Слушая Кандинского. Классика и джаз: новое и переизданное [зима 2021]

ТEКСТ: Комментарии (17)
75.91 дБ
Слушая Кандинского. Классика и джаз: новое и переизданное [зима 2021]

Моцарт и дзен. Новые сюжеты перекроенного Баха. Москвичи, подключенные к космосу. Звучит как бред? Но вот так вот, почти наугад выбранные четыре альбома образуют прямо-таки удивительное единство.

Как там у поэта: чем случайней, тем вернее? Тот самый случай. Начнем по блату: с наших. Со своих. Русских. Со всемирным звучанием. Восхищаюсь Натальей Скворцовой. И меценатом Сергеем Красиным, который выпускает ее записи, хотя дело это, подозреваю, не особо доходное. Но CD — это физически на века, а такие альбомы забываются нескоро. У такой музыки, вообще, срок годности очень длительный. Если не бесконечный.

Трио Натальи Скворцовой «Empathy»

Произведения московской пианистки и композитора Натальи Скворцовой мы тут неоднократно рецензировали-обсуждали, так что стиль ее знаком: его можно охарактеризовать как «продвинутый» пост-боп с сильными композиторским и импровизационным началом.

Обычно она пишет на состав в пять-шесть человек, а вот тут выступила в трио — с барабанщиком Александром Зингером и контрабасисткой Дарьей Чернаковой. Тоже выдающиеся люди в своей среде. По сути, Скворцова делает такую музыку, как никто в России.

Первый же трек «Far Away» — драйвовые барабаны, поющий контрабас, стаккато фортепианных аккордов… То есть фактура у всех разная, они как бы поперек друг друга, но — сочетаются.

Вторая «Thaw» — по контрасту медитативная, с пустотами и паузами. Фортепиано намечает гармонию, контрабас играет смычком — и как тут определиться со стилями, если безбарабанное начало пьесы сошло бы за камерную классику?

Запись воздушная, но воздух этот плотный. Оксюморон? В общем, да — как и весь альбом. Я ж говорю — странная она, эта Наталья Скворцова. За то и любим!

Tidal, Deezer, Spotify


Trio Tapestry «Garden of Expression»

Продолжая тему: вот вам материальное доказательство того, что некоторые российские музыканты — в современном мире и в славной традиции. Потому что новый альбом саксофониста Джо Ловано — тоже про пустоты и обертоны. Полный дзен (даже упомянутый в названии одной из композиций).

Скворцова и 68-летний патриарх тенор-саксофона Ловано — что общего у них может быть? Ладно, есть в данном трио еще Мерилин Криспелл, игравшая с Энтони Брэкстоном — наверное, это уже поближе к креативной Скворцовой. И третья точка опоры сей странной конструкции — барабанщик Кармен Кастальди, который больше про интересные тембры, шумы и краски, чем про оголтелую виртуозность.

Такие три разные личности, давящие каждый свое, и все эти их мелкие фразы, нежные обертоны, паузы — как полотна Кандинского: тоже разноцветные штучки, рождающие гармонию.

Короче говоря, вот вам «нюансно-обертоново-василий-кандинский» альбом. Самое интересное здесь — кто такое придумал. Джо Ловано — в общем-то, мейнстримный, сессионный, правильный, мимикрирующий… Да какой угодно. У каждого — свой Джо Ловано. И здесь прямо-таки удивил!

К слову, это второй альбом трио, тоже записанный для ECM, и это «исиэмовская» продукция по саунду и общему ощущению. И совершенно оригинальная, как отпечатки пальцев. «Отпечатки» тут — в прямом смысле: штрихи музыкантов, их звук. Первая же пьеса начинается с такого теплого дыхания тенор-саксофона, что прямо удивляешься: откуда такая интимная романтика? Застали врасплох!

Tidal, Deezer, Spotify


Gidon Kremer, Kremerata Baltica «Vasks: Distant Light & Voices»

Переиздание на Warner отличного альбома скрипача Гидона Кремера 1999 года, тогда изданного классическим лейблом Teldec. Почему обращаем внимание? Да ведь в то посткризисное время могли и пропустить такое чудо. Притом нестареющее.

Даже сейчас редко бывает, чтоб целый альбом только с новыми произведениями современного композитора. За прошедшие 20 лет, правда, и Кремер, и его компатриот Петерис Васкс окончательно забронзовели. Сейчас 74-летний Васкс — живой классик. Его уже давно много играют и записывают музыканты всего мира.

Что-то подкупающее есть в этих простых распевах. «Новая простота» а-ля Арво Пярт. Легкий мрачняк, как погода в Латвии — там летом не очень жарко, иногда и прохладно, и ветерок поддувает приятный, так что в сочетании с тусклым солнышком можно получить ожог или тепловой удар… Я в детстве на своем опыте убедился. Эта неброская «экологичная» простота Васка пробирает до костей. Но ей надо открыться — как солнцу.

Tidal, Deezer, Spotify


Piotr Anderszewski «J.S. Bach: Well-Tempered Clavier»

Казалось бы: ну вот, очередная запись «Хорошо темперированного клавира» Баха. Да чуть ли не каждый сезон у нас в обзоре такое — мне самому уж надоело. А этот еще и не на клавесине, а просто на рояле.

Вот только за инструментом — виртуоз Петр Андершевский, играющий обычно романтиков. Индивидуальность. Его звук и фразировка интересны в любом случае. Но. Здесь у него прямо-таки революционный подход к материалу — круче, чем у любого аутентиста или авангардиста.

Идея: сыграть не все 48 произведений, а только 12 пар из Второй тетради. И не подряд. То есть нарушить/разрушить баховскую идею... чтобы что?

Андершевский не скрывает, что соединял пьесы по той красоте и контрасту, которые нравятся лично ему. И сделал так, чтоб углядеть там некий сюжет, прочесть ХТК как программное произведение, а не как набор упражнений со скрытыми смыслами. А у Баха вычитывали и вчитывали в него такую нумерологию, мистику, каббалу и прочее, что становится реально страшно. Получилась прозрачная хрупкая красота и романтика.

Tidal, Deezer, Spotify


Владимир Крайнев. Литовский камерный оркестр. Дирижер — Саулюс Сондецкис. «Моцарт. Концерты для фортепиано»

Наконец, под занавес прогнемся под изменчивый мир, обозрим цифровой релиз. К сожалению, великая наша «Мелодия» все чаще издает драгоценные архивные записи только в «цифре».

Бокс концертов Моцарта в исполнении великого (ну что поделать с этими эпитетами для артистов «мелодиевского» каталога?) Владимира Крайнева — это ж виниловая музыка! Ее хочется не только слушать, но вкушать!

Но, по моим субъективным ощущениям, яркая и эмоциональная игра Крайнева, его точность и драйв передают такой Моцартовский позитив, что… В общем, правда: главное — содержание.

Остается добавить, что цикл концертов начали записывать в 1986 году. Не завершили. Но в фондах «Мелодии» сохранились записи 12 концертов (№№ 1–5, 7, 10–15). Отлично. Ремастеринг выполнен в нынешнем, 2021 году. Так что наслаждаемся на всех гаджетах!

Tidal, Deezer, Spotify

75.91 дБ

Комментарии

#

Александр, спасибо:)) После работы - за поиски.

59.03 дБ
#

Спасибо!

PS. Совсем недавно меня заинтересовала история Латвийского камерного оркестра. И вдруг в и-нете - тишина! Если кто знает его судьбу, особенно после 1991 года - поделитесь. Спасибо.

50 дБ
⇡ в ответ @Alex_Bob #

Как искать:)) Их много, какой вы имели в виду?

https://www.ur.gov.lv/lv/legal...

https://www.philharmonia.spb.r...

50 дБ
⇡ в ответ @bluesevich #

я имел ввиду камерный оркестр латвийской государственной филармонии. То, что филармонии нет - я знаю. Вторая ссылка - вообще на страницу петербургской филармонии. А латышским, увы - не владею...

50 дБ
⇡ в ответ @Alex_Bob #

Да я сам не владею иностранными, но спасает переводчики в браузерах. А в петербургской филармонии вроде как концерт латышей.

50 дБ
#

Спасибо! +++

Trio Tapestry «Garden of Expression»

Вот этот именно альбом уже был у меня в закладках. И вчера только переслушивал его!

50 дБ
#

Спасибо за Garden of Expression, не слышал ещё.

50 дБ
#

Ловано реально хорош!

60 дБ
#

Спасибо!!! Воздушный и в то же время плотный джаз от Трио Натальи Скворцовой зашёл!

60 дБ
#

Спасибо за Piotr Anderszewski, новое имя для меня. Исполнение интересное, но, конечно, до глубины С.Рихтера очень далеко.

60 дБ
⇡ в ответ @AVR55 #

;)

50 дБ
⇡ в ответ @AVR55 #

о! про глубины! несколько месяцев назад в одном моём обзоре была запись ХТК Марии Юдиной. Как вам там глубина? Просто интересно) Спасибо!

60 дБ
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Я слушал (имел честь) Марию Вениаминовну на ленте, в исходнике... там все очень глубоко.

50 дБ
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Рассуждать о таких исполнителях - дело неблагодарное и заведомо ставит рассуждающего в максимально дурацкое положение. Окей, давайте так: в случае с Piotr Anderszewski я явно слышу, как исполнитель стремится понравиться. А в случае с Юдиной давайте сравним исполнение фуги ми бемоль минор из книги 1. На сайте некорректно обрабатываются ссылки с таймингом, поэтому вот:

youtu.be/rNl_vNVIpGM?t=1783

youtu.be/EMkELvW39oE?t=264

Всё же для меня - Рихтер.

53.01 дБ
⇡ в ответ @AVR55 #

понял. интересно , спасибо

53.01 дБ
⇡ в ответ @AVR55 #

Бах Рихтера, после Гульда - увы...

50 дБ
#

Спасибо Вам за трио Скворцовой! А вот трио с Ловано не особо впечатлило(судя по представленному треку),увы. Лучше бы Криспелл,дуэтом сыграла с Кастальди! Имхо. У меня много дисков с Ловано,где то он просто супер! Но на данной композиции обычен! Может он мне просто уже приелся! Пардон.Еще раз имхо.

50 дБ
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.