На пути к «идеальному» виниловому проигрывателю.

Выделим четыре основных фактора с которыми конструкция «идеального» проигрывателя должна справляться.

Назовём паразитное возникновение вибраций и резонансов нежелательной энергией.

1: Самообразование и внутреннее паразитное возникновение вибрации и резонансов, производимым двигателем, системой привода, опорным подшипником диска, системой тонарм - картридж.

2: Возникновение вибрации и резонансов стойки или стола, на котором стоит проигрыватель, которые проникают через опорные ножки проигрывателя.

 3: Вибрации и резонансы воздуха от звуковых волн, воздействующие на корпус проигрывателя.

 4: Вибрации, возникающие посредством колебания стилуса в канавке пластинки при контакте, во время трассировки, вызывающие так же паразитное возникновение вибрации и резонансов поверхности пластинки.

  Взаимодействие тонарма, картриджа и поверхности пластинки, является главным определяющим фактором звуковоспроизведения.

Помимо положительных вибраций стилуса при которых возникает электрический ток в картридже при отслеживании канавки записи пластинки, возникают вибрации и резонансы, как и самого корпуса картриджа, тонарма и поверхности пластинки.

 Стилус головки перемещается на микроны и очень незначительное проникновение нежелательной энергии снизит низкочастотную составляющую звука, а также будет воздействовать на детальность и качество воспроизводимого звука. Начало энергетической цепи находится внутри корпуса картриджа, эта энергия равна и противоположна движению иглы. Затем энергия колебаний передается от картриджа к тонарму. Многие производители картриджей и тонармов в настоящее время разрабатывают свои изделия с использованием материалов и форм, чтобы свести к минимуму резонансы, вызванные корпусом картриджа. 

Следующий шаг - это когда энергия передается в основание для установки тонарма. То, что происходит на этом этапе, является настоящей проверкой конструкции проигрывателя. Энергия колебаний тонарма должна рассеиваться, а не отражаться обратно в тонарм.  

 Изоляция тонарма

Второй этап в конструкции проигрывателя - изолировать область крепления тонарма от любого внешнего проникновения паразитных вибрации и резонансов. Это сложно, потому что система крепления тонарма должна быть жестко соединена со столом проигрывателя для точного считывания дорожки с поверхности пластинки. Насколько хорошо система крепления тонарма изолирована от узла опорного диска, имеет решающее значение для точности рабочих характеристик. Если изоляция плохая, между этими частями создается энергетическая петля и конструктивно ухудшает звучание. 

 Другие основные части винилового проигрывателя.

 Подшипник опорного диска.

 Конструкция высококачественного подшипника скольжения кажется с одной стороны, очень простой конструкцией, но самый низкий уровень шума и лёгкость вращения достигается при множестве сложных инженерных решений.  Нагрузка натяжения ремня на правильно спроектированный шпиндель подшипника опорного диска не имеет значения. 

                                    Прижим, клемп.

 Виниловая пластинка весит примерно от 80 до 200 граммов. Большинство прессов весят от 100 до 130 граммов. Одна из причин, по которой более тяжелые и толстые пластинки звучат лучше, заключается в том, что тяжёлый винил будет меньше паразитно вибрировать, чем легкие пластинки. Пластинки 180 и 200 граммов - выбор для уменьшения вибрации и лучшего воспроизведения звука. Всё просто: чем плотнее прижата пластинка к поверхности диска, чём больший уровень демпфирования применяется к пластинке, тем лучше она звучит. Такой результат можно получить, как и от веса собственной виниловой массы, так и из внешних прижимов. Для достижения наилучшего внешнего демпфирования виниловая пластинка должна полностью соприкасаться с материалом, поглощающим вибрации (мат).

На некоторых конструкциях ковриков используются маленькие площадки касания с пластинкой, также изготавливаются сегментные опорные диски. Это вообще противоречит логике демпфирования поверхности пластинки.

Удерживать и демпфировать пластинку - дело клемпов и зажимов. Этикетка на пластинке толще, чем игровая поверхность винила.  Коврик для пластинок должен иметь углубление в центре, чтобы пластинка могла лежать ровно, в противном случае этикетка будет единственной точкой контакта. Если использовать очень тяжелый центральный груз, скажем 1 кг, то более тонкие пластинки поднимутся по краям мата.  Эта информация говорит нам, что мы должны использовать клемп подобранный к толщине пластинки. Хорошее решение использовать центральный груз весом 300-500 гр. Этот вес будет работать со всеми, кроме очень тонких пластинок. Альтернативой грузу является винтовой зажим. У этих зажимов есть плюсы и минусы. Плюс в том, что прижимную силу на пластинке можно контролировать. Минус в том, что если он спроектирован не должным образом, то вибрация от шпинделя будет передаваться на пластинку.  Лучший вариант - это периферийный клемп кольцо вместе с центральным грузом. Баланс веса между этими двумя элементами должен быть рассчитан так, чтобы обеспечить равномерное и оптимальное прижимное усилие на всей площади винила.

 

 Система привода

 Оптимальная система привода, обеспечивающая наилучший и низкий уровень шума, использует пасик (различных видов) и один изолированный двигатель. Чем больше двигателей или промежуточных шкивов, подшипников, движущих частей в проигрывателе тем выше уровень шума. Правильно подобранный пасик по размеру, типу, эластичности, длине становится фильтром от паразитных вибрации и резонансов. Эта фильтрация помогает исключить паразитную энергию, поступающую на опорный диск и сглаживает двигательные импульсы. Помните, что для затуманивания входного сигнала от иглы к генератору картриджа требуется очень небольшое количество паразитной энергии.

 Хороший выбор - синхронный двигатель с достаточным крутящим моментом (маленькие тихоходные двигатели издают меньше шума чем большие двигатели с высокими оборотами). А также для преодоления нагрузки воздействия канавки пластинки на иглу необходим бооольший крутящий момент. Игла как бы цепляется за поверхность пластинки, особенно при воспроизведении динамичной музыки.  Да, нагрузка канавки есть, в очень незначительной степени она влияет на скорость, но практически любой качественный проигрыватель виниловых пластинок с тяжелым диском будет иметь достаточно инерции, чтобы поддерживать изменение микроскорости, вызванное нагрузкой канавки при модуляции сигнала до уровня, который невозможно будет обнаружить при прослушивании.

 Двигатель с прямым приводом: название указывает на отсутствие изоляции двигателя от диска со всеми вытекающими последствиями. Двигатели с прямым приводом в идеале должны иметь как можно большее число катушек и тяжелый обладающий высокой инерцией (массой) диск. Часто стабильность вращения может быть проблемой, если сервопривод обратной связи работает не точно. В проигрывателях с прямым приводом не используются высококачественные и сложные, с инженерной точки зрения подшипники, из-за конструктивных особенностей двигателя. Большее количество подшипников, вращающихся деталей и двигатель с жестким креплением к диску генерирует и передает шум серьезно ухудшающий качество звука. Также вызывает паразитное возникновение вибрации, резонансов поверхности опорного диска – пластинки, стола- тонарма проигрывателя. 

 

          Конструкция стола проигрывателя

 Какой тип поворотного стола лучше? С субшасси или без, что лучше изолирует проникновение паразитной энергии как от воздушного, так и от механического вторжения со стороны ножек стола. Испытания показали, что стол с субшасси в целом лучше. Пружины, резиновый эластомер, изолирующие фетровые прокладки, собортан, система конусов обеспечивают хорошую изоляцию от механических внешних вибраций. При правильной конструкции субшасси стол проигрывателя будет действовать как настроенный фильтр нижних частот. Чтобы фильтр работал эффективно, весь механизм, опирающийся на пружины, должен иметь баланс между весом и собственным резонансом.  Более легкие пружины обеспечивают меньшее проникновение энергии в субшасси, а амортизаторы не допустят раскачку стола. 

 У поворотного стола с пружинной подвеской есть три основных недостатка. 1: нижняя резонансная точка системы может привести к соскальзыванию иглы с пластинки.  2: Тонарм и его высвобождаемая энергия, связанная с подшипником опорного диска и местом крепления тонарма. Это может стать серьезным сдерживающим фактором тк. могут возникнуть множественные паразитные вибраций стола проигрывателя

3: Двигатель отделен от диска и шасси. Это может вызвать проблему передачи крутящего момента. Чтобы решить эту проблему нужно правильно подбирать соотношение жёсткости пружин, амортизаторов, веса стола и диска.

 Большинство вертушек без субшасси, жестких конструкций полагаются на массу, чтобы уменьшить проникновение паразитной энергии, также правильное сочетание инженерных решений и подбор материалов позволяют добиться очень хороших результатов в звучании.

 Основные проблемы таких столов. Эти проигрыватели часто изготавливаются с использованием материалов, которые не гасят паразитную энергию, например, металл, стекло и дерево. Паразитная энергия свободно перемещается в механике проигрывателя. Внутри проигрывателя нет конструктивных решений (фильтра), который бы препятствовал механическим воздействиям. Некоторые пытаются добиться этого только с помощью ножек. Ножки помогут, но из-за большого общего веса проигрывателя они не являются эффективным фильтром. Только сложные конструктивные решения и правильное сочетание материалов позволяют получить «идеальный» проигрыватель.

 

 

NewArtVinyl