Возвращение мультибитов: ЦАП Ricercar Audio PCM56P-K (NOS)

ТEКСТ: Комментарии (69)
66.02 дБ
Возвращение мультибитов: ЦАП Ricercar Audio PCM56P-K (NOS)

Мы маленькая компания энтузиастов, производящая авторскую аудиотехнику (Ричеркар Аудио). Представляем вашему вниманию наш серийный мультибитный цифроаналоговый преобразователь.

Для тех любителей музыки, которые испытывают ностальгию по винтажной технике, по винилу, мастер ленте и по первым проигрывателям компакт дисков. Данный ЦАП именно про это.

Реализован ЦАП на микросхемах Burr-Brown PCM56P-K (c повышенной линейностью), работающих в режиме NOS (no oversampling (без цифрового фильтра), идеология короткого тракта. Входной приемник — винтажный Yamaha YM3623b.

ЦАП имеет бортовой реклок для снижения джиттера на базе ЭСЛ Motorola MC10116 первых выпусков, в керамическом корпусе, передача данных осуществляется асинхронно.

Выходной преобразователь ток/напряжение реализован дискретно, на транзисторах, операционные усилители на выходе отсутствуют, ровно как и общие обратные связи. Выходной каскад — ламповый, на базе миниатюрного триода 6н16б с позолоченными сетками.

ЦАП имеет качественную элементную базу, среди которой электролиты Nichicon Fine Gold, углеродистые резисторы Allen Bradley и танталовые Audio Note. Выходные конденсаторы бумага в масле. Два линейных блока питания на тороидальных трансформаторах, отдельно для цифровой и аналоговой части. В выпрямителе использованы винтажные диоды Philips BY228.

Позолоченные RCA разъемы CNC. 2 входа SPDIF и оптический. Принимаемый сигнал 16 бит/44.1 кГц, но скоро выпустим версию HRS (hi-res support) с поддержкой 24 бит/192 кГц. Выходное напряжение 2.4В (RMS).

Звучание: ЦАП имеет основательный, бархатистый бас, густую нижнюю середину и мягкие, гладкие ВЧ. Детальность на высоком уровне, но при этом не утомляет. Тембры инструментов натуральны, певческие голоса подаются тепло и естественно, с подчеркнутой «грудной» формантой.

66.02 дБ +

Комментарии

#

Интересно. Почему не написали как и за сколько покупать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Застенчивые.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

В поисковике уже нашел, кстати, на украинском форуме. Похоже, территориально - Красноярск.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Все верно, мы из Красноярска.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Форумом запрещается размещать контакты открыто

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

На страничке своего профиля вы можете более подробную информацию о себе предоставить, а так же фото, адрес для связи.

Мне вот мультибит не дает покоя последний год, но лампу - не хочется. Поэтому в поиске.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Лампочка там работает в режиме катодного повторителя. Отсебятины она практически в звук не вносит, а вот шероховатости NOS режима довольно хорошо "причесывает"

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #
а вот шероховатости NOS режима довольно хорошо "причесывает"

у меня их замечательно причёсывает трансформатор

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Да, тоже хороший вариант

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Профиль отредактировал.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

NOS и мультибит это немного про разное. Если мультибит, то не обязательно NOS. Например, не так давно был обзор по моему цапа Schiit мультибитного, или путаю, кого конкретно, где на выходе резистивная матрица, но оверсэмплинг на входе делался в процессоре Shark.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Я пришел к выводу, что у Schiit мультибит - "не настоящий", по крайней мере в Bifrost. Он совершенно не так звучит, как старый мультибит, например, на AD 1862. Именно на него целился, но понял, что это просто не мой звук. А Gungnir - не в бюджете.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Не знаю как там у Schiit, но представленный выше аппарат это честный no oversampling. Данные грузятся в ЦАП на прямую с цифрового приемника. Цифровой фильтр отсутствует от слова совсем. Есть только бортовой тактовый генератор и триггер пересинхронизации данных. К слову о самой микросхеме ЦАПа, тут используются те самые старенькие PCM56 из старых запасов

.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

Кстати, о цифре.. Отказ от USB-входа с чем связан?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

А никто намеренно от USB не отказывался. USB пакетная передача данных, поэтому требуется другой приемник на базе XMOS или Amanero и тут есть два варианта событий, либо конвертировать USB в SPDIF и засылать его на SPDIF приемник, либо использовать честный вывод данных по шине I2S, но тогда сразу усложняется схема коммутации: добавляется мультиплексор и сдвиговые регистры (так как PCM56 не понимает i2s, ей требуется RJ16, а XMOS и Amanero их не выводят). В современных ЦАПах все это реализовано на ПЛИСах с высокой степенью интеграции, кучей SMD элементов и прочего, реализовать подобное по винтажной идеалогии на элементах в DIP корпусах да ещё и в таких габаритах это просто не реально. А ежели ссылаться на вариант номер один, можно просто использовать внешний USB/SPDIF конвертер и не заморачиваться. Вот как то так:)

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Ознакомился с описанием на Schiit Gungnir, забавно, но идеологически он похож на наш ЦАП :) Правда он не NOS и у него нет лампы на выходе. А у нас нет USB.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #
Не знаю как там у Schiit, но представленный выше аппарат это честный no oversampling.

У вас все правильно, просто люди часто путают NOS и мультибит, наверное, потому что они обычно поступают в одном изделии сразу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

Спасибо за развёрнутый ответ. Тогда такой вопрос: если ПК подключить по оптике напрямую, без конвертера? Или это сомнительный вариант в плане качества звука?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Ну почему же, можно пробовать. Установить тот же Foobar с протоколом ASIO или Direct Sound, взять хороший оптический кабель и вперёд ☺️

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

А как лучше вообще подключать ЦАП к ПК? По USB, по оптике с конвертером, напрямую по оптике? Извините, что достаю такими вопросами, просто не в теме ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Все зависит от того, какой выход у Вас имеется в наличии у самого ПК. Если есть оптика, зачем чего то там конвертировать? Брать и выводить сигнал напрямую и задействовать оптический вход. Оптика, кстати, это считайте тот же spdif, данные там потоковые, только передаются через оптоволокно. Ежели конвертировать USB в SPDIF, упаси Вас Господь использовать конвертеры питающиеся от этого самого USB. Нужен хороший внешний, со своим источником питания, гальванически развязанный. И кабеля! Нужны хорошие кабеля!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Ежели в Вашем имеющемся ЦАПе уже есть USB вход, то наверное его использование будет наиболее предпочтительным. По крайней мере чисто теоретически это так. На практике все надо сравнивать в реальных условиях. P.S. Другое дело, что в нашем ЦАПе нет USB

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

Понятно, спасибо. У меня на материнке оптический SPDIF выход, судя по документации (Optical SPDIF out connector). ЦАПа или усилителя с ЦАП пока никакого нет, так что здесь широкое место для манёвра :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Ну в таком случае удачного Вам маневра и хорошего звука :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

Спасибо. И вам удачи в ваших проектах :)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Почти все имеющиеся у меня аппараты были мультибитные: PCM63, TDA1543, UltraAnalog D20400A, сейчас вот такая хреновина

У двух из них оверсэмплинг отключаемый и оба играют в режиме NOC однозначно лучше.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Дискретник. Мощная хреновина. Уверен не дешевая! Тут какой момент, подавляющее большинство цифровых фильтров звучат хреновенько. +Требуют качественного мастерклока. Но как и везде есть редкие исключения. +Всевозможные извращенные варианты на процессорах с программной передискретизацией.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

У вас просто вкус такой, как я понимаю, к более грубому "мужскому звуку". Не знаю, что вы слушаете, но предполагаю что тяжелый рок.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ну, по правде говоря, NOS режим не значит грубое звучание...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

В данных оценках все очень индивидуально. Но среднетипично можно примерно сказать следующее: оверсэмплинг как правило создает иллюзию более сглаженного, смягченного звука, например у меня кроме штатного оверсэмплинга внутри микросхемы ЦАП, включен еще и внешний оверсэмплинг х4. А вот мне так больше нравится. Не скажу, что звук кардинально поменялся к лучшему, но он кажется более слитным и гладким. Но это совсем не то, что нужно поклонникам экспрессии: им хочется брутальности, телесности, а не сглаженности. Опять же, опыт включения дополнительно не оверсэмплинга, а например БИХ фильтра, создает ощущение еще большей сглаженности, размазанности, даже вялости (слюней и соплей с точки зрения поклонников "мужского звука"). Такое мне уже меньше понравилось, хотя, надо отдать должное, БИХ фильтр может создать иллюзию особо деликатной подачи чересчур брутальных жанров. Но некоторым хочется ощущать жизнь во всей так сказать полноте, а не растягивать сопли по комнате, поэтому оверсэмплинг и прочие фильтры они считают вредными. Наоборот, чтобы исполнитель вылез из акустики со своей гитарой, так уж вылез, цепляя за каждый нерв.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

То, что NOS режим в большинстве случаев даёт более живой и энергичный звук - это имеет место быть. Но тут огромную роль играет уже преобразователь i/u и фильтр на выходе, именно они отделяют зерна от плевел, а именно звуковой сигнал от цифровой грязи. Именно здесь рождается звук, но часто умирает, не успев родиться. В нашем аппарате нет ни намека на грубость и "мужиковатость", скорее он наоборот звучит мягко и округло, но при этом густо и живо. И в общем то не имеет какой то жанровости. Рок играет как рок, классику, как классику.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Точно, люблю погрубее и потяжелее



- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

А вы попробуйте послушать вот такое

После этого наверняка тоже захочется мягонькую бархатную тряпочку.

- 50 дБ +
#

Лично я однозначно за NOS )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Хороших их мало, и денег стоят весьма прилично...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Если Audio Note, то да :))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Хороших их мало, и денег стоят весьма прилично...

боюсь что эта верно по отношению вообще ко всему )))

- 50 дБ +
#

как вы будете заводить 24-битное слово на 16-битный чип с предельной дискретизацией 48 кгц? Отбрасывая лишние 8 бит транкейтом? Тогда конечно лишний раз будет повод для разговоров, что хайрезы дерьмо в отличие от сд-формата.

Лучше всетаки использовать хотябы 20битные матрицы либо еще лучше добавить еще один камень дельтасигму для таких случаев и переключатель выбора одного из двух цапов.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Я согласен, что это компромиссный вариант, он больше нацелен на тех людей, которые непременно хотят слушать и CD и хай-рез, и непременно на мультибите. Есть такие затейники :D Поэтому мы и решили сделать версию HRS. Читаться файлы будут, возможно не с полным динамическим диапазоном, но там он уже таковой, в этих 8 младших битах, что далеко не каждый микрофон сможет такой сигнал записать и далеко не каждое ухо расслышать, особенно среди шумов усилителя и остального тракта... А с чего вдруг предельная дискретизация 48кГц? Предельная у этих микросхем по памяти до 400кГц. Иначе бы они не работали с цифровым фильтром х8.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

дело не в диапазоне а ошибках квантования при транкейте

Такой сигнал следует подвергнуть дизерингу на dsp и понижению до 16 бит, чтобы все было как надо.

Иначе звук хайреза будет очень плохим.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Возможно Вы правы, но мы пока не можем однозначно и аргументированно Вам ответить на этот счёт. Нужно все доделать, испытать, послушать и сделать выводы. Если действительно все будет очень плохо, возможно придётся отказаться от этой затеи или искать пути решения проблемы. P.S. Ребяты из Audio Note так же в каких то своих ЦАПах заявляли о поддержке 24/96. Но никаких DSP я у них не наблюдал🤔 Они вообще ни на чём не заморачиваются, у них нет не то что бы DSP, у них нет ни фильтров, ни реклоков, вообще ничего нет, кроме самого ЦАПа и выхлопа, утверждают что вот так лучше всего 🤔

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

Если Audio Note использует pcm1704, тогда да, у него паспортная поддержка 24/96. Но мы начинали разговор о 16-битных старых чипах.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
Если Audio Note использует pcm1704

Вроде бы их как раз никогда не использует.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да, знаю про такой чип. Но Audio Note построен на 18и битном AD1865, который они, по какой то причине, считают лучшим ЦАПом всех времен и народов. Ну и дабы не быть голословным https://audionote.su/digital/dac/dac-2-1x/

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

У мультиков от Schiit на неких AD5781BRUZ я так же не замечал каких либо входных DSP, хотя они поддерживают 24/192 по заверению производителя. У них есть цифровой фильтр на базе DSP c программной фильтрацией, но я сомневаюсь, что он имеет отношение к дезирингу. Хотя точно сказать не могу...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

1. Вспоминаем поговорку про Спарту и надпись "Если"

2. Использует (-вал) в DAC Zero.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

про Шиит могу напомнить следующее,

вы бы все-таки изучили архивы Стерео, там немало полезного

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

1) Угу, это да.

2) Тут достаточно полная табличка:

http://vasiltech.narod.ru/CD-Player-DAC-Transport.htm

Да, на Хоботе есть такое утверждение, но больше особо такой вариант не нагуглился в мире, только как дуэрский "апгрейд".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

у AN определенно встречались модели с апгрейдами, где фигурировал 1704, но в любом случае см. п.1 и страшные измерения



- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Спасибо за ссылочку. Читаю...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

AN — свой культ с последователями... ;-)

P.S.

Личного мнения нет ибо сам не пробовал.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Пробовал. Сильно не в восторге.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Will be truncated стало быть? Почитал особенности этого Иггдраселя, самое забавное, что мы для экспериментов с 24/192 прикупитили точно такой же приемник SPDIF, какой используется у него :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

транкейт младших 4 бит с 24 до 20 не так критичен в плане ошибок, как показывает мой опыт

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Пробовал. Сильно не в восторге.

Спасибо.

Ваше мнение для меня имеет значение.

А можете предположить, что нравится "последователям"?

P.S.

А оригинал Audio Note (JP), теперь Kondo?

"Теперь Kondo" по-японски, конечно, забавно звучит: 今度KONDO — "kondo KONDO". ))

P.P.S.

Хотел ещё раз выразить благодарность за японский Craft, полностью перешёл на их кабельную продукцию после всяких экспериментов. Верхний AES/EBU Mexcel тоже уступил DX-100 (150) для меня лично и в моей системе, как и остальной Acrolink, бывший недавно у меня фаворитом.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

На AN обычно сидят долго и прочно. Если о них говорить - даже не знаю. Обычно их аппараты или быстро выходят из системы или остаются надолго. Но в моем понимании это все же производитель усилителей. Правда из них всех (и английских и японских) более-менее глянулся Ongaku, хотя тоже вещь в себе и не только по цене.

По ЦАПам - из старых, например, очень Spectral 2000й нравился. На UA. Кое-что из Левинсона, немного Weiss студийные, dCs тоже. А из новых - я пока в больших раздумьях. Aqua, те, что тестировал интересные, хотя все равно несколько не мое. Новые Weiss не слушал. Старший Mytek избыточен по функционалу, да и по звуку двоякие впечатления. Хотя тут было поверхностное знакомство. Lampizator ближе к старшим интересные, хотя я не смог понять, смог бы я с таким звуком жить - ламповость там есть, хотя и очень изящная. Но проверить на практике, хотя бы неделю в системе не было возможности. Auralic опять же, комплект который был на тесте очень приятный. Но функционально заморочен и тем для меня лично несколько избыточен - пред у меня и так есть, и его я трогать совсем не хочу, плюс крайняя желательность наличия стримера - не уверен, что нужная для меня. Хотя мысли о Roon я пока не отбросил. Новый dCs Bartok вот понравился. Но дорогая машинка... Старше тоже хорошо, но там уже совсем ценники. А дальше пока все на уровне отслушивания и поисков. Возможно будет два ЦАПа. Но тут тоже проблема, что нибудь на UA тоже захочется вместе с компьютером использовать, не только в паре с транспортом. Но конвертеров USB на AES/EBU хороших очень-очень мало.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Новый dCs Bartok вот понравился.

У меня как раз знакомый сменил Debussy + Bridge на Bartók — доволен. Себе Debussy в систему я тоже добавил для понимания, что ж такое dCS. Хотел бы Rossini...

Кое-что из Левинсона

Да, тоже бы хотел пожить с таким, например, как у ЮАМ.

Но конвертеров USB на AES/EBU хороших очень-очень мало.

Ну, про мою любовь к конвертерам Weiss Вы знаете, но INT204 так ко мне и не попал, да и не мне нужно после FW.

- 50 дБ +
#

1704 поддерживает 24бита, но по факту преобразование там все то же 20и битное, если не 19и...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

вы сейчас озвучиваете общее для мультибитов слабое звено - линейность на малых уровнях, да и вообще разрешение аудиовыхлопа любого самого крутого цапа максимум 20-21 бит, но я не об этом.

я говорю о корректном согласовании цифровых потоков 16/24 бит, чтобы не умножать ошибки квантования




- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Я понял о чем Вы. Хочу понять, посредством чего происходит согласование с 24 битным потоком в 1704 чипе. Я честно особо им (1704) никогда не интересовался.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

что значит посредством чего? spdif приемник должен обеспечивать сопряжение или плис, как сейчас делают


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да не вопрос. Это может делать любой современный приемник

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

тогда мне непонятно, что вам непонятно

строго говоря - чип не должен получать поток более высокой битности, чем допускает его спецификация

- 50 дБ +
#

а мне вот название конторы непонятно-рисовая машина или вы больше к итальянскому склоняетесь?ricecar-райскар всё таки, ну никак не Ричер.

Это я к тому(как пример), что с названием ABIBAS(закос под Adidas)сложно доверие клиента завоевать будет🤔

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Stepan1991 #
- 60 дБ +
⇡ в ответ @Stepan1991 #

Что до Abibas, так есть к примеру Abbas Audio 😀 Пользуется успехом и авторитетом в некоторых кругах :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @RicercarAudio #

Спасибо) все таки итальянский

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Stepan1991 #

Так и есть, поэтому ни к каким рисовым машинам отношения не имеем😀

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.