Сможет ли устройство многоканального звука оказаться правильным стереоисточником? Сейчас узнаем.

На написание данного материала отчасти подвигли регулярно ужасные измерения стереотракта AV-ресиверов. Даже в дорогих AV-процессорах творится полное безобразие. Похоже, ребята забили на стерео, полагая, что регулярные бомбежки сабвуфером отбивают желание совать нос в аудиофилию. Но поскольку из моей многоканальной системы сабвуфер исключен и слух сохранился, придется, по словам президента Лукашенко, понемногу «перетрахивать» этот вопрос.

Когда это произошло? Сложно сказать. Попробуем начать с той поры, когда все носились со словом Digital на морде компонента, а причастность к многоканальному звуку считалась самым перспективным направлением.

Sony TA-E1000ESD появился в 1989 году и поразил публику от мала до велика. Параметрический эквалайзер, Dolby Pro Logic, звуковые DSP-поля… Сложно сказать, кто составлял и на кого был рассчитан мануал TA-E1000ESD. Даже теперь я не в силах осилить все его закоулки. От настройки коэффициента отражающей способности стен становится тоскливо и страшно. С другой стороны, именно Sony TA-E1000ESD в качестве звукового референса регулярно поминал мой любимец Роман Пашарин (aka Лорд Килра) в своих поливах в журнале «Аудиомагазин». Сейчас Пашарин выбыл из движа и утешается сборкой китайских телескопов для изучения звёздного неба Щелково. Ну, а Sony TA-E1000ESD прибыл по месту тестирования.

Отчасти можно понять хайфайных дядек, проклинавших все девяностые и нулевые «нэды» и «кэмбриджи» с пластмассовыми фасадами. У Sony TA-E1000ESD, как и было положено ES серии, боковины обшиты ДСП-накладками с ламинатом под дерево — прямо как у колонок. На солидной черной панели загорается дисплей с матричным шрифтом. Режимы работы подчеркиваются лаконичными светоэлементами, не большими и не маленькими.

В органах управления совершенно нет ощущения какой-то алишной типовой рассыпухи, которая сейчас встречается сплошь и рядом. Согласитесь, как-то уныло в аудиотехнике жать на кнопки, словно в казенном лифте многоэтажки или госучреждения, на скорую руку облепленного уродскими вентпанелями.

В Sony TA-E1000ESD множество клавиш частично спрятано под откидывающимся баром, а сам прецизионный ход органов управления откровенно указывают на возможности производителя. Не поскупились! При этом стоимость модели в 1989-м была вполне адекватна, около тысячи долларов. В своих последующих аппаратах серии ES компания еще поддерживала уровень премиальной отделки, но вообще подобное отношение сохранилось только у дорогих японских брендов вроде Accuphase или Esoteric. Все остальные утешали потребителя, что они вложились в звук, а не в релюшки с нежнейшим откликом нажатия.

Изначально устройство рассчитано на американский рынок, но сзади его можно переключить на 220 или 240 вольт. В последнем случае тепловыделение процессора будет заметно ниже. О заокеанском происхождении напоминают лишь разъемы под плоскую вилку на кабеле питания и четыре вспомогательных розетки на задней панели. В правом нижнем углу находятся разъемы фирменной шины управления S Control. Через нее комплектным пультом ДУ RM-P1000 можно было управлять разной смежной техникой Sony. А модель пульта RM-S520, позволяла даже оперировать по S Control виниловым тангенциальным проигрывателем PS-FL7 — старт/стоп, опускать и поднимать иголку.

Sony TA-E1000ESD оснащен двумя парами фронтальных выходов на ОУ JRC NJM4580D, эквивалентных между собой. Таким образом, можно питать два усилителя. Но все-таки, лучше, чтобы они были не интегральными, а чистыми оконечниками, либо имели выделенный вход на секцию мощности. Ведь как такового фиксированного уровня в нашем процессоре нет. Всё определяется взмахом моторизированной ручки громкости.

Сегодня подавляющее количество этих разъемов, увы, бесполезно

Авторитет цифровых технологий и многоканального аудио в конце восьмидесятых был таковым, что у Sony TA-E1000ESD даже нет нормальных аналоговых входов. То есть сами-то разъемы RCA имеются с избытком, даже фонокорректор прицепили. Но все входящие сигналы оцифровываются встроенным АЦП Asahi Kasei AK5326-VP с разрешением 18 бит/48 кГц и подаются на DSP-процессор CXD1160. Никому в Sony и в голову не могло прийти, что кто-то откажется от параметрического эквалайзера или увлекательных режимов Theater или Hall. Все это великолепие с некоторым трудом можно отключить в меню, а насчет отдельного режима Direct Stereo производители спохватились только в следующей модели TA-E2000ESD. Однако все эти неудобства можно простить, учитывая, какой интересный ЦАП стоит внутри TA-E1000ESD и вполне умеренные цены на вторичном рынке сегодня. Аппарат действительно был популярным и до 1992 года их выпустили немало.

К сожалению, я не покажу вам те самые чипы Burr-Brown PCM1701P, уж поверьте на слово, что они там стоят. Дело в том, что сразу под крышкой сначала идет грядка видеокоммутации TA-E1000ESD с бесполезными ныне композитными и S-video. На втором уровне находится плата обработки звука, снабженная нехилыми теплоотводами. И только затем под ней, на самом, так сказать, basement установлена третья плата с цифровыми входами. Вообще в целом аппарат напоминает здоровый AV-ресивер. Так что там с PCM1701P?

Это оказалась довольно-таки редкая штука, в моноисполнении (т.е. их пара для стерео), на которую сегодня даже нет даташита. Говорят, это аналог (или косметическое развитие) 18-битного PCM58 с очень хорошей репутацией. Некоторые знатоки-мультибитычи ставят его выше 20-битного последователя PCM1702 и даже классики жанра PCM63. Во всяком случае, цена на PCM58 была самой высокой. В чипах R-2R счастье ведь не в экстрабитах, а в точности лазерной калибровки резистивной матрицы. И в этом плане допуски в спецификации на изготовление PCM58 были весьма строгими. PCM1701P изготовлялись на заводе Burr-Brown в Японии. В следующем TA-E2000ESD уже стояли родные ЦАПы Sony CXD2562, а сам аппарат поддерживал Dolby Digital.

Центральный, тыловые каналы и выход Rec Out у процессора обслуживались более скромными ЦАПами NEC µPD6376 с 16-битным разрешением. Занимательно, что на свой оптический выход TA-E1000ESD без проблем пропускает сквозным каналом до 24 бит/192 кГц. При том, что само устройство принимает на SPDIF-приемник Yamaha YM3623B и обрабатывает только 48 кГц, отбрасывая затем на конвертере 8 младших разрядов у 24 бит. DSP-эффекты не применимы к цифровому источнику сигнала, только к аналоговому. Но и вошедшие аналоговые сигналы после внутреннего АЦП по оптике уже не заполучить. С Дона выдачи нет, очень жаль. Тогда Sony TA-E1000ESD мог бы стать рекордером. Но не такова Sony, вбухавшая эшелоны денег в борьбу с незаконным распространением контента.

Приближение входящего цифрового сигнала к максимальному уровню 0 дБ, поджигает красную надпись OVER. Разумеется, что на современных фонограммах тревога будет загораться довольно часто. Для аналоговых и цифровых сигналов можно немного убавить входящий уровень с помощью регуляторов, расположенных под баром TA-E1000ESD. Но вмешиваться я не стал, чтобы не уменьшать допотопными цифровыми обработками оригинальную целостность потока.

Также было решено не мучить аналоговыми источниками Sony TA-E1000ESD, тем более, что работа ММ-фонокорректора не впечатлила. Этот звук нельзя было назвать жестким или оловянным, он был откровенно скучным и не покидал колонок. А разбирать работу параметрического эквалайзера или DSP-эффектов было не очень интересно, да и потребовало бы отдельного материала. Поэтому все дальнейшие впечатления были получены от Sony TA-E1000ESD в роли чистого стерео ЦАПа.

Подключение по коаксиалу понравилось больше, чем по оптике, хотя я настраивался на обратное, учитывая гальваническую развязку компонентов, насыщенных электроникой. Я решил начать с материала под стать временному континууму, в котором возник TA-E1000ESD. А именно скормить ему аудиофильские CD-сборники Stereophile и Telarc еще «тех» лет.

О да, здесь даже домашние заглянули в комнату, обратив внимание на ЗВУК, обычно я слушаю другую музыку. А тут заиграло так же грандиозно и пугающе, как в High-End салоне или на аудиовыставке. Саунд, который получился на Sony TA-E1000ESD, нельзя назвать расслабляющим, он недвусмысленно требует внимания и концентрации. Не совсем похож он и на виниловую пластинку, чтобы не говорили адепты мультибитов. Sony TA-E1000ESD неинтересно слушать на малой громкости, хочется прибавить тяги, хотя насыщенные моменты могут прозвучать утомительно. Не знаю, считать это достоинством или недостатком. Он не прячет ВЧ, все-таки это аппарат с традиционным фазолинейным фильтром и 8-кратной передискретизацией. И здесь я бы хотел объясниться.

Было бы слишком просто отбояриться каким-то заезженным эпитетом о телепортации на живой концерт. Нет, я ни на секунду не утратил ощущения аудиосистемы (хоть и с крутым звуком). Тем более, что и расслабиться не получалось из-за обилия на ранних сборниках Telarc Sampler русских композиторов: Чайковского, Мусоргского, Стравинского, чья вечно беспокойная интонация сантиментов и назойливости мне как-то против шерсти. И все-таки, продираясь через атаки чужой музыки, всякий раз хотелось отметить «реализм» какой-то детали вроде регистра органа или литавра. Нет, у меня так раньше не играло, хотя усилитель мощности и колонки остались прежними.

Память аудиофила услужливо подсказывала, что нечто подобное мне довелось слышать в гостях на индустриально красивом ЦАПе Proceed PDP с аналогичным чипом Burr-Brown PCM58P. Застолье было в соседней комнате. А из комнаты с аудиосистемой раздавалась тяжелая поступь баса в обрамлении короткого эха, придававшем музыке немного подвальный, но все же весьма живой характер сыгранности «здесь и сейчас». Но прошу суд не принимать во внимание этот абзац, потому что описанным событиям более десяти лет и все это может являться всего лишь авторской попыткой придать интригу повествованию.

С некоторым беспокойством я приступил к отслушиванию на 1000ESD своего традиционного материала — инди-рок, дрим-поп, нью-вейв, постпанк, шугейз, эмбиент, фолк, эйсид и прочие маргинальные гармонии разных лет. Попутно прикидывая, какой нужно будет городить селектор на усилитель мощности между ним и штатным RME ADI-2 Pro FS для мгновенного сравнения. Неужели были правы старики-мультибитычи и у дельты нет шансов?

В роли коммутатора по очереди выступили пассивный переключатель Luxman AS-4III и предусилитель Conrad-Johnston. Последний позволяет переключать входы через ДУ. В данном случае это было критично важно для окончательных выводов при сравнении. Ведь положение слушателя должно оставаться неизменным во время смены источника.

Оба аппарата одновременно получали PCM сигнал от USB-S/PDIF-преобразователя SOtM dX-USB HD, у которого много цифровых выходов на любой случай. Нелишним будет добавить, что перед сравнением на проводах, идущих с усилителя мощности Threshold на акустические системы, от Sony и RME я добился совпадения выходного напряжения до сотых долей вольта. Иначе об объективном сравнении можно только фантазировать, как о Proceed десятилетней давности. К счастью, оба источника позволяют тонко подстраивать уровень своих выходов и, при необходимости, вносить коррекцию в баланс каналов.

В итоге слушательская оценка показала примерный паритет возможностей. Современный аппарат, уступив в ряде моментов, в других аспектах не спасовал. А Sony TA-E1000ESD, сохранив свою способность внезапно очаровать дыханием и локализацией какого-то «достоверного звука», стал для меня пристрастным источником, но не универсальным .

После Sony, звучание RME ADI-2 Pro FS казалось будто с выключенным эквалайзером, на котором была накручена вкусная звонкость «для тарелочек». У Sony очевидно богаче тембры на акустических композициях, против более сглаженной и нейтральной подачи ADI-2. Перечисленные особенности относятся к материалу записанному микрофоном. Синтетические звуки (т.е. не клавишные, а именно смоделированные в среде музыкального софта) звучали на TA-E1000ESD совсем не так эффектно. Не очень нравились ему и всякие насыщенные, агрессивные фонограммы, которые RME обрабатывал куда более уверенно и невозмутимо. При этом сцене Sony порой не хватало полета, в отличие от RME, у которого звук способен отрываться от колонок полностью.

С хайрезами подтвердились история, которую я все время талдычу. Не надо транкейта, не загоняйте 24 бит на ЦАПы с более низкой разрядностью, какими бы меломанскими они ни являлись! Тембральные красоты Sony TA-E1000ESD сразу скукоживались, как будто из звукового шара выпускали воздух. В этой ситуации хайрез отыграет гарантированно хуже, чем обычный Red Book на 16 бит. И, между прочим, последствия транкейта заметней, чем тонкая разница между «дельта-сигмой» и R-2R, о которой я толковал выше. Скорее всего, подобные эксперименты впихивания HD Audio потока на старые чипы и приводили мультибитычей-винтажников к ложным выводам. Мол, все ваши хайрезы чепуха по сравнению с нормальным компакт-диском.

Перед тем, как перейти к технической экспертизе, несколько промежуточных выводов. Спору нет, Sony TA-E1000ESD хоть сейчас можно ставить источником на крутой аудиовыставке. Подрубить его к паре мощников, гонять классическую музыку и всякие блюзА – это будет успех. Главное, не пускать ничего с разрядностью 24 бит. Что касается современного домашнего применения, то окончательное решение зависит от структуры вашей фонотеки. Если вам никакие хайрезы не нужны, это must have. Лично я с удовольствием оставлю Sony TA-E1000ESD на коммутаторе в системе, чтобы переключаться на определенных фонограммах. Только не ставьте на верхнюю крышку ничего. Теплоотводы, надо сказать, греют так, что могут и технику подплавить.

Немаловажно и то, что для аппарата, в котором используется всего лишь двухканальный ЦАП, Sony TA-E1000ESD чертовски громоздок. Его нельзя будет поставить на подоконник в кухне либо возле компьютерного дисплея в качестве внешней звуковой карты. Абсурдное значение 340 Ом выходного импеданса на разъеме для наушников только подтверждает это обстоятельство.

Технический комментарий

Sony TA-E1000ESD способен создавать максимальное напряжение до 3,7 Вольт (крайнее положение регулятора уровня). В реальности, при прямом подключении к усилителю мощности от него потребуется даже меньше стандарта 2 Вольт. Поэтому все слуховые тесты были выполнены в положении громкости «до 12 часов», что соответствовало напряжению 0,6 Вольт.

Сопоставление характера искажений в высокочастотном диапазоне указывает на то, что клок-генератор в Sony TA-E1000ESD один и он настроен на 48 кГц. При воспроизведении контента с дискретизацией 44,1 кГц возникают мелкие помехи пересчета. Похожая ситуация наблюдалась с Sсhiit Jotunheim Multibit.

Характер гармонических искажений при подаче сигнала 1 кГц с дискретностью 48 кГц.
Характер гармонических искажений при подаче сигнала 1 кГц с дискретностью 44,1 кГц.

Также следует отметить на графике присутствие 50 Гц помех питания, что неудивительно для такого насыщенного электроникой устройства. Выключение дисплея никак на показаниях не сказалось.

Выход на наушники при сопоставимых характеристиках с линейным демонстрировал еще более высокий максимум напряжения 7 Вольт. Но высокий выходной импеданс обессмысливал эту затею. С такими параметрами сюда можно было включать разве что какие-нибудь 600-омные модели, которых у меня не было.

Аналоговые входящие сигналы ожидаемо обрезались по частоте 24 кГц (т.е. 48 кГц дискретизации), но сохранили линейность в отмеренном диапазоне. Динамический диапазон сигнала после двойной AD-DA конвертации по разрешению примерно находился между 15 и 16 бит. В целом достаточно приличные показатели для своего времени.

ЦАП Burr-Brown PCM1701P использует классический фильтр фазолинейного типа Sharp с 8-кратной передискретизацией. Выходной сигнал инвертирован по фазе. Насыщенный звук типа белого шума с уровнем 0 дБ конвертеру не очень нравится, растут шумы и интерсемпловые искажения в ультразвуковом диапазоне. Все успокаивается при снижении уровня на -3 дБ.

Несмотря на клок 48 кГц, устройство демонстрирует прекрасные показатели уровня джиттера на сигнале 44,1 кГц. Причем не только для своего времени, но и в сравнении с современными AV-процессорами. При этом оптическое и коаксиальное подключение демонстрируют немного разный характер.

Характер джиттера на коаксиальном подключении источника
Характер джиттера на оптическом подключении источника

У коаксиального варианта более выражены пики из-за более низкой, чем у оптики шумовой полки. В любом случае оба варианта заслуживают похвалы. Более того! Из-за внутреннего реклокинга в процессоре Sony TA-E1000ESD происходит элиминация джиттера потока, входящего по SPDIF. Таким образом, это предотвратит негативное влияние плохого транспорта. Такого, например, как AirPort Express, у которого частота вообще все время смещается туда-сюда. Ведь если в ЦАПе не будет предварительного буфера-реклокера либо ФАПЧ будет слишком короткой, то в рамках SPDIF мастер-клок всегда будет определяться внешним источником.

Что касается, TA-E1000ESD, то уже в 80-х годах уровень тактирующих цепей был достаточным для низкого джиттера. Главное было не экономить и ставить комплектующие с максимальным быстродействием, что Sony всегда могла себе позволить в аппаратах ES-серии.