Исторический экскурс о появлении первых лазерных проигрывателей прервался на событиях 1984 года. Продолжаем наше повествование — что за чудо произошло в следующем поколении?

В начале 80-х Philips была единственной не японской компанией, выпускавшей оригинальные платформы для воспроизведения компакт-дисков. Если в Европе или США кто-то хотел выпустить модный CD-плеер, он обращался за комплектующими в офис Эйндховена.

При этом сам Philips, поставляя свои изделия на заморские рынки, предпочитал прятаться за именами дочерних компаний: Magnavox и Sylvania в США и Marantz в Японии. И если на североамериканском континенте ситуация была более-менее понятна, то на состоянии японского аудиорынка, где уже толклось 17 местных производителей CD-плееров, следует остановиться чуть подробнее.

Philips CD104 — вместе с моделями CD204 и CD304 — относится к так называемому второму поколению. Сцепка TDA1540 с фильтром SAA7030 осталась прежней — правда, чипы конвертера теперь поставлялись не в керамическом, а в пластиковом исполнении. Облегчился и транспорт CDM в связи с переходом на цинковый сплав, но, в целом, CDM1 никак нельзя назвать шагом назад относительно CDM0. Они оба хороши — грех придираться.

Цены на первую тройку Philips CD100/202/303 в августе 1983 года в Нидерландах были следующими: 1 995, 2 295 и 2 545 гульденов. В доллары или фунты переводить эти суммы не будем, так как они в те времена были довольно тяжелыми. Лучше посмотреть братский курс немецкой марки — получаются цифры 1 780, 2 050 и 2 273 DM. В общем, за ритейл 303-й модели вы уже могли рассчитывать на подержанный автомобиль.

Через год цены второго поколения плееров Philips распределились следующим образом:

CD104 — 1 425 гульденов;

CD204 — 1 485 гульденов;

CD304 с пультом ДУ — 1 745 гульденов.

В марках на август 1984 года это было 1 266, 1 320 и 1 550 DM соответственно. Пока что не бюджетные цены, но уже послабление! Если мы сделаем пересчет голландской стоимости CD104 на японскую валюту, то получим 106 435 иены.

Однако на самом деле клон CD104 под маркой Marantz CD-34 продавался в Японии почти в два раза дешевле — за 59 800 иен — и пользовался феноменальной популярностью! Как же так вышло?

Marantz CD-73 (1983 г.)

Самое первое поколение Philips в Японии продавалось так себе. Цена на Marantz CD-73, переделанного в золотого красавца из Philips CD303, составляла 210 000 иен. Клон CD100 — Marantz CD-63 — стоил не намного дешевле — 189 000 иен. Вялости продаж сопутствовали шпильки конкурентов по поводу 14-битного ЦАПа, несмотря на то, что звук этих плееров хвалили в аудиофильских журналах. Покупатели везде одинаковы в своем очаровании большими цифрами — что с мегапикселями, что с битами. И в то же время оборотистые конкуренты опустили стоимость своих плееров ниже 100 000 иен.

Поэтому на этот раз в Philips Japan Marantz сознательно пошли на прямые убытки с целью застолбить себе место на рынке. Marantz CD-34 поступил в продажу в феврале 1985 года и при цене в 59 800 иен произвел ошеломляющее впечатление.

Дешевле был только портативный CD-плеер Sony D-50 c ценой в 49 800 иен. При этом по начинке CD-34 был аппаратом практически топ-класса — с литым шасси и поканальной конвертацией, превосходивший по звуковым характеристикам большинство остальных игроков на рынке.

Конечно, в 1984 году и у Sony уже был свой High End в лице плеера CDP-552ESD (180 000 иен) и внешнего ЦАПа DAS-702ES на паре Burr-Brown PCM53 (еще плюс 200 000 иен). Стоило такое комбо более чем в шесть раз дороже, чем наш перелицованный Philips CD104, который собирали в Бельгии, устанавливая трансформатор на японские 100 В.

С появлением Marantz CD-34 плеер компакт-дисков становится все более доступным самым разным слоям покупателей. Конкуренты продолжали бухтеть про ограниченность 14-битного преобразования, но это уже не работало. Магазины не успевали пополнять запасы CD-34. Доставка контейнера из Европы по морю занимала 40 дней, так что вскоре появились предложения «специального авиаимпорта» по специальной цене — разумеется, уже совсем не гуманной.

В то время в распоряжении Philips были лейблы Gramophone, London, Decca и Polydor, а также крупнейший по тиражам компакт-дисков завод Polygram в Ганновере. К 1986 году на его долю приходилось около трети мирового объема. Так или иначе, но феномен Philips CD104 перепахал японскую аудиоиндустрию. И уже к осени 1985 года почти все производители были вынуждены снизить цены и предлагать больше моделей с двойными ЦАПами.

Сам же Philips CD104 послужил основой не только для дочернего Marantz. Первым британским CD-проигрывателем был Mission DAD7000 — клон 104-го плюс пульт ДУ, как у 304-го. Платформа второго поколения Philips практически полностью перекочевала в первый лазерный проигрыватель McIntosh — модель MCD7000.

McIntosh MCD7000 со снятой верхней крышкой

И еще раз о так называемом «14-битном преобразовании TDA1540». Маркетологи Philips в свое время не сумели сместить нужные акценты — и теперь любой олух царя небесного будет повторять мантру о «двух потерянных битах в старых Филипс».

Хотя в действительности в шине цифрового фильтра SAA7030 данные обрабатывались с глубиной целых 28 (!) бит, которые лишь перед TDA1540 с помощью обязательного нойзшейпинга уменьшались вдвое до 14. То есть это уже совсем не тот случай, когда из 16-битного слова просто отбрасывали два бита.

4-кратная передискретизация улучшала отношение сигнал/шум на 6 дБ, а нойзшейпинг добавлял еще 7 дБ в слышимом диапазоне. Поэтому цифры измерений более 95 дБ у плееров Philips с TDA1540 ничем не отличались от 16-битных машин.

Измерения аудиотракта тестируемого экземпляра Philips CD104

Мы видим абсолютно адекватные Hi-Fi-цифры, которые также демонстрировало и первое поколение CD-плееров Philips. Вот и надо было начертать на морде Philips — «28 bit/176 kHz DIGITAL PATH». Гражданам нравятся большие числа. А вместо этого в брошюрах Marantz красовалось невнятное «Z-filter», а на панели нашего Philips CD104 ограничивались общим «Full Digital Sound Processing».

Передискретизация позволяла использовать в самом конце простой аналоговый фильтр Бесселя 3-го порядка с мягким спадом. Граница пропускания у такого фильтра была где-то между 30 и 40 кГц — то есть за пределами слуха. В то время как конкуренты для отсеивания продуктов квантования были вынуждены устанавливать прямо на 20 кГц сложный фильтр с жесткой отсечкой типа brickwall (кирпичная стена), безбожно портящий фазу.

Ширина передней панели CD104 при этом составляет всего 32 см. Это наследие самой первой базовой модели — CD100. От нее же досталось и литое алюминиевое шасси толщиной 2 мм с ножками и ребрами жесткости. Миди-компоненты вообще-то не очень хорошо сочетались в стойке с техникой классической ширины, но тогда производители хотели в буквальном смысле подчеркнуть «компактность» воспроизводимых дисков диаметром 12 см. А вот шнуры питания и аудио в CD104 — такие же тоненькие и несъемные, как и у первого поколения Philips.

При габаритах коробки от конфет CD104 весит 6,5 кг. Philips по-прежнему все еще хранит верность массивным радиаторам на задней панели. Для R-2R схем охлаждение — в принципе, важная тема, поскольку температурный дрейф может повлиять на работу резистивной матрицы. Но только не для ЦАПов TDA1540.

Благодаря фирменной системе автоподстройки Dynamic Element Matching (DEM) эти чипы практически не подвержены старению, в отличие от R-2R матриц других производителей.

Philips CD104 со снятой нижней крышкой
.

Аудиосигналами занимаются на нижней плате из двух, расположенных в правой части устройства. Набор аналогичен предыдущему поколению — за исключением пластикового исполнения TDA1540, сменившего индекс с D на Р. Никакого i2s все еще нет. Звук конвертируется методом обработки динамическими (10 старших бит) и пассивными (4 младших бит) токовым делителями. Финальный аккорд на выходе задает операционный усилитель NE5532.

Philips CD104 со снятой верхней крышкой

Верхняя плата отвечает за управление и сервопривод: вычислительный чип MAB8440, компаратор LM339N, логика HEF4070BP и операционный усилитель LM324N.

Левую часть плеера занимает транспорт и силовой трансформатор. Все достаточно плотно упаковано в миди-корпусе — свободного места почти нет. Кстати, сам по себе привод CDM1 не такой уж и громоздкий. Вот этот массивный металлический узел на самом деле представляет собой механизм привода лотка. Работает он с неповторимым звуком. Что-то типа карающей железяки из организма терминаторов Т-800. Прослушать можно здесь.

Транспорт CDM1 устроен по принципу поворотного рычага с балансировочным грузом. Движение оптического блока осуществляется по дуге посредством магнита, что позволило в одном механическом блоке объединить фокусировку и трекинг. В этой конструкции практически нет износа из-за отсутствия механического контакта.

Компакт-диск — это не флешка. Здесь нужно в прямом эфире аккуратно декодировать все его черточки и штришки с поверхности, поэтому надежности считывания уделялось повышенное внимание.

Предыдущее поколение CDM0 использовало стальные пластины и коллекторный двигатель. В CDM1 его заменили на бесколлекторный, а материал шасси сделали литым из силуминового сплава, чтобы подавлять вибрации шпинделя (также металлического) под диском. Стеклянная линза — производства немецкой Rodenstock, хотя сам лазер Sharp LTO 22 был все-таки японским.

Однолучевая система CDM1 оказалась достаточно мощной, чтобы в будущем считывать болванки с низкой отражающей способностью — в отличие от 3-лучевых японских плееров, где два вспомогательных луча использовались для контроля следования по дорожке. Чтобы выполнить эту задачу одним лучом, Philips отклонял его вправо-влево на 0,1 микрона с частотой 650 Гц.

Выпускалось три варианта оформления передней панели CD104: черный, серебристый и антрацитовый — самый интересный. Кому как, а мне дизайн Philips пришелся по вкусу за компактность, четкость силуэта и цветные квадратики кнопок.

Цифры на дисплее напоминают наручные электронные часы и оформлены тонкими косыми рамками — по всем законам модных гаджетов начала 80-х. Каждая из сторон большого квадратного переключателя управляет одной из четырех операций: Play, Pause, Search — в обе стороны. По сравнению с предыдущим поколением, наконец, появилась возможность переключать назад треки диска.

Доступно программирование до 20 песен, но, думаю, сейчас вряд ли кого-то интересует этот функционал. После загрузки информация о диске не записывается в память, а все время считывается и выводится на дисплей — сам диск при этом продолжает вращаться. Поэтому если не хотите слушать музыку прямо сейчас, лучше нажать на Stop. Но с CD104 эту кнопку нажимать совсем не хочется.

Аппарат подтверждает те самые позитивные впечатления от звука плееров Philips первого поколения. Определенно, платформа TDA1540 оказалась самой музыкальной среди конкурентов, да и теперь наглядно демонстрирует свои достоинства, от которых, к сожалению, удалились многие производители цифровых источников. Точно так же, как вместо трансфера художественных достоинств пленочного фотопроцесса в цифровых камерах решили форсировать резкость и пиксели.

Обычно в заслугу мультибитным преобразователям ставят насыщенные тембры. Но TDA1540 идет еще дальше. Каким-то образом — возможно, из-за схемы фирменной обработки токовыми делителями (10 динамических и 4 статических) — меняются акценты композиции, отделяя главное от второстепенного.

Характер гармонических искажений при подаче сигнала 1 кГц — доминирует 2-я четная гармоника.

Все более поздние преобразователи играют, что называется, forward — как бы одним фронтом. В то время как в CD104 отсутствует статичный напор. Звук все время как бы мерцает и смещается туда-сюда, что придает композиции… ту самую живость и больше шансов поймать какую-то деталь, которая вдруг как цветок распустится в вашей комнате. В принципе, примерно об этом и толкуют любители винила.

После Philips CD104 на других, более современных, ЦАПах звук акустической записи может казаться монотонным и бескровным. На синтетических позициях TDA1540, как и все мультибиты, возможно, ведет себя менее уверенно, но все равно способен вдруг чем-то развлечь — какой-то живой (или псевдоживой) деталью. Например, другой пропорцией «сцены», неожиданным эффектом присутствия басового удара. Скучно не будет. Так что же тогда считать детальностью — и где она «теряется»? А что считать прозрачностью — или надо заново договариваться о значении терминов?

Прозрачность звучания — дело обоюдоострое. Можно процедить фонограмму до такой степени, что и фактуру звука перестанете ощущать — как на китайских ЦАПах с красивыми измерениями. Эта история точно не про Philips CD104. Звучит он, если хотите, и прозрачно, и насыщенно — и я еще раз отвергаю домыслы о воровстве разрешения TDA1540.

Об этом свидетельствуют и замеры, которые по цифрам ничем не отличаются от всей остальной техники на 16 бит. Разве что, показалось, что, когда в конце композиции применяется фейдер, четкость из фонограммы уходит быстрее, чем на современном ЦАПе. Впрочем, стабильность на малых уровнях — это уязвимое место любых — подчеркиваю, — любых R-2R преобразователей. Давайте напоследок проверим и этот момент.

На моем тестовом диске Sheffield Lab имеются треки, в которых последовательно на 10 дБ уменьшается уровень записи до -70 дБ — итого семь треков. Я записал эту линейку треков в исполнении Philips CD104 на внешний рекордер с высоким разрешением. Чтобы адекватно оценить рост шумов и искажений, громкость нормализована к исходнику фонограммы — как оригинальных треков, так и записанных через CD104. Качайте и слушайте архив, в нем три папки:

1. Оригиналы диска Sheffield Lab

2. Нормализованные по громкости треки с диска Sheffield Lab

3. Нормализованные по громкости треки Sheffield Lab, снятые с аудиотракта CD104.

Нормализованные по громкости в цифровом виде треки с диска Sheffield Lab

Как видите, даже при чистой цифровой растяжке в аудиоредакторе треков Sheffield Lab все равно растут шумы, начиная с -50 дБ. А на -60 дБ — лезут и искажения.

Разумеется, ни один CD-проигрыватель в мире уже не сможет обработать такой сигнал более аккуратно. Таковы ограничения возможности 16-разрядного описания аудио. Что выросло — то выросло. Теперь смотрим, как их отыграл наш Philips CD104.

Нормализованные по громкости треки Sheffield Lab, снятые с аудиотракта Philips CD104

Philips CD104 здесь старается не терять динамику музыки, уступая на -60 дБ, но продолжает еще что-то выжимать и на -70 дБ. Если уж мы вспомнили виниловые пластинки, то там музыка на таких уровнях утонет в шуме виниловой массы.

Занятно, что при таком масштабировании тихих звуков в паузе между композициями можно явно услышать некий тон, напоминающий что-то из эпохи лентопротяжных трактов. А это уже как раз звук той самой сервосистемы лазера на 650 Гц в режиме «шимми». В обычной жизни вы его никогда не услышите — да и не надо. Слушайте музыку на Philips CD104, по совокупности качеств он определенно заслуживает место в коллекции.