Компания Naim в прошлом году выпустила модернизированные версии интегрированных усилителей серий XS и Classic, а именно, модели Nait XS 3 и Supernait 3. Цифры «3» в наименованиях говорят о том, что они представляют третье поколение соответствующих компонентов. Внешне они практически не отличаются от своих предшественников, но за шесть лет, прошедших с момента их появления на свет, научно-исследовательский отдел компании нашел ряд решений, способных улучшить их звучание. С впечатлениями от обновленного Naim Nait XS 3 можно ознакомится здесь, а теперь пришел черед протестировать Naim Supernait 3.

У всех Hi-Fi-компаний, производящих более или менее массовую, а не штучную продукцию, в ассортименте присутствуют линейки, ориентированные на различные ценовые сегменты. Это утверждение справедливо и для Naim. А сделать так, чтобы покупатель с кошельком любой толщины остался доволен своим приобретением — большое искусство, которым британская фирма, надо признать, хорошо владеет.

Обе модели получили примерно одинаковый объем новаций, главные из которых — встроенный MM-фонокорректор и оптимизация схем, позволившая более чем вдвое повысить скорость реакции выходных каскадов. Однако разница в ценах у старшего интегрированного усилителя Naim и модели Nait XS 3 довольно существенная. За что же предлагается покупателю Supernait 3 заплатить примерно на две сотни тысяч рублей больше?

Если коротко, то за еще лучшее звучание, которое обеспечивается дополнительной заботой о чистоте сигнала и его энергетической поддержке. Первая реализуется за счет использования для всех предусилительных каскадов модулей DR 24 B, предоставляющих более качественное питание на основе фирменной технологии дискретных регуляторов, а также комплексом мер для повышения виброзащиты и термической стабильности в сигнальном тракте. А вторая обусловлена применением в блоке питания более массивного и крупного, чем у младшего усилителя, тороидального трансформатора.

Что-то теряет, а что-то находит

Интересно, что усилитель Supernait первой версии, выпущенный в 2007 году, был оснащен встроенным ЦАП и имел, соответственно, входы для цифровых сигналов, в том числе и для MP3 на передней панели, что сегодня представляется совершенно несерьезным для аппарата такого класса и цены. Во второй версии в Naim от него отказались, сославшись на появление в ассортименте компании компонентных ЦАП и сетевых плееров. При этом исключение из конструкции цифровых контуров естественным образом способствовало столь чтимой ее разработчиками чистоте сигнала, а кроме того, надо полагать, уже тогда стало понятно, что за цифровыми технологиями не угонишься, а аппаратура High-End-класса не должна устаревать морально на протяжении десятков лет.

Тем не менее, в Naim не удержались от встраивания в усилители с индексом «3» MM-фонокорректоров, признавая тем самым долгосрочность моды на винил и вневременной характер этой технологии. И все же в компании не пошли на его оснащение более требовательными к степени защиты от наводок и шумов контурами, предназначенными для работы с гораздо более слабыми сигналами с MC-картриджей.

А еще Supernait 3, также как и Nait XS 3, располагает схемой усиления класса A для наушников с 6,3-миллиметровым разъемом для подключения на передней панели.

Заглушка на DIN-разъемах скрывает под собой выход с предусилителя и вход усилителя мощности. Ее следует снимать только в случае использования дополнительного источника питания или внешнего предусилителя, сигнал с которого подается на вход блока усиления мощности Supernait 3
Служебный USB-порт предназначен для обновления прошивки. Переключатель AV Bypass следует перевести в положение On, если усилитель используется в системе ДК, а громкостью управляет AV-процессор

Кроме того сзади у него имеется внушительная батарея RCA- и DIN-разъемов, позволяющих подключить к нему четыре аналоговых источника, проигрыватель винила, подать сигнал с выхода предусилителя на сабвуфер. Какие-то DIN-входы дублируют более традиционные RCA, остальные же позволяют организовать менее стандартные подсоединения других компонентов Naim, таких как внешний источник питания или усилитель мощности.

Тонкий подход и масштабное представление

Тестирование проходило в московском салоне InSound. Источником сигнала для Supernait 3 был сетевой плеер Naim NDX 2 из той же линейки Classic, к которой относится и усилитель, подключенный кабелем Tellurium Q Black Diamond DIN. Музыкальный контент в Hi-Res-форматах, в том числе и в DSD, поступал с NAS-сервера. Акустика была представлена полочниками Totem Acoustic Signature One и напольными колонками Gato Audio FM-30. Менее масштабные произведения достались первым, крупные формы — вторым, но только из моего желания получить максимум впечатлений и удовольствия от прослушивания.

Naim Supernait 3 отлично управлялся с обеими парами АС, демонстрируя высокую детальность, тонкую проработку малейших изменений динамики, а также огромный размах всей ее шкалы; он формировал достоверно структурированную объемную сцену с отменно сфокусированными на ней звуковыми образами, а подача музыки отличалась выразительностью и естественностью.

Изысканные джазовые интерпретации классики с альбома «Baroque Favorites» в исполнении трио Ж. Лусье порадовали особой выделкой мелодических линий и четкостью ритмов. Каждая нота рояля благодаря тембральной насыщенности, казалось, наделена индивидуальностью; контрабас буквально материализовывался в пространстве и выдавал глубочайший весомый бас, наделенный при этом совершенно отчетливыми струнными текстурами; удары барабанов были настолько упруги, что ощущались телом, а другие проявления перкуссии, в частности звон тарелок, отличались легкостью, подробностью и разнообразием.

Передняя панель лаконична и узнаваема. Кнопки и круглые ручки обеспечивают базовые операции управления работой, однако усилитель имеет также несколько программируемых функций и отличается определенными особенностями при эксплуатации

Когда Луи Армстронг и Элла Фицджеральд пели знаменитую «Summertime», композицию Дж. Гершвина из оперы «Порги и Бесс», создавалось впечатление, что ты перенесся в знойное марево американского Юга. Ленивый ритм убаюкивал, но в то же время заставлял покачиваться ему в такт; труба задавала тему, а затем в повествование вступал хриплый, но исключительно выразительный голос Луи, а к нему присоединялся медовый, текучий и совершенно неповторимый вокал Эллы.

Артикуляция отменная, фокусировка на масштабной сцене обеспечивала эффект присутствия, малейшие изменения динамики передавались очень точно, поэтому композиция настолько вовлекала в себя, что просто не хотелось, чтобы она заканчивалась. При этом характерное «шипение» старой записи хоть и явственно присутствовало, но совершенно не мешало получать удовольствие от таланта артистов и техники, которая его доставляла.

Для прослушивания симфонической музыки больше подходят напольники Gato Audio FM-30, с которыми Supernait 3 также проявил себя в лучшем виде. «Адажио» Т. Альбинони в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Г. фон Караяна начинается с глубоких вздохов органа, передача которых не вызвала ни малейших затруднений у аудиотракта — бас насыщенный, весомый и детальный. При желании можно проследить за игрой всех отдельных солирующих инструментов и групп оркестра, но эмоциональная составляющая музыки настолько захватывала, что этого делать просто не хотелось.

Резкие перепады динамики, смена ритмов, перекличка инструментов, напротив, заставляли с интересом отслеживать все тематические и сюжетные повороты в «Ночи на Лысой горе» М. Мусоргского в исполнении оркестра под управлением В. Гергиева. Здесь особо обращала на себя внимание микродинамика: заключительная часть звучала еле слышно, но ничто не ускользнуло от внимания, и при этом совсем не надо было напрягать слух.

Жанровых предпочтений не наблюдалось ни с одной парой колонок — любой альбом воспроизводился качественно. Однако дотошное отношение к делу приводило к тому, что какие-то записи классики не так уж впечатляли — артисты недотягивали.

Думается, что всякая талантливая музыка с Supernait 3 будет доставлять удовольствие — кому какая нравится. Одноименная баллада из альбома «Brothers in Arms» группы Dire Straits поразила душевностью вокала Марка Нопфлера, отдаленными раскатами грома в начале, не слишком похожими на настоящие, поскольку благодаря точности системы в них угадывалось настоящее происхождение, а «Money for Nothing» — быстрым, хлестким ритмом.

Навороченные композиции группы Muse с альбома «Black Holes and Revelations» доставили массу удовольствия могучими, заполняющими всю комнату ритмами, масштабными взлетами динамики, четкой прорисовкой всех линий, их переплетениями и неожиданными акустическими эффектами.

Вывод

Naim Supernait 3 — отличный усилитель, наделенный двумя замечательными свойствами: высокой информативностью звучания и способностью доносить все заложенные в музыку эмоции. В составе системы, составленной из компонентов соответствующего его уровню класса, он неизменно будет доставлять удовольствие, как любителям сложных произведений, требующих глубокого погружения в них, так и тем, для кого важен напор, драйв и ритм. Будучи готовым к разнообразию подключенных источников, он способен радовать владельца на протяжении многих лет, при этом повысить качество его звучания тоже легко — достаточно приобрести внешний фирменный источник питания.

Эмоциональное и в то же время точное и детальное звучание; масштабность сцены и глубокий текстурный бас; микродинамика и размах динамической шкалы; фирменный дизайн; возможность апгрейда

Ничего существенного

Naim Supernait 3

426 900 рублей

Выходная мощность 2х80 Вт (на 8 Ом), 2х130 Вт (на 4 Ом)

Линейные входы 4 RCA, 4 DIN,

Вход на MM-фонокорректор Да, RCA

Вход на усилитель мощности Да, DIN

Линейные выходы (регулируемые) С предусилителя DIN, Bi-Amp DIN, 2 на сабвуфер RCA

Линейные выходы (фиксированные) AV (DIN), Stream (DIN)

Выход на наушники Да, 6,35 мм

Габариты 9х43х31 см

Вес 14 кг