В понедельник, 29 апреля, в России стартовал прокат финальной картины в нынешней фазе кинематографической вселенной Marvel — «Мстители: Финал» (Avengers: Endgame). Marvel совместно с Disney шли к этому 11 лет, выпустили 22 фильма и достаточно серьезно поменяли отношение сообщества к комиксам — как классическим печатным, так и к их киноадаптациям.
Я буду говорить об американской индустрии комиксов, поскольку Marvel, в общем-то, одна из американских компаний, представленных на этом рынке. Совсем недавно любовь к этим книжкам с картинками среди подростков и молодежи часто считалась чем-то постыдным. Некоторые утверждали, что любители комиксов скрываются от сурового недружелюбного мира в мире ненастоящем, прячутся от бледной реальности в кислотных красках. Комиксы были маркером не очень адаптированного в социуме индивида (хотя с этим хочется поспорить, приведя цифры посещаемости различных комик-конов: там такие толпы собираются, ой).
До кинематографической вселенной Marvel (MCU) на слуху у обывателей были, пожалуй, только Бэтмен, Супермен, Человек-паук, Халк и команда Людей Икс. Имена других супергероев можно было услышать только в кругу тех, кто комиксы читает. Я отчетливо помню, как в прописях, тренируя курсив, корявенько выводила фразу «Питер Паркер — паук» по двадцать-тридцать раз на страничке, а о многих других персонажах Marvel не слышала еще долго.
Стремясь удержаться на плаву, Marvel в начале нулевых продала права на экранизацию Человека-паука Sony, а на Людей Икс — Fox. «Паук» Сэма Рэйми — первые два фильма, по крайней мере — до сих пор смотрится интересно, а «Люди Икс» вывели на большие экраны супергеройские команды. Но чего-то им не хватало. И ближе к концу нулевых Marvel поняла, чего — цельности.
У таких крупных изданий, как DC и Marvel, персонажи разных линеек часто пересекаются друг с другом, потому как существуют в одной общей вселенной. Они могут сражаться друг с другом, просто пить кофе или же выступать против общего врага. Такими кроссоверами, создающими цельный мир вокруг персонажей, и отличались печатные комиксы от кинокомиксов. Marvel решила это изменить, перенеся на экраны не историю конкретного персонажа, но историю целой вселенной, в которой этих персонажей несколько.
Можно возразить: вот, были же «Люди Икс», там сразу несколько персонажей, и даже фильмов вышло много! Да, но эти фильмы укладывались в классическую для Голливуда тех лет линейную систему из сиквелов, приквелов, прочих продолжений и предысторий с редкими спин-оффами. Marvel же предложила развитие нескольких параллельных историй, которые связала вместе ультимативным кроссовером «Мстители» в 2012 году.
Старт MCU положила картина «Железный человек», в успехе которой даже сами создатели не были уверены на все сто. Персонаж был совсем не на слуху, в фильмах и сериалах не появлялся, за пределами США о нем вряд ли кто слышал, а в кинотеатрах гремел мрачный «Темный рыцарь» Нолана, заметно отличавшийся по характеру от фильма, поэтому затея была рискованной. Но в момент выпуска «Железного человека» Marvel и Disney уже знали, что одним фильмом — и одним персонажем — дело не ограничится.
Мало того, что Железный человек как персонаж не особо известнен, так еще и играть его поставили человека с не самой лучшей репутацией — Роберта Дауни-младшего, а в режиссерское кресло посадили Джона Фавро, которого опытным режиссером назвать сложно. Однако этот тандем и обеспечил фильму успех. Сценарий включал в себя много моментов с импровизацией, которые добавили боевику живости и человечности и помогли зрителям проникнуться достаточно спорным Тони Старком. И харизма Дауни-младшего, идеально вписавшегося в образ гения, миллиардера, плейбоя и филантропа, многих покорила.
В отрыве от Marvel «Железный человек» — это неплохой боевик с ярким, неоднозначным персонажем, меняющимся в процессе картины, с не самым картонным злодеем, с сочным экшеном и с удивительной идеей того, что даже человек без суперсил, родившийся на планете Земля, никем не укушенный и не облученный, может стать героем. Я, правда, еще вынесла оттуда мысль о том, что лучшей суперсилой является инженерное образование, помноженное на гору денег — и, судя по всему, не только я: «Железному человеку» удалось сделать науку и инженерию крутыми и обратить внимание многих подростков на точные науки. Но именно человечность Тони Старка, его, можно сказать, обычность позволила людям его полюбить.
Успех этой картины, первой в MCU, чуть омрачил провал «Невероятного Халка» с Эдвардом Нортоном, вышедшего всего парой недель позже. Этот фильм среди всех, выпущенных Marvel, до сих пор остается наименее прибыльным. Но машина по производству супергеройского видеоконтента уже была запущена и план продолжили претворять в жизнь. Вышли второй «Железный человек» и еще парочка сольных фильмов — «Тор» и «Капитан Америка: Первый мститель». Все эти картины были пронизаны отсылками друг на друга, пестрили пасхалками для фанатов и намекали на нечто большее — на тот самый кроссовер, которым славятся комиксы.
В 2012 году вышли «Мстители», в которых шесть самых разных супергероев собрались вместе, чтобы дать отпор общему врагу. Этот фильм связал всех представленных ранее персонажей между собой, окончательно определил их в одну вселенную и позволил им взаимодействовать вместе. Джосс Уидон создал из «Мстителей» идеальную развлекательную картину, наполненную экшеном, шутками, отсылками к оригинальным комиксам, человеческими взаимоотношениями и стратегически развешанными по стенам ружьями.
После них все пошло как по накатанной. Пошли сиквелы фильмов персонажей — еще один «Железный человек», еще один «Тор», еще один «Капитан Америка», расширяющие вселенную, углубляющие характеры существующих персонажей и внедряющие в нее новых. И на этом фундаменте успешных фильмов вышли абсолютно экспериментальные картины — «Стражи Галактики» и «Человек-муравей».
Комедийная космоопера, в которой одними из главных персонажей являются говорящий енот и дерево, ранее привлекла бы внимание только тех, кто читал про них оригинальные комиксы. Однако теперь же на этих персонажей, путешествующих в команде чуть менее странных существ, с удовольствием пошли смотреть те, кто до этого смотрел выпущенные ранее фильмы Marvel. Люди потянулись не только к необычным персонажам, но и к самим комиксам, и любовь к ним перестала быть стигматизированной. Комиксы стали полноценной частью современной популярной культуры, а не уделом ботаников. Причем популярность комиксов выросла не только на родине фильмов, в США, но и в мире.
Экспериментальность «Стражей» кроется не только в наборе героев, но и в самом типе картины. Это не просто боевичок — действие в нем перенесено в космос. В нем чудесный саундтрек из хитов прошлого века, идеально вливающийся в разворачивающийся на экране цирк. В нем прослеживается заложенная в «Мстителях» идея «команды поневоле» — группы людей, объединенных общей целью и вынужденных работать ради ее достижения сообща. И эксперимент удался. Лидером этой разношерстной команды стал Крис Пратт, ранее известный по комедийным ролям и привнесший эту правильную долю идиотии и комедийности в образ Звездного Лорда.
«Человек-муравей» тоже заигрывает с жанрами: его уже можно назвать криминальной комедией, поскольку центром всей истории становится очень продуманная кража. Да, эту кражу осуществляет человек, который может уменьшаться до субатомных размеров благодаря удивительному костюму. Но эй, там даже сцена сражения с главным злодеем на поезде есть, как во взрослых боевиках! Так что каноны соблюдены. Вывернуты наизнанку, обсмеяны, приправлены обычностью и неудачливостью персонажа Пола Радда, но соблюдены.
Кульминацией этой фазы стал очередной кроссовер — «Мстители: Эра Альтрона», добавивший франшизе драмы. Если раньше большинство фильмов были развлекательной жвачкой, то в «Альтроне» (а до него — еще и в третьем «Железном человеке») затронули достаточно тяжелые темы потерь, разрушений, жизни со своим прошлым и неотвратимости будущего. Фильм оказался слишком серьезным на контрасте с большинством выпущенных ранее картин, но в плане сюжета дал франшизе огромный толчок.
В третьей фазе, стартовавшей в 2016 году и завершившейся в этот понедельник, в линейках уже известных персонажей продолжили нагонять драму и серьезность, но запустили еще несколько важных проектов. Важных как с точки зрения самой франшизы, так и с точки зрения их влияния на культуру. Например, Marvel и Disney удалось договориться с Sony и частично вернуть себе Человека-паука — самого, пожалуй, известного до недавнего времени персонажа Marvel. Его появления ждали многие, поскольку история дружелюбного соседа как раз многим близка.
Его и в комиксах создавали как пример для подражания, пытаясь объяснить молодежи, что каждый может сделать этот мир лучше. У Питера Паркера жизнь вне костюма — самая обычная. Он не гонится за славой, за признанием всего мира — но он хочет этому миру, или даже хотя бы просто своему району, помочь. И такой светлый персонаж в этой вселенной попросту необходим. И кстати, если поначалу половину мировой кассы фильмам MCU делали США с Канадой, то к моменту выхода «Человека-паука» уже две трети сборов генерировали другие страны.
Кроме Питера в этой фазе дебютировал Т'Чалла, король скрытого от мира африканского государства Ваканда, и его сольный фильм внес попросту неоценимый нами, жителями России, вклад в афроамериканскую (и не только американскую) культуру. Большинство супергероев — классических, по крайней мере — это белые мужчины, и появление целого фильма от темнокожего режиссера с практически полностью темнокожим актерским составом и умело вплетенными в сюжет традиционными для Африки декорациями и культурными особенностями очень важно в современном мире.
Этим, правда, культурное влияние «Черной пантеры» не ограничилось. После выхода фильма, говорят, немало девчонок захотели стать такими же крутыми, как принцесса Ваканды Шури, и начать изучать роботехнику, физику и другие технические дисциплины. Примерно такого же эффекта, только среди мальчиков, удалось добиться релизом «Человека-паука».
Совсем недавно вышедшая «Капитан Марвел» тоже важна с точки зрения культуры, поскольку персонаж получился не классическим вариантом девушки-супергероя в обтягивающем спандексе с правильно расположенными вырезами, а озорной и практичной девчонкой, не умеющей и не желающей сдаваться. И это был первый фильм Marvel, посвященный супергероине. За все время существования компании.
«Доктор Стрендж» поднимал важные вопросы веры в себя и в мир, вопросы восприятия реальности и того, как на нее можно повлиять. Оставить в стороне сносящую крышу визуальную часть фильма, ломающую представления о пространстве и времени, тоже нельзя. И это визуальное пиршество, подкрепленное сочным экшеном и достаточно глубокой для такого фильма философией, сильно выделяет картину на общем фоне.
Заигрывания с космооперами продолжились в сиквеле «Стражей галактики», который скрестили с семейной драмой, и третьем «Торе», который после достаточно нудного второго фильма расцвел попросту психоделически. Вышел сиквел «Человека-муравья», тоже сильно напирающий на семейные отношения.
Третья фаза началась с кроссовера — им стал «Первый мститель: Противостояние», экранизирующий одно из самых крупных событий во вселенной Marvel, гражданскую войну. Отсутствие в тот момент прав на проданных Fox Людей Икс не позволило Marvel их использовать и добиться нужного масштаба, но фильм все равно продолжил доливать в кинокомиксы драмы и серьезности. Год назад вышел второй кроссовер этой фазы — «Мстители: Война бесконечности», ультимативная картина, показывающая, что даже самые крутые сверхлюди могут в итоге проигрывать. А сейчас вышла завершающая часть этой киноэпопеи длиной в 11 лет и 22 фильма, «Мстители: Финал». Трехчасовой magnum opus, подтягивающий узелки, стреляющий ружьями, развешанными еще тогда, в начале десятилетия, закрывающий гештальты и у многих фанатов вызывающий водопады слез.
В нем человечность всех персонажей достигла апогея. Каким бы сильным ты ни был, какими бы умениями ни обладал, ты все равно можешь сломаться, сдаться, или же, наоборот, держаться и по-человечески упрямо продолжать бороться. «Финал» оказался не фильмом про супергероев. В нем достаточно абсурда, но он подан просто как логические дыры, а не логические дыры в яркой обертке. Огромный накал страстей, ровно размазанная по всему хронометражу густая, гнетущая драма делают его фильмом про людей, которые просто в чем-то сильнее среднестатистического земного жителя.
Интересный момент связан с озвучкой. В первой половине фильма музыки нет. Вообще. Она появляется только тогда, когда начинается активная движуха, когда появляется, можно сказать, надежда.
Можно ли назвать фильм идеальной развязкой десятилетнего кинотеатрального сериала, основанного на комиксах? Сложно сказать. Другого у нас все равно не будет. Но это же кинокомикс, полный сюжетных дыр, и все логические провисания дают огромные возможности для спекуляций и фанатских теорий, так что каждый зритель в итоге может придумать себе все, что угодно, и собрать свою версию. В конце концов, в оригинальных комиксах существует несколько параллельных вселенных — так почему бы не создать их и в головах фанатов киноадаптации?
«Мстители: Финал», стартовавшие в мире 25 апреля, уже бьют самые разные рекорды. За первый уикенд проката в одной только Америке фильм собрал 357 млн долларов, а мировые сборы приблизились к полутора миллиардам всего за семь дней.
Я благодарна Marvel за то, что они решились на этот рискованный эксперимент. Благодаря им комиксы из развлечения для кучки любителей превратились в важнейший элемент современной популярной культуры, в особый культурный медиум, и получили дополнительное развитие. Благодаря им подростки проявили больше любви к науке. Благодаря им (и не только им), затрагивающим остросоциальные темы сексизма, расизма, бедности и ответственности, эти проблемы вышли из программы фестивального кино на большие экраны. Благодаря им линейные конвейеры сиквелов стали уступать место более разветвленным и продуманным вселенным.
Благодаря им миллионы людей из самых разных уголков нашей планеты смогли почувствовать себя причастными к общей истории. Я, к сожалению, оказалась в итоге лишней на этом празднике жизни, не смогла оценить всего драматизма, заложенного в «Финал», и принять все решения сценаристов так же близко к сердцу, как мои соседи по кинозалу, всхлипывающие в тех или иных моментах. Но все равно я рада, что Marvel рискнули — и не прогадали.