Не могу сказать «прощай»: классика рока вновь популярна, но это не радует

ТEКСТ: Комментарии (52)
79.64 дБ
Не могу сказать «прощай»: классика рока вновь популярна, но это не радует

В Великобритании переиздание альбома The Beatles «Abbey Road» в начале осени возглавило национальный хит-парад. Да и сейчас интерес к этой шикарной коробке с кучей дополнительного материала не иссяк. Почему же меня не радует этот факт?

Всезнающая статистика свидетельствует: произошло это через 49 лет 252 дня после того, как пластинка спустилась с первого места. «Трудно поверить, что Abbey Road по-прежнему держится после всех этих лет», — написал сам Пол Маккартни в твиттере. The Beatles побили собственный рекорд: у альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» перерыв между первыми местами в британских чартах составил 49 лет 125 дней.

Не то что бы я не любил The Beatles. Поздний период мне, например, нравится. Да и сольный Леннон. И Харрисон с годами как-то раскрылся. И сольный Маккартни. И бокс-сет с CD всех альбомов 2009 года я себе купил. В общем, много чего битловского мне приятно, что уж скрывать. Ну а разговоры про «классику» вести уже как-то неудобно. Классика — она и есть классика! Но, честно говоря, эта битломания уже задолбала. Полвека — одно и то же. Почему?

Классика, по идее, не должна лидировать в хит-парадах. Это штука, так сказать, трансцендентная: ею пропитана наша культура — и все тут. А битлами культура безусловно пропитана: все рок-стили так или иначе либо выросли из их альбомов, либо что-то от них взяли. Ну или как панк-рок — резко их отрицают, хотя тут тоже еще как посмотреть.

Альбом «Abbey Road» набит отличными песнями (мой любимчик — финальная триада «Carry that Weight/Golden Slumbers/The End») — с этим тоже мало кто спорит. Логично, что альбом этот, переизданный с кучей дополнительного материала, «зашел» самой разной публике. Но и переиздания Pink Floyd и Led Zeppelin точно так же пользуются ажиотажным спросом — хотя там-то вы чего не слыхали?

А на меломанских форумах до сих пор спорят, какое из изданий эпохального хэви-альбома «In Rock» группы Deep Purple более «шикарно прописано». На дворе XXI век. Классический рок бьет продажи на носителях (на виниле точно, на CD тоже) и нормально слушается в стриминге. Это золотой запас, который спасает рекорд-индустрию. Людям как будто больше нечего слушать. Абсурд? Не совсем.

Дело в том, что в свое время была иерархия. Как в моем советском детстве: есть Майкл Джексон, Мадонна, Depeche Mode, и их все знают. Американцы даже термин придумали — «household names». По-нашему: «из любого утюга» или «знает каждая домохозяйка». И все мегазвезды сейчас — это либо рок-динозавры рубежа 60-70-х, либо звезды 80-х, либо те, кто начал в ранние 90-е (например, Робби Уильямс).

С распространением музыки в интернете иерархия исчезла. На то есть экономическая причина: корпорации шоу-бизнеса не хотят вкладываться в рекламу песен и альбомов, которые все будут качать бесплатно. Нет, они что-то зарабатывают на стриминге, продавая всяким Apple Music и Spotify целые каталоги за миллионы долларов, но там не очень понятно, что и как раскручивать. Скачивают кого-то — и слава богу. Поэтому ставят на верняк. И все равно: когда выстреливает какая-нибудь странная Билли Айлиш — ну это не Майкл Джексон. А Джексонов больше не будет. Как и битлов.

Поэтому мы живем в мире ретромании. Этот термин ввел в оборот английский журналист и исследователь массовой культуры Саймон Рейнолдс. По его мнению, культура только и делает, что воспроизводит себя — по сложным психологическим и экономическим мотивам. Рассказывать о них в пределах колонки не получится, ибо книга сама на тысячу страниц, плюс бесконечный лабиринт сносок. Но концепция крайне убедительна. Смотрите сами.

Мы читаем исторические романы (точнее, конфетно-глянцевые истории про старые времена: добрые, чистые, когда опрятные господа ходили в церковь по воскресеньям, хрустели французской булкой, не пороли крестьян и не торговали черными рабами). Смотрим римейки: даже в недавнем оригинальном «Джокере» синефилы нашли отсылки к Мартину Скорсезе. Казалось бы, где детские комиксы, а где классик Скорсезе? Но сейчас все вот так вот устроено и перемешано. А что, иерархии-то нет!

Так что, на мой непросвещенный взгляд, лидерство The Beatles в хит-парадах спустя полвека говорит не столько о том, какие битлы хорошие и талантливые (это и ежу понятно), сколько о том, что у нас с вами, дорогие соотечественники, меломаны и музыканты, плоховато с фантазией, интересом и выбором.

ТЕГИ:#The Beatles
79.64 дБ +

Комментарии

#
Казалось бы, где детские комиксы, а где классик Скорсезе?

Детские комиксы с рейтингом R это пять.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @BACATIVE #

"Папа, я парнуху посмотрю...

Сынок, тебе же 8 лет!

А я детскую..."

- 62.04 дБ +
#

тему Вы подняли правильную. Хотя... в чем то я не совсем с Вами согласен. Что мы там не слыхали в pink floyd? Да очень много чего не слыхали. С годами мы меняемся, меняются биоритмы, мы слышим по новому то, что казалось уже набило оскомину лет дцать назад. А еще у некоторых из нас появляется достойная аппаратура которая добавляет подробностей и послевкусий, которыми полны pink floyd, Beatles и led zeppelin.

- 64.15 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Prasoloff #

Ответ прост и ужасен. Человеческий мозг запрограммирован экономить энергию. Особенно с возрастом. Поэтому так трудно принимать что-то новое. Иногда приходится буквально заставлять себя искать что-то новое и не затасканное. Всегда окупается.

- 63.01 дБ +
#
Людям как будто больше нечего слушать. Абсурд?

Да - абсурд))) Хипстеров упрекают в чрезмерном увлечении внешней стороной субкультуры и игнорировании изначальных ценностей, заложенных во фразе «to be hip», что значит быть осведомленным в новинках музыки, литературы, живописи и иных видов искусств...

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

👍👍👍.

- 50 дБ +
#

Сейчас отсутствует культурное воспитание, в т.ч. музыкальное. Вкус не формируется ни к музыке, ни к литературе, ни к другим видам искусства

- 62.55 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Prasoloff #

А как он формировался в моем детстве, а в детстве отца вообще замечательно, а деду так вообще иностранные приезжие вкус прививали в 40х.

Хаха, это в вас старческое говорит.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

5+++ в точку

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

деду не скажу, а отцу по радиоточке Рахманинова и Шостаковича нет нет да и ставили. Так и складывалось понимание о хорошей музыке.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Prasoloff #

Вам и сейчас никто не запретит ставить детям Шостаковича ;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

конечно не запретит. Но канал музтв и ютуб на себя внимание перетянут. И начнется мало половин на лабутенах и в офигительных трусах

- 53.01 дБ +

"Почему же меня не радует этот факт?" А почему кого-то должен радовать или не радовать факт того, что люди слушают музыку, которая им нравится. Я вырос на музыке The Beatles, и это моя любимая группа на всю жизнь, как первая любовь. Среди моих знакомых меломанов и аудиофилов -5 и -10 лет к моему возрасту примерно тоже самое. Конечно кому то больше нравится Elton John, Rolling Stones, Eagles, Led zeppelin и т.д. Естественно все мы слушаем и разную другую музыку. Самые известные советские ВИА: Песняры, Машина Времени, Веселые ребята и др. начинали с каверов The Beatles и их появление и становление произошло под влиянием легендарной группы - этот исторический факт тоже кого-то должен не радовать? Переслушивая песни Давида Тухманова я услышал явное влияние The Beatles а затем в своем интервью он подтвердил это:" Мы все их слушали и ориентировались на них как на лучший образец рок музыки" . Deep Purple в начале своей карьеры пели песню The Beatles: Help, Rolling Stones также пели песню The Beatles I Wanna Be Your Man. А то, что песни The Beatles намного чаще, чем песни других поют очень многие исполнители начиная от Френка Синатры до молодых исполнителей - это тоже кого-то должно не радовать? The Beatles признана лучшей группой 20 века, неужели найдутся те, которого это тоже не будет радовать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Мне вот абсолютно все равно кем и когда Beatles признана лучшей группой 20-го века. Соответственно, и радовать меня это не может.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Aram #

У меня есть знакомый меломан, он доволно невротичная психологически незрелая личность к тому же с комплексом неполноценности, он не уверен в себе. Поэтому для него очень важно мнение других людей, например какие комментарии оставляют при обсуждении его любимой музыки. Если эту музыку критикуют, то он очень сильно переживает и расстраивается. Для меня мое давно уже сформированное мнение важнее других: мало ли кому какая музыка нравится или не нравится - это их личное дело, точно также и в других вопросах, по крайней мере переживать по этому поводу не буду. Каждый имеет право на свои вкусы и у всех они разные.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Prasoloff #

Раньше были времена, а теперь мгновения ....

И трава была зеленее и водка вкуснее, ну и так далее ))))

- 56.02 дБ +

у меня в доме, простой советской панельке, играл либо Ван Клиберн на пластинке, либо мама на пианино "Родина". как мне повезло... всем друзьям говорю: дитЯм включайте шопена, вивальди, чайкА, баха... билла эйлиша -- или как там? -- они сами откроют )))

- 50 дБ +
#

я скажу так. если скажем Вы в своё время наслушались битлов и флойдов аж до тошноты и не хотите больше возвращаться к этому, то это только Ваше сугубо дело. Но ведь есть новые поколения которым эта музыка может понравиться, разве это плохо? мне 37 лет, рос на музыке 90х, приобщаться к битлам, флойдам, пёрплам и прочим цепелинам стал благодаря отцу когда тот начинал ностальгировать по молодости, сначала из чисто ознакомительных целей, потом что-то начало нравиться, что-то не очень. но могу сказать что музыка эта достойна того чтобы остаться в истории. время это своего рода лакмусовая бумажка, то что достойно внимания проявится и спустя годы.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @styopych #

Мне через неделю будет 37. Все 90-е годы слушал Nirvana, RHCP. Году в 99-м впервые, на кассете, послушал grand funk railroad, альбом "In time" 1969 года. Офигел. Не думал, что в такие давние времена можно было сделать такую мощную и четкую запись. И началось у меня, как я называю, ретроспективное погружение в рок 60-70 - Хендрикс, Лед Зеппелин, Роллинги, Пинк Флойд, Джефферсон Эйрплэйн

- 60 дБ +
#
у нас с вами, дорогие соотечественники, меломаны и музыканты, плоховато с фантазией, интересом и выбором.

Нет, просто у большинства современных авторов "музыка" - это нажатие двух клавиш на синтезаторе, а тексты напоминают наскальную живопись (по выражению Жванецкого).

- 62.55 дБ +

Согласен. Думаю что есть прослойка молодежи, для которых эта "лажа" - очевидна. Молодые люди начинают искать, и, приходят к Битлам, Цеппелинам, Пинк Флойду

- 60 дБ +
#

Лично мне кажется - музыка , песни, инструментальные произведения, это не совсем как книги, субкультура, мода, или даже еда. За столом, когда хорошее настроение, и когда уже хорошо приняли, никто же не затягивает Монеточку или Басту. "Мороз, мороз...", "Ой, то не вечер" и иже с ними звучат в застолье :)) А этим песням поболе, чем Эбби Роуд. Я считаю, что хорошая музыка, если она нравится человеку - всегда с ним, и к ней приятно возвращаться, будь это Битлз, Пинк Флоид, Джексон или Ёлка:)) А гениальная музыка вообще вне времени, и она захватывает всё более и более широкие массы слушателей. Кто скажет, что Лунная соната не гениальна? А сколько годков-то тому назад она прозвучала впервые?

Человеку свойственно возвращаться к приятным минутам или часам, или даже дням, прожитыми им когда-то. И музыка, книги, кино этому способствуют. И человек может этим поделиться со своими друзьями, родственниками, наследниками. Кому-то понравится, кому-то нет....не важно. Всегда найдутся единомышленники.

В пику же что-то новое с одной стороны приносит некое возбуждение - может сейчас я буду в отпаде... Так и настороженность - а вдруг фигня и я зря теряю время. Кто-то может решить противоречие в пользу - нафиг, не буду слушать. Кто-то решится - и приобретёт что-то новое...но всё-равно будет сравнивать с ранее полученным опытом, эмоциями...

Так что нам есть что послушать, и в прошлом и в будущем, я надеюсь. А то что "старая классика" опять на плаву - так я только рад. Рад тому, что кому-то из молодых она может понравиться так же как и мне когда-то. Радует что не забывают. Радует что вообще хоть кто-то хоть что-то слушает, смотрит, читает (ну или рассматривает картинки).

Всем добра! И да при(е)будет с ВАМИ Музыка!

- 53.01 дБ +
#

Я в последнее время слушаю Щелкунчика в 5 вариантах. Времена года Вивальди согласитесь, ведь до дыр нафиг запиленные, а нашел в таком живеньком исполнении, что неделю не выключал. Рекомендую, кстати, Richard Tognetti.

А Голубую рапсодию в исполнении Мацаева все слышали?


А казалось бы, не трать время на старье, вон сколько в стримингах наваливают каждый день! А мы все dark side of the moon и стенку себе включаем, и продолжаем кайф ловить.

Ретромания? Может просто мозги на место встают?


- 59.03 дБ +
#

Не радует...

Коробку с переизданием слушал в гостях. Пересвели интересно, издали качественно. Но покупать не буду - и так все помню. К тому же мне не хочется коллекционирования и я не ностальгирую по прошлому, да альбом прекрасный, но мне хочется искать и находить новое. Не обязательно современное, интересное новое может оказаться записанным и очень давно и совсем недавно. Но сам факт для меня важен - я не хочу искать уют и психологический комфорт возвращаясь в прошлое. 10,20, 30 лет - они все были разными, во многом хорошими, но жить хочется сейчас и нет нужды возвращаться.

- 64.15 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

ну явление некоего пресыщения никто не отменял. Когда музыки достаточно много

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Пересвели интересно, издали качественно.

Мартин дж. - сын отца своего - но пересвел лучше Парсонса )))

- 50 дБ +
#

Согласен и с автором темы и с Вами. Индийцы, вроде, про войти в реку дважды говорили. Человек с годами стареет, давит груз физиологии, память о неприятностях. Поэтому, чем дальше назад во времени, тем лучше, светлей. Включать мозг, не поддаваться эмоции более лёгкого пути, взгляда назад, обязанность человека сапиенса.

- 50 дБ +
#

Да что там Битлз, тут Пугачёва «после восьмилетнего перерыва» собралась на гастроли. И ведь народ пойдёт. Инерция мозга :)

- 50 дБ +
#

Какая разница новая музыка или старая? Есть хорошая и плохая, и неважно когда она написана. Какие-то стремления или ограничения слушать только новое или только старое - неправильно. Слушаешь же то, что нравится.

- 61.46 дБ +
#

Может классики вроде Битлов так популярны из-за того, что в современных масс-медиа и мп-три-утюгах звучит навязываемый ширпотреб, задолбавший настоящих любителей музыки. Хорошую современную музыку надо искать днем с огнем, так как она всё же существует, но как товар невыгодна делягам от шоу-бизнеса будь он неладен. Кстати, для тех кто хочет услышать иное прочтение AR, пара рекомендаций:

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rucifer #

Биталлика звучит более чем странно. Хотя ребята явно стараются :)))

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Rucifer #

Согласен. Жуткое дерьмо и по ТВ и по сети. Киллогерцы и частоты не причем. Просто даже уровень замысла той музыки был выше. Каждый трек, песня - как мини-произведение. Даже не припомню, когда я в последний раз слушал что-то современное. Сейчас вот переслушиваю, в который раз, Doors - L.A. Woman, даже на CD, все равно - кайф, атмосфера

- 50 дБ +
#

Кто-то еще интересуется хит-парадами? Я недавно пытался послушать, насколько я помню, billboard hot 100. Там 90% просто какой-то дикой попсы, которую невозможно слушать. Это просто инструмент продаж.

При сегодняшнем изобилии на поиск новой музыки, которая тебе понравится, уходит очень много времени. Кстати, на stereo.ru крайне мало обсуждают музыку. Про провода могут до посинения спорить.

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #
Кстати, на stereo.ru крайне мало обсуждают музыку.

В самую, что ни на есть. ТОЧКУ.

- 50 дБ +
#

Мне кажется, что классика рока играет лучше всего в аналоговом варианте. Из "цифры" больше всего нравится издание 24/96 с HDtracks.

- 53.01 дБ +

Заточной станок, первое приходящее в голову при оценке изначального качества записи. Такой альбом по звуку запороли, продюсеры, ... их. У Дипов и так качество не ахти, а здесь с этой странной концепцией "стена звука", вообще, труба.

- 50 дБ +

Согласен, тогда вообще мало кто думал о качестве записи. Но я все равно слушвю его с удовольствием. С другой стороны, аналоговый носитель как раз делает его более "дружелюбным" по звуку. Кстати, издание 24/96 с HDtracks, звучит очень близко к аналоговой записи, т.е. запись не громкая, больше НЧ, нет акцента на ВЧ, в отличии от других цифровых изданий которые я слушал.

Тем не менее, у них это не самый плохой альбом по качеству записи, ведь ещё есть Gemini Suite, там исходник еще хуже чем In Rock.

- 50 дБ +
#

49 лет 252 дня - смена поколений происходит каждые 20 -22 года, таким образом получаем что национальный хит-парад составлен 3 поколением от тех, которые вознесли The Beatles на вершину, т.о. никто не повторился, это новое поколение в море второсортных и хуже групп открыло для СЕБЯ культовую группу. А те люди, которые тогда наслаждались Битлами и вознесли их на олимп по большей части уже не меломаны или им за 70-80 лет. Потому то битломания и будет жить очень и очень долго, и с каждым поколением будет определенный всплеск. И не только Битлов касается, а и другим мастодонтов прошлого века. Я слушаю AC/DC, Scorpions, Metallica .... (список огромен), мой ребенок любит/слушает, его дети будут..... сансара. Или лучше в топе будут Dua Lipa, Rompasso, VERBEE, Sam Smith, Jah Khabib, Emin, MATRANG...ну и так далее? (вопрос риторический, отвечать не нужно). Причем прошу заметить что музыкальные вкусы никто не насаживает, они формируются, и я рад, что новые поколения приходят к Битлам и прочим грандам.

Очень странная статья, чесслово

- 50 дБ +
⇡ в ответ @DnvitAs #

Сэм Смит в одном ряду с Матрангом? )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

Ну просто так вышло)))) Sam Smith некоторые песни прям нравятся, а вот Матранг....вырос я с того возраста. Есть группы одного хита, есть гении, есть любимчики....а есть просто необычные вещи, которые нравятся, например как Milky Chance - поп-фолк-рок-трио с элементами регги и электронной музыки. Просто тяжеловато искать иголку в стогу сена. И самому приятно что-то найти приятное для себя в современной музыке, ведь "надо прочитать тысячу книг чтобы понять что важны только 5 книг из прочитанных".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @DnvitAs #

Cosmo Sheldrake если не слышали - очень рекомендую)

- 50 дБ +
#

Хм.. Меня Битлы заставили играть на гитаре.. А так я пианист.. И до сих пор наигрываю их темы,но в своей интерпретации. По нотам вообще не люблю играть. ЗРЯ господин Блюзевич ко мне не приехал летом,а теперь это невозможно..

- 43.98 дБ +
#

Срубить бабло. That's all.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Nechipor #

верно! кто вообще эти национальные рейтинги составляет и, главное, как? а написано хорошо, приятный слог, прям журналистика и вывод кошерный.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nechipor #

Если это ко мне,то не по адресу,я вообще публично не играю..

- 46.99 дБ +
#

Потому старое слушаем, что нового ничего хорошего нет (или почти нет). И если чередовать Битлов, Пинк Флойд, Куин, Кридансов, Юрайя Хип и т. д., то они никогда не надоедят. Как вы правильно заметили - это классика жанра, а классика не стареет никогда.

- 59.03 дБ +
#

А меня всегда во всех подобных разговорах поражает другое: господа-товарищи, а кроме рок-музыки - другой не существует?

Чем так классическая музыка, шедеврам которой уже по 200-300 лет, и которая действительно способна перевернуть душу..., чем она так вдруг не угодила нынешним двум-трем поколениям, что склыдывается ощущени при подобных обсуждениях, что до тех же Битлов музыки вообще не существовало? И чем Бетховен хуже Леннона? Это что - такой массовый психоз сейчас?

А джаз?

Нет. Это не вброс на вентилятор)) и я нормальный человек 52 лет отроду, воспитанный на совершенно разной музыке...и рок-музыку слушающий регулярно... Более того, признаюсь, что уже являюсь счастливым обладателем билетов на Эрика Клептона, который летом будет в Москве...

Но эту тотальную "рокоманию", убей меня, я все же понять не могу...

Ну не роком единым же...


- 59.03 дБ +
#

Ну не роком


Но как же прекрасен он!

- 60 дБ +
#

Полностью согласен. Удивляют люди, которые 50 лет слушают одно и тоже. Когда под рукой какой-нибудь Tidal, то вертел я все эти ваши Пинк Флойды. Я вот например обожаю Queen, но слушать его не буду. Т.к. послушал уже в своё время тысячу раз. Такая же история и с Dire Straits и ещё с десятком другим третьим всевозможных групп. Послушали - хватит. Давай новенького чего-нибудь. Но вот коллекционную пластиночку в коллекцию прикупил бы. Пусть стоит красуется. Может быть даже когда-нибудь поставлю разок.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Newchipo #

Реагируете только на новые раздражители ? :))) Музыка на то и создаётся, чтобы её слушали не раз, не два а очень-очень долго. Про Баха, Бетховена, Чайковского, Глинку слышали? Скока лет их музыке-то ? И люди слушают и получают удовольствие. А для вас музыка - фастфуд. Послушал, покатал языком по нёбу - можно и чего-то другого закусить. Вы не меломан, вы потребитель. Для таких стрим и создавали, а ещё чуть раньше МР3.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Абсолютно не логичный вывод.

- 56.02 дБ +
#

Странное заявление про отсутствие иерархии. Это как раз и есть иерархия. Классика наверху, современные однодневки - у мусорки, где им место. Недавно в конце посиделок с друзьями поставил на хорошей системе классику, только не рока, а диско - Донну Саммер. Так один из приятелей офигел. Главное его впечатление (цитирую) - "как же упростилась музыка, какой примитивной стала!" И это, напоминаю, про "низкий жанр", попсу 70х!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.