Одна из достопримечательностей Струэра — городской музей Struer Museum. Поскольку жизнь этого городка плотно связана с Bang & Olufsen, большую часть площадей музея занимает… техника Bang & Olufsen. На двух этажах расположилась ретроспектива жизни компании от первого сетевого переходника до последних умных технологий 2000-х.

В середине 20-х годов начался бум радио. В Европу приемники массово ввозили из Америки, поэтому приехавший оттуда Питер Бэнг (Peter Bang), который успел немного поработать на радиозаводе в США, решил со своим другом Свендом Олуфсеном (Svend Olufsen) собрать что-то свое. Целый радиоприемник для тех лет сделать было не так просто, поэтому инженеры ограничились сетевым переходником The Eliminator.

The Eliminator. Вот с этого неказистого прибора и началась история Bang & Olufsen

В те времена радио подключали через батареи, накапливающие энергию, а Бэнг разработал систему, которая позволяла включать радиоприемник сразу в сеть переменного тока. Нельзя сказать, что это было революцией, но свою славу прибор получил, и друзья всерьез задумались о полноценном бизнесе. 17 ноября 1925 года считается официальным стартом Bang & Olufsen.

Реклама The Eleminator троллит пользователей подобно современным мемам (вольный перевод): «Унижение! То чувство, когда вы пригласили вечером гостей послушать радио, и тут сдох аккумулятор»

Обе семьи — и Олуфсены, и Бэнги — были довольно обеспеченными, поэтому лаборатория сначала возникла в старом семейном особняке Олуфсенов. Когда мать Олуфсена поняла, что уже устала кормить приходивший к ним домой народ (сотрудников компании) и выгнала всех — партнеры заняли денег у своих отцов и построили фабрику, которую сейчас в компании называют Factory 1. Она была разрушена во времена Второй мировой войны. Как рассказала Иза Миккелсен (Iza Mikkelsen), консультант по продукции Bang & Olufsen, этот завод сразу же повлиял на местную экономику, потому что многие соседи стали его работниками.

Радиоприемник Bang & Olufsen 3lamper (1927 г)

Бэнг был главным инженером компании и погрузился в разработку новых продуктов, тогда как Олуфсен возглавил финансовую часть. Спустя два года, в 1927-м, они открыли новую фабрику и выпустили свой первый полноценный продукт — радиоприемник 3lamper, а в 1929 году — 5lamper, с тремя и пятью лампами соответственно.

Снизу радиоприемник Bang & Olufsen 5lamper (1929 г), а сверху — 4lamper (1930 г). Последний считался уже хайэндным продуктом из-за маленьких габаритов и дорогой лаковой отделки. Стоил он 450 крон, что примерно в полтора раза дороже 5lamper

Тогда же компания начала выпускать и радиограммофоны, однако про них вы мало прочитаете в официальной истории. Как объяснила Миккелсен, они были моделями штучными и довольно дорогими. Например, выпущенный в 1929 году Radiogrammofon 5 LV RG включал в себя тот самый радиоприемник 5lamper, а сверху виниловый проигрыватель, и стоил 1150 крон.

Радиограммофон Bang & Olufsen Radiogrammofon 5 LV RG
Первый микрофон производства Bang & Olufsen — Mikrofon kulkorn (1930 г)

Тут пришли времена звукового кино. В первый датский звуковой кинотеатр поставили системы Bang & Olufsen, и компания стала специализироваться на профессиональном оборудовании, а фактически — инсталляциях коммерческих кинозалов, причем не только аудио, но и проекторами — их настройкой, обслуживанием и т.п.

Однако фирма не переставала делать потребительские продукты и в 1934 году выпустила радиограммофон B&O Hyberbo 5. Признаюсь, меня эта штука сильно впечатлила. История говорит, что Питер Бэнг настолько восхитился внешним видом стула Wassily Chair от дизайнера и архитектора Марселя Брёйера, что решил сделать нечто подобное в стиле баухаус. В самой компании рассказывают, что отсюда и берет начало фирменный стиль Bang & Olufsen. Вы только посмотрите на фото ниже! Этот гибрид выглядит современно даже сегодня.

Радиограммофон B&O Hyberbo 5 (1934 г)

У самой компании и среди всех ее сотрудников эта модель есть только в единичном экземпляре, и он стоит в музее. Всего было продано около 150 штук, продукт оказался коммерчески провальным! Вот что значит опередить свое время. Поэтому к баухаусу компания вернулась только в 60-е, когда этот тренд стал более заметным во всем мире.

Радиограммофон B&O Hyberbo 5, вид сверху. Крышки можно закрыть, проигрыватель продолжит играть
Радиограммофон B&O Hyberbo 5. Спереди расположен ящик для хранения пластинок. Такая вот практичная техника

В 1938 году компания выпустила свое первое кнопочное радио Master 39 K. Это было оригинальное изобретение Bang & Olufsen, позже его уже взяли на вооружение другие производители. Кнопки, понятно дело, были нужны, чтобы запоминать станции. Одна кнопка — одна станция. Это был очень-очень популярный продукт. Потребителю все это казалось магией: нажал кнопку — и слушай.

Кнопочный радиоприемник Bang & Olufsen Master 39 K (1938 г)

Спустя год компания выпустила нечто по тем временам революционное — приемники Beolit 39. Их разработку Бэнг начал еще в 37-м году, решив, что нужно попробовать что-то другое, нежели обычный деревянный ящик. И сделал корпус из бакелита. Продукт получился компактным, оригинальным по форме и поэтому сразу стал очень популярным, особенно среди молодого поколения. Компания в разных модификациях производила модель до 1964 года. Отмечу, что оттуда берет начало еще и тренд называть модели со слова «Beo».

Радиоприемник Beolit 39 (1939 г)

В 1940-м году компания начала расширяться, и хотя в Данию пришла Вторая мировая война, фабрика продолжала работать. В 1941-м даже выпустила радиолу (приемник со встроенной акустикой) Grand Prix 41 со шкалой настройки, подсветка которой отключалась, когда она не использовалась, а в 43-м — радиограммофон Grand Prix 44 CH (приемник, виниловый проигрыватель и акустика).

Радиограммофон Bang & Olufsen Grand Prix 44 CH

Однако война беспощадна: завод был полностью разрушен. Сразу после ее окончания Бэнг и Олуфсен взялись за восстановление завода, и в этом оказалась даже некая выгода — пришлось оснащать его всем современным на тот момент оборудованием.

В 1946 года Bang & Olufsen возвращается с Beocord 84 U — проволочным рекордером (предшественники магнитофонов), между прочим, очень недешевым — 1700 крон.

Проволочный рекордер Beocord 84 U (1946 г) и микрофон Mikrofon MD 1 (1947 г)

Свой первый телевизор Bang & Olufsen выпустила в 1951-м году. Модель TV 508 S не содержала в себе ничего необычного, кроме того, что телевидения в Европе не было. Компании пришлось ждать еще год, пока не запустился телеканал в Гамбурге, и тогда появились покупатели. Внутри стоял 12-дюймовый кинескоп, причем, как и сегодня, компания делала упор на качественный звук. Как известно, изображение без хорошего звука — деньги на ветер, а потому три динамика и FM-приемник (тогда только появлялись FM-станции) делали TV 508 S практически аудиофильским продуктом.

Pladeskifter G 505 A (1950 г) — вертушка для встройки в мебель
Телевизор Bang & Olufsen TV 508 S (1951 г)
Микрофон Mikrofon BM 3 (1954 г)

В конце 50-х компания принимает решение пригласить внешних дизайнеров для разработки своих продуктов. В первом конкурсе побеждает и создает радиоприемник Mini 606 K Moderne, в котором используются латунная передняя панель и черная рамка. Сегодня, если вы посмотрите на фото ниже, скажете, что это обычный приемник, но тогда такой внешний вид казался настолько новаторским, что в названии использовали слово «Moderne».

Радиоприемник Mini 606 K Moderne
Оригинальный «комбайн» Beocord Unitape 512 K (1955 г) — это катушечный магнитофон и проигрыватель виниловых пластинок. Хорошо продавался и был особенно популярен в школах танца, потому что позволял записать на пленку композицию, потом замедлить скорость произведения для тренировок новичков
На датском языке это называется «Radio-Byggemobler», а фактически шкаф со встроенным телевизором, приемником и акустикой. Компания выпускала разные варианты этой «мебели». Их дизайн разрабатывал Иб Фабиансен (Ib Fabiansen)

На втором этаже музея представлен уже «новый век» Bang & Olufsen — время, когда компания стала активно использовать в своих изделиях алюминий, окончательно решила во главу стиля поставить направление баухаус, чем, на мое мнение, и заслужила мировое признание. Эти перемены также связывают с началом сотрудничества с дизайнерским бюро Якоба Йенсена (Jacob Jensen).

Проигрыватель виниловых пластинок Bang & Olufsen Beogram 1200 (1969 г), дизайн Якоба Йенсена. Эта модель, наряду со многими другими работами Йенсена, — экспонат Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA)
Музыкальный центр Beocenter 3500 (1971 г) включал в себя проигрыватель винила, FM-приемник аудиофильского качества и 40-ваттный стереоусилитель
Цветной Beovision 3500 (1974 г) стал первым телевизором, полностью сделанным на транзисторах, а значит, он меньше грелся. Разработали его английский дизайнер Дэвид Льюис (David Lewis) и датчанин Хеннинг Молденхавер (Henning Moldenhawer)
Катушечный магнитофон Beocord Correct Stereo (1959 г), дизайнер — Сигвард Бернадот (Sigvard Bernadotte) — сын шведского короля, который женился на простолюдинке и потому лишился прав на трон. Стал промышленным дизайнером
Катушечный магнитофон со встроенной акустикой Beocord Belcanto 608 (1962 г). Разработан командой B&O, в этот раз обошлись без дизайнера на аутсорсе
До того как появился довольно известный кассетник Beocord 5000, оказывается, был катушечный магнитофон с таким же названием
Концептуальная акустика Beovox CX 100 (1984 г). Это пассивные полочники в алюминиевом корпусе. Дизайн Якоба Йенсена
Проигрыватель виниловых пластинок Højtaller ST GP 607 (1960 г) со встроенным усилителем и двумя колонками в комплекте
Проигрыватель виниловых пластинок Stereo pladespiller 608 VF (1961 г) с фирменным алюминиевым тонармом

К сожалению, времени на посещения музея выдали очень мало, поэтому я довольно слабо охватил «новое время». Впрочем, многие вещи, по крайней мере, продукты 90-х до сих пор встречаются и у наших меломанов, причем совсем не обязательно это любители винтажа.

Промышленный дизайн в стиле баухаус в 80-х подхватили японские компании, причем в Bang & Olufsen считают, что с их продуктов копировали все — и Sony, и Apple. На мое мнение, может быть, и не копировали, а просто думали в том же ключе — хотели получить функциональный, простой, лишенный украшений, но одновременно красивый продукт.

Здание музея. Если случится побывать в Струэре — посетите музей, это интересно

B&O продолжает в том же ключе, но в связи с новой «экономической эрой» продукция из среднего класса перешла в топовый, элитный сегмент, поэтому уже не запоминается какими-то яркими массовыми новинками, а значит, и не определяет моду. Однако поход в этот музей мне в очередной раз напомнил, что как бы мы не относились к компании сегодня, она оказала существенное влияние на рынок потребительской электроники и выпустила немало хитовых продуктов.

А чтобы вы не думали, что компания все время беспокоилась только о звуке, вот вам розовый утюг и электрические бигуди производства Bang & Olufsen.

Первая часть репортажа с рассказом о последних новинках и действующей фабрике анодирования: Репортаж из головного офиса Bang & Olufsen: ферма-офис, соты-звуки и электрохимия