Тест винилового проигрывателя Audio-Technica AT-LP5: классический минимализм

Тест винилового проигрывателя Audio-Technica AT-LP5: классический минимализм

Разработчики Audio-Technica известны скрупулезным, можно даже сказать, трепетным, но абсолютно реалистичным отношением к звуковой аппаратуре. Духов предков в трансформаторы не селят, древесину редких пород абы где не используют. Но конструкции свои прорабатывают до мельчайших деталей и музыкальный почерк аппаратуры выверяют самым внимательным образом. На этот раз мы поговорим о виниловой вертушке AT-LP5 — одном из достаточно демократичных творений японской компании.

Скажу сразу, что ни упертым, ни хотя бы амбициозным виниловодом я себя назвать не могу. Главным образом потому, что слышал достаточное количество высококлассных аналоговых сетапов, и отлично знаю, сколько денег, сил и времени нужно потратить для приближения к тому саунду, который можно без фиги в кармане сравнивать со звучанием действительно хороших цифровых источников.

С другой стороны, я прекрасно понимаю причины экзальтации новообращенных, слушающих первую пластинку на пускай недорогой вертушке после долгих лет общения исключительно с «цифрой» классом от среднего и ниже. Винил может чего-то недоговаривать, позволять себе вольности с тональным балансом и даже ритмикой, но он не выхолащивает звук и не убивает в нем все живое так, как это делает копеечный цифро-аналоговый тракт в каком-нибудь недорогом (а иногда и дорогом) смартфоне или, прости господи, в переходнике для наушников.

Внешний вид идеально гармоничен — хоть в учебник по техническому дизайну картинку вставляй

Даже далеко не идеальный виниловый сетап слушать почти всегда интересно — именно поэтому я периодически достаю с полки пластинки, и именно поэтому я решил взяться за тест проигрывателя Audio-Technica AT-LP5. Модели недорогой, но далеко не самой примитивной, да к тому же прямоприводной.

Оцифровка в комплекте

Итак, перед нами аппарат, явно нацеленный на молодых, прогрессивных и, скорее всего, совершенно неопытных в плане аналогового звуковоспроизведения меломанов. А раз так, то непременными его атрибутами являются демократичная цена, комплектный звукосниматель и встроенный фонокорректор, а в нашем случае еще и внутренний АЦП с интерфейсом USB и софтом Audacity для оцифровки пластинок.

Кстати, если оставить виниломанский снобизм, штука эта не такая уж и бесполезная. Купив по случаю интересный диск, можно «срезать» его для прослушивания на том же мобильнике. Хотя я бы, конечно, просто отправился на трекер и безо всяких зазрений совести скачал оттуда нужный релиз — раз уж я за него все равно уже заплатил. Получилось бы быстрее и почти наверняка куда качественнее. Впрочем, шанс добычи особо экзотического издания, отсутствующего в торрент-сообществах, совсем со счетов сбрасывать тоже не будем.

Кнопок и значков в окошке много, но для работы с программой базовых компьютерных навыков вполне достаточно

Имеется и другой сценарий — спасение семейных ценностей, то есть много лет (а то и десятилетий) хранящихся на полках пластинок. По большей части, конечно, детских. И частенько занимаются этим люди, ни с какими торрентами не знакомые в принципе.

Земля и фонокорректор

В отличие от других недорогих проигрывателей из текущей линейки Audio-Technica, внешний вид нашей вертушки абсолютно ничем не намекает на стилистику DJ. Внешность самая что ни на есть хайфайная, причем в классическом понимании этого слова.

Опоры очень неплохо задемпфированы

Стол представляет собой черную, матовую, достаточно толстую и увесистую плиту правильной прямоугольной формы, изготовленную из неизвестного материала. Покоится она на крупных, массивных с виду ножках. На поверку они оказались регулируемыми пластиковыми дисками с амортизирующими резиновыми шайбами, причем демпфирующая способность и площадь контакта с поверхностью у них достаточно большие. На верхней поверхности стола, помимо блока тонарма и опорного диска, обнаружился один-единственный барабанчик, запускающий мотор и переключающий скорости.

Двигатель смонтирован на отдельной металлической пластине

Полностью включить или выключить питание можно только с помощью кнопки на задней панели, о существовании которой без изучения инструкции догадаться практически невозможно. Разве что ты сам втыкал в гнездо рядом с ней сетевой шнур. Да-да, блок питания встроенный, что в данном ценовом сегменте вполне оправдано, если, конечно, он выполнен более-менее грамотно и не слишком заметно меняет звук. Кстати, несомненное преимущество стандартного электрического шнура IEC — полноценное заземление шасси, но опять-таки при условии, что электропроводка в квартире сделана по-человечески.

Сборка коробочного комплекта занимает минут пять

Помимо силовой части, на тыловой плоскости обнаружилась пара гнезд RCA, с которых можно снимать как линейный сигнал, усиленный встроенным фонокорректором, так и прямой — непосредственно со звукоснимателя. Опять-таки, имея в виду цели и вкусы потенциальных обладателей, решение крайне грамотное и дальновидное. Оно избавляет от лишних сложностей тех, кто даже слово «фонокорректор» не знает, но, с другой стороны, дает возможность легкого прогресса тем, кто рано или поздно вырастет из штатной обвески.

«Тюльпаны» можно было бы разнести и пошире

Тумблерок селектора усиления достаточно мелкий и тщедушный, но это не страшно, поскольку необходимость в его переключении будет возникать крайне редко. Зато расположенная рядом с «тюльпанами» клемма заземления выглядит вполне добротно и надежно.

Unboxing

Сборка извлеченного из коробки комплекта не вызвала абсолютно никаких проблем. Отлитый из алюминиевого сплава диск требуется установить на шкив двигателя — прямой привод избавляет даже от недолгой возни с пассиком. Сверху кладем увесистый, отлитый под давлением резиновый мат. На заднюю часть J-образного тонарма накручиваем противовес, к передней одним движением пристегиваем байонетный шелл AT-HS10 с уже установленным в нем звукоснимателем AT-95EX. Вот, собственно, и все, можно приступать к настройке — такой же незатейливой, но, как обычно, требующей внимательности и аккуратности.

Литой опорный диск достаточно массивен

Кстати, нанесенная на противовес маркировка для установки прижимной силы поначалу особого доверия у меня не вызвала — риски на ней просто наштампованы краской. На самом деле размечена шкала вполне корректно, но для максимальной точности установки все же лучше пользоваться весами.

Антискейтинг корректируется небольшим диском рядом с карданным подвесом тонарма, а для проверки выставления звукоснимателя прилагается шаблон с наглядными пояснениями для новичков.

Элементы подвеса и настройки тонарма выполнены незатейливо, но достаточно качественно

А вот пузырьковый уровень для точности горизонтальной установки придется поискать в шкафу с инструментами. Хотя именно в модели для дилетантов не помешало бы вмонтировать его прямо в корпус. Тогда, по крайней мере, они бы реже забывали, что для вертушки строго горизонтальное положение — требование критически важное.

Штатный звук с картриджем Audio-Technica AT95EX

В штатную комплектацию вертушки входит ММ-головка AT95EX с иглой эллиптической заточки, в дополнение к которой я использовал куда более продвинутый (и стоящий почти как весь проигрыватель в сборе) новый аудиофильский картридж VM750SH.

По линейному выходу AT-LP5 подключалась к интегральнику NAD M32, нагруженному на полочную акустику Dali Ikon 2 MK2. Также для сравнения использовались несколько фонокорректоров разного ценового уровня.

Шелл с картриджем пристегивается к тонарму одним движением — как объектив к фотокамере

AT-95EX — разновидность хорошо известного звукоснимателя AT-95E, который считается очень неплохим вариантом по соотношению качества воспроизведения и стоимости в ценовом диапазоне до $100. От базовой версии наш вариант отличается красным цветом пластиковой вставки и расширенной с 20 до 22 кГц верхней границей воспроизведения.

Первое, что мне хотелось выяснить в ходе практических испытаний, это насколько применение прямого привода может быть оправдано в вертушке за 500 долларов (в наших магазинах). Ведь не секрет, что не слишком качественные реализации Direct drive могут преподнести куда больше неприятных сюрпризов, чем незатейливая конструкция с пассиком.

Штатный звукосниматель AT-95EX в шелле AT-HS10

Впрочем, сомнения по этому поводу достаточно быстро рассеялись. Рокот практически не ощущался, а уровень и спектр детонации не заставляли постоянно анализировать саунд на предмет непрошеных модуляций и тонального соответствия звуку с цифрового источника.

Штатный картридж продемонстрировал вполне сносную детализацию и приличный тональный баланс с некоторым акцентом на участке от верхней середины до средних верхов. Музыкальная сцена оказалась достаточно детальной, но пространственные ее характеристики не слишком впечатлят ценителя, привыкшего к добротным цифровым источникам. Но не потому, что вертушка в этом плане сильно не доигрывает, а просто в силу отсутствия чудес в нашей жизни — в данной ценовой категории ожидать от звукоснимателя филигранного разделения каналов было бы просто наивно.

Что касается встроенного фонокорректора, то звучит он однозначно лучше самых недорогих внешних аппаратов, так что начинающий виниловод в проигрыше явно не окажется. Порадовало достаточно корректное обращение с басами, которые для проигрывателя данного класса оказались на удивление собранными и неплохо структурированными. Заслуга в этом, конечно, не только (а возможно, и не столько) фонокорректора, но всего комплекса стол – привод – опорный диск – картридж – тонарм. Кстати, конструкция весит в общей сложности 10,5 кг — неплохо для своего уровня.

Возвращаясь к фонокорректору, отмечу, что звук у него немного специфичен. Я бы сказал, что, несмотря на бодрую подачу высоких частот, в целом характер чуть более мягкий, теплый и виниловый, чем это обусловлено работой самой вертушки. Видимо, чтобы у новичков не было сомнений в обретении долгожданного саунда. Хотя ничего предосудительного в этом нет — продолжение поисков виниловой правды однозначно приведет и к другому корректору, и к другой головке.

Оверштатный звук с картриджем Audio-Technica VM750SH

Так мы плавно подошли к работе вертушки со звукоснимателем VM750SH, открывающим новую высококлассную серию 700. Он, по словам разработчиков, «призван вернуть нас во времена, когда Audio-Technica была одним из законодателей мод в мире картриджей класса High End». Технологии для достижения столь амбициозной цели решено было использовать самые современные. В частности, VM750SH вооружена иглой с заточкой Shibata и двойным подвижным магнитом V-образной формы, позволяющим улучшить АЧХ и обеспечить более уверенный трекинг.

Эллиптическая заточка (слева), и Shibata (справа)

Кроме того, имеется разделительная пермаллоевая пластина, защищающая от взаимных наводок катушки левого и правого каналов, намотанные медным проводом OFC и построенные по фирменной паратороидальной схеме, снижающей утечки магнитного потока. Размещается вся конструкция в корпусе, отлитом из алюминиевого сплава для снижения вибраций и дополнительного экранирования.

В комплекте с картриджем обнаружился весь необходимый монтажный комплект

На апгрейд картриджа вертушка отреагировала по полной программе: заметно улучшилась микродинамика на ВЧ, саунд стал куда легче и прозрачнее, сцена — шире и на порядок детальнее. И тут же почувствовалось, что встроенному фонокорректору уже не хватает тонкости в обращении с прочистившимися и раскрывшимися тембрами, да и для дальнейшего улучшения динамики слабым звеном стал именно он. Попросту говоря, произошло именно то, что и должно было произойти с недорогой, но грамотно спроектированной и добротно изготовленной вертушкой. За одним исключением — в нашем случае штатный фонокорректор можно просто взять и выключить. И тем самым абсолютно бесплатно получить весьма существенный потенциал для дальнейшего развития системы. Одним словом, и для текущих потребностей начинающего виниловода, и на перспективу, Audio-Technica AT-LP5 — аппарат весьма соблазнительный.

Да, чуть не забыл. Треки он умеет оцифровывать с потоком вплоть до 16 бит/48 кГц. Звезд с неба получающийся саунд не хватает, но хипстеры, для которых винил не более чем часть субкультуры, будут довольны. Ностальгирующие по пластинкам своего детства, тем более. Ну а остальным данная фишка, скорее всего, просто не понадобится.

Достоинства: добротная конструкция, хорошее для своего класса звучание, быстросъемный шелл, отличный потенциал для апгрейда

Недостатки: неудобное расположение кнопки питания, небольшое расстояние между разъемами RCA может помешать использовать толстые провода с массивными разъемами

Официальный сайт: Audio-Technica AT-LP5, Audio-Technica VM750SH

Цена: Audio-Technica AT-LP5 — 29 990 рублей (с картриджем AT95EX), картридж Audio-Technica VM750SH — 27 990 рублей

Паспортные данные

Проигрыватель AT-LP5

Тип привода: Direct drive

Картридж в комплекте: AT95EX (MM)

Тонарм: J-образный, эффективная длина 247 мм, заход 17 мм

Скорости вращения: 33,3; 45 об./мин.

Стартовое усилие: >1,6 кг/см

Детонация: <0,2%

Коммутация: RCA Stereo Out, USB-B

Усиление встроенного фонокорректора: 36 дБ

Сигнал/шум: >50 дБ

Выходной сигнал: 3,5/150 мВ (1 кГц)

Выходной цифровой поток: 44,1/48 кГц, 16 бит

Потребляемая мощность: 11 Вт

Габариты: 450 х 352 х 157 мм

Масса: 10,5 кг


Картридж AT95EX (в комплекте)

Тип: MM

Импеданс катушки: 2,8 кОм (1 кГц)

Индуктивность катушки: 400 мГн (1 кГц)

Профиль иглы: эллиптический, 0,3 х 0,7 мил

Иглодержатель: алюминий

Частотный диапазон: 20 – 22 000 Гц

Разделение каналов: 20 дБ (1 кГц)

Разбаланс каналов: 2,0 дБ (1 кГц)

Прижимная сила: 1,5 – 2,5 г (оптимально 2,0 г)

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100 – 200 пф

Вертикальный угол атаки: 20 град.

Выходное напряжение: 3,5 мВ (1 кГц, 5 см/сек)

Масса: 5,7 г


Картридж VM750SH

Тип: MM

Импеданс катушки: 2,7 кОм (1 кГц)

Индуктивность катушки: 460 мГн (1 кГц)

Профиль иглы: Shibata, 2,7 х 0,26 мил

Иглодержатель: алюминий

Частотный диапазон: 20 – 27 000 Гц

Разделение каналов: 30 дБ (1 кГц)

Разбаланс каналов: 1,0 дБ (1 кГц)

Прижимная сила: 1,8 – 2,2 г (оптимально 2,0 г)

Динамическая податливость: 10 мкм/мН

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100 – 200 пф

Вертикальный угол атаки: 23 град.

Выходное напряжение: 4 мВ (1 кГц, 5 см/сек)

Масса: 8 г

76.99 дБ +

Комментарии

#
На апгрейд картриджа вертушка отреагировала по полной программе: заметно улучшилась микродинамика на ВЧ, саунд стал куда легче и прозрачнее, сцена — шире и на порядок детальнее. И тут же почувствовалось, что встроенному фонокорректору уже не хватает тонкости в обращении с прочистившимися и раскрывшимися тембрами, да и для дальнейшего улучшения динамики слабым звеном стал именно он.

Хороший пример тем, кто задает вопросы про улучшение начальных, но "крепких" проигрывателей!

- 63.8 дБ +
#

В этом проигрывателе самое прекрасное ......это цена. Для начинающих виниловодов самое то.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

ну на 29 Денон цена ещё прекраснее:)

- 50 дБ +
#

Единственно ,что радует-можно фоно провода подобрать.Лучше бы встроили усилитель для наушников ,коих у них огромный каталог,вместо цифровых функций.А как диск запускается? Просто нажатием кнопки, смещением тонарма к диску, поворотом диска вручную или переключением тумблера из "стоп" на нужное число оборотов? Есть ли автостоп? Знакомый хотел взять этот вертак на black friday со скидкой, но не успел, вот я и заинтересовался .

- 50 дБ +
#

Сайт у AT удобный- загрузил pdf-диск запускается регулятором оборотов,для меня немного непривычно.

- 50 дБ +
#

Мой нынешний копеечный Sherwood PM-9805 даёт заметный в наушниках противный фон 50 Гц.

Был бы уверен, что такой ерунды не случится с этой Аудио-Техникой, точно приобрёл бы :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BradoBreey #

Заранее предсказать трудно, но ВСЕ проигрыватели этой серии (а я их немало раздарил друзьям и знакомым, приобщая к винилу) не имели вообще никакого фона на выходе со встроенного фонокорректора и в целом очень неплохо заземлены).

- 50 дБ +
#

Автор не так много рассказал о технической стороне аппарата. По факту почти все проигрыватели в ц.к. до 50 т.р. изготавливаются на одной фабрике в Китае (Onkyo, Pioneer, Sony, AT, Teac, TDK USB Belt Drive...) и конкретно AT-LP5x лучший из них (вместе с TDK) по качеству изготовления. Хорошая антирезонансная платформа, регулируемые опоры, малошумный DD с кварцевой стабилизацией скорости вращения (!!!), лучший тонарм из всех "дешевок" (про него скажу отдельно) и очень неплохое качество звука на выходе. Отличная совместимость с серией головок AT средней и нижней ценовой категории по параметрам: встроенный ФК-стол-тонарм. Как и большинство DD приводов, при высокой надежности и утилитарности конструкции, потенциал апгрейда не высок: т.е. уже к примеру с внешним ФК Lehman, картридж MC с высоким выходом Sumiko Blue Point звучит максимум на 80% своего потенциала.


Тонарм 10", имеет практически все регулировки, но о какой-то ювелирной точности конечно говорить не приходится. Сами регулировки сравнительно неудобные и приходится "ловить" момент, что отнимает много времени, но в любом случае он куда удобнее, чем в линейке недорогих псевдокарбоновых ProJect. Основная проблема узла - полное несоответствие цифровой шкалы компенсатора скатывающей силы с реальными показателями (в некоторых экземплярах правильное положение КСС вообще за пределами регулировок и приходится заново регулировать весь узел тонарма (а он как лентопротяг в некоторых советских магнитофонах: где-то подкручиваешь и поправляешь, но при этом из параметров выходит другой показатель и получается что буквально ловишь нужное и наиболее выгодное положение наугад).


Проигрыватель поступает в продажу в абсолютно непредсказуемых комплектациях: в данном случае индекс Х в конце обозначает комплектацию картриджем АТ-95ЕХ, но ОБЯЗАТЕЛЬНО выясняйте наличие крышки в комплекте у конкретного продавца (у данного аппарата это самая противоречивая опция).

В ИТОГЕ: как альтернативный АНАЛОГОВЫЙ источник, изготовленный качественно и надежно, в Hi-Fi системах большинства населения, не повернутых на виниле и довольствующихся переизданиями релизов, т.н. "новоделами" и просто желающими услышать альтернативный саунд любимого альбома - аппарат просто превосходен! Выглядит отлично, литой алюминиевый диск вращается как вкопанный, есть практически все нужные настройки (но т.н. "заводским" нельзя доверять однозначно), в комплекте вполне "съедобный" мат, которому можно как альтернативу докупить в будущем пробковый и перекрыть тем самым все диапазоны выбора этого аксессуара. Внешний ФК использовать с этим аппаратом не очень рационально, т.к. для диапазона подходящих картриджей вполне хватает внутреннего, а дорогие картриджи с внешним ФК ограничивает уже конструкция стола. Единственный момент: внешний ФК с множеством регулировок может понадобится для согласования электрических параметров некоторых экзотических картриджей вне линейки АТ. Для тех, кто не готов потратить вдвое большую сумму на виниловый проигрыватель в минимальной комплектации вроде ProJect The Classic, MusicHall 5.1 или Pro-Ject 2-Xperience SB (именно в этой ценовой категории начинается качественный скачок звука), этот девайс отличный выбор (а возможно единственный с учетом соотношения цена\качество). Не стоит сразу менять штатный картридж, но в будущем замена АТ-95ЕХ на что-то уровня АТ-440mlb (не знаю как соотносится этот картридж к новой линейке с новыми названиями) даст еще один качественный скачок. Вариант для апгрейда штатного фонокорректора - Clearaudio Phonostage Nano Phono H V2; индекс H добавляет этому ФК функционал хорошего усилителя для наушников за крайне малую ценовую разницу и он идеален для работы с наушниками сопротивлением не более 350 Ом. Стол AT-LP5x + картридж типа МС с высоким выходным сигналом (в данном случае 2,5 мВ и это важно!) Sumiko Blue Point No.2 (есть нюансы с установкой, штатный ФК с ним попросту пролетает мимо) + Clearaudio Phonostage Nano Phono уже довольно серьезный аналоговый источник звука, вполне способный продемонстрировать всю прелесть винила, но это и максимальный вариант апгрейда, ибо дальше он не дает результатов ввиду естественных ограничений конструкции стола и тонарма (но и за те деньги, что его продают, это просто нереальный подарок). Конкретно данную связку слушали перед новым годом и даже звукосниматель и ФК практически "искаропки" продемонстрировали серьезный результат (картридж и ФК были новогодним подарком вместе с несколькими виниловыми релизами уходящего года, достойными внимания).

- 62.55 дБ +
#

"Стол представляет собой черную, матовую, достаточно толстую и увесистую плиту правильной прямоугольной формы, изготовленную из неизвестного материала. " - господа эксперты ну, как бы не солидно.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.