Универсал для киноаудиофилов

Этот усилитель-процессор окружающего звука — обновленная версия модели, дебютировавшей четыре года назад. Конструкторы добавили систему автоматической калибровки звука под помещение Dirac Live, а также провели ряд практически незаметных косметических доработок в программном обеспечении.

Как внешне, так и концептуально устройство практически не отличается от предыдущей версии. Это все тот же знакомый нам солидный, крупный аппарат с большим информативным дисплеем — и этот экран оказался очень удобным, когда нужно поменять настройки, не включая телевизор или проектор.

Подчеркну, что передо мной именно многоканальный усилитель-процессор, но вовсе не ресивер, поскольку в компании решили, что классический тюнер и прослушивание эфирных радиопередач для серьезных киноаудиоманов — дело суетное и неактуальное.

А еще вы не найдете здесь популярных сейчас функций интернет-стриминга, равно как и мультирума и прочих сетевых возможностей. И пусть вас не вводит в заблуждение Ethernet-разъем на задней панели — он тут исключительно для сервисных задач. 

Это сознательная политика компании, которая ради качества звука не желает перегружать устройство дополнительными электронными блоками, а также связывать себя лишними юридическими и материальными обязательствами с правообладателями сетевых технологий (что влияет на конечную стоимость устройства). Из беспроводных функций в наличии только Bluetooth aptX.

Перед разработчиками стояла задача сделать универсальный аппарат для киноаудиофилов, который уверенно и максимально правдоподобно, без «просадок» воспроизводил бы все нюансы звукового сопровождения к видеоряду — будь то взрывы, шепот, шорох листьев, звон стекла и, конечно, закадровая музыка.

Для кино предлагается распространенная схема 7.1.4 с поддержкой практически всех актуальных форматов объемного звучания, включая, разумеется, Dolby Atmos и DTS: X.

Напомним, что звук здесь не прописывается по каналам заранее: сначала программно задается его общий вектор по типу «источник выскакивает сзади слева и устремляется вперед вправо», а дальше процессор уже сам перераспределяет звук между колонками — в зависимости от их конфигурации. Также поддерживаются и привычные многоканальные записи с различными кодировками от Dolby и DTS.

Для передачи натурального звучания в RAP-1580MKII используются сразу шесть ЦАПов Wolfson WM8740. Встроенный усилитель с питанием от увесистого «custom designed» 1 100-Вт тороидального трансформатора при многоканальном подключении выдает 140 Вт на канал при 4 Ом и 100 Вт при 8-Омной акустике.

Любителей традиционного стерео тоже не забыли — в компании уверяют, что возможностей аппарата хватит для воспроизведения различных музыкальных жанров даже с требовательной акустикой, однако с оговоркой, что кинозвук здесь все же первичен. В режиме 2.0 встроенный усилитель обеспечивает по 200 Вт на канал с 4-Омными колонками и по 135 Вт — с 8-Омными.

Широкие возможности

Как и полагается продвинутым процессорам многоканального звучания, RAP-1580MKII поддерживает систему калибровки звука под помещение. В данном случае — Dirac Live от одноименной компании, названной в честь британского физика Поля Дирака.

От аналогичных систем она отличается прежде всего корректировкой на основе импульсных характеристик колонок, а не только АЧХ — причем измерения проводятся не в единственной точке, а во всей зоне прослушивания (до девяти замеров).

Для звуковых измерений к прибору прилагается USB-микрофон, однако также понадобится компьютер и специальная программа, которую персонально для RAP-1580MKII можно скачать с сайта компании Dirac.

Также существует платное обновление программы до Dirac Live Full Frequency за 99 долларов (в нашей стране на момент теста она обойдется в 7 181 рубль, включая НДС) — эта коммерческая версия работает с неурезанным частотным диапазоном 20–20 000 Гц.

Лимит времени на тест не позволял нам произвести все эти манипуляции со свежераспакованным аппаратом. Тем более, по опыту технических консультантов, в специальном, акустически подготовленном помещении правильной формы вполне достаточно вручную через меню ввести в процессор тип колонок и расстояние между ними — и разница с Dirac Live на слух получится несущественной.

А вот если я бы собрался устанавливать RAP-1580MKII и комплект акустики в собственной гостиной сложной П-образной формы, то подгонка звука с помощью Dirac Live помогла бы значительно улучшить звучание за счет более точной локализации персонажей, повышенной разборчивости музыки и диалогов, а также улучшенной отдачи на низах.

Достаточно бросить взгляд на заднюю панель аппарата, и станет видно, что возможностями коммутации разработчики озаботились всерьез. Одних только HDMI-разъемов здесь добрый десяток, из которых два работают на выход. Цифровые входы представлены как коаксиальными, так и Toslink-разъемами, а также портом USB-B. Хватает и аналоговых портов, включая Phono MM.

Чтобы не растекаться здесь мыслью по древу, более подробный список возможных подключений, характеристик входов и выходов, видеоформатов и аудиокодеков мы предоставили ниже в паспортных данных. 

Как сказал Макиавелли, «короля делает свита» — так же и процессор-усилитель раскрывается при достойной акустике. У нас для теста были приготовлены фронтальные колонки B&W 702 S2. За тылы отвечали родственные напольники B&W 703 S2, а в центре расположилась колонка B&W HTM71 S2, низы же поддерживал активный сабвуфер B&W DB4s.

Как живые

Думаю, эффектами многоканального звучания в наше время мало кого удивишь, поэтому не буду утомлять вас хрестоматийными описаниями впечатлений якобы из гущи перестрелки или центра погони — подобные вещи эффектно демонстрируют и аппараты в несколько раз дешевле. Перейду сразу к главному — в чем особенность работы RAP-1580MKII с различного рода кинозвуками.

Описывая другие киноаудиосистемы, я нередко обращал внимание на выраженную жанровость тех или иных комплектов. Скажем, одни отлично передают массивное плотное звучание боевиков и прочих action-картин, но ненатуральны и грубоваты при передаче звуков природы и легкой закадровой музыки.

Другие, напротив, очень естественны при воспроизведении повседневных сценок, но «проседают» в батальных эпизодах. Третьи вроде бы справляются с разными звуками, но подача получается какой-то «синтетически-пластмассовой».

Rotel RAP-1580MKII же при наличии качественной акустики натурален всегда: как говорится, «в бою, труде и отдыхе». Кажется, заставь его воспроизвести чириканье воробья на фоне залпов зенитки — справится и с этим.

Широкий динамический диапазон сочетается с ясным и отчетливым звучанием, особенно это заметно при разнородной звуковой картине: например, закадровый голос на фоне шумного музыкального фестиваля или звуки природы, пробивающиеся в окна ревущего автомобиля.

Это один из ключевых факторов, который делает длительный просмотр кино комфортным. Ты уже не «дергаешь ушами» как старый боевой конь, подсознательно сопоставляя объемное звучание с картинкой на экране, а воспринимаешь звуковое сопровождение как нечто совершенно естественное и само собой разумеющееся.

Музыка нас связала

Я не считаю себя киноманом, и потому заявленные музыкальные способности RAP-1580MKII интересовали меня едва ли не больше кинематографических. Тем более, создатели аппарата заявляют, что его таланты могут примирить «зрителей» и «слушателей» внутри семьи без необходимости покупать комплект разножанровых усилителей. 

Режим аналогового стереозвучания здесь может быть вполне себе честным и пуританским: сигнал подается в обход цифровых схем, минуя все функции управления басом, объемом, тембром и временными задержками — он поступает только на регулятор громкости и уходит на разъемы для двух фронтальных колонок. Сигнала для сабвуфера тут тоже не предусмотрено.

На слух это воспринимается… просто хорошо: напольники B&W 702 S2 в знакомой по многочисленным прослушиваниям манере очень качественно и добросовестно отрабатывают различные жанры — без провалов, но и без особых откровений. А все потому, что в голове у меня до сих пор стоит многоканальная объемная картина от просмотра музыкальных видеороликов. 

И внутренний голос начинает нашептывать, мол, зря что ли у нас на борту отличный звуковой процессор, который может оцифровать двухканальный «аналог» и превратить его в виртуальное объемное звучание. Включаю режим DSP кнопкой SUR+ на пульте ДУ — и звуковая картина преображается.

Цифровые мозги по собственной логике принимаются расставлять исполнителей: к примеру, вокалиста мы направим в центральную колонку, соло на рояле сюда же, плюс еще и маракасы за компанию. Гитары и духовые разведем по фронтальным динамикам, сабвуфер в прямом смысле будет отдуваться за все низы, а что-то перепадает и «тылам»...

И знаете — а ведь очень даже неплохо! Пусть это не совпадает с замыслом исполнителей и звукорежиссеров, зато какой звук — слитный, музыкальный, насыщенный и объемный. А главное — совсем без цифрового привкуса, которым грешат многие более демократичные по цене процессоры.

Инструменты по-прежнему звучат очень натурально и, если угодно, «аналогово». Так что рекомендую не пренебрегать такими возможностями, будь вы самым ортодоксальным аудиофилом.

Вывод

Аппарат прежде всего понравится заядлым киноманам, которые ценят качественный и точный кинозвук. Здесь усилитель-процессор может предложить весьма широкие возможности подключения, точную естественную подачу и запас мощности, достаточный практически для всех киножанров.

Но и сторонники традиционного стерео не почувствуют себя обделенными. RAP-1580MKII предоставит им слитное, мелодичное и одновременно уверенно-мощное звучание, хотя и без особых претензий на рафинированную аналитичность и микродетальность. А тем, кто не прочь поэкспериментировать с цифровой обработкой и объемом, он подарит новые и очень любопытные впечатления.

Мощное, насыщенное, но естественное звучание как в режиме кинотеатра, так и при воспроизведении аудио; уверенная работа с акустикой; эффектное и «натуральное» на слух преображение стерео в объемную звуковую картину; большой удобный дисплей; солидный дизайн; высокое качество сборки

Возможно, за такую цену кто-то пожелает дополнительные сетевые и стриминговые функции, но у производителя иная концепция

Rotel RAP-1580MKII

385 500 рублей

Класс усилителя: АВ

Количество каналов: 7.1.4

Выходная мощность: 1 кГц, THD <0,05%, 4 Ом — 200 Вт (2 канала), 140 Вт (7 каналов); 1 кГц, THD <0,05%, 8 Ом — 135 Вт (2 канала), 20 Гц — 20 кГц, THD <0,05%, 8 Ом — 100 Вт (7 каналов)

Диапазон частот: 10 Гц — 100 кГц (±1 дБ, линейный вход); 20 Гц — 20 кГц (±0,5 дБ, цифровой вход); 20 Гц — 20 кГц (±1 дБ, phono-вход)

Интермодуляционные искажения: <0,05% (60 Гц: 7 кГц, 4:1)

Коэффициент демпфирования: 230 (1 кГц, 8 Ом)

Входная чувствительность/импеданс: 300 мВ/100 кОм (линейный вход), 3,85 мВ/47 кОм (Phono-вход), 600 мВ/100 кОм (балансный вход)

Соотношение сигнал/шум: 100 дБ (аналоговый вход), 96 дБ (линейный вход)

Встроенные декодеры: LPCM (до 24 бит/192 кГц), Dolby Atmos, Dolby Pro Logic, Dolby Digital Plus, DTS:X, DTS-HD High Resolution Audio, DTS-HD Express, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio

Выходной уровень предусилителя: 1,2 В

Система автокалибровки: Dirac Live (USB-микрофон в комплекте)

Встроенный ЦАП: 6 х Wolfson WM8740

Поддержка Bluetooth: aptX

Входы: 8 х HDMI (3 с поддержкой HDCP 2.2), линейный XLR, 3 х линейный RCA, Phono MM, 3 х коаксиальных, 3 х оптических, USB-порт, 7.1-канальный

Выходы: 2 х HDMI с поддержкой HDCP 2.2, 12.2-канальный (Pre-Out)

Входное/выходное разрешение видео: 480i / 576i, 480p / 576p, 720p, 1080i, 1080p, 1080p 24 Гц, 3D, 4K, UHD

Выход АС: семь пар винтовых клемм

Блок питания: фирменный тороидальный трансформатор

Потребляемая мощность: 1 100 Вт, в режиме ожидания 0,5 Вт

Габариты (ШхВхГ): 431x192x470 мм

Масса: 22,8 кг