Тест усилителя Cambridge Audio CXA61: на единицу больше

ТEКСТ: Комментарии (44)
73.42 дБ
Тест усилителя Cambridge Audio CXA61: на единицу больше

Недавно англичане из Cambridge Audio представили продолжение линейки интегральных усилителей с индексом CXA. На смену CXA60 и CXA80 пришли обновленные CXA61 и CXA81. И с младшей моделью из этой линейки у нас состоялась продолжительная и продуктивная встреча.

Cambridge Audio — достаточно известный и узнаваемый игрок на рынке техники Hi-Fi и Hi-End. В их ассортименте есть все, чтобы построить как стереосистему, так и домашний кинотеатр любого уровня — от CD-проигрывателей до акустических систем (в том числе и беспроводных). Не последнее место в их ассортименте занимают усилители. Ведь модели P80 и P100 — одни из тех продуктов, которые в свое время принесли фирме всеобщее признание.

Согласно стратегии компании, они опираются на собственных инженеров и их разработки. Давайте же посмотрим, к чему пришли британские разработчики, на примере интегрального усилителя CXA61.

Экстерьер, немного интерьера и обновления

Внешне усилитель почти не претерпел изменений. Однако на лицевой панели все же можно разглядеть несколько отличий: у новой версии отсутствуют регулировки темброблока, да и самого темброблока больше нет.

Рассматривая тыльную панель, обнаруживаем несколько нововведений. Во-первых, это вход стандарта USB B, которого так не хватало в предыдущей версии. Теперь цифровой сигнал с транспорта (будь то компьютер или стример) можно подавать сразу на усилитель — и он тут же будет обработан встроенным в усилитель ЦАПом.

Сразу отметим, что ЦАП тоже обновили. Вместо Wolfson WM8740, который ограничивал меломанов параметрами 24 бит/192 кГц, теперь на борту — ESS Sabre SE9010K2M. «Сабра» повышает планку, предлагая пользователю уже 32 бит/384 кГц и обработку форматов DSD до DSD 256 включительно. Думаю, такой разрядности уже вполне достаточно, чтобы охватить полностью (или почти полностью) музыкальную библиотеку среднестатистического любителя качественного звука.

Во-вторых, появилось еще одно новшество: это встроенный приемник Bluetooth с поддержкой aptX HD — теперь по «беспроводу» доступна поддержка 24 бит/48 кГц. Младший братец СХА60 мог похвастать дополнительным модулем с поддержкой простого aptX. Но модуля этого в комплекте, к сожалению, не было — он продавался отдельно, хоть и за сравнительно небольшие деньги.

В-третьих, в угоду любителям всяких мультирумов и домашних кинотеатров CXA61 оснащен функцией автоматического старта при поступлении входящей команды от головного устройства. Также он способен сам «разбудить» девайс, для которого усилитель является главенствующим устройством. Для этого на задней панели расположились разъемы Trigger In и Out стандарта 3,5 мм. Ну и фирменные разъемы Control Bus для построения инфраструктуры между устройствами серии CX тоже остались на прежнем месте.

В остальном же, изменений почти нет, либо они незначительные: на борту четыре пары акустических клемм, четыре аналоговых входа RCA, выход с предусилителя стандарта RCA, выход для сабвуфера. Чуть выше расположились два оптических входа и S/PDIF/Coaxial, рядышком разместилось гнездо для подключения антенны приемника Bluetooth. Выход для наушников и вход AUX остались на лицевой панели.

Что же касается аналоговой схемы усилителя, по заявлениям производителя, там тоже мало что изменилось. Но звучание CXA61 все же не осталось в рамках его предшественников — под замену попала значительная часть операционных усилителей и конденсаторов — как в предусилительной, так и в силовой секции интегральника. Параметры мощности усилителя при этом не изменились — все те же 2 х 60 Вт при 8 Ом или 2 х 90 Вт при 4 Ом. Класс работы усилителя остался прежним — АВ.

Прослушивание

В роли транспорта выступил Naim Core, который после недолгих уговоров любезно согласился предоставить цифру для ЦАПа, интегрированного в CXA61. Усилительным звеном, естественно, стал герой нашего обзора.

А вот с акустическими системами была возможность поэкспериментировать: в моем распоряжении оказались полочники Dali Opticon 2 и напольные Wharfedale EVO 4.4. Оптимальное решение, так как акустика в разных форматах и с разным характером хорошо дала понять, что может предложить слушателю CXA61.

Итак, провода Atlas соединили между собой CXA61 и Dali Opticon 2. Неимоверных размеров медиатека в недрах Naim Core чуть не заставила меня вовсе забыть о тесте. Но вскоре знакомый альбом был найден, и я незамедлительно нажал кнопку «Play».

Старина Вольфганг Хаффнер (Wolfgang Haffner). В одном из моих любимых альбомов «Kind Of Spain» есть трек «El Chaos», который не единожды сотрясал мебель в моей комнате для прослушивания. Отличное вступление с нарастающей динамикой ударной установки, серьезное, под стать названию, продолжение — с множеством нюансов, перкуссий, переливов трубы и струнных. Ну и массивный бас, который поддерживает этот хаос. Отличный тест на разборчивость и масштаб происходящего в звуковой картине.

Можно отметить, что CXA61, контролируя Opticon 2, не спасовал: все, что я хотел услышать — было продемонстрировано. Более того, появились новые нюансы, что было довольно неожиданно — я думал, что мой домашний сетап «раскрывает» эту композицию полностью. Басовая партия отыграна плотно и напористо, насколько это позволили Opticon 2. Труба и струнные звучали ясно и очень разборчиво, при этом имея хорошие очертания в пространстве. Касаемо высоких частот — в техническом плане никаких претензий не нашлось. Если же коснуться «вкусовщины» — сугубо на мой слух, этот диапазон звучал несколько капризно.

Теперь предоставим возможность Wharfedale EVO 4.4 внести свои коррективы в происходящее. Естественно, что хоть и небольшие, но все же напольные АС на фоне маленьких полочников звучали куда более выгодно. Наконец-то CXA61 встал с дивана, потянулся и сказал: «Смотри, как я могу».

Действительно, Хаффнер неплохо преуспел в реализме: я даже вздрогнул, когда во вступлении раздался первый удар бочки! Позиция ее сместилась глубже, давая остальным музыкантам простор для действий на переднем плане. В ширину размеры воображаемой сцены также возросли. Присущая EVO 4.4 способность заполнять пространство помещения тем самым осязаемым «воздухом» в этот раз показала себя с не знакомой мне стороны — равномерно, ясно, без потери детальности. А та самая капризность в высокочастотном диапазоне сразу куда-то пропала.

Но ведь не классикой единой, иногда же хочется и зажечь! Выбор пал на коллектив Marian Hill. Они и вправду зажигательны, но не совсем в привычном смысле. Композиция «Same Thing» порой звучит так волнительно, что хочется только увеличивать громкость. Такая релакс-зажигалка.

Дабы CXA61 не ленился, в дело снова пошли Wharfedale. В этой композиции весьма плотный, объемный и глубокий синтетический бас, хорошо оттеняемый вокалом. Интегральник от Cambridge не сплоховал и в этот раз: отличный контроль низкочастотного диапазона показал масштабную, насыщенную картину с хорошей позицией вокала и разлетом стереофонических эффектов, которые стремились «обнять» слушателя. Высокие частоты, несмотря на довольно спокойную их подачу, остались хорошо читаемыми и не затерялись на фоне масштабного баса.

Отдельно хотел отметить момент в начале и в конце трека, где на фоне играет рояль: понравились его затухания где-то в самой глубине воображаемой сцены. Это еще раз подтвердило мои нарастающие опасения: в построении сцены CXA61 лучше, чем усилитель из моей системы.

После прослушивания этого же трека с Dali Opticon 2 мое мнение не изменилось. Выводы остались такими же положительными, но с учетом разного формата акустики. На самом деле, композиций было прослушано большое количество — и почти каждый раз я находил новую изюминку.

Почти под конец теста, когда под вокал Нетребко мнение о CXA61 было сформировано, я вспомнил, что в моем распоряжении есть еще и Bluetooth. Найдя на пульте ДУ усилителя нужную кнопку, я успешно его активировал — и усилитель по стандартной процедуре был соединен с моим смартфоном. Всплывающая надпись на дисплее смартфона «Qualcomm aptX HD» подтвердила заявления производителя об используемом кодеке.

Чтобы сравнение проходило максимально объективно, в медиатеке Tidal были найдены треки, аналогичные тем, что хранит в себе Naim.

Качество проигрывания контента через Bluetooth, как я и предполагал, уступило проводному подключению, но все же осталось на неплохом уровне. Откровенно «синий зуб» сдавал позиции лишь в наиболее сложных моментах некоторых композиций, где насыщенное мультиинструментальное звучание совпадало с дерзкими перкуссиями. Ну и нечего таить — воображаемая сцена также упрощается, равно как и откровенный вокал теряет в различимых обертонах.

Но все же я считаю наличие модуля Bluetooth у CXA61 хорошим бонусом. В своей системе я использую отдельное устройство, которое принимает сигнал через Bluetooth от телефона и транслирует его посредством кабеля к усилителю. Сценарий прост — исследовать просторы Tidal в поисках новых кандидатов для медиатеки гораздо комфортнее, когда это можно делать со смартфона, сидя/лежа на любимом диване.

Для вдумчивого или же аналитического прослушивания, конечно же, лучше использовать только проводные подключения. По крайней мере, на данном этапе развития беспроводных технологий.

Выводы

Тестирование новой техники всегда приносит удовольствие. Тестирование высококлассной техники — вдвойне, но зато вызывает некоторые затруднения в плане объективности передачи своих впечатлений. Ведь часто бывает так, что откровенных недостатков найти не удается — как ни старайся. Листаешь треки один за другим, сравниваешь, выслушиваешь нюансы, меняешь акустику…

Встреча с Cambridge Audio CXA61 — одна из таких. Усилитель хорошо показал себя как в паре с напольными Wharfedale EVO 4.4, так и с полочниками Dali Opticon 2. В обоих случаях основой музыки был нейтралитет, образцовая детальность и хороший контроль излучателей со стороны CXA61. И этот аппарат заслуженно получает +1 в свою копилку.

Достоинства: открытое, динамичное, детальное звучание; построение виртуальной сцены; качество сборки; широкий функционал.

Недостатки: сюда можно отнести только достаточно высокую стоимость по сравнению с предшественником.

Официальный сайт: Cambridge Audio CXA61

Цена: 102 090 рублей

Паспортные данные

Выходная мощность: 2 х 60 Вт (8 Ом), 2 х 90 Вт (4 Ома)

Частотный диапазон: 5–60 000 Гц (±1 дБ)

Коэффициент гармоник: менее 0,02% (20 Гц — 20 кГц, 80% выходной мощности)

Входы: USB, 2 оптических, коаксиальный, 4 RCA, mini-jack 3,5 мм (на фронтальной панели)

Выходы: с предусилителя, на сабвуфер, на наушники, на две пары АС

Дополнительно: RS232, вход ИК-датчика, триггерные вход и выход, вход и выход системы управления

ЦАП: ESS ES9010K2M

USB-вход: PCM до 32 бит/384 кГц, DSD256

Bluetooth: aptX/aptX HD

Потребляемая мощность: 600 Вт

Габариты (ШхВхГ): 430x115x341 мм

Вес: 8,3 кг

73.42 дБ +

Комментарии

#

Спасибо за обзор!

А вот вход на усилитель мощности так и не сделали.

- 54.77 дБ +
#

Так и не сделали экрана, опять лишь его имитация с набором светодиодов. Жирный минус

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @GennadyK #

А зачем он нужен? Я бы сказал, что отсутствие лишней "иллюминации" скорее плюс, чем минус.

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Индикация громкости для точной подстройки - это удобно, например

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @GennadyK #

Сомневаюсь. Большая часть усилителей, которые у меня были, в лучшем случае имели подсветку только состояния вкл/выкл. У нынешнего преда есть небольшой дисплей, но я на него не смотрю почти никогда, только если надо в настройки зайти. А в остальном дисплей вообще настроен так, что после нескольких секунд непользования ручками-кнопками он гаснет. В большей "информативности" никакой реальной потребности нет. А избыточное свечение всего и вся так и вовсе раздражает.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Согласен , уровень громкости , включен или нет темброблок и все что мне нужно .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @GennadyK #

Согласен - удобно, в моём преде Emotiva PT-100 присутствует индикация громкости от 0 до 80 с шагом 0,5

- 50 дБ +
#

Хорошо, что убрали регулятор тембра. Цена непонятная. 60 можно было за 44 т.р. купить. Видимо 61 тоже за полцены будет в будущем.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

А вы не в курсе, тут два раздельных усилительных каскада, чтобы сделать биамп, или нет такого?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @GennadyK #

Да нет там двух усилительных каскадов , только бавайринг .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Стыдно, граждане из Кембриджа..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @GennadyK #

А где вы видели два раздельных усилителя , такие решения наоборот редкость , тем более в таковой ценой категории .

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Маранц Мелоди Х

- 50 дБ +
⇡ в ответ @GennadyK #

Простите, но у приведенной Вами в пример стерео минисистемы нет никакого двойного усиления, как впрочем и у любого стерео ресивера или стерео усилителя имеется только два канала усиления. У минисистемы Марантц, как у некоторых стерео систем есть две пары акустических выходов А и В для организации подключения второй пары АС для другой комнаты или для организации Bi-Wire (двухкабельного подключения) одной пары АС.

- 46.99 дБ +
#

Неужели наличие USB для подключения напрямую жесткого диска так усложняет конструкцию , тогда и компьютер не нужен от слова совсем .

Ведь так удобно подключил жесткий диск и слушай музыку , когда же уже начнут так делать массого. Неужели наличие транспорта для подключения жесткого диска это настолько сложно и дорого .

Я за такие решения , все в одном , либо все раздельно . Отдельно усилитель , отдельно сетевой плеер .

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Подключите вы диск, а навигацию по нему посредством чего? Если ПК, то проще к ПК подключать

- 50 дБ +
⇡ в ответ @GennadyK #

С телефона , посредством мобильного приложения Cambrige connect

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Так это не просто ЦАП с USB преобразователем нужен, а стример, который по сути и есть миниатюрный компьютер на кастомизированном Linux. Что объективно дороже, чем ЦАП с USB.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

В чём же удобство? Каждый раз, когда потребуется записать на диск что-то новое, его нужно отключить от усилителя, подключить к компьютеру, записать на него инфу, отключить от компьютера, подключить к усилителю. Разве это удобно?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Борис, тогда, это будет уже не просто интегральный стерео усилитель с наличием встроенного DAC, а комбаин, объединяющий медиа плеер и усилитель на борту. Это будет совсем другой функционал и другая стоимость аппарата.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

И как раз у Cambrige такой был в серии AX, но пропал почему-то(((AXN35 если не ощибаюсь

- 50 дБ +
#

Я вообще не понимаю для чего ЦАП ставить в интегральный усилитель без транспорта и USB входа для жесткого диска . Лишь бы поставить . Что бы звук с компьютера был хороший , нужен MacBook с установленной audirvana . Сколько это стоит , не проще плату с транспортом поставить . Лучше бы совсем ЦАП не ставили , дешевле и качественней звук с чистого интегральника бы получился .

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Сейчас соблазну впихнуть ЦАП поддались очень многие, даже с намного более дорогими аппаратами. Но все-таки это половинчатые решения. Лучше бы это был опциональный модуль, который можно или ставить, или нет. Но вот эта грань, между аппаратами, в которые что-то ставят, и отдельными компонентами сейчас все больше и больше размывается.

- 53.01 дБ +
#

И сколько я не сравнивал , встроенные ЦАПы в интегральные усилители , не очень хорошо звучат , выходит зачем он тогда нужен .

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Критерии и требования у всех разные. Одним будет мало, другим в самый раз.

Ведь и на профильных сайтах и форумах сидит только совсем небольшой процент увлеченных, а многие просто что-то покупают и слушают, не особо вдаваясь в подробности.

Но все же надо добавить, что бюджетные ЦАПы, в том числе и встроенные, неплохо прибавили в качестве в среднем по рынку.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Вам понравился встроенный ЦАП в Hegel H390 ? Или тоже компромисс и отдельный стример все равно нужен . Рассматриваю его к покупке .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Не могу сказать, слушал 390й только как усилитель. Но и младшие ЦАПы у производителя весьма не плохи, так что можно предполагать, что и здесь тоже неплохо. Но чтобы сказать точно нужно слушать, тестировать.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Младших цапов у Гегеля давно нет, увы. HD12 и HD25 по звуку проигрывали H390-му.

Единственный отельный цап и стример у них - это HD30, и вот он уже гораздо интересней, чем встроенный у 390го

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Lohmachevsky #

Да, поснимали с производства. А они были весьма не плохи в своем сегменте. И если представить, что хотя бы 12й вшит в усилитель - с этим уже более-менее можно жить. А дальше можно предположить, что тот, кто взял 390й усилитель, например, тот и HD30 потом возьмет.

- 50 дБ +
#

Вообще немного странный тест Cambridge Audio CXA61 . Автор обзора два раза пишет , что в него дома усилитель хуже , чем Cambridge Audio CXA61 . Может это и так , ( хотя немного странно звучит , рассматриваемый усилитель , просто начальная линейка ) , ну да ладно , хотя бы написал , что за усилитель дома стоит , с чем он его сравнивает ."

Более того, появились новые нюансы, что было довольно неожиданно — я
думал, что мой домашний сетап «раскрывает» эту композицию полностью.

Это еще раз подтвердило мои нарастающие опасения: в построении сцены CXA61 лучше, чем усилитель из моей системы."


- 57.78 дБ +
#

Можно было даже так долго не обсуждать этот обзор: обычный никакой обзор никакого усилителя из начальных линеек. Сказали написать обзор, его и написали.

- 37.45 дБ +
⇡ в ответ @Kireco #

Ну на всех нас не угодишь знаете ли! Бюджет-фи! Цена не по карману тоже нос воротим, а что в таком случае обозревать по вашему?!

У редакции свой взгляд, задачи и планы, и о будущем сайта они тоже пекутся, деньги с неба по Вашему падают?

Все мы разные, как по интересам так и по кошельку. Не единожды уже это обсуждалось и думаю недовольные будут всегда. Я тоже простой читатель и завсегдатай на сайте, многое нравится, есть и то что не совсем устраивает, но в общем и целом я всегда остаюсь доволен посещением сюда.

Попробуйте тогда сами запилить пару статей/обзоров на то что на Ваш взгляд считаете актуальным, благо редакция это не возбраняет а наоборот идёт навстречу. Мы почитаем, обсудим))

- 62.79 дБ +
⇡ в ответ @AlexSalnikoff #

Так какой сетап у вас дома , с которым вы сравнивали Cambridge Audio CXA61

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Это не автор :)

- 54.77 дБ +
⇡ в ответ @Boriss #

Если речь об усилителе - у меня интегральник Onix A55

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexSalnikoff #

Отдельно благодарю всех тех, кто поставил минусы мне и плюсы - моему оппоненту.

Я прекрасно понимаю, что деньги не пахнут, и что сайт должен на что-то существовать.

Но изввините - я человек прошлого поколения. И для меня всегда было главным - профессионализм и ответственность, чего бы это ни касалось. И когда я вижу халтуру - я об этом говорю. Да... пару раз мне это стоило карьеры... Поэтому все эти минусы - детский лепет, право. Здесь - классическая халтура. Извините - знаю о чем говрю. Мне 53 из которых 25 очень плотно связано с этим увлечением.

И мне (я был почти из первых на том...старом сайте Аудио энд Видео) качество и уровень этой площадки не менее важен, чем вам.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Kireco #

Лично я вам ни плюсов ни минусов не ставил, но попробую разъяснить, за что поставили. Выше уже был комментарий, на тему всем не угодишь. Кому-то и такой класс аппарата радость, а кому-то он вообще даром не сдался. Но о качестве материала я могу судить. Он не плох. Да, есть огрехи. Новый автор, ему еще нужно набираться опыта. Ну а как иначе? Хоть в одной стране учат на хайэндщика? Нет. Людей с журналистским образованием в отрасли тоже практически нет, и это не только в России, везде так. Эта отрасль держится на энтузиастах. И я от себя спасибо скажу, за то, что приходят новые авторы. И кстати, как описано прослушивание - мне понравилось. Это вполне информативно. Я смог представить, как этот аппарат звучит, и с моим личным представлением это более-менее созвучно. Остальное приложится. Есть желание попробовать себя в роли тестера? Пишите, это не сложно организовать. А если хотите побыть в роли критика - да тоже пожалуйста. Но по существу.

- 58.45 дБ +
⇡ в ответ @Kireco #

Кирилл если честно мне и самому эти математические символы до лампочки, а другим ставлю минус в редких случаях откровенного хамства и неуважения к собеседнику, так что минуса Вам с моей стороны не было.

И для меня всегда было главным - профессионализм и ответственность, чего бы это ни касалось. И когда я вижу халтуру - я об этом говорю.

Вот и написали бы всё аргументированно и по делу. А то Ваш первый коммент можно интерпретировать как смачный плевок и на автора статьи и все бюджетные усилители на свете)))

И кстати,

обзор никакого усилителя из начальных линеек.

да усилитель начальный, но согласитесь далеко не самый худший. Да и цена однако удивила, как-то уже не бюджетненько получается.

- 56.02 дБ +
#

В обзоре пишут о подключении к этому усилителю naim uniti atom , но атома там вообще не было и он в себе ничего не хранит, это полный провал обзора, человек вообще не понимает о чём пишет.

Уверен, что все негативные комментарии удалят, как это всегда происходит, так что зря я тут всё это пишу и трачу время.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ingvar #

Почему, если по существу - никто удалять не будет.

Хранить Атом не хранит, но из сети взять может, и со стриминговых сервисов. А вот как именно была сделана коммутация с использованием в качестве транспорта не имея цифровых выходов? Интересно было бы узнать у автора.

Кстати, это только я вижу на фото не Atom, а Core? А вот Core транспортом быть может. И хранить и отдавать. Может быть в этом ответ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

В рутине трудовых будней была допущена опечатка, за что прошу прощения.

В роли транспорта был, конечно же, Naim Core

- 60 дБ +
#

Нарастающия динамика у 61? Автор,Вы серьезно?

- 50 дБ +
#

интересно, как в кино покажет себя связка с Dali? С музыкой и разговорным всё более-менее понятно, а если взрывы и экшн? Потянет?)

- 50 дБ +

Потянет, почему нет. Но саб такой связке точно не помешал бы. Все таки Opticon - это полочники, и чудес по НЧ диапазону ожидать не стоит

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.