Тест комплекта напольной акустики Copra Hydra: мы сделаем это по-своему

ТEКСТ: Комментарии (57)
73.42 дБ
Тест комплекта напольной акустики Copra Hydra: мы сделаем это по-своему

Давайте вспомним каноны, принятые для акустических систем, стремящихся к заветной «Высокой Верности» — то есть Hi-Fi. Это стремление к так называемому точечному источнику, для чего все динамики располагают поближе друг другу (иногда даже один внутри другого). И если точечный источник практически невозможен, то синфазность — наше все. С этой целью применяются даже регулировки смещения динамиков вдоль оси с помощью микрометрических винтов. Прибавим к этому монолитную неподвижность излучателей... Перечислять можно и дальше. Но вот что интересно — все названные принципы нарушены в акустике Copra. О том и речь.

Физик и одессит Максим Чижов первую известность в аудио получил с созданной им акустикой, использовавшей пульсации ионизированного газа. Эти системы экспонировались на одной из CES в Лас-Вегасе и IFA 2019. Но к серийному выпуску разработка оказалась не готова. Накопленный опыт и новый взгляд на диффузное звуковое поле, по его словам, и вдохновили разработчика на создание акустики Copra.

Почему Copra?

Copra — материал, который получают из волокна кокосовых орехов. И к кокосу акустика Copra имеет непосредственное отношение. В составе системы работает не одна, а целых четыре скорлупы кокоса.

Так может выглядеть Copra

Их применили в качестве корпусов для излучателей средних частот. Матушка-природа сама распорядилась так, что кокос отлично подходит для этой цели. Очень прочная оболочка, да еще и идеальная геометрия (с точки зрения акустики) — немного искаженная сфера. Нетривиальная идея была запатентована — и не зря именно она дала имя всему проекту.

По словам разработчиков Copra, они «влюблены в кокос». Но не все так просто. Во-первых, не всякий кокос подходит для акустики: точнее, как оказалось, в среднем — только один из пятисот. А избранный кокос проходит специальную обработку с применением патентованных ноу-хау, о которых разработчики умалчивают.


Среднечастотный драйвер Copra

Затем в скорлупу кокоса устанавливают компактный, но мощный широкополосный драйвер с неодимовой магнитной системой, дополненной медным кольцом, охлаждаемой двойной голосовой катушкой и анодированным алюминиевым диффузором. Три таких кокоса устанавливаются на гибких гофрированных трубчатых штангах — наподобие тех, на которых часто устанавливают микрофоны в гарнитурах или источники света. Внутри крепления проходит акустический кабель, ну а сам «стержень» — очень жесткая и прочная, хотя и гибкая конструкция.

Твитер аудиосистемы Copra

На таком же подвесе в колонках Copra установлен и ленточный твитер. Выбор типа излучателя обусловлен низкой массой подвижной системы. Это 4-дюймовая усиленная сэндвич-диафрагма, дрожащая в поле мощных неодимовых магнитов. Твитер, по данным разработчиков Copra, был выбран за низкий КНИ и большой запас по частоте — он способен работать до 40 кГц.

Широкая диаграмма по горизонтали и узкая по вертикали, по замыслу авторов Copra, резко уменьшит переотражения от пола и потолка, что важно для звуковой сцены при диффузном звуковом поле. Гибкий подвес твитера позволяет точно «довернуть» его в направлении слушателей, компенсируя любую «разницу в росте» — например, при различных вариантах высоты установки колонок и их прослушивания.

Бетонная основа

Четыре гибкие штанги выходят из корпуса-основы. Можно было бы сказать, «железобетонной основы» — и практически не ошибиться. Корпус основания акустики Copra выполнен из полимербетона. Материал по своим характеристикам близок к керамике, а с акустической точки зрения еще и весьма неплох по резонансным и прочностным характеристикам.

Низкочастотный модуль сделан в форме яйца, поставленного вертикально. Внутренний объем разделен горизонтальной перегородкой. В получившихся верхней и нижней части размещены два низкочастотных драйвера. Нижний динамик работает в пол, используя установочную поверхность в качестве части акустического оформления.

«Нижний» вуфер

Он является нижним и по отыгрываемому диапазону частот — задокументирован низкочастотный предел от 18 Гц. Это 8-дюймовый вуфер с впечатляющей предельной экскурсией в 4 см. Катушка с алюминиевым каркасом и кольцом Фарадея намотана в четыре слоя медного проводника специальной конфигурации.

Естественно, особое внимание уделено подвесам, обеспечившим высокую степень линейности смещения подвижной части, эффективной системе охлаждения и вшитым 84-жильным подводящим проводами — для предотвращения усталости.

«Верхний» вуфер

Второй низкочастотник, работающий в диапазоне 80–450 Гц, направлен вверх, и его звучание также распространяется на 360° через «окна» в верхней части корпуса. Этот динамик получил неодимовую магнитную систему. В нем предусмотрено дополнительное охлаждение 2,5-дюймовой голосовой катушки, намотанной на стеклотекстолитовом каркасе алюминиевым проводом. Диффузор выполнен из целлюлозы высокой жесткости.

Таким образом, по данным разработчиков, с одной стороны обеспечивается мощный и глубокий нижний бас, а с другой — быстрый и детальный верхний бас.

Усилитель у нас свой, и кабели — тоже

О том, как привести в движение все излучатели этой четырехполосной системы, пришлось очень серьезно задуматься. Судите сами: при наличии пассивного кроссовера усилитель должен быть выполнен с серьезным запасом. Для реальных 1 000 Вт в канале — это сколько получится?

Усилитель Copra

И насколько хорошо все это будет работать? Создатели Copra пошли по пути раздельного усиления — по четыре усилителя на канал. По их данным, в усилителях применена глубокая отрицательная обратная связь, реализующая очень точный контроль. 8-кВт импульсный (а сколько бы весил классический трансформаторный?) блок питания получил батарею емкостей, способных практически мгновенно отдать в систему до 150 Дж энергии.

Продолжая тему конденсаторов, добавим, что во всех силовых цепях на каждом из восьми усилителей стоит по пять низкоимпендансных конденсаторов WIMA c реактивным сопротивлением в сотые доли ома. С той же целью снижения сопротивления намоточные элементы, трансформаторы и дроссели намотаны литцендратом. Платы оптимизированы для минимизации взаимных помех и наводок.

Сама схемотехника — гибрид ШИМ и ЧИМ в сочетании с каскадной схемой усиления с очень глубокой обратной связью. Разработчики говорят о сочетании мощности и эффективности цифрового усилителя с детальностью и естественностью аналогового. Соответственно, система готова обрабатывать как цифровой, так и аналоговый сигнал — на борту установлен ЦАП ESS SABRE PRO.

Усилитель Copra, панель коммутации

Внешне усилитель перекликается с дизайном акустики — первыми в глаза бросаются крупные «иллюминаторы» стрелочных индикаторов сигнала. Соответственно, комплектный акустический кабель представляет собой конструкцию из 16 жил из бескислородной меди сечением по 1,5 кв. мм в экранировке.

Wife-фактор, или Как это выглядит?

Как все это выглядит — вопрос, мягко говоря, непраздный. Почти любой продавец акустики может рассказать историю, заканчивающуюся словами «Или я, или эти круглые штуки в квадратном ящике!» Комплект Copra (а мы уже понимаем, что это именно комплект — и никак иначе) выглядит неординарно.

Системы напоминают скорее экзотические (возможно, даже хищные) домашние растения. Черное глянцевое покрытие основания никак не ассоциируется с бетоном, а фактура кокосовых корпусов на гибких штангах дополняет общее впечатление. Важно, что при этом облик Copra никоим образом не является чем-то статичным.

Гибкие штанги излучателей верхних и средних частот позволяют создавать самые разнообразные варианты их взаимного расположения. С одной стороны, здесь возможен чисто эстетический подход. Но нас больше интересует другой вариант — акустический.

И главное: как это звучит?

В ходе бесед с сотрудниками компании — в частности, с главным разработчиком, Максимом Чижовым — удалось узнать об их понимании преимуществ системы. При желании, можно сгруппировать среднечастотные «кокосы» вблизи твитера, получив почти классическую конфигурацию, максимально приближенную к тому самому точечному источнику. Никто не мешает, развернув один из «кокосов» на 180°, получить дипольный эффект — благо, последние играют до 10 кГц.

Важна также возможность «доворота» источников в сторону слушателя. Взаимное позиционирование также может быть использовано для весьма тонкой настройки звучания. Я знаю человека, который несколько месяцев просто искал место для своих напольников относительно задней и боковых стен комнаты. Представляю, что он бы проделывал с Copra!

Что касается критики недостаточно жесткой фиксации источников, авторы Copra утверждают, что резонансы отсутствуют благодаря высокому демпфированию на низких частотах и наоборот — достигнута отличная виброразвязка компонентов системы на средних частотах.

Весь комплект Copra вместе

Прослушать Copra удалось, по крайней мере, в трех акустических ситуациях — во множестве вариантов взаимного расположения источников и, соответственно, изгиба штанг. Поначалу это было очень вытянутое (и, думаю, весьма гулкое) помещение без какой-либо акустической подготовки, где системы стояли на расстоянии около 2 метров от торцевой стены, а слушатели располагались перед ними — в несколько слабо заполненных рядов.

Copra выдала мощный клубный саунд (хотя бы потому, что применялись мощные клубные фонограммы) с отличным, сочным и вкусным панчем. При этом очень неплох был верхне- и среднечастотный диапазон — неожиданно для такого помещения собранный и четкий. Если учесть, что общая площадь была метров 100, то 1 кВт мощности, заявленный для вполне компактных систем, расходовался не зря.

Вторая же площадка позволила реализовать действительно полноразмерное прослушивание. Системы были установлены в специальном акустически подготовленном помещении студии звукозаписи (плавающие полы, акустические ловушки, специальные двери, потолки с непараллельными элементами и прочее). Помещение с нормированной собственной АЧХ и уровнем реверберации позволило хорошо поработать с набором тестовых фонограмм.

Можно сразу начать с выводов: Copra Hydra G.black Glossy Black (серия с гибкими держателями называется «Hydra», а выпускаемая модель черного цвета в глянце — «Glossy Black») — не самый точный акустический прибор. Но один из самых «вкусных».

О неточности Copra можно говорить много, кроме одного: это не та неточность, с которой слушатель упускает часть записанной в студии или на концерте аудиоинформации. Об этом речь не идет. Система отрабатывает аудио в высоком разрешении, в звучании — масса подробностей. Другое дело, что Copra располагает их несколько по-своему — причем каждый раз можно задаваться вопросом, насколько хороша та или иная интерпретация.

Сориентировав один из среднечастотников назад (о геометрических экспериментах с «Гидрой» можно написать отдельную статью), удалось прочувствовать неожиданный воздух в «Black Light» Джона Маклафлина (John McLaughlin). А ведь эта студийная запись кажется на первый взгляд несколько выхолощенной.

Традиционная для всех наших прослушиваний Peer Gynt (Пер Гюнт) «В пещере горного короля» показала всю ожидаемую микродинамику, хотя и без «кристальной» локализации, а особенно — глубины сцены. Но зато мощь финала в сочетании с «воздухом» пауз первых тактов — это было почти как в зале.

«Treat Her Right» Билли Гиббонса (Billy Gibbons) мы задействовали, «чтоб служба медом не казалась». У него там сигнал гитары кое-где, судя по всему, «упирается» в питание — со всеми вытекающими. Некоторые системы на этой фонограмме просто отказываются вести себя адекватно.

Материал, определивший название

Copra отыграла этот зубодробительный трек непринужденно и вальяжно, во всех подробностях, добавив пару новых нюансов, и без напряжения. Классический слеповый «Knock Out» от Band Waggon прозвучал с отличной динамикой и собранностью. Вокал Sinne Eeg в «My Treasure» с одного из Dali CD был очень эмоционален — возможно, чуть больше обычного. А дуэт ударных и фортепиано в проигрыше — просто хорош без замечаний.

Вывод

Звучание Copra можно было бы назвать жанровым, но не в том смысле, что какие-то жанры этой системе противопоказаны. Нет, она всеядна. Просто почти каждый жанр в этом исполнении получает что-то новое. И да, менее всего этой системе свойственна «мониторность». А более всего — пожалуй, артистизм.

Достоинства: артистичность дизайна и звучания, мощность и полнодиапазонность.

Недостатки: также артистичность звучания, порой создающая эффект, отличный от задуманного при записи.

Официальный сайт: Copra Hydra

Цена: 16 100 евро

Паспортные данные

Вес акустики: 38 кг

Высота: 142 см

Вес усилителя: 15 кг

ЦАП: ESS SABRE PRO 32 Bit

Мощность (акустика/усилитель): 2 х 700 Вт/2 х 1 200 Вт

КНИ + шум (1 кГц/90 дБ /1 м): <0,1%/<0,001%

Диапазон (акустика/усилитель): 18 Гц — 40 кГц/10–100 кГц

ТЕГИ:#Copra
73.42 дБ +

Комментарии

#
Мощность (усилитель): 2 х 1 200 Вт

Ого! Так и хочется спросить просить про входящий сетевой кабель в усилитель...

- 50 дБ +
#

ждёшь когда они скажут: Отведите нас к вашему лидеру

- 50 дБ +
#

Реально интересная по дизайну акустика. Мне напоминает головки мака .

Здорово! Молодцы.

- 50 дБ +
#

По - большому счету - это не hifi, это hiend. Причем, наоригиначничали во всем. Сложно высказать свои мотивированные аргументы, когда не только не слышал, но и не видел, не знал о такой системе. Инновация. Дорого.

- 50 дБ +
#

Дизайн усилителя понравился. И стол. А вот чтоб колонки оценить по полной, понадобится псилоцибин ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Психоделики разрушают психику.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Show #

Вид этих АС сам по себе рушит психику, без вспомогательных веществ ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Show #

Смотря для каких целей использовать.

- 50 дБ +
#

А СЧ секции можно и в контрапертуру согнуть.

- 53.01 дБ +
#

Дизайн 5+, что еще надо?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Насчёт "5+" поспорил бы, но это очень субъективная штука. Если именно за оригинальность дизайна, то да, действительно "5+"...))

- 50 дБ +
#

Акустика для копрафилов..

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Papelatz #

Фу! Конечно, названьице еще то, но я воздержался от комментариев по поводу названия.

- 50 дБ +
#

85дБ при 5Вт? Это шутка?? И зачем 1200Вт то дома? И, может, хватит уже безграмотности в переводе, а? Катушка у динамика ЗВУКОВАЯ, и у диффузора ХОД, а не экскурсия. Неужели совсем лень хоть немного поинтересоваться матчастью?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jimmy_E #

Это не перевод.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Термины дословно переведены с английского, как и многие другие, которые употребляются в статьях здесь. Например, тот же "пассивный радиатор". Зачем - непонятно. Дань моде на англицизмы?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jimmy_E #

Не знаю, я не автор.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Jimmy_E #

Да, много чего странного и не стыкующегося.

Указано, что усилитель

по четыре усилителя на канал.

а в характеристиках:

Мощность (усилитель): 2 х 1 200 Вт

Так и не смог понять, какой размер сч головок - совсем крошечные?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jimmy_E #
зачем 1200Вт то дома?

а зачем в сабвуферах зело низкочастотных громкоговорителях усилители по три киловатта? Чтоб глубокий бас из компактных корпусов выжимать

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jimmy_E #

Приветсвую, я автор публикации, думаю, надо ответить. Все верно. Термины, обозначающие детали АС - сплошь взяты из английского. И я чаще всего пишу "голосовая" а не "звуковая" катушка, поскольку, сами знаете, там voice coil, а не sound coil. Это у меня из еще советских книг и справочников - не могу избавиться. Да и не хочу. "Пассивный радиатор" - то же самое, он появился в отечественной терминологии, как ни странно, раньше "пассивного излучателя". То же касается "экскурсии". Словцо очень распространено в автозувке. Там у них сабы, ну, сами знаете. Здесь, кстати, тот же брутальный подход.

В тексте ведь нет неясностей, связанных с терминологией? А применение синонимов никто не отменял. Что касается матчасти, то я поинтересовался... :)

И простите Бога ради, где там про "85дБ при 5Вт"? Это шутка?

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @JZar #

Дык, на фото индикаторов выходной мощности.

- 50 дБ +
#

D&G (дорого и глупо). Интерференция действительно сделат звук клубноконцертным, но вот оно надо?

- 59.03 дБ +
#

Понимаю, что не послушав оценивать не корректно, но здесь, пожалуй, оценю так: не могу найти ни одной причины чтобы захотеть это послушать. Даже при том, что всякое новое я люблю и мне обычно интересно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

А мне очень интересно.

1 Ценник.

2 Конструкция.

3 Украина.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

1. Ценник можно сделать какой угодно. Я вот сейчас спаяю кабель и скажу что он стоит миллион. Но пока его никто за эту сумму не купил миллиона у меня нет, а есть только никому не нужный кабель на руках. Понятно, что упрощаю, но цена не поддержанная рынком равна нулю.

2. Конструкция ну очень вычурная. Если не сказать бредовая. Впрочем, вот тут оговорюсь, не слушал.

3. Страна происхождения лично для меня значения не имеет никакого. Если играет - честь и хвала разработчикам. Если нет - то нет. А откуда ноги - без разницы.

Но вот эти три пункта лично мне очень напомнили некоторые экспонаты, периодически появляющиеся на РосХайЭнде - дорого, вычурно и иногда с нездоровой национальной гордостью, которая никого никогда не красит. Впрочем, что думает на этот счет разработчик Копры я не знаю, и додумывать не стану.

Кстати, все вычурные экземпляры со временем куда-то пропали, долгосрочно никто не задержался.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

👍.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

не только экспаты, таки да, с подобным вот деревом, где шары были оформлены под яблоки, выступал Алекс-аудио лет двадцать назад. Оно наверняка до сих пор украшает офис Янбелявского)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Не, кому-то загнал уже :)) На видео их не видно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

👍.

- 50 дБ +
#

Hallelujah!!!

- 50 дБ +
#

чисто визуально - шикарно выглядят А что до звука - опыта у меня маловато чтоб ставить диагнозы по юзерпику

- 50 дБ +
#

Страшно представить, что такая система сотворит с фазовой характеристикой сигнала.

Похоже на чисто дизайнерский объект.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

Почему только с фазой? Там и с амплитудой будет пила. Все как в клубе на концерте, то есть сколько-то чистый звук только в одной точке у пульта;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

АЧХ тоже.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Вы в безэховой камере слушаете? Нет? Тогда у вас и так пила. А что до фазы - прикиньте разницу во времени между этими кокосами и сравните её со временем до первого отражения

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Если ко всем проблемам, перечисленным вами, добавить еще АС с кривой фазовой характеристикой, то слушать вы будете не музыку, а набор звуков.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #
Страшно представить, что такая система сотворит с фазовой характеристикой сигнала.

а вот такая?

В чём разница - то?

Или вот такая

P.S. Собственно, если кросоверы в ваших колонках более чем первого порядка вопрос о фазе вас совершенно не должен интересовать

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

+100!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

"Собственно, если кросоверы в ваших колонках более чем первого порядка вопрос о фазе вас совершенно не должен интересовать."

Почему? Разьве взаимное расположение динамиков не влияет на фазовые характеристики АС?

Кстати, на первом фото вашего примера динамики в АС расположены так относительно друг друга ИМЕННО ДЛЯ выравнивания фазовой характеристики АС. Так что пример вы привели не самый удачный.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

И они ещё и регулируются.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

ну и кокосы регулируются

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Ну у Уилсон это микрометрический кюч, а кокосы...с линейкой...точно не отрегулируешь. У этих "шлангов" есть и некая степень упругости вероятно :)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #
Кстати, на первом фото вашего примера динамики в АС расположены так относительно друг друга ИМЕННО ДЛЯ выравнивания фазовой характеристики АС. Так что пример вы привели не самый удачный.

C этой целью там предусмотрена возможность двигать отдельные ГГ туда-сюда. Точь в точь как в кокосах, только у кокосов степеней свободы больше и настройки гибче ( причём буквально )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #
Почему? Разьве взаимное расположение динамиков не влияет на фазовые характеристики АС?

влияет. Проблемка в том, что в подавляющем большинстве многоголосных АС с фазой всё становится очень нехорошо ещё до динамиков

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

это не фаза, а фазовая задержка, вы не понимаете предмета

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

плюсанул. Уж если на то пошло, то что на графике называется групповая задержка - gtd

А вот как вы назовёте разницу в фазе сигналов происходящую вследствии того что расстояние между источниками звука и точкой прослушивания различно? Не задержкой часом?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

вы даже не представляете насколько там все тонко, вот вам почитать:

https://parkaudio.ua/line_array_setting/

Шаг влево шаг вправо на сантиметр и получится полная шняга

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Некоторые производители на это по другому смотрят

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Не вижу варианта, где динамики развешены феншую, веселым букетом, ну чтоб в разные стороны подальше друг от друга.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #
динамики развешены феншую, веселым букетом, ну чтоб в разные стороны подальше друг от друга.

а как обстоят дела в случае когда источник звука один ? Для наглядности рассмотрим случай с ну очень широкой диаграммой направленности

Никакой разницы в фазе между прямой и отражённой волнами не возникает?


- 50 дБ +
#

Внешне подойдут разве что для полупустого помещения со специфическим дизайном. Напоминают вина в вычурной упаковке, где про про само вино то и забыли...Хотя конечно не слушая нельзя делать выводы о звуке, но такая мысль наверняка придет в голову многим потенциальным покупателям. С другой стороны, и у таких изделий есть ценители.

- 50 дБ +
#

Если, например, любитель акустики HECO - хекофил, то как назвать любителя этой акустики?)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Смишно :(

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Простите за черный юмор, тяжелые деньки)

- 50 дБ +
#

Хорошая декорация для фильмов по Лему. А вообще этот "языг" с ленточником мне язык монстра из старого фантастического фильма "Враг мой" напоминает. Пугает, честно говоря ))

- 50 дБ +
#

Как там было... Кот Кокос и мышь Гашиш. Для тех у кого денег на кокос хватает и нравится, для таких и продукт. Кокосы, блин. Почему бы страусиные яйца не пользовать в таком же ключе, обработав их укрепителями всякими и утяжелителями. Тоже дорого было бы.

- 50 дБ +
#

А форум стал грамотным. Это радует. Замечено, чем меньше на форуме торгашей, тем больше на форуме графиков и осознано применённых физических терминов. :))))))

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.