Тест акустики Focal Scala Utopia III Evo: завершающий этап эволюции

Тест акустики Focal Scala Utopia III Evo: завершающий этап эволюции

Линейка акустики Focal Utopia — вершина деятельности этой именитой французской компании. Utopia существует много лет, поэтому логично, что с некоторой (совершенно точно ненавязчивой) периодичностью в линейке и в конструкциях отдельных моделей происходят изменения. Они всегда вызывают массу дискуссий, потому как в аудиофильском сообществе редко кого эта акустика оставляет равнодушным, и мнения относительно изменений и моделей встречаются разные.

На мой вкус и слух, у модели Scala были версии не очень удачные, выпадающие из того общего уровня и класса, на которые можно рассчитывать от акустики, объединенной именем Utopia. И вот совсем недавно на свет появилась новая версия — Scala Utopia III Evo, третья по счету лично для Scala и ставшая частью глобального обновления всех «Утопий». С этой новинкой мы и будем знакомиться, изучая ее с должным уровнем придирчивости.

Больше цвета

В первую очередь интересно разобраться с изменениями и звуком у Focal Scala Utopia III Evo, потому что аналогичному процессу обновления подверглась практически вся линейка Utopia. Новая Scala доступна уже сейчас, а остальные модели, вплоть до самой старшей Grande Utopia (представленные в обновленном виде на недавней мюнхенской выставке), появятся в продаже осенью. Таким образом, это не единичное изменение одной конкретной модели, а эволюция всей линейки.

Единственное, что меня несколько удивило, в рамках прежней серии Utopia III, без приставки Evo остались полочники Diablo. Ладно бы, если там остались центральный канал Viva и «утопический» сабвуфер, но полочники… Неужели им назначили исключительно роль дорогих тылов? Сомневаюсь, ведь это очень достойные колонки. Может быть, вопрос в конкуренции с младшими Sopra, которые и вправду так же хороши? Однозначного ответа у меня нет. Качественный класс изменений пока изучим на примере Scala Utopia III Evo, которые сейчас оказались младшими во всей линейке. Хотя, конечно, это очень условно — младшие да, но крупные трехполосные напольники по 85 кило весом с понятием «младшие» увязываются скорее условно.

Общий вид Focal Scala Utopia III Evo на фоне «сородичей» из других линеек

На первый взгляд внешние изменения не очень заметны, но это только на первый взгляд. Принадлежность к линейке Focal Utopia тоже определяется безошибочно. Впрочем, если бы компания кардинально переделала акустику и всю линейку, это вызвало бы следующие вопросы: что случилось, смена идеологии, или это намек на то, что раньше было «все сложно»? Но подобное трудно вообразить.

Внешнее исполнение акустики безупречное. Можно спорить о дизайне с точки зрения личных вкусов и пристрастий, но если от них абстрагироваться, то акустику просто приятно рассматривать и в целом, и чуть ли не под лупой в деталях — ни одной шероховатости, ни одного сомнительного момента. Фирменный, сложный и дорогой в изготовлении корпус, местами достигающий толщины в 6 сантиметров, отделан и собран идеально. Покрытие, подгонка деталей и стыков, качество отдельных деталей — все хорошо.

Берилиевая мембрана твитера

Немного изменилась палитра штатных отделок. Кроме привычного и ожидаемого белого и черного лака, появились такие варианты, как Metallic Blue (действительно синий металлик), Ash Grey (я бы назвал это металлический серый), и British Racing Green (глубокий зеленый цвет, хорошо знакомый поклонникам английской автомобильной спортивной классики). Кроме того, можно заказать практически любую окраску по цветовой палитре, ведь условия для России будут схожими — те же 10 процентов к цене базовых вариантов. Демо-образцы отделки я видел: отличное качество, глубокие цвета и красивый лак.

Больше клемм

Конструкция принципиально осталась прежней — среднечастотник и твитер расположены каждый в своем закрытом объеме, фактически в отдельных, соединенных под некоторым углом корпусах (чтобы уровнять временные задержки и создать желаемую диаграмму направленности), а низкочастотная секция использует порт фазоинвертора большого диаметра, направленный вниз, в основание акустики.

По умолчанию хрупкий твитер закрыт жесткой условно несъемной алюминиевой сеткой

Изменения, заметные снаружи, — новый сложнопрофильный подвес TMD (Tuned Mass Damper), использованный в конструкции 16,5-сантиметрового (вот это нормальный размер для «серединки») среднечастотного динамика, впервые появившийся и опробованный на линейке Sopra. Такой подвес минимизирует возможность лишних резонансных эффектов, что в свою очередь может способствовать более точному и чистому звуку.

От Sopra же пришлась к месту алюминиевая условно-несъемная защитная сетка для 27-миллиметрового вогнутого бериллиевого твитера. 27-сантиметровый басовик вроде бы оставили без изменений.

Еще, при внешнем осмотре можно увидеть, что акустика получила совершенно новую коммутационную панель, позволяющую использовать би-ампинг или би-вайринг. Здесь теперь не одна, а две пары отличных акустических клемм WBT, в базовом варианте замкнутых родными перемычками.

Идеология и реализация подстроечных перемычек, позволяющих настраивать отдачу по басу и по верхним частотам, осталась прежней — по три значения на каждую регулировку и родные массивные подпружиненные перемычки. Регулировки без фанатизма — и там и там только плюс-минус 1 дБ. На этом фоне немножко изменились параметры работы кроссовера. Совсем немного, но у техники такого класса мелочей быть не должно.

Но на самом деле сетку можно и снять, если условия использования позволяют

Диффузоры изготовлены с использованием известной, прекрасно себя зарекомендовавшей фирменной трехслойной конструкции из вспененной основы и двух слоев стекловолокна, — это так называемые W-диффузоры. Внутри «силовые цветочки» (Power Flower) тоже остались — это наборные конструкции, составленные из нескольких круглых и расположенных по кругу магнитов-«лепестков». А к среднечастотнику еще и прибавилась система-технология NIC (Neutral Inductance Circuit), использующая кольцо Фарадея, добавленное к конструкции магнита динамика. Применено это для стабилизации характеристик динамика при любом положении катушки в зазоре. Как результат — меньше искажений, чище и разборчивее звучание.

Легче пуха

Заканчивая про динамики, хотел еще немножко рассказать про твитер, и в том числе про его мембрану. Внешне вогнутый бериллиевый купол в разных версиях я видел неоднократно, все-таки для Focal это давняя фирменная технология и большая гордость. Тут же мне представилась возможность подержать в руках отдельно сам купол, который никогда не собирали в цельный твитер. Логично, что бериллиевый купол должен быть очень твердым, но хрупким. Ломать его я, конечно, не пробовал, но вот вес впечатляет. Если его просто отпустить с руки, то он не будет падать, он будет планировать и кувыркаться в воздухе, как листик или семечко растения — сопротивления воздуха достаточно для неспешного полета.

Среднечастотник Focal Scala Utopia III Evo

И еще один важный эксперимент, который с акустикой Sopra ранее мне не удалось проделать. Условно-несъемную защитную сетку с твитера все-таки можно снять. И хотя таких рекомендаций нигде нет, если открутить два винтика и снять защиту, то под ней обнаружится совершенно аккуратная поверхность и даже надписи «Beryllium» и «Hand made in France». Косвенно все это как бы намекает, что если в вашей комнате прослушивания получится обеспечить твитерам должную безопасность, то сеточки можно и открутить. Кстати, забегая вперед скажу, что результат слышен, не то чтобы слышен катастрофично, но разница есть и без сеточки звук чуть чище и прозрачнее.

Еще из нюансов — внутренняя проводка. Не знаю, каким кабелем она сделана, но мне попалась информация, что провода тоже французского происхождения. Ну а в характеристиках самой проводки существенно то, что для твитера и среднечастотника использовано сечение в 4 квадратных миллиметра, а для басовика — все восемь.

Еще раз сложив в уме все изменения, я сделал вывод, что инженеры, конструировавшие обновленную модель, проделали свою работу аккуратно и продуманно. На месте компания и ее разработчики точно не стоят, совершенствуя именно то, что нужно. Это не косметика ради нового индекса на корпусе, а тонкая и профессиональная доводка. Таковы общие первые впечатления от знакомства, дальше нужно слушать — бывает ведь и так, что внешне все здорово и логично, а звук вызывает вопросы. Но не буду заранее ни хвалить звук, ни пытаться его прогнозировать.

Звук: масштабный, уверенный, светлый

Первой поставил запись Susan Wang «Close To You». Сразу заметно, что акустика уверенно чувствует себя в большом помещении, создавая вполне реалистичный объем звука с хорошей эшелонизацией по глубине и весьма точной проработкой контуров и объема образов.

Кстати, тестируя современные модели Focal, особенно из старших линеек, я замечал, что зачастую масштаб и объем получаются лучше ожидаемого как количественно, так и качественно. Также в общие фамильные черты можно записать и отношение к расстановке, с которой я решил поэкспериментировать сразу же во время прослушивания первого диска. Расстановка возможна и параллельная, и разворот не возбраняется совершенно — все подгоняется под конкретные условия помещения и под личные предпочтения. Я выбрал расстановку с умеренным разворотом на слушателя и достаточно удаленной точкой прослушивания.

Басовый динамик Focal Scala Utopia III Evo

На примере этого диска звук получился не резкий, прозрачный, с открытой детальной серединкой и большим количеством весьма достоверных и подробных верхних частот. Бас несколько смягченный, но не расхлябанный, без недостатка контроля. Хотя в полной мере, конечно, не по этой записи стоит оценивать басовые способности акустики и системы. Открытость и легкоподвижность, однако, не приводят к ощущению переокрашенности или навязчивости, а учитывая специфику записи альбома, можно было бы ожидать навязчивость и даже слащавость, но этого нет.

Кстати, с усилением McIntosh акустика действительно неплохо играет: по ощущениям ее собственный характер не теряется, а специфика звука «Маков» не становится основой характера системы. Скорее получается вполне деликатное сочетание.

В целом характер звука немного светлый, эмоционально насыщенный, фактурный. Но в то же время в почерке нет расхлябанности, не проявляется излишняя эмоциональность, которая могла бы помешать восприятию и утомить. Также нет совершенно никакой синтетики или зажатости, как, к примеру, и других крайних проявлений, как то излишний педантизм, жесткость или строгость. И в целом все очень неплохо сбалансировано: характер у звука имеется, причем интересный, узнаваемый и запоминающийся, а вот заметных перекосов или разбалансировки нет.

Каждому динамику в конструкции, по сути, отведен отдельный корпус

Следующий диск — Rene Aubry «Memories du Futur». Здесь сообразно записи есть и глубокий бас, вполне совпадающий с тем, что заявлено в паспортных данных, и объем с воздухом, так что в целом все складывается в реалистичную и интересную музыкальную картинку. Некоторая доля теплоты и осветленности присутствует, но общую картину совсем не портит, скорее изысканно дополняет.

Сцена точная, но образы и планы прорисованы без голографичной остроты, скорее они телесны и естественны. Вокальные партии звучат отлично и сами по себе, и в составе всей записи. При явно выраженной эмоциональной насыщенности баланс между ней и аналитичностью выдержан хорошо — высокая детальность и хорошая динамика, несомненно, идут на пользу звуку.

Основание акустики

Еще одна запись — «Sidney Bechet et Claude Luter». С некоторых пор я стараюсь обязательно брать в тест что-нибудь совсем старое, но более-менее прилично переизданное (если речь идет об использовании цифровых носителей). На таких записях очень хорошо можно разобрать некоторые способности системы и акустики в частности.

В одних случаях одна и та же старая монозапись будет звучать тускло, безжизненно и упрощенно, с точкоподобной сценой, в других — будут слышны все возрастные проблемы и огрехи, но слушаться будут не они, а музыка в целом. Конечно же, немалую роль здесь сыграют высокая детальность и тембральная разборчивость и подробность. Также на пользу пойдут отсутствие перекосов и ровный, неакцентированный тональный баланс. Ну и конечно же, способность полновесно отстраивать специфическую монофоническую «сцену».

Порт фазоинвертора у Focal Scala Utopia III Evo направлен в основание

На практике очень хорошо получилось. Конечно, крупные напольники в большой комнате в принципе окажутся в выигрышном положении, но кроме масштаба нужно еще и качество... С качеством все хорошо: детальность высокая, даже старый «пыльный» звук слушается как более живой и прозрачный. Насыщенность есть, тусклость отсутствует. Можно слушать, можно анализировать запись — это остается на усмотрение слушателя. Ну а немножко света и теплоты подчеркивают эмоциональность живой записи. Моносцена строится правильно, к ней никаких нареканий нет. Объем и размеры звука здесь точно идут на пользу записи.

Звук: честный, эмоциональный, ладно сшитый

Дальше поставил диск-сборник «Jazz in Paris Remixed», состоящий из необычно переработанных джазовых стандартов. Передача ритма и эмоций на отличном уровне. Объемный, структурный, правильно перетекающий сообразно записи, или, наоборот, острый и хлесткий бас, качественная нижняя середина. Да, впрочем, и со всем остальным диапазоном полный порядок.

Что порадовало — так это сшивка всех трех полос. Я не услышал ни разнохарактерности, ни отставания-запаздывания, ни разнотональной окраски — все воспринимается на слух как единое целое, без разрывов. Конечно, верхних частот бериллиевые твитеры выдают много, но верха не ощущаются как задранные или акцентированные, просто они точные, прозрачные и детальные, без остроты. И этот характер отлично стыкуется со среднечастотным диапазоном, а тот, в свою очередь, перетекает в басовую составляющую. Практически бесшовно на слух.

Акустику можно установить и на ножки-шипы, но есть и такие вот колесики. Удобно, хотя бы на время подгонки расстановки, все-таки вес у колонок солидный

Еще на примере этого диска я отметил, что, несмотря на хорошие аналитические способности, вся система в такой реализации все-таки больше тяготеет к эмоциональной подаче. Интересно слушать, музыка увлекает.

Звучанию альбома Anorexia Nervosa «Drudenhaus» динамики, пожалуй, хватило, но пусть даже чуть светлый и чуть смягченный звук здесь оказался не самым удачным. Формально все читается хорошо, даже по детальности особых претензий у меня нет, что удивительно, но практически любой человек, иногда включающий тяжелый металл на хайэндной системе (а таковых я знаю немало) предпочел бы более темный, более плотный звук, больше подходящий для подобной музыки. Больше тьмы, страха и мяса с кровью... Впрочем, тут все более-менее понятно — с формальными критериями акустика справляется, но для тяжелого жанра нужно другое окружение, другая система. А вот если бы задача стояла на уровне просто рок-музыки средней степени тяжести, то эту задачу уже можно было бы считать решенной.

Две пары клемм и перемычки, подстраивающие параметры ВЧ и НЧ

Потом послушал «Лирические пьесы» Грига. Кстати, тоже запись весьма старая, соответственно, со своей спецификой. Так эту специфику и слышно, но музыку слушать она совершенно не мешает. Да, рояль звучит немножко «истонченно», без должной глубины, но это вопрос к записи, а все остальное тракт вытягивает как может, и в результате можно просто слушать музыку, совершенно не обращая внимание на артефакты. Впрочем, на деле звук получился живее и многограннее, чем я ожидал. И воздух есть, и объем-пропорции точные и выверенные.

И последний диск — исполнение Концерта для альта с оркестром Уильяма Уолтона. В целом все очень неплохо, хотя запись сложная. Иногда заметно, что послезвучия начинают гаснуть чуть-чуть быстрее, чем хотелось бы, но это точно не вопрос к акустике, просто тут была бы уместна система более высокого уровня. Даже если конкретное сочетание нравится (а веские причины понравиться здесь есть), то логичнее бы выбрать и усиление, и источник из старших линеек. Также временами чуть сильнее акцентируются солирующие инструменты, но общая картина передается верно; динамика и детальность на уровне; тональный баланс как был чуть-чуть светлым, таким и остался, без каких-либо выраженных перекосов даже на сложных фрагментах. Произведения на этом диске очень разные по эмоциональному настрою, и в каждом отдельном случае все воспринимается точно, честно и в должной полноте.

Выводы

По внешности и исполнению не могу придраться ни к одному винтику. Очень цельная акустика с отличными музыкальными способностями. Притом не экзотика-эзотерика, без вычурного характера или странных заморочек. К тому же это результат работы крупного производителя, самостоятельно выпускающего и корпуса, и динамики на французских производственных мощностях, собирающего все с должным уровнем контроля качества.

Защитные грили у динамиков раздельные

Также очень приятно, что Фокал эволюционирует, разработчики доводят модели с ювелирной точностью, но при этом стиль и характер звучания сохраняются. Что касается этой, третьей по счету в истории Scala Utopia, то никаких следов недочетов первой версии, конечно же, нет (они ушли еще в предыдущей реинкарнации), а звук стал еще точнее и чище. Пожалуй, я не могу себе представить, что еще здесь можно улучшить и куда этой акустике дальше эволюционировать.

Очевидно, что владельца Focal Scala Utopia III Evo (если он, конечно, не купит ее за красивый вид и потому как попросту может за нее заплатить) ждет непростая задача — подбор компонентов системы. Играть будет каждый нюанс, все будет слышно. Поэтому на изначальный подбор компонентов и на последующую доводку стоит обратить максимум внимания. Но если так подойти к делу — можно выстроить желаемый, до мелочей свой(!) звук. Жанровости именно от акустики я в процессе теста не услышал, только особенности того, как отыграла система в целом (как раз систему-то хотелось бы повзрослее). Вообще, на основе Focal Scala Utopia III Evo можно выстроить систему под самые сложные записи и жанры. А ведь это только «младшая» модель из всех «Утопий»… Впрочем, движение по модельному ряду вверх во многом будет оправданно при наличии подходящего помещения и желания масштабировать звук с должным качеством.

Цена: 2 900 000 рублей

Официальный сайт: Focal Scala Utopia III Evo

Музыкальный материал:

Anorexia Nervosa — Drudenhaus / Osmose OPCD 094 / Stereo

Edvard Grieg — Lyric pieces Opp. 12,43,46,65 — Alexander Goldenweisser / Мелодия MEL CD 10 02118 / Stereo

Jazz in Paris Remixed / Universal 0602498404645 / Stereo

Rene Aubry — Memories Du Futur / Hopi Mesa 3113162 / Stereo

Sidney Bechet et Claude Luter / Universal 159 921-2 / Mono

Susan Wang — Close To You — RM070HQ / Stereo

William Walton — Viola Concerto — Yuri Bashmet, The Academic Symphony Orchestra of the Moscow Philharmonic Society, cond. D.Kitaenko — Мелодия MEL CD 10 02293 / Stereo

Паспортные данные:

Акустическое оформление: фазоинвертор

Схема: три излучателя / три полосы

ВЧ излучатель: IAL2 - 27 мм, вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой

СЧ излучатель: 16,5-см с «W»-диффузором, TMD подвесом, магнитом «Power Flower» и технологией NIC

НЧ излучатель: 270 мм, с «W»-диффузором

Частоты раздела кроссовера: 220, 2400 Гц

Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 27 Гц – 40 кГц

Нижняя граница (-6 дБ): 24 Гц

Импеданс (ном/мин): 8/3,2 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 500 Вт

Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м)

Вес: 85 кг

Размеры: (ВxШxГ): 1247x393x670 мм

Варианты отделки: Carrara White, Black Lacquer, Metallic Blue, Ash Grey, British Racing Green, дополнительные цвета на заказ

ТЕГИ:#Focal
78.06 дБ +

Комментарии

#

Спасибо за обзор! Не купить, так хоть поизучать передовые течения в акустикостроении от именитого бренда! Качественные фото здесь в помощь.😊

P.S. Значительная часть читателей журнала скажет, что колесики под акустикой не комильфо и пострадает виброразвязка.😁

- 50 дБ +
Акустику можно установить и на ножки-шипы, но есть и такие вот колесики. Удобно, хотя бы на время подгонки расстановки, все-таки вес у колонок солидный
- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Это нормальная практика для крупной акустики. Прекрасно помню, как выставляли по комнате Сонусы Страдивари, там только шипы, и капризные. Замучились. С шагом в пол сантиметра процесс занял часа четыре. Те же Вильсоны на колесиках намного проще выставлять. Потом можно зафиксировать точное положение - измерениями до точек, или просто малярным скотчем, и переставить на любую развязку по вкусу, хоть штатную, хоть еще какую.

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
С шагом в пол сантиметра процесс занял часа четыре

Ты просто безумно щепетильный в этом плане. У тебя всё должно быть идеально, что мне ооочень нравится.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

оооо дааа, я так же выставлял 802D, они тяжеленные пипец, а на колёсиках гораздо проще перемещать, да даже просто поворачивать. И уже потом, через неделю периодической прослушки и мелкой перестановки, я колёсики поменял на шипы

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Четыре с половиной, если быть точным. Зато как хорошо получилось! И как потом холодное белое пошло под Вивальди и Перголези.

- 50 дБ +
#
Еще из нюансов — внутренняя проводка. Не знаю, каким кабелем она сделана, но мне попалась информация, что провода тоже французского происхождения. Ну а в характеристиках самой проводки существенно то, что для твитера и среднечастотника использовано сечение в 4 квадратных миллиметра, а для басовика — все восемь.

Как раз наткнулся вчера на информацию про предыдущее поколение:

— Хотя у меня в Утопиях вообще разводка убогим и дешманским ванденхуллом была, намного ниже качеством, стремная посеребренка

— Так это Magnum. Хотя сечение проводника там больше, в качестве изолирующей оболочки - кремнийорганическая резина. Вот это гадость редкая. Это ж надо было додуматься использовать такое в ... "специализированных" аудио кабелях. Но в этом весь Хул...

— Я не знаю, кто тут и о чем говорит, рассказал личный пример разборки своих АС: Scala Utopia + секции Sub Em. В Grand Utopia тоже VH этот за 1$ метр. И знаете, эта акустика умудрялась ниче так звучать :).

А посылать на бериллиевый твиттер такое сечение - это вообще выше моих сил.


Личности, писавшие, спорные как источник, но желающие могут поиском найти остальное.

Про значительное сечение инфа точно совпала.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Ну и что, если вдруг окажется хуловский кабель? Важен результат в целом, ведь проводка, любая, там не от фонаря появилась. К самим по себе кабелям VDH у меня отношение неоднозначное, но если он где то работает и подходит - почему нет? Примеры, когда что-то ординарное в начинке заменяли на пафосное и дорогое с отрицательным результатом я видел много раз. И с кабелями в том числе.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Ну и что, если вдруг окажется хуловский кабель?

В моём сообщении нет выводов, там только информация. )

Важен результат в целом, ведь проводка, любая, там не от фонаря появилась.
...
Примеры, когда что-то ординарное в начинке заменяли на пафосное и дорогое с отрицательным результатом я видел много раз. И с кабелями в том числе.

Абсолютно согласен.

- 50 дБ +

Нашлись и такие фото.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Видно, что Фокал, видно что Утопия, кстати, кабель с маркировкой, явно заказной - может быть и спецификации там несколько другие, по внешности не понятно. Но какая Утопия какой версии? Самой линейке лет уже много, магниты-цветочки тоже не вчера появились.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Вот такой информации не было в месте размещения фото. (

А провода на этих фото очень сильно напоминают провода ещё периода JMLab, made in France которые были — у меня есть... только те были в тёмной полупрозрачной изоляции.

А есть и такая красота:


- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Я думаю, попробуем этот вопрос уточнить - завтра позвоню главному по Фокалу в нашей стране и спрошу, что известно на настоящий момент. В процессе теста меня информация именно о проводке не сильно интересовала, потому как это данность, и в трезвом уме никто такую акустику ковырять не будет, а будет оценивать общий результат в виде звучания как есть.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да, сейчас тоже используют заказной VDH.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Картина сложилась, спасибо!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да, мне тоже интересно стало. VDH точно не мои любимые кабели. Но я знаю несколько вариантов их применения, где их используют в качестве комплектующих, когда результирующая такова, что кабели лучше не трогать, да и желания не возникает. То же и с головками Хула - специфические, но если к месту то будет хорошо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Как меня на мысль ещё не навёл цвет кабелей с первых двух фото... очень уж характерный.


А насчёт замен комплектующих для "улучшений" я тоже придерживаюсь мнения, что звук отстраивался в данном комплекте и очень самонадеянно думать, что ты "умнее" разработчиков. Надо очень аккуратно с возможностью отката изменений.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

На первых двух совершенно точно видно было - характерная особенность, одна жила в круглой оболочке, вторая в "граненой". Фирменная фишка Хула для определения плюса и минус на ощупь. Но там мы не знали ни точно модели акустики, ни времени выпуска.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
...характерная особенность, одна жила в круглой оболочке, вторая в "граненой". Фирменная фишка Хула...

Оп... а я и не разглядел.

Спасибо за знания.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
одна жила в круглой оболочке, вторая в "граненой"

Ну вообще-то это "фишка" каждого второго производителя кабелей (немного утрирую, встречал неоднократно). Присмотритесь к Supra Classic, она точно так же крутит провода. Скорее всего из ваших домашних кабелей тоже найдутся такие.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Скорее всего из ваших домашних кабелей тоже найдутся такие.

Не, у меня точно нет.

А вот на применяемых как-то автомобильных DLS квадратное сечение одной изоляции было.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
Не, у меня точно нет.

Вспомнил, как я несколько лет к ряду считал, что на моем усилителе на клеммах нет входа для бананов. Обнаружил уже после того, как поменял усилитель ))) Я не к тому, что такие кабели у вас все-таки есть, а к тому, как мы бываем слепы к тому, что у нас под носом - про форму изоляции сам прочел случайно, только потом стал обращать на это внимание и оказалось практика повсеместна, в том числе у меня дома )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Форму жилы VDH ни с чем не спутаешь. Конкретно у этой супры она совершенна иная.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
как мы бываем слепы к тому, что у нас под носом

Как раз к тому, что у меня под носом, я стараюсь быть очень внимательным.

Но с общим посылом, конечно, согласен.


А мне затмил всё этот кабель.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Это и есть кроссоверы времен JMLab из UTOPIA Be II.

PS

Все Hi-Fi АС от Focal и по сей день made in France ;-).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AquaGen #

И автомобильная акустика тоже (кроме младшей серии access).

- 50 дБ +
#

Очень интересно,при случае обязательно послушаю.. И есть у меня вопрос.. Почему для прослушивания hi-res,для наушников установили стандарт по в/ч=40 кгц ?? В колонках такого не встречал.. В свое время,была возможность протестить группу из 30 человек,они не музыканты и аудиофилы. Был генератор звуковых частот и наушники.. Многие уже переставали слышать даже 16кгц,хотя в теории должны слышать 20 кгц. У меня есть свое объяснение,но я напишу только тогда,когда другие напишут.. Очень будет любопытно почитать разные мнения..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Может вам лучше вопрос задать на эту тему. Тоже есть мнение, но не думаю, что уместно в этой теме об этом рассуждать.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Думаю уместно,ведь твиттеры Фокал работают именно до частоты 40кгц. У меня есть студийные активные колонки Fostex. Усилители класса AB,это для тех,кто не любит усилители класса D,но и у меня твиттеры работают до частоты 40кгц. Приходилось слушать колонки с плазменными излучателями,которые работают до частоты 150 кгц,зачем все это ?? Я тут хотел привлечь внимание господина Горбатова к этому вопросу.. Я уже создавал вопрос на тему активных колонок,но мало кто ответил,не буду и дальше подобное создавать.. Так что мой вопрос будет тут актуальным.. И еще,я очень любопытный,а звук для меня-это все..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Хайрез как бы предполагает, что некоторая информация может оказаться и в верхнем частотном диапазоне. На деле же... Ну а что, заходы за границу в 20 кГц были и раньше, когда никакого хайреза в нынешнем виде не было вовсе, а старшими источниками могли быть только винил и лента.

Кто до какого порога слышит - тоже очень индивидуально, и не гарантировано во времени.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

На мой взгляд любое ограничение частотного диапазона полезного сигнала любым способом необратимо влияет на информацию в слышимой части звукового спектра и чем ниже частота среза, тем хуже.

И тут, кто до какого предела слышит, не влияет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

В какой то мере так. Сложно утверждать, что добавленный супертвитер, настроенный, например, от 20 кГц явно слышен. Но его включение и выключение заметно в общей картине. Только определяющим это никогда не станет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Тут надо отталкиваться от того, откуда этот частотный диапазон появился. Если это тембральный рисунок живых инструментов или электронных сэмплов, тогда да. Но если это технологический шум звукозаписывающей аппаратуры, то куда правильнее было бы его вычистить.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Тут надо отталкиваться от того, откуда этот частотный диапазон появился. Если это тембральный рисунок живых инструментов или электронных сэмплов, тогда да.

"частотного диапазона полезного сигнала"

Но если это технологический шум звукозаписывающей аппаратуры, то куда правильнее было бы его вычистить.

Но дело в том, что "технологический шум" — это часть полезного сигнала, его нельзя вычистить без потерь полезной информации.


Мало того, то, про что я пишу, имеет очень большое значение при операциях над цифровым сигналом, там дело даже не в частотном ограничении, а в любой операции над исходным сигналом в ЦФ в том же ЦАП-е, результатом являются хорошо слышимые "артефакты" (я имею ввиду не сколько какие-то искажения, сколько... специфику цифрового звука что ли...) в самой слышимой части звукового диапазона. Поэтому в том числе так популярны NOS, где такого (т.е. операций над исходным сигналом) просто нет, зато есть другое, но тут каждый выбирает лучшее для себя.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Только определяющим это никогда не станет.

На мой же скромный взгляд, конечная точка — АС, тут как раз определяющей в этом отношении и не сильно является, спад по ВЧ всё же естественного происхождения, а не результат действия фильтра.

А вот в компонентах до неё это намного заметнее, потому что всё будет суммироваться по пути прохождения сигнала и усиливаться.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Я тоже так думаю,да и слышу.. В свое время фирма Адам объясняла,почему у них усилители по в/ч работают до частоты 300кгц,а дело в том,что фазовые искажения сигнала происходят на 1/10 верхней граничной частоты-все помехи они выводят в ультразвук.. Поэтому без разницы,что там и как слышит.хоть 16 кгц или 20кгц.. ГЛАВНОЕ-слышымый диапазон для любого слушателя станет более комфортен,а сами колонки-это отдельная песня..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Полезным он является только в том случае, если можно выделить эту полезность на общем фоне. Обычно там наверху (за 20 кГц) все выглядит так, как будто это белый шум. В таком случае бороться за сохранение этого диапазона занятие сомнительное.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
В таком случае бороться за сохранение этого диапазона занятие сомнительное.

Поэтому я и пишу, что бороться надо не за сохранение диапазона как самоцель, а за отсутствие операции по изменению чего-либо ибо это вредит в слышимом диапазоне намного сильнее, чем "белый шум" в ВЧ области или ещё что, что можно "улучшить".

Слово "полезный" я использую в значении "исходная музыкальная информация".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

В этом плане,я ВАС поддержу..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Я все прекрасно понимаю,намек на возраст понял и сразу поставил свой тестовый диск,от Салон АВ-пока 20 кгц слышу.. Мне в этом году будет 67 лет. Но дело в не этом !! Вопрос почему расширяют частотный диапазон усилителей и колонок ?? В свое время фирма Адам объясняла,почему у них усилители работают до частоты 300 кгц,да и колонки работают до 50кгц. Для себя я лично заметил,что в слышимом диапазоне звук становится более комфортен,а там я думаю без разницы,кто там и чего слышит..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Возраст неизбежен, а поскольку изначально у меня медицинское образование и диссертация связанные во многом с тем, что происходит именно в голове, то забывать о физиологических особенностях я никак не могу. Но кстати, людей с сохранным в 60 лет слухом я знаю. Отчасти везение, отчасти постоянная тренировка - у всех по разному. Но не обязательно так, как усредненно дают институтские учебники.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @george #

Я сравнивал титановые и бериллиевые твитеры в Focal, и так же алюминиевые и алмазные твитеры в Bowers. Эффект примерно одинаков. На титановых и алюминиевых твитерах был слышен чуть металлический призвук и на самых высоких частотах звук был немного яркий. А вот на бериллиевых и алмазных твитерах такое ощущение что полоса частот в ВЧ как бы сильно растягивается, умещая в себя гораздо больше информации, добавляется воздух, разрешение и комфорт в прослушивании. Но это моё имхо ) объяснил ощущения на пальцах :) Вопрос не в цифрах, а в личных ощущениях.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

Кстати да, во многом схожие ощущения.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

Да,вопрос не в цифрах.. Когда я слушаю железные твиттеры и не дай бог-аллюминий-все время слышу звон..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

Мембрана из бериллия в 5 раз легче чем в алмазном D3. Воздуха и деталей в бериллии существенно больше.

- 50 дБ +
#

Представляю себе драку с сотрудниками салона, которые меня пытаются вытащить из зала после теста, а я упираюсь и кусаюсь, ибо не хочу уходить )))

У меня так было на прослушке Sopra№3, меня владелец никак не мог из квартиры выгнать )))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Я такого себе не могу представить,Вы Безподобны !! У меня жена зам. директора,одной известной музыкальной школы,в Москве,сама пианистка и умеет играть,но ей до вас далеко..

- 46.99 дБ +
#

Виктор, отдельное спасибо за то, что не забываете включать в обзор тяжмет.

Anorexia Nervosa «Drudenhaus» - исключительный по степени звукового террора материал.

но практически любой человек, иногда включающий тяжелый металл на хайэндной системе (а таковых я знаю немало) предпочел бы более темный, более плотный звук, больше подходящий для подобной музыки. Больше тьмы, страха и мяса с кровью...

Очень точные наблюдения, полностью согласен.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

Тут я совершенно уверен, что хоть акустика и имеет свою стилистику, но если бы у меня была возможность без ограничений собирать под нее систему и обвязку, то и с тяжелой музыкой все сложилось бы хорошо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Я стою на другой стороне,можно пойти и так,но тут нужно затратить слишком много денег и не факт,что будет лучше.. Я не имею медицинского образования,но меня в свое время учили,играл в биг-бэндах и давно понял основы басового звука,тут нужен прежде всего панч-хлесткий и правдоподобный удар,хоть контробас или бас гитара,я для интереса играл на них.. Для контраста могу привести в пример Хаммонд-орган,играл и на нем,ногами,но характер баса был не тот.. Итог и на мой вкус-я лучше не буду ставить в свою комнату дорогущий стерео,а просто попробую трифоник,который за меньшие деньги уделает любой стерео.. Тут следует понимать,что хороший сабвуфер будет строчить как из пулемета,а основные усилители дадут всего лишь мелодическую окраску и не больше,тут дело вкуса и не больше.. Это на заметку любителям стиля метал..

- 46.99 дБ +
#

В мое время электрогитары были не доступны,ну жил при СССР, сами делали на примитивных звукоснимателях и были очень довольны.. Это был видимо 1966/67 год. Сейчас бери и не хочу.. А первый мой клавишный Вэльтмейстер,я купил видимо в 1973 году,тогда впервые начал играть и ногами.. Хотя по образованию пианист.. Тут многие не знают,что мы прошли.. А теперь хаять всех,все могут,начиная с Машины Времени и Макаревича.. Я даже немного раньше его начинал..А потом услышал Рэя Чарлза,он и стал моим заочный учителем.. Попробуйте послушать его очень грустную вещь- Джорджи,это и про меня,я когда ее играю,всегда на глазах мои слезы.. Я больше люблю минор..

- 57.78 дБ +
#

Спасибо за обзор. Своего поклонника эта акустика безусловно найдёт.

Для меня же лично, в звучании всех Focal, неприемлема эта их врождённая пышность и торжественность.

Из за этого, колонки Focal, даже в самых драматичных моментах умудряются внести помпезные нотки и ощущения праздничности в саунд. Ну куда это годится? Для High-End это несерьёзно.

К тональному балансу тоже есть вопросы, на мой слух он немного высветленный, с заметным уходом в СЧ/ВЧ область.

Зато качество изготовления колонок неплохое.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.