Ключ к успеху новой технологии заключается в разнообразии вариантов ее использования. Когда выпускают одинокую революционную новинку, вероятность того, что она не выстрелит, выше, чем в тех случаях, когда с новой технологией представляют целую экосистему. Ведь тогда сразу же имеется наглядный пример — что, где и как можно использовать, что подходит к одним сценариям, а что к другим. Колонки Bowers & Wilkins Flex — самый младший представитель новейшей серии мультирумных беспроводных устройств Formation, но незначительными их назвать нельзя. У этой акустики есть своя ниша.

Мультирум начинался с маленьких колоночек, умеющих играть одновременно в самых разных частях квартиры или дома. Это потом уже в нем начали появляться более крупные, серьезные системы, способные выдавать соответствующий звук — а стартовало-то все именно с классических небольших колонок, размером чуть покрупнее сателлитов от домашних кинотеатров. Модель Flex относится к этой категории, но появилась в серии Formation не в момент релиза, а чуть попозже — через полгода.

Много-много думали и все продумали

Если вы пропустили наш материал о серии Formation, то я сейчас расскажу, в чем ее особенность. Во-первых, компания представила не одно устройство, а сразу целую линейку, в которой можно выбрать акустику практически под любые задачи. Во-вторых, в этой серии используется особая мультирумная технология, которая все устройства Formation связывает в единую сеть, они постоянно общаются друг с другом с помощью нескольких выделенных приемопередатчиков и за счет этого могут передавать сигнал с минимальной задержкой в 1 мкс между аудиосистемами внутри одного пространства и в 1 мс между разными пространствами. За связь с источниками отвечают отдельные передатчики, так что помех и наводок, мешающих распространению аудиосигнала внутри сети Formation, нет.

Наверное, кощунственно так говорить, но визуально Flex мне напоминают очень старенькие компьютерные колонки Dialog, которые у меня были в самом начале нулевых. В принципе, логично: на первый взгляд это самые обычные черные столбики, параллелепипеды со скругленными ребрами. Но, как обычно, вся фишка — в деталях.

Будто бы сияющая акустическая ткань, опоясывающая весь корпус, натянута на небольшие ромбики, которые совсем слегка выступают сквозь полотно. Сам столбик — не простой ровный паралеллепипед: в серединке он чуть потолще, чем сверху и снизу. Нижняя часть украшена бледно-золотистой металлической полосой с названием компании, а на верхней грани, глянцевой и стеклянной, расположены сенсорные клавиши управления. Все входы спрятаны в нишу на дне: там есть разъемы Ethernet, питания, сервисный разъем и кнопка сброса настроек.

Плюс: блок питания — встроенный. От самих колонок в идеальном сетапе выходит только достаточно тонкий кабель питания, так что выглядят они очень минималистично. На данный момент Flex доступны только в черной расцветке — может быть, когда-нибудь появится белая, как у Wedge и Duo. Но черный оттенок тоже добавляет дизайну минимализма.

Мне на тест сразу дали парочку Flex — единственных на тот момент в стране, поэтому они были уже немного пожившие: их трогали все, кому не лень. Однако тест шаловливыми ручками колонки прошли успешно: только у одной на акустической ткани в районе шва оказалась едва-едва заметная затяжка, в остальном же — никаких царапин, сколов, вмятин и прочего. Так что, думаю, в квартирных условиях они будут сохранять товарный вид столько времени, сколько потребуется. Кстати, нужно добавить, что колонки для своих размеров достаточно увесистые и устойчивые, так что уронить их непросто.

Но при немалой массе размеры у Flex все-таки скромные: в высоту они всего лишь около 21 см, а диаметром — 12 см. Корпус у них из плотного, не гулкого специального композита, который гасит ненужные вибрации. Но корпус, наверное, не супер-тоненький, поэтому от общего объема скрадывает немало кубических сантиметров. В итоге, инженерам пришлось серьезно постараться, чтобы разместить всю необходимую электронику.

А электроника достаточно серьезная: в каждой Flex, помимо блока питания, о котором уже говорили, стоят два усилителя на 50 Вт, каждый из которых питает свой собственный динамик — 25-мм твитер и 10-см СЧ/НЧ-драйвер. Твитер — с двойным куполом, он акустически развязан с корпусом, а диафрагма мидбаса изготовлена из плетеного стекловолокна. Гриль несъемный и плотно натянут на ромбики, так что ткнуть пальцем в динамики не удастся. К счастью.

Но если подумать, касаться колонок в принципе нужно только в момент их настройки. Включил кабель в розетку, выбрал в приложении «Добавить новое устройство», дождался, пока смартфон их обнаружит, и ткнул по запросу приложения разок в логотип Formation. Все, больше Flex можно никогда не трогать: все регулировки — в приложении.

И хорошо: стеклянная верхняя грань выглядит красиво, но с огромным удовольствием собирает отпечатки пальцев. Flex — самая многофункциональная колонка серии: можно использовать одну колонку, можно собрать стереопару из двух, а можно подключить стереопару в роли тыловых каналов к комплекту из саундбара Bar и сабвуфера Sub.

Без смартфона смысла пользоваться устройствами серии Formation нет: вся настройка и все управление сосредоточено именно в нем. Из вариантов передачи сигнала доступны Bluetooth, Roon и Apple AirPlay 2 для владельцев яблочных девайсов. Скоро выйдет обновление приложения Bowers Home, в котором сразу же можно будет войти в свои аккаунты стриминговых сервисов Qobuz, Tidal, Deezer и выбирать мелодии из интерфейса самого приложения, вне зависимости от операционной системы смартфона.

Почти как взрослый

Во время теста я использовала Roon с домашней фонотекой, полной и хайрезов, и сидишного флака, и даже ностальгичного низкокачественного клубняка (та самая папка «Флешка из молодости»), а также подключенный по Bluetooth смартфон с треками, лежащими в памяти и доступными в Deezer. Колонки поддерживают aptX HD, смартфон поддерживает aptX HD — так почему бы и нет? Сейчас есть еще один вариант подключения в виде Spotify Connect, но в нашу страну Spotify пока не пришел (хотя обещал уже вот-вот), так что обошлись без него. В комплекте с колонками, кстати, идет и код на бесплатное использование Roon в течение года.

Современные колонки, претендующие на мультирумную и умную работу, стремятся впихнуть как можно больше динамиков на все доступные поверхности даже в некрупных корпусах. Но разработчики Flex, видимо, решили, что не стоит жертвовать качеством звучания ради объема, поэтому представили классическую двухполосную конфигурацию. Такой подход вкупе с другими инженерными решениями привел к одной интересной особенности звучания: колонки играют очень направленно по горизонтали.

Сектор, который каждая колонка покрывает звуком — 20–30°, сбоку ее уже не так хорошо слышно. Так что с двумя Flex стоит вести себя как с самой классической стереопарой — слушать их нужно с небольшим разворотом на себя. При параллельной расстановке на расстоянии где-то полутора метров оси звучания колонок пересекаются метра через 3-4. Здесь, правда, сыграло роль то, что стояли они в достаточно свободном поле: за ними было около 80 см пустоты до стены. Если поставить их ближе, то за счет отражений звук станет более дисперсным.

С другой стороны, такая особенность несколько ограничивает использование этих колонок поодиночке. Одна Flex в каком-нибудь дальнем углу получит дополнительный объем за счет отражений, но для того, чтобы добиться максимально качественного звука, нужно точно понимать, где будут слушать колонку — и направлять ее в нужную сторону.

Я слушала Flex и по одной, и в комплекте. Главная характеристика звукового почерка, которая сразу же бросается в уши — это отсутствие баса. Там, где какая-нибудь лайфстайловая техника аналогичного размера выдала бы хоть небольшой, но протяжный гул или бум — Flex четко и точно стучат. Из-за этого намного ярче, четче и аккуратнее ощущаются высокие и средние частоты.

Например, густой и эпичный хор в саундтреке последнего на данный момент «God of War» чуть теряется на фоне ярких, даже агрессивных струнных. Эта же особенность позволяет колонкам отлично, разборчиво играть на низкой громкости. На высокой недостаток баса при достаточно взрослых верхах сильнее заметен и просит сабвуфера (который, кстати, в линейке Formation есть, зовут Sub, и его можно подключить).

Такой характер при этом отлично себя повел на не самой густой и не очень шустрой электронщине, вроде Madeon или саундтрека к «My Friend Pedro»: акустика играла весело и именно что саундтречно, подавая музыку так, что под нее хочется что-то творить, делая ее саундтреком своей жизни. Псевдоскрэтчевые моменты в «Imperium» от Madeon отыгрываются разборчиво, даже пытаются быть слегка жестковатыми и провоцирующими на то, чтобы скривиться. Но все-таки это Bowers & Wilkins, их задача — показать музыку так, чтобы ее хотелось слушать.

Минималистичный вокал хорош, его Flex любят и стараются ставить чуть впереди микса, давать ему дополнительную выпуклость — это хорошо заметно на присыпанной помехами «Brukpocket's Lament» от The Heavy, мелодии, оформленной будто под старину. В исполнении Flex мне даже сначала показалось, что это действительно что-то из тех далеких времен — настолько живо они передали хруст помех и сопуствующую ему лиричность вокала.

Немножко реггеватые, спокойно-расслабляющие треки Beats Antique с удовольствием кидали стереоэффекты из одной колонки в другую, не ломая картины и не страдая от задержек, но их мелодиям, даже не самым шустрым, недоставало хотя бы капельки гула, четверть секундочки протяжности.

В итоге, с таким характером лучше всего звучали минималистичные вокальные штуки без упора на виолончели, мягкий и лиричный R'n'B девяностых с простейшим битом, что-то фанково-реггеватое, легкая электроника. Да и шустрая, если честно, тоже, но не жесткий андеграунд и не сочный психодел. Что-нибудь с Les Paul на ритме или соло слушать можно будет только в комплекте с сабвуфером — этой гитаре нужно больше мяса, жизни и тепла.

Вот с теплом у этих колонок проблема. Совсем безжизненными их назвать нельзя, но вытянуть эмоции из них непросто. Все играет четко, иногда будто бы даже слишком, но при этом сглаживает агрессию. Пожалуй, это такой крепкий хайфайный почерк, но иногда все-таки нужно не забывать, что колонки играют музыку не для того, чтобы ее точно сыграть, а для того, чтобы слушатель порадовался. Правда, это же можно записать и в плюсы: отсутствие яркого характера добавляет всеядности.

Музыка очень хорошо различима и читаема, почерк достаточно честный, без лишней энергичности или, наоборот, расхлябанности. Может, с легким фаворитизмом в сторону вокала и струнных, причем вокал Flex выделяет что у Agnes Obel, что в случае с эссе Hopsin в серии «Ill Mind of Hopsin».

А вот как стереопаре им все-таки недостает низов. Хорошо, что можно дополнить Flex сабвуфером, но плохо, что он необходим для получения полноценной картины. Если саба в планах нет, можно поступить как и со взрослой стереопарой — поставить их поближе к стене, чтобы поднять уровень низов. Этот метод работает даже с такими малышами, а плюсом к низам добавляет и объема, скрадывая направленность звучания.

Хайфайный концентрат

Если двадцатилитровую кастрюлю бульона выпарить до полулитра, получится серьезный такой, крепкий концентрат. Formation Flex — это и есть тот самый концентрат Bowers & Wilkins. Уместить идеологию этого бренда в такую крошечную форму, не задрав некоторых допустимых параметров, практически нереально. Но жить с этими допусками можно — и даже получать удовольствие.

У колонок прекрасная внешность и продуманная конструкция — спрятанные разъемы и блок питания, не самые простые динамики, пополосное усиление, инертный корпус, устойчивая форма. И играют они хорошо — голоса и струнные эти небольшие колоночки воспроизводят очень взросло. Но и обращаться с ними надо в некоторых моментах точно так же, как с взрослыми — особенно хорошо нужно подумать о расстановке. В свободном пространстве меняются объем звучания и бас, так что ставить их стоит близко к стенке. Динамики находятся только на фронтальной панели и играют исключительно вперед — об этом тоже не стоит забывать.

Но настолько четкого, серьезного, точного звучания в таких небольших колонках я раньше не встречала. Кому-то такая точность может показаться излишне хирургической, и я даже спорить не буду. Это не колонка, попросту заливающая каким-то щебетанием кухню — это настоящий маленький хайфай.

Возможность собрать из двух Flex стереопару и вовсе ставит комплект на одну ступень с настольными беспроводными колонками других брендов. И на их стороне, помимо фирменного звучания, стоит развивающаяся экосистема, уже достаточно крупная даже на начальном этапе существования, а в будущем она станет еще умнее и еще больше.

продуманная конструкция, симпатичная внешность, экосистема, очень точный и честный, взрослый звук, возможность работать в стереопаре (и даже в виде тыловых каналов в системе 5.1)

чувствительны к расстановке

Bowers & Wilkins Formation Flex

39 990 рублей (за штуку)

Динамики: 1 х СЧ/НЧ 100 мм с плетеным стекловолоконным диффузором, 1 х ВЧ 25 мм с двойным куполом и виброразвязкой

Мощность усиления: 2 х 50 Вт

Диапазон частот: 50 Гц — 28 кГц

Варианты подключения: сеть (RJ45 или Wi-Fi), USB для обслуживания, Bluetooth (aptX HD, AAC, SBC)

Поддерживаемые сервисы: Apple AirPlay 2, Spotify Connect, Roon Ready

Функции: цифровая обработка сигналов (DSP), динамическая эквализация

Габариты (ШхВхГ): 130х215х130 мм

Масса: 2,3 кг