Точный азимут иглы: на слух или всё-таки по приборам? • Stereo.ru
Вопрос osherov138 44

Точный азимут иглы: на слух или всё-таки по приборам?

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Дано: проигрыватель VPI Scout Junior с тонармом 9" Yoke и звукоснимателем Grado Reference Platinum. Выставляем азимут по приборам (шаблон от Analog Reneissance + пузырьковый уровень).

Ставим тестовую пластинку Cartridge Man, и делаем замеры с помощью соответствующей дорожки. Получаем, что правый канал звучит громче левого примерно на 0,7 дб.


Открываем мануал Фозгометра, например, и читаем: "Если показание для правого канала выше, чем для левого, обычно требуется повернуть головку вместе с держателем по часовой стрелке, глядя спереди".

Делаю все как положено, кручу по часовой. Лучше не становится. Возвращаю азимут в исходное положение, и просто ради интереса поворачиваю на несколько градусов ПРОТИВ часовой. Делаю замеры - и о чудо! - каналы практически идентичны по уровню!

Но в результате мы имеем сильно наклоненную влево голову, что ясно видно на фото. Честно говоря, ставить такое на винил страшновато: все-таки, нагрузка должна распределяться равномерно.


Уважаемые друзья! У меня несколько вопросов:

1) Отчего может возникать такое странное явление? Сразу скажу, каналы у меня не перепутаны, проверил тем же тестовым диском. Почему левый канал звучит громче при наклоне картриджа влево (т.е. против часовой)?

2) Допустимо ли эксплуатировать картридж с таким перекосом азимута, если приборные значения приходят в норму только так? Не вредит ли это пластинкам и игле?

3) И еще один вопрос, с азимутом не связанный. Не так давно один пользователь жаловался на недостаток басов с винила. Так вот у меня проблема четко противоположная: баса у меня ПЕРЕБОР! Причем именно с винила, в цифровом тракте такого нет.

Заранее спасибо за уделенное мне время.

Ответы

Wadim

А вы вопрос с антискейтом решили? Баланс от него зависит . Думаю, что выставить азимут нужно геометрически (ваш первый вариант) и смотреть на сколько корректно работает антискейт.

osherov138 @Wadim

Антискейтинг на моем тонарме реализован скруткой проводов. Это такое ноу-хау VPI.
Сейчас стоит вот так. Но закручивание проводков на балансе каналов не отражается. Проверено.

Wadim @osherov138

Не могу сказать на сколько это правильно. Я бы попытался отрегулировать его (антискейт) путем формирования дуги из проводов и визуально определяя получаемое усилие на гладкой поверхности (как вариант, в подвешенном в 0 состоянии). К сожалению, более точно описать процесс не могу, опытном путем.

osherov138 @Wadim

Именно так я и делал. Вывешивал тонарм в 0, и согласно инструкции с форума техподдержки VPI, добивался того, чтобы дуга "слегка отодвигала тонарм от центра". Ничего точнее тут не предусмотрено, увы.

alex64 @osherov138

очень сомневаюсь что скруткой этих тонюсеньких проводов можно как то настроить антискейтинг. только если вывесить тонарм в нулевой балланс. то ещё можно как то заставить его двигаться скруткой, но, имея прижим полтора-два грамма... ну это смешно просто.

osherov138 @osherov138

Разделяю Ваши сомнения. Но вот ответ с официального сайта техподдержки VPI:
That’s right, the loop of the Tonearm is your anti skating mechanism. Clockwise rotation of the lemo plug will increase the antiskating force, the opposite will decrease it.If you will float the Tonearm (VTF =0 - be careful,with your cartridge - watch the VPI video first) an indication that the antiskating is about right, is that your Tonearm slowly will return towards the arm rest.

Bbhob @osherov138

вобщем типический маркетинг в коем американцы преуспели: вроде прекрасный аппарат, ка бы не досадная мелочь, которая как заноза в заднице должна постоянно напоминать пользователю о необходимости покупки полной версии за в десятеро больше денег... собственно я бы колхозил антискейтинг сам: леса, скоба и грузик.

Wadim @osherov138

Действительно, антискей сделать не сложно, я тоже сам делал по вашему "рецепту" с леской, скобой и грузиком. Там вылезет проблема, что кабель нынешний всё же буде мешать и нужно как-то решить с ним вопрос, как минимум - чтобы не было скрутки, в идеале - замена. Поэтому самый простой путь видится - замена тонарма.

osherov138 @osherov138

А может, если уж говорить о замене - то подойти чуть более радикально, и заменить целиком проигрыватель на VPI Scout 2? Антискейт там уже точно имеется штатный, с леской и грузом.
Смущают там меня только 2 вопроса: 1) тонарм одноопорный (на игле), поэтому вообще непонятно, как выставлять азимут, и 2) в описании сказано: Опора тонарма изготовлена из стали и имеет резьбу для кольца, которое необходимо для регулировки VTA (вертикального контроля угла).

То есть резьба есть, а самого кольца для "VTA on the Fly" - получается, нет? Очень уж заколебало в моем нынешнем Scout Jr. лазить все время с отверткой под корпус для регулировки VTA.

Wadim @osherov138

Не смогу вам помочь в этом вопросе - опыта маловато... Но одноопорный тонарм, на мой взгляд, не очень удачное решение - довольно капризный к настройке.

Past

На предпоследнем фото игла стоит вертикально. Или так кажется из-за малого увеличения?

Gorbatov

Азимут выставляется только и исключительно по геометрии. Иначе можно получить равные параметры в дБ, но запил пластинок, ускоренный износ иглы и другие искажения, связанные с не корректным следованием иглы канавке.

В принципе бюджетные Градо никогда особой точностью не отличались, даже ходил слух, что в среднем сегменте все "деревяшки" одинаковы, а делят их на модели по тому, насколько точной головка получилась по параметрам. Думаю это не совсем так, но некая доля размышлений тут возникает. По своему опыту я точно знаю, что допуски у разных производителей могут различаться - у одних такое откровенный брак, у других - сойдет. Головки с деревянными корпусами, даже очень дорогие, не совсем точной геометрией иногда грешат. И не только по азимуту, но и по положению головки в корпусе. Но к тонарму то мы крепим корпус... В случае чего приходится вносить коррективы в настройки.

Баса много или мало может быть по самым разным причинам, начиная от собственных свойств стола, головки, тонарма, корректора, и заканчивая полученной резонансной частотой, общей емкостью вместе с кабелем от головки до тонарма, сочетания выхода корректора с усилителем или предусилителем.

Gorbatov @osherov138

Я бы не стал больше есть кактус... Производитель к этому проигрывателю прилагает Ortofon 2M разных версий (я бы тут не дальше Blue заходил, и вообще я именно к этой линейке неоднозначно отношусь в плане звука) или Quintet Red, если корректор позволяет. Из недорогих, но приличных по звуку ММ головок мне Sumiko Pearl нравится, но вот тут вопрос сочетания - именно такой связки пока не слышал, хотя головка весьма пристойная. Shelter 201 можно было бы попробовать, если найдете.

osherov138 @osherov138

Спасибо, но Ortofon 2M звучал ужасно даже по сравнению с Grado. Беда какая-то.
А если что-то подороже или MC? Мой корректор Grado PH-1 вроде позволяет работать с МС-головками.

Gorbatov @osherov138

2M Red очень простенькая головка. Совсем. Надежная, добротная и недорогая. От нее сложно ожидать чего-то выдающегося. 2M Black по звуку намного интереснее, детальнее, быстрее и точнее, но она острая. Часто эта головка - выбор в своем бюджете тех, кто металл на виниле слушает. Вот там да, хорошо может раскрыться. Но я не помню, чтобы вы металл слушали. Поэтому Квинтеты, которые MC вероятно более интересны - возможно даже не младший Red, а Blue. Их, кстати, тоже производитель рекомендует. А это показательно - американская солидарность у VPI и Grado была сильной и многолетней, но все-таки что-то перевесило, и уверен, что не только бизнес-составляющая.

alex64

вставлю свои 5 коп. Имею две тестовые пластинки - 1. Hi-Fi News Analogue Test LP, 2. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP. На обеих есть трек настройки азимута. много лет настраиваю по ним и ес-но сравниваю. У меня было много картриджей, и очень редко, когда настройки совпадали. В основном на винтажных картриджах. И убедился, как и автор, что если настраивать по первой пластинке, делая уровень одинаковым, то голова так же стоит криво. Поэтому я всегда настраиваю по второй пластинке. Проверяя потом настройку по первой, и всегда разница каналов в уровнях 0.5-1 дб.

Gorbatov @alex64

Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP по ощущениям более стабильно отпрессованы. Физически качественнее. Hi-Fi News Analogue Test LP у меня в виде расходного материала, уже не первая и не вторая и даже не треться (много настроек и тестов), так вот, когда распечатываю новую - проверяю, какова она сама по себе. Хотя такого разбаланса я ни разу не наблюдал.

Настраивать же азимут нужно исключительно по геометрии, при помощи а вот проверять можно разными способами, если эти способы достоверны. Намерить можно много чего, вопрос, как это соотносится с реальностью.

osherov138 @Gorbatov

Виктор, спасибо за помощь. И еще вопрос напоследок. Пользуетесь ли Вы DR FEICKERT NG HIGH PRECISION ALIGNMENT TOOL, и если доводилось, то в чем вкратце ее преимущества перед прочими шаблонами?

Gorbatov @osherov138

Использую и такой тоже. Качественно сделан, надежен, удобен. Но в принципе это вещь для профессионального применения, когда настраивать нужно много, а шаблон много раз собирать-разбирать и возить с собой. Плюс у шаблона есть возможность четко зафиксировать при настройке расстояние pivot to spindle, если конечно тонарм позволяет. Если не совсем позволяет есть дополнительные способы фиксации, но в целом это удобно, а шаблоны, которые сделаны по принципу "направьте эту стрелочку на тонарм" меня не устраивают по точности в принципе.

Но надо понимать, что универсального шаблона на все случаи жизни нет, нужно уметь сориентироваться, когда какой подходит, а когда нет. Поэтому инструментов у меня много, есть и покупные, есть и сделанные на заказ по моим чертежам.

osherov138 @Gorbatov

Виктор, а вот какое любопытное видео я нарыл. Читал про софт Adjust+ от Dr. Feickert, как раз для приборной настройки азимута. Интересная деталь: после всех замеров программка делает расчет идеального азимута для данного конкретного картриджа. И он может отличаться от строгого перпендикуляра! А как же тогда с порчей пластинок и иглы?

Gorbatov @Gorbatov

Там много нюансов. Во первых есть ориентир на то, что настраиваются качественные, достаточно точные головки. Во вторых есть разные профили игл, и они не одинаково ведут себя в канавке. Есть разные по податливости головки. Плюс подвижная система у головок тоже разная. Ведь если у вас искривленная пластинка - игла не обязательно сразу срезает с нее стружку на каждом изгибе. Хотя... Она это делает конечно, но в зависимости от параметров - по разному. В ряде случаев этим эффектом почти что можно пренебречь.

Или одноопорные тонармы - они что, всегда идеально следуют азимуту? Вообще то нет, как раз их способность чуть-чуть подстраиваться (т.е. именно следовать, а не стоять строго на позиции) при усилии меньшем, чем прижимная сила и делают смысл существования одноопорников оправданным. Одноопорники тоже бывают разные, задемпфированные и незадемпфированные ведут себя не одинаково.

В целом, вопросы вы задаете весьма тонкие и не простые. Но у меня есть свое отношение к процессу. Игла должна максимально хорошо соотноситься с канавкой. Если разброс слишком велик у головки - это проблемы головки и ее нужно менять. Это весьма упрощенно, но смысл понятен. Кстати, разброс ведь бывает не только "механической" природы, но и обусловленный другими особенностями конструкции. Но все равно менять. Коррекция - лучше всего когда поканальная отстройка есть на уровне фонокорректора. Правда таких аппаратов не много.

osherov138 @Gorbatov

Виктор, большое спасибо за Ваше время и ответы. Вы здорово помогаете разобраться.
Я Вас понимаю. Наиболее правильно, чтобы игла и канавка максимально совпадали. Как раз в этой связи вопрос про одноопорный тонарм. Намаявшись со своим VPI Scout Jr, я прихожу к мысли, что нужен другой тонарм. И в этой связи смотрю на VPI Scout II. Он как раз с одноопорным тонармом (и разумеется, с "нормальным" уже антискейтингом). Виктор, у меня вопрос: какие подводные камни есть у этого одноопорника? Доводилось ли Вам тестировать его?
И еще вопрос: хочу приобрести шаблон Dr. Feickert, меня убедила Ваша фраза насчет погрешностей всех этих "направьте стрелочку". Позволит ли мой тонарм сейчас зафиксировать данный шаблон нужным образом? Фото прилагаю.


alex64 @Gorbatov
хочу приобрести шаблон Dr. Feickert

опять-называется деньги на ветер. этот шаблон нужен тем, кто например. устанавливает другой тонарм. у которого может быть другое монтажное расстояние, ну и ес-но другая эф. длина. а на вертушках, у которых штатный тонарм он и не нужен. ну а шаблон можно распечатать для каждого тонарма индивидуально

osherov138 @Gorbatov

Конечно, им он еще нужнее. Но я с Вами не совсем согласен. Dr. Feickert помогает правильно расположить контрольные точки, как раз за счет фиксированной установки на центр опоры тонарма. В остальных же шаблонах читаем: "направьте осевую линию шаблона так, чтобы она смотрела ровно на середину опоры тонарма...." И так далее. Направил, начал двигать тонарм и картридж, чуток двинул диском... А тут миллиметр имеет огромное значение.
Мне, например, до сих пор так и не добиться, чтобы "высокие" не ухудшались ближе к яблоку. Грешу либо на антискейт, либо на неточную настройку картриджа.

Gorbatov @Gorbatov

Нет, в такой тонарм упереться не во что. Можно, конечно, выклеить точку из изоленты, подогнать, зафиксировать диск клинышком типа резинового шпателя, но это не идеальный вариант. У VPI свои металлические шаблоны, которые весьма неплохо фиксируются угловым вырезом в основание тонарма. По крайней мере с моделям постарше такой шаблон идет в комплекте и он вполне подходит для настройки.

Тонармы VPI так или иначе знакомы все, кроме самого нового старшего, который я только на выставке рассмотрел и пощупал, но настраивать пока не приходилось. Кстати, этот новый штатный не одноопорник, а классической поворотной конструкции тонарм.

VPI Scout II - вот там привычных их недемпфированный одноопорный тонарм. Настроек формально там достаточно, но строится он достаточно муторно, в том числе и по причине точно таких же выходных проводов и всего прочего. В пользовании же нужно приноровиться так аккуратно опускать тонарм на пластинку, чтобы он не очень то в начале проигрывания колебался по азимуту. На мой взгляд это все не очень удобно, и одноопорники я точно предпочту с вязкостным демпфированием. Хотя приноровиться к вертушке VPI Scout II можно, да и звучать она может не плохо в рамках своего собственного фирменного стиля.

alex64 @osherov138

там немного по другому. где то читал что как то взаимопроникновение каналов. но заодно можно и узнать разделение каналов своей головы

alex64

И, кстати, фазгометр вроде работает только со второй тестовой пластинкой, указанной у меня. И адоб аудишн имеет такой же принцип настройки азимута как и фазгометр

alex64
И он может отличаться от строгого перпендикуляра! А как же тогда с порчей пластинок и иглы?

думается не всегда игла правильно закреплена в кантилевере

osherov138 @alex64

А кантилевер - в картридже. Увы. Особенно "ручные сборки" типа Grado грешат этим.
Всяких перфекционистов (вроде меня) такие вещи и способны довести до невроза) То ли дело цифра. Включил - и вперед)

alex64 @osherov138

да и меня тоже. взял проигрыватель. в тонарме нет регулировки азимута. вот и попробуй подбери нужной толщины прокладку, что бы правильно отрегулировать азимут

Gorbatov @alex64

В большинстве случаев это и не требуется. Хороший тонарм и хорошая точно сделанная головка дают точную настройку сами по себе.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.