Почему именно виниловая пластинка?

ТEКСТ: Комментарии (22)
66.02 дБ

Размышления об аналоговом и цифровом звуке.

Цифровые технологии сегодня задают для общества высокий, иногда просто бешеный ритм жизни. Этот темп навязан искусственно и не является потребностью человеческой природы. Все силы уходят на внешнюю сторону, на поддержание себя частью некоего глобального процесса. На собственную личность и сил, и времени, остается значительно меньше. Как следствие, люди начинают стремиться к упрощению во всем. Применительно к музыке, это предполагает желание иметь все и сразу, быстро и просто – быстро скачал или купил, быстро пробежался по трекам, быстро накидал плейлист, быстро послушал. Быстро, быстрее, еще быстрее…

Фрагментарность в музыкальном прослушивании стала стремительно распространяться с появлением компакт-диска – первого на бытовом рынке аудионосителя с полным произвольным доступом к любым частям записи. Впервые в звуковоспроизведении появилась возможность составить программу, по которой треки на CD автоматически воспроизводились в определенном порядке (или в неопределенном, например, для режима случайного проигрывания), что для предыдущих носителей – аудиокассет различных форматов и виниловых пластинок – было абсолютно невозможно.

Так возникла желательная и нежелательная музыка внутри одного альбома, которая была разделена в восприятии слушателя, но была целостной и неразрывной в сознании исполнителя. Процесс деления был быстр и прост.

И случилось то, что должно было случиться. С появлением CD, на мой взгляд люди практически перестали слушать музыку. Они стали слушать отдельные песни, переключать треки с одного на другой с помощью пульта, создавать плейлист любимых треков ( что привело к созданию сборников Greatest Hits ) ведь это так удобно. Я сам долгое время коллекционировал CD и имел внушительную коллекцию в несколько тысяч, поэтому имею представление.

Есть и еще одна существенная проблема. Каким бы высоким ни было качество записи на цифровой носитель, очень многие слушатели, владельцы сколь угодно дорогой цифровой аудиосистемы, отмечают отсутствие тонких положительных эмоций, удовольствия, если хотите, наслаждения, от прослушивания любимых записей. Более того, часто прослушивание цифровых источников вызывает утомление и нежелание дальше слушать музыку ( опять же это со слов любителей музыки ). Это отмечается, в основном, теми людьми, кто в силу возраста застал и виниловые, и кассетные, и цифровые проигрыватели, и имеет возможность сравнить звучание одной и той же, хорошо знакомой музыки, с разных носителей.

Почему так происходит?

Запись на виниловой пластинке точно такая же, как и сама музыка при живом исполнении. Запись на виниловый носитель происходит в аналоговой форме – этот линейный непрерывный сигнал, постоянно изменяющийся во времени. Форма звуковой волны записи соответствует оригиналу. Специальный станок для нарезки дорожек также наносит их в виде непрерывной записи. Перемещение иглы звукоснимателя винилового проигрывателя влево-вправо и вниз-вверх по канавке, обеспечивает считывание левого и правого канала для стерео воспроизведения. Игла как бы идет за плавной и неразрывной волной записи.

Запись на компакт-диск принципиально иная. Она прерывная, или, как говорят специалисты, дискретная. Цифровая запись разбивает музыку на отдельные части, с фиксацией их амплитуды во времени и присвоением им определенного цифрового кода-значения в зависимости от числа разрядов (битности). Этот процесс называется квантованием. Для формата компакт-диск было принято решение о выборке 44100 раз в секунду, с разрядностью кодового слова в 16 бит(2 в 16 степени). Параметры не хорошие и не плохие, так уж получилось. На самом деле, основная проблема заключается не в параметрах.

В цифровой форме, звук – это отрезки, как бы статичные кадры, фотографии звука в определенные моменты времени. И какие бы частоты и разрядности не были бы применены в более совершенных, чем компакт-диск, цифровых форматах, нарушена основа сигнала – непрерывность и целостность во времени. При проигрывании, сигнал необходимо собрать в непрерывную форму, сделанную на основе дискретных отрезков.

Как говорит известная, хотя и грубая, пословица, из кролика можно сделать фарш, но из фарша сделать кролика – никогда. Полученную форму нельзя сделать живой.

Подавляющее большинство музыкальных творений на мой взгляд, выпущенных на компакт-диске даже знаменитыми студиями и лейблами, не передают тех эмоций, которые появляются при прослушивании винила. Особенно это касается записей с преобладанием натуральных музыкальных инструментов. Понятно, что дело здесь не в том, что студии не умеют записывать и издавать музыкальные произведения. Дело в цифре. Компакт-диск практически полностью сделал звук плоским и примитивным ( это мое личное мнение ).

Как я уже отмечал, в настоящее время подавляющее большинство людей слушают не альбомы, а плейлисты из любимых треков или мелодий, кому как удобней.

Можете вспомнить, когда вы слушали компакт-диски из вашей коллекции от начала до конца? Пусть не все диски, но большинство? Я думаю, что это исключительно редкий случай.

Но когда вы слушаете виниловую пластинку, вы испытываете кайф ( ну я по крайней мере точно )! И это самое главное. Когда вы слушайте виниловую пластинку, вы не можете оторваться – это увлекает и доставляет удовольствие!

Я не буду рассказывать про современные цифровые форматы - CD,SACD,DVD-Audio, Blu-Ray Audio,DSD,DSF,DXD и прочее, про высокие параметры тактовой частоты и битовой разрядности. Для чего? Жизненный потенциал всего этого многообразия практически равен нулю, однако, как продукт массового потребления, гениален и безупречен. Чем больше форматов, тем больше перевыпусков одного и того же, тем больше люди будут покупать. Как говорил герой Томми Ли Джонса в фильме “Люди в черном”: - “Опять придется заново покупать коллекцию Битлз…”

Особенно тут стараются японские мастера. Каких только CD дисков у них нет, и как только они их не называют! Только купи! А люди верят маркетинговым уловкам и пропаганде, идут и покупают, а потом ставят на свои полки покупки, забывают о них, и ждут следующего чудо-релиза, надеясь на него, как на панацею для получения “по-настоящему живого звука”

Я считаю что люди, которые любят слушать музыку, возвращаются к виниловых проигрывателям, виниловым пластинкам или катушечным магнитофонам. Хотя споры на эту тему были, есть и будут постоянны и у каждого свои приоритеты, но всегда полезно очередной раз выслушать мнения любителей музыки...



66.02 дБ +

Комментарии

#

Вы подняли важные аспекты. Согласен с выводами. Однако, полагаю, что виниловые пластинки мы любим не только за аналоговый звук. Думаю, говорить о целостности восприятия музыки на виниле (и не только непосредственно ее) можно ещё и в других аспектах. Их много. Например (только например) лейбл самой пластинки, материал, конверт, история и др. Так что разговор можно продолжать. Может быть, когда-то и у меня дойдут до этого руки... Спасибо.

- 53.01 дБ +
#

О да, до цифровой эпохи Greatest hits не существовали. Да так не существовали, что под них учредили платиновую категорию RIAA.

- 59.03 дБ +
#

Вот вроде бы от души написанный текст, но на деле раскладка такая, которая виниловой теме вредит в принципе. Многое перевернуто с ног на голову. Объясню, но попозже, тут очень много писать надо, а я после рабочего выходного очень хочу банально выспаться, хотя-бы часов шесть...

- 56.02 дБ +
#

Соглашусь и с доктором и с Виктором. Многое притянуто за уши. А уж составление программы на кассетниках, на катушечниках и да, на виниле(!) автор видимо пропустил. Может в силу возраста, может ещё по каким причинам. Всё это напомнило вечное брюзжание виниловых неадекватов - вы слушаете ЦИФРУ!!!! ЦИФРУ!!! В мире нет ничего цифрового, а вы её слушаете!!! Вообще, согласно исследованиям слуха, мы как раз слышим в некоем подобии цифры, аналоговые сигналы раскладываются на электрические импульсы, а потом они интерпретируются мозгом (ЦАП?) в то, что мы слышим :))

А вот с тем, что люди перестали слушать альбомами...конечно грустно. Но и в этом не компакт виноват. Я застал и винил и магнитную запись. Так вот как раз кассета с катушкой послужили импульсом к тому, что из альбома можно было сделать "фарш".

Ну и об "усталости" от прослушивания компактов как-то ...неправильно получилось. Я знаю кучу людей, которые слушают на виниле по одной-две песни и всё:)) Устают. Потом ставят компакт или файлы и крутят их день деньской. И это не пацаны, а убелённые сединами товарищи.

Так что посоветую автору писать обзоры на пластинки, даже мне интересно читать :)) А в споры "цифра- аналог" не ввязываться. Он здесь лицо очень...субъективно настроенное :))

И да прибудет с нами музыка!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Бесполезно с автором спорить . Это , как с верующим человеком о существовании Бога разговаривать . Он знает Истину , а ты кто такой его переубеждать .

Мой товарищ . слушает музыку ( только не смейтесь ) так - мр3( по его словам звучит аналового ) - старенький нетбук ( на виндовс) , так HD звуковая карта - усилитель Technics из 90 х (ватт 80 на канал) - cerwin vega sl 12 . Слушает он тяжелый рок из 90 . Колонки поставил в углы комнаты ( чтоб бас был больше ) . Он счастлив , слушает уже много лет . Спорить бесполезно - у него самый лучший звук и его все устраивает .

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

тут всё логично, кодек вырезает те части фонограммы которые человек на этом хозяйстве один фиг бы не услышал, оставшееся звучит чище из-за отсутствия интермодуляции…

- 50 дБ +

Очень рад, что даже Вам интересно читать:)

- 50 дБ +

Всегда интересно читать мнения других, даже если они не совпадают с твоим:)) А вы пишете в основном о том, что я по разным причинам или пропустил, или просто эта информация была мне недоступна - о виниле.

- 50 дБ +
#

Кто перестал слушать альбомами? Я с переходом на цифру стал ещё больше слушать цельными альбомами. Составляю себе плейлист для домашнего прослушивания из 15-ти альбомов, для машины из 60-ти. Очень радует, что не нужно менять диск и прослушивается вся коллекция постепенно.

- 50 дБ +

Автору уж очень хотелось принизить цифру :))

- 59.03 дБ +
#

Полагаю, противопоставление аналогового (винилового) звука - цифровому, вообще лишено смысла. Прав Boriss, когда пишет, что для кого-то и MP3 может быть лучшим звучанием. Мы всё же не компьютеры и не ЦАП (АЦП), хотя мнение Bluesevich не лишено основания и подтверждается результатами исследований. Форма воспроизведения, точнее восприятия музыки для человека - это часть музыкальной культуры, или менее пафосно - эстетического удовольствия. Поэтому говорить о нем можно только интегрально. Для любителя винила зачастую важную роль играет коллекционирование и даже тактильное восприятие пластинки. При этом такой винильщик может вообще не обращать внимание на качество звука и его "аналоговость". Другому важен звук, а что там на пластинке - Колтрейн или Кобейн - не имеет значения. Немного утрирую, конечно...

Хочу сказать, что будучи "убежденным" (в силу определённых обстоятельств) винильщиком, не стоит ругать цифру. Как и наоборот, не правильно записывать в динозавры любителей винила, только за то, что цифровой звук "качественнее", а CD дешевле и (супер аргумент) - современнее. Кстати, кто сейчас слушает CD? Не "динозавры" ли второй волны? Без обид! Лексика сохранена в целях поддержания стиля изложения :)

Всем хорошей музыки и сопутствующих ее прослушиванию привычек и удовольствий.

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @mpa69 #
Кстати, кто сейчас слушает CD? Не "динозавры" ли второй волны?

Правильно поставленый вопрос

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mpa69 #

Вот у меня и кассетки сохранились, хромовые, и винил, и компакты и файлы. А диски всех возможных форматов. И всё это мирно уживается в одной системе. И музыку я слушаю почти любую. И считаю, что ограничивая себя одним форматом, одним стилем - человек, слушатель, становится однобоким, обделённым...

- 50 дБ +
#

Винил просто звучит по другому - но не лучше . Казалось бы зашел автору поста такой звук , слушай и радуйся , но нет надо пропагандировать , доносить до тех на кого не упал свет от Винила . Послушай - приобщись и прими и стань одним из нас . А друзей себе таких же нашел , которые понимают . Все очень и очень похоже на секту . .Не хватает только ширика с лампой.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Ну, нравится парню периодически вбрасывать какую-нибудь дезу . По всей видимости, барыжит нажитым непосильным трудом.

- 50 дБ +
#

Пусть люди высказывают своё мнение.

- 50 дБ +
#

Нет никаких пороков у цифры. Это миф культивируемый в среде аудиофилов. И проблемы начались не с CD, а раньше, с портатива. Первые плееры были вполне себе аналоговыми кассетниками, но именно они положили целый ряд проблем, решить которые удалось лишь искаверкав звук. Сначала плееры работали честно и лишали слуха своих юных пользователей. Ведь чтобы прослушать запись с нормальным диапазоном например в метро требовалось выкручивать громкость много выше 110дБ. Потом из начали запрещать, а производители стали ограничивать громкость. Слушать стало возможно только плотные закомпрессованные треки. Это просекли звукозаписывающие компании и для успешного продвижения писать стали сжимая весь диапазон под «расчёску». Потом нашлись девы с незамутненным сознанием из отдела маркетинга, которые закрепили эти варварские рекомендации как обязательные правила. В результате даже на новом виниле с записями классической музыки зачастую пишется все тот же самый плоский невыразительный звук. И так же проводят ремастеринг лучших альбомов прошлых лет.

Поэтому винил допортативной эпохи — да, а как технология — дорого, неудобно и слабо по качеству.

- 50 дБ +
#

Автору нужно было начинать с этой статьи, а уже потом про "лучшие" пластинки. В итоге - заветная запись будет только у этого коллекционера. Но будет ли он её слушать?

Стиль написания очень напоминает псевдонаучные статьи, надуманная уникальность. Особенно учитывая, что новодельный винил записанный с аналога еще поискать нужно. А у меня и диски 1986 года есть с надписью "цифровая запись" и тогда это преподносилось как достижение.

Не нужно нас делить. Нас и так не много в этом мире, увлеченных хорошим звуком.

Давайте слушать музыку , а не коллекционировать диски и придумывать ложные теории.

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Вот здесь автору уже объясняли

- 46.99 дБ +
#

Пока читал статью многое хотел написать! Потом почитал комменты и понял, что практически все уже написано до меня!

Статья написана даже неплохо с точки зрения личных предпочтений и изменений в процессе прослушивания, но вот ряд аргументов и выводы взяты с потолка и не выдерживают никакой критики, больше смахивают на вероучение, в которое нужно просто верить!

Мой взгляд на данную тему не меняется уже давно - все хорошо по своему и каждому формату есть место в системе! Слушайте и наслаждайтесь музыкой, теми форматами, которые ближе, будь то по техническим причинам, тактильным или просто субъективным предпочтениям по любым причинам! Не надо делить музыку по носителям и не надо пытаться отстоять свою единственно верную точку зрения! У каждого правда своя, а главное мерило - удовольствие от прослушивания любимой музыки!

- 56.02 дБ +
#

Поддержу автора в том, что цифровая эпоха отучила большинство людей выделять время для вдумчивого прослушивания альбома, а то что большинство здешних не такое, то это скорее подверждает правило, так же поддержу автора в том, что аналоговый звук (по моим впечатлениям) приятней, конечно не всё так однозначно как написал ТС, и были даже проигрыватели виниловых дисков с возможностью выбора треков, а значит человечество давно к этому стремилось. Про цифру я понял для себя главное: - звучать хорошо может, но сравнивать можно только сетапы от 500 т.р. и выше, а в нижнем ценовом диапазоне аналоговое звучание выигрывает. Правда расходы на аналоговые записи потом сведут на нет эту выгоду, но здесь и сейчас стоимость входного билета в качественный звук у виниловых проигрывателей ниже. На СД-диски ТС бочку катит правильно в одном - студии зачастую выпускают некачественные CD-релизы и до сих пор. А вот качественные винил-рипы и даже на CD звучат хорошо и зачастую лучше официальных, а это значит не формат виноват в том, что нам дисочек не понравился. Официальные хай-резы отдельная тема и не хочу её затрагивать.

- 50 дБ +
#

Никогда не скакал по трекам как Фантоцци, слушаю альбомы с начала до конца. О виниле не раз задумывался и даже проводил сравнения - но чую, не моё. Первое, совсем мало музыки - 22 минуты на сторону и второе - пыль, которая нереально мешает. В общем, уже более четверти века сижу на CD - там и останусь. Тем более, что аппараты уровня Грифон Микадо извлекают из компакт-дисков море Музыки со всей её многогранностью и вовлечённостью.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.