Напольники ценой до 50 000 рублей — категория, заманчивая для покупателя и серьезное испытание для разработчика. Многие модели из предлагаемых в этой нише на рынке представляют собой набор компромиссов и в лучшем случае имеют жанровые предпочтения, а в худшем — играют неточно. Термин «монитор» в применении к аудио ассоциируется со студийной техникой, главное требование к которой — высокая достоверность. Читая название компании и модели Monitor Audio Monitor 200, это слово придется произнести дважды. Такое имя может показаться амбициозным, но фирма не раз доказывала свое умение создавать доступную и хорошо звучащую акустику. Что же получилось на этот раз?
В отличие от многих других производителей акустики, раз и навсегда нашедших «свой» материал и цвет диффузора, Monitor Audio не прекращает изысканий в этой области.
В новой линейке Monitor взгляд притягивают динамики с полупрозрачными оранжевыми диффузорами из композитного материала MMP II. Сама технология используется компанией уже достаточно давно, но изменение цвета невозможно без изменения состава, а значит, должно повлиять и на звук. Особой игры света не заметно, поскольку сами корпуса все же непрозрачные (наверное, это может стать следующим шагом), но подсознательно от таких колонок ожидаешь и какой-то особой прозрачности в звучании. За прозрачность, впрочем, у любых АС в большей степени отвечают твитеры. У Monitor 200 это фирменные C-CAM — черные, купольные, с керамическим покрытием, пришедшие из серии Bronze.
Разнесенные опоры улучшают устойчивость самых стройных в линейке напольников, а сочетание отделки шпоном и серой передней панели вызывают ощущение продукта качественного и стильного, так что хочется немедленно приступить к прослушиванию. В этом деле мне помогали усилитель Arcam SA20, к которому колонки были подключены акустическим кабелем Supra Rondo и универсальный плеер Arcam CDS50. Он воспроизводил музыку из сети, с CD и с подключенного по USB жесткого диска.
Таблица частот
Начну с прогулки по частотному диапазону. Верх не заставляет вслушиваться, но и не доминирует. Может сложиться впечатление некоторого выравнивания, но действительно тусклые записи не станут с Monitor Audio ярче. Они не стали вытаскивать на передний план шумы и искажения винилового рипа Pink Floyd «Atom Heart Mother» в DSD-формате. Звучание осталось по-аналоговому мягким, с приглушенными ВЧ и редкими потрескиваниями грампластинки.
Бас у Monitor 200 достаточно глубокий для их габаритов, при этом не гудит, а все ноты читаются. Не торопится и особо не отстает. Можно вспомнить варианты с лучшими скоростью и разрешением, но стоят они дороже.
Средние частоты удобно проверять на вокале. На альбоме Dead Can Dance «Within The Realm of a Dying Sun» в DSD колонки акцентировали внимание в основном на обертонах, и превратили голос Брендана Перри в широкополосный музыкальный инструмент. Отчасти в этом повинна сама запись, и на следующем предложенном фрагменте — ELP «Trilogy» (рип 192/24) — вокальная партия выполняла, как и положено, лидирующую роль. Фортепианные переливы на второй стороне этого диска так и остались аккомпанементом, несмотря на их сложность и виртуозность исполнения. Этот же инструмент у Харольда Бадда «Three White Roses & A Budd» прозвучал полновесно, а колонки передали всю многослойность и глубину данной записи.
Фонограмма в разрезе
С помощью деления любого произведения на пространственные слои Monitor Audio удается увлечь слушателя, который невольно пытается их все отследить, что и ведет к погружению в музыку. При этом колонки сохраняют эмоциональный нейтралитет. Хитрый прием, но, по крайней мере, не запрещенный. Да и отстраненность хорошо согласуется с названием линейки.
В ритмическом плане у АС все в порядке, но не более. Акцент ставится на сильную долю; распутывать более сложные рисунки желания не возникает. А для музыки посложнее арт-рока, пожалуй, не хватает микродинамики — за счет некоторой сглаженности и материал подается упрощенно. Динамику Мюнхенского филармонического оркестра под управлением С. Челибидаке со сборника «Italian Opera Overtures» Monitor 200 выдавали без запинки — во многом благодаря ритмической легкости. Но тембры инструментов, особенно струнных, были недостаточно точны, если судить без оглядки на цену модели.
На деталях внимание АС излишне не заостряется, что способствует расслаблению при прослушивании вместо анализа и концентрации. В подтверждение данного тезиса Хольгер Шукай своим альбомом «On the Way to The Peak of Normal» отправил меня в далекое путешествие: разнообразные звуковые эффекты проносились, будто сменяющиеся ландшафты и объекты, видимые из окна поезда.
Больше жизни
Сначала хочу выделить главное достоинство: колонки Monitor Audio умеют дарить радость от прослушивания. Во многом это достигается за счет способности не терять прозрачность и не утомлять при самых высоких уровнях громкости. Альбом «Here Lies Love» (Дэвид Бирн/Fatboy Slim) отлично продемонстрировал их таланты в клубных жанрах: дискотечный «кач» и вибрации, ощущаемые телом, обязательно заставят ваших гостей задать вопрос о сабвуфере, когда вы будете демонстрировать им эти новенькие АС.
Несколько преувеличенная стереосцена (подробнее ниже), подчеркнуто широкий частотный диапазон в сочетании с уменьшением энергии в неприятных для слуха областях спектра позволяют разгонять громкость настолько, насколько хватит смелости их владельцу. В этом амплуа Monitor 200 особенно удаются концертные записи. Даже альбом «Minimum-Maximum» электронной до мозга костей группы Kraftwerk получился у них действительно живым.
Диаграмма направленности (в смысле влияния на АЧХ) у этих колонок достаточно широкая. Можно спокойно ходить по комнате, не наблюдая при этом никаких существенных или неприятных изменений спектра. Но вот при перемещениях самих АС относительно слушателя в пределах плюс-минус полметра от рекомендованного положения и изменения угла поворота характер стереосцены меняется заметно. При развороте наружу она становится шире и придвигается с флангов, стремясь поглотить слушателя.
Если вы предпочитаете более старомодный образ стерео, с явно выраженным центром и фокусировкой звуков за колонками, направьте их немного внутрь. Впрочем, и в этом случае стереокартинка будет притягиваться к АС. Можно сказать, что эти Monitor Audio и в плане стереообраза, и частотного баланса предлагают концепцию «широкого звука».
Выводы
Как я и предполагал в начале статьи, без компромиссов не обошлось. Сцена, которую рисуют Monitor 200, довольно широка, но фокусировка точностью не блещет. С другой стороны, в этой ценовой категории точную сцену вам построят только полочники, которые обычно покупают с другими целями, в частности, для помещений поменьше размером. А то, что пользователь ожидает от напольников, Monitor Audio сумеют ему предоставить. В первую очередь это протяженность и однородность частотного диапазона, а также масштаб и динамика, в данном случае — выдающаяся.
Достоинства: прозрачный, живой и энергичный звук, широкая направленность, нейтральность в смысле окраски и в эмоциональном плане, свежая, привлекательная внешность
Недостатки: склонны упрощать некоторые жанры, мало внимания к центру стереосцены и середине частотного диапазона
Официальный сайт: Monitor Audio Monitor 200
Цена: 39 990 рублей
Паспортные данные
Акустическое оформление: фазоинвертор
Диапазон частот: 40-30 000 Гц
Количество полос: 2,5
Частоты кроссовера: 650 Гц, 2200 Гц
ВЧ динамик: 1x25 мм, купол C-CAM
СЧ/НЧ динамики: 2x140 мм
Чувствительность: 88 дБ
Номинальный импеданс: 8 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 30-120 Вт
Габариты (без опор): 850x174x299 мм
Масса: 10,8 кг