Можно ли построить хороший домашний кинотеатр с масштабным звуком и большой картинкой в стандартной маленькой гостиной в обычной квартире, да еще и не за 100500 миллионов...
Часто на сайте утверждается, что полноценный ДК можно построить только в выделенном и обработанном помещении не меньше 35 квадратов. И с бюджетом стартующим от полмиллиона рублей. И это горькая правда.
Но что делать если в вашем распоряжении только гостиная 18-20 квадратов и бюджет до 250-300 тысяч, — отказаться от мечты? Или все таки попробовать построить если не полноценный, то хотя бы хороший ДК, который позволит забыть дорогу в кинотеатр.
Я попробовал и вот что получилось.
Небольшое предисловие перед основным блоком
ДК увлекался с начала 00-х, первая система была компьютер плюс Sven IHOO 5.1. Потом много чего было, в том числе и уход в чистое стерео с Rotel RCD 06/Rotel RB 06/B&W CM7.
Но новый этап начался в 2009 году с приобретением проектора BenQ-W500 (720p LCD) и скромного комплекта ДК под него в виде ресивера Yamaha RX-V461, акустики Tangent Millenium и саба Eltax Thunder 10 (источником служил ноутбук Samsung R700). Смотрелось это все в 17 метровой никак не обработанной под ДК гостиной. Спустя два года был приобретен проектор Optoma HD200X, ресивер Yamaha RX-V663 и моноблок Lenovo B520.
В 2014 году купил двухкомнатную квартиру и принял решение о построении киноконцертной системы в гостиной.
Начало
Были проданы ресивер Yamaha RX-V663, комплект акустики Tangent Millenium и саб Eltax Thunder 10.
Сначала думал построить систему на B&W CM, но ценник на акустику и нормальное усиление к ним заставил отказаться от этой идеи. B&W CM7 были так же проданы, в 11,67 метровой спальне, где планировалось все-таки оставить стереосистему они звучали страшно.
Были приобретены две пары Audiovector Ki3 и центр Audiovector KC, ресивер Onkyo TX-NR818 как самый дешевый вариант с системой автонастройки Audyssey MultiEQ XT32, очень понравилась как работает Audyssey XT в ресивере Denon AVR-3311 и сабвуфер Monitor Audio R370HD.
От старой системы остался источник - моноблок Lenovo B520 и проектор Optoma HD200X.
Приступил к ремонту.
Итерация 1
Итак ремонт завершен.
The Big Lebowski Theatre
Экран — 140" Tikkurila Harmony F499, стены — Tikkurila Y490, потолок — Tikkurila Y498.
Точка просмотра в 4 метрах от экрана.
Шок от качества картинки в подготовленном помещении был огромным.
А вот со звуком, ну скажем так звук был :)
Сабвуфер Monitor Audio R370HD сгорел при первом включении и был заменен на грозную бас машину DALI MOTIF SUB 2 (push-pull, 2х165, 8 кг) на картинке присутствует.
Через пару недель, этот монстр был заменен на Audivector Mi SUB Super на картинках отсутствует, но еще появится в будущем.
Итерация 2
После того как шок от контраста картинки прошел, появились вопросы к проектору Optoma — на 140" экране он откровенно мылил, да и цветопередача не совсем устраивала. Был куплен JVC DLA RS1, который оказался лучше Optoma во всем и надолго закрыл вопрос с проектором.
Почитав, что два сабвуфера лучше одного, купил два Monitor Audio R370HD, установил и подумал что-что, а вопросы с басом решены навсегда
Источник — моноблок Lenovo B520
Ресивер — Onkyo TX-NR818
Фронты и сурраунды — Audiovector Ki3
Центр — Audiovector KC
Сабвуферы — Monitor Audio R370HD
Проектор — JVC DLA RS1
Итерация 3
Если по картинке после замены Optoma на JVC вопросов не было, то к звуку вопросы были и еще какие.
В спальне крохотные полочники Audiovector Ki1 с Rotel выдавали больше мидбаса/баса, чем напольники.
Назревал апгрейд.
И собственно настал.
Было приобретено: усилитель мощности на фронты и центр — Rotel RMB-1066 (3х150W), сабвуфер — Audivector Mi SUB. Система расширена до 7.2 — установлены Audiovector Ki1
Звук улучшился, можно даже стало слушать музыку без отвращения, в кино стало совсем хорошо.
Итерация 4
Купил Yamaha RX-A3010, который убрал полностью Onkyo/Rotel.
Переставил акустику и сабы.
Ну и самый главный апгрейд — сменил ковер :)
Итерация 5
Случилось страшное, купил сабвуфер MK MX-150THX MKII и впервые услышал и почувствовал БАС. Сдвинул точку просмотра с четырех до трех метров. Поднял экран на с 40 до 60 см от пола. Поставил стеллажи. Это было начало конца “классического” ДК.
Итерация 6
После того как сдвинул точку просмотра звук из центра пошел четко снизу. Начались безуспешные попытки решить данную проблему. Отказ от центрального канала не устроил. Начал наконец читать не наши форумы и обнаружил просто кладезь информации. Решил полностью пересмотреть концепцию ДК. Была куплена акустика NHT 1.2a в количестве 4 штук в России и 1 штука на eBay. Докуплен 2 саб MK MX150THX MKII.
Итерация 7
Пока NHT 1.2a ехала с ebay неожиданно подвернулся интересный вариант, а именно Kenwood LS-X1F THX ULTRA2 — пару которых купил на попробовать акустику с массивом твитеров.
Понравилась очень.
Купил комплект с дипольными сурраундами. Также докуплены еще 2 саба MK MX150THX MKII и установлены в DBA.
Итерация 8
Куплен JVC DLA-X9.
Сменил диван и ковер.
Продано два из четырех сабвуфера.
Итерация 9
Дипольные сурраунды заменены на обычные, теперь все 7 колонок Kenwood LS-X1F.
Приобретен усилитель мощности — Adcom GFA 7707
Сабы настроены в DBA.
Заменены шторы.
В планах — построение звукопрозрачного экрана и размещение за ним акустики и звукопоглощающего материала.
Смена нынешнего ресивера Yamaha на тоже Yamaha, но с атмосом и, соответственно, установка 4-x NHT 1.2a в качестве потолочной акустики.
Возможно установка тканевого акустического натяжного потолока, так же с размещением за ним звукопоглощающего материала.
Продолжение: Опыт построения большого ДК в маленьком помещении. Часть 2. Реализация и эволюция