Основатель издания Digital Music News Паул Резников (Paul Resnikoff) опубликовал материал, где раскрывает проблемы современной музыкальной индустрии. На страницах Stereo.ru мы уже не в первый раз поднимаем тему выживания музыкантов в современном мире, рассказываем о том, как изменился музыкальный рынок после появления стриминговых сервисов, пишем о новых трендах, как рост продаж виниловых пластинок. Потому что все мы, и музыканты, и их слушатели, в общем-то, связаны и хотим, чтобы хорошей музыки становилось только больше.
Обесценивание записей
1. Стоимость музыкальных записей падает, и это продолжается уже более десяти лет. У артистов в итоге очень большие проблемы с монетизацией своего искусства.
2. Уменьшение доходов в звукозаписи очень сильно ударило по рекорд-лейблам, которые в свое время были самой надежной системой финансирования артистов. Речь идет и о независимых, и о крупных лейблах, бывших когда-то сердцем музиндустрии.
3. Их сменяют краудфандинговые платформы, такие как Kickstarter, Pledgemusic и Patreon. С их помощью удалось несколько снизить недофинансирование, но доходы так и не приблизились к тем, что были раньше. Более того, истории тех, кто добился успеха благодаря таким платформам, например, Аманда Палмер, считаются аномалиями, особенно если учесть то, что вначале ее поддерживал крупный лейбл.
4. Стриминговые сервисы продолжают развиваться, но недостаточно быстро для того, чтобы скомпенсировать падение продаж CD и нежелание покупать цифровые версии альбомов. В итоге — падение доходов музиндустрии.
5. Плюс ко всему техническая революция в области звукозаписи уменьшает стоимость этой самой звукозаписи. С каждым новым форматом доходы падают: стриминг дешевле платных скачиваний, а платные скачивания дешевле дисков.
6. Не так уж и много доказательств того, что активные концертные туры, продажа мерчендайза и прочие не связанные с музыкой «активности» восполняют эти потери доходов. На самом деле многие считают, что артистам приходится проводить слишком длинные туры или вообще постоянно находиться в разъездах для того, чтобы сводить концы с концами.
7. Прочие попытки скомпенсировать потери провалились. Компания BandPage, первая среди тех, кто пытался монетизировать «активности» артистов, не смогла правильным образом оценить масштаб этого альтернативного источника дохода. Через несколько лет после крупных инвестиций проект практически за бесценок продали Youtube.
8. Это может привести к нескольким проблемам: от так называемого «выгорания» артистов до роста инцидентов в туре. По словам профессора песнетворчества в Нью-Йоркском Университете Майка Эррико (Mike Errico), число артистов, на которых турне повлияло негативно, резко возросло, и в списке пострадавших Дейв Грол (Dave Grohl), Сэм Смит (Sam Smith), Миранда Ламберт (Miranda Lambert), Стив Аоки (Steve Aoki), Little Big Town, Меган Трейнор (Meghan Trainor), Nickelback, the Black Keys и Келли Кларксон (Kelly Clarkson).
9. Стриминг очень быстро становится основным источником потребления музыки, и сейчас воспринимается как основная причина финансовых потерь исполнителей и композиторов.
10. Во многом это происходит потому, что слушатели приписывают очень низкое значение самой записи, и доступ к ней получают через Youtube, торренты или другие пиратские каналы бесплатно или практически бесплатно.
11. В качестве вишенки на торте стоит упомянуть, что крупнейшая стриминговая платформа, принадлежащая Google — Youtube, не считает, что обесценивание музыки вообще реально. «Удивительно, как часто люди используют слово "обесценить" так, будто оно что-то значит, — сказал Тим Кирк (Tim Quirk) в 2014 году. — А оно ничего не значит. Знаете, почему? Потому что музыку нельзя обесценить. Это нереально. Песня не стоит именно 99 центов, а альбом не стоит конкретно 9.99 доллара».
12. Еще хуже: многие музыканты, работающие с крупными лейблами, от стриминга не получают вообще никакого дохода, даже с учетом огромного числа прослушиваний. Примером такого случая является Леди Гага, чей менеджер Трой Картер (Troy Carter) сообщил, что Universal Music ничего не заплатил певице, несмотря на миллионы миллионов прослушиваний на таких сервисах, как Spotify.
13. Ухудшает ситуацию и то, что стрмиинговые гиганты и крупные лейблы перекладывают вину друг на друга, не принимая во внимание мнения исполнителей. Spotify говорит, что платит лейблам, хоть это чаще всего крупная, многомиллионная предоплата и/или доля в акционерном капитале. Но лейблы сами часто не платят артистам, по законным (музыкант в долгах) или незаконным (лейблы дурят исполнителя) причинам.
14. Масштабный, долгий переход к бесплатной (или почти бесплатной) музыке означает, что целое поколение слушателей ни разу в жизни не платило за музыку. И, что логично, будет активно сопротивляться требованиям за музыку платить.
15. Стратегии, призванные вернуть былые доходы лейблам, чаще выходят боком. Перспективные когда-то сдвиги в сторону 360-градусной модели так и не смогли принести необходимого крупным лейблам количества денег, хоть лейблы и настаивали на расширении прав для новых артистов.
Альбомы
16. Коллапс альбомов принес огромные потери и лейблам, и артистам. Причина в том, что теперь фанаты, которые что-то все же покупают, не берут «полный набор» песен. Это удобно для тех, кто предпочитает выбирать отдельные песни, но артистам иногда сложно покрыть свои расходы и вообще как-то жить.
17. Возможно проблема кроется и в том, что такие комплекты не были заменены другими. Лейблы и артисты не смогли придумать прибыльный, надежный «комплект», который можно было бы монетизировать.
18. Даже истории успеха, например, Adele с ее альбомом «25», которого продано практически 10 млн копий, считаются потенциально опасными для исполнителей и индустрии. Вдохновившись примером, молодые исполнители и лейблы могут начать выстраивать стратегию развития вокруг умирающего формата.
19. Альбомы, записанные в домашних условиях на «болванках», которые ранее генерировали крупную часть дохода мелких артистов и продавались на их выступлениях, сейчас совсем не популярны. Сегодня исполнителям приходится думать над другим мерчендайзом, например, футболками, а это уменьшает доступные деньги для важных в туре вещей, таких, как бензин или еда.
20. Многие музыкальные энтузиасты считают, что падение интереса к альбомам привело к падению ценности музыки и ее сосредоточенности. Ушли те дни, когда музыку слушали внимательно, обложками дисков наслаждались, ушли дни «творений», которые определяли прошлое поколение.
Сертификация и награды
21. Музыкальная индустрия все не может решить, как же считать продажи. Недавно RIAA присвоило альбому Рианны «Anti» статус платинового через неделю после начала продаж, однако Billboard при поддержке Nielsen насчитал 460 проданных пластинок за то же время.
22. Стоит отметить, что многие важные исполнители были обделены Grammy — такие, как Снуп Догг, Боб Марли, Guns’n’Roses, KISS и Моррисси. И это только часть тех, кто ни разу этой награды не получил.
Винил
23. Продажи винила растут каждый год, но все еще занимают малую часть от всех проданных носителей.
24. Производство винила продолжает идти под откос, и создание пластинок становится все более времязатратным и сложным для лейблов и артистов.
25. Многие производства используют оборудование полувековой давности, а инвесторы боятся вкладывать свои ресурсы в производство новых прессов и инфраструктуры, потому как боятся скорого конца «винилового бума». Все это замедляет развитие винила.
Стриминг
26. Крупнейшие стриминговые сервисы — Youtube/Google, Spotify, Soundcloud, Apple и прочие регулярно обвиняются в том, что недоплачивают исполнителям: используют неоднозначные контракты, платят слишком мало или вообще ничего.
27. Это привело к недоверию, и озадаченные фанаты не знают, кого поддерживать. Прошлым летом Тейлор Свифт (Taylor Swift) боролась с Apple за свои выплаты; со временем Apple признала свое поражение, но стриминговые платформы все равно часто признают губительными для музыкантов.
28. Проблема заключается в том, что практически нет контроля за схемами расчета, которые используют такие сервисы, как Spotify, и поэтому музыканты не знают, во-первых, за что они получают деньги, и во-вторых, за что они должны их получать.
29. Поэтому тот же самый Spotify обвиняют в том, что он сознательно создает такие сложные схемы оплаты, чтобы запутать артистов и правообладателей.
30. Более того, Spotify также обвинили в том, что указанная ими сумма, которую они отчисляют артистам за одно проигрывание композиции, не соответствует действительности и/или сильно завышена. Такой вывод сделали исходя из очень небольших сумм, опубликованных музыкантами. Spotify не ответил на это обвинение, что еще сильнее повысило градус недовольства многих исполнителей и инди-лейблов.
31. Инди-лейблы и начинающие артисты жалуются на то, что их ставка меньше, чем у артистов крупных лейблов. Некоторые указали на различные компенсации, однако очень мало кто понимает, как на самом деле рассчитываются выплаты (как сказано выше).
32. Такие компании, как Spotify, сообщили о существенном росте выплат роялти с ростом самого сервиса и числа пользователей, однако критики, например Дэвид Лоуери (David Lowery), наоборот, указывают на стабильное снижение выплат роялти за стриминг.
33. Плюс ко всему Spotify не собирается отказываться от своей бесплатной версии, живущей за счет рекламы, несмотря на прогресс исключительно платных сервисов, таких, как Apple Music или Tidal. Поэтому стоимость стриминга подсчитать становится сложнее.
34. Крупнейшая стриминговая платформа YouTube известна своими низкими роялти, основанными на показах рекламы, и заметных изменений в этой сфере нет.
35. Ухудшают ситуацию различные «адблокеры», которые блокируют рекламу: крупная угроза для YouTube, который существует за счет рекламы. Такие же адд-оны существуют и для Spotify.
36. Это — одна из причин создания Youtube Red, премиум-сервиса, однако пока он не предоставляет ни единого клипа.
37. Стриминг развивается, однако выплаты роялти низки и даже в чем-то каннибалистичны по отношению к другим, более прибыльным форматам. Поэтому Адель и Тейлор Свифт решили не давать Spotify разрешение на проигрывание своих треков. И лейбл Big Machine Records, с которым работает Тейлор Свифт, заявил, что в дальнейшем никаких релизов на Spotify выпускать не будет.
38. Многие исполнители считают, что приоритеты стриминговых сервисов связаны с бизнес-стороной проекта, а не с интересами слушателей и артистов. Эти опасения подтверждает наличие таких серьезных инвесторов, как Goldman Sachs — это крупный владелец акций Spotify.
39. Хуже того, интересы крупных лейблов в чем-то схожи, что объясняет большие процентные доли серьезных лейблов в стриминговых сервисах. Эти доли лейблы получают за лицензированный контент (совсем недавно Universal Music Group получила 404 миллиона долларов с продаж наушников Beats), но многие исполнители в своих контрактах имеют пункт, который лишает их права получать прибыль от бизнеса лейблов.
40. Плюс ко всему крупные лейблы, как оказалось, ничего из этих непредвиденных доходов артистам не выплачивают. Но недавно Warner Music Group решила это изменить, хоть скептики и отмечают отсутствие четкого плана изменений.
Нарушение закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA)
41. Закон DMCA, который ранее считался отличным методом обозначения и ликвидации нелицензионного контента и защищал онлайн-компании от финансовых обязательств, сейчас стал неуправляемым и нефункциональным процессом для большинства правообладателей.
42. Самая влиятельная компания в музыкальной индустрии — Google — активно сопротивляется всем попыткам снизить пиратство на своих крупнейших платформах — поиске и YouTube. Несмотря на миллионы запросов по DMCA, которые часто присылают одному и тому же контенту, Google не следует правилу «удали и не высовывайся (take down, stay down)».
43. Google также может способствовать развитию проблемы. Искать торренты и пиратский контент не только легко и просто, часто в сроке поиска данный запрос автозаполняется. Или, что хуже, приходит на почту вместе с Google Alert.
44. Такие сервисы, как Comcast, нагло нарушают DMCA, временно удаляя подписчиков с нелегальным контентом, исправно платящих крупные суммы, и восстанавливая их аккаунты позже.
45. Другие, такие, как SoundCloud, построили бизнес на связанных с DMCA удалениях контента. Один из крупнейших музыкальных сайтов часто удалял большие порции контента по просьбам крупных лейблов.
46. А такие, как Grooveshark осознанно нарушали DMCA, создавая целые платформы с нелегальным контентом и получая миллионы с рекламы.
47. Сейчас музыкальная индустрия рассылает миллионы предупреждений о контенте, попадающем под DMCA, причем даже тем сайтам, которые ранее публиковали тысячи ссылок на нелегальный контент.
48. Поэтому совершенно необходимо менять закон, хотя подход «удали и не высовывайся», по которому планировали принять законопроект, не был поддержан большинством.
Пиратство
49. Исполнители всегда находятся под угрозой «слива», особенно популярные. Им приходится сразу выпускать свои песни, даже если они предпочитают подождать.
50. Несмотря на заявления, популярность пиратства с помощью торрентов растет.
51. Возможно большей проблемой для музыкальной индустрии является рост популярности основанных на торрентах стриминговых платформ, включая недавнее заявление от The Pirate Bay.
52. Если исполнитель запрещает публикацию контента где-либо, то обычно число пиратских версий возрастает. Это на себе проверил Канье Уэст, выпустивший альбом исключительно на платформе Tidal и узнавший, что он стал самым популярным на торрент-трекерах.
53. Крупные лейблы постоянно пытаются отследить и убрать пиратский контент, который снова появляется (пример — закрытый Grooveshark и открытый Grooveshark.asia). Другие сервисы, такие, как The Pirate Bay, отказываются закрываться, а такие, как Kickass Torrents, заполняют оставшееся пространство.
Формат музыки
54. Благодаря серьезному научно-техническому прогрессу музыкальная индустрия теперь имеет в своем распоряжении несколько различных форматов, каждый для разной аудитории с разной покупательной способностью. Из-за этого индустрия хочет отказаться от каких-то форматов, несмотря на пример Канье.
55. С платными скачиваниями тоже беда: крупное снижение спроса на них в этом году. Это плохие новости для лейблов и исполнителей, потому как стоимость скачивания выше, чем стоимость прослушивания (благодаря оплате вперед и более прозрачной схеме оплаты).
Слишком много платформ
56. Сейчас молодому исполнителю сложнее, чем когда-либо, обратить на себя внимание.
57. У музыканта сегодня намного больше возможностей общаться с фанатами, чем раньше. Такая ситуация у всех музыкантов, и часто это приводит к тому, что фанаты в итоге меньше слушают музыку.
58. В самом деле, средний музыкальный фанат просто купается в музыке, не говоря о видео, играх, книгах и порно, и в итоге исполнителю очень сложно получить внимание будущих фанатов. И удержать его.
59. Из-за этого артисты уменьшают цикл выпуска новинок и выдают новый контент очень быстро. Даже за счет качества.
Фейсбук
60. У артистов нет централизированной онлайн-площадки для музыкальных фанатов, потому как MySpace Music умер. Раньше считалось, что такой площадкой станет Facebook, но не вышло.
61. Что хуже, Facebook требует оплаты с артистов для того, чтобы у них была возможность достучаться до своих фанатов, объясняя это увеличением постов в таймлайне пользователей. И артисты не только сталкиваются с проблемой того, как пробраться через эту массу шума, но и не могут понять, почему же они должны за это платить.
62. Подростки (и не только) мигрируют с Facebook, частично решая проблему общения артистов с фанатами. Сервис BandCamp, который должен был создать такую платформу для взаимодействия, был продан Youtube.
Выживание исполнителей
63. Более 99% музыкантов не могут прожить на те деньги, которые зарабатывают музыкой.
64. Бывший участник Cracker и нынешний музыкальный активист Дэвид Лоуери считает, что музыканты сейчас в более затруднительном положении, чем были в аналоговую эру. Он указывает на более низкие заработки, меньший контроль, сдвиг выплат в сторону технологических компаний и менее безопасную систему защиты правообладателей в качестве подтверждения своих слов.
65. Большинство исполнителей должны выполнять много других дел помимо создания музыки. Писать в Twitter, обновлять Facebook, работать с метаданными, загружать контент, анализировать данные, следить за кампаниями на Kickstarter, придумывать стратегии онлайн-продаж и чинить сломанные фургоны для тура.
66. Среднестатистический музыкант также работает неполный день. Согласно опросу, проведенному среди музыкантов, только 42% исполнителей все свое время посвящают музыке.
67. Зарплаты музыкантов остаются низкими. Согласно тому же опросу, в среднем музыкант в США за год зарабатывает 34 455 долларов музыкой, суммарно же, с учетом немузыкальной работы — 55 561 долларов.
68. Все чаще музыканты дают бесплатные концерты, надеясь на оплату в дальнейшем. Согласно недавнему отчету Musicians’ Union, базирующейся в Великобритании, более 60% музыкантов сыграли как минимум один бесплатный концерт в прошлом году.
69. Музыканты не хотят выступать на свадьбах, бар-мицва и прочих праздниках, оплата за выступления на которых, тем не менее, растет (однако это меняется с приходом сервиса GigSalad, например).
70. Многие старые артисты идут в тур для того, чтобы оплатить медицинские счета. Дик Дейл (Dick Dale) продолжает давать концерты, несмотря на свой возраст, потому как ему нужно оплачивать лечение рака прямой кишки, почечной недостаточности и крупного повреждения головного мозга.
Окружающая среда
71. Винил, как и многие другие дорогие форматы, вреден для окружающей среды. То же самое можно сказать и о других источниках прибыли, например, о футболках и мерчендайзе.
72. На самом деле, цифровые форматы тоже: некоторые защитники окружающей среды считают, что переход на исключительно цифровые форматы может принести планете больше вреда. Одной из причин является то, что облачным сервисам нужны крупные дата-центры, которые потребляют много энергии и выделяют много отходов.
73. Плюс к этому цифровые форматы существуют только с цифровыми устройствами: айпадами, компьютерами, телефонами и сложными наушниками, которые через пару лет использования просто выбрасывают.
Музыкальные магазины
74. Традиционные музыкальные магазины исчезли, только такие упорные, как Amoeba, держатся и остаются реликтами из прошлого. Виниловый бум это может изменить, но говорить пока рано.
75. Record Store Day — день распродаж винила — остановил темпы закрытия среди небольших магазинов, однако многие жалуются, что теперь крупные лейблы забивают магазины некачественной продукцией. Некоторые сравнивают «День распродаж винила» с пластырем, которым пытаются удержать трещину в плотине.
76. В любом случае, крупнейшие CD-релизы оказываются на полках крупнейших сетевых магазинов: Traget, BestBuy или Walmart. Это способствует доходам артиста и магазина, но может причинять вред индустрии.
77. Причина в том, что более крупные магазины, гипермаркеты приводят к снижению числа покупок дисков, потому что уменьшают число полок, на которых диски выставлены, и занижают цену (чуть ли не до пяти долларов, если не меньше). Так и происходит, несмотря на любовь к этому формату.
Утечка мозгов в менеджменте
78. Большинство специалистов, работающих на крупные лейблы, имеют крайне незащищенный статус работника. И это затрудняет карьерный рост в долгосрочном периоде, не говоря о том, чтобы взращивать вверенных им артистов.
79. Солидные музыкальные компании часто переплачивают своим специалистам, которые не справляются со своей работой, выделяют им гигантские суммы, несмотря на колоссальные убытки. Это может влиять на то, что фокус работника смещается в сторону личного обогащения. Инвесторов такое положение дел настораживает. Самые известные примеры — многомиллионные зарплаты сотрудников Warner Music Group, Live Nation, Sony Music Entertainment и, среди прочего, Американской звукозаписывающей ассоциации (RIAA).
80. В таких условиях невозможно привлечь оригинальных суперзвезд, которые могут быть конкурентоспособными, особенно в ситуации, когда верхняя планка доходов неуклонно падает.
81. Но даже таких новаторов среди специалистов, как Роб Уэллс, могут выгнать за более передовые взгляды. Отсюда — общество «старперов», нетерпимых к мнениям молодежи.
82. Даже если не рассматривать зарплату, молодежь не заинтересована в работе на лейблы или где-нибудь в традиционной музыкальной индустрии, отчего старым компаниям все сложнее поспевать за прогрессом.
83. Потому в музыке очень, очень мало перемен, которые происходят благодаря самой индустрии. Теперь на нее влияют другие крупные игроки, такие, как Google, Facebook, YouTube и Apple.
Независимые лейблы
84. Вместо того, чтобы радоваться своему теоретическому возрождению, независимые лейблы большей частью страдают от не несущих особой ценности некачественных записей, пиратства и, в гораздо большей степени, самих артистов.
85. Как ожидается, проблем станет еще больше в связи с непрекращающимся спадом активности онлайн-продаж — основного источника дохода инди-лейблов.
Живые концерты
86. Большой процент любителей живой музыки недоволен дорогими билетами на концерты, не говоря о том, как сильно завышают цены на то, что продается на площадке, например, пиво.
87. Все это означает, что фанаты сейчас склонны рассматривать живые выступления как разовое, нечастое «мероприятие», вместо того, чтобы быть завсегдатаем. К слову, средний зритель за год посещает всего лишь полтора представления (по данным Live Nation Entertainment).
88. Пожилые артисты, собиравшие стадионы, понемногу начинают умирать.
89. Вопросы обеспечения безопасности вышли на первый план после теракта в парижском театре «Батаклан». Это может повысить цену шоу, особенно в случае востребованных, авторитетных артистов (вроде Боба Дилана).
90. Несмотря на рассуждения об обратном, туры для большинства артистов — дело крайне трудоемкое и затратное в финансовом плане. Даже для таких известных, как Имоджен Хип (Imogen Heap), которой пришлось прервать тур, хоть все билеты и были раскуплены, и Pomplamoose, столкнувшимся с нехваткой финансирования в самом разгаре тура.
91. Кроме того, вторичный рынок билетов зачастую наполняется быстрее основного — спасибо ботам, агрессивной политике перекупщиков или самим артистам и распространителям билетов.
92. Фанаты часто пропускают концерты своих любимых артистов, даже когда те приезжают в их родной город (хотя новички, вроде Magnifi, эту проблему успешно решают).
93. В то же время, фанатов неизменно возмущает плата за услуги, хоть в этом чаще всего виноваты авансы и гонорары артисту (но, как недавно выяснил Stubhub, когда «все включено» — продажи падают).
Авторы песен
94. Авторам песен зачастую платят копейки за успешные треки, даже если те выбились в лидеры чартов крупнейших стриминговых и радио-сайтов. Из недавнего, выяснилось, что Кевин Кэдиш, написавший хит ‘All About That Bass’ для Меган Трейнор, заработал всего $5679 за 178 миллионов прослушиваний на стриминговом сайте.
95. Низкие гонорары убивают целое поколение авторов: как следует из одного отчета, с 2000 года Нэшвилл лишился более 80% песеннников.
96. Очень часто авторы песен (и издатели) не могут оговаривать условия сделки, в силу того, что для платформ, таких как интернет-радио, выступлений в магазинах и каверов ставки роялти устанавливаются государством.
97. Еще хуже для песенников то, что артисты, исполняющие песни, нередко пробиваются в списки авторов, чтобы увеличить процент собственных выплат, даже если они ни нотки, ни слова не написали.
98. В то же самое время, повышаются шансы на случайный плагиат — благодаря возможностям для активного обмена креативом повышается вероятность, что два автора напишут что-то очень похожее.
Классическая музыка
99. Жизнь симфонических оркестров и ансамблей по-прежнему полна трудностей из-за вечной проблемы привлечения молодых зрителей. Это привело к сокращению состава или распаду многих местечковых оркестров, и доставило немало хлопот ансамблям в городах покрупнее.
Источник: The Music Industry Has 99 Problems. And They Are…