Как и было обещано, продолжение следует: обсуждение и прослушивание в шоу-руме «Контрапункт», ответы Revox GMBH на вопросы и многое другое...
«Звуковоспроизводящая система — это единое целое, в котором все компоненты соответствуют друг другу, что приводит к невероятному уровню эмоциональной вовлеченности и удовольствию от музыки, недостижимому при других решениях», — Питер Квортруп, владелец Audio Note UK.
«Магнитная запись — единственно возможный первичный источник звука для тех звукозаписывающих студий, которые заботятся о его качестве», — Вилли Штудер.
Я не случайно привел выше высказывание Питера Квортрупа, так как на мой вопрос: «На чем будем слушать новый Ревокс, на Ревоксах?» — мне ответили: «Михаил Мартынов вам нового Мишу поставит». Я был обескуражен.
Какой Миша? Кто это??? Я предполагал, что нам предоставят что-нибудь типа Revox Prestige G140 и системы The Joy Series, а на поверку «Миша» оказался ламповым усилителем Meishu от Audio Note. Откровенно говоря, я слушал Audio Note несколько лет назад в Питере — и этих британских ламповиков и акустики в моем круге общения ни у кого нет.
При этом у меня была задача — сделать пару адекватных копий официальных мастер- лент для организации второго прослушивания Revox. Пришлось погрузиться в тему Audio Note, ибо подразумевался эксперимент: Квортруп против Штудера.
От многих иных ламповых брендов Audio Note сегодня отличается, пожалуй, тем, что все его компоненты — от транспорта компакт-дисков до акустических систем и кабелей — разрабатываются и изготавливаются на самой фирме и изначально концептуально согласованы и гармонизированы. Сильное впечатление на меня произвела приведенная ниже цитата:
«Все компоненты, подобно инструментам симфонического оркестра, подбираются и настраиваются для достижения идеального воспроизведения музыки. Результат — полное отсутствие тональной окраски звучания и детальнейшее представление музыкального материала».
Разве не то же проповедовал и Вилли Штудер в свое время?
Но в мои задачи изначально не входило писать материал про Audio Note. Тем не менее изучение «матчасти» подвигло меня иначе отнестись к сборке тестовых записей для прослушивания Revox на ламповой системе высокого уровня. Известно, что Квортруп на домашней системе с акустикой AN-E Audio Note ставил жесткие и резкие записи, а ламповые однотактники AN склонны к камерным и акустическим жанрам, опере и камерному джазу.
В итоге я решил собрать следующее: акустический блюз от Эрика Бибба, Цуйоши Ямамото, акустическую концертную гитару от Фаусто Месолелла, камерную классику Сальваторе Аккардо и камерный же джаз Скотта Хэмилтона. За «жесткач» и драйв должны были отвечать Ванесса Фернандес, а также Джуниор Уэллс и Бадди Гай с ленты Delmark Records — тоже камерно.
Копии были выполнены на Studer A 807 на ленту RTM SM 900, с учетом базовых настроек нового Revox.
Итак, в «Контрапункте» нас ожидал чистый ламповый класс А без обратной связи, -95 дБ чувствительности акустики и... новый Revox. Загадочная для меня ситуация.
Но вот мы и в гостях! Мы — это Виктор Горбатов @Gorbatov, Андрей Шишло @OnTape и ваш покорный слуга.
Что же интересного нам предоставили: новое поколение усилителя Мейшу, ибо здесь принципиально изменена схема, и впервые за 30 лет существенно изменена базовая конструкция. В основе — межкаскадные трансформаторы (ранее связь была на конденсаторах), как в старших усилках линейки Онгаку. И вместо трех линий питания — все сделано на одной.
Часть первая. Прослушивание
Ну вот, пора и послушать... Скажу сразу: и система, и источник позволили сделать прослушивание настолько живым и приятным, что мы превысили регламент на пару часов.
Нас остановило только присутствие работающей над материалом команды во главе с Юлией Горбатовой, записывающей звук и видео, а также явное повышение уровня температуры в зале от ламп, магнитофонов и софитов.
Пока коллеги обсуждали вопросы к Revox и их ответы, а также сценарий дальнейшего действа со съемочной группой, я смог послушать тестовые записи в некотором уединении.
Новый Revox, как и его конкурент, уверенно и комфортно отыграл с компонентами Audio Note. Не было никаких сомнений в жанровой всеядности и способности B 77 HS качественно подать характер записанного практически в любых условиях обвязки. В нашем случае тембральная естественность подачи звука системой, точная, но не хирургическая детальность звучания компонентов Audio Note, вкупе с ламповой теплотой, создали комфортную для долгого прослушивания, обволакивающую атмосферу.
Тем не менее, склонность к камерной жанровости и предпочтение к раскрытию акустических инструментов прослеживалась очевидно. Это ничего: Revox я даже на старых рупорах от Cerwin-Vega слушал — он и там не пасовал. Правда, на Роллингах и Пёплах — а тут все тактично.
Новый Revox сыграл более плотно и слитно, чем конкурент, а версия реновации от Андрея Шишло — более развернуто и несколько ярче. Выбор предпочтений весьма индивидуален.
Но что здесь важно: все записи, подготовленные к прослушиванию — живые, записанные в одну сессию и одновременно всеми музыкантами. Особенно записи от Fone records, несущие в себе и эмоции живого исполнения, и характер акустики помещений, в которых эти записи делались, — все они весьма атмосферны. Так вот, все это и было привнесено в комнату прослушивания магнитофонами Revox и компонентами Audio Note.
Часть вторая. Обсуждение
Собственно, ниже представлен основной материал по теме — спасибо за работу Юлии Горбатовой и команде. Смотрите и слушайте:
Часть третья. Вопросы и ответы Revox Gmbh
Существенно и замечательно, что мы получили ответы практически на все вопросы о технических деталях проекта, перспективах развития и планах на дальнейшее присутствие Revox с магнитофонной темой на российском рынке. Со стороны Revox нам отвечал Томас Вольфганг Моравец — директор по продажам, постаравшийся объединить в своих ответах общее мнение членов команды Revox.
Контрапункт: Сама официальная гарантия должна включать возможность замены некоторых запасных частей в случае гарантийного случая. Можем ли мы получить от вас запчасти для возможного ремонта в России? Наши владельцы Revox заинтересованы в наличии локального авторизованного сервиса.
Томас: Мы предлагаем 1 год гарантии на отремонтированные на заводе магнитофоны. Однако сейчас в случае возникновения гарантийных вопросов они должны вернуться из России на наш завод. Сможете ли вы организовать такой логистический процесс?
У вас есть технические знания, как отремонтировать Revox из наших комплектов на месте, есть ли специалисты? Если да, то нет никаких проблем в том, чтобы отправить вам в авторизованный сервисный центр необходимые детали и комплекты по запросу. У вас есть список вариантов этих комплектов, которые вам понадобятся для этого ремонта? Если вы позаботитесь об этом, то вам нужно будет позаботиться и о гарантии по местному законодательству. Вы готовы к этому? (примечание: «Контрапункт» намерен осуществить именно это, организовав авторизованный сервис в Москве)
Это важно на фоне вопроса, заданного Михаилом Мамоновым в первой публикации: «Очень хорошим и серьезным шагом в этом направлении могли бы стать организация и создание авторизованного сервиса. Для гарантийных и не гарантийных обращений счастливых обладателей этих магнитофонов. Конечно, нужно разговаривать с немцами, но наверно возможно договориться об индивидуальной настройке аппарата. Я имею в виду референс-уровень с сохранением гарантии. И в любом случае будут возникать вопросы с калибровкой и регламентом — не в Германию же их посылать. Сервис, и именно авторизованный, будет востребован».
Контрапункт: Что вы думаете о деятельности Revox-online и его уровне цен на аналогичные Revox?
Томас: Насколько мне известно, это независимый розничный продавец в Германии, который ремонтирует продукцию Revox независимо от нас. И он не авторизован нами. Мы не можем влиять на его ценовую и техническую политику, и нам не разрешено это делать в принципе. Это просто незаконно в европейском сообществе. Кстати, наш маркетолог Бенно говорит мне, что становится все труднее найти на европейском рынке бывшие в употреблении катушечные машины Revox по разумным ценам. И мы слышали, что у вас в России это пока что проще.
Вопрос от форумчан: Вы используете новые детали и компоненты в процессе восстановления, являются ли они аутентичными?
Томас: Все, что мы применяем в процессе заводского восстановления, полностью аутентично.
Вопрос от форумчан:Можно ли установить на Revox B 77, PR 99 головки типа «бабочка»?
Томас: Да, конечно, если это аутентичные головки от Revox (не от Studer) и они применялись на некоторых моделях PR 99 и С 270. Естественно, технически можно осуществить это и на В 77.
Андрей Шишло: Тем, кому интересна такая замена, стоит учесть, что одна такая аутентичная головка стоит около 800 евро. И их имеет смысл применять на запись, оставляя базовую линейную на воспроизведение. Наверное, проще найти аппарат, изначально снаряженный бабочками.
Вопрос от форумчан:Можно ли переделать модель G 36 на 38-ю скорость?
Андрей Шишло: А не было официальной версии G 36 HS. И все, что изредка предлагается — это частные инициативы. И какой смысл? Вся кинематика не позволяет использовать километровые толстые ленты.
Вопрос от форумчан: А у команды Revox есть магнитофоны в домашних системах?
Томас: Конечно — и почти у всех! Станислав и Коллеги! Приятно видеть все ваши усилия по укреплению бренда Revox в России и также интереса к нашим магнитофонам. Мы постараемся предоставить вам весь необходимый контент и информацию и свяжемся с вами. Хочу добавить, что нам нужно еще какое-то время, чтобы ответить на все технические вопросы от пользователей Stereo.ru.
На чем мы слушали Revox
Meishu Line Silver Tonmeister Black — интегральный усилитель
Audio Note AN-E-SPE HE Apple — акустика
Audio Note AN-Vx — межблочный; AN-P — RCA; AN-SPx — акустический Banana
ISIS Mains Copper Cable Schuko
Что мы слушали на Revox и Audio Note:
Junior Wells — Hoodoo Man Blues — Delmark
Vanessa Fernandez — Use Me — Groove Note
Tsuyoshi Yamamoto Trio — Misty — Three Blind Mice Tape
Scott Hamilton — Ballades for audiophiles — Fone
Fausto Mesolella — Live ad Alcatraz — Fone
Fone Classic Analog Tape Sampler: Esoteric Audiophile Trip
Eric Bibb & Needed Time — Opus 3 sampler
Часть первая: Revox B 77
Продолжение следует...