Sopra №3 — старшая акустика в линейке Focal Sopra. Со средней моделью — Sopra №2 — я уже имел возможность ознакомиться подробно, и это знакомство, несомненно, получилось интересным. Теперь пришло время столь же досконально изучить Focal Sopra №3. Предыдущий тест ставит весьма высокую планку для этой системы. Посмотрим, каким окажется звук этих колонок на практике, и каковы различия в характере звучания. А в будущем я надеюсь добраться и до знакомства с младшей «полочной» моделью этой линейки.

Если сравнить модели Focal Sopra №3 и №2, то сходство угадывается безошибочно. Те же форма и пропорции корпуса, сходные элементы конструкции. На первый взгляд разница видна только в размерах. Sopra №3 крупнее — выше на несколько сантиметров и тяжелее на 15 килограммов. Узнаваемы не только общие черты, характерные для линейки Sopra, но и черты, знакомые по старшей линейке Utopia.

Функциональность и отделка

Корпус акустики условно делится на несколько частей: для среднечастотного динамика отведена верхняя секция, внизу расположены низкочастотные драйвера, а между двумя секциями в виде отдельно собранной конструкции размещен бериллиевый твитер, нагруженный на задемпфированный волновод. Форма этой части корпуса, необычна: конструкция имеет переменную высоту, за счет чего задает характерный излом передней панели — динамики расположены не в одной, а в трех плоскостях, и это само по себе влияет на формирование диаграммы направленности.

Focal Sopra №3 — крупная акустика, более габаритные конструкции у Focal можно найти только в линейке Utopia

Корпуса среднечастотной и низкочастотной секций также имеют интересную конструкцию — в ее основе клееная жесткая рама-каркас из МДФ, снаружи некоторое подобие обшивки, и обшивка эта не декоративная, а скорее силовая. В целом корпус задемпфирован очень хорошо.

Мне кажется, разработчики, когда изобретали этот сложный корпус, думали не только о его функциональности, но и об эстетической стороне и о том, как использовать разные типы отделки. Если с лаком все более-менее понятно — основные варианты отделки как раз лаковые: черный, белый, красный и оранжевый, то с натуральным деревом сложнее.

Защитные грили легко снимаются — они оснащены магнитными креплениями

Такую конструкцию не получится целиком покрыть шпоном, впрочем полностью в дереве она смотрелась бы странно. Здесь и выручила наборная составная конструкция корпуса: боковые панели отделаны орехом. Смотрится интересно, хотя и консервативно. На мой вкус, лаковые отделки красивее, хотя обычно я предпочитаю дерево лаку. При этом такой тип покрытия не оказывает негативного влияния на свойства корпуса.

Основание из закаленного стекла на регулируемых опорах

Фазоинвертор, как и у младшей модели, расположен на нижней скошенной поверхности, но направлен не в пол, а в основание акустики. Это основание сделано из 19-миллиметрового закаленного тонированного черного стекла. Установка возможна или на родные шипы, или на специальные ножки, не повреждающие покрытие пола. Отмечу, что опорные ножки проходят насквозь основания и заканчиваются массивными металлическими регулировочными ручками. Это, несомненно, удобнее, чем настройка при помощи ключа, и тем более удобнее тех случаев, когда отрегулировать шип можно только с нижней поверхности основания.

Также каленым стеклом отделана и верхняя поверхность колонок. Не думаю, что это верхнее стекло существенно в конструкции, но смотрится такое решение вполне изящно.

Номер три против номера два

Если рассмотреть набор динамиков и технические характеристики, то основное отличие оказывается в использовании пары 21-сантиметровых (8.25-дюймовыйх) низкочастотных динамиков у Focal Sopra №3, вместо пары 18,5 см (7-дюймовых) у Sopra №2. В остальном низкочастотники конструктивно схожи. В обоих случаях они оснащены фирменными W-диффузорами. И также идентична их магнитная система — NIC (Neutral Inductance Circuit) с кольцом Фарадея в конструкции.

Бериллиевый твитер у Focal Sopra №3 надежно защищен несъемной металлической решеткой

Твитер во всей линейке Sopra одинаков — с бериллиевым вогнутым куполом. Конструкция твитера, нагруженного на тыловой задемпфированный волновод, используется во всех трех моделях Sopra.

Среднечастотник у обеих моделей также идентичен — 16,5-сантиметровый динамик со сложным профилем подвеса и W-диффузором. Кстати, в компании Focal утверждают, что сам по себе этот среднечастотник — самая совершенная на настоящий момент реализация СЧ-динамика в их арсенале. Пожалуй, вспоминая опыт прослушивания Focal Sopra №2, в чем-то с этим можно согласиться, но на практике необходимо проверить, как же все это работает в разных моделях акустики.

На фото хорошо видно насколько сложный профиль у подвеса среднечастотного динамика

Поскольку схожих черт у Sopra №3 и Sopra №2 большинство, можно было бы и вовсе не останавливаться на разборе конструкции. Но я счел необходимым еще раз рассмотреть основные детали и элементы, чтобы сделать акцент на очень важном моменте: конструкция этой акустики очень далека от «некоего ящика» с «некими динамиками». У разных производителей может быть разный подход, но даже существенная стоимость не обязательно указывает на технологическую сложность и проработку конструкции. Впрочем, высокая стоимость не всегда является гарантией хорошего звука.

И напоследок немного о функционале. Защитные грили съемные, они снабжены магнитными держателями. Бериллиевый твитер закрыт несъемной защитной решеткой. Коммутация у акустики не предполагает би-ампинга или би-вайринга. Можно было бы ожидать, что у старшей модели в линейке будут какие-то возможности для настройки кроссоверов, но нет — эти функции из всей акустики Focal пока есть только у нескольких моделей в линейке Utopia.

Один из двух низкочастотных динамиков Focal Sopra №3

Таким образом, можно сделать вывод, что Sopra №3 и Sopra №2 различаются между собой примерно так же, как у большинства производителей в линейке различаются соседствующие друг с другом модели напольной акустики.

С матчастью все, остается прослушивание. Упомянуть стоит разве что один технический момент: в случае теста Sopra №3 и Sopra №2 использовался один и тот же комплект техники, а сам тест проходил в одном и том же помещении. Акустика была уже достаточно поработавшая, с пробегом.

Звук: внизу, посередине и сверху

Прослушивание я начал с записи Masaru Imada and George Mraz «Alone Together». Первые впечатления, особенно вкупе с только что просмотренными паспортными данными — звук более наполненный низкочастотной составляющей, чем можно было ожидать изначально. Вообще все, кто внимательно сравнивал акустику (с небольшими басовиками и с низкочастотными динамиками побольше) знают, что при формально близких паспортных данных больший размер диффузора при правильной реализации дает в целом совсем другую картину.

Сверху корпус акустики отделан закаленным черным стеклом. Такой конструктивный элемент использован у всех моделей Focal Sopra

Пара 21-сантиметровых динамиков — это, конечно, не пара 18-дюймовых басовиков, но на практике звучание баса впечатляет. Есть и хорошая наполненность, и детальность, и богатство фактур, и основательность. Но что мне особенно понравилось — нет грубости и упора в силовую подачу низких. Если выбирать между количеством и качеством, я всегда выберу меньшее количество баса при лучшем качестве. А здесь и выбирать не нужно: и качество, и количество присутствуют в должной мере.

Но вместе с тем пришло понимание, что эта акустика предназначена для достаточно просторных помещений. Производитель утверждает, что в комнате до 80 квадратных метров этой модели будет вполне комфортно. Но вот о нижнем пороге ничего не сказано, а я хоть и люблю крупную акустику, умеющую работать в относительно небольших помещениях, не рискнул бы пробовать подружить Focal Sopra №3, например, с 20-ю квадратными метрами.

Следующее, что мне откровенно понравилось на примере этой записи — умение акустики отыгрывать масштаб. Партии фоно и контрабаса прорисовывались не то чтобы в натуральную величину (на это у Focal способны две старшие модели в линейке Utopia), но ощущение было ближе к концертному восприятию, нежели к прослушиванию абстрактной записи, которая воспроизводится абстрактной акустикой.

Крепления СЧ- и НЧ-драйверов у Focal Sopra №3 динамиков прикрыты точеными металлическими кольцами, что делает внешность акустики изящнее

В целом звук чуть светлый, достаточно густой и насыщенный, но совершенно лишенный тяжеловесности. Воздух и сцена отрабатываются не просто хорошо, а очень хорошо: кажется, можно подойти и коснуться звука рукой. И при этом нет ощущения голографической точности в сочетании с неживой нереальностью. Детальности вообще-то много никогда не бывает, но примеры High-End-техники, которая, обладая высочайшей детальностью, препарирует звук до состояния хрустальной крошки, известны. В нашем же случае такого не происходит — естественность и цельность звучания никуда не исчезают.

Следующий альбом — «The Modern Jazz Quartet Plays No Sun in Venice». По этой записи можно неплохо оценить способность системы отыгрывать средне-верхний диапазон. Слышно было все отлично, детально и разборчиво, с послезвучиями и оттенками. На достойном уровне и динамика. Что хорошо — нет излишней резкости или въедливости.

В прошлом бериллиевые твитеры у Focal не всегда получались удачными, но в нашем случае на подобный вариант нет и намека: звук яркий ровно настолько, насколько нужно. С одной стороны, присутствуют и яркость, и вовлеченность в прослушивание, а с другой — нет утомленности или чувства навязчивости. То, как отыгрываются тихие звуки и послезвучия, не может не радовать! Напомню, что это было сильной стороной и младшей модели Sopra №2, впрочем, как и сцена, с ее шириной, глубиной, воздушностью и многоплановостью. Еще одна приятная и интересная деталь: за счет несколько другого охвата по диапазону и чуть иного тонального баланса акустику приятно и интересно слушать даже на совсем небольшой громкости — звук не сваливается в нечто уплощенно-усредненное.

Защитная сетка закрывает заднюю часть корпуса, в котором расположен твитер, с обратной стороны нагруженный на задемпфированный волновод. На фото хорошо видно, как разделены отдельные объемы корпуса акустики

Еще один альбом — The Album Leaf «In a Safe Place». Объему, детальности и легкости звучания я уже не удивился, по этим параметрам все очень хорошо. Возможно, на этой чуть больше нижней середины, чем хотелось бы, но это «чуть» не выходит за разумные пределы. Впрочем, и бас неожиданно глубокий: иногда даже кажется, что его чуть больше нормы.

Сделаю небольшое техническое отступление. Тестовая система и помещение, как я уже говорил, одинаковые. И если Sopra №2 оставила впечатление о некоторой чувствительности к расстановке, то про Sopra №3 это можно утверждать с полной уверенностью. Здесь нужно уточнить, что вопрос не в позиционировании акустики относительно точки прослушивания, фиксировать слушателя в вольтеровском кресле нет никакой необходимости, но вот к расстановке акустики относительно комнаты стоит отнестись очень внимательно. Да, это нудный процесс, но результат того стоит. Помню, когда-то мы с приятелем двигали акустику похожих габаритов (но сильно дороже) по комнате с шагом в 0,5 сантиметра. Израсходовали рулон малярного скотча на разметку на полу, потратили шесть часов… Но каков же был результат! Только та акустика не хотела работать ни с одним из углов поворота, исключительно при параллельной установке. А Sopra №3 к углу поворота заметно чувствительна.

Второй технический момент. Когда я тестировал Sopra №2, по формальным признакам к усилению у меня вопросов не возникло, в этом же случае у меня было подспудное ощущение, что прибавка мощности и токовой отдачи пошла бы на пользу. Впрочем, ничего удивительного — большой автомобиль с крошечным двигателем смотрится точно так же комично, как серьезная акустика, которой не хватает усиления. О явном несоответствии системы тут речи не идет, но еще прибавить, на мой взгляд, было бы не лишним.

Звук: скомканная, инфернальная и тихая музыка

Возвращаясь к впечатлениям от прослушивания, отмечу, что акустика замечательно отыгрывает эмоциональную составляющую, тихие звуки, переходы, интонации — все то, что создает атмосферу и что можно услышать на хороших записях. А также то, что нужно услышать, например, при необходимости во всех подробностях сравнить разные издания одного и того же альбома.

Смена прослушиваемых жанров — пусть будет диск Stevie Ray Vaughan And Double Trouble «Texas Flood», очень старое издание. Этот диск я купил в Риме в 1997 году. Запись, мягко говоря, не идеальна, но в цифре все вышло еще хуже. Звук несколько плоский, с основной насыщенностью в области средних частот, с плотным, немного скомканным звучанием. Но тракту хватило разрешающей способности отыграть этот спектр более-менее полновесно. В первую очередь эффект достигается за счет хорошей детальности и динамики, когда внимание больше притягивает сама музыка, а не недостатки записи.

У Focal Sopra №3 только одна пара акустических клемм.

Дальше — сложнее. В качестве тестового материала к Sopra №2 была рекомендация взять в подборку запись Anorexia Nervosa «The September E.P». Просили — делаем. Разрешения хватает, чтобы воспроизвести всю ту кашу, которая записана пополам с весьма специфической музыкой откровенно инфернального жанра. Динамика тоже на уровне, нехватки я практически не почувствовал. Скорее стоит признать, что некоторая порция «каши» — особенность самой записи, которой до аудиофильских изданий очень далеко. Но слушается без затруднений. Может быть иногда, исходя из самой музыки, хотелось бы звука «позлее», но зло и жестко эта акустика играть не хочет. В сочетании с другим усилением, возможно, этого эффекта добиться можно, но стоит ли это делать, я сильно сомневаюсь.

Передняя поверхность Focal Sopra №3 — темно-серая, матовая

Еще запись — исполнение произведений Benjamin Britten с прекрасным составом музыкантов. Музыка несколько нервная, и это можно не только формально услышать, но и прочувствовать. Тембрально звучание достоверное, сцена строится очень прилично. Даже при большом желании придраться особенно не к чему. Да, стилистика звучания в любом случае присутствует, и хотя существуют разные мнения о том, какой она должна быть, с достоверностью и точностью передачи в нашем случае дела обстоят очень хорошо. Хочется анализировать не столько составляющие звука, сколько просто откинуться в кресле и послушать приятную музыку в хорошей записи. Воспринимать ли произведение как таковое или вслушиваться в отдельные инструментальные партии — как по детальности, так и по общей способности отыгрывать музыку любого уровня сложности эта акустика оказалась на уровне.

Логотип Focal внизу передней панели колонки

Переходим к «тяжелой артиллерии» — «Реквием» Верди. И хотя произведение крайне сложное для многих систем, до чего же хорошо отыгрывались и тихие звуки, и переходы к насыщенным фрагментам! Да и на самых трудных моментах «Реквиема» динамика и детальность оказывались на высоте. Иногда, возможно, в звуке появлялась какая-то угловатость и неуверенность, но тут сложно сказать, чья это проблема — тракта или записи как таковой. Зная, как может звучать это произведение, я пока что не встречал полноценной по всем параметрам его записи. Мог ли тракт отыграть лучше? Пожалуй, мог бы. Но только если рассматривать такую способность применительно к линейке акустики Focal, то брать в расчет в этом случае нужно две верхние модели в линейке Utopia. А это совсем другой разговор, и сравнение, боюсь, получится некорректным.

Общий вид системы и помещение, где проходило прослушивание Focal Sopra №3

И напоследок я решил послушать запись произведения Henrich Ignaz Franz Biber «Mysterien Sonaten». Эта музыка — музыка тихих звуков, нюансов исполнения и звучания аутентичных инструментов… Отыграть ноты в данном случае не значит ровным счетом ничего. При прослушивании все получилось очень неплохо — точно, достоверно, достаточно воздушно, с деликатностью в деталях. Иногда чуть не хватало какого-то неуловимого, почти медитативного погружения в звук, тончайших оттенков послезвучий. По остальным (и основным) составляющим — никаких нареканий.

Выводы

Исключительная акустика. Да, более сложная и капризная, на мой взгляд, чем Sopra №2. Она, как тонкий инструмент, заслуживает деликатнейшей настройки. Зато потом, подобно хорошо настроенному музыкальному инструменту, она зазвучит в полную силу, с лихвой окупив все силы, потраченные на подбор условий и компонентов тракта. Незначительные шероховатости на некоторых записях классической музыки акустике легко простить: во-первых, потому что в данном конкретном случае я не на все сто уверен в усилении, во-вторых, за жанровую универсальность. И в третьих — за выдающиеся способности не просто звучать, а отыгрывать музыку во всей полноте. Пожалуй, по этой (крайне важной) составляющей Sopra №3 могла бы легко посоперничать со многими более дорогими акустическими системами.

Музыкальный материал

1.Anorexia Nervosa — The September E.P. / Listenable Records POSH075

2.Britten — Violin Concerto, Symphony for Cello and Orchestra — Mark Lubotsky, Mstislav Rostropovich, English Chamber Orchestra, Benjamin Britten / Decca/Universal UCCD-3625

3.Henrich Ignaz Franz Biber — Mysterien Sonaten — Alice Pierot, Les Velleurs de Nut / Alpha 038

4.Masaru Imada and George Mraz — Alone Together / Three Blind Mice TBM XR 5003

5.Stevie Ray Vaughan And Double Trouble — Texas Flood / Epic EPC 4609512

6.The Album Leaf — In a Safe Place / SubPop SPCD 640

7.The Modern Jazz Quartet Plays No Sun in Venice / Atlantic WPCR-25123

8.Verdi — Requiem — Renata Scotto, Agnes Baltsa, Veriano Lucetti, Evgeny Nesterenko, Ambrosian Chorus, Philharmonia Orchestra, Riccardo Muti / EMI 7243 5 86239 25

Focal Sopra №3

1 650 000 рублей

Акустическое оформление: фазоинвертор

Схема: четыре излучателя/три полосы

ВЧ излучатель: 27 мм. вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой

СЧ излучатель: 16,5-см с «W»-диффузором и TMD подвесом

НЧ излучатель: два 21-см динамика с «W»-диффузором и NIC магнитной системой

Частоты раздела кроссовера: 250/2200 Гц

Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 33 Гц – 40 кГц

Нижняя граница (-6 дБ): 26 Гц

Импеданс (ном/мин): 8/3,1 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 400Вт

Чувствительность: 91,5 дБ (2,83 В/1 м)

Вес: 70 кг

Размеры (В x Ш x Г): 1264 x 402 x 595 мм