Моя история создания вертушки полностью с нуля (и почему это не получилось)

ТEКСТ: Комментарии (37)
80.64 дБ
Моя история создания вертушки полностью с нуля (и почему это не получилось)

Найти в чулане старый Dual 701 и поместить содержимое в новый плинт — это одно. Полностью с нуля спроектировать подшипник, вращающие элементы, трансмиссию, развесовку, субдиск/опорный диск, плинт — совершенно другое. В статье на личном примере объясняется, почему выбор второго пути заканчивается покупкой готового изделия.

Привет всем.

Началось всё с того, что у моего тогдашнего проигрывателя обнаружился конструкционный недостаток, заметно влияющий на звук:

После прочтения комментариев было решено отказаться от пружинно-скобяной автоматики и тем самым отвязать тонарм от посторонних механических воздействий. То есть, оставить от изделия только плинт, подшипник, мотор с пассиком и полностью развязанный тонарм. На практике же стационарная часть тонарма оказалась совокупностью пластмассовых деталей, при изъятии одной из которых вся конструкция рассыпалась. Было решено, что данная ситуация однозначно не является тупиковой для относительно молодого технаря с головой и руками, и после получаса упражнений на мелкую моторику рук тонарм всё же был собран. Однако в процессе чем-то погнул трубку и тонарм стал практически японским — в том смысле, что силуэтом стал напоминать бумажного журавлика оригами.

И вот держу я, значит, в одной руке то, что осталось от тонарма, в другой отвертку, коленкой страхую от падения опорный диск массой 374 грамма, и понимаю всю свою, в широком смысле, ничтожность. Одно ясно: с ящиками из 6-мм фанеры и тонармами из фольги пора завязывать.

Дополнительной предпосылкой стало приобретение прекрасного во всех смыслах портативного устройства Cayin N6. Когда у тебя цифровой плеер играет в сто раз круче винилового сетапа — спрашивается, зачем тогда тебе такой сетап? Реально, между ними была просто пропасть. Даже одухотворённейший Вильгельм Кемпф стал на меня смотреть как-то по-другому.

«Алексей, купи уже "Кросли" и не мучай нас»

В общем, сложил я в пакетик то, что раньше было проигрывателем, положил аккуратненько в «прочие отходы» и занялся проектированием.

Мотивация. А за что тут вообще сотни тысяч?

На презентации Николай Фоменко рассказал, что идея создать свой автомобиль у него появилась, когда он, поскользнувшись на масляном пятне, разбил крыло своей гоночной машины. Производитель заявил, что ему необходимо две недели и несколько тысяч фунтов на восстановление. Но следующая гонка была через день, и техник Николая за 250 фунтов соорудил аналог в некой китайской фирме.

Примерно так же было и у меня. Проигрыватель кроме тонарма — это, блин, равномерно и бесшумно вращающийся круглый поддон для пластинки. Всё! Реально не понимаю, почему досочка из МДФ с металлическим стаканчиком, куда вкладывается штырёк на шарике, стоит 100 тыс. руб. Там себестоимость всего максимум долларов 200. Кажется, меня разводят. Но фигушки, я вам ещё покажу, как надо делать проигрыватели. Особенно воодушевлял тот факт, что производитель в мой бывший вертак за 35тыс без зазрения совести ставит китайский моторчик с али за $5 (оптовые партии, наверное, центов по 50):

Выбор форм-фактора

К 2020 году человечество каких только вертушек не придумало.

После двух недель изучения вопроса были сформулированы технические требования в будущему устройству. Итак:

- возможность установки нескольких тонармов;

- тяжелый опорный диск (я ориентировался на 6-8 кг);

- три мотора с пассиковой передачей.

Решение я подсмотрел у Transrotor Tourbillon FMD. Во-первых, это даёт запас крутящего момента. Во-вторых, позволяет применять вместо одного дорогостоящего мотора три попроще, из-за взаимной компенсации погрешностей во вращении. В-третьих, когда пассиков три, минимизируется влияние микродинамики каждого из них на вращение опорного диска (большая статья на тему приводов).

Достаточно близок к этим условиями оказался Transrotor Crescendo.

3 мотора под 120° у Transrotor Tourbillon FMD


Transrotor Crescendo

После запроса ценника на детали из акрила стало понятно, что стол будет из склеенных плит МДФ. Было решено отказаться от любых скруглений, поскольку любая неточность при фрезеровке сразу даст о себе знать на глянцевой поверхности. И, и в отличие от немного сплюснутого Трансротора, было решено делать плинт в форме правильного треугольника со шпинделем на пересечении медиан, тем самым обеспечивая три равноудалённых узла под армборды.

Тонарм

Сравнительно быстро нашёл на японском аукционе практически новый Lo-D AU-800, снятый вместе с родным шеллом с проигрывателя Lo-D HT-840. Пришёл за месяц, оказался в идеальном состоянии. За тонармами — только туда, можно вполне найти отлично сохранившиеся SME 3000-й серии в пределах тридцатки.

Проектируем плинт (пока всё хорошо)

Спасибо трудовому студенчеству, у меня уже есть неплохие навыки работы с векторной графикой в Corel Draw. Это мне позволило сделать геометрически верные чертежи.

Чтобы предоставить файлы для фрезеровки для изготовления плинта, пришлось освоить FreeCAD. 3D-модели:

Закупаем на Али детали будущего heavy-weight проигрывателя (пока что всё хорошо!)

Были куплены: пассики, моторчики, винитики, шпунтики. Деньги — смешные.


Прототипирование, проверка вращения

Из ДСП был сколочен стенд. После калибровки подстроечных резисторов удалось добиться бесшумного и стабильного вращения 4,5-кг стального диска.

Встреча с реальностью 1: подшипник

Вытачивание акрилового диска диаметром 304 мм и высотой 20 мм с отверстием диаметром 7,24 мм стоит сейчас 6 тысяч рублей. Плинт какой угодно — делается. Моторы, пассики, тонармы — покупаются. Ножки, субдиск, клэмп и прочие тела вращения не сильно дорого вытачивают как частники, так и специализированные предприятия. Исключение здесь составляют разве что алюминиевые/бронзовые опорные диски — их придётся вырезать из чушки диаметром не менее 310 мм (которое надо ещё отрезать от полена). Это все недёшево. Мне повезло — за 3 копейки нашел на авито уже выточенный для проигрывателя стальной диск массой 4,5 кг. Но так как сталь — магнитный материал, решено было сделать сэндвич вкупе с 23-мм акриловым диском.

С чем действительно проблема — подшипник. Самому проектировать и заказывать изготовление есть смысл, если вы — инженер-конструктор, знаете допуски, посадки и умеете рассчитывать натяг запрессовывания втулки с помощью матриц 5-го порядка. Я реально пытался в это вникнуть и могу сказать, что без профильного образования эту тему не поднять. Даже если вы всё же инженер-конструктор и всё рассчитали, то такой подшипник — это минимум токарные работы+фрезерование+аргонная сварка с последующей шлифовкой, не считая затраты на запрессовку втулки.

В общем, было принято решение использовать подшипник от Вег, унитр и им подобных :(

Встреча с реальностью 2: прецизионные детали

Мой чертеж субдиска:

Это — анриэл. Потому что: 1) никто не будет стачивать почти в ноль 150-мм чушку, это мегадорого 2) допуск шпинделя должен быть 1 микрон. Осуществить такой допуск со шлифовкой для единичной детали стоит около сотни тысяч рублей. После этого стало ясно, что проект неосуществим.

Встреча с реальностью 3 (уже и так всё понятно): плинт

У частников, которые изготавливают плинты, уже наработаны схемы для таких популярных моторов, как, например, Dual 701 или Thorens TD-134. Остальной глубокий кастом нужно выпилить и склеить минимум раза три — чтобы проверить подгонку деталей. Если нет товарища, который сделает это за пиво — очень дорого.

Чешем репу, делаем выводы

Попробовав это всё сделать, я теперь понимаю, почему виниловый хайэнд имеет такую стоимость. Львиная доля стоимости — прецизионные детали и точнейшее проектирование (уже не говоря о магнитных муфтах и прочих высочайших с точки зрения проектирования решений). Самому пытаться не стоит — совет всем, кто сомневается.

На весь проект за полгода были потрачены около 5 т.р. на всякие али и авиты. Учитывая, что курсы 3D-моделирования стоят дороже, считаю, я даже в профите)) Плюс приобретен опыт общения с токарями высших разрядов, девочками с мебельных фабрик и барыгами с Митинского рынка. Детальки выставил на авито — ждут следующего путешественника в мир халявного хайэнда.

Ну а у меня вопрос с проигрывателем решился весьма удачно — купил с рук Kenwood TRIO KP-770D в отличном состоянии без тонарма и поставил на него свой. The journey is over.

Всем добра и хороших пластиночек.

80.64 дБ +

Комментарии

#

Ух ты!!!

- 50 дБ +
#

Можно вопрос? А почему вы не захотели купить готовый проигрыватель выше классом, чем ваш бывший Dual? Есть неплохие варианты от японцев, например, Audio-Technica, Teac, они сравнительно недорогие и в принципе очень себе аудиофильские?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Technics'о-подобные Audio-Technica, Numark... (что там ещё), при всём к ним уважении, для меня скорее утилитарные, чем аудиофильские, никогда на них глаз не падал. А вид остальных досочек с простенькими тонармами до 70к как раз и сподвигал на что-то более увесистое.

- 50 дБ +
#

Прикольная, в самом хорошем смысле статья! Спасибо.

- 50 дБ +
#

Однозначно лайк!

- 50 дБ +
#

Да...опыт дело такое:))) Иногда весёлое, иногда грустное. В любом случае статья получилась интересной и поучительной.

А будучи среди барыг с Мити, что ж ко мне не заглянули?

ПС я вот прибарахлился в антикварке по случаю:))

Да, не фирма, но КАК записан Лундстрем!!!!

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

В сл.раз - обязательно✌️

- 50 дБ +
#

Мощно.

Как человек, обслуживавший около десяти лет, высокоточный координатно-расточной станок на мзспэ, прекрасно понимаю с какими трудностями вы столкнулись.

- 59.03 дБ +
#

Нас часто критикуют за "высокие" цены на наши проигрыватели..... Задумка была не плохая, но с технической стороны Вы пошли совсем не туда. DC мотор который Вы выбрали можно использовать только для диска весом до 1.5 кг. Он слабый, низкий крутящий момент, плохо настраивается большой диапазон неточности( вообщем полное ), но их ставят почти на половину винтажных и современных вертушек. Есть DC моторы которые продаются с драйверами, мощные, малошумящие, настройка делается с компьютера, но цена такого двигателя от 550 евро. Синхронные двигатели лучше и дешевле от 150 евро, без платы управления, могут сдвинуть диск до 10 кг. Подшипник и диск можно купить готовый. Только всех останавливает цена 45 тыс за алюминий вес 8 кг. и 55 тыс за акрил вес 5 кг. Моторы тоже продаются готовые, даже некоторые фирмы, не буду называть, покупают у китайцев готовые решения. Минимальная цена за начальный мотор с точной подстройкой 25 тыс сдвигает диск 3.5 кг, при увеличении веса нужно толкать рукой. Ну и купить тонарм. Т,Е. остаётся творчество изготовления стола. За полный набор готовых элементов придется заплатить 105 тыс вместе с тонармом и это будут детали начального уровня ХайЭнда. В итоге вертак выдет по 200 тыс с новым тонармом типа Rega. На картинке тюнинг не наш ))))

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Вот только только хотел вас ребята упомянуть! Дима, Валера, вы молодцы! Эх...ещё б мою Чибо до ума довели, цены бы вам не было:)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Привози пообщаемся или на РосХайЭнде увидимся.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #
DC мотор который Вы выбрали можно использовать только для диска весом до 1.5 кг. Он слабый, низкий крутящий момент, плохо настраивается большой диапазон неточности

Поэтому их и было 3, раскручивали 4,5кг диск за секунду на унитровском подшипнике. Меня больше волновало что у них высокий уровень рокота. Для решения этой проблемы заказал нейлоновые крепёжные винты 2М и резиновые демпферы, которые бороздкой фиксируются в отверстии на несущей пластине. Плюс, в плинте предусмотрел +5мм на полостях для прокладки синтепоном, если будет слышен шум. С едва слышным в тишине шумом моторов при отсутствии вибрации я готов был мириться.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVR55 #

Эти двигатели которые Вы выбрали не синхронизируются, высокая детонация не видимая глазу обеспечена. Каждый из двигателей вращается по своему. Шумят они от перегруза. Добиться более менее тихого вращения можно если пасик будет чуть чуть натянут, если сильно то сразу мотор начинает греметь.

- 50 дБ +
#

Если ты увлечён железными дорогами и паровозиками то можно:
— взять денег и заказать себе на настоящий паровоз.

— нашарив дыру в кармане купить игрушечный паровоз

— самому попробовать на даче выточить паровоз


— просто купить офигенный винтажный настоящий паровоз паровой стим-эпохи по цене лома с запасных путей

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

И....... сдать его опять в металлом.

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Мы мирные люди но наш бронепоезд ... пашет второй год

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Самое главное чтобы звук нравился

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Чист как слеза

ЗЫ не был бы голодранцем заказал бы новый )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Зачем? Шикарный перегонный куб может получиться:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

а вы понимаете толк в увлечениях, сэр. К сожалению не нашёл аутентичный куб((( взял голландский аламбик , денег наскрёб только на восьмилитровый.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

да нафига вам этот медный обскурантизм? Вакуумная отгонка - вот это сила

- 50 дБ +
#

Мораль сей сказки такова, что за дешево сделать LP проигрыватель высшего уровня не так просто и самое главное не так дешево! За статью большое спасибо! Будет полезным уроком, кто наивно думает, что любой и каждый может своять себе за 3 рубля Transrotor!

- 56.02 дБ +
#

Я одно время хотел делать узел вращения на основе втулки и клапана от мотоцикла. Видел в сети даже проекты на клапане от Харлея. В итоге, правда, пользуюсь вертушкой от Pro-Ject.

- 53.01 дБ +
#

Конструировать сейчас подобные аппараты, игнорируя технологию 3D печати, во всю используемую остальными участниками — заранее обречь себя на поражение.

- 50 дБ +
#

Очень интересный материал. Благодарю, читал с интересом

- 50 дБ +
#

Нет ни одного комментария, я пошёл другим путём, вот смотрите и у меня получилось лучше потому что то-то и то-то, одна критика. Я уважаю людей которые творят, надо много задач привести к одному знаменателю, и везде компромисс, определиться с приоритетом...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeiPro #

Мы пошли другим путём и у нас есть 7 вариантов проигрывателей разной конструкций выпускаемых серийно и эксклюзивно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Зачем сравнивать частное лицо и компанию? Разные весовые категории. А Dual делал все сам, и тонарм, и моторы.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeiPro #

NewArtVinyl делает всё сам , и тонарм, и моторы и опорные диски и пасики и мононити и коврики и др)). А моторы все производители вертаков покупают у фирм делающие моторы. Размещают заказы под свои условия, а схему управления делают свою.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Я рад, что в нашей стране есть производства, не зависящие от импорта.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

- Покупайте самовары! Покупайте самовары!

- Ребе, при чём здесь самовары, мы же овощном рынке

- Покупайте лучшие самовары на всём овощном рынке! Покупайте лучшие самовары на всём овощном рынке!

- 65.05 дБ +
⇡ в ответ @AVR55 #

Возвращается Вовочка поздно—поздно домой. На пороге его встречает отец.

— Ну что, опять шлялся по бабам, пил, курил, музыку крутил... — Пап, зависть — плохое чувство.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

взрослеет сын, отец решил просветить его по половому вопросу. слушай сын ,ты растёшь, женщинами начинаешь интересоваться... Отец давай короче, чего тебя интересует.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @SergeiPro #

Компания-то из двух человек:)) Зайдите к ним на канал, посмотрите как они своими ручками всё делают:))

- 50 дБ +
#

Мне кажется причина Вашей неудачи в том, что Вы начали "плясать" от плинта, а не от узла вращения. Сильно сомневаюсь что даже вертушечные фирмы сами проектируют подшипники - практически любой подшипник с необходимыми параметрами можно купить готовый. Претензионную втулку с валом тоже можно найти - велосипедная конечно не подойдет, но если посмотреть на запчасти к двигателям для авиамоделизма, то допуски там как раз подходящие. И даже "магнитная" подушка для разгрузки подшипника тоже реализуется элементарно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Hello_Max #

Нет каждая уважающая себя фирма старается сделать свою конструкцию проигрывателя и очень часто это очень интересные варианты. Вот перечислю некоторые варианты пошипников. У кого-то ось из керамики и магнитная левитация, где-то масляная ванна с подогревом, у других на сапфировом основании крутится рубиновый шарик, есть инвертированные подшипники с затягиванием масла по спирали, есть где подшипник работает на сжатом воздухе и т.д.

- 50 дБ +
#
Когда у тебя цифровой плеер играет в сто раз круче винилового сетапа

Вот уж точно. Посмотрел на своего Арктура-006, попытался вспомнить когда последний раз ставил пластинку и не смог. Раньше каждая пластинка была событием. Как сейчас помню, холодной вологодской зимой 1988 года прикупил диск неведомого мне тогда Криса Ри, и в комнате моей общажной вдруг поселилось солнечное калифорнийское лето. Сейчас же такой гигантский выбор чего нового послушать, качество звука даже в обычном сетапе переплевывает все, о чем и не мечталось в те годы, а волшебства все меньше, и праздника меньше. Потому, наверное, и пытаемся винил возродить, что хочется чуда. Но не получается.

- 56.02 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.