Тест акустических систем Yamaha NS-3000: радикальный натурализм

ТEКСТ: Комментарии (27)
77.78 дБ
Тест акустических систем Yamaha NS-3000: радикальный натурализм

Полтора года назад анонс флагманской «пятитысячной» серии Yamaha наделал в аудиофильской среде немало шума. Единственными представленными тогда колонками стали внушительные трехполосники, объединившие ностальгический дизайн с хайэндными техническими решениями. И только теперь на сцену выходят полочники — компактные, но не менее радикальные в плане технологий и материалов.

По ходу рассказа о новых полочниках старшие колонки NS-5000 придется упомянуть не раз. Во-первых, их появление стало своеобразным манифестом — громким заявлением, что знаменитая компания решила возродить производство весьма серьезной домашней акустики. Во-вторых, многие продвинутые конструкторские решения, реализованные в «пятитысячных» моделях, логичным образом перекочевали и к нашим испытуемым.

Абсолютный раритет - реклама других колонок Yamaha NS-3000, разработанных очень много лет назад, но так и не пошедших в массовое производство

Впрочем, внешне NS-3000 выглядят куда менее радикально. Старшие колонки представляют собой крупные широкие кабинеты на низкой подставке — кажется, будто они сошли со страниц хайфайных каталогов 70-х годов прошлого века. Ну а перед нами классические полочники, компоновка которых универсальна и непоколебима, как сам нотный стан.

Ваше благородие

Однако полочники полочникам рознь. Казалось бы, оформление «рояльный лак» сегодня не использует только ленивый, однако в нашем случае качество отделки просто вызывающе совершенно. Это трудно ощутить по фото, но возникает чувство, будто действительно оказался рядом с концертным роялем в зале консерватории. Сама идея прикоснуться пальцами к благородному глянцу, рожденному многими слоями настоящего лака, кажется просто кощунственной.

И даже не потому что очень дорого, а просто раз уж ты не творец, то и инструмент — не твоих рук дело. Инкрустированный металлом знаменитый логотип лишь подчеркивает ассоциации. Кстати, NS-3000 и NS-5000 — единственные домашние колонки, на которых шильдик Yamaha размещен в верхней части фронтальной панели.

Градус возвышенного концертного пафоса немного снижают алюминиевые фланцы, фиксирующие динамики. Их нарочито грубая матовая шлифовка спасает от переизбытка глянца и отлично гармонирует с двумя серебристыми диффузорами весьма нетривиальной конструкции.

Тыловая панель оформлена не менее стильно и солидно

Но прежде чем перейти к обсуждению драйверов, бросим взгляд на тыловую панель. Здесь обнаружился порт фазоинвертора, чья хитрая звездообразная форма призвана бороться с турбулентными призвуками, а также одна пара роскошных терминалов. Их массивные полированные гайки фрезерованы из цельных латунных заготовок и абсолютно идентичны зажимам и в NS-5000, и в новых высококлассных оконечниках М-5000.

Броня крепка

Оба динамика Yamaha NS-3000 получили диффузоры, изготовленные из полимера Zylon. Этот материал был разработан в 80-х годах и с тех пор сумел потеснить кевлар во многих его исконных применениях — от производства бронежилетов до космонавтики. Что не мудрено, ведь прочность на разрыв у него выше в 1,6 раза.

Но в нашем случае куда важнее, что модуль упругости зилона достигает 270 ГПа. Для сравнения: у алюминия 69, у стали 200, а у бериллия 287. То есть при куда меньшем удельном весе он позволяет добиться экстремально низкого уровня паразитных деформаций мембраны динамической головки.

Резиновый подвес явно рассчитан на изрядный ход диффузора

Но есть у чудо-полимера и своя ахиллесова пята — он не устойчив к ультрафиолету. По этой причине, а также для оптимизации изгибных характеристик инженеры Yamaha решили покрыть диффузоры медно-никелевым сплавом — монелем, который наносится на зилоновый «холст» методом вакуумного осаждения. Кстати, прочность и химическая нейтральность монеля таковы, что из него делают тросы минных тральщиков и клапаны для высококлассных медных духовых.

Разработчики особо подчеркивают, что выбор одного и того же материала для диффузоров всех головок позволил добиться высокой тембральной однородности по всему частотному диапазону. Разумеется, технология зилоновых диффузоров достались нашим испытуемым в наследство от флагманской модели.

В заднюю камеру звуковые волны попадают разными путями, чтобы встретиться там в противофазе и стихнуть
Жесткость литых корзин с дополнительными ребрами сомнений не вызывает

Более того, твитер в «трехтысячных» установлен тот же самый, что и в NS-5000. За его 3-см диафрагмой имеется канал, ведущий в акустическую камеру сложной формы. В ней бесследно затухают обратные звуковые волны, обычно отражающиеся от магнитного керна и смазывающие фазовую структуру основного излучения.

Граница раздела между твитером и 16-см СЧ/НЧ-драйвером расположена на частоте 2,8 кГц, причем в фильтре используются компоненты от небезызвестного Mundorf — в частности, емкости MCap SUPREME EVO.

Что касается кабинета, то он, судя по всему, тоже построен по образу и подобию «пятитысячных». То есть стенки выполнены из фанеры белой японской березы с острова Хоккайдо, а физические параметры ящика рассчитаны методом конечных элементов и затем протестированы посредством лазерной интерферометрии.

Помимо ребер жесткости, внутри колонки установлен акустический поглотитель, представляющий собой П-образную трубку/волновод, частично заполненную волокнистым материалом. Такой ход позволяет, с одной стороны, эффективно бороться с внутренними стоячими волнами, а с другой — избавиться от избыточного объема демпфирующих матов в корпусе, а значит, и от лишних потерь в басовой динамике.

Первая высота

Наша тестовая конфигурация была составлена из предусилителя Plinius Kaitaki и оконечника Plinius Р10, а также сетевого и SACD-плеера Technics SL-G700. Так что сетап получился хоть и не полностью японский, но, так сказать, тихоокеанско-островной.

На 8-Омную нагрузку мощник Р10 способен выдавать 200 Вт на канал при скорости нарастания выходного сигнала 50 В/мс. При этом максимальная рекомендованная мощность Yamaha NS-3000 — 120 Вт (6 Ом).

Колонки были установлены на разработанные специально для них опоры SPS-3000. Это внушительные 15-кг стойки с нижней плитой из МДФ и верхней пластиной из 6-мм стали. Приятно, что для надежной фиксации в ней предусмотрена пара отверстий, соответствующих закладным гайкам на нижней поверхности АС.

Конструкция получилась жесткая, прочная и весьма респектабельная на вид, однако высота (64,8 см с шипами) для среднего европейского меломана мне показалась немного заниженной. Во всяком случае, при росте 173 см мне, сидя в обычном кресле, хотелось, чтобы пищалки оказались сантиметров на 5–7 повыше.

Хотя дискомфорт этот был по большому счету визуальным: впечатляющая дисперсия (и горизонтальная, и вертикальная) позволяет вольности в позиционировании. Более радикальный ход — поставить стойки на каменные антирезонансные плиты.

По неофициальным данным, для дополнительного демпфирования в материал нижней опорной плиты добавлены резиновые гранулы

Усредненный импеданс Yamaha NS-3000 составляет 6 Ом при минимуме 4,6 Ом, чувствительность — 87 дБ/2,3 В/1 м. Что касается частотного диапазона, то он обозначен довольно специфично: 39 Гц — 60 кГц при неравномерности -10 дБ.

Провести собственные достоверные измерения (т.е. в безэховой камере, с микрофонами соответствующего класса и т.п.) возможности у меня не было, так что о басовых талантах «трехтысячных» придется судить исключительно по субъективным ощущениям.

Что касается ВЧ, то их потолок однозначно ограничен возможностями человеческого слуха. Чтобы в этом убедиться, особенно вслушиваться не пришлось. Однако обо всем по порядку.

Скорость есть

Yamaha настолько давно не баловала меломанов акустикой поистине высокого класса, что сегодня в массовом сознании бренд ассоциируется в первую очередь с техникой домашнего кинотеатра. Это добротная аппаратура, обладающая завидным соотношением возможностей, параметров и цены, но довольно далекая от ценителей серьезного саунда. Хотя аудиофилы со стажем, как и профи, прекрасно помнят и легендарные студийные мониторы NS-10, и весьма достойную домашнюю линейку SOAVO.

Включив NS-3000, тут же вспоминаешь тот самый звук, который десятилетия назад Yamaha зашифровала в аббревиатуре NS, то есть Natural Sound. В нынешней инкарнации он оказался легок, прозрачен и крайне быстр.

Многие меломаны в общих чертах представляют себе «ямаховский» звук — и «трехтысячные» однозначно следуют устоявшейся музыкальной философии. Но с другой стороны, практически все фамильные качества тут выведены на принципиально более высокий уровень.

Сначала о верхней части диапазона. Я не смог отказать себе в удовольствии открыть прослушивание камерным джазом, ведь рояль и медные духовые для Yamaha — в буквальном смысле слова самые близкие и родные инструменты.

Для начала «Midnight Sugar» — SACD-альбом трио Tsouyoshi Yamamoto. Несмотря на лаконичность музыкальной сцены, она кажется прямо-таки пронизанной искрами, рассыпаемыми тарелками, а потому — неожиданно объемной и широкой. Клавиши Цуеси Ямамото почти осязаемы, на сильных нотах явственно считываются легкие струнные обертона и послезвучия.

Далее пойдет джаз совсем другого урожая и разлива. Потерянный альбом Джона Колтрейна «Both Directions at Once» был записан в 1963 году на четвертьдюймовые моноленты. А дальше исходники ждали своего часа несколько десятилетий, прежде чем были напрямую оцифрованы и сведены в формате 24 бит/192 кГц.

NS-3000 подали запись как удивительную смесь винтажности с обычно не свойственной ей живой микродинамикой и слитной, опять-таки абсолютно осязаемой звуковой фактурой.

Забегая немного вперед, скажу, что колоночки оказались способны без проблем раскрывать многослойные миксы любой сложности. Причем каким-то образом они умудряются при этом не засушить и не расчленить единую музыкальную ткань.

Асимметричный раструб фазоинвертора не только прекрасен внешне, но и эффективно подавляет турбулентные призвуки

Признаюсь, два вышеупомянутых альбома я выбрал не в последнюю очередь из-за плотного, богато артикулированного и щедро прописанного акустического баса. И на нем акустика тоже заставила вспомнить о тонкостях фирменного почерка.

Все в курсе, что в последнее время публика предпочитает басы пожирнее и поувесистее. Но NS-3000 не склонны потакать массовой моде. Они не стараются казаться могучими башнями и уж тем более не пытаются изображать бумбокс.

Тем не менее, в рамках имеющегося объема и акустического оформления низкочастотная основа тут проработана с не меньшей тщательностью, чем другие участки спектра. Мидбас вполне телесен, энергичен и весьма детален.

Такая картина, на мой взгляд, простирается примерно до отметки 50–60 Гц. Придраться к рельефности и тональной разборчивости контрабаса на этом участке вряд ли получится. И, судя по особенной основательности саунда в районе 80–90 Гц, фазоинвертор настроен именно на эту частоту.

На самом деле коннекторы куда крупнее, чем может показаться по фото

Что касается вокального участка, то по исчерпывающей детальности, динамике и микродинамике он, пожалуй, ни в чем не уступает ВЧ. На DSD-релизах Emilie-Claire Barlow голос Эмили был не просто глубок или богат на обертона.

Он оказался легок, светел, жизнерадостен и при этом не оставлял сомнений в аудиофильской точности передачи всех тональных составляющих, включая отчетливые сибилянты. Что характерно — они вовсе не казались жесткими или искусственно акцентированными.

Возможно, дело тут в том, что по уровню вокальный диапазон, особенно в своей верхней части, едва заметно уступает более верхним частотам. Но ровно настолько, чтобы не добавить изысканному вокалисту не свойственной ему пережаренной экспрессии.

Выводы

Ну и на закуску коснемся самого щепетильного вопроса — стоимости. В России, как и во многих других странах, цену NS-3000 Yamaha предпочитает во всеуслышание не объявлять. Кому действительно интересно, тот свяжется с официальным дилером и получит предложение, учитывающее все тонкости желаемого сетапа.

Но, чтобы не быть совсем уж голословным, скажу, что в Австралии «трехтысячные» стоят порядка 13 000 местных долларов, то есть примерно 750 000 рублей. Насколько это дорого для полочников, ставших квинтэссенцией многолетней работы опытнейших саунд-гуру такой харизматичной компании, как Yamaha?

Вопрос философский, требующий как минимум точного понимания, какой характер звука ближе всего именно вашему пониманию музыкальной гармонии. Конечно, в расчет придется взять размеры помещения и абсолютную потребность в адекватном по способностям усилительном тракте.

В любом случае, NS-3000 — система элитарная и отношения к себе требует соответствующего. В том числе и по части музыкального вкуса.

Достоинства: выглядят и звучат как высококлассный музыкальный инструмент. Технологии и инновации действительно работают на конечный результат: высочайшее разрешение на ВЧ и исключительный натурализм вокального диапазона.

Недостатки: не рекомендуется поклонникам жанров, изначально предполагающих смещение тонального баланса вниз, вроде дабстепа. Впрочем, назвать это недостатком сложно — просто колонки на такую музыку не рассчитаны в принципе.

Цена: по запросу

Официальный сайт: Yamaha NS-3000

Паспортные данные

Число полос: 2

Количество динамиков: 2

Акустическая схема: фазоинвертор

Воспроизводимые частоты (-10 дБ): 39 Гц — 60 кГц

Чувствительность: 87 дБ/2,3 В/1 м

Ном. мощность: 60 Вт

Макс. мощность: 120 Вт

Импеданс: 6 Ом (мин. 4,6 Ом)

Габариты (ШхВхГ): 244х394x326 мм

Масса: 13,1 кг (каждая)

ТЕГИ:#Yamaha
77.78 дБ

Комментарии

#

На тылы не плохо пойдут в дк)

50 дБ
#

Не сомневаюсь в компетентности инженеров ямаха, но все же это очень дорого, за эти деньги очень много конкурентов,и они так же на пульсе технического прогресса.

60.79 дБ
⇡ в ответ @Dmitriyivanov #

Это точно - даже те же Wharfedale Elysian 2 (интересно, кстати, мнение автора, тестировавшего их тоже, на этот счёт) стоят примерно в 1,5 раза дешевле, а в эти деньги даже "четвёрки" можно взять...

P.S. Пишу как владелец различной аппаратуры Yamaha, включая АС, и Evo 4.2 от "Варфов" (которые, к слову, между собой довольно хорошо сочетаются). В общем, я вполне могу понять потенциальный интерес к NS-5000, но вот к этому за такие деньги - для меня это было бы как-то странно...

53.01 дБ
#

Спасибо за обзор!

При всем уважении к бренду Yamaha, думаю у нас мало найдется энтузиастов на такие полочники. Если компоненты достаточно часто встречаю в сетапах, то колонки почти никогда. Кстати, то ли в 2018, то ли в 2019 на Moscow Hi-End Show в одной из комнат выставлялся топовый сетап целиком из Ямахи включая колонки. Это был, пожалуй, самый ужасно звучащий сетап на выставке. Дольше минуты слушать было не возможно. Народ выходил, пожимая плечами.

53.01 дБ
⇡ в ответ @seaglance #

И на HiFi&HiEnd Show так же (скорее на MHES их и не было). Такие же впечатления. Раз пять пытался вернуться в комнату Ямахи и не мог там высидеть более пяти минут. То, что эта акустика квинтэссенция мыслей инженеров - спорить не буду. Но мне показалось что это скорее квинтэссенция звукового почерка Ямахи за последние 20 лет. Старая акустика играла много лучше. Хотя...может я был значительно моложе и неопытней:))) Ведь Ямаху я услышал в 1976-м, и сразу NS-1000...


56.02 дБ
⇡ в ответ @bluesevich #

Да, Игорь Анатольевич, я про этот сетап на фото и говорю. Просто лень было писать Hi-Fi&Hi-End, написал только Hi-End)

50 дБ
⇡ в ответ @bluesevich #

Да, на выставке в Екатеринбурге в 2019 году слушал 5000-ные с точно таким же усилением - очень не понравились. Вряд ли 3000 лучше.

56.02 дБ
⇡ в ответ @Gevarra #

Слушал тоже в Екатеринбурге в 2019 был очень разочарован звуком Ямахи.

50 дБ
#

Спасибо. Любопытно.

50 дБ
#

Не пойдут они в России... Здесь уже выросло поколение, которое ассоциирует акустику Ямах только с бухтелками за 150 баксов.

50 дБ
⇡ в ответ @AlexFM #

У современной Ямахи звук очень специфический и даже не самые дешевые их модели 777 с ценой гораздо выше 150 баксов в народе неоднозначно пошли, многие плевались и подолгу не могли их продать, - никому не интересны были. Нет и у меня доверия к ней, по крайней мере к бюджетным усилкам - мой 301-й вонял фенолом два года и никак не выдыхался, малазийский... Быть может те что за 100 тыщ по-лучше, не спорю, но вот колонки современные от нее - те еще темные лошадки.

50 дБ
#
в районе 80–90 Гц, фазоинвертор настроен

Частота настройки ФИ 45 Гц.

По правде сказать, довольно противоречивые впечатления от вида внутренностей.

50 дБ
⇡ в ответ @Wadim #

2,8kHz

«и боже вас сохрани не читайте до обеда советских газет»

50 дБ
#

щас народ как "броится" покупать,да за такую стоимость

50 дБ
⇡ в ответ @kramskoi07 #

Так сколько они стоят то?! Подскажите!

50 дБ
⇡ в ответ @razamanaz #

Так вроде написано же - ориентировочно 750000 рублей.

Но, чтобы не быть совсем уж голословным, скажу, что в Австралии «трехтысячные» стоят порядка 13 000 местных долларов, то есть примерно 750 000 рублей.
50 дБ
#

Благодарю за статью, интересно!

50 дБ
#

В такую цену много достойных конкурентов. непонятно на что рассчитывают уважаемые маркетологи из yamaha.

50 дБ
⇡ в ответ @DoctorWhite #

Рассчитывают на свою, достаточно узкую нишу и свою аудиторию. Объективно понятно, что "ямаховский" стиль, сложившийся далеко не вчера, весьма специфичен. Не всем нравится. Но судя по тому, как развиваются события именно этот стиль звука, весьма самобытный, кстати, и решено сохранить и дать ему продолжение. Да, вещи не для всех точно. Но в принипе сама по себе позиция производителя заслуживает и внимания и уважения. А купит только тот, кому это понравится.

60.79 дБ
#

Я так понимаю они просто яркие, умышленно такими сделаны и настроены, для своих, для японцев, им такое заходит, их восприятие немного отличается. У них и наушники зачастую светлые с подъемом на высоких. Не думаю что они рассчитывают всерьез на наш российский рынок.

50 дБ
⇡ в ответ @Ref #

Про особенное восприятие - скорее миф, чем реальность. Иначе вся техника была бы такой плюс-минус, но она далеко не вся такая, и что-нибудь европейское или американское, точно не "светлое с подъемом на ВЧ" там тоже очень даже продается и покупается.

Вот что не свойственно японской технике в целом - замыленная детальность, нет, разрешение там почти одинаково ценят все производители, и звук как из ящика, прикрытого тряпкой, делать себе не позволяют. А дальше - различий между производителями куда больше, чем общих черт.

57.78 дБ

На мой скромный опыт, слушал только двд и блюрейники от Ямахи и Денона, у Ямахи звук басовый и с небольшим акцентом на ВЧ, но нейтральный- в том плане что "сцена" простая и в целом звук холодный. Денон - более "сладкий", приятный (верха зашлифованы его алгоритмом обработки) и в середине много артистизма- выперта сцена с выкрутасами- звук бегает туда-сюда. У Ямахи сцена строже, не выпирает, холоднее но баса много. Проверял на Ямаховском усилке модель 301, потом его продал, и еще слушал на Винсенте 227-м через Винсента Дак-1 цап... Акустика у меня Динаудио Эмит 30. А еще есть мутанты - самотюнинг из динамиков Сеас на кинотеатральных корпусах (тяжелых и крупных) вышли импедансом в 7 Ом))).

50 дБ
#

вот бы еще тесты на ачх и гармонические искажения

50 дБ
#

87 ДБ. Весьма тугие будут.

50 дБ
⇡ в ответ @USHT #

Скорее средние в этом смысле:

Импеданс: 6 Ом (мин. 4,6 Ом)
50 дБ
#

Интересный материал, но лично я не фанат Ямаха) Мне больше по душе бренд JBL .

50 дБ
#

Вот тут писали :

"На 8-Омную нагрузку мощник Р10 способен выдавать 200 Вт на канал при скорости нарастания выходного сигнала 50 В/мс"

а про Одиссей 010 что то писали, что у него скорость нарастания сигнала 50В/мкс что в 1000 раз быстрее.

50 дБ
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.