Девятая по номеру модель акустики — самая старшая в линейке Platinum+, а сама линейка — недавняя новинка, выпущенная компанией Quadral. Я неплохо помню старые классические модели производителя, но найти в «Платинумах» множество схожих черт с ходу не получится. Platinum+, на первый взгляд, стоят особняком от всего прочего, весьма обширного модельного ряда производителя. В тесте две пары — старшие напольники и младшие полочники, поставленные в совершенно одинаковые сравнительные условия. Этого будет достаточно, чтобы составить подробное впечатление.

Всего в новой линейке Platinum+ четыре модели акустики: старшие напольники nine, напольники схожей конструкции, только поменьше габаритами, seven (эта модель будет доступна в мае этого года), полочники two и центральный канал one. О чем могут говорить пропуски в нумерации модельного ряда? Да пожалуй, что в данном конкретном случае ни о чем — никаких сведений о том, что эта линейка будет пополняться, да она и выглядит более-менее завершенной в нынешнем виде. Учитывая же необычайную плодовитость производителя и его объемный текущий каталог, можно сказать спасибо за то, что хотя бы наименования моделей имеют наглядное выражение.

Внешность с плюсом

Сама линейка выглядит очень цельной в плане использованных конструкций. Внешность акустики как будто всеми силами старается донести до всех и каждого, что нет, мы не дедушкины шкафы в шпоне, мы современная акустика для молодых и продвинутых. И не знаю, почему, но воспринимается внешность как абсолютно немецкая. Я потом ради интереса даже провел небольшой опрос, показывая картинки тем, кто неплохо разбирается в акустике, но о новинке Quadral точно не знает, и четверо из пяти опрошенных указали на «наиболее вероятную немецкую принадлежность».

Участники теста — напольники Quadral Platinum+ nine и полочники Quadral Platinum+ two на фоне общего вида системы. В процессе теста, разумеется, обе пары АС не находились в одном поле

Это лирика, а на практике общее впечатление складывается из определенных черт. Прямоугольно-острые корпуса с чуть скругленными гранями. Форму я бы определил как строгую. Отделки может быть только две: или черный глянцевый лак, или белый матовый. Из каких-то необычностей можно подметить полосу ткани, охватывающую напольники по кругу примерно на половине высоты, но это не вопрос дизайна, а технологическое решение, к которому я еще вернусь. Среднечастотники закрыты условно несъемными тканевыми грилями, твитер снабжен защитной металлической сеткой. Из всех видимых украшений можно заметить лишь небольшой металлический шильдик на верхней левой грани корпусов — вклеенный в массив МДФ металлический уголок с выгравированным плюсиком. Больше, пожалуй, ничего и нет.

Немного необычно, что задние стенки сделаны съемными, хотя такой вариант иногда встречается даже у акустики значительно более дорогой. Забегая вперед, скажу, что для напольников в силу их внутреннего устройства такой корпус — необходимое решение. Да и для полочников тоже — твитеры у всех моделей крепятся изнутри корпуса. А к тому, как в целом сделаны корпуса и как задемпфированы вопросов у меня не возникло.

Quadral Platinum+ nine

Динамики у всех моделей, как логично было бы предположить, очень схожей конструкции. Во всех моделях линейки использован один и тот же твитер RiCom и средне- и низкочастотники с фирменными диффузорами ALTIMA. Тут надо сказать спасибо тем, кто представляет технику Quadral широкой публике — на официальном сайте вы не найдете ничего, кроме этих красивых названий. Минимум технических характеристик дали и ладно. Ну а на деле все обстоит вот как: твитеры сделаны на базе весьма давних фирменных разработок производителя, в его основе — сложнопрофильный металлический излучатель, дополненный фазовыравнивающей пулей. Расположен твитер у всех моделей в небольшом круглом рупоре, выточенном прямо в материале корпуса. Средне- и низкочастотники, как можно догадаться из названия, с примененным в конструкции диффузоров алюминиево-титано-магниевым сплавом (если обобщенно — металлические диффузоры), их подвесы имеют обычный профиль, магниты — ферритовые, и только материал корзин под вопросом, о нем я сведений не нашел.

Полоса акустической ткани, охватывающая Quadral Platinum+ nine по корпусу, на середине высоты визуально отделяет верхнюю часть акустики

Итак, соответственно, мы имеем небольшие крепенькие полочники Quadral Platinum+ two, двухполосные, с фазоинверторным исполнением низкочастотной секции. Кстати, СЧ/НЧ динамик и твитер у них точно такой же, как у напольников nine. Конечно, различаются конструкции кроссоверов и частота раздела.

Найти басовики

С напольниками Quadral Platinum+ nine все куда как интереснее. Два среднечастотника соответственно схеме D‘Appolito расположены сверху и снизу от твитера, на равном удалении, и помещены каждый в свой замкнутый объем корпуса. А вот низкочастотную секцию человеку, не погруженному в тему, придется немножко поискать. Подсказкой будет та самая серединная часть корпуса, затянутая как будто бы несъемным грилем. За этой тканью спрятана компрессионная камера низкочастотных динамиков. Фактически верхняя и нижняя части корпуса АС здесь соединяются задней стенкой и двумя опорами по передним граням. Внутри — два драйвера, установленных горизонтально и направленных диффузорами друг в друга. Кроме этого, на задней панели можно найти пару портов фазоинвертора — по одному на каждый басовик. Подобные этой конструкции встречаются весьма редко, но у Quadral большой опыт в разработке неординарных по конструкции НЧ-секций. На практике такая реализация должна дать несколько иной характер баса, чем в том случае, когда просто на передней стенке корпуса расположен направленный вперед излучатель.

Компрессионная камера Quadral Platinum+ nine, также можно рассмотреть проводку, проходящую ближе к задней стенке

Кстати, рассматривая через ткань конструкцию компрессионной камеры, можно увидеть часть внутренней проводки, которая удивляет своим сечением. Нередко внешние акустические кабели оказываются потоньше, а тут — внутренняя проводка в несколько квадратов.

Кроссовер у напольных моделей разделен на две платы и разнесен по верхней и нижней частям корпуса. Коммутация у всех моделей рассчитана только на обычный классический провод, без бивайринга. Клеммы по происхождению опознать не удалось, но они массивные, вполне качественные внешне и без видимого неудобства. Подключаться можно кабелем с любым типом разделки.

Еще плюсы

На клеммной панельке также расположен переключатель, регулирующий работу твитера. Тут и у полочников, и у напольников есть три варианта: «больше», «меньше» и нейтральное положение. Но нигде не указано, что же именно переключатель делает в плане точных технических характеристик. Предположу, что, скорее всего, это регулировка ±1,5 дБ или около того.

Установка АС в практическом смысле ничего необычного собою не представляет, по наблюдениям в равной мере возможна и параллельная, и установка с разворотом. Полочникам нужны стойки, правда, на настоящий момент в каталоге производителя нет точного указания, что имеющиеся собственные модели стоек подойдут именно здесь. Ну, это не проблема. Подобрать что-нибудь подходящее всегда можно — габариты у колонок вполне типичные, креплений к стойкам не предусмотрено.

Среднечастотные динамики у Quadral Platinum+ nine и Quadral Platinum+ two использованы совершенно одинаковые, только в случае полочников это СЧ/НЧ динамик. У всех моделей данной линейки защитные сетки условно несъемные

Напольники имеют собственную систему для установки с регулируемыми ножками-опорами, которые в свою очередь могут быть или металлическими конусами, или же можно использовать силиконовые подставки, если такой тип установки предпочтительнее.

Система для теста подобралась достаточно лаконичная. Не буду забегать вперед и прогнозировать выводы именно о системе, но и интегрированный усилитель Xindak XA6950 (II), и универсальный проигрыватель OPPO UDP-203 вполне предсказуемы, а для наших задач это наиболее важно.

Как ведет себя Quadral непосредственно из коробки проверить не удалось: обе доставшиеся на тест пары уже успели какое-то время «погреться», и на первый взгляд более-менее разработались и пришли в себя. Хотя по конструкции динамиков и прочим косвенным моментам можно предположить, что в первое время эта акустика может звучать далеко не в полную силу и не раскрывать сразу всех своих способностей.

Твитер в небольшом рупоре закрыт защитной металлической сеткой

В процессе теста у меня не было цели впрямую сравнивать верхние напольники и младшие полочники из линейки — такое противопоставление выглядело бы странным. Но для того, чтобы понять характер не только отдельных моделей, но и линейки как таковой, изучение двух пар, находящихся на краях модельного ряда, выглядит многообещающим. Смысла в том, чтобы проводить прослушивание попеременно, я не вижу, поэтому тестирование выстроилось самым простым способом. Сначала я отслушал напольники, а потом, в точно тех же условиях и на том же материале — полочники, после чего лишь немного попереключался между моделями, чтобы подтвердить какие-то из наблюдений.

Анатомия раннего стерео

Соответственно, начинаем с модели Quadral Platinum+ nine. Первая запись — переиздание на XRCD альбома Art Blakey And The Jazz Messengers «A Night in Tunisia». По первым впечатлениям звук суховатый, быстрый, рассыпчатый, подчеркнуто динамичный, с весьма заметной силовой подачей и акцентированием основных тонов. Рассчитывать на глубокий бас на этой записи сложно, но все, что есть, отыгрывается неплохо, может быть, даже масштабнее и объемнее, чем можно было ожидать. Характер звучания среднечастотного диапазона мне показался несколько прямолинейным и чуть-чуть упрощенным в нюансах и деталях. Хотя в целом детальность как таковая на хорошем уровне.

Клеммная колодка для присоединения акустических кабелей. На ней же расположен тумблер, регулирующий работу твитера. Такая конструкция с переключением используется во всех моделях линейки, вплоть до центрального канала

Верхние частоты разборчивые, но не резкие, именно на них приходится заметная часть характера, которому мне сложно подобрать иное определение, кроме как «сухой звук». Хотя в то же время этот самый сухой звук не острый, нет в нем подчеркнутой жесткости или резкости, да и ощущения слишком рано наступающего частотного спада нет совершенно. Специфическая сцена этой записи сама по себе больше похожа именно на сцену, а не на звук справа и звук слева, и акустика картину не сглаживает, а подает звук как есть. Вообще получается интересно: запись старая, со своими нюансами, и все эти особенности на слух заметнее, чем обычно. Что само по себе неплохо, потому как обратный эффект, упрощение или усреднение звука было бы куда хуже — это на музыкальном центре все звучит примерно одинаково.

Регулируемые ножки-опоры у Quadral Platinum+ nine сделаны в виде конусов, к которым прилагаются силиконовые накладки, на тот случай, когда конусы-шипы использовать не получается

Следующая запись — Pink Martini & The von Trapps «Dream a Little Dream». Сразу заметно, что акустика очень явно выделяет и обособляет вокальные партии, которые на фоне музыки воспринимаются подчеркнуто, а не как часть единого целого. Подача суховатая, возможно, даже жестковатая. Раскладка сцены получается правильной, взаимно пропорциональной. Звук в целом вполне чистый, в меру строгий (что на примере этой записи воспринимается необычно). Складывается впечатление, что некий эмоционально-смысловой вектор в подаче только один, без условностей, полутонов или оговорок.

Quadral Platinum+ nine в разрезе. 1,4 — платы кроссовера, 2 — низкочастотные излучатели, 3 — компрессионная камера, 5 — регулируемые ножки-опоры (изображение из каталога производителя за 2018 год)

Разностороннего прочтения звук не предполагает, он однозначный, без намека на двойные смыслы. Ко всему этому добавляются еще педантичная аккуратность и явная силовая напористость. Различные части диапазона, отыгрываемые разными динамиками, именно как части не воспринимаются — все цельно и слитно, без перекосов или разлада по динамике.

Металлисты и лирики

Дальше мне стало интересно, а как же акустика отыграет нежно-грустные фортепианные соло альбома Thierry Lang «Guide Me Home», как раз предполагающие наличие у системы, с одной стороны, хорошей детальности и нюансировки, а с другой — некоторой музыкально-эмоциональной рефлексии. А получилось неплохо. Более прямолинейно, чем я ожидал, но есть нужная доля мягкости, слышны нюансы, послезвучия. Воздух только не так ощущается: сцена чуть плотнее, резко очерченная.

Quadral Platinum+ two

Еще одна запись — Toshinori Kondo & IMA ‎«大変 Taihen». Запись сама по себе сухая, несколько плоская и угловатая, но прозвучала она напористей и сочнее, чем можно было рассчитывать. Специфика фонограммы слышна, но в данном конкретном случае это все уже не воспринимается как явное подчеркивание недостатков. Эмоции переданы ярко, сильно, безо всяких расшаркиваний и условнойстей.

Альбом Dark Tranquillity «Haven» тракту и акустике явно пришелся по вкусу: здесь все получилось как нужно — эмоционально, напористо, динамично, да и по детальности вполне пристойно. Лучше тоже можно, но это будет непростой задачей.

Точно такой же твитер в рупоре

Теперь осталось послушать что-нибудь из классической музыки. Для начала — сборник концертов для фагота. С динамикой и детальностью тракт справляется хорошо, но опять слышна уже подмеченная прямолинейность и легкое тембральное упрощение. Начиная уже обобщать выводы, замечу, что, например, Rammstein или Kraftwerk явно понравились бы акустике больше, чем некоторые образцы классической музыки, но их записей, равно как и «больших» произведений Вагнера на момент теста у меня с собой не оказалось.

На записи музыки к «Поцелую Феи» Стравинского хорошо читаются зал и сцена, заметна неплохая детальность и приличная динамика, даже на сложных фрагментах ее достаточно, но чуть-чуть не хватает воздуха.

Копия в масштабе

Переходим к полочникам Quadral Platinum+ two. Стилистическая преемственность в звуке слышна буквально с первых нот. Очень похожий характер, а разница ровно в том, в чем ее и можно было ожидать, сравнивая напольную и полочную модели.

И точно такой же СЧ/НЧ излучатель. Нижняя подставка у Quadral Platinum+ two выполняет скорее декоративную функцию

Звук цельный, очень быстрый, напористый и суховатый. Не скажу, что эти небольшие полочники играют слишком камерно, скорее даже масштабнее, чем я ожидал. Но если закрыть систему ширмой в небольшом помещении, то двухполосную конструкцию и примерные габариты совершенно точно можно угадать без затруднений. Кстати, тестирование проходило в маленьком зале, более подходящем для полочников, однако стоит отметить, напольникам это не создало явных проблем. И в рамках данного помещения я бы оценил направленность обеих пар АС как не самую высокую — привязываться к точке прослушивания с точностью до сантиметра необходимости нет.

Разница между старыми и современными записями у полочников получается не столь выраженной, хотя все это слышно. Вокальные партии в целом меньше отделены от музыки, хотя общность стиля звука прослеживается так же явно, как и отдаваемое предпочтение силовой «антисентиментальной» и строгой подаче.

Задняя панель Quadral Platinum+ two

По басу, кстати, акустика «копает» весьма глубоко для своих габаритов и конструкции, а главное — уверенно, без расхлябанности. Серединка и верха очень схожи по характеру с напольниками, и это не удивительно. Несмотря на не самый музыкальный на свете проигрыватель и гибридный усилитель (имеющий полное право смягчить звук), даже на сложных оркестровых фрагментах каши не было. Впрочем, как раз некоторое смягчение звуку здесь на пользу.

Выводы

Акустика, можно сказать, с характером, хотя в плане жанров я бы определил ее как универсальную, особенно если слушателю нравится подобная силовая подача музыкального материала. А те, кому такая подача нравится, конечно же, есть. Но если все-таки попробовать определить предпочтения, то это, безусловно, современная, энергичная, в том числе электронная музыка, ритмичная и насыщенная, чуть ли не от танцевальных жанров и до тяжелого рока. Способности в плане инструментальной музыки и вокальных произведений видятся мне явно менее однозначными, но тут опять же стоит помнить о личных пристрастиях каждого конкретного слушателя.

В плане системы — более музыкальный и особенно более мягкий по звуку источник, возможно, даже с ламповым выходом (но только качественным, без тепла и «мыла») оказался бы очень даже кстати. Усиление, конечно же, видится транзисторным, с хорошим запасом по мощности.

Кроме этого, очевидно, что акустика эта вполне может иметь двойное назначение. Многие ее качества неплохо смотрелись бы не только в музыкальной, но и в кинотеатральной многоканальной системе (или в системе совмещенной). В пользу такого варианта использования говорит то, что со всеми полагающимися звуковыми эффектами акустика справится уверенно, а модели в одной линейке имеют явную преемственность и сродство характеров.

Музыкальный материал

Art Blakey And The Jazz Messengers — A Night In Tunisia / Blue Note / Audio Wave AWMXR-0021 / XRCD24, Stereo

Bassoon Concertos — Vivaldi, Weber, Jolivet — Rodion Tolmachev, Mariinsky Theatre Orchestra, cond. Ivan Stolbov / Мелодия MEL CD 10 02413 / Stereo CD

Dark Tranquillity ‎– Haven / Century Media ‎77297-2 / CD, Stereo

Igor Stravinsky — Le Baiser De La Fee — Great Symphony Orchestra All-Union Radio and Television, G.Rozhdesvensky / Мелодия MEL CD 10 01833 / Stereo CD

Pink Martini & The Von Trapps — Dream A Little Dream — Heinz Records HNZ014 / CD, Stereo

Thierry Lang ‎– Guide Me Home / i.d. Records / EMI 07243 52972227 / CD, Stereo

Toshinori Kondo & IMA ‎– 大変 Taihen / Polydor 3113-33 / CD, Stereo

Quadral Platinum+ nine, Quadral Platinum+ two

Quadral Platinum+ nine — 365 000 рублей, Quadral Platinum+ two — 104 000 рублей

Quadral Platinum+ nine / Quadral Platinum+ two

Схема: пять излучателей, три полосы / два излучателя, две полосы

Акустическое оформление НЧ-секции: компрессионная камера и фазоинвертор / фазоинвертор

ВЧ излучатель: quadral RiCom+, металлический сложнопрофильный купол с фазовыравнивающей пулей купол / аналогично

СЧ излучатель: 2 х 155 мм, композитный quadral ALTIMA / (СЧ/НЧ) 1х аналогично

НЧ излучатель: 2 х 210 мм, композитный quadral ALTIMA / -

Частоты раздела кроссовера: 280, 2700 Гц / 2100 Гц

Воспроизводимые частоты: 23 Гц – 48 кГц / 40 Гц – 48 кГц

Импеданс (номинальный): 4 / 4 Ом

Чувствительность: 89 / 86 дБ (2,83 В/1 м)

Мощность (номинальная): 200 / 100 Вт

Вес: 40 / 8,5 кг

Размеры: (В x Ш x Г): 1180 x 250 x 405 / 35,1 x 27 x 20,5мм

Варианты отделки: черный глянцевый лак, белый матовый лак