Ленты про тяжко: пять аудиокассет из 90-х как машина времени

ТEКСТ: Комментарии (35)
73.98 дБ
Ленты про тяжко: пять аудиокассет из 90-х как машина времени

Обычная картонная коробка: 40 на 60 сантиметров, или сколько там… Приятель держит ее на пузе: «Тебе точно пригодится!». Вот-вот, думаю, на тебе, Боже, что нам негоже: если я меломан и коллекционер, то самое милое дело мне всякий хлам спихивать. Как и эту коробку с аудиокассетами. При том, что мой «вокмэн» лет 15 валяется на антресолях, и не факт, что работает. Наверняка что-нибудь с лентопротяжкой. Время — тяжко для всех, магнитные ленты тут не исключение.

Я стал разбирать ящик с корыстной целью: найти запечатанные новые кассеты, чтоб продать в интернете. На них есть спрос. А вдруг обнаружу какой-нибудь золотой металлический «макселл» — и возьмут у меня его за 1 000 рублей?

Но ничего подобного тут нет. Пиратка. И самописанное. Но есть и «родные», легальные релизы тогдашних независимых лейблов. Которые я даже, помню, видал в палатках и брал у друзей.

Зачем вообще слушать эти самые кассеты, когда любой альбом можно найти, например, Вконтакте? Не знаю! Атмосфера. Вот я нахожу в ящике кассету «Мир розовых кукол» группы «Квартал», и эта слегка шипящая запись напоминает моно-звук маленького телевизора на кухне, и как по нему крутят клип «На последнем этаже» — даже днем и в межпрограммке. И никому это не казалось странным. Получается машина времени. Ну и какой тут Вконтакте?

Так что еще нашлось из этих пленок с неформатной музыкой?

Кассета 1: Трибунал Наталии Медведевой — «Russian Trip»

Кто: модель, экс-жена Эдуарда Лимонова, писатель, певица, колумнист, репатриант и т.п.

Что это: грязный альт-рок

Да уж, Наталия Медведева — человек-неформат, артист-универсал. Главное произведение Наталии Медведевой — это Наталия Медведева. Gesamtkunstwerk, что называется.

Оказалась отличной певицей и интересным автором. Точнее, автором со стервозинкой, злинкой, но ей было что сказать. Кстати, вела колонки в глянце, где тоже чехвостила всех и вся.

Сейчас в это трудно поверить, но Проект получил неслабую — хоть и хаотичную — медийную поддержку. По телеку крутили живые выступления Медведевой (с Боровом из «Коррозии металла»). Сама она давала интервью, в частности — скандальное на популярной программе «Акулы пера», в середине которого просто отцепила микрофон-петличку и покинула студию.

А песни… Что песни? Ну вот «Поедем на войну» — получилась как предсказание. Про «Девяносто третий» есть песня. Короче говоря, закрыла эпоху.

Кассета 2: Мамонов/Шумов — «Русские поют»

Кто: Петр Мамонов («Звуки Му») и Василий Шумов («Центр»)

Что это: совместный альбом двух легенд московского рока. Исполняют любимые «импортные» песни.

Этому альбому немного не хватило до своеобразного трибьюта The Beatles: битловская «In My Life», «My Love» Пола Маккартни, аж две сольного Леннона — «Mother» и «I’m Losing You».

Петр Мамонов с юности отлично знал английский язык (сам из филологической семьи, переводил норвежскую поэзию по английским подстрочникам — это была одна из его юношеских работ). Шумов же много лет жил в Штатах и даже получил там некое дизайнерское образование.

Тогда эта идея показалась странной: все прекрасно, но зачем было все это перепевать? Артистам, у которых есть и свой отличный материал, и чьи поклонники космически далеки от того же ZZ Top («Sharp Dressed Man»)? Тогда — не знаю. Ради прикола, видимо. Сейчас же — для удивления: а че, так можно было?

А кавера-то хорошие. Крепкие, честные. «Mother», по-моему, просто очень удачно получилась. Совсем не по-ленноновски — скорее по-моррисоновски, но при этом, по сути, очень правильно, с настоящим нервом.

Кассета 3: Сборник «Депеша для Depeche Mode. Депеша 2»

Это вторая часть трибьюта «главной русской синти-поп-группе». То есть Depeche Mode. Зачем, почему? Да просто из любви. Тогда все делалось по любви.

Две кассеты, но первая часть где-то затерялась — ко мне попала только вторая. А там, напоминают френды, даже Пелагея с «Home». Кстати, именно тогда юная певица-самородок получила первую порцию пиара.

На этой же кассете официальный хит — от молдавской группы Cuibul (рус. «гнездо») русскоязычный «Policy of Truth» («Игра в дурака»). Даже по телеку клип гоняли. И вот так можно было: депеш на русском и в телеке.

А в целом — здорово же все играли, аранжировали, придумывали-додумывали что-то свое… Можно это, конечно, назвать «ученическим периодом», но уж ученики-то больно яркие, просто загляденье. А теперь оно же — винтаж.

Кассета 4: Квартал — «Мир розовых кукол»

Кто: группа «Квартал»

Что это: авангардный российский поп-джаз

Изо всей подборки это мой личный фаворит. Прямо-таки моя любовь. По сути: кризисный альбом, который удался. Квартал на перепутье. При этом рукотворный памятник самим себе. Стиль через «не». Не-фанк, не-джаз, не-рок. Не-квадратные композиции. Психоделические соло. Умные стихи.

Новая певица Софи Окран. Куча приглашенных вокалистов в диапазоне от Кристины Орбакайте до Андрея Макаревича. Это значит: тогда пересекались разные тусовки. Старики с новичками и тому подобное. Сейчас такого нет.

Помню клип «На последнем этаже» нравился, но альбом тогда купить не удосужился. Жаль. Зато сейчас поражен этим соблазнительным стильным неформатом. «Я изнемогаю от любви» — боже, ну это ж просто неприличная чувственность!

Кассета 5: Центр — «Брюлик»

Кто: ограненная в Штатах легенда московского рока

Что это: бормотания Василия Шумова под многослойный рок-нью-уэйв и бог знает что еще

Вот эта кассета у меня была. И я по ней скучал все эти годы! Все эти «Потусторонний шофер», «Сэйшэн Сэнсэйшэн» — игры словами, фонемами еще до всякого Шнура (кстати, «Ленинград» — «Дачники» и «Мат» — мне тоже отдали, но я их тут обозревать не буду). Шумов вернулся во всех смыслах — в Россию и в музыку. Выпускает новые треки и высказывается на острые политические темы.

И вот именно казус Шумова приводит к выводу. Первое. Интересно же, как все развивалось тогда, в 90-е. Что выпускали на носителях, причем не беспомощный вариант «за счет автора», а нормально, с рекламной кампанией, распространением во всех палатках и так далее. Всякие журналы типа FUZZ и «Ом» писали про эти проекты. Все яркие идеи теперь кажутся совсем смелыми — и по нашим понятиям это абсолютный неформат.

Второе. Ну вот было бы такое сейчас — куда б оно двинулось? И кто виноват — телевизор? «Наше радио»? Программные директора радиостанций?

Третье. Мы вот вздыхали в начале века: ах, вот наступила у нас спокойная, сытая жизнь, в нулевые-то — и все, теперь музыканты не протестуют, есть один аморфный рокапопс. Теперь вот вроде бы времена ужестились, уже не так спокойно, уже что-то качнулось (закономерно, но мы ж страусы)… и что? Привычка творить неформат утеряна.

73.98 дБ

Комментарии

#

Кассеты для тех кто слушал - это фетиш , товарищ купил недавно 3х головую дэку и достал коробку кассет из чулана.. теперь даже с цифровых источников пишет на кассеты и слушает , благо что сохранил много хрома , fe грит почти все - осыпались.

61.46 дБ

фига се кейс)) может, интервью с ним сделать? правда?

;)

50 дБ

подарил свои триста кассет впридачу к своему проданному последнему Текниксу. Иногда волна ностальгии накатывает, конечно. Но больше по забытому материалу, студенческой фонотеке, которая собиралась годами. Хотел на память же ещё корешки в чемодане сфотографировать, но подумал, что долгие проводы - горькие слёзы

53.01 дБ

И мне с легкостью рассталось с кассетами - бесплатно отдал хорошему человеку , механика совсем не моё - и не жалею. Возможно из - за того что с появлением cd / интернета нашёл для себя много новых направлений музыки . На кассетах слушал то что продавали , да и выбор был не особо , но то было время такое .. вообщем ветка отпала.

50 дБ

в свою очередь, никогда не понимал восторгов от лицензионных фирменных кассет. Ни разу не слышал на них приличной записи. Даже с учётом необходимости постоянно крутить азимут. Своя коллекция была бОльшей частью из 90х в первой копии с CD на Akai GX каких-то

50 дБ
#

Я к сожалению (или к счастью)) такого рода "музыку" никогда не слушал...и в 90-е тоже. Тогда был пик моего увлечения авторской песней, которая, как бы ни была далека от этого направления, но сейчас тоже, по сути, умирает... Хотя зародилась не 30, а примерно 70 лет назад... Но суть не в этом.

В чем я совершенно согласен с Автором: ценность таких записей, кассет...не в их музыкальном содержании. А именно в том, что они передают дух времени. А это никакими современными форматами не передать...

60 дБ
⇡ в ответ @Kireco #

С чего это авторская песня умирает? Потому что её нет на ТВ и радиоэфире? И слава Богу! Эта музыка не для всех, и уж точно не для звучания фоном. А направление это живёт и процветает. Ежегодно во всех уголках страны проходят бардовские фестивали с их неповторимой атмосферой. Авторы дают концерты. Кстати, среди авторской песни тоже много "неформата". Для затравки могу назвать такие имена как Дмитрий Дубров или Алексей Вдовин.

50 дБ
#

кассеты есть , есть пару дек с закрытым трактом , но этого не слышал :)


В 96 купил Агату Кристи но не понял ;)

А квартал был но только девятый , они и сейчас гастроли дают , но состав уже не тот

60 дБ
#

Квартал до сих пор мой фаворит в российской музыке 90-х. Как-то раз на радиорынке один из приятелей-продавцов дисков сунул мне коробку дисков в пакетиках, даже зачастую без полиграфии, мол забирай, нафиг никому не надоть. И там было четыре альбома Квартала. И Мэджик Памп, тоже интересный проект:))

А от кассет я почти избавился. Лежит с десяток хромовых в кейсе, ещё штук пять на даче... Остальные поменял на винил, БиБиКинга с Клэптоном и Битлз "Эбби Роуд":))

60 дБ
⇡ в ответ @bluesevich #

на Памп я ходил в клубы пару раз) в вермель вроде... такое у нас

тогда никто не играл. спасибо, что напомнили

50 дБ
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Жаль что они недолго продержались вместе... Княжинская ударилась в фолк, хотя и он у неё получается...magic🤗

60 дБ
⇡ в ответ @bluesevich #

они в определённый момент стали ну слишком замороченные, тяжёлые и виртуозные. собственной крутизны не выдержали


50 дБ
#

Даже если этой истории не было, её следовало бы выдумать.

60 дБ
⇡ в ответ @AFIGLI #

спасибо ;)

53.01 дБ
#

Да, весёлые были времена. Олигархи рубятся за TV. Все ждут траншей МВФ. В Чечне война. Президент обещает лечь на рельсы. Каждый день кого-то взрывают. Киоски жгут вместе со сторожами. БГ из бумбокса National PANASONIC - хорошо. Двухкассетная дека JVC – счастье. Теперь всё не то. Бандитов пересажали. Аппаратура любая. Музыка любая. Развалишься вечером у камина, поставишь «Spiritual Unity» Айлера и зеваешь. Скукотища!

61.46 дБ

я вас понимаю) абсолютно двусмысленное время. и сознание. прям как при шизофрении ;)

50 дБ
#

- Привет, у тебя огонь сзади пририсован.

- Да лучше сгореть, чем носить на пляже туфли с шортами!

56.02 дБ
#

Какая разноплановая музыка была в то время! Сейчас спектр направлений неприлично узок.

60 дБ
⇡ в ответ @Foresland #

укатали форматом, ага

50 дБ
#

Кто как , я вообще никогда нашу современную музыку не слушал . И честно говоря не считаю ее музыкой .Их наших , только Нетребко и слушаю , ангельски красиво поет. Остальное либо , попытка скопировать запад , либо лютая самопальщина , сделанная под водку ,и подразумевающая прослушивание под нею же .

Уровень абсолютно недостижимый для наших музыкантов - Арета Франклин , Нина Симон , Селин Дион , Марайя Керри и т.д. и т.п

А у нас Лариса Долина и Алла Борисовна .

50 дБ
⇡ в ответ @Boriss #

Лариса с Аллой просто в каждом утюге. Хорошей музыке сложно пробиться, но она есть. Та же Алла Борисовна в своё время очень постаралась перекрыть воздух многим, кто мог перейти дорогу ей или дочке. Одна из них- Ирина Богушевская.

50 дБ
⇡ в ответ @Classic #

Не слушал – Ирина Богушевская . Расскажите . Недавно узнал , что Долина , еще и музыку преподает , вы представляете , как может убожество, преподавать пение. У нас все возможно.

50 дБ
⇡ в ответ @Boriss #

А что рассказывать? Тут слушать надо.) А Долину я бы не назвал убожеством. Её репертуар- да. А сама она просто коньюнктурщица- захотелось вкусно кушать, и ушла в попсу. А начинала-то с джаза, и голосяк у неё ого-го!

53.01 дБ
⇡ в ответ @Boriss #

Долина убожество? Да вы, Борис, не только в музыке не разбираетесь, у вас по ушам стадо слонопотамов прошло.

57.78 дБ
⇡ в ответ @Boriss #
50 дБ
⇡ в ответ @Classic #
Лариса с Аллой просто в каждом утюге

Сейчас передачи на утюгах у всех разные, видимо ) не слышал сто лет ни ту, ни другую.

А ранние альбомы Аллы - вполне себе интересны и свежи для своего времени. Потом - волнами, разный материал от разных авторов, стала зависима, запуталась в образах, которые не всегда на неё налазили.


56.02 дБ
⇡ в ответ @Boriss #

"я вообще никогда нашу современную музыку не слушал" -- так она не ваша) у вас столько лишних запятых и странных ошибок, что... короче, нефиг под русского косить)) so go lissen to yo rap blak brazza :)

59.54 дБ
⇡ в ответ @Boriss #

Я Пастернака не читал, но скажу... Как то вы, мне кажется, очень уж легко ярлыки на всех повесили и круг сузили.

50 дБ
#

кассеты никуда не ушли... знаю людей у которых кассета основной источник ...dsd ложится на кассету с особым шармом... в отличий от флешки кассете пофиг на вес файла...)))))... активно слушаю и пишу...

57.78 дБ
⇡ в ответ @Udofan74 #

знаю людей, которые газеты покупают. Получается, что газеты никуда не ушли? Серьезно? )))

50 дБ
#

А самая лучшая тут кассета - Вячеслав Бутусов и "Дедушки". Один из самых любимых альбомов в то время - есть на cd. Конечно Мамонов тоже прекрасен!

50 дБ
#

пару лет назад тоже вернулся к кассетам - приятный звук, ностальгические воспоминания)

53.01 дБ
#

Диск "Мир розовых кукол" у меня уже лет двадцать как... Раз в год примерно к нему обращаюсь.

50 дБ
#

Удивительно тёплый текст о содержимом "бабушкиного" сундука. В памяти всплыли почти всё из перечисленных здесь записей, что удивительно, так как из этого потока тогда мною были приняты в качестве своих музыкантов лишь "Аукцыон", а за остальные интересовали лишь как "розовый фламинго в лучах заката". Как же и где я мог все это послушать. Видимо в то время система музыка-слушатели работала очень неплохо, через ТВ, радио и прочие утюги. Сейчас, при всем обилии информационных возможностей, я абсолютно не в курсе что там творится в отечественном поп-рок мирке.

53.01 дБ
#

Задумался о покупке дэки. Немало музыкантов сейчас выпускают свои альбомы на кассетах. Хоть это и не совсем про качество звука (больше все-таки, на мой взгляд, отношение к мерчу имеет), но люди покупают - я успел забрать одну из 5 или 4х оставшихся от выпуска в 60 штук. Цена - 500 рубликов, вполне неплохо можно поддержать музыканта таким образом (живу я в славном Смоленске, где последние несколько лет происходит упадок музыкальной индустрии - обилие кавер-бэндов, выступающих фоном под смачное чавканье посетителей в барах и ресторанах; команд играющих свою музыку не так уж и много). + некоторая часть средств с продажи мерча идет на помощь местным приютам для животных.

50 дБ