Дилерская конференция компании Barnsly, проходившая в Подмосковье, собрала более сотни делегатов из всех регионов России. Им посчастливилось из первых рук узнать о новинках и планах на будущее таких именитых брендов, как Monitor Audio и Ceratec, Plinius и Cambridge Audio, ELAC и Audiovector, System Audio и Arcam, REL и Atacama.
Перечислять десятки представленных моделей, останавливаясь на особенностях каждой, — дело неблагодарное, да и ненужное (на то существуют сайты производителей и каталоги). Попробуем, обобщив услышанное, выявить тенденции, которыми сегодня живет мир аудиотехники. Начнем с электронных компонентов.
Британская фирма Cambridge Audio (в самом ее названии слышатся консервативные нотки, не так ли?) представила на первый взгляд традиционные устройства — стереоусилитель Azur 651A и CD-проигрыватель 651С. Между тем усилитель читает цифровые файлы с компьютера, поскольку оснащен USB-ЦАПом. В итоге любитель «твердотельной» музыки может обойтись без CD-плеера (именно на него обычно и устанавливается USBвход, т.к. ЦАП в плеере уже имеется). Проигрыватель 651С оборудован двумя аудиофильскими ЦАПами Wolfson WM8742, есть возможность выбора вида фильтрации выходного сигнала. Флагманская линейка 851 пополнилась комплектом «пред/мощник», которые можно связать при помощи балансной шины. Интересные изменения произошли в семействе AV-ресиверов фирмы. Устройства оснащаются не только тороидальными трансформаторами, но и оригинальной системой охлаждения X-tract, позволяющей обойтись без вентилятора, т.е. сделать работу этих аппаратов практически бесшумной. Новый сетевой плеер Stream Magic 6 отличается возможностью апсемплинга входных данных по более совершенной технологии ATF (именно поэтому в нем установлен ЦАП Wolfson WM8740 предыдущего поколения — специалисты утверждают, что с сигналом, подвергшимся апсемплингу, 40-я микросхема работает лучше 42-й). Между тем многие, кто хранит аудиофайлы на компьютере, уже имеют высококачественную аудиосистему классической компоновки, а сетевой плеер считают излишеством. Для них Cambridge Audio разработала миниатюрный внешний ЦАП DacMagic100 с двумя коаксиальными и оптическим входами, а также с асинхронным USB-портом, принимающим информацию до 24/192. Как видим, задача совместить компьютер с Hi-Fi-системой становится одной из самых насущных. Всерьез озаботилась ею и компания Arcam, традиционно ассоциируемая со звуковоспроизводящей аппаратурой высокого класса. Она представила семейство устройств rSeries, в которое входят док-станция drDock, ЦАП с усилителем для наушников (модель rPAC, оснащенная портом USB B) и два компактных цифроаналоговых преобразователя — rLink с входами S/PDIF и Toslink, а также rBlink, принимающий Bluetooth-сигнал. Все модели имеют виброустойчивый металлический корпус и качественную микросхему преобразователя. В результате потребитель оказывается в выигрыше, каким бы носителем или способом передачи аудиоданных он ни пользовался. Не забывает фирма совершенствовать и AV-ресиверы, придерживаясь той же стратегии, что и конкуренты из Cambridge Audio, — многоканальная аппаратура должна звучать не хуже стереофонической класса Hi-Fi. Ради этого фирма не жалеет ни сил, ни средств. Например, в бюджетный ресивер AVR360 устанавливается тот же набор аудиофильских компонентов, что и в более дорогой аппарат AVR400. Мало того, тракт подавления джиттера AVR360 позаимствовал у флагманской модели AVR600. В интегрированном усилителе А-19 знаменитой линейки FMJ стоит предусилитель, используемый в топовом процессоре AVR888, и высококачественный тороидальный трансформатор. Также имеется специальный выход для питания устройств типа rBlink. В усилительном тракте применяется высокоэффективная линейная схема.
Новозеландская фирма Plinius в очередной раз подтвердила репутацию производителя техники класса «бескомпромиссный High End». Оцените, например, тот факт, что внешний фонокорректор Plinius Koru массивнее предусилителя М8 и весит 6,5 кг! Корпуса компонентов изготовляются только из первоклассного алюминия (не потому ли, что фирма входит в состав металлургического холдинга?), а для схем используются компоненты, отобранные по самым строгим нормам и допускам.
Другой аудиофильский подход к конструированию электроники высшего класса олицетворяет болгарская фирма Antelope Audio, новичок в обойме Barnsly. Ее конек — узкая специализация. Основываясь на собственных разработках для профессиональной аудиотехники, фирма производит внешние USB-ЦАПы (линейка Zodiac) и АЦП/тактовые генераторы (линейка Isochrone Trinity) с 64-битным процессором цифровой обработки сигнала (DSP) и потоковым воспроизведением файлов с частотой дискретизации до 384 кГц. Однако квинтэссенцией мастерства разработчиков является, несомненно, предусилитель Rubicon c ЦАПом на рубидиевых атомных часах (!), точность которых в 100 000 раз выше, чем у кварцевого генератора. Налицо серьезная победа в борьбе с наиболее опасным врагом качественного воспроизведения цифровой музыки — джиттером.
Впрочем, High-End-технику может позволить себе далеко не каждый. Немало потребителей выбирают аппаратуру, словно мебель, так, чтобы она вписывалась в интерьер. Им адресована продукция французской фирмы Elipson, гордящейся своим стремлением нести в AV-мир галльское изящество, шарм и утонченность. Ее изделия мы уже обозревали, но напомним о музыкальном центре МС, имеющем алюминиевый корпустаблетку, а также об акустических системах в виде шара. На презентации была представлена и новинка — беспроводные АС модели Planet LW. Снабдите свой компьютер USB-донглом или передатчиком Dongle EID-1 для iPhone/iPod/iPad, и аудиофайлы в потоковом режиме будут воспроизводиться колонками посредством losslessтехнологии Well, гарантирующей CD-качество звучания. Большой интерес у делегатов конференции вызвала также «ностальгическая» акустика BS50 Tribute, выполненная по лекалам первой разработки Elipson, колонок BS50, оснащенных тем самым эллиптическим отражателем, от которого фирма получила свое название.
Lifestyle-философию Elipson поддерживает германская компания Ceratec — акустические системы ее производства, похожие то на цилиндр фокусника (полочники Effeqt Mini MkIII), то на изыски архитектора-модерниста (напольники Effeqt Т MkIII), а подчас и на подставку для вазы с цветами (сабвуфер Vita III Glass), обеспечат не только первоклассное звучание, но и одобрение самой строгой супруги, тем более что на заказ устройства можно покрасить на выбор в один из дюжины цветов.
С подходом Ceratec во многом согласен Оле Виттхофт, эксцентричный основатель, главный дизайнер и руководитель отдела исследований и разработок датской фирмы System Audio. Он считает, что акустика, подобно женщине, должна быть стройной, и не использует в своих изделиях драйверы с диффузором диаметра больше 5 дюймов. Перемещение больших масс воздуха, необходимое для воспроизведения глубокого баса, достигается за счет увеличения хода диффузора и числа динамиков. При этом повышается быстродействие акустической системы, т.е. лучше передаются сигналы с крутыми фронтами, что, по мнению г-на Виттхофта (кстати сказать, в прошлом он был ударником рок-группы), является ключевым фактором качественного воспроизведения баса. Исключение делается только для сабвуферов — в них установлены драйверы с большими диффузорами.
Впрочем, с ним может поспорить известнейший производитель сабвуферов, английская фирма REL Acoustics. Она представила «малолитражный» басовик Tzero габаритами всего 241х216х260 мм, у которого нижняя граничная частота воспроизведения составляет 38 Гц. Абсолютный же рекорд миниатюрности поставил саб Х200, входящий в комплект акустики Minx S215 от Cambridge Audio. Его размеры — 219х210х222 мм при нижней граничной частоте 39 Гц. Теперь отвлечемся от достижений, достойных Книги рекордов Гиннесса, и обратим внимание на колонки классической конструкции. Их представили датская фирма Audiovector и немецкая ELAC. Отличительной особенностью «аудиовекторов», помимо, разумеется, высочайшего качества изготовления и отделки, является защита от морального устаревания — владелец в любое время может модифицировать младшую модель до старшей или установить на нее более современные драйверы и кроссовер. Фирменная особенность колонок ELAC — использование в моделях среднего и высокого ценового диапазона ленточных твитеров и НЧ-драйверов с т.н. кристаллическим диффузором (алюминиевый сэндвич с ребрами жесткости, похожими на грани бриллианта). Кроме того, на моделях FS 509 и FS 507 установлен излучатель VX-JET нового поколения, представляющий собой систему коаксиально расположенных СЧи ВЧдрайверов. Его можно перемещать вглубь корпуса и таким образом менять соотношение прямого и отраженного звука, т.е. настраивать окраску звучания в зависимости от расстояния до слушателя.
Разумеется, полноценная AV-система немыслима без соответствующей мебели. Стойки и подставки lifestyle-дизайна представила итальянская фирма Munari, в последние годы ставшая одним из лидеров в производстве AV-мебели на европейском рынке. В линейки Milano, Modena и Firenze входят подставки, закрывающиеся дверями из тонированного стекла, которое беспрепятственно пропускает сигналы с ПДУ. Предусмотрены места для прокладки кабелей, есть сетевой разветвитель, в задней стенке сделаны вентиляционные отверстия и даже посадочные места для установки вентиляторов. Стойки Modena имеют отключаемую светодиодную подсветку, а в подставках Firenze есть USB-хаб на три порта. Имеется и линейка элегантных открытых подставок Sydney, сочетающих стеклянные полки с прямоугольной в сечении металлической колонной, на которую подвешивается телевизор. Более строгим обликом отличается мебель американской компании Salamander Designs (еще одно пополнение в полку Barnsly). Это массивные корпуса традиционных цветов и отдельные дверцы для каждого сегмента. Есть среди продуктов даже угловая стойка, прекрасно вписывающаяся в помещение небольших габаритов.
Принципиально иной подход у разработчиков из британской компании Ataсama. Она выпускает выполненные из металлических труб подставки для громкоговорителей и открытые наборные стойки серий Equinox, Elara и Genesis (стеклянные полки с отдельными металлическими рамами, которые можно устанавливать друг на друга), а также оригинальные стойки Eris и Elite Eco (у первой металлическая рама и полки из клееного бамбука; у второй — все бамбуковое, кроме шипов). Представитель фирмы обоснованно утверждал, что бамбук имеет непревзойденные демпфирующие свойства.
Финальным аккордом конференции стал видеофильм об изготовлении кабелей на шведской фирме Supra Cables, наглядно убедивший зрителей в том, что без качественных коннекторов раскрыть потенциал AV-системы невозможно.
С учетом того, что на нынешней конференции присутствовало почти в полтора раза больше делегатов, чем на прошлогодней, а в портфеле компании появились новые бренды, слоган «Barnsly — one step forward» (один шаг вперед) хочется перевести как «большой шаг вперед».