Датская компания DALI гостей принимает регулярно и радушно, но именно у них на производстве я раньше не был. Очень интересно было посмотреть, сравнить, изучить все поближе и поподробнее. И хотя формально основной целью поездки было знакомство с новой линейкой акустики Oberon, пришедшей на смену серии Zensor, посмотреть удалось не только на них, но и на множество интересных вещей, относящихся к производству и к компании в целом.
Для тех, кто с компанией DALI не знаком, или знаком поверхностно, я дам небольшую историческую справку. Начнем с того, что название не имеет никакого отношение к художнику Сальвадору Дали, а складывается в аббревиатуру из слов Danish Audiophile Loudspeaker Industries. Компания имеет более чем 35-летнюю историю, а основной продукцией является акустика — по большей части классическая пассивная, но в линейке, помимо этого, есть некоторое количество активных и портативных моделей, а также инсталляционная акустика.
Совладельцем и основателем компании является Питер Лингдорф (Peter Lyngdorf), да-да, тот самый, что приложил руки к созданию еще двух известных (не так сильно, как DALI, конечно) датских производителей аудио — Lyngdorf Audio и Steinway Lyngdorf. Но начиналась история DALI не с гаражных разработок, как у многих. Компанию основала скандинавская сеть HiFi Klubben, много лет занимающаяся дистрибьюцией аудио-аппаратуры и также принадлежащая Лингдорфу. В 1983 году в HiFi Klubben возникла идея или ощущение, что некой акустики на рынке недостает, а раз ее нет, то почему бы не начать ее выпускать?
C тех пор компания и развивается. Питер Лингдорф от непосредственного участия в разработках DALI отошел, да и сейчас масштаб модельного ряда и производства таков, что требуется большой штат специалистов. Всего в компании около 300 сотрудников, а вот количество выпускаемой акустики в год — примерно 250 000 единиц (именно единиц, не пар), а поставляется продукция в 68 стран. Чистая прибыль компании за 2017 год — 2,7 млн евро. Плюс неплохой ежегодный рост продаж. Вот такая статистика...
Производство в настоящее время распределено между Данией и Китаем. Подробнее про датское производство я расскажу чуть дальше, а китайское подразделение, расположенное в городе Нинбо (кстати, именно там и выпускается новая линейка Oberon), нуждается в одном очень существенном уточнении. Это не некий сторонний завод, не OEM и сборочная линия. Производство находится в собственности компании DALI, имеет все нужные мощности, в том числе и для производства динамиков. И отдельно упор сделан на серьезном обучении персонала — текучки кадров на заводе практически нет.
В качестве некоторых «основополагающих» идей в компании — стремление делать акустику такой, чтобы она минимально привносила себя в звучание, чтобы музыка оставалась наиболее приближенно такой, как ее сыграли музыканты и записали и свели технические специалисты. Ну и кроме того — стремиться в любом выпускаемом сегменте к наилучшему соотношению цены и качества. А что, вполне прагматичный подход, хорошая заявка.
От себя скажу: конечно, создать абсолютно нейтральную акустику никому не под силу, но у DALI она давно уже получается со своим узнаваемым характером и с очень неплохой универсальностью. Она умеет отыгрывать музыку, эмоции.
И, несомненно, она абсолютно датская. Эту составляющую так просто на словах передать сложно, но побывав несколько раз в стране и будучи знакомым с техникой многих датских компаний (а здесь, кажется, самая высокая концентрация хайэнда на душу населения в мире), я возьму на себя смелость это утверждать.
В плане стратегии компания и консервативна, и в то же время внимательно следит за всем происходящим. Консервативный подход, например, в том, что профиль компании — акустика, а не электроника. Небольшое количество электроники есть, но тоже построенной вокруг акустики. Это активные Callisto и активная версия Zensor (активная версия Zensor пока остается в производстве), семейство Kubik, портативный Katch. Плюс активные сабвуферы и инсталляционная акустика. И немножко своих собственных акустических кабелей. И все. Никаких усилителей, источников или наушников у производителя нет и не ожидается.
Небольшой опыт у компании был — например, усилители мощности Gravity и в пару к ним предварительный усилитель Detal, и это был самый-самый серьезный хайэнд. Но количество выпущенных экземпляров совсем невелико, и продолжения история не получила. Хотя именно эти самые DALI Gravity до сих пор используются в одной из тестовых систем на производстве в качестве эталонных. Компания решила сосредоточиться на акустике и делать ее по своим представлениям наилучшим образом, а не распылять усилия на множество направлений. Например, могли бы выпустить наушники, сейчас их делают, казалось бы, все. Но нет, не готовы датчание становиться в дружные ряды выпускающих просто некие наушники.
А вот в плане технологий подход уже совсем не консервативный. Если посмотреть саму акустику и отдельные ее решения, да те же динамики, то можно найти множество индивидуальных черт, присущих каждой составляющей. За ними стоят собственные разработки и разработчики. Увы, это подразделение единственное на всем производстве, где нельзя было фотографировать. Но взглянуть-то было можно. Такого большого R&D я пока еще у посещенных ранее компаний не встречал. Места инженеры занимают много, самих их там тоже немало, и видно, что все прямо-таки кипит в этом подразделении.
Кроме того, в компании следят и за тем, что происходит в музыкальной индустрии. Раньше не было хайрезного стриминга, а сейчас он есть во множестве видов. На что это повлияло и как, отличается ли пользователь такого стриминга от того, кто предпочитает физические носители — специалисты изучают все. Или вот еще одно интересное наблюдение — зачем производителю техники график, показывающий на большой выборке (7500 композиций с 1963 по 2011 годы) то, как когда обходились в среднем с компрессией динамического диапазона? А тоже нужно, тоже учитывается в производстве. Слушатели-то разные, музыка у них разная, и ни о ком лучше не забывать, если есть такая возможность.
Что касается новой линейки Oberon, то выглядит она следующим образом: полочники под номерами 1 и 3, напольники 5 и 7, центральный канал и тыловая настенная акустика. Основные конструктивные черты Oberon — использование крупных 29 миллиметровых купольных твитеров и применение в конструкции динамиков, фирменных полюсных наконечников из материала CMS (Soft Magnetic Compound), ранее использовавшихся только в более старших сериях. Цена акустики немного повыше, чем у линейки Zensor.
Тесты разных моделей в Stereo.ru непременно будут, не хочу их потенциально предугадывать. Одно могу сказать, согласно моим личным впечатлениям от звука, это совершенно точно не рестайлинг предыдущей линейки, а совершенно новая акустика, качественно другая. И в то же время абсолютно узнаваемая DALI в своем лучшем виде.
А зачем только для них ?? Про все остальное вы правильно написали,да это воздушный и утонченный звук и главное -МУЗЫКАЛЬНЫЙ.. Тут главное подобрать к ним "правильные" усилители.. Я пробовал Рубикон с усилителями Marantz PM-10,тут усилители класса D,но какой звук !! А мне тут рассказывают,что это "гавно" аполегеты традиционных схем.. Такое впечатление,что они не слушали приличных усилителей класса D,кроме копеечные китайских бумбоксов.. Да,кстати и Дали используют в своих активных колонках такие усилители..
Ну для меня, например, был бы подарком репортаж с другой фабрики)
Тут главное подобрать к ним "правильные" усилители..
Правильные усилители надо подбирать к любым АС!)
А мне тут рассказывают,что это "гавно" аполегеты традиционных схем.. Такое впечатление,что они не слушали приличных усилителей класса D,кроме копеечные китайских бумбоксов..
Я не из таких) Я слушал в классе D топовые Primare и ATI.
Георгий !! Вы попросите и про КЕФ ?? Мы с вами оба тезки ,оба "отмороженные",Вы на коаксиал,я на лентах.хотя есть и коаксиал и на лентах,ну типа Piega,как они Вам ?? У них только один недостаток-безумная цена !! Похоже мы с вами "максималисты"..
Этого мы достоверно не узнаем. Я заглядывал в корпуса - нигде не видел, чтобы распорки делали из обрезков. На деле может быть что угодно - клей пробовали на бракованной детали или нового сотрудника обучали.
Все красиво. Спасибо. Но на совести датчан взвешивание клея, когда его масса на уровне погрешности по сравнению с массой листка. Да и судя по размерам чаши весов, их точность вряд ли будет выше 0,5 г, а надо бы до 3 -4 знака после запятой. Скорее это только условная демонстрация метода.
Еще хочу себе на производство такой же пневмостол, для легкого перемещения плоских тяжестей.
Да перестаньте придираться-соблюдают технологию и по своим стандартам.. Кстати и у них диски CD-отменного качества.. Их просто не купить в магазинах.. Я про качество записи.. Кабели точно не из худших,довелось попробовать..А Оберон я сразу советовал попробовать вместо очень достойных Цензор в бюджетной сфере.. Попробуем дождаться тестов,но я для себя давно уже протестил..
Про диски охотно верю, увидев их хронологический анализ записей по динамическому диапазону.
А если бы я придирался, то написал бы
Следующий пункт рассказа Кима — наглядная демонстрация свойств фирменных полюсных наконечников из материала CMS (Soft Magnetic Compound). Это не просто деталь из магнитного сплава,
Ту речь не о магнитных сплавах а о магнитных свойствах сталей надо вести. Такие сплавы и композиты как человек без убеждений, - со всем согласен. Поэтому такие стали и композиты на индукционной плите и разогревались меньше. В них не было такого сопротивления переменным магнитным полям как в обычных сплавах. Магнито- мягкий и магнитный материал отличаются как, например, диэлектрик и проводник.
Для меня это темный лес,я прежде всего музыкант ,все оцениваю на слух. Если перейти на понятный мне язык,ну давайте я вам напишу к примеру,что такое тоника,доминанта и так далее.. Вы хоть что-нибудь поняли ?? Это разговор слепого с глухим..
В те времена, когда я писал диссертацию у меня были похожие весы. Точность была 0,01 грамма. Для клея уже более чем достаточно, никакого четвертого знака после запятой там не нужно.
Спасибо большое за такой ...РЕПОРТАЖ! Подробный, информативный и красочный, с кучей красивых фоток... Особенно "облизнулся" на впечатляющие запасы складированных...Dali Epicon 8 ...)))
Малярное дело не показали - чем красят интересно и в ручную или станок не ясно.К примеру - полиэфирный лак более прочен к царапинам но не пластичен и т.д. Я сам перекрашивал краской Adler по верх винила (куплена пара разного цвета) и закрывал полиуритановым лаком - получилось - текстурный рояль.
Потому, что на этой фабрике не красят корпуса (только фронтальные панели некоторых моделей). Шпонированные лакированные корпуса заказываются по чертежам DALI у стороннего производителя. А на фабрике только отклеиваются пленкой ламинированные корпуса.
Да даже если бы и красили? Я видел камеры для покраски на производстве. Туда разве что в специальном костюме, в респираторе и при вытяжке. Ну и надо понимать, это цивилизованное производство, там никто не предложит, а давайте залезем в камеру и надышимся лаком.
Уважаемые любители и знатоки данной марки акустики! Подскажите пожалуйста, а то совсем запутался в иерархии моделей. Вот у меня были в своё время линейка dali concept , потом dali ikon , далее по памяти шли mentor ну и выше классом (уже не помню ). Подскажите пожалуйста какая современная серия далишек соответствует классу бывших (concept ) ., какая сейчас соответствует (ikon ) , а какая (mentor-am ). Запутался я (у меня создалось сейчас впечатление, что бюджетный сектор разделился на несколько серий акустик) ., так ли это?
Если совсем поверхностно, то сейчас начальные Спектор, которые при релизе на сколько я знаю стоили порядка 47 тыс, а теперь их цена была зафиксирована на отметке в 30 тыс., далее были Цензоры, которым сейчас на смену пришли выше упомянутые Оберон. Далее идут Оптиконы, за ними Рубиконы и потом Эпиконы.
Замечаете интересную схожесть в названиях?) Цензор, Оптикон, Рубикон, Эпикон - как-то Цензор выбивается, да? А вот Оберон - самое то! Перфетто!)
Не зря потратил время на прочтение. Содержательно, познавательно, спасибо за труд.
Хорошие склады, такие плотные, мясистые, почему бы Дали не разыграть пару коробочек тех Эпиконов 8 что на фото? Среди своих Российских фанатов)
Взвешивание клея - мило, мило, перфекционизм в чистом виде!
Но мне так и не понятно до конца, какие модели производятся в Китае? Какие в Дании? Ходили слухи, что все комплектующие собираются и проверяются в Дании, после чего отправляются в Китай на сборку, серьезно?
В Китае собираются модели Спектр, Цензор, Оберон. В Дании собираются модели Оптикон, Рубикон, Эпикон.
Динамики для всех моделей делаются в Дании. Кроссоверы для тех моделей, что сбираются в Дании, насколько я знаю, делают в Дании. Для "китайских" моделей их собирают в Китае. Комплектующие для кроссоверов выбирает DALI.
Интересный материал! Спасибо! Самым грустным показалось фото с граффиком показывающим рост компрессии записей... нет слов! На самом деле не могу понять, почему в угоду портативу жмут запись на этапе ее создания, а не в самом устройстве при воспроизведении? При нынешних процессорах, думаю это бы не стало проблемой. Плюс можно было бы выбрать величину компрессии в зависимости от условий прослушивания. В ресиверах же есть такая функция. Зато пользователи нормальной аппаратуры получили бы хорошие записи.
жмут запись на этапе ее создания, а не в самом устройстве при воспроизведении? При нынешних процессорах, думаю это бы не стало проблемой. Потому что производители продают различные цапы и процессоры "востанавливающие" запись - Маркетинг , по просту - барыж.
Любимый производитель акустики, потому что самый вкусный звук. самое расслабляющее восприятие музыки, получаешь наслаждение эстетическое и фонетическое,а самое главное - психологическое.
Но вот что было бы здорово - поездить по фабрикам новых брендов которые появились вот только только и с непомерной скоростью вдруг стали загибать ценники в потолок безо всяких причин Некоторые из которых даже не разрабатывают своей продукции а тупо клеют лейбы на чужую :) . Например Hifiman, A&K, Audeze, Fiio, Cayin, Simgot и т.д.
Было бы очень интересно посмотреть на их производство.
Я не очень подробно слежу за всяким портативом, но насколько знаю, Hifiman, A&K, Audeze, Fiio делают сами и в перелицовке замечены не были. Про Cayin, и Simgot ничего не скажу, но если есть "аналоги" - нужно еще смотреть, кто там первый а кто под другим названием.
Репортажи и осмотры производств случаются при двух условиях. 1 - производитель готов принимать гостей, все показывать и участвовать в процессе. 2 - то же самое нужно со стороны дистрибьютора. Если таких условий нет - не будет и репортажей.