За семь лет своего существования 4K-телевизоры успели стать не только стандартом на рынке ТВ-панелей, но и оказаться в начальном ценовом сегменте. Времена, когда телевизор с разрешением 4K считался хайэндом давно прошли. Телевизоры 4K, которые в свое время выместили HD-панели, уже сами оказались под давлением 8K-устройств.
По уровню разрешения контент всегда отставал от возможностей предлагаемых на рынке телевизоров, но теперь это отставание стало еще заметнее. Эфирное телевидение использует разные форматы: 480p (SD), 720p, 1080i (HD) и 1080p (Full HD). Формат 4K Ultra HD тоже используется, но это всего лишь 1%, если брать в расчет все существующие ТВ-программы. Что касается самих телевизоров, то в 2020 году, по сути, осталось всего два формата: 4K и 8K. В прошлом году крупные производители все еще занимались продажей HD-моделей в самом низком ценовом сегменте с маленькой маржей.
Теперь на месте HD-моделей оказались 4K-модели. Звучит странновато, ведь 4K — это относительно новое явление. Первый 4K-телевизор (Sony XBR-84X900) представили приблизительно семь лет назад в конце 2012 года по цене 25 000 долларов США. Сегодня купить такой можно за 250 долларов! Цена за эти семь лет упала на 99%. Это ежегодное снижение стоимости на 50%. Вот вам пример падения цен в телевизионной индустрии. Неудивительно, что даже крупные игроки часто сталкиваются с проблемами и не всегда остаются в выигрыше. Многие компании продают лицензии на свои бренды небольшим производителям.
Конечно, современный телевизор начального уровня за 249 долларов — это диагональ 43 дюйма, а не 84, как у Sony. Кроме того, речь идет о бренде второго эшелона — Insignia, например. С другой стороны, в телевизоре используется та же самая ЖК-технология с боковой подсветкой, то же количество пикселей и даже более продвинутые технологии. В новом телевизоре есть HDMI 2.0 вместо 1.4 (эта версия HDMI не поддерживает защиту HDCP 2.2, которая используется большинством источников, а также не пропускает 4K с частотой обновления выше 30 Гц); есть способность обрабатывать HDR, хотя пиковая яркость и не особо высока. А еще в новой модели имеется встроенный стример и набор приложений с видеосервисами на любой вкус. Если важен размер дисплея, то можно купить ту же модель, но на 75 дюймов. Цена составит всего 4% от стоимости первого 4K-телевизора Sony.
Быстрая эволюция ТВ-техники
То, что 4K-телевизоры за такой относительно короткий отрезок времени из продуктов категории High End превратились в мейнстрим немного шокирует. Более того, 4K — это уже начальный уровень. Почему начальный? Потому что большинство компаний, включая Sony, прекращают выпуск HD-телевизоров. Даже самые базовые модели теперь обладают 4K-разрешением. Samsung, к примеру, заявила всего один HD-телевизор на 2020 год — 32-дюймовую модель из дизайнерской линейки The Frame, которая по определению не является начальным уровнем. Компания LG тоже не собирается производить HD-телевизоры в этом году. Panasonic не делала официальных заявлений, но есть вероятность, что новых моделей с HD-разрешением не будет.
Телевизоры, обладающие разрешением формата 4K уходят из хайэндного мира: в этом году Samsung объявила о том, что в ее премиальной линейке больше не будет 4K-телевизоров. Отныне топовые телевизоры Samsung — это исключительно 8K QLED. Другими словами, теперь 8K — это High End, а 4K — это средняя и низшая категории. В этом году любой желающий может купить настоящий 8K-телевизор, а еще пару лет назад мы видели такую технику только на выставках.
Эфирное телевидение совсем не поспевает за индустрией — нет бизнес-модели, которая могла бы стать стимулом. Телекомпаниям нужно менять весь производственный процесс, а это дорого. Такие обновления случаются раз в 10 лет. Даже если производство ТВ-программ перейдет на 4K, трансляции в таком качестве все еще будут слишком дорогими. Пропускная способность наземного вещания ограничена. То же можно сказать и о прямом спутниковом вещании, и об IPTV — везде есть ограничения. Смысл в том, что один 4K-канал займет столько же места, сколько четыре HD-канала. Можно, конечно, использовать компрессию, но тогда весь смысл Ultra HD потеряется. Рекламодатели не станут платить больше за рекламу, если ее будут показывать по каналам формата 4K, а телекомпании, в свою очередь, не смогут сделать платный просмотр таких каналов слишком дорогим.
Получается, 4K-контент полностью зависит от стриминговых площадок, для которых нет такой проблемы, как пропускная способность. Она если и есть, то это не проблема самих потоковых сервисов. Парадокс в том, что пропускные способности с каждым годом растут, но это не касается эфирного вещания. Наоборот, эфирное ТВ зажимают со всех сторон — радиоволны нужны мобильным операторам.
Разумеется, востребованность телевизионных компаний напрямую не зависит от разрешения их контента, однако сложившаяся ситуация все-таки добавляет телевизионщикам поводов для беспокойства. Буквально на наших глазах происходит переход от обычного телевидения к VoD-сервисам.
Эфирное вещание в современном мире
В 2020 году главным событием в американском спорте стал Супербоул, который впервые решили транслировать в 4K, но лишь на некоторых специальных каналах и стриминговых сервисах. Стоит сказать, что для съемки использовали HDR-камеры с разрешением 1080p, а эфирное 4K-качество было достигнуто за счет апскейлинга. Чемпионат мира по футболу 2018 года снимали и показывали в 25 странах в настоящем 4K HDR, но для этого были созданы временные ТВ-каналы, которые исчезли после чемпионата. В 2019 году не было крупных спортивных событий, но в этом году нас ждут европейские чемпионаты, трансляции которых, скорее всего, пройдут по той же схеме.
Помимо прочего, в 2020 году должны состояться летние Олимпийские игры, но обладателям 4K-телевизоров не стоит радоваться заранее: права на вещание в большинстве стран принадлежат общественным телекомпаниям, которые не обладают финансовыми возможностями для проведения UHD-трансляций.
Олимпийские игры пройдут в Токио, а Япония стала «главной» страной по внедрению формата 8K. Ожидается, что 8K-вещание будет доступно только японцам, но по иронии судьбы в этой стране не очень распространены телевизоры с таким разрешением. И вряд ли они будут востребованы в будущем, так как японские квартиры, как правило, не отличаются большими площадями — телевизоры пропорциональны размерам комнат и, соответственно, обладают более низким разрешением.
В погоне за UHD-телевизорами
Удастся ли телевещанию когда-нибудь догнать телевизоры с высоким разрешением или нам придется смириться с тем фактом, что наши телевизоры способны на гораздо большее, чем существующие ТВ-каналы? Если учесть реалии телевизионного бизнеса, то нам, видимо, придется смириться. Подобное уже происходило. В свое время HD-телевизоры с большим отрывом опередили SD-телевизоры, но большинство каналов все еще вещают в SD. Если кто-то сейчас смотрит местные новости по телевизору 2020 года выпуска, то скорее всего он получает картинку в стандартном качестве, а его телевизор проводит апскейлинг сигнала до высокого разрешения. Вряд ли это выглядит хорошо. С другой стороны, все зависит от самого контента и требовательности пользователя.
HDR — это альтернатива
У телевизионщиков все-таки есть шансы догнать ТВ-технику: нужно перейти на трансляции в HDR. Согласно организации Ultra HD Forum, качество 1080p с HDR уже считается форматом Ultra HD. Честно говоря, улучшенный динамический диапазон дает картинке даже больше, чем увеличенное разрешение. К тому же, понадобится совсем немного дополнительной пропускной способности — от 0% до 25%, если сравнивать с SDR (зависит от вида HDR). Переход на расширенный динамический диапазон мог бы кардинальным образом все изменить. Насколько сложным для ТВ-компаний окажется такой переход будет зависеть от выбранного HDR-формата.
Похоже, наступил переломный момент. Как все это скажется на производстве телевизоров и на телевещательном бизнесе покажет время.
Оригинал: The HDTV is officially dead