Предварительный усилитель Dynavox TPR-1 (часть 2): апгрейд

ТEКСТ: Комментарии (15)
78.2 дБ
Предварительный усилитель Dynavox TPR-1 (часть 2): апгрейд

В первой части обзора я уже намекал на то, что купил данное устройство с целью вспомнить, как держать в руках паяльник. Мне стало интересно, что можно получить, немного доработав, в принципе, недорогой аппарат, и стоит ли это делать. Сам не раз читал о чудесном преображении звука после замены конденсаторов, реле, потенциометров и.т.д на «правильные». Раздобыв в интернете схему и заручившись консультацией известного завсегдатая сайта stereo.ru @Wadim, я начал поэтапную модернизацию предварительного усилителя Dynavox TPR-1.

Схема, которую удалось найти в интернете, содержала ряд неточностей — в процессе работы с ней они были исправлены. На фото внизу схема Dynavox TPR-1 с исправлениями.

Схема Dynavox TPR-1

Этап первый. Конденсаторы

По логике, стоило начать с замены регулятора громкости, так как это было почти необходимо, но в магазине не оказалось регулятора ALPS нужного номинала, поэтому, сделав на него заказ, я начал с конденсаторов.

Открыв крышку, я обнаружил желтые пленочные конденсаторы от неизвестного производителя.

Dynavox TPR-1 без крышки

Проконсультировавшись с Вадимом и изучив сообща с ним схему, получил от него рекомендацию увеличить емкость конденсаторов и попробовать отключить среднюю лампу от основной схемы, оставив ее как буфер с входом Line.

Схема Dynavox TPR-1 после внесенных изменений

Для замены я выбрал конденсаторы MKP Jantzen Cross Cap. Они недорогие, в основном, с хорошими отзывами и подходили по размеру. Точнее, размер их больше, но, прикинув, я понял, что смогу их разместить на плате. Далее, вооружившись паяльником и припоем Oyaide SS-47, приступил к замене. Никаких сложностей с этим у меня не возникло, так как дорожки на плате широкие, и доступ к элементам ничем не затруднен.

Плата Dynavox TPR-1 после замены конденсаторов

Прослушивание

Звук после замены конденсаторов изменился несильно, но возникло ощущение большей прозрачности. Детали музыкальных произведений стали звучать яснее. Причем я это услышал сразу после включения предусилителя — без прогрева. Осталась некоторая шероховатость в СЧ-диапазоне, но я решил, что причина ее кроется, скорее всего, в лампах.

Этап второй. Лампы

Самое простое, что можно сделать для улучшения звука в ламповой технике — это замена ламп. Менять решил по паре ламп и слушать с выхода А. Третья лампа была отключена от основной схемы и подключена напрямую к входу Line, но об этом позже.

Не думаю, что стоит менять лампы в аппарате такого уровня на какие-нибудь дорогие импортные. Мой выбор пал на изделия советской промышленности. Они недорогие, и приобрести их можно, если узнать где, а это не так уж сложно при наличии интернета и знакомых. Для пробы решил взять три разных варианта: 6Н3П ДР девяностых годов, 6Н3П ЕН семидесятых и обычные 6Н3П шестидесятых. Варианты с дополнительными индексами отличаются долговечностью и специальными характеристиками, которые к звуку отношения не имеют.

На этом этапе я не ожидал столкнуться с трудностями, но все оказалось не так просто. Некоторые лампы загудели. Гул с частотой сети 50 Гц появлялся в том канале, где располагалась неудачная лампа. Причем переставив гудящую лампу в другой канал, она могла и не загудеть. В причинах такого поведения я так и не разобрался. Вадим предположил, что дело в особой чувствительности некоторых наших ламп к огрехам в фильтрации рабочего напряжения или организации земли в предварительном усилителе Dynavox. Возможно, это и так, а возможно, наоборот — схема чувствительна к некоторым огрехам в работе самих ламп. Решил не пытаться разобраться с этим, а просто подобрать комплект ламп, которые не будут гудеть. Как я уже говорил, гудели не все лампы, и начал я с комплекта 6Н3П ДР, которые не гудели, но и не звучали.

Прослушивание

Лампы 6Н3П ДР повлияли на звуковой характер довольно сильно. Звук с ними стал спокойным и ровным. Отличия от звука встроенного в Atoll предварительного усилителя — еле уловимы. Может, это и хорошо, но мне такой результат не понравился. Из звука ушла искра, живость высоких частот. Честно говоря, я даже сначала решил, что у меня что-то со слухом не то, и вернул обратно китайские лампы для проверки своих впечатлений. И тут же вернулась живость ВЧ и пропавшая искра.

Несколько обескураженный таким результатом, я снова сменил лампы, но уже на фотоновские 6Н3П 1966 года выпуска. Тут и появился гул, о котором я говорил выше. Гудел правый канал. Поменяв лампы местами, я услышал гул из обоих каналов. Переставив их местами еще раз, решил все-таки прослушать полученный в результате звук, так как гул был терпимым и слышен лишь в паузах. Выбор пал на Tong Li — альбом «Love». Я специально не стал использовать тестовые диски в самом начале прослушивания.

Звук, который выдали эти фотоновские старички вернул мне веру в наших. Тут была и общая живость на СЧ/ВЧ, и приятный бас, и какое-то еще очарование, из-за которого хотелось слушать музыку — наконец, это было просто интересно. Через два-три часа работы из звука стала уходить шероховатость на СЧ. Вокал стал звучать более естественно. Такой звук мне однозначно пришелся по душе, если бы не гул.

У меня осталось еще две лампы 6Н3П ЕН, которые я тоже не мог не попробовать. Эти лампы загудели в два раза громче, что было совершенно не приемлемо, поэтому прослушивать их я не стал даже пытаться. Озадаченный сложившейся ситуацией, я связался с продавцом ламп и попросил его продать мне еще несколько фотоновских 6Н3П. Человек он оказался порядочный, вошел в мое положение и поменял не подошедшие мне лампы. Я взял шесть штук в надежде, что выберу из них варианты без гула и с хорошим звуком. Мне повезло: из шести ламп гудели только две, но несильно. Выбрав не гудящую пару, решил пока на этом остановиться.

Фотоновские лампы 6Н3П в действии

Третью лампу тоже сменил на фотоновскую, но как буфер она так и не заиграла. Звук оставался безжизненным и мутным. Видимо, здесь требуется сильно перетрясти схему, но я пока к этому не готов. Решил просто вернуть схему к изначальному виду и оставить ее в покое.

Этап третий. Регулятор громкости

Перед самым отпуском мне пришло сообщение из магазина, что заказанный потенциометр ALPS RK27 стерео (Blue Velvet) есть в наличии, и я могу его забрать. Именно его замена была наиболее важна с точки зрения эксплуатации, так как со штатным я уже изрядно намучился.

Регулятор громкости до замены. Удручающее зрелище

Приобретенный потенциометр от ALPS оказался значительно крупнее стандартного. У меня даже были опасения, что я не смогу его установить, но все обошлось. В дождливый день на даче, в спокойной обстановке, я и занялся заменой регулятора громкости. При замене пришлось учесть пару моментов. Шток у ALPS на несколько миллиметров длиннее, и отверстие под него нужно чуть большего диаметра.

Первая проблема решилась установкой шайб, а вторая — рассверливанием отверстия. Также один из резисторов на плате пришлось отпаять и соединить с платой с помощью провода (см. фото). Иначе потенциометр не влезал в отведенное ему место. Несмотря на установленные шайбы, ручка от регулятора громкости немного выступает над ручкой переключателя входов, но не сильно.

Регулятор громкости ALPS

Прослушивание

Поворачивать новый регулятор громкости намного приятнее, чем штатный китайский. Ход плавный, без заеданий. Сама регулировка громкости стала намного точнее. Оптимальная для прослушивания громкость находится в районе девяти часов и нарастает плавно, без резкого перехода, как было со штатным регулятором. Звук от замены тоже не проиграл. Возникло ощущение более чистых верхов. Возможно, это и на уровне самовнушения, но, ей богу, приятно.

Выводы

Главный вопрос, на который я хотел ответить, производя эти манипуляции — стоит ли делать апгрейд такому устройству, как Dynavox? Устройству, прямо скажем, с неоднозначной схемотехникой.

Окончательная схема Dynavox TPR-1 после апгрейда

Замена регулятора громкости оправдывает себя совершенно точно. Единственный минус — это дороговизна хорошего потенциометра. Самая затратная часть модернизации, но и самая нужная, на мой взгляд.

Замена ламп оказалась несколько более проблемной, чем ожидалось. Должен сказать, что тут вы должны решить для себя сами, готовы ли вы подбирать лампы. Штатные звучат неплохо. Для многих их звука будет достаточно, чтобы открыть для себя приятную уху гармонику. Если же вы подберете другие лампы, то можете получить еще чуть больше от звука. Лично я о замене ламп не жалею. На самом деле, это совсем не дорого. Одна лампа мне обошлась меньше чем в пятьдесят рублей.

Общий вид на плату после апгрейда

Замена конденсаторов и подбор их номинала — еще более тонкая тема. Можно пробовать конденсаторы от разных производителей и поиграть с номиналами. Особенно, в цепи обратной связи, которая очень часто встречается в китайских ламповых схемах, и необходимость которой находится под большим вопросом. Я решил не трогать ООС.

На просторах сети наткнулся на материал, где высказано мнение, что без этой ООС звук может стать скучным и невыразительным. Тут, скорее всего, потребовалась бы полная переработка схемы, и такие примеры в интернете тоже встречаются. В общем, как я уже говорил в первой части, предусилитель Dynavox так и напрашивается на апгрейд. О котором лично я не жалею.

78.2 дБ +

Комментарии

#

В итоге, оно того стОило или пока еще рано говорить?

Блиц: ламповый звук или транзисторный? ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Почему же рано, переделку закончил, думаю уже можно говорить и делать выводы. Иначе и статьи бы не было. Если, рассматривать как дополнение к Atoll, то стоило. В остальных случаях нужно слушать.

Мне лампа в преде нравится. Впрочем лампа, вообще, тоже может быть хороша, но от реализации зависит много.

- 60 дБ +
#

Сергей, большое спасибо за вторую, не менее интересную часть статьи по модернизации предусилителя Dynavox.

У Вас все отлично получилось! Спасибо, многоуважаемому Вадиму, который помог Вам с подбором проходных конденсаторов для замены штатных.

В свое время, когда я занимался модернизацией своего лампового усилителя Cary Audio Sli -80, то шел путем подбора проходных конденсаторов немного по-другому... Было заказано несколько комплектов конденсаторов от разных производителей (номиналы конденсаторов не менялись) и путем отслушивания были выбраны только те, которые по звуку давали наиболее слышимый эффект прибавки в качестве звучания усилителя. В итоге, были установлены масло- бумажные конденсаторы с использованием медной фольги. Стоимость замененных конденсаторов оказалась весьма ощутимой, но это полностью было оправдано с точки зрения прироста качества звучания. Естественно, штатные лампы тоже были заменены.... Потом был заменен и штатный регулятор громкости Alps, ламповые панельки... Заменены были и штатные сеточные резисторы, на танталовые... После этого доработка касалась замены входных коннекторов... Акустические терминалы пока еще не менялись, это пока в планах... Последним этапом в модернизации усилителя станет замена электролитов в блоке питания на неполярные конденсаторы... Так что, Сергей, у Вас в предусилителе еще много можно поменять, что так же даст прибавку в качестве звука и выведет аппарат совсем на другой звуковой рубеж!

Сергей, еще раз спасибо, за ценный материал по доработке Вашего лампового предусилителя и удачи в дальнейших изысканиях!

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

Alex, у Вас могла бы получится не менее интересная статья о модернизации sli-80.

Serg_E спасибо за статью.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

Я обязательно напишу статью по модернизации своего Cary Audio, когда работа будет полностью завершена...)))

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

Если что, то почта и ссылки на мои страницы в соцсетях у меня в профиле.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

Вам, тоже спасибо! Ваш вклад в этот опыт тоже есть.

И поддержу, что про ваш апгрейд почитать тоже было бы очень интересно!

- 53.01 дБ +
#

Браво! Сережа, какой же Вы молодец!!!

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Спасибо, Дмитрий! Уж, как смог :)))

- 60 дБ +
#

Сергей, спасибо за отличную статью! Что первую часть, что эту, вторую, с большим интересом прочел. Хорошо написано! Просто и доходчиво! Спасибо!


- 50 дБ +
#

менять конденсаторы те, что стояли на Jantzen MKP - это менять шило на мыло. я бы поставил бумагу в масле, а-ля Jensen и тогда бы оно точно того стоило - появился бы тот самый ламповый окрас, который всех так радует. когда я собрал ламповый усь, я экспериментировал. ничего лучше бумаги не звучало.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @beland #

Возможно, но, на мой взгляд, это не то устройство, где нужны столь серьезные детали. Тогда нужно и схему перерабатывать, о чем я и говорил в обзоре.

- 50 дБ +
#
Некоторые лампы загудели. Гул с частотой сети 50 Гц появлялся в том канале, где располагалась неудачная лампа.

надо между вторичкой накалов и землёй впаять электролит ~ 20 мкф, и подать на неё через делитель положительный потенциал вольт эдак в 25. Жить сразу станет намного веселей

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Возможно, но я подобрал лампы и пока решил, что этого достаточно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

нитка накала и катод образуют кондер, 50 герц тока накала через этот кондер поподают в звуковой тракт. что бы убрать жжужание, нужно

- питать накал постоянным током (поставь диодный мост и кондеры).

- снизить разность потенциалов, 25вольт подпора маловато, а 80 самое то.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.