Эксперименты Александра Понятова (Ampex): от многодорожечной записи до первого видеомагнитофона

ТEКСТ: Комментарии (23)
77.78 дБ
Эксперименты Александра Понятова (Ampex): от многодорожечной записи до первого видеомагнитофона

Над отечественными самоделкинами у нас любят посмеяться, а напрасно. В иных условиях «белые вороны» становятся технокутюрье, которым выражают почтение самые влиятельные лица медиаиндустрии.

Участь «белой вороны» для Александра Понятова была предрешена буквально. Белогвардеец, родом из зажиточной купеческой семьи, — с такой биографией советские граждане сидели тихо до самой смерти. Говорят, потом мистер Poniatoff скучал по родине, велел высаживать березки возле офиса, но в 1920-м году было не до сантиментов. После долгого противоборства большевики одержали свою победу, и 28-летнему колчаковцу пришлось спасаться бегством в Китай. В отличие от западных, восточные диаспоры бывших подданных Российской империи 20-30-х годов вообще плохо изучены. Вот, например, чем занимался Юл Бриннер в Харбине

Изначально Понятов планировал двинуть в США, но в итоге провел в Китае целых семь лет. Старые документы не сохранились, да и средств на путешествия не было. Однако пригодился опыт учебы в трех вузах: Казанском университете, Московском Императорском колледже и техническом колледже в немецком Карлсруе. В Шанхае Понятов устроился в местную компанию Power, занимающуюся электрооборудованием. Многолетний стаж позволил собрать 2000 долларов на дорогу и рекомендательные письма, а Лига Наций в 1927-м, наконец, стала выдавать беженцам паспорта. 

В США Александр Понятов продолжил работу по специальности, хоть и начинал с небольших должностей. Но это были ведущие компании страны: General Electric, Pacific Gas and Electric и Dalmo-Victor Westinghouse. В последней удалось скопить стартовый капитал для собственного бизнеса. Помогала-таки крепкая хозяйская закваска Александра Матвеевича! Разумеется, он не был классическим Левшой — изобретателем-одиночкой не от мира сего. Это был толковый, цепкий инженер и организатор, который хорошо разбирался в людях, умел подобрать команду. Например, тот самый Рэй Долби начинал свою карьеру именно в Ampex. 

Шла Вторая мировая война, и американское правительство не скупилось на заказы. Новая фирма Ampex была названа по инициалам основателя — Александр Матвеевич Понятов (Alexander M. Poniatoff Excellence) — и первоначально занималась все тем же электроборудованием для милитаристских нужд: генераторы, приводы, навигация. Но любая война рано или поздно заканчивается, и нужно было искать новые области сбыта. 

После разгрома Германии победители, СССР и США, основательно покопались в работах немецких специалистов. И не только космические и ядерные технологии отправились на новые квартиры. В поле зрения Понятова попал магнитофон AEG-Telefunken, чье производство началось еще в 30-х. На этом, несколько доработанном трофее демонстрировал фонограммы Джек Маллин — аудиофил-инженер. Пытаясь заинтересовать местных боссов, он имитировал живое выступление музыкантов и показывал в конце магнитофон за занавеской. Крупные игроки вроде RCA (кстати, тоже основанная соотечественником Давидом Сарновым) тогда проглядели потенциал магнитной записи и сосредоточились на грампластинках. Понятов принял решение заниматься магнитофонами, а финансовую руку помощи протянул Бинг Кросби.

Бинг Кросби любил технические новинки

До сих пор все музыкальные выступления по радио исполнялись вживую. Знаменитому певцу, который также вел радиошоу, совсем не нравилась атмосфера прямого эфира. Именно он воодушевился новинкой и сделал инвестицию в размере 50 тысяч долларов, а Джек Маллин пополнил маленькую команду Ampex. В то время это было 6 человек, включая самого Понятова. Пройдет не так много времени, и персонал Ampex будет исчисляться тысячами. 

Первая модель магнитофона Ampex-200 в 1948 году стоила не вялых 4 тысячи долларов. Это было дороже среднего автомобиля. Но после первых выступлений Кросби, будущее магнитного носителя стало очевидным. Причем не только для радиостанций, но и в других областях — от телеметрии до вычислительной техники. А профессиональные студии стали входить во вкус монтажа и многодорожечной записи, которую предложил Ampex в 1954 году. 

Но пионеров магнитной записи уже волновал следующий рубеж. После войны во многих домах появились телевизоры, стремительно развивались трансляционные сети. Репортажи, концерты, и прочая хроника — раньше все переносилось кинорегистраторами на пленку, что подразумевало определенную многочасовую процедуру: проявка, сушка и т.д. На конференции NARTB (Ассоциации телерадиовещания) рассказ о новых технологиях вице-президента CBS Уильяма Лоджа воспринимался как обычно — разговоры в зале, кто-то пришел, кто-то ушел. Но вдруг речь закончилась и на мониторах возникло изображение записи оратора с той же самой речью. Народ повскакивал с мест — мгновенная видеозапись! За занавеской оказался видеомагнитофон Ampex VRX-1000: они провернули тот же фокус, что и с трофейным «телефункеном» десять лет назад!

Не только Понятов и его команда собирались пристроить магнитофон под нужды видеозаписи. RCA, BBC и другие могущественные конкуренты экспериментировали на эту тему. Но только в Ampex догадались преодолеть одно очень важное техническое ограничение. С 1953 года в США работает хорошо нам известный стандарт NTSC. Фиксация и передача видео требует в сотни раз большей полосы пропускания частот. Это значит, что скорость дорожки относительно магнитной головки должна быть совершенно сумасшедшей — до 40-50 метров в секунду: такой агрегат было невозможно эксплуатировать.

Специалисты Ampex предложили поперечно-строчную запись на 2-дюймовую ленту блоком из четырех вращающихся головок. Каждая из них чертила в магнитном слое риску, содержащую 16 строк телесигнала. При этом сохранялись 38 см/с линейной протяжки ленты, но скорость нанесения поперечной риски при этом достигала требуемых 40 метров в секунду. Новый формат видеозаписи получил название Q и был в профессиональном употреблении от NASA до локальных телестудий около двух десятков лет.

В 1959 году Ampex VRX-1000 демонстрировали на выставке США в Сокольниках. Генсеку Хрущеву сказать было особо нечего, поэтому он включил режим шукшинского героя из рассказа «Срезал» и просто троллил будущего президента Ричарда Никсона. Американцы в долгу не остались и подарили на память видеозапись беседы, которую было не на чем воспроизводить.

60-е годы — период всемирного признания Ampex благодаря новым функциям электронного монтажа; поскольку в первых моделях обходились микроскопом с ножницами. Ampex HS-100 появился в 1967 году и имел возможность замедленного воспроизведения, что качественно изменило концепцию спортивных мероприятий и индустрию рекламы. Тогда же была выпущена переносная модель VR-3000, оцененная репортажниками. Как и ксерокопирование, видеозапись тогда называли «ампексированием».


Переносной видеорекордер Ampex VR-3000

Цены на технику Ampex измерялись десятками тысяч (еще тех!) долларов за единицу, но экономически это было даже выгодно. Представьте типичную задачу трансляции передачи с восточного побережья в другом часовом поясе. Раньше час кинопленки с проявкой обходился телестудии в 3000 долларов, а теперь можно было использовать катушки Ampex за 300 баксов, причем многократно.

В конце концов, в Ampex начали выпускать относительно недорогие компоненты и для обычных пользователей. Но в 70-х бытовой рынок пришлось уступить Sony и JVC, которые и так, скрипя зубами, вместе с остальными гигантами электроники выплачивали различные патентные отчисления Ampex даже после ухода компании с рынка. 

Следующим аккордом компании были разработки системы видеографики и спецэффектов. К тому времени Понятов, который разменял девятый десяток, в инвалидной коляске, все также ездил на работу. В 1974 году его навестила советская делегация, но на родину он так и не съездил, слишком большими оказались противоречия между двумя странами. Старые обиды плохо забываются; Набоков например, вообще не верил в полет Гагарина, считал «потемкинской деревней». Александр Матвеевич тяготился ситуацией, у него даже не было наследников, кому можно было передать бизнес. И все-таки это была головокружительная карьера: Понятов умер в 1980 году в возрасте 88-и лет абсолютным авторитетом. Его компания пережила его, занимаясь цифровыми накопителями и в 2005 году получила 12-ю премию «Эмми» за исторический вклад в цветную видеозапись с замедленной скоростью. Остались имя, память, патенты и отличная техника, которую ценят все профессионалы.

77.78 дБ +

Комментарии

#
Американцы в долгу не остались и подарили на память видеозапись беседы, которую было не на чем воспроизводить

:-)))

- 56.02 дБ +
#

Спасибо за статью!

- 50 дБ +
#

Статья замечательная, но по моему я ее читал в бумажном варианте журнала.

Над отечественными самоделкинами у нас любят посмеяться, а напрасно. 

Самоделкины то где? Это явно непризнанный на родине гений, который нашел себя в США. Таких миллионы в истории страны. Почему бы это, да? Потому что читаешь как в СССР гнобили науку и космонавтику, не давали прохода потенциальным нобелевским лауреатам, иногда реально просто больно становится. В результате и у себя опаздывали внедрить, и премии-рекорды забирали зарубежные ученые-космонавты. Про наши дни я молчу, некого и нечего гнобить стало. Вот реальные самоделкины нашего отечества почти все горят негаснущим желанием изобрести Самый Крутой Усилитель Всех Времен за миллион рублей штука, надеясь, что именно его оценят, и где-то за рубежом сидит уже готовый меценат с лишними деньгами, охотно пожелающий вложиться в изделие века без вопросов. И у изобретателя сразу будет 100 миллионов, 1000 миллионов. На большее фантазии не хватает, а говорить им то, что усилителей разных типов и за разные деньги наделано больше, чем звезд на небе видно, совершенно бесперспективно. Это надо головой думать, рынок изучать, а не трепаться про правильный звук.  

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Это не совсем "непризнанный на родине гений", это скорее просто хороший инженер, а точнее на момент эмиграции начинающий инженер с хорошими мозгами, который решил что ему не по пути с большевиками и покинул страну по политическим мотивам. Ну а то, что в США он смог построить хороший бизнес и сделать много полезного - это уже совсем другая история, коими собственно США и привлекательны для любого предприимчивого человека с мозгами. 

- 61.46 дБ +
#

Ярослав, спасибо огромное за столь интересный материал. Вас всегда увлекательно читать. 

Всех с наступающим!!!

- 60 дБ +
#

"В 1959 году Ampex VRX-1000 демонстрировали на выставке США в Сокольниках. Генсеку Хрущеву сказать было особо нечего". Ну да, в 45-м закончилась война, в 57-м СССР запустил спутник, потом слетала Лайка, через два года полетит Гагарин... а тут раз - целый магнитофон от США. Ну, Хрущёв, конечно, и присел.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

конечно присел,

он же, в отличие от вас, в 59-м году в США побывал и вернулся под большим впечатлением: пластиковые покрытия на столах без вонючих скатерок, кафетерии самообслуживания, универсамы, камеры хранения - все это в СССР появилось после визита Хрущева в США.

для нормальных людей это более важные достижения, чем сожженная Лайка, которую вообще никто не собирался возвращать на Землю.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Так я и говорю, в 57-м году все "нормальные люди" выходили ночью на улицу и искали в небе советский спутник. А как раз в 1959 году советская станция "Луна-2" впервые в мире достигла поверхности Луны. И вот на фоне всего этого - столы без скатерти и магнитофон. Магнитофон! Конечно Хрущёву нечем крыть было :))

- 40 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

У меня нет сантиментов к показушным проектам, ради которых все должны годами сидеть без магнитофонов и самого элементарного в быту. Как-то унизительно так жить ради того, чтоб какой-то дурак на другом континенте ночью на улицу вышел "бип-бип" посмотреть.

И еще я знаю, что следующей строкой вы скажете, что так дружно и славно жили, что дверей не закрывали.

А я думаю, потому что брать было нечего, вот и не закрывали.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #


Ну, вот опять. Я же не спорю. Конечно, полёт человека в космос, это просто какая-то технологическая фигня по сравнению с магнитофоном. Хрущёва американские врачи, наверно, откачали, наши бы не смогли. p.s. Нет, ну не любите вы СССР, ненавидите коммунизм и т.д., это можно понять, но надо же как-то и вовремя останавливаться. Вот зачем придумывать очевидные глупости про какой-то конфуз Хрущёва? Только представьте себе Хрущёва в 1959 году. 14 лет как закончилась война, а у него уже есть первый в мире спутник, «Луна-2» на поверхности Луны и вот-вот человек будет в космосе. Это совершенно фантастический прорыв. Да он же триумфатор, победитель, ну каким, прости господи, магнитофоном его можно было напугать. Как говорится в одной известной комедии: «Оно конечно, Александр Понятов Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» :) p.p.s. Ну и про чудесно-пафосное «у меня нет сантиментов». Вы меня, конечно, извините, но это никому кроме вашей жены не интересно :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

Никакие спутники и ракеты, да хоть полет за пределы солнечной системы, если бы такой случился, не перекрывают тоталитарной гадости во всех ее проявлениях. Мухи отдельно, котлеты отдельно.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

ну про мой пафос это как мимо, я же мещанин, просто пожимаю плечами. пафосное это как раз ваши поговорочки жжистов нулевых «прости господи» и комиксовое упоение луноходами.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

«Мухи отдельно, котлеты отдельно». Так я о том же. Написал хорошую статью про хорошего человека и зачем-то приплёл туда несуществующий конфуз Хрущёва. Зачем мешать политику с магнитофоном?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ну да, ну да, конечно мимо. Зато меня зачислить в клуб любителей Хрущёва и ещё в какие-то «жжисты», это запросто :) p.s. Никогда не интересовался луноходами, но чем упоение этими штуками хуже упоения магнитофонами? Разве что у луноходов другой технологический уровень, космический, не всем понятный :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

А зачем вы боитесь спокойно признать факт истории успеха конкретного человека, которому при самом благополучном стечении обстоятельств светило пить компот в шарашке под присмотром?

И если вы собрались меряться с США крутизной, не забывайте добавлять и цену этой крутизне, в том числе и сломанной следаком челюсти Королева, из-за которой ему не смогли нормально сделать интубацию во время операции. Не забывайте об этом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

На той выставке не только магнитофоны были...Советские граждане выходили с этой выставки пришибленными,в шоковом состоянии.Для таких как вы величие страны измеряется танками и ракетами,а не достойной и сытой жизнью ее граждан.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да шарашки еще дожить было надо,думаю его шлепнули бы еще в 20 е годы

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @NikolaNR #

я ж и говорю - шарашка при самом-самом благоприятном стечении обстоятельств

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

«вы боитесь спокойно признать факт истории успеха конкретного человека», «вы собрались меряться с США крутизной», - блин, такое ощущение, что разговариваю с сумасшедшими. Ну откуда вы всё это берёте? Ведь я просто обратил внимание на то, что вы к истории о конкретном хорошем и успешном человеке зачем-то приплели из пальца высосанный конфуз конкретного Хрущёва, которого по понятным историческим причинам никаким магнитофоном в этот момент «срезать» было невозможно. Посмотрите, сколько вы про меня тут нагородили и каких только не навешали ярлыков, я уже и тоталитарист, и жжист (кто это?!), и любитель танков, ракет и луноходов. Ну и чем вы сами от ненавистных вам большевиков отличаетесь? Прямо как у Довлатова: «- Не пойду к ... Какой-то он советский. - Он?! Советский?!! – Ну, антисоветский - какая разница». Оставьте уже политику и космос в покое. Копайтесь лучше в любимых мухах магнитофонах нам на радость.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

Слушайте, ну это странно. Это же вы явились сюда поучить меня. Я же не читаю вам лекций на вашей странице. Я даже знать не знаю, где она, ваша страница. Понимаете разницу?

Что касается Хрущева, его окружения и остальных граждан, то историческая логика как раз наглядно демонстрирует мою правоту. Никакие утопические догматы и атомные ледоколы не изменили африканский уровень бытования на этих территориях. Он был таким же африканским и во времена хруста французской булки, к которым я тоже отношусь без сантиментов. Большевики просто инвертировали фазу апартеида, мстя бывшим колонизаторам. Так или иначе, но при любой власти большинство справляло нужду на улице. Бытие определяет сознание - учил Маркс. Поэтому после такого опыта Хрущева, как и остальных крестьянских детей СССР, удивить какими-то западными удобствами было несложно. Поэтому чуть позже население как истинные белые негры радостно всё сдали в обмен на жвачки, баночное пиво, джинсы и да-да vhs-магнитофоны. Нынешняя власть и пропаганда РФ в этом плане, кстати, более циничная, но и цепкая - в политику не пускает, но, зная слабости граждан, дает им поляну для мещанского маневра в обмен на лояльность.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Большевики, апартеид, колонизаторы и ледоколы – «всё смешалось в доме Облонских», а когда-то это был сайт стерео.ру :)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

вы сами начали с того, что попытались потроллить меня вне тематики стерео.ру - перечитайте собственные комментарии

ну и потом странно думать, что взрослых людей здесь должна заботить исключительно аудиотехника и не может быть точки зрения на историю и общественные отношения.

ну не нравится такое читать, что я могу сказать? страдайте, Viktorovich, как страдаете от (впервые заглянул в ваш профиль) от "металла, бардов, попсы, рэпа, а так же smooth, chillout, lounge, ambient и прочего фонового мусора".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

По-моему, страдаете тут только вы. Нельзя так возбуждаться по поводу любого критического замечания :)

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.