Как и было обещано, продолжение следует: обсуждение и прослушивание в шоу-руме «Контрапункт», ответы Revox GMBH на вопросы и многое другое...
«Звуковоспроизводящая система — это единое целое, в котором все компоненты соответствуют друг другу, что приводит к невероятному уровню эмоциональной вовлеченности и удовольствию от музыки, недостижимому при других решениях», — Питер Квортруп, владелец Audio Note UK.
«Магнитная запись — единственно возможный первичный источник звука для тех звукозаписывающих студий, которые заботятся о его качестве», — Вилли Штудер.
Я не случайно привел выше высказывание Питера Квортрупа, так как на мой вопрос: «На чем будем слушать новый Ревокс, на Ревоксах?» — мне ответили: «Михаил Мартынов вам нового Мишу поставит». Я был обескуражен.
Какой Миша? Кто это??? Я предполагал, что нам предоставят что-нибудь типа Revox Prestige G140 и системы The Joy Series, а на поверку «Миша» оказался ламповым усилителем Meishu от Audio Note. Откровенно говоря, я слушал Audio Note несколько лет назад в Питере — и этих британских ламповиков и акустики в моем круге общения ни у кого нет.
При этом у меня была задача — сделать пару адекватных копий официальных мастер- лент для организации второго прослушивания Revox. Пришлось погрузиться в тему Audio Note, ибо подразумевался эксперимент: Квортруп против Штудера.
От многих иных ламповых брендов Audio Note сегодня отличается, пожалуй, тем, что все его компоненты — от транспорта компакт-дисков до акустических систем и кабелей — разрабатываются и изготавливаются на самой фирме и изначально концептуально согласованы и гармонизированы. Сильное впечатление на меня произвела приведенная ниже цитата:
«Все компоненты, подобно инструментам симфонического оркестра, подбираются и настраиваются для достижения идеального воспроизведения музыки. Результат — полное отсутствие тональной окраски звучания и детальнейшее представление музыкального материала».
Разве не то же проповедовал и Вилли Штудер в свое время?
Но в мои задачи изначально не входило писать материал про Audio Note. Тем не менее изучение «матчасти» подвигло меня иначе отнестись к сборке тестовых записей для прослушивания Revox на ламповой системе высокого уровня. Известно, что Квортруп на домашней системе с акустикой AN-E Audio Note ставил жесткие и резкие записи, а ламповые однотактники AN склонны к камерным и акустическим жанрам, опере и камерному джазу.
В итоге я решил собрать следующее: акустический блюз от Эрика Бибба, Цуйоши Ямамото, акустическую концертную гитару от Фаусто Месолелла, камерную классику Сальваторе Аккардо и камерный же джаз Скотта Хэмилтона. За «жесткач» и драйв должны были отвечать Ванесса Фернандес, а также Джуниор Уэллс и Бадди Гай с ленты Delmark Records — тоже камерно.
![](http://img.stereo.ru/v2/a9/95b14df-1c22-491e-b62f-f42629d461ae.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/3a/abab1b3-15d7-4544-9016-41f8d998ece0.jpeg)
Копии были выполнены на Studer A 807 на ленту RTM SM 900, с учетом базовых настроек нового Revox.
Итак, в «Контрапункте» нас ожидал чистый ламповый класс А без обратной связи, -95 дБ чувствительности акустики и... новый Revox. Загадочная для меня ситуация.
Но вот мы и в гостях! Мы — это Виктор Горбатов @Gorbatov, Андрей Шишло @OnTape и ваш покорный слуга.
Что же интересного нам предоставили: новое поколение усилителя Мейшу, ибо здесь принципиально изменена схема, и впервые за 30 лет существенно изменена базовая конструкция. В основе — межкаскадные трансформаторы (ранее связь была на конденсаторах), как в старших усилках линейки Онгаку. И вместо трех линий питания — все сделано на одной.
![](http://img.stereo.ru/v2/f2/2b1f105-69cc-48a7-8211-6240a80e3b72.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/1e/e6c89ac-152e-4205-b9b5-929b28be895a.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/de/eff492c-1130-4ef1-9ebe-79b4990c1b09.jpg)
Часть первая. Прослушивание
![](http://img.stereo.ru/v2/bc/c398d6f-e7a8-40e5-b6f5-95517b54a368.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/0f/f9e09ef-f762-4f0e-9cee-f4c2e6db1fea.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/f8/8ca315a-3c6a-4147-8775-10b60b123cde.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/06/655eeaa-25a7-4d4c-b3da-b9c856a29fe3.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/ee/ec0baf1-cfa2-483d-a3ed-eb257f7274cd.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/48/87189de-6b25-47d4-8b9b-15de36fec2ee.jpg)
Ну вот, пора и послушать... Скажу сразу: и система, и источник позволили сделать прослушивание настолько живым и приятным, что мы превысили регламент на пару часов.
Нас остановило только присутствие работающей над материалом команды во главе с Юлией Горбатовой, записывающей звук и видео, а также явное повышение уровня температуры в зале от ламп, магнитофонов и софитов.
![](http://img.stereo.ru/v2/19/9d2ca89-48e6-4272-aaaf-9a1c779ecf24.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/5c/cf47391-9926-42f9-97dd-ac55fd443f22.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/fe/ed74387-7ac3-4604-800d-1d58961edae3.jpg)
Пока коллеги обсуждали вопросы к Revox и их ответы, а также сценарий дальнейшего действа со съемочной группой, я смог послушать тестовые записи в некотором уединении.
Новый Revox, как и его конкурент, уверенно и комфортно отыграл с компонентами Audio Note. Не было никаких сомнений в жанровой всеядности и способности B 77 HS качественно подать характер записанного практически в любых условиях обвязки. В нашем случае тембральная естественность подачи звука системой, точная, но не хирургическая детальность звучания компонентов Audio Note, вкупе с ламповой теплотой, создали комфортную для долгого прослушивания, обволакивающую атмосферу.
Тем не менее, склонность к камерной жанровости и предпочтение к раскрытию акустических инструментов прослеживалась очевидно. Это ничего: Revox я даже на старых рупорах от Cerwin-Vega слушал — он и там не пасовал. Правда, на Роллингах и Пёплах — а тут все тактично.
Новый Revox сыграл более плотно и слитно, чем конкурент, а версия реновации от Андрея Шишло — более развернуто и несколько ярче. Выбор предпочтений весьма индивидуален.
Но что здесь важно: все записи, подготовленные к прослушиванию — живые, записанные в одну сессию и одновременно всеми музыкантами. Особенно записи от Fone records, несущие в себе и эмоции живого исполнения, и характер акустики помещений, в которых эти записи делались, — все они весьма атмосферны. Так вот, все это и было привнесено в комнату прослушивания магнитофонами Revox и компонентами Audio Note.
![](http://img.stereo.ru/v2/5e/eae8ed3-b1fe-4625-b979-0a01c4501d66.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/e9/9db69d5-aca2-4715-9460-2ea95a5d6bb8.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/57/7c9efa0-f381-414c-a63d-afd21da9e80a.jpg)
Часть вторая. Обсуждение
![](http://img.stereo.ru/v2/69/9c4d799-b4f1-4bd4-940e-dc7197b4d6fc.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/5e/eae06b4-66e1-495d-927b-a557a9a02769.jpg)
Собственно, ниже представлен основной материал по теме — спасибо за работу Юлии Горбатовой и команде. Смотрите и слушайте:
Часть третья. Вопросы и ответы Revox Gmbh
Существенно и замечательно, что мы получили ответы практически на все вопросы о технических деталях проекта, перспективах развития и планах на дальнейшее присутствие Revox с магнитофонной темой на российском рынке. Со стороны Revox нам отвечал Томас Вольфганг Моравец — директор по продажам, постаравшийся объединить в своих ответах общее мнение членов команды Revox.
Контрапункт: Сама официальная гарантия должна включать возможность замены некоторых запасных частей в случае гарантийного случая. Можем ли мы получить от вас запчасти для возможного ремонта в России? Наши владельцы Revox заинтересованы в наличии локального авторизованного сервиса.
Томас: Мы предлагаем 1 год гарантии на отремонтированные на заводе магнитофоны. Однако сейчас в случае возникновения гарантийных вопросов они должны вернуться из России на наш завод. Сможете ли вы организовать такой логистический процесс?
У вас есть технические знания, как отремонтировать Revox из наших комплектов на месте, есть ли специалисты? Если да, то нет никаких проблем в том, чтобы отправить вам в авторизованный сервисный центр необходимые детали и комплекты по запросу. У вас есть список вариантов этих комплектов, которые вам понадобятся для этого ремонта? Если вы позаботитесь об этом, то вам нужно будет позаботиться и о гарантии по местному законодательству. Вы готовы к этому? (примечание: «Контрапункт» намерен осуществить именно это, организовав авторизованный сервис в Москве)
Это важно на фоне вопроса, заданного Михаилом Мамоновым в первой публикации: «Очень хорошим и серьезным шагом в этом направлении могли бы стать организация и создание авторизованного сервиса. Для гарантийных и не гарантийных обращений счастливых обладателей этих магнитофонов. Конечно, нужно разговаривать с немцами, но наверно возможно договориться об индивидуальной настройке аппарата. Я имею в виду референс-уровень с сохранением гарантии. И в любом случае будут возникать вопросы с калибровкой и регламентом — не в Германию же их посылать. Сервис, и именно авторизованный, будет востребован».
Контрапункт: Что вы думаете о деятельности Revox-online и его уровне цен на аналогичные Revox?
Томас: Насколько мне известно, это независимый розничный продавец в Германии, который ремонтирует продукцию Revox независимо от нас. И он не авторизован нами. Мы не можем влиять на его ценовую и техническую политику, и нам не разрешено это делать в принципе. Это просто незаконно в европейском сообществе. Кстати, наш маркетолог Бенно говорит мне, что становится все труднее найти на европейском рынке бывшие в употреблении катушечные машины Revox по разумным ценам. И мы слышали, что у вас в России это пока что проще.
Вопрос от форумчан: Вы используете новые детали и компоненты в процессе восстановления, являются ли они аутентичными?
Томас: Все, что мы применяем в процессе заводского восстановления, полностью аутентично.
![](http://img.stereo.ru/v2/a0/065e9d2-479d-4e80-b98b-672903d462c6.jpg)
Вопрос от форумчан: Можно ли установить на Revox B 77, PR 99 головки типа «бабочка»?
Томас: Да, конечно, если это аутентичные головки от Revox (не от Studer) и они применялись на некоторых моделях PR 99 и С 270. Естественно, технически можно осуществить это и на В 77.
![](http://img.stereo.ru/v2/f4/45dec7d-75ec-4b28-87b3-6559a4484793.jpg)
Андрей Шишло: Тем, кому интересна такая замена, стоит учесть, что одна такая аутентичная головка стоит около 800 евро. И их имеет смысл применять на запись, оставляя базовую линейную на воспроизведение. Наверное, проще найти аппарат, изначально снаряженный бабочками.
Вопрос от форумчан: Можно ли переделать модель G 36 на 38-ю скорость?
Андрей Шишло: А не было официальной версии G 36 HS. И все, что изредка предлагается — это частные инициативы. И какой смысл? Вся кинематика не позволяет использовать километровые толстые ленты.
Вопрос от форумчан: А у команды Revox есть магнитофоны в домашних системах?
Томас: Конечно — и почти у всех! Станислав и Коллеги! Приятно видеть все ваши усилия по укреплению бренда Revox в России и также интереса к нашим магнитофонам. Мы постараемся предоставить вам весь необходимый контент и информацию и свяжемся с вами. Хочу добавить, что нам нужно еще какое-то время, чтобы ответить на все технические вопросы от пользователей Stereo.ru.
![](http://img.stereo.ru/v2/e4/46e6319-9103-4ff7-9c1c-3f18d72a5b86.jpg)
На чем мы слушали Revox
Meishu Line Silver Tonmeister Black — интегральный усилитель
Audio Note AN-E-SPE HE Apple — акустика
Audio Note AN-Vx — межблочный; AN-P — RCA; AN-SPx — акустический Banana
ISIS Mains Copper Cable Schuko
Что мы слушали на Revox и Audio Note:
Junior Wells — Hoodoo Man Blues — Delmark
Vanessa Fernandez — Use Me — Groove Note
Tsuyoshi Yamamoto Trio — Misty — Three Blind Mice Tape
Scott Hamilton — Ballades for audiophiles — Fone
Fausto Mesolella — Live ad Alcatraz — Fone
Fone Classic Analog Tape Sampler: Esoteric Audiophile Trip
Eric Bibb & Needed Time — Opus 3 sampler
Часть первая: Revox B 77
Продолжение следует...