PS Audio довольно долго популяризировала пассивный предусилитель. Конечно, именно тот, который допускает переключение между активным или пассивным режимом и был сделан много лет назад. Идея пассивного предусилителя весьма проста, если вы знаете, что находится внутри предусилителя.
Типичный предусилитель имеет входной переключатель-селектор, чтобы выбрать тот источник, который вы хотите прослушивать. Выходной сигнал с этого переключателя поступает на регулятор громкости, известный как потенциометр, или просто переменный резистор. Регулятор громкости потом подает сигнал на выходной каскад усиления. Чтобы сделать пассивный предусилитель из этой схемы, нужно всего лишь удалить выходной каскад усиления. Иногда такие предусилители называют «потенциометры-в-коробке», потому в них внутри не так много деталей — переключатель да пара потенциометров.
Наш первый продукт с такой схемой появился в качестве компромисса между мной и Стеном Уоррено, бывшим тогда моим партнером в PS Audio. Стэн, чрезвычайно одаренный инженер-электронщик и аудиофил с «золотыми ушами», не желал идти на компромиссы. С его точки зрения существовал всего один прекрасный и простой путь для прохождения музыки. Все, что вставало на пути сигнала, например, чтобы обеспечить возможность использования продукта в различных ситуациях, было, по его мнению, бессмысленно. Я, конечно, мог понять его чувства, потому что даже незначительные компромиссы, безусловно, влияли на звук, но реальность была (и сегодня) такова, что мы пытались создать такие High End продукты, которые могли бы работать в аудиосистемах разных людей во всем мире. А это вызывало необходимость идти на компромиссы.
В те дни Стэн был главным архитектором референсной аудиосистемы PS Audio. Она состояла из пары колонок Magneplanar MGII и виниловой вертушки SOTA, остальное было довольно просто. Фоно предусилитель PS Audio (единственный продукт, который мы тогда делали), пара изобретенных Стэном кабелей Air Cables, соединяющие вместе потенциометр (для регулировки уровня громкости) и новый усилитель мощности, мы проектировали вместе. Ключ к успеху этой системы лежал в короткой длине кабеля Air Cable, соединяющего потенциометр и усилитель мощности, который не должен быть больше, чем несколько футов, иначе система начинает звучать вяло и бесхарактерно.
Позвольте мне теперь рассказать вам о кабеле Стэна Air Cable. И он, и я ранее обнаружили, что все межблочные кабели в то время звучали довольно «закрыто» («сдавленно»). Все они были коаксиального типа, то есть экранированные. Рэй Кимбер (Kimber Cable) тогда еще не появился на рынке со своими методами плетения для неэкранированных проводников. В те времена кабельным бизнесом занималось не так уж много компаний. Большинство межблочных проводов были чуть переделанными коаксиальными моделями, которые лучше выглядели за счет фирменной разделки концов и разъемов. Стэн из теоретических соображений предположил, что «сдавленность» звучания была вызвана близостью центрального проводника к заземленному экрану. Чтобы доказать свою теорию, он создал то, что потом стало нашим стандартным межблочным кабелем, а именно — Air Cable.
Первая попытку создать Air Cable мы сделали на базе простого плоского двухпроводного антенного кабеля. Вы, наверное, видели комнатные ТВ-антенны, подсоединенные таким кабелем. Два проводника: плюс и земля, расположены на расстоянии примерно дюйм друг от друга и удерживаются вместе изолирующим материалом.
Этот кабель, использованный как межблочный, решил для нас проблему «сдавленности» звучания. Причем решил ее с блеском. Никто из нас не мог поверить, насколько открыто стало все звучать по сравнению с коаксиальными кабелями того времени. У него нет экранирования, он более чувствителен к шуму, но если его использовать для передачи сигнала высокого уровня между выходом фонокорректора PS Audio, потенциометром и входом усилителя мощности, то шум не представляет особых проблем.
Открытие Стэна стало весьма замечательным для улучшения качества звучания. Будучи никогда не удовлетворенным достигнутыми результатами, Стэн экспериментировал дальше, применив простую витую пару проводников сечением 20 gauge (gauge – калибр провода), а вместо пластика он использовал малярный скотч, чтобы удерживать два проводника вместе. Вот это была мысль! Очередное «чудо» Стэна на базе липкой ленты зазвучало решительно лучше, чем плоский ТВ кабель с пластмассовой изоляцией. Настолько лучше, что с этой точки зрения, ничто не могло уже быть лучше, чем его творение, обмотанное липкой лентой. Так родился новый кабель — Air Cable. Малярный скотч, оказывается, был настолько близок к воздушному диэлектрику (т.е. к пустому пространству), насколько этого можно было достичь. Основная цель при этом была разделить два проводника, ничего не оставляя между ними.
Основными проблемами с этими воздушными кабелями и потенциометром для предусилителя были расстояние и интерфейс. Если расстояние было слишком большим, система теряла весомость баса и звучала «хило». Кроме того, многое зависело от входного сопротивления усилителя. Для того чтобы этот Air Cable хорошо работал, его длина должна была не превышать двух футов, а сам он дожен болтаться в воздухе между предусилителем и усилителем мощности.
Итак, годного к использованию продукта у нас не было. Зато была великолепно звучащая аудио система.
Для справки немного истории. И по сей день компании делают версии оригинального изобретения Стэна, просят за них много денег и утверждают, что они обладают всевозможными преимуществами. Такие кабели работают, их претензии на открытость звучания по-прежнему очевидны для каждого, кто их пробует)
Продолжение: Если никогда не выходить из дома, то все будет хорошо
Начало рассказа о пассивном предусилителе PS Audio: Здесь нет места для компромиссов [перевод]
Оригинал: Air Cables
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End аудио продукты и сервисы.