех же компонентов передаваемого сообщения, попадающих в соответствующую полосу анализа, а не под заранее заданный, фиксированный уровень сигнала как в системах АРУ.

Например, если в области низких частот в полосе от 100 до 110 Гц уровень сигнала в точке приема сообщения (вблизи от органа слуха пользователя) оказался выше, чем он должен быть, например, на 12 dB, то осуществляя обратную регулировку в управляемом усилителе (уменьшая его коэффициент усиления на 12 dB) добиваются того, что в точке получения сообщения компоненты передаваемого сообщения на частотах 100 – 110 Гц имеют точно такой же уровень по отношению к другим компонентам сигнала, как в источнике сигнала (в момент записи фонограммы).

И слушатель в помещении с плохими акустическими свойствами у себя дома или в автомобиле слышит уже не бубнящий, сильно искаженный, некачественный звук, а практически тот же звук как и на концерте в зале консерватории или студии звукозаписи – на уровне Hi-End класса. Когда нет явно громко звучащих звуков на отдельных частотах или почти неслышимых нот. Кратко описанные действия отражают суть работы автоматического эквалайзера в составе согласованного фильтра блока обработки сигналов.В соответствующих узлах согласованного фильтра осуществляются также и фазовые или временные многополосные предыскажения компонентов передаваемого сигнала.

Суть этой обработки заключается в: а) в поиске реальных временных задержек компонентов в каждой из множества узких полос анализа сигналов от источника сигнала до точки приема сообщения передаваемых; б) нахождения максимальной задержки компоненты сигнала, которая приходит в точку получения позже других; в) обратного перерасчета дополнительных корректирующих задержек, для всех тех полос анализа, в которых сигналы приходят в точку получения сообщения раньше компоненты с максимальной задержкой; г) установке в каждой узкополосной цепи прохождения компонентов передаваемого сигнала корректирующих, рассчитанных задержек.

При поиске реальных задержек компонентов сигнала для каждой соответствующей полосы анализа использую методы корреляционного анализа сигналов в точке приема и им соответствующих компонентов источника сигнала, задержанных в большом числе линий задержек (с шагом по времени, обеспечивающим требую точность регулировки, например с шагом в 5 градусов для средней частоты соответствующего узкополосного фильтра).

В изобретениях эти алгоритмы оптимизации фазо (время)-частотных и амплитудно - частотных характеристик согласованного фильтра описаны очень подробно с приведением соответствующих структурных схем и последовательности осуществления всех действий по обработке компонентов сигналов во времени.

Кроме того, в указанных изобретениях описаны разнообразные многополосные (покомпонентные) системы понижения шумов, которые могут использоваться как для закрытых каналов связи, так и в открытых каналах связи. Например, с помощью способов, понижения шумов, описанных в изобретениях может быть создана интеллектуальная, самоадаптирующаяся обратная связь в усилителе электрического сигнала или электроакустическая обратная связь. Такой, многополосный принцип организации обратной связи может обеспечить выявление и оперативное высокоточное понижение линейных и нелинейных (динамических, интермодуляционных) искажений, например, в усилителе мощности Hi-End класса."

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.