Месяц с трифоником: расстановка, моды, графики

ТEКСТ: Комментарии (43)
78.92 дБ
Месяц с трифоником: расстановка, моды, графики

Уже больше месяца прошло с тех пор, как в мой домашний стереосетап проник сабвуфер. Прослушано множество композиций, проведено много сравнений, и — да, мое мнение утвердилось: сабвуферу быть! Но на протяжении этого времени, по результатам прослушивания, все-таки произошло несколько изменений в настройке трифоника, о которых и пойдет рассказ в этой статье.

Подключение сабвуфера

Припоминаю ту бурю негодований по поводу способа, которым я подключил сабвуфер по высокому уровню — был задействован только один канал усилителя. Повторю: после тщательного сравнения (для себя ведь делается!) того варианта, когда к сабвуферу подключен один канал усилителя, с тем случаем, когда задействованы оба канала — разницу обнаружить не удалось.

Но через какое-то время мне попался трек из разряда «жуткая электронщина», где неимоверным способом прописана басовая партия. Слушая, как бас перескакивает из левого канала в правый и обратно, я заметил некий дисбаланс. Хотя его можно было и принять за «задумку звукорежиссера», было принято решение подключить второй канал усилителя к сабу и прослушать еще раз. Тогда бас стал более гармоничным и сбалансированным.

Вот таким образом один из тысяч прослушанных треков изменил подключение сабвуфера к усилителю. Опыт рано или поздно вносит свои коррективы в любые начинания.

С треками в избранных плейлистах никаких изменений не произошло — бас остался таким же собранным и полноценным.

Уровень громкости сабвуфера относительно АС

Обладая приличным запасом свободного времени, мне также удалось изучить особенности личного восприятия звука — и баса, в частности. Обнаружил следующую тенденцию (думаю, это достаточно распространенное явление): послушав какое-то время музыку с изрядным количеством баса в самой системе, при следующем понижении уровня баса получаешь впечатление, что теперь его недостаточно.

Напомню: изначально уровень гейна на сабвуфере был установлен примерно на «пол-первого» — то есть немного более половины от общего хода регулятора гейна. После нескольких подходов к прослушиванию — в основном, на начальном их этапе — я время от времени понижал уровень громкости саба, так как создавалось впечатление, что баса все-таки много.

В конце концов, таким способом было найдено положение регулятора гейна примерно на «половину одиннадцатого». Когда в течении нескольких дней я заметил, что желание уменьшить количество баса больше не возникает — решил сделать импровизированный замер АЧХ.

В своем восприятии звука я уверен, как никто другой. Но в нашем дружном коллективе встречаются товарищи, девиз которых «слух — ничто, графики — все!».

Кстати, по этому поводу есть еще одна теория: ведь наблюдение инженером радиоприборостроения графика АЧХ (или любого другого графика — зависит от личных предпочтений) — то же самое, что томный взгляд аудиофила на красивый новый кабель или иное устройство. И в первом, и во втором случае человек получает дополнительную визуальную информацию, которая так или иначе может в конечном итоге внести свои коррективы в восприятие звука.

И если аудиофилу не понравилось, как звучит его новая игрушка, то он просто продает/дарит ее и покупает новую. Но как быть в случае с инженером? Если график в деталях отразил техническое совершенство определенного устройства, но звук при этом, согласно личному восприятию, «ни в какие ворота»? Как поступают инженеры в этом случае?

Заканчивая это небольшое лирическое отступление, визуализирую все-таки график, который удалось добыть.

Можем наблюдать, что график, сделанный в точке прослушивания на розовом шуме, имеет довольно спокойный характер (пик на 10 кГц не в счет — он паразитный). Смею заявить, что на слух общее звучание системы воспринимается так же ровно. Но, конечно, специфика звучания трифоника при этом сохранена: бас воспринимается в том числе и тактильно. Подробнее об этом — в следующей части статьи.

Новое место для саба

Напомню читателям, что при выборе места для сабвуфера я руководствовался не единожды прописанными на просторах сети истинами: в составе трифоника и аналогичных систем сабвуфер лучше всего размещать примерно на линии АС.

В принципе, такое положение саба меня вполне устроило. Саб расположился почти по центру между стойками с полочниками, динамик сабвуфера смотрит на слушателя и на диван, где находится слушатель.

Но однажды, когда в насыщенном графике самоизоляции появилось окошко, было принято решение потратить это время с пользой как в части удовлетворения собственного любопытства, так и в плане поддержания физической формы. Так началось мини-путешествие двадцатикилограммового сабвуфера по КДП.

Сперва саб занял пустующий угол слева от дивана. Динамик саба смотрит в противоположный угол, левее стойки АС.

Подозревал, что сотрудничество угла комнаты и саба будет очень плодотворным. Подозрения были не напрасны — их кооперация тут же привела к образованию ООО «Резонансы», которое незамедлительно начало активную деятельность. После изменения регулировки фазы не было смысла экспериментировать с подстройкой громкости саба, так как бас даже на низком уровне громкости оставался очень гулким и раскатистым.

Следующим вероятным местом под саб был определен правый торец дивана — в нише между диваном и шкафом. Динамик саба при этом смотрит в направлении правой стойки с АС.

А вот с этого момента начались интересные наблюдения.

Бас играют только...

В точке прослушивания создалось впечатление, что бас играют только полочники. Все басовые партии и инструменты так расположились в воображаемой сцене, что независимый эксперт, который был приглашен на оценку результата из соседней комнаты, не смог определить, где разместился саб. Бас заполнил КДП, не только сохранив при этом упругость, но и весьма преуспев в тактильных ощущениях. Низкочастотные партии в ряде случаев стали ощущаться как «движение воздуха» в КДП.

Впервые такие ощущения я испытал на выставке, в одной из комнат для прослушивания, где располагался представитель российского High-End-сегмента. На тот момент эти ощущения меня весьма удивили: как, при таком незначительном уровне громкости, акустика может дать телесные ощущения от музыки, сохранив гармоничность и, на мой взгляд, достоверность звучания?

Теперь, полагаю, ответ на этот вопрос найден: видимо, представители компании уделили этому моменту время и нашли весьма удачное положение для своих АС в помещении. Эту теорию также подтверждает тот факт, что акустика этой фирмы имела расстановку, отличную от тех, что доводилось наблюдать в остальных комнатах для прослушивания.

Вернемся все же к зарубежному Hi-Fi.

После прослушивания нескольких треков с сабом в новом положении, ощущения, запомнившиеся на выставке, повторились — даже на малой громкости бас стал еще более осязаемым.

Но и без минусов не обошлось. Помимо незначительного резонанса на 53–55 Гц, который явно ощутим только на достаточно большой громкости, в копилку модов добавились 45 и 75 Гц.

Резонанс на 45 Гц удалось победить, просто отодвинув саб от стены на тот уровень, когда его фронтальная панель оказалась заподлицо с диваном.

А вот с надоедающим и быстро утомляющим давлением на 75 Гц пришлось повозиться. Из первых принятых мер — еще немного уменьшить уровень громкости саба относительно стереосистемы. Результат был положительным, но не полностью меня удовлетворил.

Следующим шагом была асимметрия: во-первых, под лицевую панель саба легла аудиофильская резная дощечка, а потом, по результатам прослушиваний, и вторая. Во-вторых, разворот саба под небольшим углом относительно противоположной стены. Все эти с виду небольшие ухищрения практически избавили от излишнего давления на 75 Гц и привели звучание системы в гармонию с моим слухом (и с относительно ровным графиком АЧХ тоже, если для кого-то это имеет значение).

Ну а что же с изначальным положением саба — по линии АС? Получается, оно было неправильным?

Думаю, что неправильным его назвать нельзя. Дело в том, что два различных положения саба дают слушателю абсолютно разные ощущения от звука. И какое из них будет «правильным» — каждый может решить сам.

В положении сабвуфера по линии АС в моей КДП его звук воспринимается, скорее, как работа низкочастотной секции АС: резкая атака, отчетливый панч и остальные прелести, которые слушатель получает, когда в его сетапе трудятся напольники с выдающимися показателями по НЧ. Минус такой установки — отчетливая локализация саба, поэтому какие-либо отклонения от линии АС, возможно, будут восприняты слушателем как искажение равномерности звукового полотна.

В новом положении саб работает в таком режиме, который принято считать нормой для сабвуферов — заполняет басом помещение и практически не выдает свое местоположение. При этом, гармонично вписывая свой бас в звучание системы, он все-таки несколько скрадывает панч и атаки.

Читатель поймет меня, если я приведу пример, хоть и достаточно грубый: отверните от себя ваши АС на 90° и постарайтесь оценить изменения в подаче низкочастотного диапазона, не обращая внимания на остальные характеристики звучания. Естественно, атака на НЧ уже будет восприниматься совсем иначе, нежели в привычном вам положении АС.

Итоги

Уже больше месяца прошло с тех пор, как в мой домашний стереосетап проник сабвуфер.

На момент написания статьи саб все-таки остался в положении «у дивана» — по той причине, что сейчас мне такой звук нравится больше. О решении включить в состав домашней системы сабвуфер сожалений не возникало, да и вряд ли, думаю, возникнут.

Несмотря на достаточно большой объем информации о трифониках и других подобных музыкальных системах, в состав которых входит сабвуфер, не все товарищи решаются на такой шаг. Думаю, что основная причина этому — сложность настройки такой системы, либо же опасения настроить ее «неправильно».

Опирайтесь на свой слух, господа. «Правильный» звук, по моему мнению — это тот звук, который доставляет вам удовольствие.

В конце концов, устоявшиеся догмы этого «правильного» звука должны лишь корректировать путь любителя качественного аудио, а не ставить его в жесткие рамки. С индивидуальным подходом — от случая к случаю. А случаи, как мы знаем, бывают очень разные.

78.92 дБ +

Комментарии

#

Очень познавательно, спасибо!!!

- 50 дБ +
#

Собираю трифоник на базе ADAM Audio A5X. Пытаюсь понять какой саб к ним выбрать ADAM Sub7 или Sub8. У кого есть какой опыт трифоника на базе активных мониторав ADAM Audio? Основная задача - прослушка в высоком качестве в ближнем поле за компьютером и иногда работа с миксами.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Paul55 #

Я смотрю в сторону krk 10s2. Хорошие отзывы и заметно дешевле sub8.

Выбираю к адамам T5V

Наверное, sub7 будет маловат, чтобы ощутить прямо полноценный тактильный бас (я не про наваленное бух-бух). Я слушал у бати с90 и у него басы ощущаются не только ухом, но и телом. Сами колонки ужасно играют в целом, в них или в усилителе что-то сломалась наверное.

Если смотрите на такой дорогой саб, как sub8, я бы может задумался на покупкой 2 сабов подешевле 8 или 10 дюймов. 2.2 система так сказать. Слышал, что она эффективно позволяет бороться с модами в комнате, на англ, но Гугл норм переводит https://www.gearslutz.com/boar...

Если что, я только форумы читал, опыта с садами вообще нет.

- 50 дБ +
#

Очень здорово, что получается идти намеченным путем!

Но вот с графиками вы что-то не так намерили. При клекте в 20(!) Дб у вас должна быть прям ровная горизонтальная линия. Представьте, как будет выглядеть ваш график при 2 Дб в клетку? Замы на нч в помещении крайне сложны. Какое у вас сглаживание на указанном графике?

Еще есть вопросы:

в копилку модов добавились 45 и 75 Гц.

Как вы их определили? Да и у вас график от 50 Гц начинается. А нужно бы от 10 или 20 Гц. Вообще, нужно сравнивать с замером до первого отражения (частота зависит от расстояния до микрофона), тем самым отсекая влияние комнаты. Есть еще метод , когда микрофон выставляют всего на несколько см. от пола - для измерения именно НЧ (до 500 Гц).

- 50 дБ +

График сделан с помощью подручных средств - смартфона и приложения к нему, спецсредств для замеров у меня нет.

Но, как показала практика, даже этот метод показывает резонансы, слышимые на слух. Было испытано на нескольких системах.

Крайняя левая отметка на графике - 20 Гц, если не изменяет память. Но точно не 50.

Моды определил генератором частот, так же использовался медленный свип с диапазоном 20-200 Гц

- 50 дБ +
определил генератором частот

Так же действовал в сложных случаях.

- 50 дБ +
#
Впервые такие ощущения я испытал на выставке, в одной из комнат для прослушивания, где располагался представитель российского High-End-сегмента. На тот момент эти ощущения меня весьма удивили: как, при таком незначительном уровне громкости, акустика может дать телесные ощущения от музыки, сохранив гармоничность и, на мой взгляд, достоверность звучания?
Теперь, полагаю, ответ на этот вопрос найден: видимо, представители компании уделили этому моменту время и нашли весьма удачное положение для своих АС в помещении.

Ну, собственно, это то, о чем я уже говорил в своем посте - влияние помещения даже важнее самой акустики. Притащи ребята на выставку недорогие АС, эффект был бы тот же.


Но никто не слушает, условный аудиофил всё так же молится на условный динаудио контур

- 42.22 дБ +
#
Заканчивая это небольшое лирическое отступление, визуализирую все-таки график, который удалось добыть.

Резонанс на 45 Гц удалось победить, просто отодвинув саб от стены на тот уровень, когда его фронтальная панель оказалась заподлицо с диваном.

во-первых, под лицевую панель саба легла аудиофильская резная дощечка, а потом, по результатам прослушиваний, и вторая. Во-вторых, разворот саба под небольшим углом относительно противоположной стены. Все эти с виду небольшие ухищрения практически избавили от излишнего давления на 75 Гц


- 61.14 дБ +
⇡ в ответ @BACATIVE #

Художник так слышит видит ))

...разницу обнаружить не удалось.
Но через какое-то время...

Думаю, у автора будет такое же выражение лица, когда он заимеет измерительный микрофон и измерит этот побежденный резонанс

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью! Прочел с удовольствием. Было бы еще интересно узнать на каких композициях настройку вели.

- 50 дБ +

Специальных композиций нет, просто рандомное воспроизведение списка избранного в Tidal. Потому как слушаю много чего, и пытался вывести какую-то общую настройку для всех жанров

Хотя, могу посоветовать один трек, по памяти: это Wolfgang Haffner - Close your eyes and listen. Расписывать не буду, по ходу прослушивания поймёте

- 53.01 дБ +

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Тоже недавно боролся с резонансами. У меня резонансы в комнате на частотах 44 и 56гц пришлось заткнуть все фазоинверторы.

Акустика KEF R500 м усилитель Hegel H90.

Думаю может добавить саб в систему. Сабу легче место найти.

Добавлю свои графики: открытые фазоинверторы, нижний закрыт и закрыты оба.

Пользовался прилрдением spectroid.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Oxygen77 #

Тоже пользуюсь этим приложением, после береборки десятка похожих из магазина гугл, остановился на нем. Спектрограмма даже показательнее графика бывает. А по вопросу темы , тоже удивило что автор так легко резонансы победил. У меня ужасный пик на 40 гц. Ничего не помогает , приходится давить эквалайзером.

- 50 дБ +
тоже удивило что автор так легко резонансы победил

До передвижения сабвуфера этих резонансов не было, после - появились. Следовательно, я пошел путем смещения позиции саба в пространстве, опираясь на новую исходную точку. И это дало результат.

- 50 дБ +
#

Да, опыт интересный. Спасибо, что делитесь :) Вот поводу локализации саба при его положении на линии АС, думаю, что если динамик будет в пол, то такого эффекта не будет, а будет что-то ближе как в положении у дивана.

- 50 дБ +

Да, при расположении динамика в пол, по моему мнению, проще получить такой результат.

Недавно настраивал трифоник для товарища, саб был как раз с динамиком в пол. И подходящее место нашлось без труда, и саб более скрытно себя ведёт, даже на более высоких частотах

- 53.01 дБ +
#

Симуляция показывает дичайшую дичь после перемещения саба на линию слушателя. Жаль, что микрофона и замеров нет ((

Судя по тексту, гранаты у вас не той системы.


- 56.02 дБ +
#

Вы б 2й саб поставили, и побеждали резонансы. В углы басловушки, если комната полупустая. Лично я этих оргазмов от ТРИфоника не понимаю,т. к. всегда слышу где находится саб, и не дай боже, если он с дыркой к тому ж - тольк закрытый корпус, и только пара, тогда и нч у вас буду стерео, а не скрученные в моно на ТРИфонике этом шляпном, мощь выходная понадобится ниже. Процессор конешн все это может победить автонастройкой, но от реального звука там ничерта не остается. Так атракцион веселый для потехи ушей с басом из ящика.

- 40 дБ +
#

Опирайтесь на свой слух, господа. «Правильный» звук, по моему мнению — это тот звук, который доставляет вам удовольствие.

Это очень правильные слова.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

лишь бы в звукозаписывающих студиях так не делали.

без точки отсчета (ровная ачх) сложновато хайфиделитить

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #
без точки отсчета (ровная ачх) сложновато хайфиделитить

вот только если вы слушаете на громкости отличающейся от той что была в студии (что происходит практически всегда) ваша ровная АЧХ мигом перестаёт быть ровной

- 50 дБ +

А в студии при прослушивании она ровная будет что ли? Клоунада да и только.

- 40.97 дБ +

в студии она будет такая, какая нравится звукорежиссёру. Проблемка в том, что мы слышим вовсе не то что он. Что плавно возвращает нас к

Опирайтесь на свой слух, господа. «Правильный» звук, по моему мнению — это тот звук, который доставляет вам удовольствие.
- 50 дБ +

Вы либо говорите, как есть на самом деле, либо не лепите людям "как в студии", или не говорите вовсе. На слух. Есть слух нормальный и есть слух людей и толстосумов слушающих гул саба и свист ВЧ. А есть слух художников и творящих искусство. Так можно и ноты нек-рые предать анафеме за деньги.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

С каким ачх мы ближе к задумке звукача?

С ровным или с нравящимся?

Как по мне - с ровным. Громкость докрутить ничего не стоит.

А вот если изначально кривая ачх, ты хоть закрутись с РГ, ближе чем в первом варианте не станешь.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Я всё же склонен думать, что везде, где есть человеческий фактор, обычно он и срабатывает.

"Я так вижу".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

и цена еще ))

- 50 дБ +
#

Автору статьи мои поздрвления с настройкой трифоника! И большое спасибо за интересный опыт, который в итоге привел Вас к пониманию почему нужно использовать сигнлы с обоих каналов при опдаче на сабвуфер... И у меня к Вам вопрос, в каком положении находится регулятор фазы сигнала на Вашем сабвуфере при последней рсстановки в комнате?

- 57.78 дБ +

Спасибо.

Регулятор фазы в положении "0".

Если выкрутить в "180" - явно слышно, что саб в противофазе с полочниками.


- 50 дБ +
#

Перемещение саба даже на 5 см отчетливо слышно и способно полностью перевернуть картину его присутствия в комнате. Нужно искать его правильное положение , а не бороться с резонансами. Я для себя определил два признака ‘правильного’ положения - невозможно на слух определить его местоположение и отсутствие изменений По басу при моем перемещении по комнате.

- 56.02 дБ +

Поздняк метаться. Автор их уже заборол

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alexander78 #

Приветствую! Как думаете, только для прослушивания музыки стоит брать саб для Adam t5v или стоит их продать, добавив сумму заготовленную для Саба и купить какие-то колонки повыше уровнем? Но опять же смотрю в сторону мониторов, не хочу заморачиваться с пассивной акустикой

Саб рассматриваю для объема и т.д., не для бух-бух


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dreg54 #

мое мнение саб брать можно, но возможно результат вас не устроит, для музыки все же лучше взять колонки побольше и оставить в стерео, сам не один месяц уже играюсь с сабом, подключал и по высокому и по низкому уровню, все настройки перепробовал, в итоге саб уже прогрелся, в кино все прекрасно, имеем мягкий и бархатный бас, можно слушать и музыку с сабом, но баланс тогда нарушается и страдает магия звука что-ли, теряется натуральность, воздушность и детальность в звуке, не значительно, но все же... поэтому для полноценного наслаждения музыкой, а не прослушивания фоном, я его все же стараюсь отключать, благо колонки хоть и маленькие, но звучат полноценно и масштабно, недостатка баса особого не испытываю на большинстве жанров

- 50 дБ +
#

Я настроил двуфоник очередной и все рады без замеров и поисков резонансов. Трифоник - это априори противоречит здравому смыслу Звука. Ни один музыкант не играет через трифоник, да и ушей у человека - 2. А не три.

- 50 дБ +

При чём тут два уха а не три? Что делать, если акустика не басит?

- 50 дБ +
Я настроил двуфоник очередной и все рады без замеров и поисков резонансов

и в чём заключалась настройка?

- 50 дБ +

Ага:)) И в БСО музыкантов два?

- 50 дБ +

ну не знаю, я тута постоял перед оркестром, - с закрытыми глазами трудно указать направление даже на треугольник. Камрад SoundExplorer прав - моно надёжней

- 50 дБ +

А я вот скока не стоял, а панораму и музыкантов слышу всегда:)) А моно хорошо только фоном или если глух на одно ухо:))

- 50 дБ +

А эти гады ещё 11.2 делают прикинь!

А ухов два всего. Адиоты, чего с них возьмёшь.

- 53.01 дБ +
#

Спасибо, прочитал с удовольствием. Для меня сабвуфер это не столько басы, сколько украшение звука. Я даже не знаю как без него можно слушать музыку...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.