В посте «Кабели с воздушным диэлектриком» я описал изобретение Стэна — модифицированный плоский двухпроводный ТВ кабель в качестве межблочного. Изготовленный из двух одинаковых проводников сечения 20 калибра разведенных на расстояние 3/4-дюйма с помощью липкой ленты, он был выбран потому, что воздух ближе всего к вакууму — идеальному диэлектрику. И это был наш первый действительно великолепно звучащий кабель: у него было открытое, просторное звучание и, конечно, низкая цена. Наши предусилитель был не более чем одиночный регулятор громкости (потенциометр), болтающийся между двумя короткие отрезками таких кабелей.

Наши покупатели требовали расширить линейку продуктов за рамки всего лишь одного, созданного нами предусилителя-фонокорректора, и хотели, чтобы мы сделали полный предусилитель. Они устали от нашей маленькой фоно-коробочки, которая была просто аксессуаром, и хотели увидеть старт полной системы от компании PS. Однако Стэн хотел построить лишь новую простую коробочку, такую же по размерам, как и наш фонокорректор. Внутри мы бы скопировали его «чудеса из липкой ленты», добавив потенциометр для регулировки громкости и селектор-переключатель входов. Вместе две коробочки должны были составить единое решение. Я тогда всерьез думал, что это хорошая идея. Честно говоря, я с облегчением узнал, что Стэн — известный как упертый минималист, с готовностью согласился на то, чтобы вообще сделать шасси.

Я не могу припомнить никаких других конструкций типа «потенциометров-в-коробочке» в начале 1970-х годов, и мы были уверены, что это совершенно новая идея. Она нравилась нам обоим, потому что была простой, и соответствовала нашему существующему продукту, к тому же ее было бы легко реализовать. Но тут мы столкнулись с суровой реальностью.

Первая проблема, с которой мы столкнулись — та самая липкая лента. Сделанная из бумаги и клея, она, конечно же, была хорошим диэлектриком с очень малой деградацией звука при прохождении по кабелю. Однако малярный скотч со временем становится хрупким и, в конце концов, распадается. Я предложил в качестве альтернативы печатную плату. Стэн был в ужасе. Нет, все должно быть пропаяно вручную с проводкой от точки к точке всех контактов. Хорошо, мы ведь не собираемся выпустить очень много таких устройств, так почему бы и нет? Он был прав — ручная пайка от точки к точке, безусловно, была самой совершенной с точки звучания. Насколько более совершенной, по сравнению с более технологичными для сборки печатными платами (а их использовали все остальные производители), вряд ли подлежит обсуждению.

Мы пробовали разные идеи, в том числе скручивали два проводника вместе (с помощью ручной дрели), вручную переплетали их, как потом это сделала Kimber Cables, но, в конце концов, остановились на проводке к одной точке, в которой соединялись между собой входы/переключатели/ потенциометры/выходы. Земляная шина будет проложена отдельно и вблизи не будет никаких сигнальных проводов, устраняя, таким образом, эффект «зажатости» звучания, с которым мы столкнулись ранее, используя коаксиальные кабели. Само шасси будет экраном, и мы обнаружили, что пока мы не пускали сигнальные провода близко от металла корпуса, нам удавалось сохранять открытое звучание.

А здесь сделаем историческую сноску. Через много лет другие производители, такие как Counterpoint и Marantz, были вынуждены также сделать их шасси из меди для уменьшения этой близости земля/сигнал, которая становилась еще более вредной при использовании в конструкции шасси различных металлов. Даже Стэн, после того, как он покинул PS и основал Superphon, использовал акрил (не металл) для своего шасси и назвал такую конструкцию «Космической клеткой».

Мы решили назвать этот продукт не предусилителем, а «Центром Управления» (Control Center). С этим именем были связаны две мысли: во-первых, у него не было каскада усиления и все, что он делал — это контролировал вход, который был выбран, и громкость, с какой он будет воспроизводиться. Поэтому использовать термин «усилитель» было бы не совсем честно.

Потом мы встретились со следующей проблемой: сопряжение с усилителем мощности. Наша референсная аудиосистема была основана на усилителях собственной конструкции. В этой конфигурации мы легко контролировали общий коэффициент усиления и задавали его так, чтобы его было удобно согласовывать с нашим пассивным «Центром Управления» и фонокорректором. Все у нас работало замечательно. Однако остальные усилители мощности не были в той же команде, что и мы, и в первый же раз, когда мы вышли за пределы компании PS Audio попробовать новое изобретение, мы столкнулись с серьезной проблемой: громкость. Конечно, мы пренебрегли рассмотрением таких «мелких деталей», как чувствительность акустических систем и коэффициент усиления продуктов других фирм. Вот что получается, когда вы не очень много общаетесь с подобными себе производителями.

Если вы когда-нибудь видели показатель чувствительности акустических систем, то это обычно что-то вроде 97 дБ/Вт. Это означает, что за 1 Ватт из вашего усилителя, колонка будет выдавать звуковое давление 97 дБ (на расстоянии в 1 м – прим. перев.). Чем выше количество децибел, тем громче ваши колонки будут играть при той же мощности на выходе усилителя. Эффективные акустические системы не требуют большой выходной мощности, а неэффективные нуждаются в большом количестве ватт, чтобы достигнуть того же уровня громкости в вашей комнате.

Кроме этого, имеется сам усилитель, со своими параметрами, такими как коэффициент усиления и импеданс. Усилители мощности не имеют обязательного указания коэффициента усиления в своей спецификации. Он может быть каким угодно. Оценки выходной мощности усилителей вообще менее очевидны, чем значения, рекомендованные для колонок. Они обычно относятся к заданному входному напряжению, при котором на выходе получается полная мощность. Все это может показаться слегка запутанным.

В те времена многие производители просто считали, что чем громче, тем лучше, когда дело доходит до сравнительного тестирования (усилителей А и Б) потребителями. Если вы возьмете два усилителя, и у одного коэффициент усиления будет на несколько дБ больше, люди, как правило, выберут из них тот, что громче играет. Разумеется, это было верно для того метода, с помощью которого тогда продавались усилители и акустические системы в стереомагазинах. Большинство Hi-Fi-магазинов имели панели управления с большими кнопками, позволяющие продавцам выбирать любые колонки и любой усилитель. Идея была в том, что заказчик должен был прийти и попросить, послушать желаемую пару, например колонок Advent. Продавец выбирает пару колонок Advent с помощью матричного коммутатора, ставит на воспроизведение LP пластинку, выбранную заказчиком, и тогда он может сравнить звук «Адвентов» с любыми другими колонками в магазине с помощью нажатия одной кнопки. Выбрав колонки, вы сможете теперь попробовать разные усилители мощности. Громче играющие усилители, как правило, выигрывали.

Проблемы, с которыми мы здесь сталкиваемся, очевидны: ни один из пар колонок не была настроена для наилучшего звучания, а качество коммутационных систем, которые они использовали, было ужасным, кроме того, принятие таких важных решений, надо делать в обстановке, приближенной к той, что в гостиной у покупателя.

Историческое замечание. В течение этой эры мы были свидетелями роста и расцвета дилеров — аудиофилов, у которых были специальные помещения для прослушивания аудиосистем в обстановке, близкой к типичным гостиным, в противоположность традиционным Hi-Fi-магазинам, в которых для выбора нажимались кнопки. Однако только в начале 1990-х годов матричные коммутаторы окончательно вымерли.

Наше первое прослушивание нового «Центра Управления» оказалось провальным. Даже при вывернутом на максимум регуляторе громкости, музыка играла только на умеренном уровне. Еще ужаснее было то, что усилитель мощности имел очень низкое входное сопротивление — всего 20 кОм, что рекламировалось этим производителем как важное преимущество, потому что это делало усилитель «быстрее».

В то время было много хороших историй, придуманных производителями усилителей. Такое низкое входное сопротивление было проблемой, потому что наш регулятор громкости имел высокий импеданс (потому что мы считали важным иметь высокое входное сопротивление для источников, подсоединяемых к Control Center). Если взять источник или предусилитель с высоким выходным сопротивлением и попробовать подать его сигнал на низкое входное сопротивление, к примеру, усилителя мощности, вы получите потерю громкости. А это не очень хорошая вещь. В стандартном активном предусилителе это не проблема, потому что у него есть внутренний каскад усиления, который имеет низкое выходное сопротивление.

Продолжение: PS Audio становится линейной

Начало рассказа о пассивном предусилителе PS Audio: Здесь нет места для компромиссов

Оригинал: If we never left home everything would be ok

Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End аудио продукты и сервисы.