Некоторое время назад я тестировал очень похожую акустику — вторую версию Penaudio Alba, выпускавшуюся тогда в версии Signature. Это подразумевало некоторую исключительность как в плане конструкции и комплектующих, так и в плане цены. Нынешняя модель, хронологически третья по счету — это скорее возвращение к началу и отсылка к самой первой версии Penaudio Alba.
Вообще, для производителя скорее характерны такие отсылки к истории, переосмысление. Сами Пенттила, основатель компании Penaudio, любит искать новые решения и экспериментировать со звуком и с общим посылом своей акустики. Хотя надо заметить, тут он весьма последователен: акустика все-таки получается с узнаваемым характером, в пределах определенных представлений.
Услышим разницу
Теперь эту модель четко поместили в линейку Snow, что упрощает ее позиционирование и понимание. Впрочем, к звуку все это имеет косвенное отношение. А вот то, что в линейке Snow есть еще и полочники, и напольники, и центральный канал, и все они используют одинаковые ВЧ-излучатели, может оказаться весьма важным фактором.
Поищем разницу между Alba Lumi и Alba Signature. Форма осталась прежней: визуально довольно крепко стоящие на поверхности невысокие напольники со скошенной передней поверхностью и твитером, расположенным ниже СЧ/НЧ-динамика. Но корпус стал на 5 см ниже и чуть-чуть легче — примерно на килограмм для каждой колонки.
Динамики схожи по конфигурации, но все же явно другие. Хотя это все равно Seas, ничуть не меньше. Вместо 29-мм купола на базе старших Seas здесь 25-мм купольники того же производителя — именно такие были в самой первой версии Alba. СЧ/НЧ-динамик также на базе Seas, заказной, но в отличие от модели Signature здесь использован не бумажный диффузор, а на основе полипропиленовых нитей.
Данных об изменениях в кроссовере нет, и по срезу частот все осталось так же, на уровне 3 800 Гц, но частотный диапазон по паспорту стал меньше на 4 Гц по нижней границе, а по верхней спустился к значению в 25 000 Гц.
Зато чувствительность стала немного повыше — 90 дБ вместо 88 дБ. Изменения вроде бы незначительные, но в сочетании с другими динамиками все это должно быть слышно.
С пользовательской точки зрения в Alba Lumi наблюдается преемственность. Помимо формы корпуса, можно отметить, что порт фазоинвертора остался на задней панели, а сама акустика так же ставится на пол при помощи регулируемых шипов.
Подключение к усилителю по-прежнему двухпроводное. А грили на магнитных держателях все так же закрывают верхние две трети корпуса. Так что по этим составляющим упрощения или удешевления не наблюдается.
Сами корпуса частично отделаны спилом фанеры — фирменная черта производителя. Если отделки светлые и с прозрачным лаком, то передняя, задняя и верхняя поверхности отделаны спилом, а боковые могут быть или березой, или светлым дубом, или орехом.
А вот если оформление черное или белое — тогда предусмотрено шпонирование всего корпуса ясенем и покрытие цветом. Дерева зебрано и еще нескольких вариантов из версии Signature нет, но все же выбора достаточно. На мой взгляд, производителю особенно хорошо удаются светлые варианты.
Все эти изменения в конструкции в сумме формируют новую акустику — логично, что цена относительно версии Signature снизилась примерно на 40%. Изменения в железе присутствуют, но и изменения в цене отнюдь не «косметические».
Камерная музыка
Можно переходить к звучанию. Тестовая система на этот раз будет другой. В том случае можно было ожидать скорее смягченного звука, а он получился острым и пронзительным, детальным и динамичным.
В нынешней тестовой системе, состоящей из стримера Teac NT-505 (для теста используем Tidal в связке с родным приложением Teac), усилителя Yamaha A-S3200 и кабельной обвязки Van den Hul и Nordost, скорее можно ожидать яркого и точно не мягкого звука.
Первая запись — Sonny Rollins «Freedom Suite». Моно-звук ощущается более камерным, чем я ожидал, но при этом есть неплохая раскладка по глубине, воздух, инструментальные партии не кажутся слипшимися — все как бы отстает друг от друга на должное расстояние. Звук совершенно не острый — хотя именно по этой записи делать выводы не стоит.
Подача скорее светлая, но не колючая: нельзя сказать, что в звуке есть холодность. Даже наоборот — присутствует ощущение фактурной бархатности, умеренной смягченности, но без ущерба динамике и детальности.
Также в звучании заметны и аккуратность, ненавязчивость — но все очень уютное, спокойное, без отстраненности. Вовлечение в прослушивание есть, но тоже аккуратное. При этом, если вслушаться в нюансы, детальность получается несколько выше средней, однако это совершенно не выпячивается, а подается как нечто естественное — но не «детальность как самоцель», а просто как составляющая общей картины.
Динамики для этой записи хватает с избытком. Подача быстрая, беглая, легкая, может быть, даже чуть-чуть легковесная, без нарочитой фундаментальности. Затухание послезвучий естественное, чуть быстрее, чем хотелось бы, но с правильными акцентами на основных тонах, которые, в свою очередь, не ощущаются гипертрофированными.
Второй записью включил альбом Keith Jarrett, Charlie Haden «Last Dance». Эта запись уже вполне современная, без возрастных особенностей, да и сама по себе весьма хороша. Легкое тяготение к камерности подачи прослеживается и здесь, но это не ощущается как недостаток — скорее просто помогает понять, что помещение под эту акустику должно быть не очень большим. Да и расстановка не слишком широкой.
Пара метров между колонками — пожалуй, это оптимально. А дальше стоит поиграть разворотом на слушателя или использовать параллельную расстановку — в зависимости от особенностей комнаты и личных предпочтений.
На примере же именно этого альбома мне понравилось, как акустика и система в целом отыгрывают фортепиано — естественно, не натужно, достаточно ровно по всему диапазону, может, лишь чуть-чуть прибирая звук по низам.
При этом в подаче есть немного камерности, но нет легковесности или неуверенности. Можно вслушаться в послезвучия, но они не отвлекают от цельной и довольно красивой картины.
С детальностью схожая история: вроде бы ее не замечаешь, однако, если сконцентрироваться — все окажется на своих местах. Это могло бы показаться мягкостью, но все же именно мягкости в смысле сглаженности здесь нет. И эмоционально музыка воспринимается без потерь, цельно и спокойно, без перебора, но и не зажато. Подача заметно светлая, но и это тоже не притягивает к себе внимание.
Весьма неплох бас, не очень массивный и не слишком глубокий, но в нем есть детали, фактуры и оттенки. И контроль неплох. Остальной диапазон не выпячен, не ярок, но и не тускл. Даже вроде бы прослеживается крошечная доля теплоты. Но вот холодности здесь я точно не услышал.
Комфортная дистанция
Следующий альбом — David Lynch «The Big Dream». Тут есть и объем, и воздушность, и как-то уже неуместно говорить о камерности подачи. Хотя в целом масштаб получается соразмерным — ничего сверх. А вот наполненность весьма хороша. И атмосфера записи, и ее эмоции передаются отчетливо и не размыто.
Бас получился объемным и подробным — разве что слегка смягченным. Серединка информативнее, чем можно было ожидать, а верха не тусклые, разнообразные, хотя и не подчеркнуто яркие. Фактурность, некая бархатистость и воздух присутствуют.
Звук в целом располагает к долгому прослушиванию и не совсем подразумевает выслушивание деталей и нюансов, хотя в целом их слышно неплохо. Уже можно заметить, что у акустики есть свой стиль и почерк, но они как-то не выпячивают себя. Есть доля спокойной дистанции до слушателя, однако все это не вызывает скуку — наоборот, упрощает восприятие и прослушивание.
Еще одна запись — концертник Buddy Guy & Junior Wells «Last Time Around — Live At Legends». Отлично передана атмосфера концерта, трехмерность пространства и воздух. Эффект присутствия немного сильнее ожидаемого. И детальность хороша, хотя на нее вновь не обращаешь слишком много внимания. Прорисовка вокальных и инструментальных планов в сцене тоже лучше ожидаемого.
При этом опять появляются подозрения в камерности. Быть может, основательности хотелось бы чуть больше, хотя вроде бы она присутствует, да и с басом все неплохо и соразмерно. И звук подвижный, совершенно не замороженный. Придраться к нему достаточно сложно, и в данном случае я бы точно искал причины не в акустике, а в электронике тестовой системы.
Далее включил запись Бранденбургских концертов Баха. Здесь камерность кажется чуть заметнее — впрочем, и на записи она тоже в некоторой мере присутствует. Детальность хороша, с динамикой проблем никаких, сцена и общая прорисовка пространства тоже не вызывают особенных вопросов.
Хотя на примере этой записи была заметна одна особенность: на общем фоне духовые почему-то слегка выпали из общей картины, прозвучав чуть менее стройно и выразительно, чем струнные. Тембрально все более-менее честно, да и само это «выпадение» не вполне явное, однако все же заметно. В остальном звук приветливый, не яркий, но разборчивый, в меру увлекательный, интересный и не утомительный.
Последняя запись — Сибелиус, 3-я симфония. Качества проработки сцены для этой записи хватило, оркестр не ощущался втиснутым в рамки или распавшимся на фрагменты. Сцена вполне отчетливая, достаточно правильная, пропорциональная. Детальность тоже на уровне, да и с динамикой дела обстоят неплохо — пожалуй, даже лучше ожидаемого.
Есть легчайшее сглаживание и упрощение, чуть-чуть по всему диапазону — но на общем фоне это почти не заметно, даже если знаешь, что здесь можно услышать. Впрочем, я ставлю высокую планку: не каждая акустика из более дорогого сегмента должным образом справится с задачей. Так что результат весьма неплох. Звук достаточно естественный, не перекошенный и подробный. В нем есть и эмоциональность, и неплохое вовлечение.
Выводы
Весьма всеядная, универсальная акустика, которая при этом не обладает явным или навязчивым собственным почерком. Немного камерная по подаче, но аккуратная, с неплохой точностью и не скучная. Кажется, все в ней сделано для того, чтобы владелец просто слушал музыку и получал от этого удовольствие — при этом явного окраса или специфики подачи здесь нет.
А если попробовать сравнить эту модель с Signature, то Lumi, пусть и не столь скоростная и детальная, но очень дружелюбная к слушателю. При этом она не критично относится к любым нюансам и оттенкам музыкального материала.
Музыкальный материал
Buddy Guy & Junior Wells — Last Time Around — Live At Legends / Silvertone Records
David Lynch — The Big Dream / Sunday Best Recordings
J.S Bach — Brandenburg Concertos — Cafe Zimmermann / Alpha
Keith Jarrett, Charlie Haden — Last Dance / ECM Records
Sibelius: Symphony No. 3, Finlandia, Karelia Suite & Swan of Tuonela — Lorin Maazel, Pittsburgh Symphony Orchestra / Sony Classical
Sonny Rollins — Freedom Suite / Riverside Records
323 200 рублей
СЧ/НЧ динамик: заказной, на базе Seas Excel с 220 мм полипропиленовым диффузором
ВЧ-динамик: заказной, на базе Seas Excel с 25 мм тканым куполом
Частота раздела: 3 800 Гц
Частотный диапазон: 29–25 000 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Номинальный импеданс: 8 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: более 20 Вт
Размеры: (ШхВхГ): 240х900х430 мм
Масса: 21 кг
Варианты отделки: спил фанеры (передняя, верхняя и задняя панели) / береза, черный ясень, дуб, белый ясень.