Тест звуковых интерфейсов RME ADI-2 Pro FS и DAC: чистая математика саунда

Тест звуковых интерфейсов RME ADI-2 Pro FS и DAC: чистая математика саунда

Изучая новые и новые цифровые источники, можно почувствовать скуку. Как и ранее с CD-плеерами, уже очевидно, что сегодня ЦАПы достигли определенного технологического потолка. Под верхней крышкой одно и то же — вот тороид, вот плата с чипом конвертера и приемником. Как сделать ЦАП снова желанным?

Ну и правда, чем же его можно украсить? Поставить еще больший тороид? Выглядит внутри такая консерва, конечно, внушительно, но зачем нужен сварочный аппарат для сигнала с размахом 3 вольта? Дать возможность пощелкать фильтрами? Сейчас это реализовано на уровне самого чипа, так что теперь любой китайский самодел за сто пятьдесят долларов может предложить подобные радости.

Техника RME относится к профессиональному сегменту аудио — вероятно, оттого здесь еще сохраняется определенная бодрость духа. Два последних продукта ADI-2 — DAC и Pro FS с АЦП-модулем — не скрою, потрясли меня своей архитектурой настроек и параметрами. Стоят они не три копейки, но абсолютно уверен, что за подобный технический уровень в бытовом High End просили бы раз в пять дороже. Данный обзор будет отличаться от традиционной структуры изложения, потому что изучение этих устройств продолжается и поныне, чему свидетельством подробный мануал RME более чем на сотню страниц. Поэтому начнем с самого очевидного — недостатков ADI-2, половина из которых — мнимые.

Триумф аудиофильской неволи

О да, эта пара RME ADI-2 никак не выглядит триумфом аудиофильской воли. Маленькие модули с цветным IPS-экраном больше напоминают какой-нибудь цифровой мультитестер или осциллограф. И ужас — внутри стоит импульсный стабилизатор!

Забегая вперед скажу, что измеренный уровень шума и помех в семействе ADI-2 при этом оказался рекордно низким за всю мою историю знакомства с аудиоисточниками. При этом импульсники (в отличие от тора) не мычат в грязной электросети, как недоенная корова. В утешение ненавистников данного типа питания могу сказать, что стандартный разъем RME позволяет подключать линейный БП или внешнюю батарею. Пожалуйста, можно экспериментировать с автономной подачей электричества.

Если говорить кроме шуток, то реальный ад в RME — это система управления. Три энкодера, которые можно вращать и нажимать, плюс еще четыре кнопки образуют весьма разветвленную и запутанную карусель с вкладками. Такова специфика интерфейсов многих европейских электробрендов. Тот, кто пытался что-то настроить в меню головных устройств Blaupunkt, поймут, о чем я. Но зато RME позволяет изменить даже цвет спектрограммы, а не просто ограничивает функционал на уровне вкл/откл. Еще не понравилось, что RME ADI-2 Pro FS очень сильно греется во время работы — наверное, процессор много думает.

Хитрости настроек

А количество интеллектуальных возможностей в ADI-2 не поддается исчислению. Громкость регулируется по полной цифровой шкале до 0 дБ, при этом пользователь может релейно переключать четыре степени усиления аналоговых каскадов. Это очень удобно при согласовании источника напрямую к активным АС или усилителю мощности. По техданным и измерениям все каскады выглядят практически одинаково, но мне показалось, что итоговый характер звука получается все-таки разный. Возможно, это связано с причудами входной чувствительности усилителя и AV-ресивера. Для определенных фонограмм вроде классической музыки лучше ставить минимальное усиление и высокий уровень громкости. Сцена как бы растет в глубину. А более компрессированные по громкости записи прозвучат с большим панчем на высоком каскаде усиления, но со скрученной ручкой громкости назад. Чудеса и психоакустика!

Сигнал в RME можно мучить и настраивать раздельно для наушников и выходов: инвертировать по фазе (в том числе и в одном канале) и в моно, учинять тонкомпенсацию и пять степеней кроссфида, что пригодится для старых стереозаписей, назначать ресемплинг SRC (силами внутреннего конвертера AKM AK4127VF) и сложную параметрическую эквализацию как входного, так и выходного сигнала. Последняя пригодится не только для рум-коррекции.

Как известно по спецификации, наш славный чип AK4490 имеет 5 вариантов фильтрации. Два из них — Slow и Super-Slow (который у RME числится как NOS) — имеют очень чистый импульсный отклик, без паразитного звона, но при этом страдают от спада на АЧХ и выброса алиасных помех. С цифровыми фильтрами всегда так. Красивое что-то одно — либо линейность частотки, либо фаза.

Главный разработчик RME Маттиас Карстенс рассчитал и предложил пресеты эквалайзера, который подтягивает АЧХ на Slow и NOS-фильтре в линеечку, при этом всего чуть-чуть добавляя звона в импульс (см. рисунок ниже). Сам он при этом не сидит в башне из слоновой кости, а присутствует на фирменном форуме, собирая замечания и предложения, часть которых потом реализуется в новой прошивке.

Цифровая внутренняя математика RME выполнена на высшем уровне, не следует бояться вмешательства в сигнал. Штатный SD-Sharp тоже по-своему хорош, особенно в наушниках, но окончательную гармонию звука при сохраненной детализации дал вариант NOS (Super-Slow-фильтр) плюс EQ-компенсация, рекомендованная Карстенсом.

Зачем нужно 768 кГц

Еще одно свидетельство дотошной работы RME с цифровым сигналом — это реализация DSD-трафика. USB-протокол не похож на типовые решения XMOS и Amanero — здесь немцы сделали какой-то свой ASIO драйвер. Вся индикация — что, откуда, и с какой размерностью и уровнем пришло и куда перенаправлено — отображается на дисплее. И это правильно, поскольку с роутингом потоков можно совсем заблудиться.

В мануале RME указано, что честное декодирование DSD возможно только с отключенной цифровой регулировкой громкости, т.е. на максимальном уровне. Разумеется, можно переключать реле аналогового усиления, но там шаг получается слишком большим. Для интегральных усилителей это не проблема, но для ЦАПа, подключенного напрямую к оконечнику или активным АС, придется активировать конвертацию DSD-PCM, чтобы иметь возможность нормально управлять громкостью. И удивительно, но мягкость тональных переходов, свойственных DSD, в этом режиме оказалась сохранена, чего раньше не случалось.

Также модель Pro FS имеет возможность работать в режиме предусилителя, правда, с промежуточной оцифровкой аналогового сигнала в максимально возможные для этого устройства 32 бит/768 кГц. В ADI-2 Pro FS стоит одна из самых совершенных на сегодня микросхем АЦП — AK5574EN. Я тоже разделяю выбор Карстенса в пользу продукции Asahi Kasei.

Надо сказать, что прослушивание винилового проигрывателя через тракт RME в данном протоколе ни на грамм не ухудшило звуковое впечатление от пластинки. Можно, конечно, сомневаться в необходимости таких запредельных параметров тракта, но лучше всего аналоговый сигнал прозвучал именно на 32 бит/768 кГц.

Параметры оцифровки можно переключать на лету — и на DSD, и на более низкие частоты дискретизации РСМ вплоть до 44 кГц, чтобы оценить для себя наиболее оптимальный режим архивации аналоговых источников. Более того, на этом этапе записи можно применить Sharp и Slow фильтры с различными импульсными характеристиками сигнала.

Логическая оболочка семейства RME выполнена на вентильной матрице Xilinx SPARTAN-6 XC6SLX16, так что время от времени разработчики могут порадовать владельцев совершенно уникальной функцией вроде проверки потока на bit perfect.

Как мы знаем по компьютерным источникам, на пути сигнала может вмешаться аппаратный микшер или еще какая-нибудь гадость. Общие параметры сигнала при этом останутся прежними, но целостность исходного потока будет нарушена. RME предлагает скачать у себя на сайте и прогнать через систему специальные тестовые WAV-файлики с разрядностью до 32 бит. Если все будет в порядке, на экране устройства появится сообщение об успешно пройденном тесте. Прекрасная и полезная штука для диагностики своего софтового плеера. С ней, например, выяснилось, что Foobar не умеет передавать поток 32 бит, в отличие от JRiver.

Измерения и слуховой опыт

Оба устройства ADI-2: Pro FS и DAC продемонстрировали невиданно низкий уровень искажений и других параметров на всех выходах. Полка шума в минус 120 дБ на максимальном уровне 24 dBu — вот теперь да, можно говорить о достигнутом 20-битном разрешении в аудиотракте. У подавляющего большинства приличных ЦАПов этот параметр еле дотягивает до 17-18 бит.

Измерения линейного и выхода на наушники с нагрузкой демонстрируют рекордный минимум искажений
Все чисто в классическом THD-тесте: самая большая гармоника находится ниже уровня минус 120 дБ

Что касается звука, то RME ADI-2 произвели наилучшее впечатление. Долгое время мне не очень нравился звуковой подход в современных источниках. Уж очень он был склонным к подчеркиванию сибилянтов. Особенно тяжко было слушать на таких ЦАПах виниловые рипы со старой музыкой. Но здесь RME демонстрирует предельно прозрачный, транспарентный саунд с голографичным разделением планов. При этом звук не разваливается на какие-то вспышки и эффекты. Саунд продолжает оставаться «музыкальным», при этом обнаруживая связи и сюжеты произведения, которые прежде оставались в тени. Знаете, такой расхожий эпитет, мол «захотелось все переслушать заново»? Вот это тот самый случай. Конечно, жалко, что столько труда и усилий артистов и звукорежиссеров уходит зря в дренаж на обычных системах.

Разница между Pro Fs и DAC

И теперь в нарушение всех традиций обзора аудиокомпонетов расскажем, наконец, о разнице между DAC и Pro Fs. Компоновка органов управления весьма схожа. У Pro Fs панель серебристая, с синей рамкой вокруг органов управления, а DAC уже выполнен чисто черным, с шайбами-ножками из хай-файных миров. Версия чистого ЦАПа у RME появилась в прошлом году после весьма успешного дебюта ADI-2 Pro. Компания решила сделать ставку на двухканальный интерфейс высокого качества, которым заинтересуются не только профи, но и домашние слушатели.

В ADI-2 DAC нет АЦП блока, небалансные выходы теперь выполнены на RCA, в отличие от TRS в Pro версии. Также отсутствует интерфейс AES/EBU, равно как и другие цифровые выходы, которые имелись у Pro Fs. Т.е. использовать DAC-версию как аналогово-цифровой хаб уже не получится. Зато очень важным моментом была чуть ли не вдвое меньшая цена нового устройства, а также пульт дистанционного управления, с которым коммутировать входы и управлять громкостью куда веселее, чем тянуться к энкодеру.

По сравнению с предшественником ADI-2 DAC отличался более совершенной системой подавления джиттера — фемтоклок SteadyClock FS, но с апреля этого года и Pro версия получила данную опцию, вместе с приставкой FS в названии. Как уже говорилось, обе модели имеют четыре степени усиления аналоговых каскадов, но их абсолютные величины немного отличаются (см. характеристики).

Что сделано для наушников?

Один из двух наушниковых выходов у DAC выполнен на ОУ TI OPA1622 К и мини-джеке 3,5 мм под нужды IEM-моделей. К сожалению, мои кастом-арматуры на этот момент были на профилактике, и пришлось довольствоваться только Audio-Technica ATH-ESW10. У Pro версии два выходных джека 6,3 мм могут использоваться для балансного подключения наушников. Выход на наушники обладает двумя степенями усиления, а само устройство при подключении штекера измеряет нагрузку и выдает предупреждение, если сигнал для динамиков будет слишком велик.

Технические измерения выходов на наушники (TI OPA1688) показывают отсутствие зависимости от импеданса нагрузки — они практически не изменяются. Audio-Technica ATH-ESW10 звучит мягко и нейтрально — никогда такого не было, даже захотелось прибавить тембров. Рекордер Sony PCM-D100 на наушниках дает более звонкий и «вкусный» саунд, но в его стереопанораме нет того филигранного разделения планов, которое дает RME.

Вывод

В итоге можно сказать, что RME представили одни из самых гибких на сегодняшний день цифровых интерфейсов, которых так не хватает в бытовом аудио. Разница в цене между Pro FS и DAC определена лишь уровнем коммутации. Во всем остальном они идентичны — от дисплея и прошивки до характеристик близких к референсным.


RME ADI-2 Pro

Достоинства: устройство полного цикла АЦП/ЦАП, уникальные возможности кастомизации аудио, параметры и звучание высшего класса

Недостатки: отсутствие пульта ДУ, ощутимый нагрев устройства

Официальный сайт: RME ADI-2 Pro

Цена: 130 000 рублей

Паспортные данные

Аналоговый вход – сервобаласный XLR, совмещенный с TRS

Чувствительность входа: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu

Сигнал/шум: +13/19/24 dBu: 120 дБ, 124 дБА

Сигнал/шум: +4 dBu: 119 дБ, 124 дБА

АЧХ 44,1 кГц, -0,1 дБ: 5 Гц – 20,5 кГц

АЧХ 96 кГц, -0,5 дБ: 3 Гц – 45,5 кГц

АЧХ 192 кГц, -1 дБ: 2 Гц – 92,7 кГц

АЧХ 384 кГц, -1 дБ: <1 Гц – 124 кГц

АЧХ 768 кГц, -3 дБ: <1 Гц – 180 кГц

Коэффициент гармонических искажений : -116 дБ, 0,00016%

Коэффициент гармонических искажений +шум: -112 дБ, 0,00025%

Разделение каналов: > 110 дБ

Аналоговый выход 1-2 XLR

Выходы: балансный и небалансный XLR

Чувствительность выхода: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu

Сигнал/шум: +13/19/24 dBu: 117 дБ, 120 дБА

Сигнал/шум: +4 dBu: 115 дБ, 118 дБА

АЧХ 44,1 кГц, (-0,1 дБ): 0 Гц – 20,2 кГц

АЧХ 96 кГц (-0,5 дБ): 0 Гц – 44,9 кГц

АЧХ 192 кГц (-1 дБ): 0 Гц – 88 кГц

Коэффициент гармонических искажений: -112 дБ, < 0,00025%

Коэффициент гармонических искажений +шум: -110 дБ, < 0,00032%

Коэффициент гармонических искажений (-3 дБ) усиление: -116 дБ, < 0,00016%

Разделение каналов: > 110 дБ

Импеданс: 200 Ом балансный и 100 Ом небалансный

Аналоговый выход 1-2 TRS

Выходы: 6,3 мм TRS, небалансный

Максимальный уровень выхода: +19 dBu

Чувствительность выхода: +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu

Сигнал/шум: +13/19 dBu: 117 дБ, 120 дБА

Сигнал/шум: +4 dBu: 113 дБ, 117 дБА

Импеданс: 100 Ом

Выход на наушники 1/2 и 3/4

Выходы: 6,3 мм TRS, небалансный, стерео

Импеданс: 0,1 Ом

Уровень выхода только для 3/4 Hi-Power off +7 dBu, Hi-Power On +22 dBu

Сигнал/шум: +22 dBu: 117 дБ, 120 дБА

Сигнал/шум: +7 dBu: 114 дБ, 118 дБА

Уровень выхода:+19 dBu, при 100 Ом +22 dBu (10 В)

Уровень выхода:+4 dBu, при 8 Ом +7 dBu (1,73 В)

Коэффициент гармонических искажений: +18 dBu, 32 Ом, 1,2 Вт -110 дБ, 0,0003%

Коэффициент гармонических искажений +шум: + 18 dBu, 32 Ом, -107 дБ, 0,00045%

Коэффициент гармонических искажений: +14 dBu, 16 Ом, 0,9 Вт -110 дБ

АЧХ (44,1 кГц), -0,1 дБ: 0 Гц – 20,2 кГц

Выход на наушники, балансный режим

Выходы: 6,3 мм TRS, стерео

Уровень выхода Hi-Power off +13 dBu (9,8В), Hi-Power On +28 dBu (19,5 В)

Импеданс: 0,2 Ом

Сигнал/шум: +28 dBu: 120 дБ, 123 дБА

Сигнал/шум: +13 dBu: 118,4 дБ, 122 дБА

Уровень выхода: Hi-Power On,150 Ом +28 dBu (19,5 В)

Уровень выхода: Hi-Power off, 8 Ом +13 dBu (9,8 В)

Максимальная мощность 2,9 Вт на канал

Цифровые входы

AES/EBU - XLR, балансный, гальванически изолированный, согласно AES3-1992, SPDIF совместимый compatible (IEC 60958)

Коаксиальный SPDIF - RCA, балансный, согласно IEC 60958, AES/EBU совместимый (AES3-1992)

Оптический SPDIF - ADAT совместимый, согласно IEC 60958

Цифровые выходы

AES/EBU - XLR, балансный, гальванически изолированный, согласно AES3-1992, частота дискретизации от 28 до 200 кГц

Коаксиальный SPDIF - RCA, согласно IEC 60958, частота дискретизации от 28 до 200 кГц

Оптический SPDIF optical - согласно IEC 60958, частота дискретизации от 28 до 200 кГц

Тактирование цифрового сигнала: Internal, AES In, SPDIF In, ADAT In

Подавление джиттера внешнего клока: >50 дБ (2,4 кГц)

Поддержка семплирования: от 44,1 до 768 кГц

Общие

В комплекте адаптер питания 100-240 В, 2 А, 24 Вт

Потребление в режиме Standby: 50 мВт

Рабочее потребление: 10 Вт (22 Вт максимальное)

Потребление на 12 В: 850 мА (10 Вт)

Габариты (ШxВxГ): 215 x 44 x 130 мм

RME ADI-2 DAC

Достоинства: уникальные возможности кастомизации аудио, параметры и звучание высшего класса, пульт ДУ

Недостатки: отсутствие входа AES/EBU и SPDIF выходов

Официальный сайт: RME ADI-2 DAC

Цена: 90 000 рублей

Паспортные данные

Аналоговый выход 1-2 XLR

Уровни выходов, переключаемые реле: +19 dBu, +13 dBu, +7 dBu, +1 dBu

Сигнал/шум при +7/+13/19 dBu: 117 дБ, 120 дБА

Сигнал/шум при +1 dBu: 115 дБ, 119 дБА

АЧХ 44,1 кГц, -0,1 дБ: 0 Гц – 20,2 кГц

АЧХ 96 кГц, -0,5 дБ: 0 Гц – 44,9 кГц

АЧХ 192 кГц, -1 дБ: 0 Гц – 88 кГц

АЧХ 384 кГц, -1 дБ: 0 Гц – 115 кГц

АЧХ 768 кГц, -3 дБ: 0 Гц – 109 кГц

Коэффициент гармонических искажений -1 дБ: -112 дБ, < 0,00025%

Коэффициент гармонических искажений +шум -1 дБ: -110 дБ, < 0,00032%

Коэффициент гармонических искажений -3 дБ: -116 дБ, < 0,00016%

Разделение каналов: > 120 дБ

Импеданс: 200 Ом балансный, 100 Ом небалансный

Аналоговый выход 1-2 RCA

Уровень выходов: на 6 дБ ниже, чем XLR: +13 dBu, +7 dBu, +1 dBu, -5 dBu

Чувствительность выхода: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu

Сигнал/шум при +13 dBu: 117 дБ, 120 дБА

Сигнал/шум при: +7 dBu: 116 дБ, 119 дБА

Сигнал/шум при: +1 dBu: 114 дБ, 117 дБА

Сигнал/шум при: -5 dBu: 109 дБ, 113 дБА

Выход на наушники TRS

Выход: 6,3 мм TRS, небалансный, стерео

Импеданс: 0,1 Ом

Сигнал/шум при +22 dBu: 117 дБ, 120 дБА

Сигнал/шум при +7 dBu: 116 дБ, 119 дБА

Уровень выхода High Power: при 100 Ом +22 dBu (10 В)

Уровень выхода Low Power: при 8 Ом +7 dBu (1,73 В)

Коэффициент гармонических искажений: +18 dBu, 32 Ом, 1.2 Вт -110 дБ, 0,0003%

Коэффициент гармонических искажений +шум: + 18 dBu, 32 Ом, -107 дБ, 0,00045%

Коэффициент гармонических искажений: +14 dBu, 16 Ом, 0.9 Вт -110 дБ, 0,0003%

Максимальная мощность: Коэффициент гармонических искажений = 0,001%, 1,5 Вт на канал

Выход на наушники IEM

Уровень выхода: фиксированный -3 dBu (0,55 В)

Сигнал/шум при -3 dBu: 115 дБ, 118 дБА

Максимальная мощность: Коэффициент гармонических искажений = 0,001%, 40 мВт на канал

Цифровая часть

Подавление джиттера внешнего клока: >50 дБ (2,4 кГц)

Поддержка семплирования: от 44,1 до 768 кГц

Общие

В комплекте адаптер питания 100-240 В, 2 А, 24 Вт

Потребление в режиме Standby: 120 мВт

Рабочее потребление: 7 Вт (13 Вт максимальное)

Потребление на 12 В: 570 мА (6,8 Вт)

Габариты (ШxВxГ): 215 x 52 x 150 мм

Вес 1 кг

ТЕГИ:#RME
77.63 дБ +

Комментарии

#

Отлично, спасибо!

А вот это то, что я всегда считаю у себя за улучшение после каких-либо изменений в системе:

демонстрирует предельно прозрачный, транспарентный саунд с голографичным разделением планов. При этом звук не разваливается на какие-то вспышки и эффекты. Саунд продолжает оставаться «музыкальным», при этом обнаруживая связи и сюжеты произведения, которые прежде оставались в тени. Знаете, такой расхожий эпитет, мол «захотелось все переслушать заново»? Вот это тот самый случай. Конечно, жалко, что столько труда и усилий артистов и звукорежиссеров уходит зря в дренаж на обычных системах.

Вот именно поэтому я говорю, что плохих записей нет. ))


Audio-Technica ATH-ESW10 звучит мягко и нейтрально — никогда такого не было, даже захотелось прибавить тембров. Рекордер Sony PCM-D100 на наушниках дает более звонкий и «вкусный» саунд, но в его стереопанораме нет того филигранного разделения планов, которое дает RME.

Вот мне кажется уже давно, что акцент на части диапазона (эти вот "вкусности") как раз и приводит к отсутствию "филигранного разделения планов" в отличии от случая, когда звуковая энергия имеет равномерное распределение по всему диапазону.

Сам только что это в очередной раз прочувствовал, очень удачно на днях поменяв акустические провода.

- 61.46 дБ +
#

Уфф! Захватывающе! А кто их на наш рынок возит?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Если верить сайту производителя, то http://www.okno-audio.ru/

- 61.46 дБ +
#

Аналоговый вход – сервобаласный XLR, совмещенный с TRS

Чувствительность входа: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu

Сигнал/шум: +13/19/24 dBu: 120 дБ, 124 дБА

Сигнал/шум: +4 dBu: 119 дБ, 124 дБА

АЧХ 44,1 кГц, -0,1 дБ: 5 Гц – 20,5 кГц

АЧХ 96 кГц, -0,5 дБ: 3 Гц – 45,5 кГц

АЧХ 192 кГц, -1 дБ: 2 Гц – 92,7 кГц

АЧХ 384 кГц, -1 дБ: <1 Гц – 124 кГц

АЧХ 768 кГц, -3 дБ: <1 Гц – 180 кГц

Коэффициент гармонических искажений : -116 дБ, 0,00016>#/p###

Коэффициент гармонических искажений +шум: -112 дБ, 0,00025>#/p###

Разделение каналов: > 110 дБ

Аналоговый выход 1-2 XLR

Выходы: балансный и небалансный XLR

Чувствительность выхода: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu

Сигнал/шум: +13/19/24 dBu: 117 дБ, 120 дБА

Сигнал/шум: +4 dBu: 115 дБ, 118 дБА

АЧХ 44,1 кГц, (-0,1 дБ): 0 Гц – 20,2 кГц

АЧХ 96 кГц (-0,5 дБ): 0 Гц – 44,9 кГц

АЧХ 192 кГц (-1 дБ): 0 Гц – 88 кГц

Коэффициент гармонических искажений: -112 дБ, < 0,00025>


забыл как тут цитировать...


меня вот это описание смущает... на выход параметры только до 192кгц при том что АЦП на 768... странновато чуток... еще страннее что половина магазинов на яндекс.маркет пишут что аппарат и туда и сюда только на 192кгц... у меня конечно нет сомений что Ярослав его в живую вертел... но вот факт копипасты параметров которые я нашел и в инет магазе одном требует уточнений... все таки что у нем как? сколько ЦАПа и сколько АЦП? а то я пару недель назад смотрел так доступный в продаже АЦП на 384кгц был в одном экземпляре и стоил за каждый герц по рублю... а тут частота в 2 раза выше а цена в 3 раза ниже... я очень сильно хочу радоваться данному аппарату и планировать его на свой ДР... но мне нужно точное подтверждение чего он все таки может в плане АЦП?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

я не понял вопрос

Устройство поддерживает 768 на ацп согласно спецификаций 5574

Другое дело, что вы с трудом найдете софт, чтобы эту размерность зафиксировать на хардрайве. Так что остается просто использовать 768 в режиме преда.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

а комплектном софт с данными возможностями не прилагается?


самое главное что мне нужно это подтверждение того что ацп работает на частоте 384кГц... подтверждаете? своими руками запись делали на этой частоте?


хотя конечно тот факт что в некоторых магазинах на данный аппарат указаны неверные параметры о его возможностях тоже хочется более подробно понять... они ведь должны понимать что это ощутимое рекламное преимущество и его искажение снижает продажи... да и дистрибьюторы инет обычно мониторят и тоже должны видеть факт искажения данных... и соответственно позванивать оптовым покупателям... его яндекс. маркет при фильтре по частоте дискретизации и сейчас не показывает... вот прям сейчас пробовал... аппарат в продаже есть... реклама на него есть... а в поиске "по запросу" его нет... хотя несколько магазинов его продают... как так то? я бы может его еще в Декабре бы раздобыл...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

подтверждаю что работает на 768

Записывал в 384, больше wavelab не позволяет ставить.

У rme есть софт, но он для анализа спектра битов, а не оцифровки рипов с максимальной дискретностью. Вы вообще подумайте зачем вам такой большой файл.

Даже большие студии переиздают архивы максимум в 192

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ярослав, тут какая штука... в большинстве винил рипов с которыми я имел дело у меня при 192кГц никаких проблем со звучанием не возникло... но вот пара пластинок у меня есть которые берут и кардинально меняют звучание тарелок... вместо супермягкого шуршания они вдруг становятся металлическими... при том что на других записях они изначально с изрядным наличием металла и там все норм... а вот тут... у меня всего 2 диска таких... но с ними есть вопросы по части сохранения их звучания для... политкорректно говоря прослушивания в автомобиле... по большому счету меня интересует практическое исследование вопроса... из-за двух редко включаемых пластинок я на стену лезть не собираюсь... но разобраться хочется!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

там можно менять тип фильтра при записи или вообще dsd или эквалайзер, я указал в статье — и выбрать на лету приемлимый режим под конкретную пластинку


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

ну так вообще супер!!! я еще смотрю у него балансный выход на наушники! резонно возникает вопрос... а как в него обычные наушники воткнуть так чтобы ничего не дымилось?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Не задымятся, читайте мануал

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

я понимаю что комменты никто кроме тех кто в них участвует не читает но вдруг кто нить еще будет этот аппарат выбирать и смотреть настороженно на эти две дырочки а тут хлоп и четкая инструкция с ценником за переходник и он в полной уверенности в себе идет и покупает эту коробочку чему потом очень сильно радуется!!! я ж не только для себя спрашиваю!!! :)

- 50 дБ +
а тут хлоп и четкая инструкция
чему свидетельством подробный мануал RME

The ADI-2 Pro has two stereo DA-converters to similarly provide two independent and individual phones outputs.

...

Therefore one phones output, labelled PH 1/2 on the front, shares the main (rear) output signal.

Although this phones output reaches the same technical specs as PH 3/4, and
also has the exact same Extreme Power output stage, it is considered the ‘spare’ Phones output
for comparing phones, dual phones usage, and balanced phones operation – or just use it
as another unbalanced line output.

The main Phones output, which is independent from the rear
outputs, is PH 3/4. For most users it will be the only output ever needed and used.

And because it is the most often used one it was intentionally moved away from the Volume knob to ease
operation, resulting in an unusual arrangement with PH 3/4 left and PH 1/2 right.


Что сделано для наушников?
....
У Pro версии два выходных джека 6,3 мм могут использоваться для балансного подключения наушников.

А могут и не использоваться, как видно по цитируемому выше мануалу.

- 50 дБ +

пролистнул! спасибо за ссылку! оказывается обычные уши втыкать просто большим стрео-джеком в одно гнездо и там все будет... никаких переходников и не нужно... удобно!!! ну я так... мало ли кто еще читать будет...

- 50 дБ +
#

Спасибо ! Меня устроит DAC,пульт за счастье-хочу попробовать его со своими активными студийными мониторами.. Кстати вы так не пробовали ?? А то я в наушниках слушать не люблю..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

С мониторами здесь оценивали. Говоря проще и короче, думаю, о большем для активной акустики и мечтать не нужно (разве что, а самой акустике повыше классом...).

- 50 дБ +
#

Автору Спасибо - интересно изложил особенно в начале статьи! У моего КИТ цапа (моё название али электроники) импульсный бп (предпологаю) хотя нарисован квадратик в квадратике на наклейке.Вопрос - стоит ли заморачиваться поиском более ( тяжелого ) трансформаторного блока , будет хоть малый прирост? Или оставить - как есть, вроде звучит неплохо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kerin #

хороший линейный бп стоит дороже вашего цапа

Попробуйте батарею для внешнего питания ноутбука — может и понравится саунд

Smsl продавала к своим цапам линейное пиитание, я никакой прибавки не заметил. Как играло, так и играло (скучновато)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ну в сравнении с аналоговым выходом блюрика - ЦАП звучит на порядок живее и почище.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kerin #

или бустер автомобильный! или берете печатную плату побольше ставите у нее с одной стороны разъем для вашего бп а с другой провод с разъемом как у вашего бп... и КОНДЕНСАТОРОВ на нее напаиваете!!! у вас есть такая удобная возможность для тюнигна!!! просто дополнительный чемодан в разрыв между бп и цапом воткнуть...

- 50 дБ +
#

на нее напаиваете!!! у вас есть такая удобная возможность для тюнигна!!! просто дополнительный чемодан в разрыв между бп и цапом воткнуть...Спасибо за ответ - вот только колхозить не хочу - может есть готовое решение?Или смысл не велик..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kerin #

я бы так сказал что здесь нужно дифференцировать понятия колохозить и реализовывать инженерные оптимизации схемотехники без нарушения целостности системы с возможностью в любой момент легким движением руки исключить из схемотехники дополнительный модуль причем еще и закинув его куда подальше... да и технологии 3д печати нынче позволяют сделать весьма солидно выглядящий корпус для данного тюнинга... а смысл... найдите тут на сайте обзор плеера ОППО с тюнингованным блоком питания... была статья про то как его работа изменилась...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kerin #

Режете кабель питания и впаиваете в разрыв четырёхполюсной конденсатор

- 50 дБ +

А если там DC уже в кабеле питания?

- 50 дБ +

«Due to the special construction of the capacitor the DC load current pass trough the capacitor»

- 50 дБ +

Потрясает остатки моих знаний про конденсаторы из школы и универа... )))

upd.

А, вот что имеется ввиду:



- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

- 50 дБ +
#
- 53.01 дБ +
#

Получил для себя ответы - Спасибо.Oppo закрылась и может теперь наши други из али будут делать клоны по дешёвке на базе этих проигрывателей..По поводу модернизации схемотехники на дому - все же это колхоз (для меня соответственно) и даже если будет модерн - для меня это тоже самое если пришить дополнительную печень или почку себе и сам факт вскрытия организма тоже не допустим в моей системе - кроме чистки линзы сидюка. Не чини то - что работает.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kerin #

так в данном случае как раз та самая ситуация! ничего вскрывать не нужно и все подключается посредством штатных разъемов... как дисторшн грелка к электрогитаре... и я не согласен с тем что когда начинающий ралиолюбитель делант самоделку он делает колхоз - он делаетращвитие научнотехнического прогресса на планете!!! ну и свои мозги с правильным позиционрованием точки роста верхних манипуляторов калибрует!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Вас я спросил - есть ли готовое решение по вменяемой цене.Если эксперимент оправдан - денег не жалко даже пусть будет самоделка.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Kerin #

да без проблем! все что мне нужно это фотка надписей на вашем бп да внешний диаметр штыря разъема... найдите меня на вк! :)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Kerin #

кое где такая самодеятельность называется гаражи в силиконовой долине а у нас значит колхоз??? нифига!!! у нас это называется Антошка тюнингует Картошку!!!

- 50 дБ +
#

Добрый день, подскажите пожалуйста, в про версии есть фантомное питание для микрофона?

Очень ждал этот обзор , отличный аппарат для тех кто совмещает домашнюю студию с прослушиванием музыки;)

Спасибо!)


- 50 дБ +
⇡ в ответ @DenisS #

нет питания

карстенс считает, что недорогих предов под мики навалом, это не проблема

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

а жаль , не получается экономии ...

Нормальный пред будет от 700€ и выше ..., хотя я ещё этот вопрос сильно не изучал

Лучше тогда взять аппарат чуть проще , babyface pro например , а для музыки отдельный цап или сетевой плейер ...

Спасибо за ответ


- 50 дБ +
⇡ в ответ @DenisS #
- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

интересный вариант, честно говоря, первый раз такой вижу;)

Я планирую купить микрофон AKG 414 вокальный( не помню индекс) , мне нужен аудиоинтерфейс – преамп, который оправдает эти вложения ...)

Спасибо за ответ




- 50 дБ +
⇡ в ответ @DenisS #

www.prosound.ixbt.com Главная страница,есть тест RME ADI-2 DAC. Написал Максим Лядов,он же там главный по тестам активных студийных мониторов..

- 50 дБ +
#

А не сравнивали (вдруг есть возможность) с Lynx Hilo?
Как я понимаю, это прямой конкурент.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mishka #

да это hilo - это конкурент, но он дороже

я не сравнивал, у меня lynx только предыдущая модель two

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

А какие отличия в звуке с Lynx Two? В плане и качества, и, особенно, характера звука.
Может еще с какими-то ЦАПами сравнивали?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mishka #

ну я же вроде указал в статье — в целом очень высокая разборчивость звука, без сибилянтов и потери музыкальности при этом

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Это я читал конечно. Но там не написано, что это в сравнении с Lynx Two, да и мало сказано про характер :-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mishka #

ЦАП высшей категории по звучанию - всё просто.

Во-первых, сравнения нынче не в моде (ну, скажем так)... Во-вторых, как кажется лично мне, сравнивать источники такого уровня на слух - занятие не слишком научное и точное, требует очень дорогого дальнейшего тракта и вообще довольно сложное. Измерения же в обоих случаях просто покажут максимальное приближение к референсному уровню, да и вообще могут упереться в возможности АЦП тестовой системы.

Вопрос по поводу характера в отношении источника, да ещё и касательно производителей профессионального студийного аудио-оборудования высшей категории, лично мне не понятен. Какой у референсного источника может быть характер?...

Может, конечно, я не очень прав (в чьём-то понимании), но, по-моему, наличие характера в аудио-аппаратуре говорит о вмешательстве в аудиосигнал (в бытовом применении это не плохо и не хорошо - это просто факт).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Le_Duk #
Вопрос по поводу характера в отношении источника, да ещё и касательно
производителей профессионального студийного аудио-оборудования высшей
категории, лично мне не понятен. Какой у референсного источника может
быть характер?...

Для вас все студийные цапы, пусть даже и высшего уровня, одинаковые по характеру звука?

Ну вот, например, на про-форуме rmmedia вполне себе сравнивают "профессиональные студийные источники высшей категории":

Если для любителей послушать музыку, то Lynx HILO играет по музыкальнее и менее сухо на середине. Но в качестве проф варианта RME ADI-2 PRO заслушивает самых высоких оценок. Звук сухой, но ровный во всем диапазоне. Исключительная прозрачность звучания, бескомпромиссная детальность и, наконец-то этот продукт не имеет плоского звука. В плане построения сцены и работы с планами он дает Lynx HILO прикурить.

В плане работы со звуком - да, он очень очень детальный, точный и прозрачный. Детальней HILO, который по сравнению с ним звучит HIFi-но. Басовая составляющая там нормальная, но это не чемпион по басу. Его там ровно столько, сколько в записи, копает достаточно глубоко. Для работы со звуком этот прибор просто прелесть. Для послушать - сухой аналитик: если нужно именно такое, то да, а так то иных решений (тот же HILO) не мало.У HILO чуть более очерченный бас, более певучие СЧ и мягкий ВЧ. Но HILO слаб весьма в пространственном позиционировании звуков, а у RME это просто образцово показательно все в этом плане.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @mishka #

Под характером звука Вы подразумеваете характер вмешательства в звук?

Прежде всего хочу сказать, что я бы не слишком доверял форумам в оценке различий звучания аппаратуры такого уровня, но даже если это соответствует действительности, то на более простой язык это переводится так: ADI-2 PRO оказывает меньшее влияние на звук и более достоверно передаёт все нюансы записи. Но, повторюсь, я бы аккуратнее относился к подобным сравнениям и более внимательно относился бы к ознакомлению с самим процессом сравнения...

В принципе, график измерения гармонических искажений в какой-то степени подтверждает приведённые Вами комментарии (правда, не представляю, какого уровня должна быть остальная аппаратура, а также уши+мозг, чтобы эти тонкие различия можно было уловить).

Lynx Studio Hilo TB:

RME ADI-2 Pro:

RME ADI-2 DAC:


- 50 дБ +
⇡ в ответ @mishka #
мало сказано про характер :-)

Да это мой грех, я указываю на некую общую сигнатуру, но не мастак историй, как там гитара нопфлера качалась перед носом рецензента и вообще, если вы заметили, не упоминаю никаких приключений музыкального контента в обзоре. Приведенную цитату из rmmedia я видел раньше, но вам уже указали об осторожности к категоричным звуковым суждениям. Можно, конечно "отдаться волне" коллективного фидбека, но самый главный рецензент в конечном итоге - только и только вы.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да причем здесь гитара Нопфлера перед носом, зачем передергивать. Речь же шла совсем не об этом, да и в приведенной мной цитате такого нет, а есть описание этой самой "общей сигнатуры" в сравнении. И те же профи не чураются описаний звука мониторов, цапов, сравнений этих самых сигнатур и прочего. Категоричность же суждений я скорее вижу сейчас у вас с Le_Duk. Но я понял вашу позицию и умолкаю :-)

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @mishka #

нет, вы правы в своем интересе к подробностям

Просто я стараюсь к аккуратности формулировок в публикации, пускай они будут и скупыми. Я же должен отвечать за каждую строку теста.

Если опубликовывать субъективное звуковое сравнение, это считай труд отдельного материала, а не просто переключил туда-сюда как обычно. Это надо снимать клеммы с колонок и с помощью вольтметра добиться одинакового уровня. Даже у родных рме дака и про они разные. Что говорить об остальной технике. А если у одного сигнал можно регулировать, а другого нет? Сравнивать на усилителе мощности либо на входах ресивера с различными положениями ручки громкости. Или кому-то надо прикручивать уровень в софтовом плеере. Насколько это все корректно? Затем следует добиться быстрого переключения между компонентами. Потом отсеять всякие ложные впечатления как у меня было не раз при сравнении разных изданий одного альбома. Бывает же так, что запускается один и тот же массив данных, а кажется что звук другой. В общем ради того, чтобы ответственно заявить, что у линкса больше баса, нужно убить весь день и поясницу до кучи ))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @YG #
Сравнивать на усилителе мощности либо на входах ресивера с различными положениями ручки громкости. Или кому-то надо прикручивать уровень в софтовом плеере. Насколько это все корректно?

А строго говоря практически не встречаются усилители, где от разного положения любого РГ не было бы влияния на звук, ага.

- 50 дБ +
#

Прежде всего, выражаю благодарность Ярославу за отличный тест-обзор не менее отличных и интересных устройств!

В качестве отступления скажу, что очень люблю аппаратуру этой марки - по многим объективным причинам, включая и постоянную поддержку драйверов/прошивок даже очень старых устройств, и все они только благополучно сказываются на стабильности и качестве звука, это вызывает уважение и приятное ощущение заботы о своих клиентах (сегодня, к сожалению, зачастую встречается обратное явление с целью побуждения покупки нового устройства).

Итак, впервые, когда увидел RME ADI-2 Pro, прочитал о нём статью с измерениями, был просто поражён этим аппаратом, однако в нём не хватало пульта д/у и цифровых входов, то есть, с одной стороны, аппарат был (и остаётся) избыточен для бытового применения, а с другой стороны, ещё и недостаточен, то есть, проще говоря, для такой цели он не очень то подходит, и это походило на восторг с привкусом печали... И вот теперь RME выпустил именно то, что нужно требовательному меломану - ADI-2 DAC! По правде говоря, не знаю, чего ещё можно хотеть от такого устройства (ну, разве что, полноценного режима предусилителя при нативном DSD, дополнительного нерегулируемого RCA-выхода для вывода сигнала на другие зоны, ну и, может, ещё AptX сразу в коробке, ну и, пожалуй, исполнения в серебристом цвете, но, естественно, это всё является пожеланиями, а не определяющими факторами)... Можно перестать бесконечно мучиться с выбором интегральников или предусилителей - и выбирать исключительно среди усилителей мощности, что очень выгодно, ну или среди активной акустики с мультиампингом (вопрос с коммутацией при интеграции в ДК в обоих случаях решает механический коммутатор, типа такого, ведь сквозного аналогового входа в ADI-2 DAC нет).

И теперь так получается, что OPPO HA-1 (измерения) за те же деньги больше не нужен - такое впечатление, будто в OPPO предусмотрительно капитулировали, ведь лично я бы эти аппараты вообще не сравнивал бы при выборе, то есть при наличии ADI-2 DAC на рынке HA-1 просто даже не рассматривал бы, да и Fostex (HP-A8 MK2), который не так уж намного дешевле, пожалуй, тоже (хотя последний и имеет несколько собственных достоинств в плане коммутации). Да и в реализации USB-входа к продукции RME лично у меня вообще нет никаких вопросов, то есть этим можно просто не забивать себе голову, ограничившись лишь выбором кабеля нормального качества (фактически отсутствие AES/EBU-входа вряд ли стоит считать недостатком - необходимости во внешнем USB-конвертере здесь просто нет).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Le_Duk #
однако в нём не хватало пульта д/у и цифровых входов

может аналоговых входов?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да нет, я ж про RME ADI-2 Pro там писал - из цифровых входов у него один только USB-B, а аналоговые то на АЦП в нём как раз есть. Аналоговые то в "ДАКе", наверное, не помешали бы, хотя, может, и помешали бы, учитывая сравнение графиков гармоник, что я привёл чуть выше - в целом, они там и не нужны, лучше использовать механический коммутатор, если есть нужда подключения второго источника (со своей регулировкой громкости, само собой).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Le_Duk #

вы ошибаетесь, у про — полный набор цифровых входов — аес, коакс, оптика, юсб

Посмотрите на заднюю панель. Там входы оптики, юсб и гребенки i/o под переходник на входы/выходы коакс и аес.


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да, признаю - не доглядел (хотя, наверное, при первом изучении, может, даже и видел - просто уже забыл). Но всё равно для меня ключевым моментом здесь является отсутствие пульта д/у. ADI-2 DAC для бытового применения подходит куда лучше, а ADI-2 Pro всё-таки больше для профессиональной студии. Правда, был бы и у него пульт д/у, я бы уже задумался - в таком случае полный набор интерфейсов и АЦП высшего уровня для меня были бы весомыми аргументами именно в пользу ADI-2 Pro, ведь спектр применения и личные возможности сразу весьма существенно расширяются... Конечно, остаётся некоторая надежда, что RME реализуют в будущем пульт д/у и для Pro.

- 50 дБ +
#

Вопрос не по звуку, а по функционалу. Если в DAC воткнуты одновременно наушники и мониторы, то легко ли между ними переключаться? Столько девайсов на рынке, а эту элементарную функцию реализовал пока только мой старенький Dr.DAC 3

- 50 дБ +

Сорян, сам нашел ) есть в настройках. Чтож, теперь пожалуй ничто меня не удерживает от покупки

- 53.01 дБ +
#

Интересно, на что способен RME ADI-2 Pro в качестве АЦП, если провести подробный анализ? Можно предположить, что получится лучше, чем просто хорошо... Знакомому едет сейчас аппарат, опциональные блоки и линейные и батарейные у него есть, попробую сравнить что получится. Будущий владелец сравнивал, нашел где-то возможность - по его мнениюADI-2 Pro лучше всего того, что компания делала раньше, и лучше, чем имеющийся у него Lynx Hilo, который выигрывает разве что некоторыми коммутационными моментами, но проигрывает по звуку.

Еще бы с Prism Sound Lyra 2 сравнить, пусть даже там нет поддержки DSD, но как АЦП - интересно.

- 50 дБ +

Как собираетесь сравнивать?

- 50 дБ +

Там видно будет, нужно сначала чтобы все на руках было, а дальше вариантов много. Если есть пожелания - могу принять к сведению.

- 50 дБ +

Была бы возможна общая методика... у меня тоже есть и Hilo и Benchmark ADC1.

Про RME самому интересно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

как ацп он глубже копает чем lynx two, поэтому я его теперь использую для оцифровок и измерений

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Спасибо, попробую если появится возможность. Ротацию фонокорректоров закончу и попробую.

- 50 дБ +
#

Спасибо за обзор!

Меня заинтересовал ADI-2 DAC, но не могу найти ответа на вопрос: можно ли при помощи RCA выходов напрямую подключить к нему усилитель мощности Atoll AM 200 SE и регулировать уровень громкости непосредственно с ЦАПа? Насколько эта идея разумна? Основное применение будет вывод на мощник, вторичное - наушники Audio-Technica ATH-W5000. Насколько сложно будет переключать аппарат с мощника на наушники? Придется ли при этом выдергивать RCA-кабели?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @EKG #

да, можно все конечно

подключение наушников размыкает цепь выхода на усилитель

вы почитайте мануал, там все эти моменты детально освещены

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.