Тема классического Hi-Fi все более активно эксплуатируется при создании современных стереокомпонентов. И надо заметить, что ряд брендов делает это по полному праву, ведь именно их усилители «со стрелочками» 70-х годов являются референсом для дизайнеров XXI века. Одним из таких брендов является Technics.

Мощник SL-A1 со стрелочным индикатором на весь фасад лет 30 назад был мечтой многих аудиофилов, а современные усилители Technics имеют все шансы стать пределом мечтаний для многих уже в наше время. Все потому, что классический дизайн скрывает новейшие технологии, опережающие большинство конкурентов на несколько поколений. И, что немаловажно, технологическое преимущество японские инженеры подкрепляют свойственным им перфекционизмом и вниманием к малейшим деталям.

История

Technics не нуждается в особом представлении среди российских ценителей качественного звука. Это старейший японский бренд, который пользовался в нашей стране особенной популярностью. Фирменные Hi-Fi-компоненты, музыкальные центры, наушники и портативные плееры были весьма популярны на рубеже веков — начиная с того, как зарубежная электроника попала на полки магазинов, и до момента, пока бренд Technics с этих полок полностью исчез.

И тут нельзя обойтись без краткой исторической справки. Бренд Technics, наряду с Panasonic и National, принадлежал японской корпорации Matsushita Electric Industrial. В масштабе бизнеса этой корпорации Hi-Fi не был доминирующим направлением, и по мере снижения спроса в этом сегменте рынка производство компонентов прекратилось, а вместе с ним исчез и Hi-Fi от Technics.

Прошло время. Корпорация Matsushita Electric Industrial реструктуризировалась и превратилась в Panasonic Corporation, а спрос на высококлассное аудио вновь начал повышаться. На этой волне в 2014 году бренд Technics был возрожден, и теперь знакомый логотип украшает несколько линеек Hi-Fi компонентов, а также стильную мультирум-акустику и системы типа «все-в-одном».

Параллельно с этим более активно стала развиваться линейка проигрывателей винила, которые и не теряли своей актуальности как оборудование для диджеев, а теперь вернули себе былую популярность среди аудиофилов.

Вся эта информация нужна нам для понимания одного простого факта: нынешний Technics — это та же компания и та же инженерная традиция, в которой производились те самые компоненты золотой эры Hi-Fi.

Традиция и современность

Сложно найти производителя Hi-Fi, который не рассказывал бы о том, как внимательно относится ко всем этапам разработки компонентов. Однако достаточно послушать, что получилось в результате, или просто заглянуть под крышку аппарата, чтобы понять, насколько эти слова соответствуют действительности.

В случае с Technics серьезность намерений разработчика очевидна еще на стадии заочного знакомства с технологиями. Работая над интегрированным усилителем Technics SU-G700M2, японские инженеры заново и по-своему прошли путь Питера Лингдорфа, создав полностью цифровой усилитель.

К этому дополнительно были приложены вполне традиционные способы улучшения звука, практикуемые в оборудовании High End с прошлого века: борьба с вибрациями, тщательный подбор материалов и комплектующих и так далее. Эта комбинация передовых технологий и классических приемов прецизионного тюнинга звука выглядит крайне интересно.

Первое, что мы увидим, если заглянем под крышку аппарата — толстые стальные стенки и две перегородки, разделяющие корпус на изолированные друг от друга секции. Помимо экранировки, защищающей от перекрестных помех блок питания, усилитель мощности и предварительный усилитель, все три секции имеют виброразвязку друг от друга и от внешней среды.

Что же касается содержимого отсеков усилителя — там нет ничего похожего на традиционные модели. В секции блока питания нет тороидального трансформатора с большими «банками» конденсаторов, в секции усилителя мощности нет большого радиатора с мощными транзисторами, а плата предварительного усилителя своим видом напоминает скорее модуль ЦАПа или сетевой проигрыватель. С последней, пожалуй, и начнем.

Цифровые входы и единственно верный путь

Предусилитель Technics SU-G700M2 является полностью цифровым и базируется на фирменной технологии JENO Engine. Это сложная цифровая схема с исчезающе малым уровнем собственного джиттера и системой перетактирования входящего сигнала.

Она усиливает цифровые сигналы и преобразует их напрямую в широтно-импульсную модуляцию, которая подается на вход усилителя мощности, работающего в классе D. Работает схема предусилителя под контролем прецизионного тактового генератора, имеющего аккумуляторное питание.

Как следствие — из имеющегося набора входов SPDIF-интерфейсы и USB подают сигнал непосредственно в схему предусилителя, а сигналы с аналоговых входов после коммутации проходят аналого-цифровое преобразование. Используется наиболее качественный из доступных чип АЦП — от любимой аудиофилами марки BurrBrown.

И все-таки место для аналоговой схемы в предварительном усилителе нашлось — это фонокорректор, работающий с картриджами обоих типов: и ММ, и МС. Его входной каскад работает в дифференциальном режиме, а выходной построен на малошумящих FET-транзисторах. Особенностью фонокорректора является регулируемый уровень предусиления.

Пользователь может выбрать один из четырех фиксированных уровней громкости, чтобы подстроить режим работы фонокорректора под характеристики используемого картриджа звукоснимателя. Еще одна полезная функция — возможность инвертирования фазы входящего сигнала. Это необходимо для прослушивания некоторых старых виниловых пластинок.

На задней панели нетрудно заметить пару аналоговых выходов. Линейный выход связан только с аналоговыми источниками и, судя по всему, выдает тот же самый сигнал, который поступает в АЦП. Регулируемый аналоговый выход работает иначе. С учетом того, что регулировка громкости происходит в цифровом домене, сигнал на него поступает через ЦАП. Любопытно и то, что цифровых выходов у усилителя нет.

Исходя из вышесказанного, разумнее всего рассматривать усилитель Technics SU-G700M2 как вещь в себе, которую не имеет смысла использовать частично — только лишь как внешний ЦАП или предварительный усилитель. Идеальный путь сигнала проходит от цифровых входов до акустических клемм, а остальное может пригодиться для каких-то вспомогательных процессов вроде записи звука с винила через встроенный фонокорректор или подключения активного сабвуфера к регулируемому выходу.

Автокалибровка

Главная особенность блока усилителя мощности — фирменная технология LAPC (Load Adaptive Phase Calibration). Она в корне меняет сам принцип взаимодействия акустики и усилителя.

В обычных ситуациях усилитель рассчитывается на работу с некой гипотетической нагрузкой, рабочий импеданс которой находится в пределах от 4 до 8 Ом, а фаза условно является линейной. При этом фактический импеданс акустики, равно как и ее фаза, нелинейны — и именно эта нелинейность в сочетании со способностью усилителя ее компенсировать определяют характер звучания связки.

Инженеры Technics изменили эти правила игры. Технология LAPC измеряет характеристики подключенной акустики и соответствующим образом корректирует частотную и фазовую характеристики выходного сигнала.

Таким образом, мы получаем связку акустика–усилитель, в которой импеданс и фаза акустики не имеют принципиального значения и минимально влияют на результат. Иными словами, Technics SU-G700M2 — это усилитель, который способен справиться буквально с любыми колонками. Во всяком случае, это напрямую следует из описания принципа действия технологии.

Энергия без лишнего шума

Третья неотъемлемая часть усилителя — блок питания. И это не менее важная часть конструкции, чем все остальные. Ведь схема усилителя лишь модулирует музыкальным сигналом ту энергию, которая поступает через блок питания от сети.

Исторически, все попытки инженеров улучшить питание усилителей и других компонентов свелись к двум направлениям: одни совершенствуют линейные блоки питания, а другие — импульсные. И те, и другие имеют большой потенциал, но, если мыслить абсолютными категориями, импульсные, как более современные, имеют больше перспектив. Вероятно, именно поэтому данный путь выбрали японские разработчики.

Блок питания, установленный в Technics SU-G700M2, отличается рекордно низким уровнем шумов. Значительно меньшим, чем у хороших аудиофильских импульсных блоков питания, не говоря уже об остальных.

Достичь этого удалось путем кратного повышения его рабочей частоты, которая достигает 400 кГц (это при том, что 100 кГц уже считается высоким показателем!). Обеспечить стабильность работы схемы помогли отборные электронные компоненты. А для подавления остаточных шумов на выходе используются высококлассные стабилизаторы напряжения.

В результате блок усилителя мощности получает чистейшее питание без каких-либо примесей в виде шумов и помех. Кроме того, импульсный принцип работы в сочетании с повышенной частотой и оригинальным блоком конденсаторов, заимствованным у флагманской модели SU-R1000, обеспечивают исключительную скорость реакции блока питания на потребности платы усилителя.

Это значит, что динамические характеристики у Technics SU-G700M2 должны быть лучше, чем у любых других аппаратов, оснащаемых как линейными, так и импульсными блоками питания.

И для наушников

Особенно приятно отметить тот факт, что любители персонального аудио тоже не были забыты. Technics SU-G700M2 имеет выход для наушников и за стандартным 6,3-мм разъемом скрывается очередное технологическое чудо.

Схема усилителя для наушников принимает на вход тот же ШИМ-сигнал, который поступает в усилитель мощности, но дальше он сразу преобразуется в аналоговый вид. Аналоговая часть схемы работает в классе АА — это тоже оригинальная разработка компании. Первый каскад в аналоговой части является усилителем напряжения и работает в чистом классе А, а второй каскад обеспечивает подключенным наушникам необходимый выходной ток.

На практике усилитель для наушников отличается на удивление чистым и прозрачным звучанием, а также имеет хороший запас мощности для работы с высокоимпедансными моделями. Если бы не отсутствие балансного выхода, его возможности и класс качества можно было бы назвать исчерпывающими.

Второе поколение

Усилитель Technics SU-G700M2 принадлежит ко второму поколению, о чем нам говорит индекс М2. При этом если поставить рядом два усилителя — SU-G700 и SU-G700M2, — единственным отличием будет только надпись с названием модели. Список внутренних изменений, по официальной информации, довольно лаконичен: у модели М2 расширена функциональность фонокорректора, а также использованы элементы блока питания от флагманского усилителя.

На первый взгляд этого маловато, чтобы получить какие-то существенные отличия — особенно в том случае, если источник будет цифровой. Но при прямом сравнении не заметить существенную разницу в характере звучания просто невозможно.

Первая модель, которую мы уже тестировали, поражала в первую очередь детальностью, динамичностью и точностью звука. Сцена прорисовывалась очень убедительно и не была привязана к акустике. При этом исключительная собранность звучания, полный контроль акустики и сфокусированность по всему диапазону сопровождались некоторой сдержанностью в эмоциях. Воспроизводя звуковую картину вполне достоверно, система с усилителем Technics SU-G700 явно тяготела к аналитичной подаче материала.

При прочих равных условиях Technics SU-G700M2 дал совершенно иной результат. Сохранив большинство вышеназванных свойств, включая исключительную детальность, он сделал сцену еще более объемной и масштабной, а звук наполнился большим количеством микродеталей и оттенков, придающих ему выраженную эмоциональную окраску.

И потому радикально изменилось восприятие музыки в целом. Если первая версия усилителя давала практический студийный характер подачи с акцентом на детали, вторая удивляет в первую очередь ощущением реализма и выразительности, благодаря которым с первых нот буквально проваливаешься в прослушивание, забывая обо всем на свете.

Данное сравнение напомнило мне, как ни странно, эксперименты с цифровыми транспортами, когда, переходя от среднебюджетных моделей к High End, не получаешь какой-то радикальной прибавки по формальным характеристикам, но звук удивительным образом оживает, начинает дышать, жить, наполняться множеством нюансов и оттенков, делающих общую картину гиперреалистичной.

Что характерно — в цифре этот эффект достигается исключительно благодаря борьбе с разного рода шумами, в т.ч. поступающими по питанию. И точно такой же подход мы наблюдаем в случае с Technics SU-G700M2. Дополнительно улучшив питание, разработчики буквально оживили звук.

Правильная нагрузка

Из теоретической части мы сделали вывод, что усилитель должен быть в значительной степени «всеяден», поскольку способен компенсировать несовершенство подключаемой к нему акустики. Однако на практике Technics SU-G700M2 дал повод вспомнить о том, что помимо электрических характеристик у акустики есть немало других свойств.

Например, при самом идеальном контроле динамика со стороны усилителя наличие мягкого диффузора, смазывающего бас, не позволит радикально улучшить звук. Чуда не произойдет и в том случае, если акустика в целом не обладает высоким разрешением.

Более того, в ходе экспериментов выяснилось, что высококлассные модели акустики, выполненные по классическим канонам также не являются идеальными партнерами для усилителя Technics SU-G700M2: в такой связке слишком ярко проявляется характер самих колонок, причем не самые сильные их стороны, в то время как при работе с классическими транзисторными или ламповыми усилителями они же звучат очень интересно, демонстрируя только свои достоинства.

Наилучшими партнерами для  Technics SU-G700M2 оказались те модели акустики, которые выстроены по современным канонам и ориентированы на максимально детальное, точное и сфокусированное звучание. В подобных связках сильные стороны и усилителя, и акустики даже не складываются, а умножаются друг на друга, давая совершенно фантастический результат.

Один из подобных вариантов — работа усилителя вместе с фирменными полочниками Technics SB-C600. Трудно себе представить, что столь компактные колоночки способны озвучить большой зал, однако де-факто даже в большом шоуруме звук получился исключительно масштабный, объемный, с массивным басовым фундаментом — словно играла пара средних напольников.

Коаксиальные излучатели, которыми оснащены полочники, по своей природе фазолинейны и способны создавать объемную сцену, а в сочетании с Technics SU-G700M2 они буквально заполнили звуком все помещение, не давая и шанса локализовать источник звука на слух. Единственное, чего мне немного не хватило в этой связке — четкости и детализации в басовом диапазоне. Все же небольшой коаксиал в фазоинверторном оформлении — это явно не тот инструмент, с помощью которого стоит добиваться идеального баса.

Идеальной парой для усилителя Technics SU-G700M2 стала акустика ELAC Concentro S 507. Об этих колонках мы еще напишем отдельный материал, а пока что для понимания масштаба перечислю основные их свойства.

ELAC Concentro S 507 — это представитель флагманской линейки. Модель имеет четыре полосы с ленточным твитером, коаксиальным СЧ/ВЧ-звеном и четырьмя басовыми драйверами. При низком импедансе 4 Ом она обладает не самой высокой чувствительностью (88 дБ) и имеет номинальную мощность 240 Вт (при минимально допустимой в 60 Вт). И в завершении портрета — стоят колонки примерно в пять раз дороже усилителя.

Результат совместной работы Technics SU-G700M2 и ELAC Concentro S 507 способен превратить в адепта современного High End самого заядлого аудиоскептика. Система дает слушателю абсолютно реальную, живую, голографическую звуковую сцену. Музыканты просто появляются в помещении — и есть ощущение, что к ним можно прикоснуться.

А самое удивительное — реализм и ощущение объема воспринимаются даже слушателями, находящимися в соседней комнате. По способности передать атмосферу и акустическое пространство этой связке нет равных, отчего отлично звучат классика, джаз и концертные записи.

Все это сочетается с абсолютно ровным тональным балансом и исключительной степенью детализации, позволяющей разглядеть все тонкости микса, насколько это позволяет исходное качество контента. Внимание слушателя система удерживает на эмоциональной и художественной составляющей музыки.

Благодаря этому можно без какого-либо дискомфорта слушать даже компрессированные записи — и исключается ситуация, когда фонотеку приходится ограничивать только лучшими Hi-Res-изданиями и отдельными виниловыми релизами. Самый банальный CD и пластинка, изданная в 80-х на «Мелодии», способны подарить не меньше эмоций, чем современный DSD-файл.

Итоги

На мой взгляд, усилитель Technics SU-G700M2 является самым убедительным и наглядным примером триумфа современных технологий. Как можно довести до совершенства транзисторную или ламповую технологию — мы наблюдали уже многократно на протяжении десятков лет, а вот столь шикарная реализация звука High End в цифре встречается крайне редко.

Единственное, что в этом усилителе осталось от классического подхода — это борьба с вибрациями и помехами, а также тщательный подбор компонентов с точки зрения влияния на звук. А все, что касается схемотехники — это сплошные новшества, которых сторонятся многие консервативно настроенные разработчики и конечные потребители.

Поскольку мы имеем дело со схемотехникой, радикально отличающейся от традиционной, подходы к дальнейшему совершенствованию системы также стоит полностью пересмотреть. Вполне очевидно, что в системе с Technics SU-G700M2 внешний ЦАП никак не поможет улучшить звук, да и влияние кабелей может проявиться несколько иначе, чем с классическими компонентами.

При этом заметный положительный эффект способна дать смена цифрового транспорта, а, учитывая, какими способами разработчики улучшили звучание усилителя, имеет смысл продолжить изыскания в этом направлении. Виброразвязывающие опоры, сетевые кондиционеры и фильтры вполне могут оказать существенное влияние.

Единственный вопрос, который для меня остался открытым — это достаточно скромный выбор цифровых интерфейсов, которыми располагает усилитель. Набор входов и выходов выглядит так, словно мы имеем дело с аналоговой схемой, а не с полностью цифровым трактом. Цифровые выходы, интерфейс AES|EBU и входы/выходы тактового генератора выглядели бы на задней панели Technics SU-G700M2 вполне уместными.

эффектный дизайн, отличный звук, большое количество настроек фонокорректора

стандартный набор цифровых входов, ограниченные возможности апгрейда системы

Technics SU-G700M2

554 990 рублей

Мощность: 2х70 Вт на 8 Ом, 2х140 Вт на 4 Ом

Импеданс: 4–16 Ом

Диапазон частот: 5–90 000 Гц цифровой вход, 5–80 000 Гц аналоговый линейный вход

Фонокорректор: ММ/МС

Цифровые входы: 2х оптических, 2х коаксиальных, USB-B (асинхронный, USB Audio Class 2.0)

Цифровые форматы: PCM до 32 бит/384 кГц, DSD до 256 (нативно или DoP)

Аналоговые входы: 2х линейных, фонокорректор

Аналоговые выходы: линейный, регулируемый

Габариты: 430х148х428 мм

Масса: 12,6 кг