Одна из достопримечательностей Струэра — городской музей Struer Museum. Поскольку жизнь этого городка плотно связана с Bang & Olufsen, большую часть площадей музея занимает… техника Bang & Olufsen. На двух этажах расположилась ретроспектива жизни компании от первого сетевого переходника до последних умных технологий 2000-х.
В середине 20-х годов начался бум радио. В Европу приемники массово ввозили из Америки, поэтому приехавший оттуда Питер Бэнг (Peter Bang), который успел немного поработать на радиозаводе в США, решил со своим другом Свендом Олуфсеном (Svend Olufsen) собрать что-то свое. Целый радиоприемник для тех лет сделать было не так просто, поэтому инженеры ограничились сетевым переходником The Eliminator.
В те времена радио подключали через батареи, накапливающие энергию, а Бэнг разработал систему, которая позволяла включать радиоприемник сразу в сеть переменного тока. Нельзя сказать, что это было революцией, но свою славу прибор получил, и друзья всерьез задумались о полноценном бизнесе. 17 ноября 1925 года считается официальным стартом Bang & Olufsen.
Обе семьи — и Олуфсены, и Бэнги — были довольно обеспеченными, поэтому лаборатория сначала возникла в старом семейном особняке Олуфсенов. Когда мать Олуфсена поняла, что уже устала кормить приходивший к ним домой народ (сотрудников компании) и выгнала всех — партнеры заняли денег у своих отцов и построили фабрику, которую сейчас в компании называют Factory 1. Она была разрушена во времена Второй мировой войны. Как рассказала Иза Миккелсен (Iza Mikkelsen), консультант по продукции Bang & Olufsen, этот завод сразу же повлиял на местную экономику, потому что многие соседи стали его работниками.
Бэнг был главным инженером компании и погрузился в разработку новых продуктов, тогда как Олуфсен возглавил финансовую часть. Спустя два года, в 1927-м, они открыли новую фабрику и выпустили свой первый полноценный продукт — радиоприемник 3lamper, а в 1929 году — 5lamper, с тремя и пятью лампами соответственно.
Тогда же компания начала выпускать и радиограммофоны, однако про них вы мало прочитаете в официальной истории. Как объяснила Миккелсен, они были моделями штучными и довольно дорогими. Например, выпущенный в 1929 году Radiogrammofon 5 LV RG включал в себя тот самый радиоприемник 5lamper, а сверху виниловый проигрыватель, и стоил 1150 крон.
Тут пришли времена звукового кино. В первый датский звуковой кинотеатр поставили системы Bang & Olufsen, и компания стала специализироваться на профессиональном оборудовании, а фактически — инсталляциях коммерческих кинозалов, причем не только аудио, но и проекторами — их настройкой, обслуживанием и т.п.
Однако фирма не переставала делать потребительские продукты и в 1934 году выпустила радиограммофон B&O Hyberbo 5. Признаюсь, меня эта штука сильно впечатлила. История говорит, что Питер Бэнг настолько восхитился внешним видом стула Wassily Chair от дизайнера и архитектора Марселя Брёйера, что решил сделать нечто подобное в стиле баухаус. В самой компании рассказывают, что отсюда и берет начало фирменный стиль Bang & Olufsen. Вы только посмотрите на фото ниже! Этот гибрид выглядит современно даже сегодня.
У самой компании и среди всех ее сотрудников эта модель есть только в единичном экземпляре, и он стоит в музее. Всего было продано около 150 штук, продукт оказался коммерчески провальным! Вот что значит опередить свое время. Поэтому к баухаусу компания вернулась только в 60-е, когда этот тренд стал более заметным во всем мире.
В 1938 году компания выпустила свое первое кнопочное радио Master 39 K. Это было оригинальное изобретение Bang & Olufsen, позже его уже взяли на вооружение другие производители. Кнопки, понятно дело, были нужны, чтобы запоминать станции. Одна кнопка — одна станция. Это был очень-очень популярный продукт. Потребителю все это казалось магией: нажал кнопку — и слушай.
Спустя год компания выпустила нечто по тем временам революционное — приемники Beolit 39. Их разработку Бэнг начал еще в 37-м году, решив, что нужно попробовать что-то другое, нежели обычный деревянный ящик. И сделал корпус из бакелита. Продукт получился компактным, оригинальным по форме и поэтому сразу стал очень популярным, особенно среди молодого поколения. Компания в разных модификациях производила модель до 1964 года. Отмечу, что оттуда берет начало еще и тренд называть модели со слова «Beo».
В 1940-м году компания начала расширяться, и хотя в Данию пришла Вторая мировая война, фабрика продолжала работать. В 1941-м даже выпустила радиолу (приемник со встроенной акустикой) Grand Prix 41 со шкалой настройки, подсветка которой отключалась, когда она не использовалась, а в 43-м — радиограммофон Grand Prix 44 CH (приемник, виниловый проигрыватель и акустика).
Однако война беспощадна: завод был полностью разрушен. Сразу после ее окончания Бэнг и Олуфсен взялись за восстановление завода, и в этом оказалась даже некая выгода — пришлось оснащать его всем современным на тот момент оборудованием.
В 1946 года Bang & Olufsen возвращается с Beocord 84 U — проволочным рекордером (предшественники магнитофонов), между прочим, очень недешевым — 1700 крон.
Свой первый телевизор Bang & Olufsen выпустила в 1951-м году. Модель TV 508 S не содержала в себе ничего необычного, кроме того, что телевидения в Европе не было. Компании пришлось ждать еще год, пока не запустился телеканал в Гамбурге, и тогда появились покупатели. Внутри стоял 12-дюймовый кинескоп, причем, как и сегодня, компания делала упор на качественный звук. Как известно, изображение без хорошего звука — деньги на ветер, а потому три динамика и FM-приемник (тогда только появлялись FM-станции) делали TV 508 S практически аудиофильским продуктом.
В конце 50-х компания принимает решение пригласить внешних дизайнеров для разработки своих продуктов. В первом конкурсе побеждает и создает радиоприемник Mini 606 K Moderne, в котором используются латунная передняя панель и черная рамка. Сегодня, если вы посмотрите на фото ниже, скажете, что это обычный приемник, но тогда такой внешний вид казался настолько новаторским, что в названии использовали слово «Moderne».
На втором этаже музея представлен уже «новый век» Bang & Olufsen — время, когда компания стала активно использовать в своих изделиях алюминий, окончательно решила во главу стиля поставить направление баухаус, чем, на мое мнение, и заслужила мировое признание. Эти перемены также связывают с началом сотрудничества с дизайнерским бюро Якоба Йенсена (Jacob Jensen).
К сожалению, времени на посещения музея выдали очень мало, поэтому я довольно слабо охватил «новое время». Впрочем, многие вещи, по крайней мере, продукты 90-х до сих пор встречаются и у наших меломанов, причем совсем не обязательно это любители винтажа.
Промышленный дизайн в стиле баухаус в 80-х подхватили японские компании, причем в Bang & Olufsen считают, что с их продуктов копировали все — и Sony, и Apple. На мое мнение, может быть, и не копировали, а просто думали в том же ключе — хотели получить функциональный, простой, лишенный украшений, но одновременно красивый продукт.
B&O продолжает в том же ключе, но в связи с новой «экономической эрой» продукция из среднего класса перешла в топовый, элитный сегмент, поэтому уже не запоминается какими-то яркими массовыми новинками, а значит, и не определяет моду. Однако поход в этот музей мне в очередной раз напомнил, что как бы мы не относились к компании сегодня, она оказала существенное влияние на рынок потребительской электроники и выпустила немало хитовых продуктов.
А чтобы вы не думали, что компания все время беспокоилась только о звуке, вот вам розовый утюг и электрические бигуди производства Bang & Olufsen.
Первая часть репортажа с рассказом о последних новинках и действующей фабрике анодирования: Репортаж из головного офиса Bang & Olufsen: ферма-офис, соты-звуки и электрохимия