Из года в год выставка «Российский Hi-End» производит (и думаю, не только на меня) самое разное впечатление. Впрочем, ведь при очень схожей внешней форме не бывает двух одинаковых выставок. Никогда. Выставка 2016 года оставила у меня скорее тягостное впечатление. Многое не понравилось, многое просто необходимо было критиковать, пусть даже критика подчас возвращалась обидами и издевками. Но что было, то было. И анализировать, почему выставка получилась именно такой, весьма сложно, потому как «Российский Hi-End» (не как конкретное мероприятие, а как явление) куда труднее поддается анализу с точки зрения обычных составляющих рынка. Думаю, некоторая часть депрессивности прошлого года была обусловлена совсем не аудиофильскими причинами, а вполне прозаическими, жизненными, теми, которые не различают, аудиофил перед ними, пекарь или научный работник.

В 2017 году ситуация сложилась иная, и при всем сумбуре выставки лично я нашел некоторые моменты, которые сильно обнадеживают. И дело тут не в каком-то значимом техническом прорыве — все-таки область аудио сама по себе к таковым не сильно располагает.

Сначала, выйдя с выставки, я сам не очень понял, что же изменилось. Потребовалось какое-то время, чтобы улеглись впечатления и оформилось понимание. Может быть, это прозвучит слишком громко, но мне показалось, что изменилось отношение большинства участников к процессу. Попробую объяснить, как именно. Дело не в том, что нечто поменялось радикально, но атмосфера была другой и мне показалось, что тон в этом изменении задавали участники. Раньше было как — то более интересная выставка, то менее интересная, но с точки зрения каких-то тенденций, которые не относятся к конкретной талантливо сделанной акустике или интересному усилителю (а и то и другое раньше тоже встречалось и не единожды), все выглядело как броуновское движение во всех смыслах. А в этот раз лично я увидел на одной площадке куда большее число людей, не просто показывающих нечто звучащее, а стремящихся сформировать концепцию, «огранить» ее и выйти на рынок. Складывалось это впечатление из множества нюансов, но именно по ним и получилось сделать обобщение.

Начать стоит, пожалуй, с куда лучшей презентации техники. Случаев, когда стоит нечто и нигде не указано, как это нечто зовут, а еще и спросить не у кого, я почти не увидел. А раньше было, и часто. Вы можете сказать, что сайтики-буклетики и визиточки — это все мелочи, а я вот скажу, что нет. С некоторыми вполне талантливыми разработчиками я буквально годами спорил на тему того, что кроме интересной техники должна быть еще и нормальная презентация, а не только ожидание в своей мастерской, пока клиенты сами узнают, что эта техника существует, и капли информации о ней в виде редких заявлений о себе на форумах. Ну наконец-то, дело явно сдвинулось с мертвой точки. Не приписываю себе никаких заслуг в этом, просто констатирую факт — наконец-то я увидел количественный и качественный сдвиг в вопросе презентации. Сделать предстоит очень многое, но раз начало положено — можно надеяться и на результаты.

Отношение к посетителям у разных участников всегда было разным, и тут я по себе не сужу, скорее стараюсь наблюдать за тем, как общение выглядит со стороны. Так вот, выглядело оно намного лучше. Намного меньше снобизма (да, раньше было, и было в достатке, не будем лукавить), намного больше спокойного и содержательного общения. Конечно, участники выставки от года к году ротируются — здесь огромное спасибо организаторам, которые внимательно следят за тем, чтобы не было постоянных повторов, одних и тех же с одним и тем же, но все-таки дух и форма общения, как мне показалось, изменились кардинально. И это просто замечательно! Я надеюсь, что все талантливые разработчики со временем получат по своему заслуженному пьедесталу, но вот только одно дело, когда на него возносит история и заслуги, и совсем другое — пробовать влезть на него сразу, построив его себе самостоятельно…

Не сочтите за склонность к лирике, просто я считаю, что это очень важный момент, и нормальный рынок, в том числе и российский, в области аудио сложится только тогда, когда основным стандартом станет содержательная и уважительная коммуникация между участниками рынка. А тем, кому в силу характера такое общение не дается, но есть достойный технический талант, придется или научиться, или делегировать общение и презентацию тем, у кого это получается лучше.

И еще надо сказать про дизайн. Обычно внешнее исполнение российской техники вызывает массу эмоций и вал критики. На самом деле есть за что. Однако наряду с критикуемыми за дизайн, есть и разработчики, которые делают технику ничуть не хуже уже широко известных производителей, но многие из таких разработчиков участвуют в других выставках, иногда проходя РосХайЭнд лишь как стартовый этап. Но кто-то задерживается здесь надолго или навсегда, и это совершенно не показатель того, что уровень разработок ниже. Просто приоритеты каждый расставляет по своему, да и другие выставки объективно слишком дороги — самостоятельно в них поучаствовать мало у кого получается. Но выставки выставками, а дизайн дизайном. Как мне показалось (это не новая тенденция, она начала постепенно становиться заметной), что дизайн начал появляться именно как самостоятельная величина. Не вынужденным корпусом для акустики или усилителя, а именно продуманной концепцией внешнего вида для конкретного аппарата. А тут уж у каждого свои способности (как дизайнерские, так и производственные). Хорошо это все? Конечно!

Да, поначалу аляповатых конструкций и неудачных украшательств станет еще больше. Но как-то все должно утрястись, каждый разработчик со временем найдет что-то свое, самостоятельно или с чьей-то помощью. Самое главное, что отношение к корпусу изменилось — он стал не только коробкой для технического содержимого. И это уже не единичные случаи, а массовое шатание-искание, которое обязательно должно перейти от количества к качеству. А производственные цепочки подтянутся. Не наши местные, так китайские — там уже неплохо научились многое делать по тем же корпусам и не гнушаются небольшими заказами. Но и местные, надеюсь, тоже охолонут немного, и если разработчик попросит десять передних панелей (или чего угодно там еще) для усилителя, начнут делать десять за вменяемые деньги, а не гнуть пальцы про то, что или заказывайте тысячу, или идите куда подальше. Правда, пока этот путь видится сложным-сложным. И будут еще встречаться истории типа той, что я услышал на выставке, про столяра, которому заказывали корпуса для акустики, а он в один прекрасный момент решил, что сам будет колонки делать — ведь не сложно же динамики прикрутить к ящикам. Так вот, такие истории еще будут, и не единожды. Но рано или поздно голова окажется там, где полагается быть голове, а ноги там, где положено быть ногам — тогда-то все и зашагает понемножку, пусть и кряхтя, и пошатываясь.

Потому что рынок сейчас такой. И у российских разработчиков есть ниша, которую можно занять. Несколько человек, владеющих салонами и занимающихся поставками техники, рассказывали мне практически один в один обобщенную историю своих клиентов-аудиофилов, которые делятся на три группы. Первая группа раньше покупала самый бюджетный сегмент типа кинотеатров в коробке и сейчас продолжает покупать то же самое со скидками в сетевых магазинах электроники, или замену на китайском Али, но в хай-файные салоны они не ходоки. Вторая группа всегда интересовалась сегментом где-то от 5000$ за компонент и выше — у большинства, кто был способен на такие траты, все возможности остались, экономические явления затронули куда более дорогие покупки, чем траты на аудиохобби, которое никогда не было обременительным. А вот третья (и самая интересная для российских разработчиков) группа покупала технику в сегменте между 500$ и этими самыми 5000$. И именно эту группу больше всего затронул экономический кризис и скачки валюты.

Например, зарабатывал человек раньше 100 000 рублей в месяц, откладывал 10-15 тысяч на хобби, и на жизнь вполне хватало, и семья не была обделена. За год можно было собрать сумму, например, на акустику за 3000$. На приличную акустику. А сейчас? Хорошо, если те же самые 100 000 дохода, а может-то быть и меньше. Но сколько это в пересчете? А цены на житье-бытье? А сколько та самая желанная акустика сейчас в рублях стоит? Все — задача стала нерешаемой.

По моим наблюдениям, предельный горизонт ожидания где-то от одного до полутора лет. Самые-самые упорные дотягивают до двух. Если за этот срок сумма не собирается — покупки не будет. А ее не будет, потому что простейшая арифметика, приведенная выше, все объясняет. Вторичный рынок? Так нет его. Пройдитесь по объявлениям — куча непонятно кому нужного хлама или очень дорогие вещи. Да, с хорошими скидками, но все равно очень дорогие и мало. Среднего сегмента, хорошего, уверенного, на вторичке мало. Вот и замкнутый круг. Одни откажутся от покупки, другие согласятся на сегмент попроще, третьи будут перекапывать вторичку или ждать распродаж. Есть здесь ниша для российского производителя? Безусловно есть. Что из этого следует? Что российским разработчикам надо активно эту нишу заполнять. Что для этого нужно? Все: хорошая техника, разная, но надежная, с нормальной повторяемостью, в приличном исполнении, с удобоваримым дизайном и по конкурентной (а не взятой с потолка, это у нас очень любят) цене. Что из всего этого получится — посмотрим.

И прежде чем перейти к конкретным экспонатам выставки, попробую сделать самое неблагодарное — вычленить какие-то тенденции в области конструктива и звука. Пожалуй, здесь все весьма разношерстно, но не так лампово и не так рупорно, как еще несколько лет назад. Конструкции встречаются самые разные, и пусть я недолюбливаю класс D, его присутствие и использование все равно лучше, чем повальная ламповизация.

А звук — мне показалось, что он как был разным, так и остался, но с двумя очень важными отличиями. Во-первых, многие явно стали искать свои ориентиры в звуке. Да, можно долго теоретизировать, но прежде чем разработчик сможет сказать, что он понимает, куда двигаться, хорошо бы послушать что-то из общепризнанных эталонов. А не 90-ю акустику. И у меня сложилось впечатление, что многие послушали и соизмерили свои желания и возможности. Во-вторых, звук остался разношерстным, но скорее осознанно разношерстным. Во всем этом меньше «так получилось» и больше «я так вижу». А последнее, соотнесенное с «во-первых», — явный прогресс. Больше индивидуальности за счет выдержанной идеи — это точно лучше, чем больше вычурности. По крайней мере, мне это больше понравилось.

Продукция Minimal Audio, да и сама компания, мне до этой выставки не были знакомы. Что интересно — Minimal Audio вышли не с одной моделью акустики, а с цельной концепцией: акустики в каталоге три модели (показывали среднюю, кроме нее есть еще напольники покрупнее и полочники), вся акустика рупорная, сделанная в едином стиле и с преемственностью технологий. Везде сочетается рупор на СЧ/ВЧ и басовый лабиринт. И смотрится акустика неплохо, и сделана тоже не топорно. А кроме акустики у производителя есть и собственное представление об усилении (в классе Д), и собственная кабельная обвязка весьма странного вида. Так что можно слушать и оценивать как цельное звуковое решение. Хотя, на мой слух и вкус, я бы попробовал с другим усилением.

Пятая версия (или модель) акустики Александра Сырицо — Capella 5. Сложная активная конструкция и, судя по всему, совершенно не массовая — ее логичнее помещать в рубрику штучных разработок. Я слушал предыдущую версию — очень не плохой звук, да и в этот раз не хуже. Вот только что огорчает — штучность и дороговизна, которая никак не вяжется с внешностью.

Отделка неплоха, но форма и детали никакой серьезной критики не выдержат. А так подумать, ведь могла бы эта разработка по всем параметрам дорасти до полновесного хайэнда.

Round Audio 212 FR Lady Bird — необычная открытая конструкция с парой динамиков, направленных в разные стороны. Изогнутые стенки здесь сделаны не для красоты — судя по конструкции, так задается направленность звука, но по рассказам разработчиков все несколько сложнее. Хотя, если придерживаться того, что сначала надо слушать, то в технические особенности можно и не вдаваться. Звучит акустика совсем не камерно: звук открытый, насыщенный, хотя и несколько окрашенный. Впрочем, на подобный окрас найдется немало поклонников, а за стоимость этой акустики (60 000 руб) даже что-то потрепанное, но приличное из винтажа купить будет сложно.

Конструкция "корпуса" Round Audio Lady Bird


Новая модель акустики Noize Fabrik - Scutum 4.0. Вот чем мне нравится эта компания, так тем, что умеет удивить, оставаясь узнаваемой. С момента появления на первой выставке концепция и реализация сильно поменялась, но в изменениях можно найти шлифовку идей и решений. С технической точки зрения Scutum 4.0 существенно отличается от модели, показанной в прошлом году, — другой набор динамиков, другие корпуса с доработанной системой креплений и потяжелевшие. Отдельно стоит сказать, что за счет съемных «заглушек» (не знаю, какое бы определение здесь подошло лучше, пусть будут заглушки) акустику, точнее, ее СЧ/ВЧ-секцию, можно сделать как открытым, так и закрытым ящиком. Что по звуку? Внушительно масштабный, скорее темный, немного нахрапистый звук. Но звук породистый. Хотя и не до конца универсальный — тяжелые жанры и вообще рок на этой акустике мне понравились, а вот классическая музыка — не очень.

Акустика Dorius производства Первого акустического ателье. Выглядит неплохо, изготовлена аккуратно, цены умеренные, минимум информации о производителе найти в сети можно. И эти модели выглядят куда более привычными, чем свернутые всенаправленные рупоры, имеющиеся в каталоге производителя. Про звук, к сожалению, толком ничего не скажу — не удалось составить должное впечатление.

Акустика Sound Art, которой тут в обсуждениях досталось некоторое количество критики, вживую все-таки смотрится получше, чем на фотографиях. Звучит же это все действительно интересно: звук явно больше по масштабу, чем можно ожидать от миниатюрных конструкций. Акустику на динамиках BMR встретишь не часто, а уж в виде линейных массивов — тем более. И за счет используемого «торнадо», что как раз и дает масштаб и бас, нехарактерные для столь небольших конструкций, модели выглядят интереснее в целом, чем просто на картинке. Мое личное и самое искреннее пожелание разработчикам — выйти на тот уровень дизайна, которого заслуживает их акустика. Пока что техническая часть выглядит куда сильнее, чем дизайн и структура модельного ряда.

Ни одна выставка еще не обходилась без чего-то вот такого кособокого и кривоногого... Хотя музыкальный шкаф (его можно найти в репортажах прошлых лет) даже это изделие затмить не в состоянии.

Долго думал, глядя на эту картинку. Задняя часть лошади барона Мюнхаузена...

Стенд NewArtVinyl — как всегда всего много, все разное и яркое. Обещанный тонарм показали вполне рабочим, хотя я не возьмусь судить о нем подробнее, чем раньше, все-таки материя требует практического и детального ознакомления. Новую вертушку Mini Crystal тоже показали.

Фонокорректор KIVsound Dual Mono — ламповый, на дискретных элементах, двублочный, с выносным блоком питания и, похоже, это единственный аппарат, который производит совсем неизвестная компания KIVsound. Информации минимум, но интересно будет понаблюдать, что будет дальше, получится развитие у производителя или он исчезнет так же, как и многие до того.

Более-менее серийная модель усилителя Лаборатории AST (справа) уже встречалась на выставках, да и с акустикой Illuminati плохого звука не получилось бы, а вот новый усилитель с ЦАПом был показан именно в виде прототипа, очень хотелось бы надеяться, что прототип этот получит завершенный вид, а не останется примерно таким, как сейчас.

DS Acoustics Flame c плазменными твитерами на выставках уже показывали, в этот раз можно было изучить акустику поменьше габаритами и попроще. Правда, мне не удалось внятно все это услышать, предположу, что причиной стало не самое удачное расположение стенда. Но что поделать, условия на выставке не идеальные, и чтобы гарантированно услышать все, нужно на пару дней селиться в нижнем зале, где проводят по расписанию индивидуальные прослушивания, и слушать все только там.

Стенд Студии 300 интересен и винтажными компонентами, и современной техникой Natural (в первую очередь интересен фонокорректор Natural K-7, пусть даже он неприлично дорог), но больше всего мне понравилось, что на стенде нашлось место ламповым усилителям Три В. Очень надеюсь, что без Владимира Стародубцева производство сохранится и получит развитие. Все-таки, на мой взгляд, по соотношению цены и качества аппараты Три В — одни из лучших, что были созданы именно Российским хайэндом.

Еще аппараты производства Три В — гибридный усилитель (точнее, по сути это предусилитель и два моноблока) и ламповый фонокорректор. Серийно выпускающиеся аппараты, которые при своих ценниках (90 и 50 000 р) не просто интересны, а исключительно интересны.

Предусилитель из комплекта Три В. С недавних пор эта серия получила деревянные боковины и, надо сказать, смотрится это неплохо. Да, это не супер корпуса из цельнофрезерованного металла, но и не дрова уж точно. Да и за звук подобные огрехи можно совершенно точно простить.

В прошлом году было хорошо, а в этом еще лучше во всех смыслах. Впрочем, акустика у Георгия Крылова обычно удачная.

Акустика и усиление Palabs. Горячо, монументально, весомо, но что со звуком, я не очень понял — он просто как бы был, без явных выразительных проявлений. Возможно, это тот случай, когда систему нужно было слушать только в малом зале, а в других условиях все терялось напрочь.

Акустика Forasound, сразу две модели. В прошлом году мне их звук совсем не понравился, напоминало, извините, дискотеку. Но в этот раз — совсем другое дело. Авторы достаточно сильно перенастроили систему (как я понял, класса D стало поменьше), и теперь это не просто можно слушать, а можно слушать с удовольствием. Конечно, если концепция как таковая нравится.

Усилители Esatto Александра Трусова уже нахвалили в разных источниках в достатке, и нахвалили заслуженно. В этом году показали новую модель, поменьше и в цельнофрезерованном корпусе, но пока что показали как прототип, а не работающий вариант. В остальном на системе с акустикой Батя, в очередной раз переработанной, с другими динамиками, все получилось очень неплохо.

Тема акустических «пирамидок» у Razin & Musatoff получила продолжение в виде еще одной модели. В остальном — уверенный фирменный звук многолетних участников этой выставки.

А предусилитель-фонокорректор Musatoff RC-9, в прошлом году выставлявшийся в виде почти готового прототипа и интересный своей наборно-модульной конструкцией, вышел в серию и регулярно отправляется к новым владельцам.

Styleacoustic Suita-Prima A — еще один пример, что акустика с активной НЧ-секцией у российских разработчиков встречается не так и редко (вот бы только классом D поменьше увлекались). Да, еще и с ленточником российского производства. Кажется, у Viawave это один-единственный продукт, но все же есть повод немножко пересмотреть взгляды на динамики российского производства. Или просто расширить кругозор. Акустика в целом — интересный вариант. И звук тоже. Хотя однозначного впечатления у меня не сложилось. Есть мысль, что да, активная НЧ-секция формально может упростить выбор усилителя, да только все вопросы согласования (не только по параметрам, но и по характеру) никуда не денутся.

Усилители Noosfera и акустика Styleacoustic. Выглядит все неплохо, звучит уверенно, при прослушивании в зале уже интересно послушать поподробнее, в более подходящих условиях. Все это уже вполне походит на продукцию, близкую к серийной — надеюсь, именно такие перспективы и ждут разработчиков. Цены пока не заоблачные (например, старший усилитель — от 150 000 р.), и это тоже интересно.

Noosfera, взглянем поближе. Ближе хуже не становится, хотя я встречал в нескольких местах упоминания, что надписи в холодном тоне смотрелись бы лучше. Но насколько далеки рассуждения о надписях от разговоров о наколеночной топорности? Здесь же никакой топорности нет — вид, да и звук на уровне. А по системе — даже в формате зального прослушивания источник стоило бы выбрать уровнем повыше, техника того заслуживает.