Винил продолжает наращивать популярность, и производителям бюджетных проигрывателей приходится поднапрячься: совсем уж халтурные и простые конструкции выживают лишь в качестве предметов интерьера, а в сегменте чуть подороже, где пластинки начинают слушать, уже нужно какое-никакое, а качество. То есть, значит, чтобы диски не портились в процессе, скорость не играла, кнопки не гремели и все такое.

В принципе, доставшийся мне на тест Lenco L-3808 этим параметрам отвечает. Эта вертушка покрупнее, чем Lenco L-87, которую я тестировала год назад: у нее стол потолще и масса побольше. Главное же различие — в приводе: тут он прямой, а не пассиковый. За счет этого, видимо, в Lenco и решились назвать ее «Professional Turntable» — эта надпись украшает стол сразу рядом с регулятором питча.

Да, тут прямой привод реализован в классическом «диджейском» корпусе. Все стандартно: двухцветный черно-серый пластиковый стол, поворотный регулятор включения со встроенным стробоскопом, огромная кнопка старт/стоп, нажимающаяся с мягким кликом, S-образный тонарм. Все каноны выдержаны. Единственное, мне не очень нравится синеватый оттенок серой части пластика: на промо-материалах этот элемент более нейтральный, а тут уж слишком сильно напоминает технику восьмидесятых-девяностых. Есть еще белая версия, и, мне кажется, она выглядит намного приятнее.

Проигрыватель закрывается пылезащитной крышкой дымчато-серого цвета. Она съемная, и ее можно закрепить на пластиковых петлях (и при прослушивании лучше все-таки снимать, потому что петли могут греметь). Сама вертушка при массе немногим более пяти килограммов стоит на столе на четырех ножках. Ножки самовыравнивающиеся: двигаются в пределах, кажется, 10 градусов во все стороны за счет эластичных вставок, что позволит более-менее адекватно разместить проигрыватель и погасить хоть какие-нибудь нежелательные вибрации.

В плане визуала эта вертушка выглядит скорее утилитарно, чем элегантно, но в этом ее прелесть — как и других диджейских прямоприводных проигрывателей. Блеск металлических точек стробоскопа на кромке диска, толстый стол (хоть и не очень массивный в этом варианте, но чего уж), изогнутый тонарм, огромная кнопка включения — в этом есть своя особенная эстетика, которая либо нравится, либо нет. Мне вот нравится. И логотип Lenco на защитной крышке в нее отлично вписывается.

Все придумано до нас

Привод, как я уже сказала, прямой. Скоростей две: 33,3 и 45 оборотов, второй вариант доступен с переходником, но в моем тестовом комплекте его не было (а место под него на корпусе при этом предусмотрено, да и в инструкции он указан).

Все, что скрывается под штампованным алюминиевым диском

Диск крутится очень легко и плавно, без каких-либо заметных биений. Это полая съемная алюминиевая штамповка, прикрытая штатным фетровым матом. Иногда мне казалось, что он крутится хоть и равномерно, но несколько медленно, поэтому с регулятором питча мне тоже довелось поиграть — но в итоге я все равно выставляла стандартное значение. Под диском в выемке есть переключатель рабочего напряжения — блок питания встроенный, рассчитанный и на 60 Гц, и на 50.

Металлическая трубка тонкого, легкого S-образного тонарма оканчивается съемным шеллом — картридж поменять не проблема. В комплект входит привычная уже головка Audio-Technica AT3600. Регулировок у тонарма не очень много — противовес и антискейтинг. В отзывах я вычитала, что у кого-то регулировка антискейтинга не работает, но в моем случае результат был осязаемым. С неправильно настроенным антискейтингом в правом канале слышался регулярный треск — но стоило повернуть колесико буквально на два-три градуса, как треск прекратился.

Процесс настройки прост донельзя: надеть шелл, выровнять тонарм, выставить прижим и антискейтинг — и можно пользоваться. И на различную настройку прижима вертушка, как оказалось, достаточно неплохо реагирует. В инструкции рекомендуют выставлять 2 грамма, но мне показалось, что чуть больше живости в звуке получается где-то при 2,2 граммах. На 2,5 звук уже потемнел, да и страшно стало испортить пластинки и саму иглу (хотя другие производители с тем же картриджем рекомендуют выставлять аж 3,25 грамма).

Дальше идет стандартный набор функций недорогих вертушек, в которые стараются поставить все и сразу: фонокорректор и АЦП с USB. Ладно хоть Bluetooth нет, да и фонокорректор отключаемый — для этого предусмотрен небольшой рычажок. Разъемы в корпусе чуть пошатываются и проседают под нажимом. Я подключила проигрыватель к активным напольникам (тем же, что были в тесте Lenco L-87) комплектным кабелем RCA, используя как раз встроенный фонокорректор.

В общем, ничего удивительного в конструкции вроде как нет. Это бюджетная диджейская вертушка в узнаваемом дизайне и с дополнительным функционалом, привычным для проигрывателей такого класса.

Почему-то это работает

Но вот что странно: играет она приятно. Особенно для своего бюджета. Да, сразу ясно, что диапазон немного ужат, но в рамках этого диапазона слышно все, и нет особой грязи.

Так уж получилось, что в самом начале теста моя виниловая коллекция состояла исключительно из инструментальных релизов, и с ними Lenco очень неплохо сдружилась. Весь альбом «One Time For All Time» от 65daysofstatic на виниле звучал даже более правильно, чем в цифре: тот самый виниловый шорох органично вписывался в композиции, изрядно изувеченные дисторшеном, добавлял какой-то натуральности и реалистичности, может, даже немного объема. И весь тщательно выверенный шум, за который я обожаю этот альбом, не превратился в исполнении Lenco в кашу: у проигрывателя было достаточно контроля для того, чтобы мало-мальски разделить инструменты, добавить между звуками немного пространства.

Главный друг бюджетных вертушек — картридж Audio-Technica AT3600

У контрабаса в открывающем треке «Triangle» с альбома «III» от BadBadNotGood чувствовался приятный вес, особенно хорошо осязаемый в тандеме с фортепиано. Следующий за вступлением клавишный запил был в правильной степени хрустальным и сочным, но вот тарелки на фоне играли чуть «эмпэтришно» — одновременно сухо и ярко.

Второй трек, «Can't Help The Night», и вовсе порадовал в плане баса: было достаточно и массивности, и глубины, но, опять же, пластиковая и металлическая перкуссия показались более сухими, из-за чего низкочастотный гул казался еще более густым. Саксофон в «Confessions» был текстурным, хоть и недостаточно объемным — но совершенно живым.

При этом ощущение того, что музыка ютится в каких-то искусственных рамках, не покидает, но в рамках этих рамок, в общем-то, она чувствует себя вполне комфортно, работая с тем, что есть безо всяких скандалов. Тот же перелив в начале «Hedron» не настолько трехмерен, как в цифровой версии — он более плоский, хоть и в нужной степени яркий и звонкий. Со стереопанорамой никаких проблем нет — каналы разделены верно, не собираются в кучку куда-то в центре.

Сиятельная магия стробоскопа

Я бы сказала, что в звуке чувствуется приятная массивность, которая, однако, сочетается с достаточной четкостью. Расхлябанным звук я назвать не могу — в нем все на своем месте, и даже саундтрек «Doom» не превращается в нечитаемую агрессивную грязь, а воспроизводится вполне отчетливо. Есть, конечно, нюансы: суховатые тарелки в треках выходят на первый план, даже иногда затмевая собой гитары. Им бы чуть побольше деликатности — и было бы отлично.

При этом со скоростью гитар и кардана система из Lenco и простеньких активных напольников неплохо справилась. Что стартовый «Rip & Tear», что другие треки, аналогичные ему, получили долю мясистости, не мутировав в неразборчивый фарш. Но здесь, опять же, мне не хватило многомерности и глубины звука.

А из альбомов с голосом мне удалось добыть только «Add Violence» от Nine Inch Nails, и сам по себе диск не самого лучшего качества — у него кромка с облоем, например. А Резнор все равно звучал приятно: может, чуть отдаленно и размыто, но живо и человечно. Вступительная «Less Than» и вовсе начинается как какое-то диско, что с характером Lenco сочеталось хорошо — переливчатые сэмплы оставляли небольшие звонкие хвостики послезвучий и от этого создавалось приятное ощущение цельности и олдскульности трека.

Петли, которые держат крышку, выглядят не очень надежно

Трипхопово-дроуновый «This Isn't The Place» немного потерял в масштабе по сравнению с цифровой версией — те моменты, когда к синтезаторам и перкуссии подключаются фоновые завывания, сплетаясь с мелодией, должны будто бы разрастаться в объеме, но у Lenco этот эффект передать не получается. Справедливости ради, альбом и в Deezer звучит как-то глухо и плоско, но не настолько.

АЦП все упрощает. Я попыталась записать несколько треков, и записи звучат хуже, чем то, что я слышала вживую. В «Less Than» голос сильнее закрыт вуалью, сэмплы потеряли некоторую четкость, а вот «Confessions» звучит вполне солидно. Встроенный АЦП способен записывать сигналы в 16/44,1 через Audacity — так я и сделала.

Послушать: Less Than.wav, Confessions.wav.

Не на один раз

Я вижу в этой вертушке потенциал для роста, но она и сейчас способна подарить очень приятные ощущения от прослушивания. Нет, она не звучит лучше хайрезов, но и не низводит винил до уровня декоративной хипстерской побрякушки. С этим проигрывателем даже в стоковом состоянии можно наслаждаться музыкой.

Но если хочется добиться большего и избавиться от эффекта плоского, нетрехмерного звука, стоит добавить внешний фонокорректор и поменять картридж: как мне подсказал @Gorbatov, такой эффект вполне может производить головка с конической иглой, а именно она и идет в комплекте с L-3808.

И это хорошо. Это значит, что проигрыватель сможет радовать владельца достаточно долгое время — сначала в стоковом варианте, потом с одним обновлением, затем с другим. Качественно иной уровень, конечно, такими апгрейдами получить не выйдет, но значительно улучшить то, что есть — вполне.

Благодарить за все хорошее в этом проигрывателе, судя по всему, стоит прямой привод: именно он позволяет Lenco играть достаточно точно и четко, поддерживая равномерную скорость вращения и не выдавая сильных перекосов по частотам.

Единственное, в белом цвете он все-таки смотрелся бы лучше — для меня сизый пластик выглядит слишком уж старомодно.

Четкое звучание, живой и массивный бас, но без излишней вязкости, хорошая стереопанорама, цена, потенциал для апгрейда.

В некоторых случаях звучит плоско, встроенный АЦП номинален, перкуссия бывает суховата — вероятнее всего, из-за картриджа.

Lenco L-3808

29 490

Скорость: 33 1/3, 45 об/мин (электронное переключение)

Привод: прямой

Опорный диск: алюминий, 300 мм, с фетровым ковриком

Тонарм: S-образный, алюминиевый, съемный алюминиевый шелл

Звукосниматель: Audio-Technica AT3600

Встроенный фонокорректор: есть, отключаемый

Регулировки: прижимная сила, антискейтинг, питч

Выход: линейный (кабель с разъемами RCA), USB 1.1

Комплект поставки: пылезащитная крышка, диск с Audacity

Габариты (ШхВхГ): 450х139х350 мм

Масса: 5,4 кг